«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Великая
суббота Страстной седмицы Великого поста
27.04.2019
Сия суббота
есть преблагословенная, в ней же Христос
уснув воскреснет тридневен.
Заключительная
строка кондака и икоса
В Великую
субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и
сошествие Его во ад.
Снятие с креста.
Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Сняв с
креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном
гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от
Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники
и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря
сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и
не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную
стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое
подтверждение.
Святитель
Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто
прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь
другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко
могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были
не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена
стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством
погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно,
чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он
действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим
временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о
воскресении».
Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Все дни
превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и
больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день
окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем:
так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой
день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом
человека и обновив его живоносным крестом и смертью,
в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным
и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во
гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною
душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому
Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением.
Но душа Господня во аде не была удержана, подобно
душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш
Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и,
как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный.
Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не
разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф,
сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает
весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается,
ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший,
изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.
Сошествие во ад
На утрени
Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на
главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия
Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью.
Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам,
в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По
окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов
происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В
двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой
поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма
в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника
Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле
по Воскресении Его из мертвых.
В
исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28
Песнопения из службы в
субботу Страстной седмицы Великого Поста
Тропарь:
Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями
во гробе нове покрыв положи.
|
«Благообразный
Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил
плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
|
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси
блистнием Божества. Егда
же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже
наш, слава Тебе.
|
«Когда Ты
вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом
умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы
воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
|
Тропарь:
Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.
|
«Ангел,
представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а
Христос не подвергся тлению».
|
Евангелие от Матфея
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели,
пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот,
сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес,
приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как
молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись
его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
Ангел же,
обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса
распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место,
где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я
сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою
побежали возвестить ученикам Его.
Когда же
шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И
они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились
Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим,
чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из
стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от
всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно
денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли
Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и
вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего
дня.
Одиннадцать
же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его,
поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись
Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак
идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их
соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Аминь.
Мф. 28,
1-20
* * *
Если же мы
умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8
Вот слова
святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе
братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского
чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.
Конечно, здесь,
разумеется, смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово
умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для
страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам:
те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со
Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда,
сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление
страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так
учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый
день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они
наследуют мученические венцы, как и святые мученики.
Христос во гробе
Правда, эти
святоотеческие слова сказаны были инокам. Но
мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни
всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда
Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и
кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со
Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.
Что же
значит: жить со Христом? – Жить со
Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со
Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца
всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно
только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам
Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей:
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем
исполнять Его заповеди.
Мы будем
жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться
плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о
которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в
любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна
(Ин. 15, 10-11).
Эта радость
Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в
Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство
дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не
испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые
угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные
заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.
Поэтому
будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую
решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и
обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из
многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в
Таинстве святой Евхаристии.
Во всей же
полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных
заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с
умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его
Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей
неизреченной милости к нам грешным. Аминь.
Архиепископ Серафим
(Соболев)
Интернет-портал Православие.RU
https://пензенская-епархия.рф/2019/04/27/
Вышел
в свет Пасхальный номер газеты «Кузнецкий благовестник»
27.04.2019
Апрельский номер
газеты «Кузнецкий благовестник» рассказывает о Пасхе Христовой, обычаях и традициях,
связанных с праздником. Опубликовано Пасхальное послание епископа Кузнецкого и
Никольского Нестора. В газете также представлены деятельность Центра
социальной поддержки граждан «Содействие», работа богословских курсов и новости
Кузнецкой епархии.
Посмотреть газету →
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2019/04/27/vyshel-v-svet-pasxalnyj-nomer-gazety-kuzneckij-blagovestnik-2/#more-65213
Вышел
в свет очередной выпуск радиопрограммы Сердобской
епархии «Доброе слово»
27.04.2019
Информационно-просветительская
программа Сердобской епархии «Доброе слово»
Сердобская епархия
В 26-м
выпуске информационно-просветительской программы Сердобской
епархии «Доброе слово» ведущий Евгений Белохвостиков
беседует с настоятелем Никольского храма с. Пичевка
Белинского района протоиереем Павлом Ирбе. Тема беседы: «Великая пятница».
Программа
«Доброе слово» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» в последнюю пятницу
месяца с 18.40 до 19.00, частота в Пензе 94.2 FM (частота вещания в Сердобске —
68,8 МГц, в Пачелме — 66,8, в Наровчате — 70,8, в Белинском — 71,2, в Малой Сердобе — 106,4).
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2019/04/27/vyshel-v-svet-ocherednoj-vypusk-radioprogrammy-serdobskoj-eparxii-dobroe-slovo-6/#more-39506
Святое
Евангелие в Вознесенском кафедральном соборе в Великую Субботу
27.04.2019
В Вознесенском кафедральном соборе в Великую Субботу волонтеры
православного молодежного клуба им. Евгения Родионова раздавали прихожанам
книги «Святое Евангелие» и «Жизнь с Евангелием» предоставленных в рамках благотворительной
акции «Святое Евангелие в каждый дом».
Калмыкова Наталья
Юрий Царёв
http://kuzneparhia.ru/2019/04/27/svyatoe-evangelie-v-voznesenskom-kafedralnom-sobore-v-velikuyu-subbotu/#more-65279
28
апреля – Пасха. Светлое Христово Воскресение
28.04.2019
28 апреля
(15 апреля по ст.ст.) Православная Церковь радостно встречает Пасху – Светлое
Христово Воскресение, древнейший и самый важный христианский праздник. Пасха
Господня, величаемая «праздником праздников и торжеством из торжеств», носит
переходящий характер, то есть не имеет постоянной даты празднования.
Праздник
Пасхи установлен в воспоминание новозаветного
чудесного события — Воскресения Господа из мертвых, которое произошло в третий
день после Его Крестной смерти, в первый день после еврейской пасхальной
субботы. Жены-мироносицы, пришедши к пещере, где был погребен Спаситель, не
нашли Его во гробе. Ангел же Господень возвестил им о
Воскресении Иисуса Христа.
После
смерти Спаситель сошел во ад с проповедью для
находившихся там душ умерших [Мф.12:40; Деян.2:30-31; 1Пет.3:19-20; 1Пет.4:6;
Еф.4:8-9]. Восстав из мертвых, Господь сокрушил врата преисподней и вывел из
нее души прародителей Адама и Евы, ветхозаветных праведников и всех уверовавших
в Него.
Само слово
«Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение,
избавление». Первоначально так назывался ветхозаветный праздник, посвященный
освобождению евреев от египетского рабства. После того, как Христос претерпел
страдания и воскрес, этот праздник стал Пасхой Господней.
Синаксарь
так толкует слово «Пасха»: «Настоящий праздник мы называем и
Пасхою, что с еврейского языка значит «преведение»,
ибо это — день, в который Бог в начале привел мир из небытия (в бытие); в этот
же самый день, проведши народ израильский чрез Чермное море, исторгает его из
рук фараона; в этот также день, сошед с небес,
вселился в утробу Девы. Ныне же, исторгнув из преисподних адовых все
человеческое естество, возвел на небеса и привел в первобытное достоинство
нетления. Впрочем, сошедши во ад, воскресил не всех, а
только восхотевших уверовать в Него. Души же святых, от века насильственно содержимые адом, Он освободил и всем открыл доступ на
небеса. Вот почему мы, преисполненные чрезмерной радости, светло празднуем
Воскресение, знаменуя радость, которою обогатилось наше естество щедротами
Божия милосердия. Равным образом, выражая и прекращение вражды
и соединение с Богом и самими Ангелами, мы приветствуем (друг друга) обычным
целованием».
В сам
праздник Пасхи, по сложившейся древней традиции, совершается торжественное
ночное богослужение, сопровождающееся крестным ходом и колокольным звоном.
Начиная с этого времени, у православных принято христосоваться – приветствовать
друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». По традиции верующие дарят друг другу
пасхальные яйца, символизирующие победу жизни над смертью. На протяжении
Светлой седмицы (недели после Пасхи) всем дозволяется подняться на колокольню и
позвонить в колокола. Само же Светлое Христово Воскресение празднуется целых
сорок дней до праздника Вознесения Господня.
Тропарь Пасхи, глас 5:
Христос
воскресе из мертвых, смертию
смерть поправ, и сущим во гробех
Живот даровав.
https://пензенская-епархия.рф/2019/04/28/
Пасхальное
послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям,
диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
28.04.2019
Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям,
диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с
традиционным Пасхальным посланием.
Благословен
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей
милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых.(1 Пет. 1:3)
Преосвященные
архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и
инокини, дорогие братья и сестры!
В этот
дивный и высокоторжественный день, наполненный особой радостью о восставшем из
гроба Господе Иисусе, сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Пасхи и обращаю к вам древнее
жизнеутверждающее приветствие:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ныне
полнота Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви величает пеньми и песньми духовными
воскресение из мертвых Сына Божия и Сына Человеческого Господа нашего Иисуса
Христа, разрушившего власть смерти и отверзшего нам вход в Свое Нетленное
Царство. Поистине сегодня все наполнилось светом: и небо, и земля, и
преисподняя; все творение празднует восстание Христа, в Котором
оно утверждается (Канон Святой Пасхи).
Подобно
евангельским женам-мироносицам и иным ученикам Спасителя, которые стали первыми
свидетелями воскресения, мы призваны возвещать сию великую радость людям — тем,
кто нам близок и дорог, тем, кто нас окружает, тем, кого мы знаем. Мы говорим
им: Христос воскрес! И как тогда, многие столетия назад, одни из них, веруя,
тотчас отвечают: воистину воскрес! Другие, как апостол Фома, сомневаются и говорят:
пока не увижу Его сам, пока не прикоснусь к Нему, не поверю (Ин. 20:25). Иные
же и вовсе отвергают эту весть.
Вера в
воскресение Господа Иисуса является тем незыблемым основанием, тем
непоколебимым столпом, на котором зиждется христианство. «Если Христос, умерев,
не смог воскреснуть, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то и грех не
истреблен, и смерть не побеждена, <…> и не мы только тщетно
проповедовали, но и вы тщетно уверовали» (Беседа 39 на 1-е послание к
Коринфянам).
Своим
искупительным подвигом Спаситель соединил Небесное и земное, Вечное и
временное, Творца и творение, Бога и человека. Он преодолел ту пропасть,
которая на заре истории отделила первых людей от их Создателя. Через нарушение
данной им заповеди, через их непослушание Творцу в мире стали господствовать
грех и смерть. Когда же, по слову апостола Павла, пришла полнота времени, Бог
ради нашего спасения послал Своего Единородного Сына, чтобы нам получить
усыновление (Гал. 4:4-5).
Христос,
как непорочный и чистый Агнец Божий, берет на Себя грех мира (1 Пет. 1:19; Ин.
1:29). Являя послушание Небесному Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8), Он приводит человечество к его Создателю,
примиряет его с Ним. Будучи Сыном Божиим по природе, Он соделывает
нас сынами Божиими по благодати. Господь открывает нам путь нравственного
преображения и духовного восхождения к вечной и блаженной жизни с Богом в невечернем дни Царствия Его (Канон Святой Пасхи).
Освободив
нас от рабства греху, сокрушив власть мироправителей
тьмы века сего — духов злобы поднебесных (Еф. 6:12),
Господь возносится на небо, где восседает в неприступной славе одесную Превечного Отца. Одновременно Он не оставляет нас здесь, на
земле, и неотлучно находится со Своими учениками,
которые вместе образуют Его Тело — Единую, Святую, Соборную и Апостольскую
Церковь. Христос, Ее Глава, ведет этот корабль спасения сквозь бурные воды
житейского моря в тихую небесную гавань, где будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).
Составляя
Святую Церковь, мы, христиане, являемся продолжателями Его славной миссии в
мире. Как многое множество бывших прежде нас братьев и сестер по вере —
апостолов, жен-мироносиц, мучеников, святителей, преподобных и праведных, мы
призваны провозглашать имя Господа, возвещать в народах дела Его (1 Пар. 16:8).
Мы призваны проповедовать о Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который по
неизреченной любви к нам пролил за нас на Кресте Свою
пречистую Кровь. Мы призваны и словами, и делами, всей своей жизнью
свидетельствовать людям о Том, Кто был изъязвлен и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5) и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25).
Дорогие
братья и сестры! Хотел бы вновь и вновь от всего сердца поздравить вас со
светлым праздником праздников и торжеством из торжеств — с Пасхой Божией
спасительной (Канон Святой Пасхи). Как наставляет нас святой апостол Иоанн,
будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, Который возлюбил нас и
послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Если так возлюбил нас Бог,
то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4:7-11). Пусть
эти дивные слова неизменно будут для нас руководством на всех путях жизни,
пусть они вдохновляют нас на совершение добрых дел, на служение нашим ближним и
дальним. Аминь.
Сей день, егоже
сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь, ибо
+Кирилл, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ
РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2019 год
https://пензенская-епархия.рф/2019/04/28/
Пасхальное
послание митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Русской
Православной Церкви
28.04.2019
Высокопреосвященнейший
митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим
обратился к священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Русской
Православной Церкви Пензенской епархии с традиционным Пасхальным посланием.
Воскресение Твое, Христос Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и
нас на земле удостой / чистым сердцем Тебя славить.
(стихира
Пасхи)
Возлюбленные
о Господе служители алтаря Господня, всечестные иноки
и инокини, дорогие братья и сестры:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этим
радостным приветствием ежегодно возвещается всем нам радость Светлого Христова
Воскресения – Пасхи Господней! И это приветствие озаряет всё наше естество
светлой радостью надежды на вечную жизнь со Христом.
Сегодня Христос исцелил человеческую природу, возвел ее в прежнее достоинство.
Господь наш, приняв человеческое тело, добровольно идя на страшные муки и
смерть, принес за всех нас спасительную жертву, чтобы всякий верующий в Него
имел возможность быть наследником Его блаженства.
Вместе с
псалмопевцем воскликнем: «Кто поведает могущество Господне, во всеуслышание
возвестит все хвалы Его?» (Пс. 105; 2).
Действительно, это великое и непостижимое таинство, в котором через позорную и
несправедливую смерть рождается вечная жизнь, где орудие казни становится
символом победы. И Сам Сын Божий на Крест возносится и
плотию распинаемый, страдает, а Божество остается
бесстрастным. Живущий на Небесах – здесь, на земле,
предается погребению. Но в этой непостижимой Тайне очевидна для всех нас
единственная цель – Спасение людей!
Но мы с
вами можем насладиться этой радостью полноценно, если сопереживали Христовым
страданиям, если осознаем истинные плоды сошествия Господа в глубины ада и Его
победы над смертью.
Пасха
Христова должна стать и нашим воскрешением, справедливо замечает святитель
Амвросий Медиоланский: «…какой смысл радоваться
Воскресению Христа, если ты сам не воскрес сегодня вместе с Ним?». Уверен, что для нас очевидно наступление нашей собственной
пасхи – через очищение от грехов и страстей, принесение плодов покаяния, через
добродетельную жизнь и деятельное соучастие в любви Христовой. И тогда не на
словах, а в душе нашей мы почувствуем радость, дарованную нам Воскресением
Христовым. Тому наставляет и наш святитель Иннокентий, епископ Пензенский,
говоря: «Так, чтоб сие великое и всерадостное
торжество наше было полное и совершенное, — чуждо духа уныния и лицемерия,
нужно каждому из нас в собственном сердце ощутить силу Воскресшего Иисуса,
нужно, чтоб не столько словами, сколько сердцем и делами вещали и утверждали
сие приветствие: Христос воскресе! Нужно, чтоб мы
сами, спострадав и соумерши
Иисусу плотию – деяниями греха, совоскреснули
Ему духом».
Христиане!
Откликнемся на призыв Христов: дерзайте, ибо Я победил мир (Ин. 16;33). Не
последуем за суетным миром, убежим от обольщающих нас радостями его, не
устрашимся несчастий и тяжелых трудов. Будем сражаться против гордости и
похотей плоти. Вооружимся Крестом Христовым! Будем всегда помнить, что «наше
жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса
Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно
славному Телу Его» (Флп. 3; 20-21).
Принесем
эту пасхальную радость всем ближним и дальним, разделим пасхальный пир с теми,
кто жаждет общения с нами, и кто еще не причастен истине Христовой, возвестим
истину Воскресения Христова, переданную нам от жен-мироносиц и святых
апостолов. Ведь у нас теперь одна спасительная одежда, о которой апостол Павел
говорит: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3;27), ведь Господь излил Свою
Божественную благодать и на бедных, и на богатых, и на рабов, и на свободных.
Для этого торжества нужны не деньги и не издержки, а доброе расположение и
христианская любовь.
Возлюбленные,
всечестные отцы, дорогие братия и сестры! В этот
замечательный и радостный день Христова Воскресения примите мои искренние
поздравления. От ликующего пасхальной радостию сердца желаю, чтобы Пасха Христова жила в нас
вечно, чтобы мы непрестанно утверждали свою жизнь гимном пасхального
приветствия:
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
+Серафим, МИТРОПОЛИТ ПЕНЗЕНСКИЙ И
НИЖНЕЛОМОВСКИЙ
Пасха Христова, г.
Пенза, 2019 год
https://пензенская-епархия.рф/2019/04/28/
Пасхальное
послание Митрофана, епископа Сердобского
и Спасского, клиру и пастве Сердобской епархии
27.04.2019
Дорогие
братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сердечно
поздравляю Вас с праздником святого Христова Воскресения! Невыразимой радостью
и ликованием наполняются наши сердца в этот священный день! Ведь это самое
важное событие для каждого человека, считающего себя христианином,
принадлежащего Святой Апостольской Православной Церкви!
После того
как совершен покаянный подвиг великого и спасительного поста, приходит время
наивысшей отрады и благости, времени жизни и мира!
Велика есть
тайна того, как Христос, став человеком по плоти, победил смерть. Размышляя над
этим событием, приходишь в удивление от осознания глубины происходящего.
В молитве
«Символ веры» есть такие слова: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего
века». Что они значат для нас? Для нашего сознания они должны означать
уверенность в том, что смерть побеждена Спасителем, что дьявольские ухищрения
больше не властны над человеком, пребывающим в Церковной ограде, где пастырем
является второе лицо Пресвятой Троицы Иисус Христос. Эти слова должны быть
выражением нашей абсолютной веры в то, что после второго пришествия наши души и
тела вновь соединятся и воскреснут для жизни в непреходящем Царствии Небесном.
Человек, не верующий в Воскресение Христа, не может называться православным
христианином. Вера в Воскресшего Господа должна носить жизненный, практический
характер. Мы обязаны принять жизнь будущего века как руководство к действию и в
нашей земной жизни.
Для того, чтобы обрести «небесное» гражданство, должно настроиться
на правильную духовную жизнь, согласную с христианским Писанием и Преданием.
Должно приложить все усилия для того, чтобы очиститься от греха и получить
благословение в очах Божии, ибо «Царство Небесное силою берется, и
употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12) и «и
если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?»
(1Пет.4,18).
Слава Богу,
в настоящее время у нас имеются все условия для того, чтобы осуществить
христианское призвание, претворить в жизнь те обеты, которые были восприняты
нами в крещении: храмы открыты, широко доступна святоотеческая литература, Евангелие. Поэтому нет
оправдания, если не приносим духовного плода! Для того,
чтобы этот плод был, регулярной надлежит быть нашей молитве, регулярным должно
быть чтение Нового Завета, регулярным должно быть наше участие в Таинствах
Евхаристии и Покаяния. Пускай молитвенное правило будет у нас и не большое, но
главное – регулярное. Посещение храмового богослужения для мирян – как минимум
в воскресенье и двунадесятые праздники.
Будем
помнить о делах милосердия, станем искать возможности помогать малоимущим,
многодетным, неполным семьям! Бог приходит к нам постоянно в образе
встречающихся на жизненном пути людей. Поэтому каждого человека, обращающегося
к нам за помощью, нужно со вниманием и любовью утешить, помочь в трудных
обстоятельствах.
Особенную
помощь следует оказывать своим приходским храмам, ведь ответственность за их
состояние Господь возложил на всех – священников и прихожан.
Переживание
Пасхи, которого мы сподобляемся ныне, – это переживание живого Бога,
переживание того, что мы живы до тех пор, пока живем с этим живым Богом.
Пасхальное торжество – это момент нашей встречи с Воскресшим Спасителем, и поэтому
я желаю, чтобы мы все жили для Бога и в Боге, чтобы все наши мысли имели
направленность исключительно на исполнение Его Святой Воли!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
+Митрофан,
епископ Сердобский и Спасский.
г. Сердобск, Пасха Христова, 2019 год
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2019/04/27/pasxalnoe-poslanie-mitrofana-episkopa-serdobskogo-i-spasskogo-kliru-i-pastve-serdobskoj-eparxii/#more-39456
У
храма Петра и Февронии состоялась просветительская
акция миссионерского движения «Катехон»
30.04.2019
27 апреля,
в день Великой субботы, при храме святых Петра и Февронии
Муромских г. Пензы прошла просветительская акция,
организованная миссионерским движением «Катехон».
В ее рамках
всем, пришедшим в храм для освящения пасхальной трапезы, миссионеры раздали
книги Нового Завета, «Евангелие от Иоанна. Толкования, проповеди и комментарии
XX-XXI веков» и праздничные листовки, а также пригласили желающих на воскресные
занятия по изучению Священного Писания.
Напомним,
что книги Нового Завета для проведения подобных акций были переданы храму Петра
и Февронии Муромских издательством Московской
Патриархии и Фондом Григория Богослова. Книги «Евангелие от Иоанна. Толкования,
проповеди и комментарии XX-XXI веков» храм получил, приняв участие в
благотворительной просветительской акции «Пасхальная весть».
https://пензенская-епархия.рф/2019/04/30/
Вышел
в свет новый номер журнала «Пензенские епархиальные ведомости»
02.05.2019
Вышел в
свет апрельский номер журнала «Пензенские епархиальные
ведомости». В рубрике «Из истории епархии» вниманию читателей предлагается
статья диакона Петра Пахомова «Священник, иконописец, мультипликатор»,
повествующая о священнике Владимире Кутлинском,
уроженце Пензенской губернии.
В рубрике
«Интервью» — беседа с бывшим солистом альтернативной группы «Amatory» Игорем Капрановым, 10
лет назад осознанно пришедшим в православие и в настоящее время активно
занимающимся миссионерской деятельностью. В беседе с репортером Натальей
Зыковой Игорь рассказал о том, как стал участником группы, насколько нелегко
далось решение ее покинуть после встречи со Христом и
что такое настоящий христианин в его понимании.
К 200-летию
преставления святителя Иннокентия Пензенского в новом выпуске печатного издания
опубликованы цитаты из писем и проповедей святого.
Также
вниманию читателей предлагается статья священника Михаила Лоскутова «Жить и
Богу служить», приуроченная к 30-летней годовщине хиротонии митрофорного
протоиерея Серафима Лоскутова, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца г. Кузнецка.
Традиционно
в номере – новости из жизни Пензенской митрополии, а также, указы и
распоряжения митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима и епископов митрополии.
https://пензенская-епархия.рф/2019/05/02/
Вышел
в эфир Пасхальный выпуск информационно-просветительской программы «Вопросы
веры»
02.05.2019
В
Пасхальном выпуске информационно-просветительской программы Пензенской
митрополии «Вопросы веры» вниманию телезрителей представлена беседа автора и
ведущего передачи Евгения Белохвостикова с
Высокопреосвященнейшим Серафимом, митрополитом Пензенским и Нижнеломовским.
Также в
выпуске — Пасхальные поздравления митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима, епископа Сердобского и Спасского Митрофана и епископа Кузнецкого и Никольского Нестора.
ВИДЕО: https://youtu.be/DF_Wa3lwYuQ
https://пензенская-епархия.рф/2019/05/02/