Третьи
Пензенские Рождественские образовательные чтения: «Семейные ценности: прошлое,
настоящее, будущее»
(Протокол заседания от
21 января 2008 года, в здании Пензенской областной филармонии)
Рождественским песнопением праздник открывает
Губернаторская хоровая капелла под управлением В.В.Каширского
Открывает Чтения игумен СЕРАФИМ (Домнин):
– Сегодня мы собрались, чтобы
открыть ставшие уже традиционными Рождественские чтения, которые проводятся в
канун Московских Рождественских чтений, которые пройдут с 27 января по 2
февраля. Просьба к президиуму Третьих пензенских
Рождественских образовательных чтений – занять свои рабочие места. Слово
предоставляется О. В. Мельниченко.
В президиуме Чтений – Владыка ФИЛАРЕТ, вице-губернатор
Пензенской области О. В. МЕЛЬНИЧЕНКО, руководители Министерств образования и
культуры, представители Городской Думы, гость Чтений народная артистка РФ
Е.С.ВАСИЛЬЕВА.
О. В. МЕЛЬНИЧЕНКО: Уважаемые участники
Чтений! Разрешите от имени губернатора Пензенской области вас приветствовать и
поздравить с этим значительным для нашего региона событием. Чтения уже стали
традиционными, сегодня они будут посвящены нашей российской семье. И это правильно,
потому что 2008-й год в РФ объявлен Годом семьи. У себя в области мы постоянно
обращаем внимание на семейную тематику. Год семьи подчёркивает значимость этой
проблемы. Вы знаете, что мы находимся в сложной демографической ситуации, а
выйти из неё можно только одним способом – через укрепление семьи. Нигде – ни в
детдоме, ни где-то ещё ребёнок не может получить такого качественного
воспитания, нигде в него не будет заложена та искра добра, справедливости,
которая закладывается в семье. И очень приятно, что РПЦ придаёт особое значение
нашим семьям, она ратует за крепкую семью и
предпринимает всё возможное, чтобы семьи у нас не распадались, были крепкими и
в них воспитывались бы нормальные дети. Я думаю, что сегодняшние Чтения пройдут
на высоком уровне, каждый их участник что-то для себя вынесет и будет
достаточно серьёзный резонанс в Пензенской губернии, прежде всего среди семей.
Мы сейчас посмотрели фильм о семье,
взявшей на воспитание двоих детей. У нас в области большое значение уделяется
приёмным семьям, их у нас много, и это позволило нам сократить количество
детских домов в регионе, у нас – их осталось пять. Позиция губернатора состоит
в том, что реальное, полноценное воспитание ребёнок может получить только в
семье. Поэтому поздравляю вас с открытием Чтений и хочу пожелать, чтобы вы и
ваши семьи были счастливы.
(Обращается к Е.ВАСИЛЬЕВОЙ) Екатерина Сергеевна, от имени
губернатора примите этот подарок, чтобы Вы всегда добрым словом вспоминали
Пензенскую землю.
(Вручает Е. С. ВАСИЛЬЕВОЙ подарок)
На трибуне Чтений – Владыка ФИЛАРЕТ:
– Уважаемые участники Чтений!
Дорогие гости, дорогие братья и сестры! Вновь и вновь хочется поздравить всех
вас с великим праздником Рождества Христова, с которого началось новолетие 2008-го года. Мы отметили этот праздник радостно,
при большом стечении народа Божия, но
не забывая, что главный храм России – это восстановленный Храм Христа
Спасителя, который высится вблизи Московского Кремля, придавая красоту
набережной Москвы-реки, благородство. Невольно взор обращается к этому храму,
не потому, что золотые купола и кресты, а потому, что спокойнее себя
чувствуешь, когда рядом храм Божий. Пензенцы об этом
знают, хотя порушенных храмов у нас в епархии огромное количество, и самое
главное, что в Пензе отсутствует самый главный храм – Спасский кафедральный
собор. Я не пензенец, но мне больно
за пензенцев, потому что площадь Советская, которая
сейчас так называется, и храм отсутствующий, а только часовня, которую освятил
Святейший Патриарх в дни приезда в Пензу, – это то святое место, с которого
начинался город, пензенская земля.
Поезжайте за рубеж, в любую страну,
и вы увидите, как бережно там почитают такие места, они – начало людей. А у
нас? Пустой асфальт и купля-продажа в праздничные и выходные дни. Прежде чем
говорить о храмах, хотелось бы сказать о другом.
Николаю Рубцову принадлежат такие
строки, которые меня затронули:
С моста идёт дорога в
гору,
А на горе – какая грусть! –
Лежат развалины
собора,
Как будто спит былая
Русь…
Глубочайшая – правда. С разрушением
храмов и святынь нашей родной земли стали разрушаться и семьи, и человеческие
души. Часть общества сегодня возомнила себе, что нравственность может быть не
религиозной, хотя довольно странно это выглядит, потому что это всё равно, что
здание без фундамента, а дерево без корней. Бывает такое? Да нет, не бывает.
Храм – это наши духовные корни, это то место, где 350 лет молились наши деды и
прадеды, там крестили детей, там венчались, провожали в последний путь.
Проезжайте по Пензенской области, – какой ужас! Зияющие глазницы обезображенных
храмов. Мимо снуют иномарки, рядом живут люди – и никому до этого дела нет. А
когда становится худо, тогда говорят: А где же Бог? Что, мы не знаем ответа?
Знаем. Конечно, жизнь без совести, без правды к этому приведёт. Но сегодня мне
хотелось сказать о другом.
В зале молодёжь, наши дети. Я не
испытываю таких чувств, которые высказывают наши СМИ, особенно центральные, что
молодёжь плохая, какая-то оторванная, потерянное поколение.… Это неправда.
Другое дело, что порой молодые люди – ведут себя нехорошо, и возникает о них
боль и сострадание. Молодой человек только поднимается на ноги, он ещё не знает
жизни, он только подходит к ней, и не знает самого главного: что он вырос в
своей родной православной стране, предки которой – святые люди.
Беда молодёжи – не в своенравности и
бесшабашности, а в том, что она не вовлечена в реальную настоящую жизнь страны,
в её проблемы. Обратим внимание: они где-то в стороне – на дискотеках, шоу, в
казино, у игровых автоматов… Ей всё время говорят с телеэкрана о карьере,
богатстве, о роскошной жизни, развлечениях. Но ведь жизнь молодого человека
начинается с выбора жизненного пути, то есть с призвания, с того, что я могу
делать. К этому готовит школа, но в первую очередь ро-ди-те-ли.
Мы сегодня очень много претензий предъявляем к школе, это не очень правильно.
Главное – это родительский дом, семья. Так вот, призвание, где можно полностью
реализовать свои таланты и возможности. И каждый человек имеет их свои, личные,
и подчас неповторимые. Каждый человек уникален. Апостол Павел очень хорошо
говорит, хотя мы долго считали эти слова русской народной пословицей. Но
поскольку Библия не продавалась тогда, Евангелие не продавалось, все и считали,
что это пословицы. А это оказались мудрые слова апостола Павла: что посеешь, то
и пожнёшь; как аукнется, так и откликнется. Ничего в жизни человека не проходит
безсмысленно. Это только кажется, что всё ровно,
хорошо и красиво. Но приходит отрезвление, когда мы по-настоящему видим жизнь,
не только с её трагедиями, но и с радостью, надеждами, с любовью, которая
посещает человека. Если мы ничего не будем вкладывать в молодёжь, сеять в их
душах, мы ничего и не получим, и не получит их и страна.
Не случайно в Законе об образовании
на первом месте стоит ВОСПИТАНИЕ, а на втором – обучение. При надлежащем
воспитании внутреннего мира человека и обучение становится успешным. Оно
надёжно укладывается на фундаменте воспитанности и культуры человека. Сначала
воспитание, потом образование. Как землю сначала готовят: рыхлят, боронят, а
лишь потом сеют. Порой знания наша душа неспособна воспринять. Я был в одном из
колледжей в Ульяновской области, у нас был круглый стол с молодёжью,
преподавателями. И одна девушка говорит (это о характеристике сегодняшнего
мышления молодёжи): А вот были люди раньше необразованные, поэтому было много
верующих. А сейчас, когда мы стали образованные, верующих стало меньше. Я ей
говорю: Вы ошибаетесь по той простой причине, что веруют не мозгами, а сердцем.
Это разные вещи. Все понимают, что ум человеческий – это лишь компьютер,
который откликается на поиски нашей души, нашего сердца: это нам нравится, это
не нравится, это мы хотим, это не хотим.… И параллельно работает наша русская
смекалка, она подстраивается под настроение человека. Если мы воспитываем
человека, вкладываем в него, в нём сохраняется душевный мир,
благовоспитанность, культура, почтение к родителям, старшим. Если же этого не
делается.… Вспомним Чехова, он был не очень близок к Церкви, даже далековат, но многие вещи он писал реально
а именно: вот такой человек, которого не воспитывают, похож, по словам Чехова,
на мусорную корзинку для отбросов. Всё в него собирается, и потом выносится
наружу. Не надо быть психологом, педагогом, чтобы понимать эти простые вещи,
которые, думаю, ведомы и родителям, которые видят детей с маленького возраста.
Итак, друзья, хочется сегодня
сказать о том, что у нас в области 200 действующих храмов и столько же стоят в руинированном состоянии. Я думаю, вы слышали слова
Президента РФ В. В. Путина, которые он произнёс при посещении Валдайского
монастыря в Нижегородской области (этот монастырь был построен Святейшим
Патриархом Никоном (кстати, наши соседи в Мордовии воздвигли рядом с
кафедральным собором скульптуру Никону, который так много потрудился для
русской земли, и слава Богу!). Так вот что сказал
Президент, отвечая на слово АЛЕКСИЯ Второго: «Хочу
поблагодарить Святейшего Патриарха за добрые слова, считаю необходимым
отметить, что я и те, кто работают со мной сегодня – мы представляем
государство. А государство много сделало для того, чтобы, к сожалению, корни
нашей истории, корни нашей культуры, в том числе и духовной, были подорваны.
Поэтому нас пока не за что благодарить. Слова благодарности, которые произнёс
Патриарх, я и мои коллеги будем воспринимать исключительно как пожелание того,
чтобы государство вернуло долги и РПЦ, и другим традиционным конфессиям, вернуло долги российскому народу. Всё будем
делать для того, чтобы оправдать доверие народов России. И в том числе всё
будем делать для того, чтобы восстанавливать и возрождать духовную культуру
нашего народа, помогать Церкви в её служении России».
Добрые, очень хорошие слова.
Мне хотелось бы сказать: храмы Божии – это прекрасные даже в архитектурном смысле
сооружения. Когда мы проезжаем по Пензенской земле, они радуют глаз, согревают
сердце. Но не надо думать, что храмы – это просто музеи, и это в нашем сознании
крепко засело. А музеи – это нечто отжившее, его уже нет. В советское время в Троице-Сергиевой Лавре экскурсоводы называли всё музейными
памятниками – и храм прп. Сергия Радонежского, и
Троицкий собор. Академию от Лавры отделял прозрачный забор, там ходили студенты
в подрясниках. И не удивительно, что после бесед с экскурсоводами эти приезжие
люди, глядя на студентов духовной семинарии и академии, говорили: Как в
зоопарке! А один студент нашёлся: «Ещё надо подумать, с какой стороны зоопарк».
Существенная была поправка.
Так вот, друзья, православная
Церковь, православная вера главным считает не только храм Божий, но прежде –
храм нашей души. Можно было, по мысли одного русского религиозного писателя,
если смести Саров и Дивеево
с лица земли, но невозможно было стереть из человеческих сердец любовь к прп. Серафиму Саровскому, который
всех называл «Радость моя», «Сокровище моё». Вы вдумайтесь в эти слова, их,
наверное, и в семьях уже не произносят – то разводы, то раздоры, неприязнь,
забывают о детях, о семье, всё бросают и уходят.
Так вот, храм души человеческой –
это самое ценное и дорогое. И никакой госатеизм, никакое Политбюро не в состоянии стереть это из
память человеческой. Хотя проследим развитие прошлого века, когда у нас
официально был запрещён Бог, запрещено употребление слов Милосердие,
Сострадание, о религии нельзя было говорить – Бога «отменили». И что же
происходило? Проследим: безверие – безпамятство –
безнравственность – безкультурие. И что мы сегодня
возмущаемся, когда видим и преступность, и хулиганство, что, мы не понимаем,
откуда всё это растёт? Все же понимают. И Патриарх 15 лет настойчиво просил и
просит ввести «Основы православной культуры» – потому что дальше некуда! Нашему
генералу А. Д. Гулякову, который сегодня председатель
Законодательного Собрания области, я говорил: «Преступность будет только расти,
пока дети не начнут изучать ОПК». И я ужу вынужден был в связи с событиями в
Никольском отправить телеграмму Президенту нашей страны, где указал причины
происходящего. Что необходимо безотлагательно вводить ОПК, и
дать РПЦ возможность на федеральном и региональном уровнях проводить
духовно-нравственные программы на ТВ и по радио. В Кремле мы услышали
ответ Путина. Кроме того, насколько мне понятно, выделяются деньги на эти ТВ -
и радиопрограммы.
Основа человеческого существования –
духовная жизнь. А что такое духовная жизнь? В советское время считалось: это
ходить в театр, читать газеты, журналы, классику – вот и духовный человек. Так
никогда не было в РПЦ. Для неё духовная жизнь – это очень просто, это порядок в
душе, это порядок внутри самого себя. Идя дальше: невозможно навести
элементарный порядок в стране, когда нет порядка внутри самого себя. Надо начинать
с себя, а это можно сделать в храме. Многие светские люди и начальники, которых
я знаю по Пензе уже не один год, говорят мне в приватных беседах: вот приходишь
в храм, и куда-то всё уходит и растворяется, становится спокойнее. Да так и
должно быть. А безпокойно, когда в душе у нас ничего
нет.
Более того, хочу подчеркнуть, что у
нас ничего не строится в семье, потому что ничего не строится в душе. Ну не
может жизнь проходить в различных дискотеках, я уж не говорю о всякого рода
зависимости. Я говорил со многими людьми, и я понял: у многих мыслящих,
добропорядочных и совестливых людей просто уши вянут и вызывает раздражение
стандартные на ТВ фразы (простите, говорю, как есть): о сексе, о том, что надо
уважать и любить только себя. А как же люди вокруг нас? Такое впечатление, что
мы живём только для себя и больше ничего не хотим видеть и знать, а ведь рядом
почти повсеместно и бедствующие люди, и разорённые храмы и святыни России,
пронзительно обращённые своими руинами к нашей совести. Как это можно – проходить
мимо? Такое мышление – это дорога в никуда.
Поверьте, и богатство немного даёт в
жизни. Просто ТВ уже много лет из года в год создаёт стереотип, что надо быть
богатым, успешным. Ничего против этого нет. Разве плохо быть богатым и
успешным? Дай-то Бог. Но в бедности духовная жизнь человека. И вспомните бедных
людей, которые жили до нас, которые строили не памятники и бронзовые скульптуры
Героям СССР, а по каждому случаю строили часовни, храмы. Тот же Ельцин. Указ о
восстановлении Храма Христа Спасителя был подписан им. Часовня на Арбате в
честь святых Бориса и Глеба – это им построена. И отпевали его в храме, а не у
Мавзолея, как это было раньше. Уместно вспомнить слова одного из самых успешных
императоров, его любили в России и в Европе, это Александр Третий.
Умирая в Ливадии, он завещал своему сыну: «Помни, у России нет друзей, нашей
огромности боятся. Избегай войны, в политике внутренней, прежде всего,
покровительствуй Церкви – она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй
семью, потому что она основа всякого государства».
А у нас до недавнего времени такое
положение в образовании, будто мы разводим всё больше «Иванов, не помнящих
родства». Кажется, это кому-то даже выгодно. Я уже не говорю о том, что угрозу
семье и детям составляют новые планы, которые становятся модными в элитной
части нашего общества. Обозначу их: права детей, секс-просвет, ювенальная
юстиция (пожалуй, самое опасное), её пытаются ввести в наши органы внутренних
дел. Объясняю: ювенальная юстиция, это когда дети получат право судиться со
своими родителями. А где же тогда слова Евангелия «Чти отца твоего и матерь
твою»? Так мы ещё вбиваем клин между детьми и родителями. Что же мы делаем?
Да, не секрет, что дети бывают
разные, и отношения их с родителями тоже разные, но уверен – в семье, где
родители любят своих детей и вкладывают в них добрые чувства, там всё это даёт свои плоды. А где дрязги,
рознь – там скандалы. Так что же делать? Отвечаю: возвращаться к христианскому
браку. В святости этого понятия. Готовить молодых людей к браку, объяснять им,
что это такое что это не прогулка с милым на месяц-полтора, на год, а потом
дети остаются, никому не нужные. Это серьёзно, очень серьёзно.
В прессе льют, крокодиловы слёзы о том,
что уменьшилось население нашей страны, прирост всего 1,2%. А почему мы плачем?
