Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Воскресная школа:ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛИКБЕЗ 18.01.18
Урок 8

Урок 8

 

ОХ,  УЖ  ЭТИ  СТАРУШКИ...

   Братья и сестры! С вами - Александр Послушник. Давайте сегодня продолжим размышление о наболевшем: обида как таковая, её последствия и средства её предупреждения.

   Мне неоднократно приходилось сталкиваться с этой, на первый взгляд малосущественной, проблемой.

   Начнем с примеров: заходит как-то к моей матери соседка по квартире. Слышу их возбужденный разговор, интересуюсь, оказывается: соседка была в церкви, что в посхуны на праздничном богослужении. Она - человек маловерующий, но решила помолиться об устроении ее семейных проблем. Подошла к иконе, поставила «самую большую и дорогую» свечку и стала просить Господа о помощи в ее делах. В это время подошла (далее цитирую) «бабуля, сняла только что поставленную свечу и бросила ее в ящик, с которым обходила храм. Я возмутилась: зачем ты трогаешь мою свечу? я ее поставила, чтобы молиться до тех пор, пока она вся не догорит (а большая свеча горит 2-2,5 часа), а ты... Бабуля обругала меня, обозвала «темной», но свечку все-таки отдала. Я ее поставила и, буквально, сторожила, но молиться уже не могла - у меня все дрожало внутри от возмущения и обиды. Я никогда больше не пойду в эту церковь...».

   Обида... Страшное по своей силе чувство. И страшное последствие: «... никогда не пойду в церковь»...

   Другой пример. В 1996 году я был причетником и в церкви у свечного стола наблюдал такую картину: пришла большая семья с вопросом - окрестить младенца. Было видно, что семья эта из числа редко посещающих храм, но каноны Православные христианские соблюдающая.

   Казначейша (преклонного возраста), занятая продажей свечей (был праздничный день, народу много), что-то резкое ответила этим людям, после чего они (8 человек) резко повернулись и пошли к выходу, и, выйдя на улицу, начали возбужденно говорить между собой. Я догнал их у ворот и с большим трудом уговорил не поддаваться гневу и вернуться. Увещевал их простить грубость обидевшему, убеждал в том, что «вы к Богу пришли, а не к человекам», что обидевший вас в свое время получит воздаяние за содеянное... Они вернулись. Нахмуренные брови и взгляд обращенный к полу говорил о том, что заноза обиды крепко впилась в их сердца. Один из них сказал с горечью: «Если бы не вы, если бы не поговорили с нами по-доброму, то...».

   Опять обида... И опять вполне возможный страшный результат: не пойду в церковь.

   А теперь взглянем на эти примеры с другой стороны. Спросите у любого священника, существует ли такая проблема: не смиренный притч (служители) и непокорные старушки? Многие ответят, что это явление - «бич Божий». Конкретный пример: строится церковь, всем миром, есть активные прихожане. И, мало помалу, когда церковь начинает проводить регулярные богослужения, эти активные (как правило) старушки уже начинают и батюшке указывать: не так сказал, не то сделал и т.д., - а дальше - больше: не так служишь... Вот так-то! А попробуй батюшка резко осадить зарвавшуюся бабулю - она прямиком к Владыке: обижают! А у Владыки разговор (я это видел) суровый к священнику: не можешь справиться даже с притчем, так где тебе управляться с церковью - иди за штат, т.е. ищи, где хочешь, себе место службы и, следовательно, хлеб насущный. А у батюшки - семья, и часто большая...

   Вот тут-то у бабули расправляются плечи: да я, оказывается, сила! А лукавый шепчет: «Да еще какая!»... Интересный расклад? А тут уже гордыня (наивысшая пагубная страсть) вступает в силу: я трижды пособоровалась за время поста - почти святая! А то, кем она еще вчера, до вступления в притч, была - уже забыла. И гордыня затмевает разум ее о грехах ныне совершаемых (да возлюбите ближнего своего, как самого себя). И не всегда разумеет, что на нее одну смотрят сотни глаз, и делают выводы для себя далеко идущие вразрез между понятиями: Церковь и человек.

   Братья и сестры, я понимаю, что такие примеры вы можете привести и сами. Но вот еще одна точка зрения: а, может быть, не столько притч виноват, но и мы сами? Естественная реакция: «Ка-а-к?! Вы только что говорили об обратном

   Да, говорил. Но, все-таки, давайте поговорим откровенно. Да, часто мы идем в Церковь, как в последнюю инстанцию для отчаявшегося в суетной жизни человека, часто связанную с лишениями и потерями близких нам людей. И, входя на порог храма, натыкаемся на грубость. А, может быть, это не грубость, а просто (хотя и чрезмерная) строгость? Пусть неотшлифованная, нелощеная (как, например, у католиков) но - справедливость: Бога забыл, а приперло - прибежал?

   А помнить-то о Боге нужно всегда, а не только в траурные дни. А бабушки-то наши, в большинстве своем, крестный путь свой проходили с детства и далеко не по дороге типа «автобан». А, может быть, в их словах не столько зла, сколько добра, обращенного к нам, так трудно и поздно вспомнившим о существовании не только Церкви, но и самого главного - Бога. И старушки (хотя и не имеют на это права) осуждают нас, действительно ленивых и, по-богословски, малограмотных?

   И, наконец, мы требуем у причта смирения, а наше-то смирение, главное качество христианина, где оно?

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг