Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 24.11.24
На чтениях выступил преподаватель Пензенского Духовного училища, священник Покровского архиерейского собора иеромонах ИЛЛАРИОН

На чтениях выступил преподаватель Пензенского Духовного училища, священник Покровского архиерейского собора иеромонах ИЛЛАРИОН (Исаев). В частности, он сказал:

– Нам следует вернуться на прочный фундамент, заложенный 1000 лет назад. Церковь не должна поддаваться попыткам оторвать её от великого культурного наследия. Сокровищница Православия – неотъемлемое достояние русской культуры. Это ясно должна понять и почувствовать вся наша творческая интеллигенция, наша научная и художественная элита. Мы призваны не к противоборству, а к плодотворному соработничеству в деле возрождения нашей православной культуры и России. Только соборное единение людей, созидающих культуру, с РПЦ может помочь преодолеть духовный кризис нашего общества…

 

На трибунепрофессор Н. М. ИНЮШКИН, зав. кафедрой мировой и отечественной культуры ПГПУ. Он говорил о необходимости учебно-методических пособий, раскрывающих региональную специфику школьного курса «Основы православной культуры». Н. М. Инюшкин показал залу небольшую книжечку, где идёт речь о комплексном подходе к изучению культуры, на ней – автограф академика Д. Лихачёва «Дай Бог удачи!». Далее Н. М. Инюшкин сказал:

– Люди становятся гражданами России в зависимости от того, осваивали они или не осваивали основы православной культуры. Я это слово «осваивали» нарочито акцентирую, потому что культура, всё вообще в человеческом сознании в человеческих чувствах тогда сильно и дорого человеку, когда оно ОСВОЕНО, когда оно – моё: моя вера, моя убеждённость. Я не берусь сейчас обсуждать тему об учебных пособиях, которые написаны и изданы по «Основам православной культуры». Тут много споров идёт: можем ли мы в таких условиях, когда у нас и мусульмане, и иудеи… и те, и другие – можем ли мы навязывать православную культуру? А может, не надо ничего? Но думается, что в стране, где всё-таки русских православных очень много, о православной культуре как основе культуры, начиная с Владимира, крестившего Русь, говорить надо. Ещё раз скажу – не касаюсь тех учебников, пособий, которые есть, я коснусь только одного, что, по-моему, помогает, о чём я и говорил в этой книжечке, которую благословил Д. Лихачёв, и ещё митрополит Питирим руку приложил (кстати, о Пензе написал: «Бывши единожды и полюбивши навсегда» – это про нашу землю так сказано!), так вот, опираясь на эти идеи, можем ли мы каким-то образом способствовать эффективности воздействия православной культуры? Да, можем. Почему? Да потому, что могучее поле православной культуры, как и всей мировой культуры, должно осознаваться не только как где-то существующее… Конечно, есть святые места, Святая Земля, но ведь сила христианства в том, что не только в одном месте оно, христианство, имеет священные места и верующих людей, но во всём мире! Этим сильно христианство. Этим вера сильна, и, в частности, на нашей земле. Кстати, родина наша начинается с родного дома, с семьи, с того, что мы можем рядышком наблюдать. Так вот, здесь, на Пензенской земле, есть такая возможность. Я перехожу от общих разговоров к каким-то конкретным предложениям. Не знаю, какие учебники рекомендует наше министерство образования и науки, представителей которого я в этом зале, к сожалению, много не вижу, но есть люди, знающие свой край. Вот сидит А. И. Дворжанский, автор великолепной книги об истории Пензенской епархии. Такие люди, как он, конечно же, могут помочь учителям собрать такую информацию, которая скажет: вот, смотрите, история Пензенской земли, разве она не связана с иконой Казанской Божией Матери, которая была прислана сюда царём Алексеем Михайловичем? Разве эта икона не защитила Пензу от нападения нагайцев в 1717 году? И разве мы не можем, увидевши и восхитившись Троице-Скановым монастырём, откуда сегодня на этой сцене были совершенно дивные дети, не можем ли мы приобщить других людей к радости войти под своды этого собора? Можем. А великолепные люди, которых РПЦ канонизировала, тот же святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, чудотворец? Да и те, которых не канонизировали? Та же М. М. Киселёва, добрейший, могучий верующий человек, которая столько сделала доброго краю нашему… А разве мы ничего не можем сказать о тех людях, которые показывали великолепные примеры самоотверженного служения? Вот, кстати, в книге Дворжанского, когда я листал её, я, прямо, знаете ли, ахнул: Николай Михайлович Пульхритудов! Был такой священник в нашей епархии, Бог дал мне редкую возможность в детстве быть с ним знакомым. Его много раз сажали в тюрьму, отправляли на Соловки, в Сибирь, а он возвращался и снова Богу служил. До конца дней своих. Разве это не пример силы духа? Не какой-то, в веках существовавший, а ныне, на глазах пока ещё живущего человека всё это имело место быть. Разве не был конструктивным вклад в возрождение Церкви в делах нашего почившего Владыки Серафима? Разве тот вклад, который делает сегодняшний наш Владыка Филарет – он не есть пример такого конструктивного дела? То есть, я считаю, нам нужно не только говорить правильные слова о нашей христианской истории и культуре, нам нужно сегодня конкретно договориться, а я понимаю, что здесь собрались люди, которые хотят, чтобы «Основы православной культуры» стали элементом воспитания, нужно, повторяю, создать комиссию, которая бы рассмотрела комплексный подход к изучению. Надо, чтобы были и методические пособия в помощь школе, и чтобы наше телевидение тоже не забывало о том, что эта тема не только важна, но и нравственна, чтобы наша пресса этим занималась, чтобы всё было в комплексе. И власть здесь может многое сделать. Возьмём дорогую моему сердцу Воскресеновку, Валяевский комплекс. Смотрите, сколько здесь перекликается: истории, культуры, религии. Здесь родился историк Ключевский, там церковь, где его крестили, стоит брошенная. Мы говорили о том, чтобы сделать комплекс, чтобы люди приезжали в Большую Валяевку помолиться, испить святой водицы из источника, потом поехать в Воскресеновскую школу, в музей В. О. Ключевского… Мы сейчас делаем прекрасные физкультурно-оздоровительные комплексы, но и это тоже надо делать. Завершу тем, с чего начал, со слов Д. Лихачёва: «Дай Бог удачи!»

 

Реплика В. К. БОЧКАРЁВА из президиума:

– Вы можете ответить на мой вопрос, почему в царской России в тюрьмах было 200 000 мест, и четвёртая их часть пустовала, а сейчас в России, территория которой меньше, чем царской, сидит более 1 млн. человек?

 

Н. М. ИНЮШКИН:

– Знаете, раньше в селе показывали: Вон Гришка идёт, он пьёт! А сейчас говорят: вон Митька пошёл, он не пьёт! Кроме закона, который есть на бумаге, должен быть закон внутри себя, т. е. закон нравственный, закон Божий. Ежели его нет, то я могу совершить всё, что угодно. И потому именно объединение разного рода возможностей для прессы, телевидения, культуры может что-то противопоставить «Дому-2», «Комедии Клаб» и прочим мерзостям.

 

ФОТО 25, 26

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг