Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Воскресная школа:ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛИКБЕЗ 29.03.24
Урок 7

Урок 7

 

КАК  НЕ  НАДО  СЕБЯ  ВЕСТИ

   Братья и сестры! С вами - Александр Послушник. Сегодня я побужден отложить беседу на чисто богословские темы и разобрать вопросы больные, но насущные. Да простит меня Господь, но я вынужден говорить об этом.

   Знаменитый К.С. Станиславский часто поучал: «Театр начинается с вешалки». Фраза, давно ставшая расхожей, характеризует отношение истинного профессионала к своему ремеслу. Он прекрасно понимал: чтобы постичь в полной мере действо, происходящее на сцене, нужно, начиная с порога, знать основные правила «храма искусства». Они просты: вытри ноги, войди, оставь лишнее в гардеробе, возьми программку, пройди в зал и узнай, где твое место, чтобы после третьего звонка не заставить вставать со своих мест соседей, и, если позволяет время - прогуляйся по фойе и т.д. Совсем недавно подавляющее большинство из нас назубок знали эти неписаные правила. И, если посреди действа, упаси Бог, кто-то посреди зала вставал и шел к выходу - он рисковал тут же, «не отходя от кассы» получить общественное порицание в виде негодующих взглядов, а от публики менее воспитанной - тычок в спину, а на выходе из зала его ждала шокированная контролерша с круглыми от возмущения глазами при виде такого «святотатства». Нарушитель театрального «катехизиса» получал добрую порцию внушений (а это уже «суд»), а если от провинившегося, как говаривал не менее знаменитый З. Високовский «исходил легкий запашок», - как из под земли возникал представитель власти и составлял протокол на «злодея», со всеми вытекающими отсюда последствиями (это уже «приговор»). А далее (вы помните?) - плакала «тринадцатая», очередь на квартиру, летний отпуск и т.д. А это уже наказание, материально и морально весьма ощутимое.

   Как видим, в языческом храме все было отработано до мелочей. И результаты были налицо.

   Но мы-то, христиане, входим в Божий храм. Как мы себя ведем? В каком виде мы предстаем пред очами Господа? Умеем ли мы, хотя бы, достойно войти в храм? Знаем ли мы: ДЛЯ  ЧЕГО мы сюда пришли или действуем по принципу «все побежали - и я побежал»? Ведь церковь не театр, а обитель Духа Святаго. Сюда люди ходят (должны ходить) МОЛИТЬСЯ, а не обсуждать (а, тем более, не осуждать) своих близких, мирские и политические проблемы - «не суди, и судим не будешь».

   Я человек мирской, но имею основные навыки и понятия в церковной жизни. Очень люблю ходить в храм и, особенно, на рядовые (не праздничные) малолюдные богослужения.

   Но! Да простит меня Господь! С огромным подчас трудом заставляю себя ходить на праздничные службы.

   Скорблю, вздыхаю и печалюсь, написав эти строчки. Но это - факт. Я не случайно начал сегодняшнюю беседу с фривольностей.

   Вспоминаю прошедшую Пасху - Светлое Воскресение Христово. К моей семье на Всенощной службе присоединился приятель (назовем его С.). Он - человек средних лет, в детстве крещенный, и с недавнего времени начал по-настоящему воцерковляться: периодически посещать службы, поститься, причащаться, собороваться и т.д. Но на Всенощную службу он пришел впервые. Его занимали вопросы: чем отличается эта служба от других, как долго продолжается, и с каких частей состоит, как себя вести... Я ему посоветовал: «С., делай то, что я буду делать, и, самое главное, наберись терпения на первые  1,5 - 2 часа. А потом будем молиться». Видя его недоумение, добавил: «Прошу тебя: потерпи».

   Что происходило в храме в эти первые 1,5 - 2 часа - кто был, тот видел: Пасхальная служба идет, а народ и входит и выходит (чего не имеет право делать до окончания службы, «отпуста»), гомонят у свечного стола, некоторые, купив свечу, тычут ею в спины молящихся (отвлекая их от главного): «Передайте к празднику», - и с благочестивым видом идут на выход с чувством исполненного долга. Иные, горя желанием «послужить Господу», пробиваются сквозь ряды прихожан, дабы лично поставить свечку. Затем, не менее энергично работая плечом, целеустремленно пробиваются назад. Вот кто-то, стоящий почти у клироса, по-гусиному вытянув шею, как перископ подводной лодки, обозрел раз - другой стоящих позади него, и, видимо, «запеленговав» нужное ему лицо, двинулся, рассекая волны прихожан к боковому выходу, и, зайдя через главный вход, начал неподалеку от меня уговаривать своего знакомого сейчас же идти «разговляться»... А вот другой: в «немолитвенном состоянии» что-то бормочет, и, покачиваясь, качая, как лошадь, головой, мелко и бесконечно крестится, но, наконец, повздыхав, удалился...

   Но прошло с полуночи два часа. Страсти поутихли: мы молились и до утренней зари продолжалось праздничное Пасхальное богослужение. Со светлым и легким чувством после отпуста мы шли по ночному городу. С. сказал: «Знаешь, хорошо, что ты предупредил меня о предстоящем - потерпеть, - а то, наверное, я бы ушел домой не дожидаясь конца...».

   А если бы не предупредил?

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг