«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Для тех, кто решил креститься: перемена жизни
25.01.2019
Евангелие – это закон
жизни православного христианина. По крайней мере, так должно быть. И традиция
Таинства Крещения происходит из Евангелия.
Итак,
читаем Евангелие от Луки. «…Был глагол Божий к Иоанну… в пустыне.
И он
проходил по … стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения
грехов.…
Иоанн
приходившему креститься … народу говорил: порождения ехиднины!
кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния
… всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
И спрашивал
его народ: что же нам делать?
Он сказал им
в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у
кого есть пища, делай то же.
Пришли и
мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им:
ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали
его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не
клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Я крещу вас
водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин
развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Многое и
другое благовествовал он народу, поучая его» (Лк.3:1-18).
Надеюсь,
дорогой читатель, у вас хватило терпения, чтобы не только прочесть, но и
вдуматься в этот отрывок.
Как
свидетельствует предание, Иоанн каждого приходящего к нему креститься погружал
в иорданские воды по шею и держал так, пока тот не исповедует все свои грехи:
«Сотворите же достойные плоды покаяния».
Некоторые
насмешники говорят: вот как просто в Церкви – нагрешил, покайся, и снова можно
грешить! Ну, чтобы насмешничать, много ума не надо. Как говорят в народе:
дурное дело – нехитрое.
А люди,
приступающие к Таинству Крещения с серьезными намерениями, должны знать:
покаяние означает перемену жизни.
Если
матерился – забудь про все гнилые слова, учись русскому языку заново.
Если крал –
впредь не кради. И учись подавать милостыню.
Если
объедался, упивался или курил – брось. И учить вести жизнь воздержанную.
Если блудил
– впредь не блуди, но учись хранить верность семье.
Если
осуждал людей – начинай лечиться от этой болезни. И учись не сучки в
чужих глазах замечать, но сначала вынь бревно из своего глаза.
И так
далее, по полному евангельскому списку.
Это значит,
что перед Крещением надо Евангелие уже прочитать – чтобы представлять, к
какой жизни ты должен стремиться после Крещения.
То есть
настоящее покаяние – это большой, тяжкий труд по переделыванию себя любимого до
конца жизни по принципу: как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты к
ним относись.
Поэтому,
когда вы обращаетесь к священнику с просьбой о Крещении (ребенка ли, себя ли –
не важно), надо начинать с тех же вопросов, какие задавал народ Иоанну, приходя
на Иордан: что нам делать? как переменить свою жизнь? Крещеный человек должен
отличаться от некрещеного – ведь это так понятно.
И когда в
Храме совершаются Крестины, крещаемый – а за ребенка
это делают крестные родители – дает Богу обет (обещание) жить по заповедям
Христа.
Вот от этой
строчки мне бы хотелось, с болью в сердце, напомнить тем, над кем я, как
священник, в свое время совершил Таинство Крещения, и кто после этого забыл
дорогу в храм: вы давали (!) этот обет (!!) Богу
(!!!). Немало таких людей и в Малой Сердобе, и в
других селах района. Не надо думать, что нарушения обещания, а тем более обета,
данного Богу, обойдется без последствий для вас. Бог долго терпит, но больно
бьет.
Многие
считают, что священник обязан крестить всех, кто просит об этом. Это неуместные
претензии. Священник обязан совершить крестины только в том случае, если у приходящих есть вера как серьезная готовность к перемене
своей жизни.
Именно к
лицемерам, которые просят крестить, и при этом не хотят жить по христиански,
относятся слова Иоанн Крестителя: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
Сотворите
же достойные плоды покаяния … всякое дерево, не приносящее доброго плода,
срубают и бросают в огонь».
Сергий МЕСЯЦ,
священник, настоятель Никольского храма с. Малая Сердоба.
http://www.trud58.ru/news-23-7763.html
РЕЗОНАНС
Для тех, кто решил креститься: если я не люблю Бога
01.02.2019
Продолжение
статьи отца Сергия, настоятеля Никольского храма с.
Малая Сердоба.
Нет смысла
получив какой-то подарок – например, драгоценное кольцо - тут же его потерять.
Как не растерять тот дар Святого Духа, который человек получает через Крещение?
Ответ простой, но требующий личного труда того, кто решил креститься. Надо
научиться любить Бога. И другого пути нет. По той причине, что Бог, в Которого мы крестимся, есть Любовь.
Вот,
например, учитель, когда получает в свои педагогические руки 20-25
малышей-первоклассников, знает, что обязан научиться любить их. Таких разных -
читающих и не читающих, чистюлек и грязнуль, послушных и озорников. Хороший учитель знает, как
их всех полюбить. Нужно начинать каждый день заботиться о них. Не только учить
читать, писать и считать, но еще и водить их в столовую, завязывать им шнурки,
мирить поссорившихся, вытирать сопли и много чего еще.
И при этом много-много говорить с ними. И чем дальше, тем больше такой учитель
чувствует, как его педагогическое сердце прирастает и наполняется любовью
к каждому ребенку.
То есть
чтобы научиться любить человека, есть два необходимых средства: забота о нем и
беседа с ним. Свела судьба с нелюбимым человеком - как жить с ним, как делить
общий кров? Можно ли полюбить того, к кому ранее не испытывал никаких теплых
чувств? С Божией помощью это возможно. Начинай о нем заботиться. И обязательно
говори, вступай в диалог и беседуй с ним. И сердце может – может! – наполниться
любовью.
Надо
подчеркнуть, что забота о человеке подразумевает, что мы стремимся выполнить его
желания. Не все, конечно. А те, которые мы в состоянии выполнить. И те, которые
не являются грехом.
А как
научиться любить невидимого Бога?
Первое –
учись любить окружающих людей так, как подсказано выше. Без любви к людям
невозможно научиться любить Бога. Об этом говорит апостол: «Кто говорит:
"я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий
брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата
своего» (Ин.4:20-21).
Ясно, что
для научения любви к Богу первое средство не
годиться: как младенец не способен заботиться о родившей его матери, так и
человек не может заботиться о Боге – напротив, это Бог заботится о каждом
человеке.
Что же
тогда остается у человека для любви к Богу?
Первое –
исполнение Его желаний или, как мы говорим, Его воли. «Если любите Меня,
соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15), - говорит Христос. У человека могут быть
неразумные желания и капризы, а воля Божия всегда разумна. Поэтому к исполнению
заповедей Божиих мы обязаны стремиться всегда – в этом и проявляется, прежде
всего, наша любовь к Богу.
Наконец,
любовь к Богу проявляется в том, что человек стремится беседовать с Ним. Это
то, что мы называем молитвой. Странно, если муж и жена говорят, что любят друг
друга, но говорить друг с другом не хотят. Так и без молитвы нет любви к Богу,
нет веры, нет Православия.
Всегда ли
хочется матери или хорошему учителю возиться с детьми? Нет, конечно. Они могут
быть больны, утомлены, у них могут быть семейные неприятности. Но они понимают,
что любить детей – это их профессиональная обязанность. И понуждают, заставляют
себя делать то, что в данный момент делать, может быть, и не хочется.
То же самое
можно сказать и о православном человеке.
Он не может
сказать себе: сегодня я устал, поэтому свободен от исполнения заповедей и
молитвы, а вот когда захочу, тогда уж постараюсь. Хотя многие «просто крещеные»
именно так и живут. В результате такие «просто крещеные» не знают ни заповедей,
ни молитвы, ни любви к Богу.
Христианин обязан понуждать, заставлять себя, когда и не хочется,
заботиться о ближних, исполнять заповеди Христовы и молиться. Об этом говорит Христос: «Царство
Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают
его» (Мф.11:12).
Практически
это означает, что вы должны: 1) приобрести книжку, которая называется
«Православный молитвослов» и начать молиться утром и вечером; 2) начать ходить
в храм по воскресеньям и большим праздникам. Без этого невозможно научиться
всему остальному.
И если у
вас нет внутренней готовности к такому труду, креститься вам еще рано.
Священник Сергий
Месяц.
Продолжение следует.
http://www.trud58.ru/news-23-7782.html
Делегация
Кузнецкой епархии принимает участие в XXVII Рождественских чтениях
27.01.2019
27 января
2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную
литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г.
Москвы. Богослужение предварило работу XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».
За
Литургией Предстоятелю Русской Православной Церкви
сослужили: собор архиереев Русской Православной Церкви, председатели
епархиальных отделов религиозного образования и катехизации
в священном сане; духовенство, прибывшее для участия в XXVII Международных
Рождественских образовательных чтениях.
В храме молились
настоятельницы женских монастырей, участники Чтений.
Сразу после
Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя и на других площадках в
столице началась работа секций XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Работа форума
продлится до 31 января.
