Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 24.11.24
Владыка ФИЛАРЕТ:

Владыка ФИЛАРЕТ:

 

После прекрасного выступление Василия Кузьмича, слова которого, полагаю, нас вдохновляют, потому что это представитель высшей власти на территории Пензенской земли, мы постараемся поразмышлять о тех явлениях, о которых говорил Василий Кузьмич, которые болезненно отражаются в жизни общества, семьи, детей. Давайте постараемся сегодня не только говорить, но и предпринимать какие-то конкретные шаги.

Много с лет перестройки произнесено прекрасных, удивительных слов. К сожалению, не всё потом становится делом. Я начну своё выступление с прочтения письма, которое относится к празднику Рождества Христова и будущим образовательным чтениям в Москве. Святейший Патриарх пишет: «Приглашаю Вас принять участие в 15-х Международных Рождественских образовательных чтениях, которые пройдут с 28 января по 3 февраля 2007 года в Москве. Тема чтений: «Вера и образование. Общество, школа, семья в XXI веке». Предстоящие юбилейные чтения призваны способствовать определению путей совершенствования школьного образования, обмену опытом преподавания в регионах курса «Основы православной культуры», осмыслению роли семьи в сохранении и передаче традиционных духовных ценностей, а также консолидации всех церковных и светских педагогов в деле духовно-нравственного воспитания юношества. Для участия в Рождественских чтениях приглашаются также руководители православных образовательных учреждений, представители органов власти, курирующие культуру, образование и религиозные организации, учёные деятели культуры, педагоги».

Я надеюсь, что правительство нашей области побеспокоится о том, чтобы педагоги из наших городов и районов смогли принять участие в этом очень интересном форуме, который происходит уже 15-й раз на территории Кремля, в Большом Кремлёвском Дворце.

Мы с вами называем эти чтения Рождественскими. Это так, потому что каждый год начинается Рождеством Христовым, это как бы обновление нашей жизни, это начало нового года, который имеет своим началом рождение Богомладенца Христа. Как и в нашей жизни: наша жизнь начинается с младенческого возраста, затем переходит в юношество, в зрелость и затем в старчество.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ на одних из Рождественских чтений обращался к залу с такими словами: «Собрались все, кому небезразличны судьбы Церкви и Отечества, кто озабочен поиском пути выхода из духовного кризиса, кого волнует нелёгкая задача нравственного оздоровления нашего общества. Часто даже незаурядные, образованные люди проявляли к предметам религиозным поразительное невежество, обнаруживая вопиющее незнание отечественных традиций. Современная жизнь предъявляет школе новые требования; правильно поставленное школьное образование должно способствовать стройному развитию умственных, физических и душевных свойств человека. Однако же их гармоничное развитие невозможно без глубокой духовной основы. Перед всеми нами стоит общая цель: формирование нравственного и физического здоровья нового поколения, способного к решению всё более усложняющихся задач, которые ставит перед нами жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отечественных традиций. Необходима углубленная разработка нового содержания образования, чтобы на всемирном состязании народов наш народ мог явить всё богатство своих дарований Людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость (т. е. бизнес) и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не попираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде. Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Хочется пожелать здоровья, сил душевных и телесных, духовного возрастания всем тем, кто подвизается на труд на ниве просвещения и образования». Такими словами Святейший Патриарх обращает внимание на те, иногда очень сложные, проблемы, которые существуют в нашей жизни. Не секрет, дорогие, что век прошлый у нас был урбанистическим и индустриальным, а сейчас… даже сложно назвать, может быть, интеллектуальный. Всё вроде у нас есть, а мы теряем душу свою, свой внутренний мир, забивая свои юные головы излишним материалом, который нам и не нужен, и не будет способствовать жизни. Вы это знаете лучше меня. Но тем не менее, в наших СМИ часто проходила такая фраза: «Победит здравый смысл». Вот так, он всё расставит на свои места. Но это только так кажется на первый взгляд. Вот что пишет об этом английский писатель Честертон, он скончался в 1936 году, был и остаётся очень популярным и интересным писателем, он был христианином, глубоко верующим человеком. Вот его слова: «Безверие – рабство, и вынести его нелегко. Если человек не может молиться, он задыхается, если он не может встать на колени – он в оковах. Вся история религии показывает, что здравый смысл гибнет повсюду, где его не хранит христианство». Точные, очень точные слова. К сожалению, мы на своём человеческом опыте лишь потом убеждаемся в этом, увлекаясь интеллектом и наполнением себя всевозможными знаниями. Его перу принадлежит очень много интересных мыслей.

Сегодня мы задаём себе вопрос: как жить в 21-м веке? Богатство, комфорт, деньги – и это всё? Неужели в этом смысл? Конечно, нет. А в чём же? Это вопрос, который каждый человек должен себе задавать ежедневно. Почитаешь произведения русских и зарубежных писателей 18-19 веков – и удивляешься глубине мышления этих людей. Да это гиганты по сравнению с нами, с нашими сайтами, Интернетом и прочей оргтехникой. Почему? Да потому, что там был талант, там была гениальность, там было проникновение в самую сущность человеческой жизни. Люди искали, стремились к этому. Нам при кажущемся интеллектуальном комфорте просто иногда кажется, что мы всё знаем. Но поверьте, это только так кажется. Я всегда студентам говорил и хочу сейчас повторить мысль: как много нужно знать, чтобы понять, как мало ты знаешь. Справедливые слова.

Сегодня хочется поговорить о том, о чём говорил Василий Кузьмич, что является болевой точкой и нашей Пензенской области, это постепенный уход от культурных и нравственных ценностей своего народа. Европа уже пережила этот процесс, при всём своём техническом совершенстве там почти уже не остаётся духовной жизни. Есть в Европе христиане, и достаточно много, это нам только по телевизору внушают, что так никого не осталось из верующих людей. Есть. И они стремятся изменить ситуацию к лучшему. Чтобы не быть голословным, скажу вот что. Недавно Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент привёл такую статистику, она была опубликована в «Российской газете»: во многих европейских странах преподаются основы религии: в Германии, Финляндии, Великобритании, Бельгии, Польше, Греции, Эстонии, Турции… А мы почему-то боимся дать детям духовное воспитание. Святейший Патриарх АЛЕКСИЙ просит, чтобы в школах вели «Основы православной культуры», но воз и ныне там. Многие из вас, наверное, видели программу Соловьёва «К барьеру», где Н. Михалков сражался с В. Ерофеевым. Михалков спрашивал: «Почему вы так боитесь православия? Надо бояться объединения безбожников». Вот чего надо бояться. Православие – это то, что несёт добро, даёт человеку благородство, что воспитывает человека. Да наша культура – она вся из религии. Пора переменить свои взгляды, она вся из религии, потому что только в религии есть чувство благоговения перед Богом, доброе отношение друг к другу. Я не могу вести себя плохо с другим человеком, я обязан вести себя по-доброму.

И, наконец, наше перекособоченное мышление: надо уважать себя, надо любить себя. Надо любить других людей и уважать их, тогда и тебя будут любить и уважать. Ведь простая схема: «Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем помышлением своим, всею душою своей, и ближнего своего, как самого себя». Если я не могу по-доброму относиться и к ближнему, и к дальнему, Царствие Небесное для меня закрыто. Сколько бы мы не подали милостыни – закрыто. В Евангелии мы читаем о том, как пришли к Господу на суд души человеческие, а Он сказал: «Не знаю вас», «Как же, Господи, мы молились…» Что это означает? А то, что да, молились, а больше ничего не делали. А ближнему своему вы что-то сделали доброго в жизни? Нет, только себе. А Евангелие нас учит, что ценно даже то, если стакан воды поднесёшь из любви к человеку. Не различая его национальности, принадлежности к религии, социального статуса. Это просто норма жизни христианина, уважительное отношение к родителям, к старшим, ко всем людям, тебя окружающим. Она была просто выбита из нашего сознания после 1917-го года. И к чему мы приходим в итоге? К душевной пустоте, к потере смысла жизни. Но нельзя же жизнь тратить лишь на развлечения, когда пей, ешь, веселись и больше ничего. Да, человек – существо многообразное, он всё может делать, но он должен делать то, что приятно и полезно для его души и сердца. Поэтому апостол Павел пишет: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё должно обладать мною». Человеку пьющему, курящему кажется, что он свободен в своём выборе, а он уже раб, раб этой привычки, этой страсти. Он цепью привязан к ней, он только думает, что свободен.

Интересны слова Альберта Эйнштейна, учёного с мировым именем, которого почему-то считают атеистом, раз учёный – значит атеист. Вот что он пишет: «Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение». В интеллигентной среде есть одна фраза, которая является подпиткой атеизма: «А почему Бог всё это допустил?» И А. Эйнштейн отвечает: «Напрасно перед лицом катастроф ХХ века многие сетуют, как Бог это допустил? Да, Он допустил, допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме: путь познания добра и зла указан в Евангелии, и человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей», Справедливо сказано.

Итак, друзья, сегодня вопрос о культуре. Этот вопрос очень большой и для меня, и для всех нас. Мне нравятся слова знаменитого академика Д. С. Лихачёва, недавно отмечалось 100-летие со дня его рождения. Его определение культуры очень коротко, всего три слова: «Культура – это воспитанность». Я позволю себе заметить, и вы, наверное, тоже так думаете, что это был самый культурный человек в нашей стране. Самый интеллигентный. И заметьте: был на Соловках, отбыл срок, вернулся к жизни. Не стал диссидентом, озлобленным человеком, до конца дней возглавлял Пушкинский дом в Санкт-Петербурге. Образованнейший был человек. Наверное, вы видели программу А. Караулова, которая была записана ещё при жизни Д. Лихачёва. Я просто хочу вам напомнить из неё несколько слов, может, многие их не знают, у нас ведь, если учёный – так обязательно атеист, иначе просто не может быть. И вот Караулов спрашивает Лихачёва: «И что, Вы верите в Бога?» – «Да» – И что, Вы верите в дьявола?» – «Да, верю и в него» – «Так что, и антихрист надвигается?» – «Уже надвинулся». Это честный ответ интеллигента, русского человека, не озлобленного, не смущённого сменой власти, переменами в обществе. Он всегда оставался собой, и в Соловках, и в блокадном Ленинграде, он оставался православным человеком. А что, разве, когда у власти были коммунисты, не было в стране верующих людей? Было Политбюро, но мы жили своей жизнью. И те испытания, которые выпали нам сейчас, с переменой власти, надо пережить, оставаясь самими собой, идти дальше, не останавливаться. Но вместе с тем надо из прошлого брать всё хорошее, все ценности.

В Москве в 2006 году прошёл 1-й Всемирный русский народный собор, который был посвящён очень горячей теме: о правах человека. Я думаю, вы знакомы с материалами этого собора, все вы люди образованные, есть доступ в Интернет… Я просто кратко сформулирую эту проблему. Она касается взаимоотношений свободы с нравственной ответственностью. Если нравственной ответственности нет, то всё просто: мы от обезьяны произошли, можно делать всё, что хотим, и убить даже можно, а что: он животное, я животное… Если же мы носим в себе Образ и Подобие Божие, а это так, если мы чувствуем в душе стыд и совесть, так позвольте, мы далеки от животных. Немногие знают, что Ч. Дарвин просил прощения за эту свою гипотезу – и только гипотезу, некую научную идею, никак не доказанную. Мы же люди, мы совесть и стыд имеем. Ещё Л. Н. Толстой говорил (хотя он и запутался, о чём говорил тот же Д. Лихачёв: «Какие только небылицы Толстой не написал о религии!», но есть вещи, которые он говорил правильно): «Искусство начинает терять чувство стыда». А что такое стыд и совесть? Все знают, что эти чувства нас посещают, и молодых, и пожилых. Это своего рода сигнализаторы, которые говорят человеку: дальше нельзя, остановись! Плохо тебе будет! Вот что это такое.

Культура в православном понимании этого слова – это, конечно, дорогого стоит. Не буду говорить о Пушкине, Достоевском, Лермонтове, о многих русских писателях, который во всей глубине знали сущность русской культуры. Отсылаю вас к трудам Кириевского, Хомякова, Аксакова, вы люди молодые, вам надо не только в Интернете сидеть, но и заниматься в библиотеках, с нужной и интересной книгой.

Я помню, когда служил в Астрахани (а в зале сегодня есть гости из Астрахани), мы просили власти вернуть Церкви Успенский собор Астраханского кремля, меня пригласили в депутатскую комиссию и с неловкостью спросили: «А нищих на паперти не будет?» А я стандартно ответил: «А что, вы до сих пор не можете нищим дать жильё, работу?! Ответа не последовало. У нас есть бедные люди, бомжи, несчастные люди. Но вот смотрите, как на эту проблему смотрел Д. Лихачёв. Он отвечал на вопрос «Зачем есть несчастные люди?» – «Затем, чтобы дать счастье другим». Даже наша копейка, наша доброе слово, да просто соучастие: одеть человека, не осуждая, что он пьяница, наркоман… Это же человек, зачем мы делим людей на партии, на блоки, на высших и низших – это человек. Мы почему-то, задрав нос, проходим мимо таких людей, мимо их страданий. Они плохо живут, они несчастны для того, чтобы мы были счастливы, оказывая им какую-то посильную помощь. Всегда при этом испытываешь удовлетворение, это в душе, в природе русского человека. Мы так жили, и так будем жить. Несчастные люди – это наша дорога к Богу, именно помощью таким людям мы, может быть, оправдываем свою жизнь.

Заканчивая, мне хотелось бы всех нас призвать к милосердию, быть добрыми людьми. Культурный, интеллигентный человек – это всегда человек милосердный, сострадательный к чужому горю. Казалось бы, старые, больные люди, кому они нужны? Они нам нужны, и через отношение к ним мы вырастем духовно, мы станем другими людьми, вот в чём суть.

Хотелось бы всех нас призвать быть милосердными и сострадательными. Где этого нет, там моральное уродство человека, это патология, к которой мы, к сожалению, уже привыкли и даже не замечаем.

Закончить хотелось бы словами святого апостола Павла, с них сегодня началось выступление В. К. Бочкарёва на выставке. Это прекрасные слова: «Если я имею всякое познание, всю веру, а не имею любви, то я ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде…»

Такими словами хотелось бы закончить. Спасибо за внимание.

 

ФОТО 5

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг