ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ
Пребывание
в больнице.
Неписаные
правила поведения и этики
Неправильное
понимание пациентами своего места в лечебном процессе часто приводит их ко многим
неприятностям. От того, насколько спокойно на душе у больного, насколько расположилось
его сердце к медицинскому персоналу, - зависит успех лечения в целом. Негативные
эмоции, раздражение, гнев, ропот на врачей и сестер (хотя и они, бывает, не всегда
ведут себя достойно), только усугубляют течение болезни, значительно снижают эффективность
процедур и действие лекарственных
препаратов. Еще Н.И. Пироговым было
обнаружено и описано, что моральное состояние больного (раненого) влияет на скорость его выздоровления.
Речь в
этой главе идет даже не о христианской этике, а о правилах поведения в
больнице.
Больница
– живой организм, в ней все происходит по распорядку. В свое время – осмотр врача, в свое
время – процедуры, прием пищи, тихий час и т. д. Когда пациент постоянно исчезает из
отделения в нужное для осмотра и процедур время, не исполняет назначения, – он
тем самым ставит под удар и лечение, и терпение медперсонала. У врача, как
правило, много больных, время распределено для операций, для перевязок, для осмотра и
отдыха. Каждый сбой графика работы врача приводит к переутомлению, к ненужным
переживаниям, к потере хороших взаимоотношений. Ведь у врача еще дома семья, близкие, а
зачастую и вторая работа (по совмещению), на которую он тоже должен вовремя
придти. Поэтому, поступив в больницу и познакомившись со своим лечащим врачом,
следует сразу разрешить с ним все свои недоуменные вопросы, касающиеся пребывания в
стационаре.
Наиболее
опасным искушением для больного является обожествление врача. Бесспорно, дар врачевания
дается свыше. Если человеку не дано работать с больными, он никогда не сможет этим
заниматься. Но полагаться во всем только на врача – большой грех. Отсюда духовная слепота
больного – вместо того, чтобы видеть врачующую руку Божию, он замыкается только на
образе доктора. К чему это приводит? В случае удачного исхода болезни – к
забвению Бога, к не благодарению
Его за милость возвращения здоровья. В
случае неудачи – бедный врач испивает до
дна всю чашу горечи упреков и осуждения
(а подчас и унижения) в свой адрес. Но ведь
осложнения, печальный исход не всегда зависят от специалиста, а от множества
обстоятельств – таких как возраст, пол, наследственность, конституция,
особенности организма и других,
которые в совокупности формируют
индивидуальное русло для протекания
той или иной болезни. В обиходе это носит
название случайности, в учении Православной
Церкви – Промысла Божия. Господь
желает нам только блага. Внимательно вчитайтесь
в определение Промысла Божия и вы поймете, что все в нашем понимании случайности, направлены, как бы враждебно мы их не воспринимали, к одному благу – спасению души. Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра
зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям.
Бывают
ситуации, которые ставят пациентов в весьма затруднительное положение. Например, врач хочет
попробовать новый метод лечения, а пациент боится, так как не знает, чем это
новшество обернется для его здоровья, и не станет ли еще хуже. В таких случаях лучше
обратиться к доктору с такими словами: «Вы – мой лечащий врач, я Вам полностью
доверяю, как решите, так и будет». Для принятия серьезного решения обычно собирается
консилиум (совещание нескольких опытных врачей, профессоров и т. д.) или лечащий
врач советуется с более опытными и знающими коллегами, заведующим отделением или
консультантами. Поэтому,
доверившись медикам, до вынесения решения и сообщения
его, вам следует просить Господа,
чтобы оно было принято в соответствии
с Его волей, с Его Промыслом о вашей жизни. Когда идет консилиум, хорошо
молиться св. Пантелеимону, читать ему акафист (Приложение 3) или своими
словами просить Господа об открытии
вам через врачей Его воли.
Одним
из важных этических моментов является то, чтобы пациент, имея своего лечащего врача, не начинал обращаться за помощью к другим, не согласовав это со своим
доктором. Каждый врач лечит по-своему, у
каждого свой подход к медикаментозным назначениям, свой опыт, свой индивидуальный почерк проведения операций и процедур.
Поэтому, переходя от врача к врачу, не выполнив
рекомендаций одного, можно попасть в
ситуацию, когда лечебные назначения разных
врачей начнут противоречить друг другу. Итог таких хождений недисциплинированного больного обычно печальный: разочарование в медицине, полное недоверие ко всем врачам, не излеченный недуг, уход в
нетрадиционную медицину, где подстерегает
множество опасностей.
Недостаточно
разумное использование своих связей и знакомств в медицинском мире в силу нарушений
этических правил может также принести большой вред. Ссылаясь на своих знакомых
докторов наук, профессоров, академиков, пациент без ведома
лечащего
врача обращается к ним. Те дают свои советы. Врач же оказывается в затруднительном положении: он
должен добиться излечения больного, при этом не обидеть его личных
консультантов, не нарушить установку своего заведующего, не поссорить своих начальников с людьми,
которые опекают такого пациента, – пытаются устроить ему лучшее лечение,
добиваются перевода в лучшее отделение. И вот это «лучшее» нередко происходит без учета
реальных особенностей течения заболевания и оказывается медвежьей услугой, приводящей,
по опыту в неотложных ситуациях, даже к смерти, ведь у семи нянек – дитя без глаза.
Лучше
все отпустить на волю Божию. Как идет – так идет, не насиловать ситуацию, не изгаляться над Промыслом Божиим. От хороших же знакомых
консультантов не откажется ни один лечащий врач, и если их помощь действительно необходима и вы предложили и обсудили со своим доктором возможность и
целесообразность их привлечения, поверьте, он прибегнет к ее использованию.
И
последнее, на чем хотелось бы остановиться – это неблагодарность некоторых больных. Есть такая
категория пациентов, которая уходит от врача, не только словесно не поблагодарив, но
даже не попрощавшись. Простая открытка или букет цветов, или скромный подарок в
знак признательности являются не столько материальным, сколько моральным
стимулом врачу для дальнейшего служения людям. И хотя большинство врачей переносит
неблагодарность спокойно, некоторых надолго
остается неприятный осадок в душе, ведь каждый врач переживает за своего
больного, часто думает о том, какой метод лечения применить, - даже и в дороге, и дома. Если
мы не учимся благодарить ближнего за добро, которое он нам делает, мы никогда
по-настоящему не научимся благодарить и Бога. Это подтверждает Святое Евангелие,
когда свидетельствует об исцелении Господом нашим Иисусом Христом десяти прокаженных
(Лк. 17, 11-18).
Подготавливая
себя к пребыванию в лечебном учреждении, кроме предметов личной гигиены необходимо
взять с собой молитвослов, складень (складная икона из двух, трех или нескольких
частей) или икону Спасителя, Божией Матери и тезоименитого святого (своего
небесного покровителя). По ошибочному мнению, многие, ложась в больницу, снимают с себя
нательный крест. Этого делать не следует, так как крест Христов охраняет нас и защищает
от всяких бед, напастей и бесовских искушений. Краткая молитва «Спаси и сохрани»,
начертанная на оборотной стороне креста, напоминает каждому человеку, как и к Кому он должен обращаться, находясь в больнице.
Иконы,
принесенные в больницу (независимо от размера), нехорошо прятать в тумбочку, под подушку,
как делают некоторые. Святым образам подобает стоять открыто, у изголовья
постели или на подоконнике. Это ваше право.
(Далее…)