Урок 7
КАК НЕ
НАДО СЕБЯ ВЕСТИ
Братья и сестры! С
вами - Александр Послушник. Сегодня я побужден отложить беседу на чисто
богословские темы и разобрать вопросы больные, но насущные. Да простит меня
Господь, но я вынужден говорить об этом.
Знаменитый К.С.
Станиславский часто поучал: «Театр начинается с вешалки». Фраза, давно ставшая расхожей, характеризует отношение истинного профессионала к
своему ремеслу. Он прекрасно понимал: чтобы постичь в полной мере действо,
происходящее на сцене, нужно, начиная с порога, знать основные правила «храма
искусства». Они просты: вытри ноги, войди, оставь лишнее в гардеробе, возьми
программку, пройди в зал и узнай, где твое место, чтобы после третьего звонка
не заставить вставать со своих мест соседей, и, если позволяет время -
прогуляйся по фойе и т.д. Совсем недавно подавляющее большинство из нас назубок
знали эти неписаные правила. И, если посреди действа, упаси
Бог, кто-то посреди зала вставал и шел к выходу - он рисковал тут же, «не
отходя от кассы» получить общественное порицание в виде негодующих взглядов, а
от публики менее воспитанной - тычок в спину, а на выходе из зала его ждала
шокированная контролерша с круглыми от возмущения глазами при виде такого
«святотатства». Нарушитель театрального «катехизиса»
получал добрую порцию внушений (а это уже «суд»), а если от провинившегося, как
говаривал не менее знаменитый З. Високовский «исходил
легкий запашок», - как из под земли возникал представитель власти и составлял
протокол на «злодея», со всеми вытекающими отсюда последствиями (это уже
«приговор»). А далее (вы помните?) - плакала «тринадцатая», очередь на
квартиру, летний отпуск и т.д. А это уже наказание, материально и морально
весьма ощутимое.
Как видим, в
языческом храме все было отработано до мелочей. И результаты были налицо.
Но мы-то,
христиане, входим в Божий храм. Как мы себя ведем? В каком виде мы предстаем
пред очами Господа? Умеем ли мы, хотя бы, достойно войти в храм? Знаем ли мы:
ДЛЯ ЧЕГО мы сюда пришли или действуем по
принципу «все побежали - и я побежал»? Ведь церковь не театр, а обитель Духа
Святаго. Сюда люди ходят (должны ходить) МОЛИТЬСЯ, а не
обсуждать (а, тем более, не осуждать) своих близких, мирские и политические
проблемы - «не суди, и судим не будешь».
Я человек мирской,
но имею основные навыки и понятия в церковной жизни. Очень люблю ходить в храм
и, особенно, на рядовые (не праздничные) малолюдные богослужения.
Но! Да простит меня
Господь! С огромным подчас трудом заставляю себя ходить на праздничные службы.
Скорблю, вздыхаю и
печалюсь, написав эти строчки. Но это - факт. Я не случайно начал сегодняшнюю
беседу с фривольностей.
Вспоминаю прошедшую
Пасху - Светлое Воскресение Христово. К моей семье на Всенощной службе
присоединился приятель (назовем его С.). Он - человек средних лет, в детстве
крещенный, и с недавнего времени начал по-настоящему воцерковляться:
периодически посещать службы, поститься, причащаться, собороваться и т.д. Но на
Всенощную службу он пришел впервые. Его занимали вопросы: чем отличается эта
служба от других, как долго продолжается, и с каких частей состоит, как себя
вести... Я ему посоветовал: «С., делай то, что я буду делать, и, самое главное,
наберись терпения на первые 1,5 - 2
часа. А потом будем молиться». Видя его недоумение, добавил: «Прошу тебя:
потерпи».
Что происходило в
храме в эти первые 1,5 - 2 часа - кто был, тот видел: Пасхальная служба идет, а
народ и входит и выходит (чего не имеет право делать до окончания службы, «отпуста»), гомонят у свечного стола, некоторые, купив свечу,
тычут ею в спины молящихся (отвлекая их от главного): «Передайте к празднику»,
- и с благочестивым видом идут на выход с чувством исполненного долга. Иные,
горя желанием «послужить Господу», пробиваются сквозь ряды прихожан, дабы лично
поставить свечку. Затем, не менее энергично работая плечом, целеустремленно
пробиваются назад. Вот кто-то, стоящий почти у клироса, по-гусиному вытянув
шею, как перископ подводной лодки, обозрел раз - другой стоящих позади него, и,
видимо, «запеленговав» нужное ему лицо, двинулся, рассекая волны прихожан к
боковому выходу, и, зайдя через главный вход, начал неподалеку от меня
уговаривать своего знакомого сейчас же идти «разговляться»... А вот другой: в «немолитвенном состоянии» что-то бормочет, и,
покачиваясь, качая, как лошадь, головой, мелко и бесконечно крестится, но,
наконец, повздыхав, удалился...
Но прошло с
полуночи два часа. Страсти поутихли: мы молились и до
утренней зари продолжалось праздничное Пасхальное богослужение. Со светлым и
легким чувством после отпуста мы шли по ночному
городу. С. сказал: «Знаешь, хорошо, что ты предупредил меня о предстоящем -
потерпеть, - а то, наверное, я бы ушел домой не
дожидаясь конца...».
А если бы не
предупредил?