Семиключье
В стародавние времена, еще до нашествий иноплеменников, в
глухих мордовских лесах поселились монахи. Молились сугубо, жили скромно и
строго в сени густо заросшего крутояра. Недолго продолжалась тихое и
безмятежное житие подвижников: пришел враг и разорил обитель, а некоторых убил
до смерти. Семеро их было. Вроде бы и пора врагу торжествовать – ан нет: забило на месте пепелища кровопролитного семь ключей
– родников сильных и многоводных, различных по характеру истечения и вкусу
воды. Говорят, что временами даже запах от той воды не то цветочный, не то
ладаном отдает. И место сие получило имя: «Семиключье».
И поставлена была на месте сем часовенка.
По прошествии времени чудесным образом явилась у тех ключей
икона Божией Матери «Тихвинская». Подивились люди и решили святыню перенести в
церковь, что в селе Русская Норка. Только недолго она там пребывала: чудесным
же образом вновь оказалась в Семиключье.
Снова перенесли икону в церковь, и снова она оказалась у
родников. И так трижды…
Храм был
воздвигнут на месте оном. Только не смог храм уцелеть в годы гонений на Церковь
Православную: разрушен был до основания.
А ключи не сумели лиходеи
уничтожить, как ни старались. Даже бензином заливать пытались – да тщетно. И
санаторий построить хотели – да не удалось. И продать землю намеревались – да
не вышло. Только еще более усилился поток людской к месту святому, и, как неиссякаемы ключи по сей день, так нескончаем поток людской
на поклонение к святому месту. Ближние и дальние паломники так растолкли дорогу
и тропинки у ключей, что стали они заболачиваться – без сапог не подойти
близко. Но нашлись добрые люди и замостили тропинки битым камнем. Им же
обложили бережки родников и руслица ручьев, утекающих
в заросшее озеро. И мосточки настелили добрые руки и перильца поставили, чтобы
не упал старый или немощный человек в ключевую воду. И купаленку сделали, чтобы
можно было с верой Христовой во исцеление души и тела
окунуться во святые воды. И над всем этим великолепием на овражном склоне трехсотлетний дуб раскинул мощные ветви,
охраняя покой и тишину святого места. И семь крестов в память мученикам
восстали, как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого от старшего к младшему и «опоясанных» единой нижней
перекладиной.
Того, кто придет в Семиключье ранним
летним утром, встретит многоголосый хор певчих птиц, неумолкающих целый день.
Капли тяжелой росы будут глухо падать в траву и звучно на гладь древнего озера,
поросшего кувшинками. Не потревожит торжественную тишину ничто земное, разве
только плеснувшая в озере живность…
В девятую пятницу после Пасхи стало
непреложным обычаем всенепременно посещать Семиключье.
И стар и млад, и пеший и «конный» - сотни людей стекаются сюда в этот день с
разных сторон. Бывают и очень дальние. Служится
торжественный молебен, возжигаются свечи, звучат праздничные церковные
песнопения. По бытующему поверью, – что тот, кто с истовой молитвой трижды
обойдет вокруг дуба – получит исполнение желаемого, – некоторые, как бы
смущаясь, как бы крадучись, обходят дуб, скользя на косогоре по в песок растолченной земле у его корней.
Набирается в сосуды святая вода: от каждого родника – равная толика. Сдержанный
гомон людских голосов – как бы многократно усиленный звук пульсирующих из
глубин земных родниковых струй.
А через два-три часа снова запоют притихшие, было, птицы, и
снова послышится журчание струй, неспешно грядущих в Вечность.
Александр
ПОСЛУШНИК.
Семиключье в Шемышейском
районе, Пензенской Епархии.