Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М О Л О Д Ы М 02.05.24
16 января 2010 года

16 января 2010 года. Пензенская областная филармония. Православный молодежный форум. Владыка Иларион, архиепископ Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – ответил на вопросы участников форума

 

Преподаватель вуза Алексеев:

– Владыка, в рамках молодежного форума вполне естественен вопрос о молодежной политике Русской Православной Церкви и как продолжение данного вопроса: чем Церковь может помочь молодежному православному движению в нашей стране, городе?

 

Владыка Илларион

– Очень важно запастись достаточным количеством пресной воды для того, чтобы отвечать на такие вопросы. Молодежное движение в Русской Православной Церкви сегодня существует в разных формах. Есть функциализированное молодежное движение, а есть молодежное движение, которое не оформлено ни в какие институции и организации. Это, прежде всего, движение очень многих молодых людей. Я думаю, речь может идти о миллионах на встречу Православной Церкви. Что должна делать церковь для молодежи? Прежде всего, мне кажется, очень важно строить мосты, которые бы соединяли Церковь с внецерковным обществом, с окружающим миром и которые помогали бы молодому человеку преодолевать барьеры, отделяющие его от Церкви, от мира Церкви. Ведь в Православной Церкви есть все необходимое для духовной жизни человека. Но человек может по-настоящему пользоваться этим духовным богатством только в том случае, если он уже является членом Церкви. А вот как помочь людям, которые не являются членами Церкви, преодолеть те духовные, психологические, языковые и иные барьеры, которые отделяют человека от Церкви. И вот здесь, мне кажется, Церковь должна и может делать гораздо больше. Прежде всего, мы должны лучше уметь объяснять наше богослужение верующим. И это связано не только с проблемой церковно-славянского языка, который не понятен или не вполне понятен, во всяком случае, для человека, приходящего с улицы. Но это связано с тем, что все богослужение в Православной Церкви создавалось тогда, когда люди жили совершенно иными идеалами, обладали совершенно иными знаниями. Мы Великим постом читаем на первой седмице поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это замечательное по-своему произведение, где упомянуты очень многие библейские персонажи в качестве отрицательных или положительных примеров для современного православного христианина. Но, я думаю, что многие из нас, слушая этот покаянный канон, могут поймать себя на том, что мы не помним имена многих из этих персонажей, мы не помним, что они сделали. И, поэтому, как бы нравственный посыл этого канона остается для нас не вполне опознанным. Именно потому, что люди в древности лучше знали Библию, чем мы. Они ее читали гораздо чаще, а другие книги у них были недоступны. Был вообще совершенно другой образ мышления. Так вот, мы не должны приспосабливать богослужение к вкусам современного человека. Мы не будем создавать какие-то особые молодежные богослужения, как это бывает у протестантов. Мы должны заботиться о том, чтобы наше богослужение, его основной смысл, его духовно-нравственное содержание были более понятны для молодого человека. Мы должны больше делать для того, чтобы учение Православной Церкви было более доступно для молодых людей.

 

– Владыка, в сознании значительной части населения нашей страны, в том числе и православных христиан, присутствует положительное отношение к роли личности Сталина в истории нашего государства. Даже в проекте «Имя России» Сталин занял третье место. Вы высказали собственную точку зрения на данный вопрос. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, является ли данное положительное отношение тоской по сильной руке, по монархии. И насколько возможно возрождение подобного режима в наше время?

 

Владыка Илларион

– Я думаю, что самую правильную оценку личности и деятельности Сталина дал Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, когда выступал в день памяти жертв политических репрессий и когда сказал о том, что никакие заслуги не могут оправдать человека, виновного в гибели десятков, сотен тысяч и миллионов людей. По сути дела при Сталине в стране был развязан геноцид против собственного народа. Раскулачивали кулаков, раздворянивали дворян. Священнослужителей массово уничтожали. Уничтожали целые классы людей. Именно при Сталине был узаконен расстрел, начиная с 12-ти летнего возраста. Некоторые говорят: «Да, он был узаконен, но не применялся на практике». Вот у меня дома есть 5-ти томное собрание имен – жертв Бутовского полигона. Это просто имена. Каждое имя занимает одну строчку. И вот таких имен – пять томов. И там есть годы рождения и смерти, нет дат, но есть годы. И некоторые из расстрелянных на полигоне Бутовском были 15-ти или 16-ти летние юноши. Чем можно оправдать такие преступления? Я думаю, что ничем. Насколько возможно возрождение такого режима, я думаю и надеюсь, что оно невозможно в нашей стране, потому что мы прошли через такие испытания, что народ этого не допустит. Но очень важно не поддаваться каким-то историческим иллюзиям. Не возвеличивать тех людей, одно упоминание о которых должно краску стыда вызывать на наших лицах. Когда иной раз поднимают на щит таких исторических деятелей, как Иоанн Грозный. Говорят, что были политические победы, были завоевания. Да, конечно, они были. Была и у нас победа в Великой Отечественной войне. Но только это не заслуга Сталина, что мы победили в Великой Отечественной войне. Это был подвиг народа, которого не сумел сломить ни Гитлеровский фашизм, ни Сталинские репрессии. А может быть, если бы не было Сталинских репрессий, перед войной, когда весь цвет советской армии был уничтожен, то и войну выиграли бы с меньшими потерями. Поэтому я думаю, что возвеличивание сейчас личности Сталина совершенно не оправдано. Я думаю и надеюсь, что эта тоска по сильной руке уйдет в прошлое тогда, когда мы, наконец, почувствуем, что эта сильная рука у нас есть. Только сильная рука не такая, которая карает людей, а которая помогает людям в том, чтобы их жизнь становилась лучше, чтобы улучшалось их благосостояние. Я думаю, что в некотором смысле реанимация культа личности Сталина в мозгах некоторых людей связана именно с тем, что в 90-е годы в силу политических и экономических обстоятельств, с которыми была связана жизнь нашей страны, очень многие люди испытывали чувство какого-то национального унижения и позора. С этим была, наверное, связана та ностальгия по сильно руке, по крепкому государству. Но невозможно создать крепкое государство на человеческих костях, на человеческой крови.

 

– Владыка, обращается к Вам член общественной палаты Пензенской области, председатель комиссии по межнациональному и межконфессиональному сознанию, свободе совести и сохранению духовного наследия – Шаркунова Татьяна Николаевна.

– Владыка, сейчас в современном обществе много говорят о свободе совести. Это выражение входит и в название нашей комиссии, в состав которой входят представители трех традиционных конфессий России. Это – православия, ислама и иудаизма. В работе своей комиссии мы руководствуемся, что свобода совести – это не вседозволенность. Свободу совести имеет тот человек, который имеет эту совесть, который несет в мир добро и созидание.

Вопрос: «Как Православная Церковь, Вы, как представитель Православной Церкви, трактуете это выражение и как Вы руководствуетесь этим?

 

Владыка Илларион

– Я думаю, что свобода совести – это свобода для всякого человека жить по совести, и жить в соответствии со своими убеждениями, в соответствии со своим мировоззрением. Мы – православные люди настаиваем на том, например, что именно в соответствии с законом о свободе совести и с принципом свободы совести наши дети должны иметь право в школах изучать основы православной культуры. Мы не хотим никому навязывать православное мировоззрение. И, те дети, которые не хотят изучать этот предмет, могут изучать альтернативные предметы – основы какой-либо другой культуры, например мусульманской, или иудейской, или основы светской этики. Но мы хотим, чтобы наши дети имели право изучать свою веру, причем, получать знания о ней не в рамках какого-нибудь нейтрального курса основ мировых религий, где вчерашний воинствующий атеист, спешно переквалифицировавшийся в специалиста по религиям, будет рассказывать детям о тех или иных религиях. А, чтобы люди получали знания о своей религии относительно этой религии, либо от священнослужителей, либо от мирян, которые сами верят в то, о чем они говорят. Я думаю, что свобода совести означает право на многополярное общество. На общество, в котором каждый человек способен жить в соответствии со своими духовно-нравственными идеалами, и в котором религия не воспринимается, как частное дело отдельных индивидуумов. У каждой религии, в частности у христианской Церкви, есть определенный миссионерский императив, есть призвание к общественной деятельности. И религия должна быть представлена на общественном поле. Религиозные люди должны иметь право выстраивать свою жизнь в соответствии со своими убеждениями. Именно в этом, я думаю, заключается свобода совести. Очень неверно трактовать атеизм, как общий знаменатель между разными религиями. Когда нам говорят, что религии между собой не согласны в том или ином, так давайте не будем вообще учить детей религии. А пусть лучше они учатся толерантности. Они не научатся толерантности, если они не будут знать свою веру, и не будут уважительно относиться к вере других людей.

 

– Уважаемый Владыка, скажите, пожалуйста, скоро ли будет построен Спасский кафедральный собор в г. Пензе?

 

Владыка Илларион

– Это вопрос, на который Владыка Вениамин лучше ответит.

 

Владыка Вениамин

– Я, конечно, очень благодарен тому руководству города, которое передало землю на Соборной площади в ведение епархии, и сейчас мы готовим проведение проектных работ на этой территории, нахождение старого фундамента, и тогда можно подключиться к созданию проектной документации. Но сегодня мы с Владыкой Иларионом были у губернатора, и мне конечно, как бальзам на сердце, его чуткое заверение. Кафедральный собор – это сердце Пензенской земли, это ее душа. И жить без души, без сердца жить ни человек, ни град не может. Желательно восстановить хотя бы вчерне к юбилею г. Пензы – это наша основная задача. И я надеюсь, что с Божией помощью мы ее выполним вместе с вами. И это будет большой подарок для всех жителей города и всей епархии.

 

Владыка Илларион

– Спасибо Вам.

 

– Владыка Иларион, передо мной выступала сестра, и мой вопрос логически продолжает ее обращение. Я учительница русского языка и литературы гимназии.

Как быть нам учителям, когда в наших классах присутствуют дети не только христианского вероисповедания, но и другие ребята. Можно ли говорить о Христе, проповедовать нашу веру в других классах?

 

Владыка Илларион

– Вот мне кажется, что Вам, как учительнице русского языка и литературы, особенно, наверное, близко понимание того факта, что русскую литературу невозможно осмыслить и понять без правильного представления о христианстве и православии. В советское время пытались из русской литературы вынуть вот эту христианскую сердцевину. Специально создавали школьные программы, специально попирались какие-то авторы из русской литературы, а какие-то вообще не изучались. Например, в советское время Достоевский практически не изучался в школе, кроме, может быть, «Преступления и наказания». И вот, я думаю, что всякий ребенок, не только православный, но и представитель другой религиозной конфессии должен иметь знания о православии. Другое дело, что в рамках школьного курса мы не должны заниматься проповедью христианства, и мы не должны заниматься прозелитизмом. Для проповеди существуют другие формы и возможности. А прозелитизм мы вообще отвергаем, как миссионерский метод. Я думаю, что должен быть выработан такой подход, который бы просто показывал детям, вне зависимости от их вероисповедания, какую роль играло православие в формировании нашей русско-национальной духовной этичности. Какую роль играло православие в русской литературе. Как православие сказывалось на формировании русского языка. Я думаю, что, если дети узнают это, то это уже очень много. Я не думаю, что приобщение к знаниям о православной культуре может каким-либо образом отрицательно повлиять на межконфессиональную ситуацию или создать какой-либо конфликт между учениками. Я наоборот думаю, что как вся наша литература учила людей добру, учила людей нравственным идеалам. Я имею в виду русскую классическую литературу. Так и вот эти уроки, на которых детям будут рассказывать учителя о жизни церкви, они могут научить только добру, они ни в коем случае не могут и не должны приводить к конфликтам. Для этого, конечно, требуется и определенная деликатность и от учителя, чтобы не создавалось впечатления для ощущения учеников, что им навязывают какие-то взгляды.

 

– Уважаемый Владыка, скажите, пожалуйста, каково мнение Русской Православной Церкви и лично Ваше по поводу состоявшегося в ночь со 2-го на 3-го марта 1917 года так называемого отречения государя Императора Николая II и последовавшего после этого решения Святейшего Синода? Как мы должны относиться к этому на настоящий момент? Когда Синод поддержал тогда сформировавшееся временное правительство.

 

Владыка Илларион

– Отречение государя от престола по человеческим меркам с человеческой точки зрения было его ошибкой. Но, это была не единственная ошибка. Это была ошибка в целой цепи других ошибок, о которых лучше могут сказать историки. Мы сегодня не можем оценивать эту историю с чисто исторической и прагматической точки зрения. Во-первых, потому, что государь, подписавший отречение, прославлен Церковью, как страстотерпец, и в каком-то смысле это отречение, притянув ту конву трагических событий, которые привели к его расстрелу и к расстрелу его семьи и которые и сделали его и его семью страстотерпцами. Что касается позиции Синода, то, я думаю, что церковная власть не может не признавать государственную власть, коль скоро эта власть пришла легитивным путем. Конечно, здесь можно сказать, что отречение было вынужденным шагом, что государь отрекся в пользу своего брата. Брат, в свою очередь, отрекся от престола, и фактически прекратила свое существование монархия. Но, я не думаю, что Церковь может выносить суждение по такого рода политическим вопросам. Церковь всегда должна потворять существующим властям. И. даже когда к власти пришли безбожники и гонители Церкви. Церковь, в лице ее иерархов, искала возможности легального существования в советском атеистическом государстве.

 

Владыка Лонгин

Я хотел бы дополнить, потому что этот вопрос в последнее время задают время от времени. Дело в том, что те, кто задают этот вопрос, не знают, может быть, подробностей. Ведь, когда брат государя императора, в свою очередь отрекся от престола. Это отречение не было воспринято никем: ни обществом, ни Синодом, как мы воспринимаем сегодня его в качестве ликвидации монархического строя правления в Русском государстве. Он отрекся, и возложил дальнейшее решение судьбы России на так называемое учредительное собрание, которое должно было решить этот вопрос. Именно правительство, сформированное называлось временным, потому что его полномочия были временными до учредительного собрания и поэтому Церковь, естественно это признала.

 

– Александр, студент семинарии. Уважаемый Владыка, я бы хотел задать такой вопрос: «Какова реальная возможность Церкви сейчас встроиться в воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений?

 

Владыка Илларион

– Я не думаю, что мы должны куда-то встраиваться, но я думаю, что мы должны помочь нашему государству и министерству образования и науки осознать очень простую истину, что наши дети должны иметь право узнавать об основах своей религиозной культуры. И существует определенное сопротивление среди чиновников, которые как раз муссируют идею о том, что преподавание «Основ православной культуры» будет навязыванием взглядов определенной религии детям из нерелигиозных семей или из семей, относящихся к другим религиям. Но ведь на эти вопросы Церковью были даны очень четкие ответы. А, кроме того, можем обратиться к опыту многих западных стран, которые никак нельзя обвинить, допустим, в отсутствие свободы совести. Но, где дети имеют право в рамках школьного курса, и добавлю, за государственный счет получать знания об основах своей религиозной культуры. Скажем, в Австрии, где я несколько лет служил епископом, каждый ребенок имеет право получать знания о своей религии у священнослужителя этой религии. И, хотя это преимущественно католическая страна, там довольно много сейчас православных, прежде всего, сербов. И православные священнослужители многие работают школьными учителями. Они преподают детям «Основы православия» и эти уроки оплачивает Австрийское государство. Я не очень понимаю, почему в нашей стране, где большинство людей, исповедующих православную веру, дети не могут в рамках школьного курса получать знания о православной вере.

 

– Уважаемый Владыка, хотелось бы знать Ваше личное отношение и отношение Русской Православной Церкви к проблемам глобализации в современном мире?

 

Владыка Илларион

– Я думаю, что это вопрос, на который невозможно кратко ответить. Этому можно было бы посвятить отдельную лекцию. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви отдельная глава посвящена глобализации. В этой главе говорится как о положительных, так и отрицательных аспектах глобализации. К положительным аспектам относится то, что для человека современного открываются пути и возможности путешествовать в самые разные страны, общаться с людьми других культур. Отрицательные последствия заключаются, прежде всего, в том, что глобализация нивелирует самостоятельность отдельных народов, их культур. И на место национальных, самобытных культур постепенно приходит некая общемировая сверхкультура, которая основана как раз на идеалах потребительского общества и отнюдь не на религиозных идеалах. И вот в этом та опасность глобализации, которую мы, церковные люди, остро осознаем.

 

– Уважаемый Владыка, сейчас, в наше время, все больше и больше молодых людей отрекаются от Бога, они в Него не верят. Вот как нам, православным людям, которые веруют в Бога, поступать?

 

Владыка Илларион

– Я думаю, что веру в Бога невозможно как-то рационально доказать. Человеку, который не хочет верить в Бога, доказать бытие Бога невозможно. И, если человек сознательно отрекается от Бога, то как правило язык убеждения на него не действует. Самым лучшим доказательством бытия Божия и истинности православной веры должен был бы быть как раз наш образ жизни, т.е., чтобы люди смотрели на нас и говорили: «Если православные христиане живут так, то я тоже хочу жить так». Вот, мне кажется, единственная и самая эффективная проповедь, которую мы можем обратить к верующим людям.

 

– Владыка Иларион, хотелось бы узнать Ваше личное мнение, как вообще Вы относитесь к проповеди протестантизма в России, опасно ли оно, и как нам, православным, вести себя в данной ситуации?

 

Владыка Илларион

– Протестантизм – это очень широкое явление, которое очень трудно как-то охарактеризовать в целом. Протестантизм – это, по сути, общее название огромного количества общин, находящихся в разной степени удаленности от первоначального христианского учения. Мы, православные христиане, считаем, что все протестантские конфессии достаточно далеки от того, что мы называем церковью. И поэтому даже когда мы ведем, или вели диалог с какими-то протестантскими церквами, например, до недавнего времени у нас был диалог с евангелической церковью Германии. Мы его вели в формате межцерковного диалога, но это не означало, что мы признаем евангелическую церковь Германии церковью в нашем понимании этого слова. Сегодня в России существуют самые разные протестантские конфессии, в том числе и те, которые на нашей земле уже более ста лет, в частности баптисты. У нас очень большие фундаментальные и богословские различия, и различия в понимании церкви, церковного устройства. Но у нас очень много общего в области нравственности, и в частности, российские баптисты стоят на традиционных нравственных позициях, они защищают традиционный христианский идеал семьи, у них большие многодетные семьи. И я думаю, в этом есть очень большое поле для взаимодействия. Если же вы говорите о протестантских, или так называемых протестантских движениях, которые к нам приходят с Запада и представляют собой по сути дела крайне протестантские и граничащие с сектантством движения, то здесь, я думаю, каждые из них в разной степени представляют собой опасность для нас, для наших детей и для нашей молодежи. И если они действительно проникнуты таким сектантским настроением, если они направлены на то, чтобы отторгнуть православных верующих от церкви или потенциальных православных верующих от своих корней, то я думаю, что мы должны противостоять этому движению.

 

– Представитель православного молодежного общества. Уважаемый Владыка, такой вопрос: «Как преодолеть дух тусовки среди православной молодежи?»

 

Владыка Илларион

– Дух тусовки. Ну, я думаю, что молодежь любит тусоваться, и поэтому совсем преодолеть дух тусовки, наверное, невозможно, хотя и нужно. Другое дело, что любую молодежную тусовку можно наполнить каким-то положительным содержанием. И необязательно всякую тусовку для этого превращать в служение или в чтение проповеди, или церковных докладов. Если молодые люди между собой общаются, делятся своим внутренним опытом, делятся своими переживаниями, то это им может очень многим помочь. Сегодня молодые люди, несмотря на то, что они много тусуются и участвуют в различных молодежных мероприятиях, очень часто чувствуют себя изолированными и одинокими. И вот преодолеть их одиночество невозможно какими-то механическими средствами. Человек должен осознать себя членом общины. А единственной сегодня реальной общиной, способной сплачивать людей, является церковь. И вот очень важно, чтобы в церкви было место для молодежи, в том числе и для того, что наш Святейший Патриарх называет молодежной субкультурой. Церковь, как он нам напоминает часто, сама по себе не является субкультурой. Хотя некоторые так думают, что церковь – это иконы, церковь – это пение, это ладан, это мужчины с длинными бородами в черных одеждах. В этом есть некий элемент субкультуры, даже в этом может быть есть некий элемент тусовки, если хотите. Но молодежь, она является интегральной частью церковного организма. И в этом смысле, я думаю, что, прежде всего, задача молодых людей, верующих, должна заключаться в том, чтобы делиться своим опытом, и чтобы привлекать в церковь как можно большее число молодых людей. Не для того, чтобы у нас церковь …, а для того, чтобы людям помочь найти счастье и смысл в жизни.

 

– Аспирантка Пензенской сельхозакадемии … Анастасия. Владыка Иларион, вопрос такой: вот создается молодая семья, прошли обряд венчания. Вот как им избежать внешних воздействий, внешних каких-то искушений, чтобы, допустим, не поругаться, чтобы сохранить достойный семейный очаг. Вообще, какой образ молодой семьи должен быть?

 

Владыка Илларион

– Мне кажется, что христианский идеал семьи основан на идее самопожертвования. Молодые люди вступают в супружество не для того, чтобы отстаивать свои интересы в борьбе друг с другом. А для того, чтобы жертвовать собой ради другого человека. По сути дела, вступить в брак, это означает готовность человека разделить с другим не только радости, но и скорби, не только здоровье, но и болезнь, не только всякие приятные и увеселительные моменты жизни, но и тяготы, в том числе тяготы материального характера. Но, прежде всего, мне кажется, молодые супруги должны поддерживать друг друга. Они должны уметь жертвовать собой и своими личными интересами ради интересов семьи. Эта ответственность особенно возрастает, когда появляются дети. Муж должен уметь жертвовать собой не только ради жены, но и ради детей. Точно так же и жена. В конечном итоге, прочной семьей является та семья, которая основана на идеалах христианской веры. Как апостол Павел говорит, что муж должен любить жену так, как Христос возлюбил церковь. А как Христос возлюбил церковь? Он отдал Свою жизнь за церковь. И значит, самопожертвованная любовь – это та любовь, которая выше жизни, которая сопряжена с готовностью пострадать, и даже умереть за любимого человека.

 

– Уважаемый Владыка, как Вы считаете, как можно преодолеть пассивность и индивидуализм в среде православной молодежи?

 

Владыка Илларион

– Это не очень простой вопрос. Может быть, некоторая пассивность в молодежной среде связана с тем, что молодые люди не ощущают себя, по крайней мере, не все молодые люди ощущают себя в церкви не гостями. Существует такое представление, что в церкви хозяева духовенство, а все остальные как бы в гости приходят. Вот батюшки всем распоряжаются, а есть прихожане, которые пришли для того, чтобы молебен заказать, повенчаться или ребенка окрестить, или родственника усопшего отпеть. А церковь – это духовенство. На самом деле церковь – это все мы, и старые, и молодые. Все, кто является членами церкви, в равной степени несут ответственность за церковь. А значит, пассивности у нас вообще не должно быть. Мы все должны быть активными. Мы призваны к тому, чтобы иметь активную жизненную позицию, и чтобы каждый из нас вкладывал свой камень в построение вот этого великого здания, которым является церковь.

 

– Уважаемый Владыка. В своей речи Вы упоминаете тот факт, что многие молодые люди страдают от незнания смысла жизни. В чем заключается Ваша точка зрения, в чем заключается смысл жизни?

 

Владыка Илларион

– Вот каждый вопрос, который вы задаете, он требует отдельной лекции. По-разному формулировался в христианской традиции ответ на вопрос о смысле жизни и о целях христианской жизни. Я только что вернулся из Дивеевского монастыря, где вчера праздновалась память преподобного Серафима Саровского. Так вот, Серафим Саровский говорил, что целью в жизни христианина является стяжание, то есть приобретение Святого Духа. Конечно, сейчас мало что скажешь современному молодому человеку. Но мне кажется, что смысл жизни земной заключается в том, чтобы подготовиться к жизни вечной, потому что мы верим в то, что Господь нас создал не только для тех девяноста лет, которые мы можем провести на этой земле, но что Господь создал нас для вечности. А жизнь земная является только частью, очень важной и ответственной, но все-таки только частью нашего жизненного пути. Так вот жизнь земная, она именно для того, чтобы мы в активном доброделании приобретали себе и нашим близким вечную жизнь и вечное спасение. А это значит, что в каком-то смысле можно сказать, что смысл жизни заключается в том, чтобы делать как можно больше добра, то есть, чтобы мы не прожили ни один день без того, чтобы сделать какое-то добро окружающим нас людям. Я думаю, что только в таком случае наше существование на земле не только имеет смысл, но и имеет некое высшее оправдание.

 

– Уважаемый Владыка, каких специалистов и для какого служения будет готовить общецерковная аспирантура?

 

Владыка Илларион

Общецерковная аспирантура – это учебное заведение, куда поступают люди, уже имеющие высшее образование, будь то духовное или светское, т.е. туда поступают выпускники духовных академий, либо выпускники светских высших учебных заведений. Аспирантура имеет троякую цель. С одной стороны, она готовит будущие управленческие кадры Русской Православной Церкви, т.е. иными словами она готовит будущих архиереев и ответственных руководителей и церковных работников. Во-вторых, она призвана готовить специалистов в различных областях богословской науки, т.е. готовить профессоров и преподавателей высокого научного уровня. И, в-третьих, нашу Церковь за рубежом на церковно-дипломатическом поприщеспирантура будет готовить церковно-дипломатические кадры, т.е., например, священнослужителей, которые будут вести служение в дальнем зарубежье и представлять.

 

– Владыка Иларион, скажите, пожалуйста, в последнее время наблюдается тот факт, что по телевидению стали показываться передачи, в которых выступают священники, каким-то образом проповедуются идеи Православной Церкви, но можно ли сделать что-то с теми передачами, в которых звучит ненормативная лексика, когда показываются обнаженные тела, ну и все прочее. Можно ли сделать какую-то цензуру на такие передачи? У меня вопрос не праздный, потому что у меня растут две дочери маленьких, и я понимаю, что не смогу их уберечь от различных отрицательных влияний. Но возможно что-то на Вашем уровне сделать с этим телевидением, все-таки зрительные образы сильно действуют на восприятие и воображение ребенка?

 

Владыка Илларион

– Святейший Патриарх, как-то выступая перед молодежной аудиторией в Белоруссии, сказал, что телевизор – это тот враг, который действует против нас 24 часа в сутки в нашем собственном доме. И действительно, телевидение могло бы осуществлять очень важные образовательные и воспитательные функции. К сожалению, в основном, телевидение занимается развлечением людей, т.е. предоставляет разнообразные развлекательные программы. Особенно это происходит в день гражданских праздников. На Новый год просто какая-то разыгрывается вакханалия на нашем телевидении. Действительно очень много передач, в которых пропагандируется разврат, в которых в очень тенденциозном ключе представляется жизнь людей, в том числе жизнь молодежи. Вот сейчас по телевидению идет сериал «Школа», где как раз показываются все пороки современной молодежи и, с одной стороны, это реалистичной, может быть, картина. Но, с другой стороны, где та воспитательная функция телевидения? И к каким духовно-нравственным идеалам призывают создатели этих передач? Мне кажется, что мы не можем установить какую-то цензуру на телевидении. И было бы неправильно вернуться к тем временам, когда у нас все телевидение цензурировалось, исходя из политической коньюктуры, как это было на советском телевидении. Но неоднократно существовали призывы к тому, чтобы существовал некий общественный совет телевидения, который мог бы, по крайней мере, самые скандальные передачи, самые безнравственные или пропагандирующие насилие, добиваться того, чтобы их снимали с эфира.

 

Записала Татьяна ЛОГИНОВА

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг