Урок 3
НОВЫЕ СТАРЫЕ
ПОНЯТИЯ
Братья и сестры! С вами - Александр
Послушник. Прежде, чем приступить к беседе о Святой Церкви и о священстве
Христовом, рассмотрим, с помощью отечественной литературы, некоторые понятия и
определения.
Откроем словарь-справочник «Азбука
христианства», М., «Наука» 1997г.
ЦЕРКОВЬ (от греч. Божий дом) - 1)см.Храм;
2)Мистическое Тело Христово; 3)о-во верующих христиан.
ХРАМ - освященное
здание для церковных собраний. Х.называется обычно церковь,
собор, костёл (у поляков), кирха (у немцев-лютеран), собрание (у баптистов),
молитвенный дом (у протестантов и, в зависимости от статуса здания-у
православных).
СЕКТА (лат. secta - образ мыслей, учение) - тип религ.
объединения, отличающийся от Церкви практически полным единством взглядов его
членов на вероучение и церковную практику. Для С.
м.б. характерны критика
Церкви, претензия на исключительность своей веры, изоляционизм, стремление к
духовному возрождению христианства (ревивализм, ревайвл) согласно собственному разумению, более строгое,
чем в среднем о-ве, нравственность, демократизм или, наоборот, духовный диктат,
отсутствие апостольского преемства у руководителей С. Нек-рые
Церкви постепенно замыкаются в секты, а нек-рые С.,
наоборот, раскрываются в Церковь со всем многообразием мнений, практических
принципов и обрядов. Православное богословие считает С. все объединения, не
имеющие апостольского преемства, в
т.ч. лютеранство. Слово С. часто
используется как порицательная характеристика.
Здесь мы просим
учесть немаловажный фактор: определения взяты из мирской (см.издательство)
литературы, т.е. они субъективно не ориентированы в пользу того или иного
вероисповедания и являются общественно признанными - нравится нам это или нет.
Итак, получив
порцию пищи словесной, ибо: «... не хлебом одним будет жить человек...»
(Мф.4:4)- продолжим занятие:
Во
Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благослови!
Вопрос: - Откуда
открывается, что без помощи Божией люди не могут идти путем добродетельной
жизни?
Ответ: - Это ясно
открывается из следующих слов Спасителя, сказанных ученикам: «Пребудьте
во Мне, и Я - в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не
будет на лозе; так и вы, если не будете во мне. Я есмь
лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон,
как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они
сгорают». (Ин.15:4-6).
В:
- Что же должно делать для того, чтобы пребывать в Боге и пользоваться Его
спасительной помощью?
О: - Для этого
должно составлять одно тело со Христом; телом же
Христовым, по изъяснению св. апостола Павла, является Церковь. (Еф.1:22-23).
В этом теле, свидетельствует св. апостол: «есть
глава Христос, из Котораго все тело, составляемое и
совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в
свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в
любви». (Еф.4:15-16).
В: Пребывают ли
сектанты в Св. Христовой Церкви?
О: Нет, не
пребывают, потому, что общество сектантов совершенно не походит на Церковь,
основанную Господом нашим Иисусом Христом.
В: Откуда видно,
что общество сектантов не походит на истинную Церковь Христову?
О: В основанной Спасителем
Церкви должны быть особые, Богом поставленные пастыри, именуемые епископами,
пресвитерами и диаконами, а также благодатные таинства, в которых верующие
получают Св.дары Св.Духа; в обществе же сектантов нет
ни богоустановленных пастырей, ни св.таинств...