В работе секции 4 принял
участие архиепископ Пензенский и Кузнецкий ФИЛАРЕТ:
– Наши чтения имеют цель, это не просто
повод для того, чтобы сказать хорошие слова и разойтись. Хочется уже не слов, а
дел. Сегодня мы очень много говорим, буквально тонем в массе слов, умных,
мудрых, но, к сожалению, бываем очень далеки от цели и результата. Жизнь – это
движение, и надо двигаться вперёд от того времени, в котором мы жили. Не надо
его судить. Сейчас коммунисты рвутся это сделать, но не надо этого делать,
пройдёт время – и история всё поставит на свои места. В то же время мне бы
хотелось, чтобы у людей не пропадало чувство любознательности, изучения того,
что было от нас закрыто в ХХ столетии. Помнится, я был с группой депутатов
Госдумы РФ, профессорами Академии Наук РФ на Синае, в
Египте, это всё были люди учёные, и как они благодарили за поездку: «Владыка,
Вы нам столько интересного показали и рассказали, мы
об этом не знали». Это говорили учёные люди, профессора. Закрыт был ХХ век в
религиозном смысле. Мы не говорим о политике, об идеологии. В Москве Библию
нельзя было купить. Я тогда был студентом МДА, мы подходили к главному
редактору журнала «Московская патриархия», это был Владыка митрополит Питирим,
и писали ему прошение, а он подписывал. Только одну Библию в руки, так строго
было. Потому что всё контролировалось. Евангелия было не достать. Хотя, я
должен сказать, что верующих людей было огромное количество.
Хотелось бы, чтобы люди не
враждовали, а терпимо относились к другим. Да, мы, священники, были в то время
людьми 2-го и 3-го сорта, сейчас, слава Богу, всё уравновешивается. Сегодня в
религиозном отношении прыжок огромный, даже не всё вмещается в людей, такой был
огромный провал в ХХ веке. Вот был недавно показан по ТВ фильм о Брежневе. Я
вам скажу то, чего многие не знают: у Брежнева умерла мать, я был в то время в
Москве. Была гражданская панихида в Доме учёных, и Святейший Патриарх Пимен
ездил туда, и там они приватно встретились с Брежневым, и он вспоминал, как его
мама возила в паломническую поездку в Курск, к иконе Божией Матери. Он помнил
всё до мельчайших подробностей: какой был храм, какие в нём иконы, что вокруг
храма… Казалось бы, генсек, да? Но нестираемая это
вещь – религиозное начало. Это самая умная часть жизни человека. Люди 70 лет не
ходили в храмы и думают, что храм – это свечки и
кадила. Но это только внешняя, обрядовая сторона, а внутри… Вспомните
Бердяева, Булгакова, Флоренского, да сотни имён можно называть. Пора вмещать в
себя всё то, что было упущено за столько лет. Конечно, надо ходить в храм.
Когда люди туда впервые приходят, они испытывают ощущение тишины, спокойствия,
собранности, видения самого себя, не людей вокруг, которые мне нравятся-не нравятся, а самого себя. Вот то, чем жила
1000-летняя Русь. Если мы захотим быть такими людьми, надо ими быть, отбросив
тот миф, о котором писал академик Д. Лихачёв, что вся допетровская Русь – это
безграмотная, лапотная, отжившая Русь. Это нонсенс. Она была духовно грамотнее
нас во много раз. Да, космос, ракеты, самолёты – никто не отрицает, наука дала
много удобств в жизни, но дала ли она нам душевный
комфорт? Я в этом сомневаюсь. И пример тому: посмотрите, что сегодня происходит
в семейной жизни: массовые разводы, т. н. гражданский брак, я всегда об этом
говорю с сожалением. Что мы хотим: разбить семью окончательно? Что же тогда
останется, что? Вот над этим всем надо задуматься. Я это не с упрёком говорю.
Это вопрос жизни страны, её выживаемости. И парадокс: за границей с таким
уважением относятся к русскому государству, знают о нём всё. Это и в 90-х годах
было. Вылетал из Шереметьева в США огромный лайнер, в него садились поэты,
художники, профессора, интеллигенция, было и духовенство. Все, как рясы
увидели, все как-то посторонились. А когда прилетели в США, вышли из самолёта,
там по протоколу вежливости первыми встречающие подошли к священнослужителям,
поприветствовали их, а потом уже подошли к остальным.
Или ещё пример: будучи в Иерусалиме,
ко мне как-то подошёл пожилой араб. Нас всё ссорят с ними, а они очень хорошо к
нам относятся. Так вот, он со слезами рассказал мне о том, как он благодарен
императорской России за то, что было в те годы организовано Палестинское
общество, которое возглавлял московский генерал-губернатор Сергей
Александрович. Оно на деньги императора открыло для арабов бесплатные школы для
детей. Вот он – один из тех детей, и вспоминал те годы со слезами на глазах.
Никто из других зарубежных стран, даже денежных, ничего подобного не делал.
Дай Бог, дорогие, чтобы работали
наши мозги, нельзя зацикливаться в какие-то рамки,
структуры, надо идти дальше, тем путём, который проложила нам святая
Русь-Россия, в которой мы живём.
ВОПРОС пенсионера: Не может ли пробуждение духовности
вернуть нас опять к большевикам? Не надо ли вернуть России символ советской
власти: серп? Он и в Библии вспоминается. А вообще только дебил
сегодня может сомневаться в существовании Бога. Наука и религия должны идти в
содружестве.
– В Евангелии есть очень мудрые
слова: «кесарево – кесарю, а Божие – Богу». Для меня
лично были кощунственными слова, которые я услышал от
Горбачёва. Это было в Иерусалиме, когда его привели в храм Гроба Господня, и он
сказал о Христе: «Это был 1-й коммунист, а я – последний коммунист». Ничего
близкого нет между идеологией и Церковью, это разные институты. Я скажу то, что
не все знают: Пётр Первый сломал Церковь. Когда в 1700
году скончался Патриарх Адриан, люди приходили к
императору и просили его избрать нового Патриарха. Пётр, улыбаясь, сказал: «Я
вам и царь, я вам и Патриарх». Это была первая трагическая ошибка – соединение
власти духовной и власти гражданской. Это две несовместимые вещи, как в
человеке душа и тело. И 200 лет Церковь была без управления. У нас в епархии
был умный, добрый, мягкий архиерей, Владыка Тихон, его очень любили. Один
батюшка епархии сделал что-то, совместное с политикой, и Владыка перевёл его в
другой приход – негоже входить в политику. И только за то, что архиерей как следует не наказал этого батюшку, Столыпин приказал убрать
архиерея! Канонически ни царь, ни император такого права не имели, это мог
сделать только Священный Синод и Патриарх. Но вот сделала это
государственная власть… 200 лет без Патриаршества заложили мину
замедленного действия. Один из нынешних депутатов Госдумы РФ Чуев высказал такую интересную мысль: если бы Патриаршество
осталось на Руси, возможно, не было бы и 1917-го года. Церковь была
обезглавлена, священники стали получать государственную зарплату, их авторитет
в народе стал падать, потому что они перестали быть отцами для прихожан, а
стали как бы служивыми людьми. Отсюда и неприязнь пошла к духовенству. Мы
только начинаем из того времени выбираться. А в советское время всё это
продолжили, плюс появились уполномоченные по делам религий. И не архиерей, а
они управляли церковью. Вот как Черномырдин говорил: «Порулили-порулили – и
бросили». Архиерей ничего не мог сделать в своей епархии в советское время, вы
знаете об этом? Всё решал уполномоченный или совет по делам религий. А потом
смеялись над священнослужителями: чего же вы такие? А они такие, потому что
пальцем нельзя было двинуть. Это разные институты, их не надо смешивать,
потому, что их несовместимость – это благо для общества.
Сегодня мы получили право давать
происходящим событиям нравственную оценку. Мы не лезем в политику, в экономику,
в реформы, мы не можем этим заниматься, а в социальной жизни можем: это
милосердие, помощь людям, это защита людей, предстоятельство
за них перед властью – это всё наша обязанность.
Сегодня многое в жизни вызывает
отрицательные эмоции, но что касается религии и Церкви – их статус сегодня
нормален. Другое дело, что трудно было нам после 200 лет, потом после 70 лет
снова входить в русло. За 200 лет ни одного собора РПЦ не было! А в Церкви всё
решает именно он и Священный Синод.
ВОПРОС: Где в Пензе есть больничные храмы?
– Практически они есть во всех
городских больницах, кроме горбольницы №6. Сейчас
решён вопрос с губернатором и главой администрации г. Пензы о строительстве
небольшого храма возле онкологического центра в Арбеково.
Мне уже давно люди об этом писали, просили открыть храм. В онкоцентре
лежит 550 человек, и вы знаете, что большинство этих людей обречены. Рядом
будет строиться кардиологический центр. И там рядом нужен храм, людям
необходима материальная поддержка, им нужно только соучастие, не нужны ни
деньги, ни машины…Надо лишь проявить к ним милосердие.
Слава Богу, вопрос решён, и храм там будет.
Кроме того, у памятника
Победы в храме Михаила Архангела очень тесно, люди тоже просили о
большом храме. Мы хотим построить там трёхпрестольный
храм во имя всех святых, в земле Российской просиявших. В стилобатной
части этого нового храма мы хотели бы создать экспозицию «Русская Православная
Церковь в годы Великой Отечественной войны» с увековечиванием имён всех пензенцев, погибших в годы войны. Вы многого не знаете о
тех военных годах, многого.
ВОПРОС: Когда будет достроен храм Петра и
Павла в Арбеково?
– С назначением нового настоятеля
отца Вячеслава Логинова дело медленно, но двигается. Не хочется кого-то
обижать, но нельзя не напомнить, что храм этот закладывался ещё при Владыке
Серафиме, и мэр Пензы Калашников обещал помочь, сдав строительство «под ключ».
Неудобно об этом говорить, но как он из мэрии ушёл, так всё и остановилось.
Откуда же такие деньги взять? Ходят слухи: у них миллионы. Да какие миллионы в
церкви? И потом – что такое сегодня миллион? Что на него купишь? Средняя
иномарка стоит столько. Так что это только название – миллион…
И вопрос к другой части общества: у нас 1 200 бизнесменов, если бы
каждый из них выделил по 200 000 рублей, то давно бы храм закончили. Меня
очень удивляет равнодушие богатых людей. Я много раз к ним лично обращался, но… Если и помогают, то несколько человек. А тут ещё ТВ
сделало передачу, помните: я подъехал к храму на машине, и тут же сделали целую
передачу – архиерей на «Мерседесе», а храм стоит недостроен.
Да машина эта б/у, мне её подарили. Нельзя так. Церковь за 70 лет безбожества столько вынесла, нельзя с ней так
разговаривать. Это безчеловечно и неприемлемо.
Или взять строительство Спасского
кафедрального собора. Его стоимость – 450 млн. рублей. Посчитайте: 1 200
бизнесменов, если каждый даст полмиллиона, а это для него небольшие деньги, то
вот и весь собор! Нужно понимание, если оно будет – и всё остальное будет.
ВОПРОС: Как Вы оцениваете фильм «Остров»?
– К сожалению, я ещё его пока не
видел. Но отзывы очень положительные. Один тот факт,
что Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ вручил грамоты и режиссёру фильма Лунгину, и актёрам, говорит о многом. Религиозный человек
очень разборчив, его ничем не возьмёшь. И вот повсюду восхитительные отзывы,
большие кассовые сборы, много миллионов россиян этот фильм посмотрели. Для меня
поразительно: значит, наш народ не умер!
ВОПРОС-ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Раньше в каждом селе был свой
престольный праздник. Можно ли возродить эту традицию?
– Конечно, нужно возрождать.
Губернатор был на нашем епархиальном собрании, и мы высказали предложение: в
каждом местном музее, где он есть, создать экспозицию об истории местного
храма, пусть даже разрушенного, хотя бы фотографию поместить и рассказать, что
было. Я когда по сёлам нашим проеду – потом спать не могу, сердце болит от вида
поруганных храмов. Надо бы всех бизнесменов собрать и отвезти их посмотреть на
святыни в руинах, неужели у них сердце не сожмётся? В нашей епархии красивые
храмы, со своеобразной архитектурой, такие храмы – редкость. Да, нужны
престольные праздники, но начинать надо с центра, с Пензы. У меня пока не
получается: объявить день города 14 августа престольным праздником Спасского
кафедрального собора – Всемилостивого Спаса. Нужна договорённость с властями,
но пока дело не движется…
ВОПРОС: Сейчас в Таллине
хотят снести памятник русским воинам. Ваше отношение к этому?
– Это безобразие. Но хочу сказать,
что когда распался наш Союз, когда республики, его составлявшие, получили
независимость, Церковь православная не разделилась. Все эти приходы –
прибалтийские, азиатские, Приднестровье и другие – и составляют сегодня единую
Русскую Православную Церковь. Национализм – нездоровое чувство. Снос памятника
– полнейшее безкультурье,
нельзя на этом набирать себе политические очки. Здесь ещё срабатывает
синдром «младшего брата», чувство какой-то собственной неполноценности… Церковь
всегда говорит о терпимости, но её не всегда слушают. В Москве говорят: если бы
власть России хотя бы немного прислушивалась к мнению РПЦ, Патриарха – жизнь
была бы другой.
Врач, учитель и священник – это
триада дореволюционной жизни, на которой всё держалось. А когда у нас Церковь
нужна только в трудные моменты, это не дело. У власти и Церкви должны быть
нормальные отношения.
ФОТО 1, 8, 18, 30