04.12.2009
«Отец Даниил с нами...»
Религиозная палитра
нашего общества сегодня очень разнообразна. В то же время нельзя не признать,
что количество неизбежно переходит в определенное качество. Об особенностях
межконфессиональных отношений в России, и о проблемах, с ними связанных,
рассказывает известный православный апологет Виталий Питанов.
Питанов Виталий Юрьевич
родился в 1970 году в Ленинграде. В конце 80-х увлекся духовными поисками,
занимался неоиндуизмом и оккультизмом. Был главным
редактором оккультного журнала «Хранитель». В конце 90-х годов, разочаровавшись
в оккультизме и неоиндуизме, принял христианство и
стал членом Русской Православной Церкви. Вскоре получил благословение
заниматься апологетической деятельностью. Несколько лет возглавлял программу
«Прозрение» в отделе по делам молодежи в Санкт-Петербургской Епархии. Позже
перешел работать в Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и
церковных искусств. Автор ряда книг, статей и радиопередач, посвященных
современному сектантству и оккультизму. Бакалавр теологии.
Как сегодня можно в
целом охарактеризовать религиозную ситуацию в нашей стране?
Многообразие религий – это
естественное явление для России. Ничего плохого в нём нет. В царской России это
многообразие также присутствовало. Российская империя, в отличие от западных
империй, не стремилась подавить религиозную идентичность вновь принимаемых
народов. Православие было доминирующей религией, но доминирование не означает
подавление. Несомненно, православные христиане стремились донести до вновь
входящих в Российскую империю народов Благую Весть о Христе, но не стремились
навязать её. Есть поговорка: «невольник – не богомольник»,
она полностью отражает православное отношение к выбору веры. Хотя, конечно,
история России была богата не только на хорошее, но и
на плохое. Однако доминирующий подход заключался в уважительном отношении к
нехристианским религиям.
На религиозном «рынке» России
Православие всегда было и будет доминирующей религией. Это может
нравиться кому-то или нет, но это факт, с которым надо считаться. И,
собственно, ничего плохого этот факт другим религиям не несёт. Доминирование
Православия в России не означает подавления представителей иных религией.
Что касается религиозной ситуации в
России, я считаю, что сейчас время, когда общество и государство начинает
серьёзно осмысливать место религии в своей жизни. Атеизм медленно, но верно
перестаёт быть доминирующей идеологией в среде современной интеллигенции.
Сейчас время когда хаос в данной сфере постепенно начинает уходить в небытие.
В разных регионах
страны совсем недавно прошли судебные процессы с участием Свидетелей Иеговы.
Проходят прокурорские проверки, в том числе, и в нашем городе. Некоторые
представители не православных религиозных общин опасаются, что начнётся
давление на их организации. Насколько оправданы эти опасения?
Идея, что в России началась
полномасштабная кампания против всех не православных религиозных организаций,
ни на чём не основана. Что касается Свидетелей Иеговы, то они не имеют никакого
отношения к христианству вообще. Среди моих друзей есть не только православные,
но и лютеране, католики, баптисты. Их, кстати, никто не преследует, и все они
отрицают за Свидетелями Иеговы право называться христианами. Всё дело в том,
что христиане – это не те, кто сами себя так называют, а те, кто признаёт
истинность известных вероучительных определений.
Религиозный мир богат своим
разнообразием, но есть в этом и свои крайности. Например, так называемые
тоталитарные или деструктивные секты. Каковы их признаки?
Я сформулирую определение понятия
«секта» по социально-психологическим и теологическим признакам. Секта – это
авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:
исповедание своей «богоизбранности» и «уникальности» в противостоянии
традиционным религиям;
создание собственной интерпретации
смысла Библии вне толкований исторически сложившихся богословских школ;
активное применение методов
манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них
основных жизненных ценностей на узкогрупповые ценности, исповедуемые данной
организацией;
создание психологической зависимости
человека от организации и ее лидеров;
сокрытие
информации о своих вероучениях и практике, объясняемое их внутренней «сакральностью».
Убийство священника
Даниила потрясло многих. Как произошедшее может
отразиться на межконфессиональных отношениях в стране?
Мне трудно оценить влияние этого
убийства на межрелигиозные отношения, так как это сфера компетенции руководства
Церкви, а не моё. Я же могу лишь выразить своё личное мнение по этому вопросу.
Отец Даниил неоднократно получал угрозы в свой адрес. Сейчас в интернете я
читаю радостные послания ненавистников этого православного подвижника по поводу
его смерти. Лично у меня это вызывает чувство брезгливости по отношению к
данным людям. Вполне допускаю, что убийство отца Даниила было мощной
провокацией как раз с целью дестабилизировать межрелигиозные отношения в нашей
стране. Кто был заказчиком и исполнителем данного убийства должны разобраться
соответствующие органы. Я лишь могу сказать за себя и своих друзей, мы
занимались христианской апологетикой и миссионерством и будем этим заниматься.
Мы будем продолжать дело отца Даниила. Мы – христиане, для нас нет смерти, отец
Даниил с нами.
http://www.gazetang.ru/zarnews/5515-otec-daniil-s-nami.html