Урок 4
ОТ ОБЩНОСТИ
К ЧАСТНОСТЯМ.
Братья и сестры! С
вами - Александр Послушник. Сегодня, для раскрытия темы беседы, мы обращаемся к
«Философскому энциклопедическому словарю», - М., ИНФРА - М, 1999., для
определения общности вопросов.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - в самом общем смысле прием, к
которому прибегают с той целью, чтобы убедить в правильности тезиса,
достоверности познания или - в том случае, если данное положение оспаривается,
- еще раз его дополнить и подтвердить... Противоположностью доказательства является
опровержение; оно состоит в том, что
в отношении предмета, о котором что-то утверждается, приводятся факты, из
которых это утверждение не может быть выведено.
Итак, определив
общность вопросов, переходим к частностям изложения ответов.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи,
благослови!
В: Чем можно
доказать, что в основанной Спасителем Церкви должны быть богоустановленные
пастыри?
О: Это доказывается
следующими словами св.апостола Павла: «Он
(Бог) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных
пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания
Тела
Христова». (Еф.4:11-12).
В: Как отличить
истинного пастыря Церкви от ложного?
О: Истинный пастырь
имеет на себе благодать Св.Духа и под водительством
благодати Божией пасет стадо Христово. Эту истину засвидетельствовал св.апостол Павел, когда сказал Ефесским
пастырям: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый
поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел
Себе Кровью Своею».
(Деян.20:28).
В: Как узнать, есть
ли на пастыре благодать Св.Духа, или нет?
О: Если пастырь
получает посвящение от епископа, который ведет свое преемство от самих
апостолов, то на таком пастыре есть благодать Св.Духа;
все же пастыри, которые не ведут своего преемства от апостолов, благодати на
себе не имеют и являются пастырями ложными.
В:
Почему этим именно способом узнается законность
пастырей?
О: Потому, что
Господь по восшествии Своем на небо ниспослал
Св.Духа не на всех верующих, а только на
апостолов. (см.Деян.)
В: Откуда видно,
что только Апостолы имели в начале благодать Св.Духа?
О: Это видно из
книги Деяний апостольских, где говорится: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы,
услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали
к ним Петра и Иоанна, Которые, пришедши, помолились о
них, чтобы они приняли Духа Святаго: Ибо Он не сходил еще ни на одного из них,
а только были они крещены во имя Господа Иисуса; Тогда возложили руки на них, и
они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что через
возложение рук Апостольских подается Дух Святый,
принес им деньги, Говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу
руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в
погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; Нет тебе
всем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; Итак покайся в сем
грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл
сердца твоего; Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.» (Деян.8:14-23).
В: Апостолы,
полученную ими от Бога благодать Св.Духа, передавали
ли преемникам, пастырям Церкви?
О: Да, передавали.
Сие открывается из следующих слов св.апостола Павла к
Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании,
которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»
(Тим.4:14); и в другом месте: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе
через мое рукоположение», (2Тим.1:6).
Братья и сестры! Да
не утомит вас кажущаяся длительность рассуждений о пастырской
преемственности - одном из важнейших положений Церкви Православной. Давайте же
наберемся, терпения и усердия, и, с Божией помощью, разберемся в нем до конца.