В работе
Чтений принимает участие епископ Кузнецкий и Никольский Нестор и делегация Кузнецкой
епархии, в состав которой вошли руководители и сотрудники епархиальных отделов,
директора общеобразовательных и воскресных школ.
30 января в
Государственной Думе ФС РФ в рамках Чтений состоятся VII Рождественские
Парламентские встречи.
31 января и
1 февраля, в Москве состоятся торжества, посвященные 10-летию Поместного Собора
Русской Православной Церкви и избрания Святейшего Патриарха Кирилла.
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2019/01/27/delegaciya-kuzneckoj-eparxii-prinimaet-uchastie-v-xxvii-rozhdestvenskix-chteniyax/#more-62797
Епископ
Нестор принял участие в научно-практической конференции на Международных
Рождественских чтениях
28.01.2019
28 января в
красном зале Храма Христа Спасителя состоялась XI Межрегиональная
научно-практическая конференция «Моделирование социокультурного
системного развития образовательного учреждения в контексте формирования
духовно-нравственной культуры общества».
Сопредседателями
конференции стали Преосвященнейший Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский,
игумен Иоанн (Рубин), ректор Николо-Угрешской
Духовной семинарии, кандидат богословия, Андрей Сергеевич Зинин, директор ГБОУ
г. Москвы ДПО (ПК) специалистов Городского методического центра Департамента
образования г. Москвы, Татьяна Ивановна Петракова, методист вышеуказанного
центра, д.пед.н, профессор,
председатель Совета Ассоциации учителей православной культуры г. Москвы, Анна
Владимировна Савельева, директор ГБОУ Школы №1238 г. Москвы, заслуженный
учитель РФ.
Владыка
Нестор в своем докладе подчеркнул роль православной культуры в развитии
личности и общества. В работе конференции участвовала делегация от Кузнецкой
епархии.
С докладами
выступили: В.В. Абраменкова, д.психол.н., гл.н.с.
лаборатории антропологических основ проф.развития педагогов Института изучения
детства, семьи и воспитания РАО, доклад: «Дети-герои и дети-святые:
ответственность пред Богом и людьми»; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель
храма прп.Серафима Саровского в Раеве (Москва),
доклад: «Образовательный потенциал добровольческого проекта «Общее дело.
Возрождение деревянных храмов Севера»; иеромонах Паисий
(Новоженов), преподаватель монастырского
образовательного центра «Образ», доклад: «Наглядность в преподавании курса
«Основы православной культуры».
28 января в
ГБОУ Школа №1238 в рамках конференции пройдет семинар «Преемственность и
системность в реализации предметных областей ЛРКСЭ и ОДНКНР в
общеобразовательной школе».
См. ВИДЕО
Иерей Алексий Родионов
Фото: прот. Андрей Спиридонов
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2019/01/28/episkop-nestor-prinyal-uchastie-v-nauchno-prakticheskoj-konferencii-na-mezhdunarodnyx-rozhdestvenskix-chteniyax/#more-62812
Делегация
Пензенской епархии принимает участие в XXVII Рождественских чтениях
28.01.2019
27 января
2019 года в Государственном Кремлевском дворце прошло торжественное открытие и
пленарное заседание XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность». По традиции работа Чтений предварилась Божественной литургией в Храме Христа Спасителя
в Москве, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
Сразу после
Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя и на других площадках в
столице началась работа секций XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений. Работа форума продлится до 31 января.
В работе
чтений принимает участие делегация Пензенской епархии, в состав которой вошли
сотрудники епархиальных отделов и клирики епархии.
По традиции
в рамках Рождественских Чтений пройдет множество мероприятий, заседаний,
круглых столов и секций по разным направлениям. Посмотреть и скачать подробную
программу Чтений можно по следующей ссылке.
https://пензенская-епархия.рф/2019/01/28/
В день открытия Международных Рождественских чтений епископ Митрофан молился в храме Христа Спасителя в Москве
28.01.2019
27 января
2019 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, отдание праздника Богоявления, день
памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в
кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г.
Москвы. Богослужение предварило работу XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».
Его
Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и
Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской
епархии;
митрополит
Кишиневский и всея Молдовы Владимир;
митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего
округа в Республике Казахстан;
митрополит
Ташкентский и Узбекистанский Викентий,
глава Среднеазиатского митрополичьего округа;
митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий,
управляющий делами Московской Патриархии;
митрополит
Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних
церковных связей Московского Патриархата;
митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений;
митрополит
Феодосийский и Керченский Платон; митрополит Омский и Таврический Владимир; митрополит
Орловский и Болховский Антоний; митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий;
митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и
всея Руси по г. Москве;
митрополит
Курский и Рыльский Герман; митрополит Белгородский и Старооскольский
Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела;
митрополит
Красноярский и Ачинский Пантелеимон; митрополит
Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Оргкомитета Международных
Рождественских чтений, председатель Синодального отдела религиозного
образования и катехизации;
митрополит
Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит
Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит
Саратовский и Вольский Лонгин;
митрополит Сингапурский и Юго-восточно-азиатский
Сергий, глава Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии;
митрополит
Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Тверской и Кашинский
Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;
митрополит
Вологодский и Кирилловский Игнатий; митрополит Владивостокский и Приморский
Владимир; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий;
митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; митрополит Ижевский и Удмуртский
Викторин; митрополит Челябинский и Миасский Григорий;
митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель
Патриаршего совета по культуре;
митрополит
Волгоградский и Камышинский Феодор; собор архиереев
Русской Православной Церкви.
Предстоятелю Русской Православной Церкви также сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;
протоиерей
Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя;
протоиерей
Даниил Андреюк, настоятель подворья Православной
Церкви в Америке в Москве;
председатели
епархиальных отделов религиозного образования и катехизации
в священном сане; духовенство, прибывшее для участия в Рождественских чтениях.
На
богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента России в
Центральном федеральном округе И.О. Щеголев; председатель Комитета
Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам
общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов.
В храме
молились настоятельницы женских монастырей, участники XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений.
Богослужебные
песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б.
Толкачев).
Богослужение
транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной
Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После
сугубой ектении Предстоятель
Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь
перед причастием произнес иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской
городской епархии, клирик Новоспасского ставропигиального
монастыря.
По
окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление
празднику Крещения Господня.
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения
с Первосвятительским словом.
Во внимание
к усердным архипастырским трудам и в связи с 55-летием со дня рождения
Святейший Патриарх Кирилл вручил памятную панагию председателю Оргкомитета
Международных Рождественских чтений, председателю Синодального отдела
религиозного образования и катехизации митрополиту
Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию.
«Еще раз
поздравляю всех с праздником! Пусть благословение Божие пребывает над всеми,
кто будет в предстоящие дни трудиться в рамках наших Рождественских образовательных
чтений. Это замечательная возможность для каждого из нас послушать друг друга,
проанализировать свой собственный опыт, сделать правильные выводы для того,
чтобы наша общая соборная работа в области религиозного образования была
успешной. Помогай вам во всем этом Господ! С праздником!» — сказал в завершение
Святейший Владыка.
Сразу после
Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя и на других площадках в
столице началась работа секций XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Работа форума
продлится до 31 января.
30 января в
Государственной Думе ФС РФ в рамках Чтений состоятся VII Рождественские
Парламентские встречи.
31 января и
1 февраля, в Москве состоятся торжества, посвященные 10-летию Поместного Собора
Русской Православной Церкви и избрания Святейшего Патриарха Кирилла.
Источник: Официальный сайт Московского
Патриархата
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2019/01/28/v-den-otkrytiya-mezhdunarodnyx-rozhdestvenskix-chtenij-episkop-mitrofan-molilsya-v-xrame-xrista-spasitelya-v-moskve/
Делегация
Сердобской епархии принимает участие в XXVII
Рождественских чтениях
28.01.2019
27 января в
Государственном Кремлевском дворце прошло торжественное открытие и пленарное
заседание XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь:
свобода и ответственность».
По традиции
работу Чтений предварила Божественная литургия в храме Христа Спасителя в
Москве, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
Сразу после
Патриаршего богослужения в храме Христа Спасителя и на других площадках в
столице началась работа секций XXVII Международных Рождественских
образовательных чтений. Работа форума продлится до 31 января.
В работе
чтений принимает участие делегация Сердобской
епархии, в состав которой вошли председатели и сотрудники епархиальных отделов.
По традиции
в рамках Рождественских Чтений пройдет множество мероприятий, заседаний,
круглых столов и секций по разным направлениям. Посмотреть и скачать подробную
программу Чтений можно по следующей ссылке.
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/
Гостем
радиопрограммы Пензенской митрополии «Мир Православия» стал протоиерей Алексий
Горшков
28.01.2019
В новом
выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии “Мир
Православия” автор и ведущий Евгений Белохвостиков
беседует с протоиереем Алексием Горшковым, клириком Петропавловского храма г. Пензы. В ходе прямого эфира собеседники обсудили вопрос о
том, какие стороны своей натуры правильно воспитывать в себе для христианина.
Традиционно
в выпуске — новости Пензенской митрополии в рубрике “Седмица”.
Напомним, что программа «Мир
Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2
FM) по субботам в 11.10.
Аудиоплеер
http://xn----7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/01/MP_01_26_2019.mp3
https://пензенская-епархия.рф/2019/01/28/
Новый
выпуск программы «Вопросы веры» освещает концерт епархиального камерного хора
«Спас»
31.01.2019
16 января в
органном зале Пензенской областной филармонии состоялся концерт епархиального
камерного хора «Спас» «Рождественские канты».
Перед
началом концертной программы ведущая информационно-просветительской программы
Пензенской митрополии «Вопросы веры» Наталья Зыкова побеседовала с
руководителем коллектива протоиереем Владимиром Ольховым.
ВИДЕО: https://youtu.be/dGNRbZozS-Q
https://пензенская-епархия.рф/2019/01/31/
Доклад
епископа Нестора на XI Научно-практической конференции в Москве
31.01.2019
28 января
епископ Кузнецкий и Никольский Нестор возглавил проходившую в Красном зале
Храма Христа Спасителя XI Научно-практическую конференцию под названием: «Моделирование
социокультурного системного развития образовательного
учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества».
Вместе с
Правящим архиереем участие в конференции приняли делегации из разных городов
Российской Федерации, стран СНГ. Активное участие приняла и делегация Кузнецкой
епархии.
С докладами
выступили:
Епископ
Кузнецкий и Никольский Нестор.
Бабурин
Сергей Николаевич, д. юр. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ,
председатель Международного Славянского Совета, президент Международной
славянской академии наук, образования, искусств и культуры, член Союза
писателей России.
Ушакова
Ирина Владимировна, руководитель Общества по сохранению наследия Рачинских,
редактор журнала «Покров», член Союза писателей России, член Союза журналистов
России, действительный член Международной славянской академии наук,
образования, искусств и культуры. «Представление новейшего издания трудов
великого русского педагога С.А. Рачинского: «Народная педагогика» (М.: Русская
цивилизация, 2019. – 624 с.)».
Протоиерей Константин Татаринцев, настоятель храма Вознесения Господня
за Серпуховскими воротами (Москва), заведующий сектором Воздушно-космических
сил России Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и
правоохранительными органами, духовник Общества во имя святой равноапостольной
великой княгини Ольги; Гаврилова Ольга Владимировна, председатель Общества во
имя святой равноапостольной великой княгини Ольги, член правления Союза
православных женщин. «К 1050-летию праведной кончины святой равноапостольной великой княгини
Ольги».
Протоиерей
Алексий Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского
в Раеве (Москва), кандидат богословия, руководитель
проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». «Образовательный потенциал
добровольческого проекта “Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера”».
Симакова Татьяна Александровна, к. психол. н., доцент, в. н. с.
научно-исследовательского отдела Научного центра Академии ФСИН России (Рязань). «Механизмы
психологического здоровья обучающихся в условиях цифровизации
современного образования: развитие устойчивости личности в киберсреде».
Иеромонах Паисий (Новожёнов), насельник
Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря, преподаватель монастырского
образовательного центра «Образ».
Савельева
Анна Владимировна, директор Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения города Москвы «Школа № 1238», заслуженный учитель РФ. «Опыт
реализации модели взаимодействия школы, семьи и Русской Православной Церкви в
духовно-нравственном воспитании школьников».
Кураторами
конференции стали:
Мигдисов
Ярослав Сергеевич, старший методист Государственного бюджетного
образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов Городского методического
центра Департамента образования города Москвы, член Совета
Ассоциации учителей православной культуры города Москвы;
Соловьёв
Алексей Юрьевич, преподаватель Николо-Угрешской
Духовной семинарии, член Союза писателей России, заместитель председателя
Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы,
действительный член Международной славянской академии наук, образования,
искусств и культуры.
Метлик
Игорь Витальевич, заведующий научно-методическим кабинетом Синодального отдела
религиозного образования и катехизации, заведующий
лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования, д. пед. н., доцент, член Всероссийского методического объединения
по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР.
Открывая
работу конференции, епископ Нестор обратился к
собравшимся с докладом на тему: «Христианская культура как императив развития
цивилизации».
Во второй
день работы конференции епископ Нестор посетил Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Москвы «Школу № 1238». Директор А.В.
Савельева, заслуженный учитель РФ, радушно приняла высокого гостя и провела
экскурсию по школе с замечательными традициями. В процессе работы конференции были
даны открытые уроки и внеклассные мероприятия. По результатам работы состоялся
обмен мнениями. Все — организаторы и участники — выразили удовлетворение от
проделанной работы, оказались под большим впечатлением от увиденного.
Существующие модели социокультурного развития
личности, которые уже более пятнадцати лет воплощаются в одной из топовых школ Москвы, наглядно показали, что в современном
образовании можно эффективно реализовывать программы духовно-нравственного
воспитания детей на основе богатого культурно-исторического материала.
Ниже
публикуется текст доклада Преосвященного епископа Нестора в начале работы
конференции.
«Ваши высокопреподобия и преподобия!
Дорогие братья и сёстры!
1. Развитие
Два слова,
которые задают тему нашего общения: развитие и культура.
Развитие…
духовное, личностное, общества. В данном случае – социокультурное.
Как ни странно, но слово «развитие» осолено именно
христианством. Никакая другая религиозная идея не дала такой импульс для
развития личности и общества как христианство. Тому есть множество примеров и
подтверждений.
Во-первых,
языческая идея с умилостивительными или иными жертвами вряд ли могла подвигнуть
человека к творческому процессу. Какое может быть развитие в простейшем культе:
приноси жертву в соответствии с «инструкцией» – принятым обрядом? Действуй
так-то и так-то, и твоя жертва будет принята, а ты (семья, племя) будешь
прощён. Здесь места творчеству нет. Наоборот, отклонение от принятого единожды
правила приношения жертвы рассматривалось как нарушение обряда и вело к
недействительности жертвоприношения. Моя паломническая поездка на Синай тому яркий пример. Посещая монастырь святой Екатерины
у подножия Синайской горы можно встретить много
бедуинов. Их религиозная жизнь практически никак не изменилась за последние
сотни лет. Там нет никакого стимула для развития… Поэтому
Ближний Восток активно принимает все блага цивилизации, осваивает их, вбирает,
но сам не производит никакого интеллектуального продукта, который является
показателем научно-технического развития общества[1]. Духовная стагнация и
примитивный культ не дают обществу развиваться. Это ему попросту не нужно.
Замечу, что в арабском языке глагол «измениться» носит негативный оттенок. В
большинстве случаев употребление этого слова сочетается с процессами отрицательного
характера. В то время как в нашей культуре и русском языке слово «измениться»
часто сочетается со словом «к лучшему».
Кстати,
тенденция к упрощению религиозных форм, рационализму проявляются и в
христианской духовной практике, но не как норма, а как отклонение от неё. Я
говорю об обрядоверии, когда реальное богообщение и стремление к нему подменяются удобными
обрядовыми формами. Думаю, это может быть связано, в том числе и с
непрекращающимся влиянием язычества на христианство, борьбой, кто кого осолит (Ср. Мф. 5, 13), заквасит.
Как ни
вспомнить слова Спасителя: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 6)! Думаю,
что обличением такого формализма, бездумного употребления обрядовых форм как
следствия проявления лицемерия, тщеславия, отсутствия подлинной между людьми
любви – служат слова Господа, сказанные в адрес фарисеев – многократное «Горе
вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23)
Противовесом
фарисейству выступают слова Христовы: «Ищите… прежде Царства Божия и правды
Его» (Мф. 6, 33). Императив развития заложен в
человека Богом, является его онтологическим свойством. Вот Божья заповедь:
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.
5, 48). Собственно, это и является идейной основой развития в христианстве. И я
смотрю на эту идею как на реальный механизм противодействия обществу
потребителей и гедонистов. Глаголы «ищите», «будьте», «просите», «стучите»,
употребляемые Христом, как нельзя лучше указывают на деятельность или делание.
Практическая
сторона, доказывающая, что христианство дало мощнейший импульс развития
человечества – это всевозможные достижения представителей христианства в
различных областях человеческой жизни – науке, культуре, искусстве, книжности
(в том числе и книгопечатании). Выдающиеся богословы были новаторами науки (как
теоретической, так и прикладной), архитектуры (зодчества), различных сфер
человеческого бытия. История развития европейской цивилизации с приходом
христианства тому яркий пример. Из монастырей – родоначальников богословской
науки и церковного искусства – вышли замечательные учёные, иконописцы,
композиторы, зодчие и многие другие.
Конечно,
сегодня, развитие мира (в том числе научно-техническое) ушло далеко за рамки
христианского миросозерцания и христианских идей, но именно христианская идея
совершенствования подтолкнула цивилизации к мощнейшему скачку в развитии. Тема
преображения, заложенная в Божественном Откровении, стала центральной темой
изменения, преображения человека и окружающего его мира. Поэтому вынесенное в
заголовок конференции слово «развитие» должно, в первую очередь, нас подвигать
к изменению, преображению изучаемых нами систем (в данном случае социокультурных, образовательных, педагогических).
2. Культура и образование
Духовно-нравственная
культура – это маркер здорового состояния общества. История цивилизаций
показывает: до наших дней сохранились такие общества, которые развивались, т.е.
постоянно совершенствовались. Изменения происходили в нескольких направлениях –
это:
1.
Появление новых технологий
2. Усовершенствование
гражданско-правовых форм
3.
Духовно-нравственное совершенствование (или хотя бы противодействие культурной,
нравственной деградации).
На вопрос,
какое из этих направлений важнее, люди с разным уровнем религиозности отвечают
по-разному. Для меня важно, что духовно-нравственная культура (а мы ограничимся
православной культурой) является импульсом развития, как общества в целом, так
и образовательного процесса в частности. Заложенный в человека императив
развития ‒ «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ‒
должен реализовываться и в образовании. Да, нам предлагается побороться за
совершенство. Но изначально в этой заповеди поставлена недостижимая задача – мы
никогда не сможем быть такими совершенными как Бог, хотя бы в силу нашей ограниченности.
Но если смотреть на данную человеку заповедь не как на
стратегическую задачу, а как на педагогическую, то становится понятным, что
даже часть пройденного пути принесёт существенную пользу человеку, стремящемуся
к недостижимой цели. То есть предлагается, видя цель, поставить акцент
не на достижимости или не достижимости, а на самом пути, на процессе.
Как
иллюстрацию к сказанному хочу привести две притчи.
Послушник
никак не мог преодолеть в себе дурные привычки. Старец давал ему посильные
духовные упражнения и советы, как надо бороться со страстями. Но у ученика
ничего не выходило, он хотел наискорейшим образом достичь духовного
совершенства и пребывать в бесстрастии. Вот, однажды, ученик пришёл к старцу и
стал жаловаться, что у него опять ничего не получается. Тогда старец послал
ученика с плетёной корзиной к реке, чтобы тот черпал воду и приносил её к келье
старца. Ученик потратил полдня на эту работу. Естественно, у него ничего не
получилось – вода выливалась сквозь прутья, и корзина опустошалась далеко от
кельи старца. Утомившийся ученик пришёл к старцу и сказал, что у него ничего не
получается, бессмысленная работа не принесла результата. Тогда старец ответил:
«Воды-то ты не принёс, но посмотри – корзина стала чистой».
Если делать
акцент на недостижимой цели, то, конечно, никакого результата не будет. Но если
поставить акцент на том, сколько полезного можно получить, идя к этой цели, то
понимаешь смысл предпринятого труда.
Вторая
притча рассказывает о девочке, которая возвращала в море выброшенных бурей
морских животных – медуз, морских звёзд, коньков и других. К девочке подошёл
взрослый и спросил: «Что ты делаешь?»
– Спасаю
звёзд, – ответила девочка.
– Но ты же не спасёшь всех.
– Да, но
для этой звезды я сделала всё, что смогла!
Если мы
направим все силы на реализацию недостижимой цели, то работа будет
бессмысленной. Но если обратить внимание на сам путь, то понятным становится
как смысл, так и польза от задуманного.
Святые отцы
на этот счёт говорят, что заповедь, данная Адаму и Еве не вкушать от древа
познания добра и зла, была не вечной, а временной. Прародители должны были
научиться послушанию и другим добродетелям прежде, нежели получат доступ к
вожделенному дереву. То есть запрет носил педагогический характер. Поэтому
человек не должен говорить, что заповеди не выполнимы, он должен стараться
исполнить их, пройти по пути добродетелей, а потом, набравшись необходимого
опыта, понять пользу и спасительность предложенных ему заповедей.
3. Школа
Можно
задаться вопросом, какое отношение эти богословские идеи имеют к теме нашей
встречи, как они соотносятся с созданием и реализацией моделей и программ социокультурного системного развития образовательных
учреждений? Я думаю, они имеют прямое к этому отношение. Потому что когда мы
создаём такие модели или программы, то ставим зачастую недостижимую цель,
понимая всю ограниченность возможностей человека, в том числе, ребёнка. Но
когда мы идём по пути реализации поставленных задач, то не только видим
промежуточный результат, но и понимаем, какую пользу эти модели и программы
приносят их организаторам и участникам. Поэтому мне важно было сказать об этой
основополагающей христианской идее духовного совершенствования, без которой
невозможно говорить о каком-либо развитии вообще и духовно-нравственном
воспитании в частности.
Христианство
как вера, преображающая человека, даёт сильнейший толчок к духовному развитию
общества и воспитанию подрастающего поколения. Современная школа обязана взять
это себе на вооружение. И, думаю, одного курса Основ православной культуры явно
не достаточно. Какие модели социально-культурного развития для этого
необходимы? Но это вопрос к собравшимся, к методистам, новаторам, которые ищут
новые формы передачи духовной культуры следующим поколениям. Также это можно
понять через диалог Церкви со школой и учреждениями повышения квалификации,
научно-исследовательскими институтами, где возможно создание таких систем и
программ.
Но вот, что
примечательно. Я не раз встречался с руководителями общеобразовательных
учреждений. И каждый раз замечаю одну картину. Описать её можно знаменитой
фразой: роль личности в истории, а в нашем случае – роль директора в жизни
школы. Там, где руководители лично заинтересованы в создании условий для
духовно-нравственного воспитания, там и виден и результат. Школа способна
реализовывать предлагаемые модели, но зачастую перегруженность основными
программами, отсутствие интереса к данной теме, непонимание актуальности
нравственной направленности школы, и, наверное, низкая степень ответственности
за будущее дают нулевой результат. Поэтому наше сообщество ответственных и
неравнодушных людей должно влиять на происходящие процессы и добиваться, чтобы
здравый смысл восторжествовал, и голос общественности был услышан.
Надо уметь
не только сохранять и развивать культуру, но и передавать её следующим
поколениям. А это возможно лишь при наличии системного подхода. Школа в этом
смысле имеет все возможности для такой передачи. Не надо забывать, что школа
реализует запрос общества на образование и воспитание. Чему образовывать и как воспитывать,
каков результат должен быть на выходе из школы – все эти задачи являются
общественным заказом. И формируем его, в том числе и мы.
4. Заключение
Какие шаги
для этого предприняты, и какие системы уже созданы, какие программы постарались
реализовать и практически применить в учебном процессе исследователи данного
вопроса, думаю, мы узнаем из последующих докладов и открытых уроков, которые
завтра будут нам предложены. Желаю всем плодотворной работы, новых свершений,
открытого и честного диалога. Верю, что наше общение вдохнёт новые силы в
развитие духовно-нравственной культуры общества.
Благодарю
за внимание!»
[1] Оговорка
касается лишь современных процессов взаимопроникновения культур и верований
из-за возможности активно перемещаться по миру, изучать языки и вступать в
смешанные браки. Ещё не так давно такие перемещения и возможности были
ограничены. Поэтому сегодня говорить о доминирующем влиянии христианской
культуры на научно-техническое развитие мира не приходится.
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2019/01/31/doklad-episkopa-nestora-na-xi-nauchno-prakticheskoj-konferencii-v-moskve/#more-62837
Вышел
в свет новый выпуск газеты «Кузнецкий благовестник»
31.01.2019
Январский
номер газеты рассказывает о 10-летии Предстоятельства
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, опубликована проповедь
Святейшего о подвиге Новомучеников и Исповедников
Церкви Русской, представлен календарь Пензенской митрополии с указанием дат
памяти святых и подвижников благочестия.
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2019/01/31/vyshel-v-svet-novyj-vypusk-gazety-kuzneckij-blagovestnik/
В
храме Воскресения Христова на улице Урицкого открывается дискуссионный клуб
01.02.2019
3 февраля
2019 года в 10:30 в храме Воскресения Христова города Пензы (г.
Пенза, ул. Урицкого, 139) открывает свои двери дискуссионный клуб «Задайте Ваш
вопрос!». Все желающие приглашаются по адресу улица Урицкого, 139. Возраст от
13 до 60+.
https://пензенская-епархия.рф/2019/02/01/