Это лицемерие. Объясню, почему. Я недавно принимал участие в конференции по
благословению Святейшего Патриарха, которая проходила в Молдавии, в одном из
монастырей. Количество участников – 1000 человек, на конференции присутствовали
самые высокие медицинские светила из Великобритании, Германии, Румынии,
Украины, Белоруссии. Поразительная вещь: мы говорим, что Россия вырождается, а
в год делается 5-6 млн. абортов. Да что же мы делаем со своими детьми и плачем
о вырождении? Я думал, что мы здесь на 1-м месте, но оказалось, что в Румынии,
которая гораздо меньше России, в год делается 11 млн. абортов. Я спрашиваю
священников из Модавии, Румынии: что происходит?
Отвечают: а по ТВ ежедневно только и говорят о планировании семьи, что не надо
иметь детей, что это ни к чему, о безопасном сексе (простите за эти слова,
стыдно их даже произносить). Неужели мы докатываемся до такого уровня, что
дальше некуда? Поясняю молодёжи, которая здесь сидит: распутство
приводило к исчезновению стран и народов. Вспомните древнюю Римскую империю. В 1700 г. до н. э. и 5-й век:
огромная, сверхбогатая страна, не знали, куда девать
деньги – ухнула, ничего от неё не осталось. А поищите в библиотеке про историю
городов Геркуланум и Помпея. Найдите. В научных журналах говорится, обтекаемо,
а судьба этих городов сходна с судьбой библейских Содома и Гоморры. Гнев Божий
на них обрушился за распутство.
Замечательны слова митрополита
Филарета Дроздова, Московского, который пережил 4-х императоров, более 50 лет
управлял крупной Московской епархией. Владыка был очень умный, образованный и
мудрый человек. В трудные времена императоры обращались к нему, его мнением
дорожили. 19-й век, в котором жил Владыка, был не менее тяжёлым, чем век ХХ-й, особенно после кончины императора Павла Первого. Так
вот, Филарет писал: «Самый больной век – не тот, который страдает от
заблуждений, но тот, который пренебрегает истиной, презирая её». Слова
достаточно красноречивы. Приведу ещё одни слова: «Общеизвестно, что наука
отвечает на вопрос – Что такое мир, а религия – Как жить в этом мире? И когда
наши 10 учёных, Гинсбург, Алфёров написали письмо… Оно вызвало у меня горькое
разочарование. Вопросы, ими поднимаемые, уже сегодня не реальны, на них давно
получены ответы. Как будто из далёкого прошлого эти вопросы поднялись,
обвиняющие Церковь во всём и вся. Сошлюсь на того же Путина (не думайте, что я
делаю комплименты нашему Президенту, я просто поднимаю те мысли, которые
интересны, о которых стоит задуматься). Так вот, он говорит: Для того чтобы
кого-то осуждать, надо самому быть безупречным. Надо посмотреть на себя, друзья
мои. Не всё делают деньги, заказные статьи.
Так вот, как жить в этом мире? Как
раз религиозное мышление и отвечает на все эти вопросы. Отличие нашей молодёжи
от дореволюционной состоит в том, что у неё, пожалуй, просто нет выбора.
Почему? Да потому, что в университетах нет, как в Европе, факультетов теологии,
где можно получить религиозное образование. Я бывал в Германии, в Греции, был
на этих факультетах, поражался, что многие студенты вместе со своим профильным
факультетом ещё посещают и теологический. Как нашей молодёжи выбирать, если она
ничего не знает о христианстве? Выбора нет. А по телевидению: ешь, пей,
веселись, развлекайся – и всё будет хорошо. Но хочу напомнить басню Крылова про
Стрекозу и Муравья. Придёт время, когда мы станем другими…
В декабре я был в Калуге, принимал
участие во встрече РПЦ с представителями Министерства образования РФ.
Возглавлял их делегацию А. А. Фурсенко. И, конечно, к
нашей радости, слава Богу, наконец-то ОПК вводятся в систему образования России
не факультативно, а в обязательном порядке для всех. Я думаю, что это для нас
радостная весть. Хотя бы молодёжь будет что-то знать. Мы не зря говорим об ОПК,
Закон Божий вы просто не потянете. Это было до революции, когда все жили с
Богом, были людьми церковными, они и знали Закон Божий. Я однажды ехал в купе с
генералом, и он так всё рассказывал, что я удивился и спросил: А где вы
получали образование? – В церковно-приходской школе.
Так вот, учебник по ОПК имеет две
составляющие: история государства Российского и история РПЦ. Вот это главное,
от 10 века, от Крещения Руси, до нашего времени. В отличие от светских
учебников, у нас всё будет выдержано в добром духе, чтобы дети могли получить
самые необходимые знания о своей стране, о своей Церкви. Будучи в Германии, я
интересовался постановкой религиозного образования, и меня поразило: в
Конституции Германии записан не ОПК, а Закон Божий, есть институт, который
готовит преподавателей этого предмета, все это финансирует государство. А
лицензию на преподавание выдают Министерство образования и Церковь Германии
вместе. К сожалению, приходится ссылаться на Европу, хотя мы не очень это любим
– мы хорошие и сами справимся.… Но приходится иногда ссылаться…
Я два года назад поставил вопрос
перед ректором ПГУ В. И. Волчихиным, был разговор с
нашим губернатором, мы просили открыть в ПГУ теологический факультет. Я
представлял, что вот-вот придётся преподавать. А кто будет это делать? Тем
более что одно из зданий ПГУ – это бывшая Пензенская Духовная семинария, в
которой мы должны хотя бы для начала восстановить храм для студентов. Может
быть, назвать его в честь св. мученицы Татианы, это
святое имя носит храм при МГУ. Так сложилось в России, что с МГУ началось
строительство храмов в вузах. Надо возвращаться к нормальной жизни, в основе
которой должна быть жизнь духовная каждого человека, которая потом даёт
человеку и культуру.
В заключение я хотел бы
поблагодарить наши Министерства образования и культуры, членов оргкомитета,
которые провели всю предварительную работу по подготовке этих Чтений. В Москве
они пройдут с 27 января по 2 февраля. Очень бы хотелось, чтобы в них приняли
участие и пензенские педагоги. Желательно из разных городов и районов области.
Пусть люди сами всё увидят и потом расскажут об этом в своих учебных
заведениях.
Благодарю за внимание.
Народная артистка РФ Екатерина Сергеевна ВАСИЛЬЕВА:
– Здравствуйте! Благодарю вас за
приглашение, особенная моя благодарность Владыке ФИЛАРЕТУ.
Поздравляю вас с праздником
Рождества Христова, с Крещением. И с этими Чтениями, которые имеют огромное
значение для любого города, для любого собрания, многочисленного или
малочисленного, потому что это наши общие размышления, обмен своим человеческим
и житейским опытом.
Это сегодня очень важно, важно любое
общение, если оно происходит в любви. Я, может быть, буду говорить несколько
сбивчиво, я приехала к вам достаточно неожиданно, у меня не было времени
подготовиться. Я всегда, когда выступаю перед аудиторией, а это, кстати, бывает
весьма редко, я просто делюсь своими мыслями. Вот и сейчас попробую.
Я, может быть, резковато скажу, но
просто сердце болит, понимаете, и наша безконечная
деликатность, вялость, такая некая теплохладность,
она может быть и губительна. Надо как-то громче, потому что дело совсем
серьёзное, у нас гибнут люди сотнями тысяч. Я недавно была на кладбище одном
московском, не центральном, навещала могилу своей подруги, еле-еле нашла.
Кладбище новое, и знаете, смотрю на таблички – как будто война идёт: 18 лет,
20, 22 года…. Лежат молодые люди, как будто война идёт. Но это не солдатские
захоронения – это наркотики, убийства, алкоголь и так далее. Так что же, война?
Это касается вас напрямую, здесь в
зале очень много молодых, и я рада этому. И я могу сказать: да, идёт война,
только она идёт на духовном уровне. Нам объявлена врагом рода человеческого –
сатаной – война.
Я сейчас читаю житие преподобного
Серафима Вырицкого, я и раньше знала о нём, почитаю
его и обращаюсь к нему в молитвах, но тут как-то по-новому раскрылась его
жизнь. Он был человек светлый, смотрел в будущее с надеждой. И у него такие
слова о наших днях! «Все сети дьявольские будут раскрыты»,– говорил он.
У моего поколения было иначе, ну, мы
выпивали, ничего хорошего в этом нет, конечно, но нам и в голову не приходило
того, что окружает молодого человека сейчас. Не здесь – так здесь он оступится
и упадёт. Потому что сети дьявола выпущены, он, словно чувствуя свой конец,
заманивает и губит людей.
И вот прп.
