Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

П А М Я Т Ь 29.03.24
Ранее неопубликованное

Ранее неопубликованное

 

 

Картинка 2 из 6

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ

Памяти архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима

 

За 210-летнюю историю пензенской епархии ее возглавляли только три представителя Сурского края. Недолго продолжалась пастырское служение расстрелянного в 1937 году епископа Феодора (Смирнов) – уроженца села Козловка Лопатинского района. Шесть лет окормлял пензенский народ в послевоенный период уроженец села Можаровка Городищенского района – архиепископ Кирилл (Поспелов). Третьим из земляков был архиепископ Серафим (Тихонов). Единственный за два столетия архиерей, который правил епархией 22 года.

Его детские годы прошли в селе Гранное, которого давно нет на карте Никольского района Пензенской области. Осознанный выбор, связанный с богослужением Дмитрий Захаров сделал в 1956 году, когда поступил в Саратовскую духовную семинарию. В тридцать лет, сразу после окончания Ленинградской духовной академии, он совершил постриг, отказавшись от мирской жизни. Обряд посвящения в монашество, под иноческим именем Серафим, над ним совершил его духовный отец - архиепископ Пензенский и Саранский Феодосий (Погорский). Чуть позже он рукоположил его в иеромонахи, а после своего перевода в Ивановскую епархию сделал личным секретарем и возвел в сан игумена. По всей видимости, иноческое имя Серафим он дал ученику не случайно и готовил его к схиме. Недаром образ прозорливого старца Серафима Саровского, в честь которого нарекли юного монаха, сопровождал Владыку на протяжении всей жизни.

 

Посетители, впоследствии приходящие на прием к архипастырю в Пензе, с особым благоговением умилялись висящей за его спиной картиной с изображением старца, кормящего в глухом лесу медведя. Сам Владыка, в узком кругу журналистов, однажды высказал предположение, что святой, возможно, посещал Наровчатский Троице-Сканов монастырь. 2 сентября 1793 года его благословил на пустынножительство тамбовский архиерей Феофил, в ведении которого находилась Божья обитель. 3 октября там ежегодно проходило празднование чудотворной иконы Трубчевской Божьей Матери написанной в 1765 году. В годы советской власти святыня была утеряна, но вскоре вновь обретена, и находиться на территории монастыря. Известно, что за всю жизнь образ Богоматери являлся преподобному 12 раз. Дважды в сопровождении первоапостолов Иоанна и Петра. Вполне логично, что перед наложением схимы и удалением в Сканову пустынь он мог посетить Наровчат для поклонения чудотворному образу.

 

Но Серафиму (Тихонову), по всей видимости, был уготован иной путь. Самые яркие страницы его биографии связаны с годами семилетнего послушания на Святой Земле в Израиле. Там, где когда – то ступала нога Иисуса, возносившего свои молитвы Всевышнему, его возвели в сан архимандрита и назначили начальником Русской Духовной Миссии. Интересная деталь! В 1951-1955 годах эту же должность занимал архимандрит Поликарп, будущий епископ пензенской епархии в конце 60-х годов. Кстати, до назначения в Пензу возглавлявший Ивановскую кафедру.

 

Картинка 4 из 6Более интересное сплетение судеб являет собой обряд посвящения Серафима в сан епископа Пензенского и Саранского. Кроме почивших в бозе Святейших Патриархов Всея Руси Пимена и Алексия (тогда митрополит Таллинский и Эстонский) хиротонию над ним совершал на Божественной литургии в Богоявленском патриаршем соборе экзарх Средней Европы – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Мелхиседек, 8 лет окормлявший пензенскую паству до нового назначения. В этом торжественном ритуале была определенная преемственность передачи духовной власти из рук в руки. Тем более назначения Серафима страстно желал его духовный наставник архиепископ Феодосий, три года не доживший до восхождения своего ученика на пензенскую кафедру. Воистину это было Божье провидение.

 

Еще при жизни Владыка Серафим стал живой легендой. Два раза в неделю он проводил прием посетителей в старой резиденции епархии на улице Водопьянова. К нему приезжали со своими проблемами люди со всех уголков Пензенской области и республики Мордовия. И не было случая, чтобы он в приеме кому-то отказал. К нему приходили не только верующие, отошедшие от Бога, но и атеисты. К каждому из них он имел свой ключик, подкрепляя свои наставления словами из Священного писания. Одних утешал в горе. Других поддерживал в радости. Третьих мог «пропесочить» так, что они бежали в храм за покаянием.

 

Не просто складывались его отношения с местной властью. Особенно в 80- годы, когда священников, иначе как «попами», никто из чиновников не называл. Избегали с ними общения и журналисты. Если в прессе появлялись статьи о разрушенных храмах, то с обязательной оговоркой, что материал написан с атеистических позиций, а единственной целью публикации является сохранение архитектурных памятников. О возрождении культового зодчества не могло быть и речи! Не удивительно, что свое первое интервью межрегиональной газете "Поволжье" Владыка дал весной 1991 года, когда отработал архипастырем половину определенного Богом срока. К тому времени часть епархии отошла к Мордовии, куда назначили настоятеля Успенского кафедрального собора в Пензе архимандрита Варсонофия. Владыка Серафим стал именоваться архиепископом Пензенским и Кузнецким. В ту пору на его попечении оставалось 27 храмов и молитвенных домов. Все остальные находились в руинах.

 

Но демократическая оттепель внесла ощутимую лепту в богоугодное дело. Лед недоверия между государством и Церковью начал оттаивать. В храмы потянулись не только люди среднего возраста, но и молодежь. Влияние религии на мировоззрение народа возрастало. Чтобы не потерять доверия своих избирателей, власть вступила в открытый диалог с Церковью. Большей частью такое общение проходило на светском уровне. Посещать богослужения многие чиновники еще не отваживались. А если и полагали на себя крестное знамение – то так неуклюже, что вызывали раздражение богомольных старушек.

 

Картинка 3 из 6Вот тут Владыка Серафим и проявил свой дипломатический талант. Ему удалось расположить к себе экс-губернатора Пензенской области Анатолия Ковлягина, который очень живо откликнулся на нужды епархии. Одна из главных проблем заключалась в том, чтобы возродить из небытия разрушенные монастыри и храмы. К решению этой задачи активно подключились и пензенские предприниматели.

В результате совместных усилий Церкви, власти, бизнеса и простых граждан удалось сдвинуть камень с места. Первым делом приступили к восстановлению жемчужины пензенской культовой архитектуры - Троице-Сканова монастыря в Наровчате. Увидев возрожденное чудо – все ахнули: "Надо же какая красотища!". Власть и бизнес невольно почувствовали себя участниками великих свершений. Дальше – больше.

 

Сегодня, на пожертвования спонсоров и граждан, во всех весях губернии возрождены не только дореволюционные храмы, но и возводятся новые церкви. Начало грандиозному строительству было положено архиепископом Серафимом. Его неустанными трудами и молитвами возрождена резиденция пензенских архиереев на Советской площади (бывшая Соборная), здания духовной консистории и православной гимназии, возобновлено издание газеты "Пензенские епархиальные ведомости", организованы крестные ходы к святым местам. Наиболее яркими событиями пензенской епархии стали перезахоронения мощей пензенских небесных защитников: святого Ионна Оленевского в селе Соловцовка, архиепископа Пензенского и Саранского (1960-1968) Феодосия в ограде Успенского кафедрального собора, пензенских дореволюционных архиереев: Афанасия, Афанасия II, Григория, Антония II, Иннокентия – перед архиерейским домом в Пензе.

 

При архиепископе Серафиме произошел исторический визит в Пензу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II – по случаю празднования 200-летия Пензенской епархии.

Предстоятель Русской Православной церкви гостил в регионе три дня и заложил камень в основание часовни на месте взорванного большевиками Спасского кафедрального собора. Только что вступивший в должность губернатора Василий Бочкарев был безмерно рад происходившему. Начало конструктивному диалогу вновь избранной власти с Церковью было заложено.

 

Завершить задуманное до конца Владыке Серафиму не удалось. Господь определил ему иную стезю – вышнюю…. Но память на пензенской земле о добром пастыре осталась. Посеянные им семена упали на благодатную почву. Под его мудрым руководством, по сути, происходило возрождение пензенской епархии…

 

Александр Бахмутов

04.09.2009

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг