Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 24.11.24
В работе секции 4 принял участие архиепископ Пензенский и Кузнецкий ФИЛАРЕТ:

В работе секции 4 принял участие архиепископ Пензенский и Кузнецкий ФИЛАРЕТ:

 

– Наши чтения имеют цель, это не просто повод для того, чтобы сказать хорошие слова и разойтись. Хочется уже не слов, а дел. Сегодня мы очень много говорим, буквально тонем в массе слов, умных, мудрых, но, к сожалению, бываем очень далеки от цели и результата. Жизнь – это движение, и надо двигаться вперёд от того времени, в котором мы жили. Не надо его судить. Сейчас коммунисты рвутся это сделать, но не надо этого делать, пройдёт время – и история всё поставит на свои места. В то же время мне бы хотелось, чтобы у людей не пропадало чувство любознательности, изучения того, что было от нас закрыто в ХХ столетии. Помнится, я был с группой депутатов Госдумы РФ, профессорами Академии Наук РФ на Синае, в Египте, это всё были люди учёные, и как они благодарили за поездку: «Владыка, Вы нам столько интересного показали и рассказали, мы об этом не знали». Это говорили учёные люди, профессора. Закрыт был ХХ век в религиозном смысле. Мы не говорим о политике, об идеологии. В Москве Библию нельзя было купить. Я тогда был студентом МДА, мы подходили к главному редактору журнала «Московская патриархия», это был Владыка митрополит Питирим, и писали ему прошение, а он подписывал. Только одну Библию в руки, так строго было. Потому что всё контролировалось. Евангелия было не достать. Хотя, я должен сказать, что верующих людей было огромное количество.

Хотелось бы, чтобы люди не враждовали, а терпимо относились к другим. Да, мы, священники, были в то время людьми 2-го и 3-го сорта, сейчас, слава Богу, всё уравновешивается. Сегодня в религиозном отношении прыжок огромный, даже не всё вмещается в людей, такой был огромный провал в ХХ веке. Вот был недавно показан по ТВ фильм о Брежневе. Я вам скажу то, чего многие не знают: у Брежнева умерла мать, я был в то время в Москве. Была гражданская панихида в Доме учёных, и Святейший Патриарх Пимен ездил туда, и там они приватно встретились с Брежневым, и он вспоминал, как его мама возила в паломническую поездку в Курск, к иконе Божией Матери. Он помнил всё до мельчайших подробностей: какой был храм, какие в нём иконы, что вокруг храма… Казалось бы, генсек, да? Но нестираемая это вещь – религиозное начало. Это самая умная часть жизни человека. Люди 70 лет не ходили в храмы и думают, что храм – это свечки и кадила. Но это только внешняя, обрядовая сторона, а внутри… Вспомните Бердяева, Булгакова, Флоренского, да сотни имён можно называть. Пора вмещать в себя всё то, что было упущено за столько лет. Конечно, надо ходить в храм. Когда люди туда впервые приходят, они испытывают ощущение тишины, спокойствия, собранности, видения самого себя, не людей вокруг, которые мне нравятся-не нравятся, а самого себя. Вот то, чем жила 1000-летняя Русь. Если мы захотим быть такими людьми, надо ими быть, отбросив тот миф, о котором писал академик Д. Лихачёв, что вся допетровская Русь – это безграмотная, лапотная, отжившая Русь. Это нонсенс. Она была духовно грамотнее нас во много раз. Да, космос, ракеты, самолёты – никто не отрицает, наука дала много удобств в жизни, но дала ли она нам душевный комфорт? Я в этом сомневаюсь. И пример тому: посмотрите, что сегодня происходит в семейной жизни: массовые разводы, т. н. гражданский брак, я всегда об этом говорю с сожалением. Что мы хотим: разбить семью окончательно? Что же тогда останется, что? Вот над этим всем надо задуматься. Я это не с упрёком говорю. Это вопрос жизни страны, её выживаемости. И парадокс: за границей с таким уважением относятся к русскому государству, знают о нём всё. Это и в 90-х годах было. Вылетал из Шереметьева в США огромный лайнер, в него садились поэты, художники, профессора, интеллигенция, было и духовенство. Все, как рясы увидели, все как-то посторонились. А когда прилетели в США, вышли из самолёта, там по протоколу вежливости первыми встречающие подошли к священнослужителям, поприветствовали их, а потом уже подошли к остальным.

Или ещё пример: будучи в Иерусалиме, ко мне как-то подошёл пожилой араб. Нас всё ссорят с ними, а они очень хорошо к нам относятся. Так вот, он со слезами рассказал мне о том, как он благодарен императорской России за то, что было в те годы организовано Палестинское общество, которое возглавлял московский генерал-губернатор Сергей Александрович. Оно на деньги императора открыло для арабов бесплатные школы для детей. Вот он – один из тех детей, и вспоминал те годы со слезами на глазах. Никто из других зарубежных стран, даже денежных, ничего подобного не делал.

Дай Бог, дорогие, чтобы работали наши мозги, нельзя зацикливаться в какие-то рамки, структуры, надо идти дальше, тем путём, который проложила нам святая Русь-Россия, в которой мы живём.

 

ВОПРОС пенсионера: Не может ли пробуждение духовности вернуть нас опять к большевикам? Не надо ли вернуть России символ советской власти: серп? Он и в Библии вспоминается. А вообще только дебил сегодня может сомневаться в существовании Бога. Наука и религия должны идти в содружестве.

– В Евангелии есть очень мудрые слова: «кесарево – кесарю, а Божие – Богу». Для меня лично были кощунственными слова, которые я услышал от Горбачёва. Это было в Иерусалиме, когда его привели в храм Гроба Господня, и он сказал о Христе: «Это был 1-й коммунист, а я – последний коммунист». Ничего близкого нет между идеологией и Церковью, это разные институты. Я скажу то, что не все знают: Пётр Первый сломал Церковь. Когда в 1700 году скончался Патриарх Адриан, люди приходили к императору и просили его избрать нового Патриарха. Пётр, улыбаясь, сказал: «Я вам и царь, я вам и Патриарх». Это была первая трагическая ошибка – соединение власти духовной и власти гражданской. Это две несовместимые вещи, как в человеке душа и тело. И 200 лет Церковь была без управления. У нас в епархии был умный, добрый, мягкий архиерей, Владыка Тихон, его очень любили. Один батюшка епархии сделал что-то, совместное с политикой, и Владыка перевёл его в другой приход – негоже входить в политику. И только за то, что архиерей как следует не наказал этого батюшку, Столыпин приказал убрать архиерея! Канонически ни царь, ни император такого права не имели, это мог сделать только Священный Синод и Патриарх. Но вот сделала это государственная власть… 200 лет без Патриаршества заложили мину замедленного действия. Один из нынешних депутатов Госдумы РФ Чуев высказал такую интересную мысль: если бы Патриаршество осталось на Руси, возможно, не было бы и 1917-го года. Церковь была обезглавлена, священники стали получать государственную зарплату, их авторитет в народе стал падать, потому что они перестали быть отцами для прихожан, а стали как бы служивыми людьми. Отсюда и неприязнь пошла к духовенству. Мы только начинаем из того времени выбираться. А в советское время всё это продолжили, плюс появились уполномоченные по делам религий. И не архиерей, а они управляли церковью. Вот как Черномырдин говорил: «Порулили-порулили – и бросили». Архиерей ничего не мог сделать в своей епархии в советское время, вы знаете об этом? Всё решал уполномоченный или совет по делам религий. А потом смеялись над священнослужителями: чего же вы такие? А они такие, потому что пальцем нельзя было двинуть. Это разные институты, их не надо смешивать, потому, что их несовместимость – это благо для общества.

Сегодня мы получили право давать происходящим событиям нравственную оценку. Мы не лезем в политику, в экономику, в реформы, мы не можем этим заниматься, а в социальной жизни можем: это милосердие, помощь людям, это защита людей, предстоятельство за них перед властью – это всё наша обязанность.

Сегодня многое в жизни вызывает отрицательные эмоции, но что касается религии и Церкви – их статус сегодня нормален. Другое дело, что трудно было нам после 200 лет, потом после 70 лет снова входить в русло. За 200 лет ни одного собора РПЦ не было! А в Церкви всё решает именно он и Священный Синод.

 

ВОПРОС: Где в Пензе есть больничные храмы?

– Практически они есть во всех городских больницах, кроме горбольницы №6. Сейчас решён вопрос с губернатором и главой администрации г. Пензы о строительстве небольшого храма возле онкологического центра в Арбеково. Мне уже давно люди об этом писали, просили открыть храм. В онкоцентре лежит 550 человек, и вы знаете, что большинство этих людей обречены. Рядом будет строиться кардиологический центр. И там рядом нужен храм, людям необходима материальная поддержка, им нужно только соучастие, не нужны ни деньги, ни машины…Надо лишь проявить к ним милосердие. Слава Богу, вопрос решён, и храм там будет.

Кроме того, у памятника Победы в храме Михаила Архангела очень тесно, люди тоже просили о большом храме. Мы хотим построить там трёхпрестольный храм во имя всех святых, в земле Российской просиявших. В стилобатной части этого нового храма мы хотели бы создать экспозицию «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны» с увековечиванием имён всех пензенцев, погибших в годы войны. Вы многого не знаете о тех военных годах, многого.

 

ВОПРОС: Когда будет достроен храм Петра и Павла в Арбеково?

– С назначением нового настоятеля отца Вячеслава Логинова дело медленно, но двигается. Не хочется кого-то обижать, но нельзя не напомнить, что храм этот закладывался ещё при Владыке Серафиме, и мэр Пензы Калашников обещал помочь, сдав строительство «под ключ». Неудобно об этом говорить, но как он из мэрии ушёл, так всё и остановилось. Откуда же такие деньги взять? Ходят слухи: у них миллионы. Да какие миллионы в церкви? И потом – что такое сегодня миллион? Что на него купишь? Средняя иномарка стоит столько. Так что это только название – миллион… И вопрос к другой части общества: у нас 1 200 бизнесменов, если бы каждый из них выделил по 200 000 рублей, то давно бы храм закончили. Меня очень удивляет равнодушие богатых людей. Я много раз к ним лично обращался, но… Если и помогают, то несколько человек. А тут ещё ТВ сделало передачу, помните: я подъехал к храму на машине, и тут же сделали целую передачу – архиерей на «Мерседесе», а храм стоит недостроен. Да машина эта б/у, мне её подарили. Нельзя так. Церковь за 70 лет безбожества столько вынесла, нельзя с ней так разговаривать. Это безчеловечно и неприемлемо.

Или взять строительство Спасского кафедрального собора. Его стоимость – 450 млн. рублей. Посчитайте: 1 200 бизнесменов, если каждый даст полмиллиона, а это для него небольшие деньги, то вот и весь собор! Нужно понимание, если оно будет – и всё остальное будет.

 

ВОПРОС: Как Вы оцениваете фильм «Остров»?

– К сожалению, я ещё его пока не видел. Но отзывы очень положительные. Один тот факт, что Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ вручил грамоты и режиссёру фильма Лунгину, и актёрам, говорит о многом. Религиозный человек очень разборчив, его ничем не возьмёшь. И вот повсюду восхитительные отзывы, большие кассовые сборы, много миллионов россиян этот фильм посмотрели. Для меня поразительно: значит, наш народ не умер!

 

ВОПРОС-ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Раньше в каждом селе был свой престольный праздник. Можно ли возродить эту традицию?

– Конечно, нужно возрождать. Губернатор был на нашем епархиальном собрании, и мы высказали предложение: в каждом местном музее, где он есть, создать экспозицию об истории местного храма, пусть даже разрушенного, хотя бы фотографию поместить и рассказать, что было. Я когда по сёлам нашим проеду – потом спать не могу, сердце болит от вида поруганных храмов. Надо бы всех бизнесменов собрать и отвезти их посмотреть на святыни в руинах, неужели у них сердце не сожмётся? В нашей епархии красивые храмы, со своеобразной архитектурой, такие храмы – редкость. Да, нужны престольные праздники, но начинать надо с центра, с Пензы. У меня пока не получается: объявить день города 14 августа престольным праздником Спасского кафедрального собора – Всемилостивого Спаса. Нужна договорённость с властями, но пока дело не движется…

 

ВОПРОС: Сейчас в Таллине хотят снести памятник русским воинам. Ваше отношение к этому?

– Это безобразие. Но хочу сказать, что когда распался наш Союз, когда республики, его составлявшие, получили независимость, Церковь православная не разделилась. Все эти приходы – прибалтийские, азиатские, Приднестровье и другие – и составляют сегодня единую Русскую Православную Церковь. Национализм – нездоровое чувство. Снос памятника – полнейшее безкультурье, нельзя на этом набирать себе политические очки. Здесь ещё срабатывает синдром «младшего брата», чувство какой-то собственной неполноценности… Церковь всегда говорит о терпимости, но её не всегда слушают. В Москве говорят: если бы власть России хотя бы немного прислушивалась к мнению РПЦ, Патриарха – жизнь была бы другой.

Врач, учитель и священник – это триада дореволюционной жизни, на которой всё держалось. А когда у нас Церковь нужна только в трудные моменты, это не дело. У власти и Церкви должны быть нормальные отношения.

 

ФОТО 1, 8, 18, 30

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг