Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 26.04.24
31

31.07.2014

 

1 августа. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903)

 

Официальный сайт Свято-Михаило-Архангельского храма города Можги - Свято-Серафимовские дни в Елабуге.

 

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 года в г. Курске в семье благочестивых христиан Исидора и Агафии Мошниных. Обладая прекрасной памятью, святой Прохор рано выучился грамоте. С детства он любил посещать церковные службы, читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых. Особенно юный Прохор любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. На двадцатом году жизни он поступил послушником в Саровскую пустынь. Здесь, пройдя обычный путь монастырских послушаний, в 1786 году святой Прохор был пострижен настоятелем обители отцом Пахомием в монашество с именем Серафим («пламенный»). В том же году, в октябре, святой Серафим был рукоположен во иеродиакона епископом Владимирским Виктором (Онисимовым). В течение семи лет он усердно проходил диаконское служение и 2 сентября 1793 года был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским Феофилом (Раевым). Отказавшись от избрания в настоятели, преподобный Серафим вскоре после посвящения в сан иеромонаха удалился в лес и стал подвизаться там, в строгом посте, безмолвии, телесном труде и непрестанной молитве. Взыскуя еще более суровых подвигов для того, чтобы очистить свое сердце и узреть Бога, преподобный Серафим ушел в затвор. За долгие годы пустынножительства и затвора, когда сердце подвижника преисполнено было любовью к Богу, раскрылась в преподобном Серафиме и особая любовь к людям. Святой Серафим не раз удостаивался многих видений и особых явлений милости Божией, подкреплявших его в подвигах. Господь удостоил святого старца и благодатных даров: прозрения, утешения и врачевания душ и телес.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась в сонном видении преподобному Серафиму, повелела ему выйти из затвора и принимать у себя всех, кто искал наставления, утешения, руководства и исцеления. С того времени ожили дороги и тропы, ведущие в Саров. «Радость моя»,— такими словами встречал преподобный Серафим каждого, приходившего к нему. Одним своим словом он согревал самые зачерствелые и заскорузлые сердца, вызывая в них «теплоту сердечную» — стремление к добру и Богу, которое и грешных людей обращает к покаянию и внутреннему преображению. Внутренний взор преподобного Серафима так глубоко проникал в души, что в каждом, в каком бы состоянии ни приходил к нему человек, он видел черты образа Божия, видел то, чем мог бы быть этот человек, и радовался его сокровенной красоте.

Проведя всю жизнь в особых подвигах, он советовал идти «царским», т. е. средним путем и не брать на себя чрезмерно трудных деяний. «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские,— говорил преподобный Серафим,— сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия». Главным средством к стяжанию Святого Духа преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но … молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять». Преподобный Серафим считал необязательными длинные молитвенные правила, но при этом строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Он советовал во время Богослужения в храме стоять с закрытыми глазами или смотреть на икону или горящую свечу. Высказывая эту мысль, преподобный предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Знаменитым стало молитвенное правило преподобного Серафима для мирян, которые по причине сложных жизненных обстоятельств не могут вычитывать всех обычных утренних и вечерних молитв. Правило это следующее: утром, перед обедом и вечером трижды читать молитвы «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся», один раз Символ веры. Преподобный советовал, занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а с обеда до вечера — «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного». «В молитвах внимай себе,— говорил подвижник,— то есть ум собери и соедини с душою. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя». Преподобный Серафим назидал, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни. Прочитывая еженедельно весь Новый Завет, Саровский подвижник наставлял: «Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».

Приобщаясь Святых Христовых Тайн каждое воскресение и каждый праздник неопустительно, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов,— и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется… Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…» Преподобный Серафим, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Преподобный Серафим предупреждал, что можно приобщиться и в осуждение. «Бывает иногда так,— говорил он,— здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!» Благоговейно же причащающийся Святых Тайн, и не один раз в год, по словам преподобного Серафима, «будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен».

Благоговения к святыне угодник Божий требовал всегда и везде, особенно же считал необходимым благоговение в храме. «И все, что ни творите в ней (церкви),— говорил он,— и как входите и исходите, все должно творить со страхом и трепетом и никогда не престающею молитвою, и никогда в церкви, кроме необходимо должного и о Церкви, ничего не должно говориться в ней! И что же краше, превыше и преслаще Церкви! И кого бо токмо убоимся в ней и где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует». Этими словами преподобный Серафим передавал свой глубокий духовный опыт ощущения благодати действенного живого богообщения в храме. «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», — говорил святой Серафим. Сам он никогда не был мрачным и унылым. «Ведь веселость не грех, — говорил старец начальнице Дивеевской общины, — она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой… Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно, матушка». Сам преподобный всегда светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!». Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога постоянно теснилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась высокая истина, высказанная святым Серафимом: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании благодати Святого Духа и является важной ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно пройдя всю древнюю науку православного аскетического подвига, свой опыт «жизни по Боге» выразил в своих поучениях. Они выражают общецерковный путь аскетического подвига и близки по содержанию к «Добротолюбию». В них имеется много ссылок на святых отцов, прежде всего на преподобных Исаака Сирина и Варсонофия Великого.

Вместе с другими дарами Божиими преподобный Серафим имел и дар прозрения. Ему было открыто будущее России вплоть до кончины века. По словам преподобного, Россия «всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима». Провидя, каким будет духовное делание грядущих поколений, преподобный учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары… Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней… В юном возрасте преподобный Серафим смертельно занемог, так что все средства врачевания были бессильны. Тело его пребывало в горячке, но чистая душа пламенела молитвой к Заступнице всех скорбящих и обремененных. Во время кратковременного сна ему явилась Божия Матерь и обещала исцелить его. Очнувшись от сна, отрок рассказал все виденное матери. Вскоре мимо их дома совершался крестный ход с чудотворным образом Богоматери. Неожиданно пошел сильный ливень, который заставил торжественную процессию укрыться в доме родителей преподобного Серафима. Чуткая мать сразу поняла смысл дивного посещения и с глубокой верой приложила болящего сына к чудотворному лику Богоматери. Тотчас болезненная немощь оставила тело юного отрока.

Второе чудесное исцеление преподобного Серафима совершилось в 1783 году, когда он исполнял монастырское послушание в Саровской обители. Господь снова посетил послушника сильной болезнью, испытывая его терпение и кротость. Преподобный простер свои руки к небу и молил Богоматерь укрепить его в перенесении тяжелого испытания. И Царица Небесная призрела на Своего верного послушника. За свое смирение преподобный Серафим был удостоен посещения Пресвятой Богородицы. Осененный лучезарным светом Пречистой Девы Марии, он почувствовал себя совершенно здоровым.

В 1804 году преподобный Серафим во время своего уединенного подвига в лесу был избит до полусмерти разбойниками, думавшими найти в его келье много денег. Никто из монастырской братии уже не надеялся видеть его в живых, и с печалью ожидали его кончины. Но чудесным посещением Богоматери умиравший старец был вновь воздвигнут с одра болезни и обрел духовные и телесные силы для дальнейших иноческих подвигов.

Божия Матерь многократно являлась преподобному Серафиму, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

Много сил преподобный отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве, созданной по наставлению Матери Божией, и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, но делал все по воле Царицы Небесной. Святой Серафим завещал насельницам всегда почитать Пресвятую Богородицу за Ее неисчислимые милости православным христианам. 25 марта 1831 года, в праздник Благовещения, старица Дивеевского монастыря Евпраксия была свидетельницей явления преподобному Серафиму Божией Матери. Во время явления Матерь Божия просила преподобного Серафима духовно окормлять сестер Дивеевского монастыря и обещала ему в этом Свою небесную помощь.

После кончины преподобного в Дивеевской обители хранилась его келейная, особо чтимая икона Божией Матери «Умиление», к которой он обращался в усердной домашней молитве. Елеем от лампады, горевшей пред келейной святыней, преподобный Серафим помазывал больных, которые получали исцеление. Нетварный Божественный свет сиял от иконы Богоматери «Умиление», преображая душу подвижника в чистейший сосуд благодати Божией. После усердной ночной молитвы к Богородице, пред Ее чудотворной иконой, от преображенного лика преподобного Серафима изливался невыразимый свет Божественной благодати, озаряя приходивших к нему. Икону Пресвятой Богородицы «Умиление» преподобный Серафим Саровский часто называл «Всех Радостей Радость».

Празднование иконе Божией Матери «Умиление Серафимо-Дивеевской» установлено 28 июля, вероятно, в связи с тем, что в этот день совершается память святого апостола Прохора, имя которого в Крещении носил преподобный Серафим.

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в Зосимо-Савватиевский храм к Божественной литургии и причастился Святых Христовых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». На следующий день он мирно отошел ко Господу, верным служителем Которого был всю жизнь.

Через 70 лет, в 1903 году, совершилось прославление преподобного в лике святых. 19 июля, в день рождения святого Серафима, с великим торжеством были открыты его честные мощи и помещены в приготовленную гробницу. Долгожданное событие сопровождалось, по милости Божией, многими чудесными исцелениями больных.

Почитаемый православным народом еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский. Незадолго до его блаженной кончины один благочестивый монах спросил: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому,— ответил преподобный Серафим,— что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши; потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа, ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию, — Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и во веки» (Евр. 13, 8).

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/...

 

01.08.2014

 

Прихожане четырех храмов отметили престольный праздник

 

 

1 августа, в пятницу, в день памяти обретения мощей преподобного Серафима Саровского, прихожане четырех храмов Пензенской епархии отметили престольный праздник.

В храме в честь преподобного Серафима Саровского г. Пензы и храме Преподобного Серафима Саровского п. Чаадаевка прошли торжественные богослужения, после которых священнослужители совместно с прихожанами совершили Крестные ходы.

Также престольный праздник сегодня отмечали в Успенском кафедральном соборе г. Пензы и Покровском архиерейском соборе г. Пензы, пределы которых посвящены преподобному Серафиму Саровскому.

http://penzaeparhia.ru/news/1074

 

01.08.2014

 

Божественная литургия в храме прп. Серафима Саровского села Пионер Кузнецкого района

 

 

1 августа 2014 года, в праздник обретения мощей прп. Серафима, Саровского  чудотворца, Преосвященнейший Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский, совершил Божественную литургию в храме прп. Серафима Саровского села Пионер Кузнецкого района. Преосвященнейшему сослужили, протоиерей Ростислав Ребровский, протоиерей Борис Весновский, иерей Александр Якунин. После причащения верующих Святых Христовых Тайн был совершен Крестный ход, по окончании которого Преосвященнейший Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский обратился с проповедью к прихожанам.

01.08.2014 Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/category/novosti/

 

Православные пензенцы отмечают обретение мощей Серафима Саровского01.08.2014

 

Православные пензенцы отмечают обретение мощей Серафима Саровского

Православные пензенцы отмечают обретение мощей преподобного Серафима Саровского в пятницу, 1 августа. Божественную литургию отслужили в Покровском Архиерейском соборе Пензы. Здесь левый придел освящен в честь этого святого.

Серафим Саровский особо почитаем православными верующими. Поэтому, несмотря на будний день, в храме было более сотни прихожан.

«Это один из святых, который прожил на российской земле, который вел подвижнический образ жизни. Но самое главное, что в его характере было, это любовь к ближним своим. Всех, кто к нему приходил, он встречал со словами: «Христос Воскресе, радость моя», — сказал настоятель Покровского архиерейского собора города Пензы протоиерей Иоанн Яворский.

Канонизация преподобного Серафима Саровского состоялось 111 лет назад. Тогда гроб с телом старца нес на своих плечах император Николай II. По преданию, всенародно почитаемый старец по пути в Саровскую пустынь побывал в Троице-Скановом монастыре Наровчата. В 20-е годы XX века и сама пустынь входила в состав Пензенской губернии.

Юлия Шевырева

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=220409&cid=7

 

01.08.2014

 

Пензенцы отметили день памяти Серафима Саровского

 

Прихожане храма Серафима Саровского организовали крестный ход в честь обретения мощей преподобного. 111 лет назад чудотворец был причислен к лику святых.

После прославления старца в России стали строиться церкви во имя святого. В Пензе первый храм Серафима Саровского открылся на улице Клары Цеткин. Это произошло в 2011 году. У строительства были как сторонники, так и противники.

«Я хочу, чтобы в нашем большом районе был храм, чтобы не нужно было ездить на службы в другие районы города», - сетовала в 2010-м жительница улицы Клары Цеткин Вера Александровна.

«Мы требуем перевести строительство церкви с этого», - заявила другая жительница улицы Клары Цеткин Татьяна Дворянова.

Тем не менее, площадка была выделена, и в течение года на ней вырос храм. Сейчас в него приходят сотни местных жителей, почитающих Серафима Саровского.

«У меня два года назад был инсульт. Мне святой помогает», - высказалась местная жительница.

Старец Серафим считается одним из самых почитаемых русских святых. Он исцелял людей, давал добрые советы. К нему приходил даже император Александр I. Также Саровский является основателем Дивеевской женской обители.

 

КОММЕНТАРИИ БЕЗ КУПЮР:

Гость|01.08.2014 14:50

penzainform.ru писал(a):

«У меня два года назад был инсульт. Мне святой помогает», - высказалась местная жительница.

Если вы говорите с богом, это молитва, если он с вами - уже сумасшествие! За хлебушком ходить ей святой дух не помогает?

Гость|01.08.2014 15:03

Гость писал(a):

Если вы говорите с богом, это молитва, если он с вами - уже сумасшествие! За хлебушком ходить ей святой дух не помогает?

ты бы помолчал о том, чего не знаешь, но пытаешься унизить.

а то с твоей стороны это выглядит, прости конечно, как сунуть свиным рылом в апельсины

Гость|01.08.2014 15:08

Как гадили сто лет назад на ученика преподобного Серафима (Мотовилова), так и сейчас история повторяется.

Гость|01.08.2014 18:09

Бывает отвержение веры волевое, но бывает отвержение из-за незнания, когда у человека искусственно создали определенные атеистические комплексы. Тогда он имеет дело не с религией, а со своим карикатурным представлением о ней и, значит, отвергает не Бога, а ту карикатуру, которую ему с детства показывают как модель религии. Этот вид неверия легче всего разрушается при серьезном ознакомлении с христианской религией как с мировоззрением и с верой как с метафизическим феноменом.

Гость|01.08.2014 18:28

Чтение ветхого завета, в котором описаны дела и помыслы "доброго" бога - вполне настраивает на атеистический лад.

А еще можно Историю почитать, про инквизицию, про крестовые походы и другие "добрые" дела во славу "бога".

Не любят православные подобные неудобные факты

Гость|01.08.2014 18:48

Гость писал(a):

Не любят православные подобные неудобные факты

Новый Завет давно уже дан, очнись. язычники проиграли борьбу с Христианами не случайно, а по воле Бога.

Гость|02.08.2014 00:16

Удобная позиция, неудобный ветхий завет забываем, и вещаем только про новый.

Как язычники, которые верили в Природу могли проиграть по воле выдуманного бога!? Природа - она есть, а вот вашего бога...

Попробуйте проживите день без Солнца, ведь ему поклонялись сотни веков. А вот без мертвого иудея - любой проживет!

Гость|02.08.2014 00:37

Гость писал(a):

Удобная позиция, неудобный ветхий завет забываем, и вещаем только про новый.

Как язычники, которые верили в Природу могли проиграть по воле выдуманного бога!? Природа - она есть, а вот вашего бога...

Попробуйте проживите день без Солнца, ведь ему поклонялись сотни веков. А вот без мертвого иудея - любой проживет!

Бог пишется с большой буквы, напомню, если ты такой малограмотный.) Бог создал Землю и всю Природу на ней в том числе.

Если ты учил физику, то должен знать, что Солнце, это большой термоядерный реактор. Он тоже создан Богом.

Почему в древности люди поклонялись Солнцу? Потому, что духовное зрение у человека стало открываться позже, по мере развития. Дальше материального мира человек не видел. С развитием духовного зрения человек стал осознавать существование Вселенского незримого Бога-Создателя всего вокруг.

Если без Солнца ты проживешь день, то без Бога ты не проживешь и секунды, потому что Искра Божья в тебе, это основа твоего сознания.

Гость|02.08.2014 00:52

Гость писал(a):

Солнце, это большой термоядерный реактор. Он тоже создан Богом.

Все ясно, клинический случай ПГМ.

Как докажешь, что твой бог (для меня с мелкой буквы) все это создал? Так в библии написано? В комиксах про супермена тоже много написано - это тоже правда?

Гость|02.08.2014 01:06

Гость писал(a):

Все ясно, клинический случай ПГМ.

Как докажешь, что твой бог (для меня с мелкой буквы) все это создал? Так в библии написано? В комиксах про супермена тоже много написано - это тоже правда?

Да знаю я, что у тебя клинический случай ЯГМ. У таких больных свойство пытаться перекладывать с больной головы на здоровую и очень часто говорить "ну вот, опять сам дурак"- это их защитная реакция от потери самоуважения.

То что Солнце - это термоядерный реактор, тебе любой физик скажет. Ну а остальное для тебя не доказуемо, т.к. мешает твой ЯГМ. Без обид только ладно? Это просто моё мнение.

Гость|02.08.2014 06:39

Гость писал(a):

Гость писал(a):

Солнце, это большой термоядерный реактор. Он тоже создан Богом.

Все ясно, клинический случай ПГМ.

Как докажешь, что твой бог (для меня с мелкой буквы) все это создал? Так в библии написано? В комиксах про супермена тоже много написано - это тоже правда?

Да если что стану доказывать тебе, комсоргу, так ты сразу начнёшь плеваться. Потому что грамотишки у тебя не хватает для понимания кто есть кто.

Гость|02.08.2014 09:38

Гость писал(a):

Ну а остальное для тебя не доказуемо, т.к. мешает твой ЯГМ. Без обид только ладно? Это просто моё мнение.

Минуточку. Ваши попы 1000 лет внушали, что земля плоская, и стоит неподвижно, а все остальное вращается вокруг нее. И кучу людей сожгли, кто был не согласен с этим бредом. А теперь вдруг попы пользуются знаниями физиков? Выучили умные слова про реакторы...

Про Солнце спору нет, но раз ты знаешь его устройство, то расскажи, сколько ваш талантливый бог, создал таких Солнц и таких планет как Земля во Вселенной ? И мы реально одни такие уникальные в ней?

http://www.penzainform.ru/news/religion/...

 

01.08.2014

 

Паломнический отдел Пензенской епархии действует по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и имеет все возможности для организации поездок для детей и взрослых с посещением храмов и монастырей Пензенской области, России и Зарубежья

 

 

Расписание поездок в августе 2014 года:

8 августа — Серпухов: Высоцкий мужской монастырь: к чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша».

9 августа — Иоанно-Бгословский мужской монастырь, с. Макаровка (Мордовия). Беседа со священником, молебен о здравии, купание в источниках. Посещение собора праведного воина Феодора Ушакова в г. Саранск.

10 августа — с. Соловцовка, Оленевка, Большая Валяевка Пензенского района. Литургия в Троице-Сергиевском храме с. Соловцовка, у мощей Иоанна Оленевского, его келья в с. Оленевка, чтимая икона Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Большая Валяевка, святые источники в Соловцовке, Оленевке, Большой Валяевке.

15 августа — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, с. Дивеево Нижегородской области (однодневная поездка). Святая канавка, мощи Серафима Саровского, купание в источниках.

16 августа — Задонск Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой области: к мощам Святителя Тихона Задонского, источник Божией матери «Живоносный источник».

16 августа — Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь, с. Пайгарма Рузаевского района Мордовии. Чтимая икона вмц. Параскевы Пятницы, экскурсия, купание в целебных источниках.

17 августа — Наровчатские Троице-Сканов женский и Антониево-Феодосиев пещерный мужской монастыри, с. Сканово Наровчатского района. Чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, экскурсия по пещерам, святой источник.

22 августа — Покровский женский монастырь, Москва. Мощи блж. Матроны Московской, ее могила на Даниловском кладбище. Храм Христа Спасителя.

22 августа — Оптина Пустынь: Введенский Ставропигиальный мужской монастырь к святым мощам угодников Божиих, преподобных старцев Оптинских, источник. Шамордино: Казанская Амвросиевская женская пустынь, частицы св. мощей, Частица Животворящего Древа Креста Господня, источник.

23 августа — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, с. Дивеево Нижегородской области. Святая канавка, мощи Серафима Саровского, купание в источниках (двухдневная поездка).

29 августа — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, с. Дивеево Нижегородской области. Святая канавка, мощи Серафима Саровского, купание в источниках (однодневная поездка).

29 августа — Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра: литургия у св. мощей прп. Сергия Радонежского, экскурсия. Николо-Угрешский мужской монастырь; частица мощей Николая Чудотворца, мощи св. Пимена Угрешского.

30 августа — Иоанно-Бгословский мужской монастырь, с. Макаровка (Мордовия). Беседа со священником, молебен о здравии, купание в источниках. Посещение собора праведного воина Феодора Ушакова в г. Саранск.

31 августа — с. Соловцовка, Оленевка, Большая Валяевка Пензенского района. Литургия в Троице-Сергиевском храме с. Соловцовка, у мощей Иоанна Оленевского, его келья в с. Оленевка, чтимая икона Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Большая Валяевка, святые источники в Соловцовке, Оленевке, Большой Валяевке.

 

Паломнический отдел Пензенской епархии

Тел.: 8 927 375 60 61; 8 927 375 31 65; 25-60-61

Адрес: г. Пенза, Советская (Соборная) пл., 1.

 

 

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать, таким образом, Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Однако привычной для многих священников становится такая сцена. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут... Здоровья нет.... Исцелиться хочу, говорят, помогает» — вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам?

И постараться дать себе на них честный ответ.

 

О паломничестве

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

 

 

Паломник или турист?

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия — так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ — здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего, должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество — это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество — это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом — на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», — а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И ни в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

 

Статья подготовлена по материалам статьи архимандрита Пахомия (Брускова).

Молитвенники земли Пензенской doc;

Чудотворные иконы Пензенской митрополии doc;

http://penzaeparhia.ru/pilgrimage

 

В.Р. Легойда: Выбор быть человеком или зверем мы делаем в каждый момент своей жизни31.07.2014

 

В.Р. Легойда: Выбор быть человеком или зверем мы делаем в каждый момент своей жизни

 

Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в своей статье в «Вечерней Москве», приуроченной ко дню празднования Крещения Руси, подчеркнул, что принятие Православия изменило князя Владимира и весь народ, но выбор — пойти путем преображения или вернуться к язычеству — остается за каждым человеком и сейчас.

«Преображение князя Владимира стало началом преображения всего народа. Его примеру последовали многие поколения людей с того времени до наших дней», — заявил В.Р. Легойда. «И потому слова князя Владимира "мы были звери, а стали люди" применимы ко всем народам исторической Руси», — добавил он.

Он также отметил, что языческое прошлое не так духовно далеко от нас, как может показаться на первый взгляд. «Мы видим, как те личные пороки, которыми был одержим до крещения князь Владимир, — неразборчивость в средствах достижения цели, распутство, — современная поп-культура возводит практически в ранг добродетелей и преподносит их как признаки личного успеха», — подчеркнул председатель Синодального отдела.

«Крещение нашей земли произошло однажды, но выбор быть человеком или зверем мы делаем в каждый момент своей жизни, общаясь с ближними и дальними, совершая добрые или злые дела», — заключил В.Р. Легойда.

Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/3699009.html

 

01.08.2014

 

2 августа Церковь празднует память святого пророка Илии – одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета

 

 

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Имя пророка Илии переводится переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо»  (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его»  (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/...

 

 

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг