Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 29.03.24
Последняя молитва пастыря

Последняя молитва пастыря

 

Известный пензенский художник В.М. Орлов в свое время поведал автору этих строк об одном эпизоде из своего детства. В годы войны, а фронт за Волгой был совсем рядом, невесть откуда появившийся в их степном селе священник окрестил всех некрещеных детей, в том числе и будущего художника, а после, даже не оставшись переночевать, отправился с той же миссией в соседнюю деревню.

 

Тогда в селе никто даже не поинтересовался, откуда пришел батюшка, как его звать, но с тех пор образ православного священника, – сказал Владимир Михайлович, – у меня неразрывно связан с тем безвестным «степным апостолом» с вещмешком за плечами и в стоптанных, запорошенных дорожной пылью сапогах, взявшим на себя подвиг в то грозное время покрестить всех некрещеных детей в наших селах и станицах. Тогда никто не знал, чем закончатся события вокруг Сталинграда, но каким бы образом ни сложились обстоятельства, пусть даже и самым трагическим, перед лицом опасности в таинстве Крещения мы успели обрести самый главный и бесценный дар – дар вечной жизни.

Вспомнился рассказ художника в связи с печальным событием: из жизни недавно ушел известный в Пензе и области священник, тяжело болевший последние годы, протоиерей Анатолий Митакса. Именно благодаря таким, как отец Анатолий, пастырям в годы жестоких гонений на Церковь наши дети получали Святое Крещение, обретая после телесного – духовное рождение, тот самый бесценный дар вечной жизни. И по этой причине даже в богоборческой стране государственного атеизма мы по-прежнему оставались православным народом Божиим. О почившем пастыре, о его жизненном пути и хотелось бы рассказать нашим читателям, тем более что среди них есть немало тех, кто лично знал отца Анатолия.

Сказать, что детство будущего священника было тяжелым, значит, ничего не сказать. Только промыслом Божиим можно объяснить тот факт, что родившийся летом 1944 года в фашистском концлагере ребенок остался жив. Пока мать Надежда Митакса работала, малыш ползал неподалеку в грязи и пыли. Участь угнанного вместе с женой мужа грека Константина Митаксы так и осталась неизвестной. После войны Надежда с сыном вернулась на родную Украину в Николаевскую область с подорванной психикой. Но не только годы, проведенные в фашистском рабстве, были тому причиной.

Теперь уже стали известны факты того, что союзники СССР – англичане и американцы напоследок подвергли жесточайшей бомбардировке именно те города, которые в скором времени должны были быть заняты Красной армией. Сделано это было намеренно – с тем, чтобы наша страна не воспользовалась промышленным потенциалом Германии. Бомбили, прекрасно зная при этом, что на немецких заводах работали тысячи угнанных немцами в плен граждан СССР. Бомбежка немецких городов авиацией союзников была фактически бессмысленным и беспощадным массовым убийством ни в чем не повинных людей. Вот под такой страшной бомбежкой в городе Эрланген оказалась и Надежда с сыном. Потрясение от этих бомбежек у женщины было таково, что у нее на всю жизнь остался синдром страха: каждый раз, услышав звук летящего самолета, она падала на землю и у нее начиналась истерика.

Вернувшись на Украину с матерью, сын воспитывался у бабушки-гречанки, теток, поскольку мать очень сильно болела. Бабушка Христина, тетушки, мать, будучи очень верующими людьми, в воскресные дни ходили за несколько километров в другое село, где находилась церковь, и непременно брали с собой Анатолия.

Долгим и тернистым был путь Анатолия Митаксы и к духовному сану. Прежде чем поступить в Одесскую семинарию, он работал грузчиком в порту, рабочим на стройке, служил в армии. Педагогический институт закончить не удалось – был исключен за посещение церкви. Надо заметить, что в советское время в семинарию можно было попасть, только преодолев самые невообразимые препоны. Страна государственного атеизма строго контролировала, чтобы духовные учебные заведения не пополнялись людьми умственного труда. Кроме того, даже если абитуриент был из рабоче-крестьянского сословия, но характеризовался по месту работы положительно, поступать в семинарию ему также запрещалось. Однако расчет на то, что в священники будут идти только недоумки и разгильдяи, не оправдался. С Божией помощью в числе семинаристов оказывались очень достойные молодые люди, среди кото­рых был и Анатолий Митакса.

После окончания Одесской духовной семинарии он был распределен в Пензенскую епархию, а в 1972 году рукоположен в сан священника. Служил в храмах Пензы и области. Действующих церквей тогда было мало, как и священников, поэтому в иные праздничные дни приходилось причащать до тысячи человек. Так что, по словам отца Анатолия, пальцы сводило судорогой, когда держал чашу со Святыми Дарами.

Это днем. А по ночам ходил к прихожанам на дом крестить младенцев, отпевать усопших, соборовать больных, в числе которых, к слову сказать, было немало и членов КПСС, в том числе и руководящих партийных функционеров. Такое было время. Без отрыва от службы закончил Московскую духовную академию. Когда вера вышла из-под запрета, зная о строительных навыках отца Анатолия, епархиальные власти посылали его обустраивать самые отдаленные и бедные приходы, ну а деньги на строительство или ремонт храмов приходилось добывать, что называется, с протянутой рукой. Только в одном Беднодемьяновском районе ему пришлось поднимать из руин пять храмов. «Ни крыши, ни полов не было, не говоря уже об отоплении, – вспоминал батюшка, – зимой к концу службы воду в бачках, затянутую льдом, приходилось крестом разбивать».

Люди искренне любили отца Анатолия за безотказность, чистоту сердца, незлобивость (ни об одном человеке он не сказал худого слова). Последним местом его службы были Никольские храмы в Ахунах и Терновке. Уже, будучи тяжело больным и едва передвигая ноги, батюшка с помощью добрых людей обязательно посещал богослужения в воскресные дни и праздники. Вот за эту поистине сыновнюю верность Отцу Небесному, Матери-Церкви Господь и кончину ему послал «мирну и непостыдну».

...Уже на смертном одре, в полузабытьи, отец Анатолий стал читать молитвы и отрывки из Евангелия, Панихиды: «Надгробное рыдание творяще песнь. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя...» Читал долго – часа два. И произошло чудо: квартира, в которой отходил ко Господу простой православный пастырь, наполнилась ароматом. Последними словами его были: «Благословен Бог наш...»

Верится, что вместе с молитвами вознеслась в чертоги небесные и светлая душа скромного труженика на ниве Христовой. 23 декабря исполнится 40 дней со дня его земной кончины. Помолимся же втот день, дорогие братья и сестры, за новопреставленного протоиерея Анатолия. Вечная ему память.

 

Автор благодарит знакомых и близких отца Анатолия за помощь при подготовке публикации.

 

В. НИКОЛАЕВ.

Б№50(514)2009

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг