НА
БЛАГО НАРОДА БОЖИЯ!
– Ваше Святейшество,
рядом с местом закладки будущей часовни, где раньше стоял Спасский кафедральный
собор, стоит памятник философу-атеисту.
Как вы относитесь к подобному соседству?
Я думаю, что со временем этот
памятник найдёт своё место. Но ничего не надо делать поспешно, чтобы не вносить
разделение и осложнение в наше и без того раздираемое противоречиями общество.
Хотим мы того или не хотим, но это наша история. Нельзя сказать
что всё было плохо в советский период. Было и хорошее, в частности, гарантия
труда, обеспеченной старости, бесплатного медицинского обслуживания,
образования и т. д. Но были и ошибки которые разделяли народ, например, на
верующих и неверующих. Церковь же на протяжении своей тысячелетней истории была
всегда со своим народом и в радостях, и в скорбях. И разрушение храмов – это
разрушение нашей истории. Мы сейчас воссоздаём храм Христа Спасителя в Москве,
в своё время он был взорван, а 78 памятных досок с именами героев Отечественной
войны 1812 г. были распилены и пущены на строительство ступенек при возведении
жилых домов. Это надругательство над именами наших героических предков, которые
защищали до крови, до смерти свою Отчизну. Поэтому не надо следовать примерам
того разрушения, а надо всему находить своё место.
В России сейчас льётся кровь,
общество полно ненависти, злобы. Какая идея, на Ваш взгляд, может сегодня
объединить людей?
Мы глубоко ошибаемся, когда начинаем
искать где-то национальную объединяющую идею. Ищем её иногда за рубежом, в
Америке, стране которая имеет историю всего в 200 лет.
Я думаю, что наша национальная идея, объединявшая нас на протяжении
тысячелетней истории, – это наша общность, единство многонационального народа,
который противостоял всем трудностям и испытаниям. И Церковь, как я уже
говорил, всегда была со своим народом, вдохновляя, поддерживая его силы в
преодолении этих испытаний. Сейчас же нас пытаются разделить по национальной
принадлежности.… Разве когда-нибудь разделялись русские с украинцами, русские с
белорусами? Нашествие всевозможных миссионеров, сект – это тоже попытка
разделить наш народ по вероисповеданиям. И моё глубочайшее убеждение в том, что этих миссионеров влечёт желание не
просветить народ, а разделить его и по вероисповеданию. Я как-то принимал двух
американских сенаторов, которые приезжали в Россию посмотреть, не нарушаются ли
у нас религиозные права. Это было в начале нынешнего года. Я им сказал, что
нельзя с американским опытом (в эту страну переселенцы привнесли массу религий)
подходить к религиозной ситуации в России, которая на протяжении веков была в
основном монорелигиозным государством. Потом тяжелейшие 70 лет геноцида против верующего народа. И
сейчас, в условиях свободы, людям в первую очередь надо обрести собственную
историю, их веру. А что происходит? Пользуясь трудностями, которые испытывают
русские люди, покупаются их души. И вот в этом – нарушение религиозных прав.
– Чем обусловлены
столь значительные меры по вашей охране?
Я лично никого не боюсь, а меры по
моей безопасности принимают местные власти. Недавно я побывал в
Ростове-на-Дону, сразу после взрыва в Волгодонске. Хотя перед этим мне звонили
и глава правительства страны, и руководители правоохранительных органов,
которые не рекомендовали мне отправляться в эту поездку. Но я сказал, что не
могу отменить визит, это будет не на пользу. Люди и так встревожены взрывами в
Москве, Буйнакске, Волгодонске. И если не состоится запланированный визит
Патриарха, это вызовет только лишние волнения. И я полностью удовлетворён своим
пребыванием в Ростове-на-Дону: призывал людей к спокойствию, убеждал не
поддаваться панике. Но при этом важно и не терять бдительности. Я думаю, мы
расслабились, хотя Радуев давно угрожал терактами, но
мы чересчур спокойно к этому относились.
Ваше Святейшество, к сожалению, наше
образование как было атеистическим, таким остаётся и по сей
день. В некоторых гимназиях уже изучают по 3-4 иностранных языка, но многие
дети по-прежнему не умеют креститься, не знают молитв, не имеют ни малейшего
представления о своей вере, о христианских заповедях. Собственно, о том, на чём
основывалась и создавалась вся наша русская культура, литература, духовная
жизнь. Предпринимаются ли со стороны руководства Русской Православной Церкви
шаги для того, чтобы Православие пришло, наконец, в школу? Ведь, возрождая
веру, начинать надо с подрастающего поколения. У нас в Пензе открыта одна из
первых в России православных гимназий, при епархии работают богословские курсы.
Но это же капля в море.
Я согласен, что это капля в море. Но
начинать с чего-то надо, хотя бы и с малого. Мы начали
с создания православных воскресных школ, поскольку в былые годы вообще были лишены возможности преподавать вероучение. Открываются
православные гимназии лицеи, есть Свято-Тихоновский
богословский институт, где обучаются более 2 тысяч учащихся. 70 минувших лет
ещё долго будут давать знать о себе, поэтому сегодня вводить Закон Божий в
школах, я думаю, рано. Да этому есть и сильное противодействие. А вот с новым
министром образования я имел длительную встречу, и мы
говорили о необходимости введения во всех учебных заведениях курса истории
православной культуры. С этого надо начинать, потому что так называемое
религиоведение, которое пытаются иногда преподавать в школах, оно, во-первых,
размывает все религии, а во-вторых, часто учителями являются те
кто не столь давно преподавал атеизм. Введение же в средних и высших учебных
заведениях курса истории русской православной культуры в России – вопрос
назревший. Его надо решать, чтобы приобщать людей к Православию, на котором рос
на протяжении всей своей истории наш народ.
Записал В. Мельник
(«Наша Пенза»). (Далее…)