Серафим Вырицкий пишет о том, сколько народа погибнет
из-за вещей. Так прямо и пишет: из-за вещей, из-за материального, из-за денег –
сколько молодёжи погибнет. И пишет он об этом с горечью, со слезами, почти уже
на смертном одре.
Так я и говорю: давайте что-то
делать, что ж мы будем только беседовать? Ну, мы сидим, слушаем, что-то
понимаем, что-то принимаем на веру, в чём-то сомневаемся… Но давайте уже
делать! Если мы ещё не знаем – давайте узнаем, пойдём, побежим в храм, возьмём
Евангелие, пойдём к священнику, давайте узнаем, что это такое, потому что знать
надо.
Да простят меня люди здесь сидящие
неверующие, но, сколько уже можно извиняться? Начинать надо со своего отношения
к Богу, с того, что нужно выстраивать вертикаль, а потом уже выстроится горизонталь.
И пока вы не выясните свои отношения с Творцом, Создателем, у вас не получится
горизонтали, она развалится.
Вы можете отказаться, вот как
отказывают в преподавании Основ Православной Культуры. Я этого не понимаю.
Почему? Чего же так бояться? Надо выбирать. Я ничего не знаю, но я узнаю и
выберу, дайте мне этот выбор! Я потом решу, нужно мне это или не нужно. Но надо
же из чего-то выбрать.
В наше время выбора не было, у вас
совершенно другие стартовые условия. Такое слово не очень хорошо соотносится с
духовной жизнью, но, тем не менее, оно понятно. Так надо воспользоваться этим,
уже нет никакого времени, вы уже взрослые люди, вам всем предстоит создавать
семью. А как её создавать? Семья – это самое главное, семья в советское время
называлась ячейкой общества, сегодня её называют основой государства. И это
правильно.
У меня нет желания похвастаться
своей семьёй, но я милостью Божией сейчас живу в
полноценной православной семье и свидетельствую, что это совершенно другая
жизнь. Я когда включаю телевизор, думаю, что схожу с ума: всё, что там
показывают, у меня этого ничего нет! Я словно живу в другой стране. И это
только потому, что моя семья живёт в храме, я и мои близкие, знакомые стараются
жить по Божьим заповедям.
Когда я чувствовала, что у меня не хватает
сил дальше тянуть сына, вот-вот надорвусь, и я говорила батюшке, что я больше
не могу, он мне говорил: «Катенька, уверяю Вас, во-первых, потерпите,
держитесь. А во-вторых, самое главное и единственное, за что он будет
благодарить Вас, когда вырастет, это за то, что Вы научили его Закону Божьему,
что привели его в храм, что он узнал, что такое Бог, Православие, Церковь». Я
долго не предполагала, что он станет священником, это просто чудо на самом
деле. Но я часто вспоминаю эти слова, а те годы были страшные, разгул атеизма,
60-е годы, да так было в России уже с послереволюционных дней: феминистка,
эмансипация, когда женщины во главе… это страшный грех.
И когда я пришла в храм и стала
узнавать, как надо жить (а надо жить с точностью до «наоборот») и только тогда
появится надежда на спасение себя и детей – я ужаснулась всему.
В Церкви всё не так и очень
правильно, вы входите в систему координат, где вам всё понятно: зачем вы пришли
в эту жизнь? Как вам жить? Для чего вы живёте и какова ваша конечная цель?
Поэтому, когда многие говорят: дети хотят того или этого, так много вокруг и
развлечений, и всего вкусного, и одежды, и кино, я уж не говорю обо всём
остальном… – что можно противопоставить этому? Вы должны научить своих детей
тому, что всё это не главное, что это вообще ничто. И когда дети будут
вооружены другим знанием, у них будут другие ценности, они будут сильными.
Сейчас они расслаблены, слабы, и все мы слабы, если мы не в Боге. Нас может
выбить из колеи любая болезнь, любая ситуация, любой катаклизм, я уж не говорю
о смерти близких. Мы не знаем, как себя вести. Это только в церкви всё
объясняется, как надо жить и что делать.
Я вообще не представляю, как живут
люди неверующие, как они справляются с этой жизнью, с нищетой, бедностью, с
теми же болезнями, скорбями, как они воспитывают своих детей? Это невозможно,
это ложь, это путаница, которая всё больше запутывается и потом разрубается
каким-нибудь разводом, или кошмаром, но всегда неправильно. Что ж мы так и идём
наповоду у тех, кто хочет нас погубить? Надо сказать
им решительное «нет».
Сейчас я обращаюсь к родителям:
каковы родители, таковы и дети. Дети смотрят на родителей, на их авторитет,
словами никого не уговоришь. И если ребёнок видит, что родители стали ходить в
храм и изменились, не стали ругаться, пить, курить.… Дети очень внимательны,
они видят, что это хорошо. И чем раньше вы приведёте ребёнка в храм, тем лучше.
В нашем храме очень много молодых
семей, детей, в семьях по 4-7 детей, и это норма. У нас нет проблемы с одним ребёнком,
два огромных храма полны детьми, они ведут себя там, как дома, это для них не
экзотика, не мученье, это жизнь, когда дом – продолжение храма, православная
школа – продолжение дома. И так ребёнок вырастает совершенно в ином климате, и
не обязательно в богатом доме. Он растёт в любви, в крепком понимании того, что
есть добро и что есть зло, его не купишь даже самого маленького на чупа-чупс.
У меня 5 внуков, мал-мала
(аплодисменты), но моей заслуги в том никакой. Я смотрю, как они играют в
священников, полтора годика маленькому, он ходит как бы с кадилом, мы все ему
кланяемся, благословения у него просим. Это я не к тому, чтобы вы посмеялись,
но посмеялись – это хорошо, это я к тому, что для них храм – жизнь, это
нормально, для них и Богородица, и Христос живые, это всё вокруг настоящее.
Если вы упустите чуть-чуть, потом не
заманите, начнётся трудный возраст 9-12 лет, надо сразу их хватать и нести,
чтобы ребёнок шёл в храм не как на муку, как подростков тащат, а они упираются.
Пройдёт много лет, и вы вернётесь в храм, когда будет беда какая-то, и начнётся
всё сначала. Зачем упускать время? Надо сразу. Надо правильно жениться – это
самый главный выбор в жизни. Искать мужа надо в храме, девочки. Только в храме.
Брак должен быть христианским, вы должны понимать, какой обет даёте пред Богом.
Это всё очень серьёзно, это жизнь, она короткая, она единственная, она такая
прекрасная может быть с богом и такая ужасная без Бога. Даже не приходится
говорить о выборе – выбора уже нет. Поэтому давайте как-то веселее, стремительнее,
не будем раскачиваться, не будем с такими постными лицами сидеть, потому что
Бог – это жизнь, это радость, поверьте мне.
Я живу, купаясь в радости, счастье.
Я просыпаюсь и даже не понимаю, как так получилось, что я долго жила плохо, а
теперь так хорошо. Я никогда не смогу найти слов, чтобы выразить эти свои
чувства, слова благодарности Господу за то, что Он так сделал. Я живу со своими
детьми, внуками. Это тоже очень важно, когда пожилой человек живёт с детьми, не
разъезжаются, а вместе живут, это очень важный аспект семейной жизни, когда
идёт уважение к старшим, почитание, когда надо смиряться перед младшими и по
слову апостола Павла не раздражать детей, а уметь найти своё место в этой
большой семье. Всё так было всегда, когда дети трепещут отца и покрыты любовью
матери, всё правильно, гармонично, всё расставлено по своим местам.
Помоги вам, Господи! Я очень
волнуюсь, потому что я, как любой нормальный человек, чувствую себя
ответственной за то, что происходит в стране с молодёжью. Находясь постоянно в
храме, я так хочу передать этот опыт всем. Дай Бог, чтобы вы его восприняли.
Спаси вас, Господи, простите меня.
КУДИНОВА Светлана Петровна, заместитель начальника
Управления по вопросам демографии, семейной и молодёжной политики Пензенской области,
заслуженный учитель РФ:
– Тема семьи очень важна в наше
время. Настало время, когда мы опять должны разучивать слово СЕМЬ – Я, как это
было раньше. У каждого своё семейное прошлое. Мы живём в семейном настоящем, и
будущее семьи зависит только от нас. Тема моего выступления: «В России будет пустыня, если семья не станет святыней».
Семья, как зеркало, отражает все
проблемы общества.
Демографический кризис: в Пензенской
области рождается в год 12 000 детей, а умирает 22 000 человек. Это наглядное
проявление негативных процессов, которые происходят в семье и обществе.
Нарушается единство триады: супружество – родительство
– родство. Мужской инфантилизм и женский феминизм.
Около полутора тысяч детей в области
регистрируются у матерей-одиночек. В год 100 детей брошены матерями в роддомах.
Детско-подростковая преступность. Насилие в семье. Большое количество разводов.
80% разводов происходит по решению суда, это значит, что в разведённых семьях
есть несовершеннолетние дети. 23 000 детей воспитываются в неполных семьях, с
одной мамой….(Называется
ряд мероприятий, которые проводят светские власти по укреплению семьи).
Курс «семьеведение»
в школах. Школа молодых родителей. Школа счастливой семьи. Конкурс «Успешная
семья», за 4 года 1000 человек приняли участие. Буклет «Семь шагов к счастливой
семье». Праздники «День семьи», «День матери». Чествование многодетных семей,
молодых родителей в ЗАГСах, золотых юбиляров (50 и 75
лет), награда области «Материнская доблесть» с премией от 15 до 100 тысяч
рублей, в школах советы дедушек и бабушек.
Иеромонах ИЛАРИОН (Исаев), преподаватель ПДУ: доклад на тему «РПЦ –
хранительница православных традиций и духовно-нравственного состояния
российского общества»
Ваше Высокопревосходительство,
господин губернатор, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую участников
Третьих Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими
праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума – Рождеством
Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
Общая тема, которая объединяет нас
на этих Третьих Рождественских чтениях, очень важна. К этой и близким темам мы
обращались не раз, ибо нет ничего важнее того, чтобы в нашем большом общем
доме, в России, все было в порядке. Чтобы был мир в обществе, мир в семье,
чтобы образование, школы, другие гражданские институты были эффективными,
мирными и безопасными.
Нет сомнений в том, что движение в
этом направлении есть, и все же проблем еще очень много. И сегодня они
актуальны как никогда прежде. Надеюсь, что каждый из нас вполне понимает:
Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во
главу угла. Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов
и падений, выбора жизненного пути, незримо, но неразрывно соединены с
исторической судьбой Православия на Руси. Определяя неповторимый лик нации,
Православие вместе с тем способствует раскрытию внутреннего сущностного облика
каждого человека, даёт ему свободу и творческую силу. Без обращения к
традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой
державой, невозможно дальнейшее развитие страны и её выход из затяжного
кризиса. На протяжении последних лет мы воочию убедились, как может быть
беспомощно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на
тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно-нравственный идеал.
Наш народ по-прежнему тяжко страдает
от моральной мировоззренческой опустошённости. Разве случайно, что почти два
миллиона детей оказались выброшенными на улицу и не ходят в школу?! А сколько
юных душ приобщилось к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познало
душевную горечь?!
Межнациональные, социальные,
политические распри истощают духовные силы народа. Разве уже не ясно, что на
путях сугубо человеческих, выхода нет, и не будет, что ничего доброго не
получится без обращения к Богу?!
Равнодушие к духовно-нравственному
состоянию общества в настоящее время поистине преступно. И каждому придётся
сделать выбор. Чему служить – добру или злу? Богу или мамоне? Своему Отечеству
и народу или же сиюминутной выгоде, тщеславию и эгоизму?
Социологи Российской академии наук
не раз и достаточно подробно исследовали, какое влияние оказывают на человека
образование, средства массовой информации и массовая культура. Выясняется, что
с точки зрения воспитания, относительно ослабло влияние системы образования, и
соответственно усилилась роль средств массовой информации, которою оказывают
серьёзное дестабилизирующее влияние на психическое здоровье и во многом
программируют человека в сторону антисоциального
настроя и поведения. Таким образом, система образования и другие каналы
социализации работают на рассогласование, а не на согласие и взаимодействие.
Того, что мы обозначаем таким хорошим словом как «соработничество»,
к сожалению, мало. Социологи делают суровый, но, увы, обоснованный вывод,
«...технология работы телевещания, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентирована
отнюдь не на нормальную человекосообразную логику
сохранения психического здоровья, а, напротив, работает на его разрушение».
Разумеется, когда мы говорим о
рисках, это означает, что какое-то нежелательное событие может наступить. Но
оно не обязательно должно наступить, если мы вовремя осознаем опасность, и
будем работать на её устранение. И вот теперь под этим углом зрения посмотрим,
какие же риски привносятся в настоящее время и что можно сделать в условиях соработничества Церкви, государства и общества для их
уменьшения.
Это – риск роста антипатриотических
настроений и утраты чувства Родины, неуважения к власти, армии и силовым
структурам вообще. Этот риск вполне реален, если мы вспомним, чем заполнены
наши кино - и особенно телеэкраны, как изучается история в школе. В школу уже
попало немало учебников, которые вряд ли дают целостное представление о нашей
истории, а о патриотической роли Церкви не написано почти нигде.
Давайте вспомним, что Русская
Православная Церковь всегда выступала за единство власти, армии и народа. В
начале Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,– а ведь это было время
жёсткого атеизма,– уже в июле 1941 года митрополит Ленинградский Алексий
обратился к верующим с посланием «Церковь зовёт к защите Родины». В своём слове
митрополит говорил: «Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю
русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение
русским воинам. И эта вера даёт нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной
борьбы». В сентябре 1943 года на Соборе архиереев он сделал доклад «Долг
христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны». А 7 ноября
1941 года после военного парада на Красной площади в церквах состоялся молебен
о даровании Победы русскому оружию.
Много раньше, в смутные времена начала
17-го века Патриарх Гермоген, призывая народ
российский к сопротивлению иноземным захватчикам, говорил: «Если велики волны и
грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и
беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»
Это – часть истории Церкви,
воспитательный пример патриотической роли Церкви, который обязательно должен
быть известен школьникам. И, конечно, гражданина и патриота страны воспитывает
молитвенный призыв, который слышит каждый верующий христианин во время
Божественной Литургии: «...о богохранимой стране
нашей, властех и воинстве ея».
Народ отличается от населения тем,
что он объединён некоторыми общими идеями. Уместно вспомнить замечательные
слова нашего православного философа Ивана Ильина: «Пусть другие народы будут
счастливы и несчастливы по-своему и пусть не мешают нам строить Россию
по-русски, жизненно и исторически верно, без доктринёрства и без слепого
подражания Западу!».
Мы знаем и о другом риске – риске
роста националистических настроений. Опять-таки вспомним, что ещё в
апостольские времена Церковь выступала за образ нового человека, в котором нет
«ни еллина, ни иудея, но всё и во всём Христос»
(Кол.3,8-11) .Об этом же в дни празднования двухтысячелетия
христианства на Руси Предстоятели Православных
Церквей, среди них и Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II , писали : «На основании
евангельского учения и нашего Священного Предания Православная Церковь
отвергает ненависть к другим убеждениям и осуждает религиозный фанатизм, в
каком бы виде он не проявлялся».
Серьёзны сейчас проблемы семьи.
Разумеется, многое здесь связано с экономикой. И в этом смысле хорошо, что
сейчас принимаются определённые меры по поддержке молодых семей. Но дело здесь
не только в экономике. Многое зависит от общего умонастроения молодёжи, которое
формируется системой воспитания. Результатом является риск обострения проблемы
«отцов и детей», неуважения к уходящим и ушедшим поколениям, равнодушия к
созданию семьи, социального сиротства. Церковь же всегда выступала и выступает
за здоровую, крепкую семью, за уважительное отношение к старшим поколениям за
воспитание детей в строгости, в доброте и в любви. Так, в Православном
Катехизисе конца 19-го века (1892 года) говорится об обязанностях христианина:
обязанности в отношении к ближним, обязанности к Отечеству, обязанности
родителей к детям, уважение к достоинству человеческой природы, образование
ума, образование воли и сердца. И это – принципиальные положения учения
Православной Церкви.
Эти немногие примеры – а их легко
умножить – показывают, что сложившаяся в последние годы система социализации
содержит целый ряд рисков для физического, нравственного и психического
здоровья человека, для нравственного здоровья общества, для безопасности
страны. Эти риски не могут быть целиком сняты воспитанием, школой, образованием
в самых разных учреждениях. Можно сказать и более обобщенно: как показывает
опыт, они очень медленно и с большим трудом преодолеваются всей системой только
светских институтов.
Это понимали и раньше. Я ещё раз
сошлюсь на Ивана Александровича Ильина, который писал, что «жадный пустит в ход
все средства, продажный всё продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю
жизнь в тайное и явное преступление. ...Никакой государственный строй не
сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни
благородства». Именно поэтому православное учение и практика церковной жизни
сможет помочь в решении важных задач образования, укрепления общества и семьи.
Церковь возвещает и власть имущим и
простым людям, и всему человечеству: без внимания к духовным основам жизни, без
Бога, без исполнения Его заповедей, без нравственных приоритетов, никакое
внешнее благополучие, никакие знания и технологии, никакие вещи и деньги,
никакая власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья, полноты и
гармонии бытия. Мир в человеческой душе, мир в семьях, мир в стране и во всём
мире немыслим без возрождения духовной жизни.
Поэтому наш ответ миру должен быть таким: укоренённая в
Священном Предании Церкви жизнь человека, образ жизни человека, предполагающего
борьбу с грехом, освобождение от власти дьявола – есть непременное условие
выживания человеческой цивилизации в условиях свободы межличностных отношений,
принятых в существующих государственных политических и экономических системах.
Без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания
и материальные средства, никакие сила и власть не принесут человеку подлинного
счастья, полноты и гармонии бытия. Преодоление греховного влечения человека
исключительно к земным благам есть одна из самых важных задач
духовно-нравственного воспитания. Нет, наверное, у нас сегодня другого ответа,
и быть не может. Осознать тот факт, что, формируя православный образ жизни, мы
с вами формируем жизнеспособную цивилизацию, означает очень многое. Россия
своим страшным драматическим опытом 20-го века от многого остановила Европу и
мир. Наш опыт многих напугал и многим подсказал необходимость идти другим
путём. Может быть, и наши с вами размышления сегодня о будущем нашего общества,
нашего государства, о роли и значении православного образа жизни помогут
другим.
Кризисное состояние мира, угроза глобализации обязывают
Церковь дать православную оценку по широкому спектру вопросов, проблем и
основных тенденций развития современной России. Приоритетными для нас являются
теперь не взаимоотношение Церкви и государства, а религиозно-мировоззренческие
вопросы культуры и образования, роль Православия в развитии русского
национального самосознания, во имя духовно-нравственной безопасности страны.
Для блага государства и общества необходимо увеличение присутствия Православия
во всех областях социальной жизни. Православное мировоззрение должно обладать,
по крайней мере, равными правами с секулярным
видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых
общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей.
Церковь и её время не проходит, но
проходим и уходим мы. История предоставила нам редкую возможность сплотить
общество вокруг Церкви. Всё ли мы сделали как надо, умели ли избежать
неизбежных ошибок? Что делать дальше? Как помочь ближним, своим
соотечественникам? Как помочь стране и государству, в котором мы живём?
Все мы должны также в полной мере
осознать свою ответственность за воспитание будущего поколения, воспитание тех,
кто идёт нам на смену. В трудных исторических обстоятельствах, когда не
умолкает пропаганда ненависти и насилия, когда общество не может справиться с
бедностью, безнадзорностью детей и нищетой, когда всё ещё беспрепятственно ведётся
нравственное разложение и растление молодёжи, мы должны самой жизнью своей,
словом и делом, свидетельствовать о высоких идеалах и непреходящих ценностях.
Истинное образование есть
становление не только плоти и ума, но и сердца. Вот почему школа, давая знания
и помогая юному человеку вырасти сильным и здоровым, одновременно должна
научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от
порабощения инстинктам и страстям.
Надо с самых ранних лет учить детей
бороться с грехом, проповедовать им идеалы целомудрия, чистоты и верности.
Семья и школа, выпавшие из традиции,
в которых не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных
начал, способствуют только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его.
Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в семью, и школу, может
оказаться для народа более губительным, чем любые теракты.
Подобная ситуация в семье и в школе,
во всём нашем обществе сложилась не сама по себе. К ней привели семьдесят лет
воинствующего безбожья и пренебрежение традиционными ценностями, усилившееся в
последние годы. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо
вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие светлые
идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству, не стяжания, самоотречения,
подвижничества.
Надо бережно сохранять свою
культуру, свои традиции. Нельзя допустить духовной, культурной и физической
гибели нашего народа. Церковь и государство призваны к соработничеству
на ниве образования и культуры во имя будущего России.
Спасибо за внимание!
Ирина Фёдоровна СМИРНОВА, зав. кафедрой педагогики и
психологии Пензенского института развития образования, кандидат педагогических
наук, доцент. Тема доклада – «Семья
и школа»:
– Я буду очень краткой, чтобы не заговорить
проблему. В дополнение к тому, что мы здесь слышали, остановлюсь вот на чём.
Говорили о том, какой семья была в прошлом, о том, какая она сегодня,
рассказали о том, в чём заключается кризис семьи.
Кризис – это совсем не значит конец,
это шаткое положение: может, туда, а может, сюда. Если попытаться заглянуть в
будущее семьи, то, как мне кажется, оно не такое уж и мрачное. Почему? Много
веков существовала семья. Ну, вот такое сравнение: классно-урочная система, по
которой сегодня все учатся (уроки, перемены, каникулы), была придумана в 17-м
веке. И 4 века все её критикуют, но ничего нового не придумали. Так и с семьёй.
Многие возмущаются, с чем-то не соглашаются, но достойной альтернативы пока
нет. Поэтому семья, скорее всего, останется. Но мне кажется, вряд ли она будет
такой, какой была 50, 30 лет назад. Она будет другой. Какой? Это, наверное,
увидят те, кто сидит в зале. Я думаю, она будет вариативной, очень разной, и
каждая из них будет своим путём идти до истины.
И будете вы искать своё семейное
счастье. Возникает чисто российский вопрос: что делать? Я думаю, можно так
ответить: во-первых, ценить то хорошее, что есть в ваших семьях. Эта вечная
проблема отцов и детей, она во многом надуманна. Каждый, у кого есть родители
или были, вспомнит: все самые лучшие воспоминания у него связаны с родительским
домом, с семьёй. Чтобы человек умел ценить радости жизни, он должен чётко
понимать, что всё это не насовсем. Этому будет конец.
И если ты это понимаешь, то будешь
ценить то, что есть. И начинать надо с себя. Один педагог прошлого сказал, и я
с ним согласна: По сути, воспитать другого человека нельзя, можно попытаться
создать такие условия, чтобы человек захотел измениться. Поэтому давайте
начинать с себя, не мудрствуя лукаво.
Спасибо за внимание.
На сцену выходит заведующая музеем-заповедником «Тарханы»
Тамара Михайловна МЕЛЬНИКОВА.
Владыка ФИЛАРЕТ вручает ей орден РПЦ.
Во внимание к
трудам по восстановлению храмов в имении Лермонтова в Тарханах Пензенской области директор
государственного музея-заповедника МЕЛЬНИКОВА Т. М. награждается орденом РПЦ
святой равноапостольной Ольги III-ей степени.
Владыка ФИЛАРЕТ: Уважаемые участники встречи, я хотел сказать несколько слов
о Тамаре Михайловне. Её трудами безукоризненно восстановлены два храма в Тарханах
– Архангела Михаила и домовой храм прп. Марии
Египетской. Я очень благодарен Тамаре Михайловне. Знаете, надо иметь любовь к
своему делу. Есть музейные работники, которые не только сохраняют, но и любят
то, что делают. Так же, как мы сегодня говорим – семья без любви невозможна.
Ну, нет семьи без любви. Мы сегодня разучились любить, и, конечно, уважения
достойны те люди, которые сохраняют наше духовное наследие. Тамара Михайловна,
спаси Вас, Господи, благодарю Вас. (Аплодисменты)
Т.М.МЕЛЬНИКОВА: Благодарю, Владыка, за внимание к трудам нашего музея. Хочу
сказать: счастье, когда делаешь то дело, которое любишь. Мы в Тарханах служим
великому чуду российской культуры – Лермонтову. И за это счастье сегодня я ещё
получаю орден. Нечаянная радость. Благодарю вас за эту радость.
ОТВЕТЫ ВЛАДЫКИ ФИЛАРЕТА НА ВОПРОСЫ
– В фойе сейчас ко мне подошла дама
и говорит: Владыка, ну как это? Одни отчёты, вы же теряете молодёжь, кормите её
с трибуны отчётами.
Ну, что сказать ей? РПЦ никогда не занималась
отчётами, ей есть что сказать. Другое дело, что наше слово иногда не очень
воспринимается, а иногда даже, я заметил, люди стали выходить из зала группами.
Это значит, не вмещается в них, не воспринимают люди. И конечно, это печально.
И какими бы я сладкими словами не говорил, мы не удержим людей, если они не
хотят этого. Но тем хуже для них и для нас, мы ведь в одном обществе живём.
Разрушена, разбомблена Церковь в
России до конца, а вы говорите: это не так, то не так... Да дайте же ей
подняться, вырасти. Неужели не понимаем, что произошла смена поколений? Другое
поколение пришло. Не те, которые в 37-м, и в годы хрущёвских гонений не меняли
своих убеждений на хорошие места и на портфели, не меняли. И они остались в
памяти как новомученики и исповедники.
Сейчас новому поколению трудно, но
тем хуже для них. В Церковь никого силой не загоняют. Мы не сектанты, которые
умеют красиво, красочно, с долларами, с подарками завлекать людей, мы этого
делать не можем. Но мы говорим правду о себе, об обществе, в котором живём, а
иначе нельзя.
ВОПРОС: Отсутствие зла – это и есть добро?
ОТВЕТ: Нет, наоборот: присутствие добра – это и есть отсутствие зла.
ВОПРОС: В прошлом году говорили, что в
здании железнодорожного вокзала планируется поместить икону Николая Чудотворца.
ОТВЕТ: Насколько мне докладывали, решён вопрос о строительстве
часовни у вокзала, там будет реконструкция и будет часовня.
Знаете, я бываю во многих епархиях,
там великолепные часовни. В Нижегородской области, Мордовии – не водку и не
табак рекламируют, а Патриарха Никона, святых своих. А Белгородская епархия? А
университет в Белгороде? Фешенебельное здание, а рядом красивейшая церковь,
почти как храм Василия Блаженного, построили для студентов.
У нас же всё стоит, никак не можем сдвинуть.
Часовню не можем открыть – то там не разрешают, то там не хотят… Мы говорим
откровенно, я никого не ругаю. Мы просто говорим о деле. Сегодня у нас от слова
до дела громадное расстояние.
Я завидую Владимирской области,
Нижегородской: иконы на трассе, едешь и спокойно себя чувствуешь, и водители
более осторожны. А у нас? Три года бьюсь, не могу ни одной часовни поставить.
На въезде в Пензу из Кузнецка, Тамбова, Саратова, Москвы… Я публично об этом
говорю, чтобы не было каких-то слухов. Надо помогать Церкви. И это притом, что
в Пензенской области 86-87% – это верующий православный народ. Это религиозный
регион.
И люди просят. Сколько из
онкологического центра писали: 500 человек там лежат, люди обречённые, просят
храм. Говорю мэру: «И Вы, и я можем там оказаться. И что тогда? Что, в ФОК
пойдём или в казино? В храм пойдём». Так годами это тянулось, пока не добились
разрешения.
Друзья мои, без духовной жизни
ничего не будет. Скажу более конкретно: без Божьего благословения и
благословения Церкви нас ничего хорошего не ждёт. Какие бы мы новации и проекты
не делали. Нам всем хочется жить хорошо, чтобы в стране было хорошо. Но – Без
Бога не до порога. Все же это знают.
А что касается молодёжи, то я этой
даме сказал: знаете, собирайте их каждую неделю, а я приеду и просто буду с
ними говорить, отвечать на их вопросы. Я одно время просил ДК им. Дзержинского
– это бывший храм Старый Спаситель – документы уже начали оформлять, дошли до
определённого уровня – и отказали. Храм-то уже там не восстановить, но я хотел
его использовать как православный лекторий, чтобы можно было по определённым
дням лекции проводить, приглашать интересных людей, богословов, профессоров из
Москвы, академиков – есть интереснейшие люди. Но мне отказали, а потом уже
узнал, что там большие деньги берут. Мы сегодня фактически продаёмся, и душу
можем продать, а дальше что? Нельзя же всю жизнь прожить в супермаркетах.
ВОПРОС: Может, люди просто не знают, что такое аборт?
ОТВЕТ: Я встречался с врачами областной больницы имени Бурденко, мне задали
такой же вопрос. Но я не почувствовал в аудитории ни малейшего интереса к этой
проблеме, они как сидели, как статуи, молча.
Аборт – это убийство ребёнка, в
церковном понимании это смертный грех. Это надо знать всем. Что Господь дал, то
и дал.
Василий Великий жил в 4-м веке, он
жил в семье, где росло 10 детей, пятеро из них были причислены к лику святых.
Вот откуда надо брать пример. Или возьмите – Никон Рождественский, он родился в
семье, где было 22 ребёнка. Потому что жили просто – сколько Господь даёт,
столько и есть. А сейчас придумали: как его выкормить? Да ты роди сначала, а
Господь поможет поставить на ноги….
ВОПРОС: Хотелось бы узнать, где у нас будут готовить
преподавателей ОПК?
ОТВЕТ: Я еду в Москву, буду у Фурсенко,
речь пойдёт о том, что у нас в университетах надо открывать теологический
факультет, он есть в Госстандарте, то есть, разрешён официально (в ПГУ) и
факультет христианской педагогики (в ПГПУ). Есть ещё возможность ездить на
курсы в Троице-Сергиеву Лавру летом, всё есть, друзья
мои. Если есть
сомнения, запишите телефон 660-815.
ВОПРОС: Начнётся ли строительство центра милосердия?
ОТВЕТ: Да, этим занимается отец Алексий Бурцев. Сейчас в храме на
ул. Рахманинова находится благотворительный центр социальной помощи. Там
неимущим бесплатно совершают и отпевание, и крещение. Церковь – это не магазин,
но каждый в неё приходящий жертвует то, что может. А если духовенство у кого-то
вымогает, звоните нам. Этого не должно быть. Кроме того, священникам запрещено
отпевать в ритуальных центрах, их много развелось, начали там отпевать.
Какой-то бизнес на покойниках, извините. Я хочу главное сказать: мы лишаем
умершего человека возможности внести его в последний раз в храм Божий,
помолиться о нём в храме, а не где-то в закутке с чёрными бантами и портьерами.
Это огромная разница.
ОТВЕТ НА РЕПЛИКУ С МЕСТА: «Основы православной культуры»
будут вводиться. Обращаюсь к педагогам. Вышла книга «Основы русской
педагогики», рекомендую, многие для себя откроют совершенно иной мир. А у нас
стало модно направлять к психологу, психиатру…. Нет бы – к священнику
отправить, что может психолог сделать? Это опять оглядка на Запад, где психолог
вместо священника.
У нас есть священники опытные,
преклонного возраста, которые могут подсказать, у них жизненный опыт большой. А
педагогам надо собраться в Ассоциацию. У нас уже есть ассоциация православных
врачей, вот и педагогам надо объединиться….
Любовь Ивановна МУРТЕЕВА, директор городского комплексного
центра помощи населению. Тема доклада – «Поиск дороги к храму: из опыта работы
социальной защиты».
- Уважаемые участники Чтений! 2008-й
год объявлен у нас Годом семьи.
Я расскажу немного о работе своего
центра. Здесь говорилось о жизни в семье. Мы с 1990-го года работаем в
ситуации, когда человек попадает к нам с распадом семьи. У нас есть отделение
хоспис на дому. Мало что весёлого можно сказать о нашей работе, мы обслуживаем
одиноких, инвалидов и престарелые пожилые семейные пары. Каждый обращается со
своей проблемой, которую не в силах разрешить самостоятельно. Мы – инстанция,
которая призвана помочь людям в их сложных кризисных ситуациях. Нашим
специалистам приходится быть и доктором, и психологом, и педагогом, и
наставником.
У нас в центре 8-й год работает
священник. Мне задавали вопрос, почему возникала идея создания в центре
молельной комнаты? Мы находимся на Виноградном проезде, 5, где живут инвалиды,
которые не в силах посещать храм.
Как-то летом в конце рабочего дня ко
мне пришла женщина с двумя детьми, в слезах. Её обокрали на рынке, она из
Каменки, кто-то ей подсказал, и она пришла к нам. Я не знала, как ей помочь, но
пригласила коллег, мы собрали всё, что могли, продукты, деньги ей на обратную
дорогу. В знак благодарности она упала на колени и помолилась на меня, как на
икону….
У меня созрела мысль, что человеку в
трудной ситуации требуется обратиться к Богу. Может, она всю жизнь не молилась,
и вдруг беда такая. Прошло немного времени, и ко мне в кабинет вошёл священник.
Я немного оробела. 20 с лишним лет проработала, и не было, чтобы пришёл
священник и спросил, чем мы занимаемся. Я рассказала ему эту историю. Он вскоре
получил благословение и стал посещать наш дом. Мы совместно оборудовали
молельную комнату, иконы приносили сами мы и жильцы. Отделение тяжёлое, и отец
Сергий Смолянец не только служит молебен, но и беседует
с больными.
В кризисном отделении у нас была на
дневном пребывании девушка, она не поступила в институт, родителям не сказала,
стала работать на рынке.… Одним словом, когда забеременела, пришла к нам
просить, чтобы мы ей помогли оформить ребёнка в дом малютки. Конечно, были
большие сложности, чтобы её переубедить. И тут подключился наш священник. Я не
знаю, что он ей говорил, но через полтора месяца она попросила нас помочь ей с
ребёнком вернуться домой. Мы помогли.
У нас есть отделение милосердия,
хоспис на дому, как я его называю. Очень тяжёлое отделение, когда людям
остаётся жить не более 6 месяцев, оно маленькое, обслуживает 25 штатных единиц,
на город не хватает, спрос очень большой. Это тяжёлые онкологические больные,
за ними нужен постоянный уход. И здесь я хочу отметить работу отца Сергия. Этим
людям нужна исповедь и причастие, и им в
этом нет отказа. Я беру под контроль, когда кому нужен священник на выезд.
Есть в городе отделение для бомжей.
И однажды наш священник пришёл туда и положил иконочки
Казанской Божией Матери. И они все разошлись. А
недавно, когда кончились сильные морозы, приходит бомж и говорит: Я пришёл за календариком. У вас нет ещё? Я предложила ему свой, а он:
«Нет, с изображением Богородицы». А почему? И он рассказал: Когда я взял иконочку, она была всегда со мной, и в сильные морозы я
выжил, а мой друг лежит в больнице с отмороженными руками и ногами. Я ему хотел
подарить иконочку, свою не хочу отдавать…
На наших социальных работниках лежит
большая тяжесть, и они тоже потянулись к священнику, приходят за советом. Он
очень внимательно относится к прихожанам, спрашивает у меня про каждого,
откуда, что…
Священники должны работать в
социальных службах. Человеку в трудных ситуациях нужна его помощь. Опытом нашей
работы интересуются и всегда спрашивают: а сколько это стоит, сколько вы ему
платите? Да нисколько. Это всё делается безплатно.
Я могу говорить много, я люблю свою
работу. Своим сотрудникам всегда говорю: в конце рабочего дня посмотрите, что
вы сегодня сделали, какую пользу принесли, кому помоги? Не ищите, как отказать
человеку, а найдите те варианты, когда можно помочь и успокоить этим свою душу,
что ты помог человеку.
Владыка ФИЛАРЕТ: Время вышло, поэтому, отец Вадим, Ваш доклад мы позже
опубликуем. Всех благодарю за внимание и терпение.
Е.С.ВАСИЛЬЕВА отвечает на вопросы
– О фильме «Мастер и Маргарита».
Полезны ли такие фильмы на религиозные темы или они провокационные? Мой взгляд:
я считаю, что всё, что связано с именем Христа и тем более с его визуальным
изображением, это кощунство, в любом ракурсе или аспекте. Я ничего подобного
никогда не смотрела и не буду. Раньше это делала интуитивно, а когда уже
узнала…. И вас призываю – всё узнать, на всё иметь свой взгляд. Начните,
узнайте всё. Прекраснее Христа никого нет. Знаете, Достоевский сказал: «Красота
Христа спасёт мир», а цитату переиначили, убрав имя Христа, и построили на этой
ворованной и переделанной фразе целую философию, с которой люди гибнут, мир
гибнет. Пичкают нас этой фразой. Чья красота спасёт мир? Этих кинодив или супермоделей? Чья?
Красота ХРИСТА спасёт мир! (аплодисменты). В связи с этим хочу сказать, что я
милостью Божией была на православном кинофестивале,
который по благословению Святейшего Патриарха состоялся в Москве, была
председателем жюри. «Лучезарный ангел», может, слышали? Было много
поразительных документальных фильмов, но они не дошли до зрителя: на
телевидении костьми ложатся, но не показывают этих фильмов. Или в то время,
когда все ещё спят или уже спят. Поэтому вы можете, если не быть инертными, пойти
на ТВ и спросить, почему не показывают православные фильмы? Это резонный
вопрос, ведь это жемчужины документального кино, они разные – о жизни
человеческой, о житии святых, разнообразная тематика. Они достойны внимания,
поучительны и интересны.
Часто задают вопрос о фильме
«Остров». Сам режиссёр Паша Лунгин мне рассказывал,
что хочет снять комедию о Церкви. И до сих пор есть люди, которые не смотрят
эту картину, как мой сын, каким-то чутьём, видимо, понимая, что там что-то не
так. Я Павла знаю давно, поэтому, когда мне сказали, что он снял хороший
православный фильм, я сказала: этого не может быть! Зная его позицию, его
мировоззрение. Но про себя подумала: а может, Господь сделал чудо? Взял и
плохое обратил в хорошее. Для людей церковных это вещь известная, Господь берёт
и зло превращает в добро, и этим посрамляет того человека, который хотел
сделать зло. Лунгин мне рассказал буквально такую
историю: хотел снять – вдумайтесь только! – комедию о Церкви, в Пётр Мамонов,
человек глубокой веры, ему сказал: Бог тебя уничтожит, и тебя, и твою группу,
Он сметёт с лица земли всех вас, дураков. Лунгин
испугался. Честно сказал: Я испугался и начал снимать под руководством
Мамонова. И я вам скажу, я смотрела 2 раза, у меня колоссальное впечатление,
особенно игра Мамонова, его молитва, которую они фиксируют на плёнку, она, как
немного вульгарно выражается Лунгин, «крышу сносит».
Да, она сносит. Но есть такой повод для лукавства, хотя бы начало. Но результат
сильный, эта картина привела многих людей в церковь, очень многих, и нельзя
дать однозначный ответ. Она была отмечена Святейшим Патриархом, и священством
очень положительно, и сам Лунгин крестился, и у него
в жизни всё изменилось, всё у него по-другому. Таким вот чудесным образом. Но
это случай.
Владыка ФИЛАРЕТ: Екатерина Сергеевна, ещё раз благодарю Вас. Я знаю отчасти и
театральный мир, и киномир, в нём очень много верующих людей, православных, мы
даже не подозреваем, сколько их. Потому что им приходится играть, изображать
других людей.
Обращаясь к молодёжи, хочу сказать:
помните, что светлее и теплее места в мире нет, как в храме Божием.
Туда надо зайти в самый крайний угол, встать в сторонке, не ждать каких-то
сенсаций, чудес, а просто придти и скромно помолиться в храме – и вы всё
почувствуете. Я такое чувство испытал, когда был со Святейшим Патриархом в
Стамбуле (Константинополе), когда мы зашли в храм святой Софии, туда, где ещё в
10-м веке были послы от князя Владимира. Я понимал, что эти стены видели наших
далёких предков!
Друзья мои, кем бы мы не были, надо
быть, прежде всего, человеком, а лучше всего христианином. Это путь, который
вам очень многое даст в жизни. Ещё раз благодарю и руководство Пензенской
области, и города. Надеюсь, что мы продолжим наши встречи.
С места встала женщина и говорит:
Я Лукьянова Надежда Ивановна,
прихожанка храма Серафима Саровского в Чаадаевке, педагог воскресной школы. Хочется выразить
особую благодарность Владыке ФИЛАРЕТУ за эти Чтения. Хочется их закончить
светлой мыслью, словами моего ученика Станислава Кузьмина, ему 12 лет. Он
написал в сочинении на тему Рождества Христова: «Чем меньше грешников, тем
счастливей Бог, тем солнечнее погода». Устами детей глаголет истина.
Владыка ФИЛАРЕТ: Как-то Святейший Патриарх встречался с министром внутренних
дел РФ, тот ему говорил, как много сейчас строится хороших тюрем, европейского
уровня. На что Патриарх сказал: Лучше строить больше храмов, и тогда нужно
будет меньше тюрем.
Или ещё: у нас открывают новые
больницы, с такой помпой ленточку перерезают, а чему радоваться? Ведь это
значит, что становится больше больных.
Или мы были в Дивеево,
и так отрадно было видеть: за Божественной Литургией был полномочный
представитель Президента РФ в ПФО Коновалов, супруга Медведева, Легойда, главный редактор журнала «Фома»… Все они не просто
стояли со свечками, а причащались!
Надо это понимать и быстрее находить
дорогу к храму. Все мы должны быть в храмах: и руководство, и все. Я всегда всю
светскую власть приглашаю на богослужения, вот и на молебен перед новым годом
позвал, но… никого не было. Через два дня театр сгорел. Не надо гневить Бога. Я
всегда говорю: креститься надо, не когда гром грянет, а до него…
Игумен СЕРАФИМ (Домнин) закрывает Третьи Пензенские
Рождественские образовательные чтения «Семейные ценности: прошлое, настоящее,
будущее»
Все встают, и, обратившись к иконе «Рождество Христово»
поют заключительный псалом «Достойно есть…».
Записала Татьяна ЛОГИНОВА,
редактор епархиальной газеты «Пензенский православный
собеседник»
21 января 2008 года, в здании Пензенской областной филармонии