Урок 5
О СВЯЩЕНСТВЕ
ХРИСТОВОМ
Братья и сестры! С
вами Александр Послушник. Сегодня мы откроем «Закон Божий» - изд. Николо-Волосовского монастыря, 1999г.
ЕПИСКОПЫ - называются еще архиереями, могут совершать все
Таинства и все церковные службы, им принадлежит право не только совершать
Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно
освящать миро и антиминсы.
СВЯЩЕННИКИ (греч. - иереи, пресвитеры), могут совершать, с благословения
епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено
совершать только епископу.
ДИАКОНЫ (с греч. - служитель) служат епископу или священнику при Богослужении и
совершении таинств, но сами совершать их не могут.
Во
Имя Отца и Сына и Святого Духа! Господи, благослови!
В:
Передавали ли в свою очередь преемники Апостолов
благодать Божию последующим пастырям Церкви?
О: Да, передавали
полученную ими благодать Божию последующим пастырям
Церкви, как об этом свидетельствует ап. Павел в
послании к Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное
и поставил по всем городам пресвитеров». (Тит 1:5; см. также 2Тим.2:2;
1Тим.5:22).
Таким-то образом,
благодать Св.Духа, ниспосланная Господом на апостолов
и переданная ими своим преемникам - пастырям Церкви, дошла до наших дней и
будет существовать на пастырях Церкви до конца мира. Из сказанного понятно, что
если благодать Божия передается только через преемство пастырей Церкви, то и
пребывает только на тех пастырях, которые ведут свое преемство от Апостолов.
В: Как поэтому
должно думать о сектантских наставниках?
О: Сектантские
наставники преемственного рукоположения от апостолов не имеют и поэтому не
могут быть названы истинными пастырями.
В: Как научает нас
Слово Божие относиться к таким самозванным
пастырям, как сектантские наставники?
О: Христос
Спаситель сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а
внутри суть волки хищные». (Мф.7:15).
В: А как должно
относиться к истинным пастырям Церкви?
О: Должно,
во-первых, внимать их учению, как голосу Самого Бога.
«Слушающий
вас, - сказал Спаситель апостолам, а в лице их всем пастырям Церкви, - Меня
слушается, а отвергающийся вас Меня отвергается, а
отвергающий Меня отвергается Пославшего Меня»
(Лк.10:15). Во-вторых, должно относиться к пастырям с уважением, как к духовным
нашим руководителям: «Достойно начальствующим пресвитерам,
- заповедует св.апостол Павел, - оказывать сугубую честь»
(1Тим.5:17). И в другом месте: «Просим вас, братья, уважать трудящихся у вас
и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и
почитать их преимущественно с любовию за
дело их» (1Сол.5:12-13).
В: А как должно
относиться к пастырям, имеющим слабости и пороки?
О: Не должно
осуждать таких пастырей, ибо суд над ними принадлежит только высшей церковной
власти (1Тим.5:19). «Не судите, да не судимы будете,
- сказал Христос Спаситель,- ибо каким судом судите, таким и судимы будете; и какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:1-2).
В самом деле, ведь пастыри Церкви - люди, а люди могут
погрешать. «Если говорим, что не имеем греха, - пишет святый
Иоанн Богослов, - обманываем самих себя, и истины нет в нас»
(1Ин.1:8).
В: Что сказано в Св.Писании об осуждении духовных лиц?
О: Апостол Павел
говорит словами закона о первосвященнике: «начальствующего в народе твоем не злословь»
(Деян.23:5; Исх.22:28). Апостол Петр и ап.Иуда
угрожали вечным огнем осуждающим священников: «так точно будет с сими
мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие
власти» (Иуд.4:8; 2Пет.2:9-10).