Урок 8
ОХ, УЖ
ЭТИ СТАРУШКИ...
Братья и сестры! С
вами - Александр Послушник. Давайте сегодня продолжим размышление о наболевшем: обида как таковая, её последствия и средства её
предупреждения.
Мне неоднократно
приходилось сталкиваться с этой, на первый взгляд малосущественной, проблемой.
Начнем с примеров:
заходит как-то к моей матери соседка по квартире. Слышу их возбужденный
разговор, интересуюсь, оказывается: соседка была в церкви, что в пос.Ахуны на праздничном богослужении.
Она - человек маловерующий, но решила помолиться об
устроении ее семейных проблем. Подошла к иконе, поставила «самую большую и
дорогую» свечку и стала просить Господа о помощи в ее делах. В это время
подошла (далее цитирую) «бабуля, сняла только что поставленную свечу и бросила
ее в ящик, с которым обходила храм. Я возмутилась: зачем ты трогаешь мою свечу?
я ее поставила, чтобы молиться до тех пор, пока она вся не догорит (а большая
свеча горит 2-2,5 часа), а ты... Бабуля обругала меня, обозвала «темной», но
свечку все-таки отдала. Я ее поставила и, буквально, сторожила, но молиться уже
не могла - у меня все дрожало внутри от возмущения и обиды. Я никогда больше не
пойду в эту церковь...».
Обида... Страшное
по своей силе чувство. И страшное последствие: «... никогда не пойду в
церковь»...
Другой пример. В
1996 году я был причетником и в церкви у свечного стола наблюдал такую картину:
пришла большая семья с вопросом - окрестить младенца. Было видно, что семья эта
из числа редко посещающих храм, но каноны Православные
христианские соблюдающая.
Казначейша
(преклонного возраста), занятая продажей свечей (был праздничный день, народу
много), что-то резкое ответила этим людям, после чего они (8 человек) резко
повернулись и пошли к выходу, и, выйдя на улицу, начали возбужденно говорить
между собой. Я догнал их у ворот и с большим трудом уговорил не поддаваться
гневу и вернуться. Увещевал их простить грубость обидевшему, убеждал в том, что
«вы к Богу пришли, а не к человекам», что обидевший вас в свое время получит
воздаяние за содеянное... Они вернулись. Нахмуренные
брови и взгляд обращенный к полу говорил о том, что
заноза обиды крепко впилась в их сердца. Один из них сказал с горечью: «Если бы
не вы, если бы не поговорили с нами по-доброму, то...».
Опять обида... И
опять вполне возможный страшный результат: не пойду в церковь.
А теперь взглянем
на эти примеры с другой стороны. Спросите у любого священника, существует ли
такая проблема: не смиренный притч (служители) и
непокорные старушки? Многие ответят, что это явление - «бич Божий». Конкретный
пример: строится церковь, всем миром, есть активные прихожане. И, мало помалу,
когда церковь начинает проводить регулярные богослужения, эти активные (как
правило) старушки уже начинают и батюшке указывать: не так сказал, не то сделал
и т.д., - а дальше - больше: не так служишь... Вот так-то! А попробуй батюшка
резко осадить зарвавшуюся бабулю - она прямиком к Владыке: обижают! А у Владыки
разговор (я это видел) суровый к священнику: не можешь справиться даже с притчем, так где тебе управляться
с церковью - иди за штат, т.е. ищи, где хочешь, себе место службы и,
следовательно, хлеб насущный. А у батюшки - семья, и часто большая...
Вот тут-то у бабули
расправляются плечи: да я, оказывается, сила! А лукавый шепчет: «Да еще
какая!»... Интересный расклад? А тут уже гордыня (наивысшая
пагубная страсть) вступает в силу: я трижды пособоровалась
за время поста - почти святая! А то, кем она еще вчера, до вступления в притч, была - уже забыла. И гордыня затмевает разум ее о
грехах ныне совершаемых (да возлюбите ближнего своего, как самого себя). И не
всегда разумеет, что на нее одну смотрят сотни глаз, и делают выводы для себя
далеко идущие вразрез между понятиями: Церковь и человек.
Братья и сестры, я
понимаю, что такие примеры вы можете привести и сами. Но вот еще одна точка
зрения: а, может быть, не столько притч виноват, но и
мы сами? Естественная реакция: «Ка-а-к?! Вы только
что говорили об обратном!»
Да, говорил. Но,
все-таки, давайте поговорим откровенно. Да, часто мы идем в Церковь, как в
последнюю инстанцию для отчаявшегося в суетной жизни человека, часто связанную
с лишениями и потерями близких нам людей. И, входя на порог храма, натыкаемся
на грубость. А, может быть, это не грубость, а просто (хотя и чрезмерная)
строгость? Пусть неотшлифованная, нелощеная (как,
например, у католиков) но - справедливость: Бога забыл, а приперло
- прибежал?
А помнить-то о Боге
нужно всегда, а не только в траурные дни. А бабушки-то наши, в большинстве
своем, крестный путь свой проходили с детства и далеко не по дороге типа
«автобан». А, может быть, в их словах не столько зла, сколько добра,
обращенного к нам, так трудно и поздно вспомнившим о существовании не только
Церкви, но и самого главного - Бога. И старушки (хотя и не имеют на это права)
осуждают нас, действительно ленивых и, по-богословски,
малограмотных?
И, наконец, мы
требуем у причта смирения, а наше-то смирение, главное качество христианина,
где оно?