Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
Обзор сообщений пензенских областных и районных СМИ

Обзор сообщений пензенских областных и районных СМИ

за седмицу 27 января – 03 февраля 2013 года

25.01.2013

 

Русский мат – это наше собственное наследие

 

Тема сия – стара, как мир…. Но она глубже, чем кажется на первый взгляд

 

 

В четверг стало известно, что Госдума хочет приравнять многоточие в журналистских текстах к мату. О том, что за замену нецензурных выражений в газетах и журналах многоточием или запикивание мата на ТВ и радио журналистов тоже будут наказывать, сообщил один из авторов законопроекта о запрете употребления нецензурной брани в СМИ, депутат Госдумы Дмитрий Вяткин...

Говоря на тему мата, следует сразу же развеять одно из распространенных заблуждений. Критикуя матерщину, некоторые литераторы и публицисты заявляют о том, что эта нецензурная лексика была «навязана» русскому народу (восточным славянам) во времена татаро-монгольского нашествия. Это не так. Основной состав матерной лексики – это лексика славянских языческих заговоров - на плодородие семьи и почвы, а также проклинательная лексика, особенно связанная с образами животных.

Михаил Горбаневский - Автор - доктор филологических наук, профессор, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС)

Михаил Горбаневский - доктор филологических наук, профессор, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС)

Нужно специально подчеркнуть, что русский мат – это проблема русского народа, перекладывать ее на плечи наших соседей, включая татар, никоим образом нельзя. Это ложная, я бы сказал, порочная позиция: русскому народу пора научиться отвечать за свои слова и признавать их своими, бороться с ними, потому что это наши собственные пережитки. Это подавленная агрессия, это подавленные языческие инстинкты, которые прорываются в этих так называемых черных словах….

Мы обязаны хотя бы понимать, что это наше собственное наследие, соответствующим образом к нему относиться, стараться активно бороться с ним хотя бы в пределах одного человека, одной семьи, одной редакции.

 

НЕМНОГО ЛИКБЕЗА

Вся эта тема связана с тем объектом лингвистических исследований, который учёные называют «инвективная лексика и фразеология». Это слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания интенцию (намерение) говорящего или пишущего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи или третье лицо, обычно сопровождаемое намерением сделать это в как можно более резкой и циничной форме.

Прилагательное «инвективный» - производное от существительного «инвектива». Это слово, означающее «резкое выступление против кого-, чего-либо; оскорбительная речь; брань, выпад», восходит к лат. invectiva oratio (что переводится именно как «бранная речь»).

К инвективной лексике относятся, в частности:

- ругательная нелитературная лексика, чаще всего взятая из жаргонов и диалектов,

- обсценная лексика (мат),

- грубопросторечная лексика, входящая в состав литературного языка,

- литературные, но ненормативные слова и выражения.

Что касается обсценной лексики, то можно назвать несколько функций того, что в обыденном языке мы называем просто «матерщиной» (а не по-научному «обсценной лексикой»…).

Главная функция мата: оскорбить, унизить, опорочить адресата речи. Далее: сигнализировать о принадлежности говорящего к «своим»; продемонстрировать собеседнику свою реакцию на систему тоталитарных запретов; показать, каким свободным, раскованным, «крутым» является говорящий; сделать речь более эмоциональной; разрядить свое психологическое напряжение и некоторые другие функции.

Как неоднократно подчеркивал известный отечественныйученый-психолингвист профессор А.А.Леонтьев, жесткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанное с запретной темой секса, сексуальной сферы, вообще «телесного низа», сложился у восточных славян — предков русских, украинцев, белорусов — еще в языческую эпоху как прочная традиция народной культуры и строго поддерживался и поддерживается Православной церковью на протяжении 1000 лет. Так что данное табу имеет в русском народе давнюю традицию, освященную не одним тысячелетием...

Однако традиция эта в СМИ сейчас слишком часто нарушается, причем не в запале, не в состоянии аффекта, а сознательно – как собственный и продуманный выбор того или иного репортера, редактора, комментатора.

Занятно еще одно. Один покойный (не буду назвать его фамилию) известный радиожурналист, беседуя 25 февраля 2003 года со своим коллегой в прямом эфире собственной радиостанции, на вопрос об отношении к бранной лексике ответил, вообще явно передергивая понятия – не в самооправдание ли? И - проговорился:

«Да нет, я вообще не понимаю, что такое нецензурная лексика, когда отсутствует цензура. Я не понимаю, что такое ненормативная лексика, кто устанавливает нормативы. Человек говорит так, как он считает для себя нужным и возможным говорить, если единственное для него ограничение – нарушает, не нарушает уголовный кодекс. Всё, баста».

Так может или не может понести наказание журналист за столь безответственное поведение в печати и эфире – за матерщину? И если может понести – то какое? Сошлюсь на мнение одного из авторитетнейших специалистов в области «Право и СМИ» - профессора юриспруденции Михаила Федотова (ныне возглавляющего «правозащитный» совет при президенте РФ), высказанное им еще в 2002 году: «У нас есть Кодекс административных правонарушений, там есть статья «Мелкое хулиганство». Там есть понятие «Нецензурная брань». Любой судья, через руки которого приходило хотя бы одно дело о мелком хулиганстве, знает, что такое нецензурная брань. Никогда не возникало с этим проблем, что относить к нецензурной брани, а что нет…».

 

БУКВА ЗАКОНА

Откроем упомянутый профессором Федотовым Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в его ныне действующей редакции:

Глава 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Вообще роль государства в цивилизованной стране - это роль «ночного сторожа». Оно должно следить за тем, чтобы никто ни у кого ничего не украл, чтобы никто никого не убил, чтобы соблюдались законы, которые люди выработали в этом государстве. Вот задача государства!

И газетная или журнальная полоса, радио- и телеэфир для законопослушного гражданина, по моему мнению, – это тоже общественное место! И если за нецензурную брань в общественных местах законодательно установлено достаточно серьезное административное наказание (включая арест до 15 суток!), то правоведы должны добиться, чтобы по ст.20.1, могли бы наказываться и журналисты, матерящиеся в эфире, на страницах СМИ – они выполняют, между, прочим и общественно значимую работу.… Но правоприменение КоАП очень тяжеловесно и напоминает мне громадный ржавый механизм. И охотнорядцам со значками «ГД РФ», считаю, давно пора этим заняться, а не имитировать широковещательными пиар-инициативами свою законотворческую деятельность.

Подводя некий итог сказанному, я хочу подчеркнуть, что озабоченность моя на самом деле более глубока - меня очень волнует распространение в нашем обществе (к сожалению – при активном участии печатных и эфирных СМИ) языка зоны… (мат – лишь часть языка зоны). Ведь я - лингвист, и хорошо знаю, что существует тесная связь между распространенными языковыми образами, метафорами, лексикой и самой жизнью – ее целями и ценностями.

А от продолжающегося нашествия на мое Отечество языка зоны просто становится не по себе…

Автор - доктор филологических наук, профессор, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС).

Михаил ГОРБАНЕВСКИЙ

http://penza.kp.ru/daily/26020.4/2941604/

 

Святейший Патриарх Кирилл: Чтобы утвердился мир на Кавказе, нужно укреплять веру и среди православных, и среди мусульман27.01.2013

 

Святейший Патриарх Кирилл: Чтобы утвердился мир на Кавказе, нужно укреплять веру и среди православных, и среди мусульман

 

27 января 2013 года, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, состоялась братская трапеза, в которой приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сослужившие Его Святейшеству архиереи и священнослужители, в том числе новохиротонисанный епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, а также полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонин, глава Республики Ингушетия Ю.Б. Евкуров, представители органов государственной власти республик Северо-Кавказского федерального округа и другие почетные гости.

Завершая трапезу, Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Варлаама на служение. Святейший Владыка также поблагодарил архиепископа Владикавказского и Аланского Зосиму за инициативу создания новой епархии на Северном Кавказе и труды по возрождению Православия в регионе, а также поделился мыслями об укреплении межнационального и межрелигиозного мира на юге России:

«Сегодня мы сидим за одним столом — и православные, и мусульмане — не чувствуя никаких различий, никаких средостений. Мы сознаем себя как один народ пред лицом Божиим. И если так будет на Северном Кавказе, то никакого терроризма не будет. Об этом я говорил, встречаясь с главами северокавказских республик, и в них почувствовал единомышленников, которые разделяют тот же подход к решению межнациональных проблем на Северном Кавказе.

Православная Церковь призвана служить этому великому делу — объединению людей. Но для того чтобы так было, нужно укреплять веру и среди православных, и среди мусульман. Это мой главный посыл в адрес Северного Кавказа. Ни один по-настоящему верующий человек не взорвет храм, не убьет другого, потому что знает, что это великий грех. Но православный и мусульманин хотят жить в соответствии со своими традициями и в соответствии со своими законами. И, конечно, очень важно, чтобы это желание поддерживалось и государством.

И Ваша задача, владыка Варлаам, заключается в том, чтобы содействовать укреплению веры в единого Бога на Северном Кавказе, обращаясь и к своим единоверцам, и к мусульманам настолько, насколько Вас захотят слышать. И если Вас услышат, то поймут, что Вы единомышленник, что Вы не чужой человек. Вот это самое главное, и тогда Вас будут защищать так, как Вас и сейчас защищают наши братья-мусульмане — жизнь отдадут, чтобы ни один волос не упал с Вашей головы, и не потому, что кто-то приказал, а исходя из собственных религиозных убеждений.

Я хотел бы также сердечно поблагодарить владыку Зосиму, который был правящим архиереем — Махачкалинским, Грозненским и Ингушским. Это Вы были инициатором создания новой епархии. Я сразу откликнулся на Ваше предложение, потому что считаю, что на Кавказе, где каждый народ имеет свою самобытную культуру и что самое, может быть, главное, живет в условиях своих собственных республик, важно, чтобы пастыри были максимально приближены к народу и действовали с учетом местных особенностей. Благодарю Вас за Ваше предложение. Надеюсь, Ваш опыт, Ваша любовь к людям окажутся востребованы, в том числе, и владыкой Варлаамом, Вашим преемником на этом посту, и владыка будет продолжать все те добрые дела, которые Вы совершили.

Вера творит чудеса, вера меняет мир, меняет людей. Мы долгие годы жили в безбожии, мы потеряли чувство веры, мы потеряли осознание того, что значит близость Божия, мы потеряли значение того, что есть молитва и пост, — как православные, так и мусульмане. Ныне идет процесс возрождения веры, и он не может быть дискредитирован фанатизмом и использованием религии для оправдания терроризма. Экстремисты демонизируют ислам в глазах всего мира, они разрушают исламскую идентичность. Это враги ислама. И когда они заявляют о том, что они «особые хранители веры», — это ложь, потому что хранитель веры будет делать все для того, чтобы сердца человеческие открылись Богу. Кто же откроет сердце Богу, когда под видом веры убивают, мучают, терзают, изгоняют из домов, разрушают семьи?! Здесь нет никакой веры — здесь либо хитросплетенная провокация, либо сатанинская злоба.

Вот потому и важно, чтобы сегодня представители Православия и ислама, в том числе на Северном Кавказе, работали вместе ради утверждения подлинных религиозных, библейских ценностей в жизни людей.

Я от всего сердца желаю тебе, владыка Варлаам, крепости сил, мудрости, спокойствия, любви к людям, уверенности в правоте своего дела. Молись, чтобы Господь оградил тебя от ошибок, от неправильных действий, шагов, слов. И тогда милость Божия будет с тобой. Ты не один — вместе с тобой почти 300 архиереев Русской Православной Церкви, 33 000 священнослужителей, десятки миллионов православных людей. Дорожи этим, твори молитву, совершай дела любви, и вокруг тебя будут люди — и православные, и мусульмане. Желаю тебе успеха, дорогой мой, и помощи Божией».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/2753323.html

 

28.01.2013

 

Законопроект о защите чувств верующих отправлен на доработку

 

Правительство РФ опубликовало на своем сайте официальный отзыв на законопроект о защите чувств верующих. Ведомство просит доработать документ в связи с тем, что предлагаемые нормы уже предусмотрены в Уголовном кодексе РФ, и предлагает устранить конкуренцию уголовно-правовых норм с нормами, предлагаемыми законопроектом, путем дополнения статей соответствующими квалифицирующими признаками и установлением за эти деяния более строгих наказаний.

Напомним, проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» был внесен депутатами Госдумы Ярославом Ниловым, Владимиром Жириновским, Сергеем Железняком и др., членом Совета Федерации Борисом Шпигелем.

Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей, устанавливающей ответственность за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний, а также внести изменения в статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения предельных размеров штрафов за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Также предусматривается установление ответственности за публичное осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порчу.

Вместе с тем действия, связанные с оскорблением религиозных чувств граждан в ряде случаев обладают признаками хулиганства, ответственность за которое установлена статьей УК РФ. В то же время предусмотренная частью второй статьи ответственность за осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), и т.д., установлена статьями УК РФ.

Устранение конкуренции указанных уголовно-правовых норм с нормами, предлагаемыми законопроектом, может быть достигнуто путем дополнения данных статей соответствующими квалифицирующими признаками и установлением за эти деяния более строгих наказаний.

Кроме того, действующим законодательством содержащиеся в законопроекте понятия «мировоззренческая символика» и «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» не определены.

Правительство Российской Федерации предлагает учесть высказанные замечания в ходе дальнейшей доработки законопроекта.

http://apnews.ru/news-5-10897.html

 

28.01.2013

 

Расул Мирзаев: «Ничего уже не вернуть, надо жить дальше, делать выводы»

 

Экс-чемпион мира, который недавно вышел на свободу, дал интервью «Комсомолке» и «Советскому спорту».

До августа 2011 года чемпион мира по боевому самбо Расул Мирзаев был успешным спортсменом. Все перечеркнула стычка у дверей ночного московского клуба. Ссора из-за девушки, удар - и чемпион подозревается в убийстве. Тюрьма, следствие, резкое осуждение общества…

А 27 ноября прошлого года Расула Мирзаева признали виновным в непредумышленном убийстве москвича-студента Ивана Агафонова и приговорили к двум годам ограничения свободы. Но Мирзаев вышел на свободу прямо из зала суда: ему засчитали те год и три месяца, которые он провел в СИЗО.

Каким спортсмен вышел из тюрьмы? Ответы Расула на наши вопросы были лаконичны. Но он не ушел, ни от одного.

 

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ УВИДЕЛСЯ С ДОЧКОЙ

- Где сейчас живете? Чем занимаетесь?

- Тренируюсь. Стараюсь выйти на уровень прежнего режима - 2-3 тренировки в день. Основная тренировочная база в Москве. Разные залы, в каждом из которых решаю определенные задачи. Где-то нажимаю на борьбу, где-то на бокс. В ближайшее время проведу выездной сбор.

- А круг общения?

- Он не поменялся. Семья, товарищи по спорту, тренеры.

- С кем чаще всего созваниваетесь?

- С мамой, с дочкой - она уже взрослая, находим общие темы.

- Что вам сказала дочка, когда встретились?

- Мы увиделись в первый же день, очень хорошо провели время вместе, находим общие темы.

- К кому поехали сразу после освобождения?

- Поехал к родственникам, проживающим в Москве, туда же приехали мои самые близкие друзья, мы вместе поужинали.

- Как встречали Новый год?

- С матерью, в узком кругу. Большого шума из праздников я никогда старался не делать.

- Телевизор смотрите?

- В основном спортивные передачи. Сейчас больше внимания уделяю книгам.

- Продолжите ли спортивную карьеру?

- Конечно. В ближайшие 5-6 лет я себя вижу только в спорте. Спорт - это то, что дается мне лучше всего в жизни. Но для выхода на прежний уровень мне нужно душевное равновесие, пока его нет. Надеюсь, в течение полугода восстановлю форму полностью.

- Есть предложения от промоутеров?

- Да, есть гарантии от промоутеров, что я выйду на ринг, как только буду готов физически и морально. Пока начну с любительских турниров.

 

Я БЫЛ В ШОКЕ ОТ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

- На какую реакцию рассчитывали, когда шли на явку с повинной?

- Я знал, что меня ждет от правосудия. Но не ожидал, что общество набросится на меня с такой злобой. Все передачи по телевизору, посвященные мне, я смотрел уже из тюрьмы. Я был в шоке.

- Эта трагедия - случайность или испытание, чтобы и вы, и мы все извлекли какие-то уроки?

- Все в этой жизни не случайно. Произошла трагедия, в которой мне была отведена не самая лучшая роль. Я очень серьезно задумался над всем, чем я жил и о чем мечтал до произошедшего. Сейчас я уже другой. Надеюсь, что смогу это доказать себе и обществу. Я должен быть более сконцентрирован на том, чем занимаюсь. Будучи спортсменами и чемпионами, мы должны каждым своим шагом подавать пример молодому поколению.

- Справедливо ли, что вас так долго продержали в тюрьме?

- Я пробыл в тюрьме 1 год и 3 месяца. Ровно столько времени потребовалось правосудию, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Много это или мало... Трудно сказать. Достаточно для переосмысления ценностей, так скажем.

- Тренировались ли вы там?

- Нет, в детстве я переболел туберкулезом и любые активности в закрытом помещении очень рискованны для моего организма. Держал диету, что позволило мне сохранить вес.

- Получили какой-то новый жизненный опыт в тюрьме?

- Я учился по книгам, которые читал. Тюремные науки не изучал.

- Какую последнюю книгу прочитали?

- Говард Катлер «Искусство быть счастливым»*

 

ОЧЕНЬ ХОЧУ ВСТРЕТИТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ИВАНА

- Встречались ли после выхода с родителями Ивана?

- Я очень хочу встретиться ними, поговорить, постараться сделать так, чтобы они смогли меня простить и принять. Надеюсь, что эта встреча скоро произойдет, близкие мне люди пытаются поспособствовать этой встрече.

- Если бы все вернуть назад, как бы повели себя в ту ночь?

- Меня теперь при словах «ночной клуб» в дрожь бросает. Мы часто думаем - если бы все вернуть... Ничего уже не вернуть, надо жить дальше, делать выводы. Мы должны быть более внимательными друг к другу, уметь прощать.

- Вы сказали: «Я знаю, как все было в ту ночь и знаю, что не хотел убивать Ивана». Расскажите, как все было?

- Я действительно этого не хотел. Участвуя в соревнованиях, ты выходишь на ринг и пытаешься ударить соперника так, чтобы сбить с ног. И это, получается, сделать в единицах случаев. Еще реже случаются нокдауны. Я даже ни разу не отправлял соперников одним ударом в глубокие нокауты. А мне говорят, что я захотел одним ударом убить человека. Это же абсурд...

- Что дальше?

- Жизнь продолжается. Надо жить.

http://penza.kp.ru/daily/26021.5/2942359/

ФОТО – images.yandex.ruрасул мирзаев фото

 

Участники Рождественских чтений обсудили различные аспекты миссионерской деятельности30.01.2013

 

Участники Рождественских чтений обсудили различные аспекты миссионерской деятельности

 

С 24 по 26 января в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась работа секций по направлению «Сохранение традиционных ценностей средствами православной миссии» под председательством руководителя Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, сообщает сайт Рождественских чтений.

В ходе работы на четырех различных площадках были проведены круглые столы, семинары, конференции. Участие в них приняли архиереи Русской Православной Церкви из России и Украины, известные миссионеры, ученые, многочисленные священнослужители, преподаватели миссионерских курсов, катехизаторы.

Первым мероприятием направления стала конференция «Апология Церкви как миссия в современном обществе», прошедшая под председательством митрополита Иоанна. В конференции также принял участие епископ Ямпольский Иосиф.

В своем докладе митрополит Иоанн акцентировал внимание на нескольких основных моментах миссионерской деятельности. Во-первых, необходимо активизировать приходскую жизнь. «Участие в приходской жизни, в принятии решений, повышает уровень ответственности прихожан. Благодаря этому будет возникать ощущение сопричастности, общего дела», — отметил иерарх.

Во-вторых, необходимо правильно осмысливать принцип соборности. «В Белгородской области, например, существует программа "Солидарное общество". Под вполне светским названием видится идея соборности. Она осмысливается как единение народа в достижении общего блага. Это – то состояние, когда люди перестают жить для себя, а живут для других», — подчеркнул митрополит Иоанн. Он также указал на необходимость повышения качества миссионерской литературы.

Председатель синодального отдела рассказал и о стандартах миссионерских практик. В частности, митрополит Иоанн отметил положительный опыт проведения миссионерских курсов для мирян, миссионерских поездок воспитанников курсов и семинарий в отдаленные епархии, например Камчатскую и Чукотскую. «Живой опыт помогает будущим пастырям и приходским миссионерам лучше понимать потребности и проблемы миссионерской деятельности», — отметил владыка.

После этого с докладами выступили участники конференции:

Первый проректор Международной академии бизнеса и управления Е.В. Добренькова с приветственным словом.

Н.А. Дьячкова Наталья Александровна, ректор Екатеринбургского Православного Миссионерского института (при Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга). «Защита Церкви в православных сетевых СМИ: проблемы и перспективы».

С.В. Полторацкая, руководитель Духовно-просветительского центра во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, доцент кафедры русской и зарубежной литературы НИУ «Белгородский государственный университет», кандидат филологических наук. «Ипостаси образа России в эмигрантской публицистике И.А. Бунина и И.С. Шмелева».

С.А. Гаврилов, председатель комитета по собственности Государственной Думы. «Деятельность межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей».

М.А. Тюренков, зам. главного редактора газеты «Культура». «Современные средства массовой информации как инструмент сохранения традиционных ценностей».

М.А. Кулабухова, кан. филол. наук, доцент, Белгородский государственный институт искусств и культуры. «Медиаобразование как базовый ресурс духовно-нравственного преображения личности и общества».

С.А. Колесников, к. филол. наук, доцент Белгородский государственный университет. «Проблема сохранения христианских ценностей в университетском теологическом образовании» (на примере филологического блока дисциплин).

Т.А. Полетаева, к. филос. наук, доцент кафедры теологии ФДО ПСТГУ, зав. УМК Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). «Применение результатов философско-феноменологических исследований религии в современной апологетике и православной миссии».

Л.С. Ходеева, методист Духовно-просветительского центра во имя свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии «Возможности взаимодействия духовно-просветительского центра и общеобразовательного учреждения в рамках научно-педагогического эксперимента».

Ж.П. Григорьева, зав. отделом научно-богословской литературы Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви. «Опыт служения Святителя Иннокентия Московского и миссионерский подход в решении вопросов межэтнической напряженности»

Н.А. Адаменко, магистр богосл., преподаватель миссиологии Свято-Филаретовского православно-христианского института. «Как защищать Церковь: главные принципы апологетики Православной Церкви в диалоге с представителями других христианских конфессий»

Работа направления проводилась по следующим секциям:

Конференция: «Апология Церкви, как миссия в современном обществе»;

Семинар «Миссионерский аспект в реформе духовного образования»;

Семинар: «Межъепархиальный центр подготовки мирян-миссионеров, цели и задачи»;

Семинар: «Формы миссионерского служения в современном мире»;

Методический семинар: «Миссионерские экспедиции: теория и практика»;

Круглый стол: «Духовно-просветительская деятельность среди малых коренных народностей»;

Конференция: «Миссия православных ученых: первый выдающийся русский учитель и математик России Леонтий Филиппович Магницкий как защитник веры и церкви»;

Московская Миссионерская конференция;

Круглый стол «Подготовка миссионерских кадров».

Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/2750537.html

 

В ОВЦС прошел круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом»31.01.2013

 

В ОВЦС прошел круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом»

 

26 января 2013 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошел круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом», в котором приняли участие около 30 священнослужителей и мирян, работающих в этой сфере, члены церковной анти-СПИД сети, представители государственных, международных и общественных организаций.

В ходе круглого стола были заслушаны доклады и обсуждались вопросы, связанные с современным состоянием эпидемии ВИЧ/СПИДа в России и в мире, взаимодействием государственных и религиозных организаций в противодействии эпидемии, использованием интернет-технологий в обучении паллиативному уходу и в психологическому консультированию, применением программ первичной профилактики рискованного поведения и ВИЧ-инфекции для молодежи. Участники познакомились также с, разработанной для духовных школ Беларуси программой обучения духовному окормлению людей, живущих с этой инфекцией. Круглый стол проходил под председательством протоиерея Максима Плетнева, клирика Санкт-Петербургской епархии.

Во время заседания с докладом о современном состоянии эпидемии ВИЧ/СПИД в России выступила Л.А. Дементьева, заместитель начальника Управления эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она отметила, что в последние годы во многих странах наметились положительные тенденции в борьбе с этой эпидемией.

В России на 1 января 2013 года было зарегистрировано 678 140 ВИЧ-инфицированных, причем за 2012 год отмечено 67 225 новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан РФ. Основной причиной заражения ВИЧ в России продолжает оставаться внутривенное введение наркотиков (59,4% от всех новых случаев заражения в 2012 году). В ряде регионов РФ количество людей, инъекционно потребляющих наркотики, доходит до 2-3% от общей численности населения, причем в основном речь идет о молодежи в возрасте до 30 лет, а средний возраст умирающего наркомана составляет 28 лет. В целом в России более восьми миллионов наркопотребителей, и именно они обеспечивают до 80% всей уличной преступности в стране. Каждый второй наркопотребитель имеет опыт пребывания в учреждениях пенитенциарной системы.

В России увеличивается число ВИЧ-инфицированных женщин: в 2011 году оно удвоилось по сравнению с 2005 годом и составило 246 000. 75% ВИЧ-инфицированных женщин заразились половым путем, чаще всего от своих мужей и партнеров, инфицировавшихся через наркотики. Заболевание охватывает все большее число женщин репродуктивного возраста, что, в свою очередь, ведет к увеличению числа случаев передачи ВИЧ от матери ребенку. Л.А. Дементьева отметила, что ВИЧ-инфицированная женщина и ее ребенок часто становятся изгоями в семье: от них отказываются заразившие их мужья, родственники. Не везде есть специализированные службы поддержки для них, поэтому важно, чтобы церковные общины оказывали им помощь. В 2012 году впервые зарегистрированы случаи заражения ВИЧ, связанные с оказанием медицинской помощи взрослым.

По-прежнему остро стоит проблема распространения ВИЧ среди мигрантов. В 2012 году, по данным Федеральной миграционной службы, в Российскую Федерацию прибыли 2,6 миллиона трудовых мигрантов, из них 1,4 миллиона были обследованы на различные заболевания. За восемь месяцев 2012 года число выявленных ВИЧ-инфицированных составило 102,2 случая на 100 тысяч обследованных.

Остро стоит проблема медико-социального сопровождения ВИЧ-инфицированных в местах лишения свободы и освобождающихся из заключения. Правительство РФ выделило 200 миллионов рублей на профилактику ВИЧ в 2013 году в России, а также 216 миллионов на работу в области ВИЧ/СПИДа в странах СНГ.

О.Ю. Егорова, старшая медицинская сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества, руководитель Ресурсного центра паллиативной помощи, рассказала о действующем дистанционном курсе обучения церковных социальных работников и сестер милосердия паллиативному уходу за людьми, живущими с ВИЧ/СПИД.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению второй год проводит бесплатные веб-семинары по различным направлениям социального служения Церкви. Эта новая форма обучения дает возможность подготовить церковных социальных работников в различных регионах, существенно сокращает временные и финансовые затраты на организацию обучающего процесса. Как отметила О.Ю. Егорова, такие вебинары не могут полностью заменить живого общения в процессе обучения, передачи опыта из рук в руки, обучения практическим навыкам, однако могут стать важной составляющей обучающего процесса.

В 2012 году состоялись три вебинара на тему «Помощь Церкви ВИЧ-инфицированным», которые проводили совместно специалисты из московского Центра СПИД и Свято-Димитриевского сестричества. В прошлом году по запросу из 14 приходов Русской Православной Церкви был организован вебинар по патронажной паллиативной помощи. В 2013 году вебинары будут продолжены. Один из них будет посвящен созданию и реализации модели сотрудничества государственных учреждений здравоохранения и православных сестричеств в сфере оказания паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным.

Руководитель брянской церковно-общественной организации «Благо» В.Г. Афонина рассказала об опыте распространения и использования в регионах программы «ЛадьЯ», цель которой — первичная профилактика ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения подростков. За пять лет сотрудники организации обучили около 800 психологов, социальных педагогов, диаконических работников в 14 регионах. Наиболее успешно программа распространяется в Челябинской, Липецкой и Ростовской области, главным образом благодаря активному взаимодействию местных департаментов образования, центров СПИД и епархий. Так, в Челябинске, где было подготовлено более 150 специалистов, открылся центр, который уже самостоятельно обучает по три группы специалистов в год. В прошлом году при поддержке местных епархий обучающие семинары по программе «ЛадьЯ» прошли в Кемерово и Барнауле.

Сотрудница Российского круглого стола О.Б. Нелюбова рассказала о новом методическом руководстве, подготовленном специально для тренеров по программе «ЛадьЯ». Руководство предназначено для преподавателей, которые в своих регионах обучают школьных психологов и социальных педагогов работе с «Ладьей».

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ю.А. Потапова поделилась своим опытом использования программы «ЛадьЯ» для обучения студентов факультета педагогики. «Современному подростку негде и не с кем обсудить свой внутренний мир. Самое ценное в программе "ЛадьЯ" заключается в том, что она помогает подростку заглянуть внутрь себя, оценить свой жизненный опыт, свои ценности и установки, понять уникальность своей жизни и жизни другого человека. Она учит, что не нужно стремиться быть похожим на другого, но нужно уметь ценить свой опыт и опыт другого подростка».

Руководитель службы христианской психологической помощи «Свеча» А.Г. Имашева рассказала о программе бесплатного очного консультирования для людей, живущих с ВИЧ, и их близких, действующей с 2006 года. С 2009 года работает онлайн-консультирование: на сайте социальной сети ВКонтакте в открытом формате в группе «STOP ВИЧ/СПИД. Касается каждого. Участвуют все», а также в закрытом формате, в личной переписке с психологом. В ноябре 2012 года открыт сайт службы svecha-psycenter.ru. Онлайн-консультирование позволяет значительно расширить географию работы консультанта — посредством Интернет за помощью могут обращаться люди из разных городов и стран, эта форма работы обеспечивает анонимность и позволяет оказывать неотложную помощь.

Сотрудница межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение» в Минске А.С. Кривицкая рассказала о новой программе для духовных школ Беларуси по проблеме ВИЧ-инфекции. Программа рассчитана на 30 часов и прошла апробацию в православной, католической и евангелической семинариях. С 2013 года она будет преподаваться в четырех духовных учебных заведениях Беларуси.

Участники круглого стола с удовлетворением отметили рост качественного и профессионального уровня церковной деятельности по борьбе со СПИД. Об этом свидетельствует все более глубокая содержательная дискуссия на подобных ежегодных встречах.

Круглому столу предшествовало рабочее заседание Церковной анти-СПИД сети, в котором приняли участие представители Межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение» (Беларусь), Благотворительного фонда «Диакония» (Санкт-Петербург), Армянского межцерковного благотворительного круглого стола, Кишиневской митрополии Русской Православной Церкви, Российского круглого стола при ОВЦС. Участники обсудили вопросы, касающиеся взаимодействия членов сети по различным направлениям работы в сфере ВИЧ/СПИДа, поделились опытом и наработками в этой области.

В частности, представитель Кишиневской митрополии протоиерей Максим Мелинти рассказал о профилактической работе среди детей и молодежи, представил перевод на румынский язык чина молебна о здравии болящих — людей, живущих с ВИЧ, и их близких, а также «Руководство для духовенства — что надо знать о туберкулезе» на русском и румынском языках и брошюру «ВИЧ/СПИД. Медицинские и духовные аспекты» на русском языке. Представители Армянского круглого стола отметили важность работы в области профилактики и выразили готовность перевести программу первичной профилактики «ЛадьЯ» на армянский язык, а также провести по ней обучение для социальных педагогов, школьных психологов и священнослужителей.

Члены анти-СПИД сети подтвердили свою готовность и в дальнейшем продолжать сотрудничество в области ВИЧ/СПИДа, а также в других областях диаконической деятельности, таких как преодоление домашнего насилия, противодействие незаконной трудовой миграции, экология и преподавание диаконии в духовных школах.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/2760923.html

 

Состоялось первое заседание Координационной группы по преподаванию теологии в вузах31.01.2013

 

Состоялось первое заседание Координационной группы по преподаванию теологии в вузах

 

31 января 2012 года в Отделе внешних церковных связей под председательством митрополита Волоколамского Илариона, главы ОВЦС, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, состоялось первое заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.

В заседании приняли участие председатель Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений; ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий.

Во вступительном слове митрополит Иларион отметил, что вновь созданный коллегиальный орган призван координировать усилия синодальных структур и ведущих академических учреждений в деле развития вузовской теологии.

В ходе заседания его участники обсудили цели и задачи, стоящие перед Координационной группой, а также определили перечень конкретных мер по их реализации.

Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах была образована решением Священного Синода на заседании 25 декабря 2012 года (журнал № 114) по итогам Патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» (28-29 ноября 2012 года).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/2760926.html

 

Святейший Патриарх Кирилл: Нападки на Церковь не поколебали церковного единства02.02.2013

 

Святейший Патриарх Кирилл: Нападки на Церковь не поколебали церковного единства

 

2 февраля 2013 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Заседание началось с оглашения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом основного доклада.

Завершая вступительную часть доклада, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Прошедшие антицерковные кампании, многократно усилившие внимание к жизни Церкви и священнослужителей, понуждают всех нас, дорогие собратья, еще раз вспомнить и о том, каким предстает перед нашими современниками образ архиерея, священника и вообще верующего человека. Нужно признать, что порой публичная дискредитация Церкви связана не только с клеветой, но и со случаями недостойного поведения священнослужителей и мирян».

При этом Предстоятель Русской Церкви отметил, что «паства в подавляющем своем большинстве не была соблазнена антицерковной пропагандой и демагогией, хотя главная цель организаторов кампании состояла именно в том, чтобы поколебать церковное единство».

Святейший Владыка напомнил, что незадолго до кощунственной выходки в Храме Христа Спасителя Господь явил пред лицом всего мира силу веры православного народа: «Для поклонения верующих в Россию со Святой горы Афон прибыла одна из величайших святынь христианства — Пояс Пресвятой Богородицы. Три миллиона человек днем и ночью стояли в очереди, перенося холод и серьезные неудобства, чтобы прикоснуться к Поясу Пречистой Девы, помолиться пред ним Божией Матери».

«Это событие, уникальное в современной истории нашей Церкви, не случайно совершилось накануне постигших нас испытаний, — сказал Патриарх Кирилл далее. — Оно явилось благодатным укреплением от Господа».

Уже после того, как совершились многие акты кощунства и антицерковного вандализма, целью которых в ряде случаев было подавить волю православных верующих, десятки тысяч людей, представлявших самые разные социальные слои, 22 апреля 2012 года собрались у стен Храма Христа Спасителя, чтобы вместе с епископатом и клиром принять участие в молитвенном стоянии в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. «Православный народ недвусмысленно продемонстрировал свою волю», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Ответ православного народа на печальные события последнего времени явился новым подтверждением слов Божественного Основателя и Главы Церкви — Господа нашего Иисуса Христа: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18)», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Информационная служба Архиерейского Собора

http://www.patriarchia.ru/db/text/2769361.html

 

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что епископ — не просто администратор, но пастырь, готовый положить душу свою за каждого клирика и мирянина епархии02.02.2013

 

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что епископ – не просто администратор, но пастырь, готовый положить душу свою за каждого клирика и мирянина епархии

 

«Активизация религиозно-образовательной, катехизической, молодежной и благотворительной работы требует особого внимания со стороны епископа», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви в докладе на заседании Архиерейского Собора, начавшего свою работу в Храме Христа Спасителя.

Призывая Преосвященных владык привлекать к работе мирян со специальным образованием, Его Святейшество сказал: «Светский человек, получивший для этого специальное образование, может организовать, к примеру, социальную или молодежную деятельность. Но архипастырь, а вслед за ним и пастыри, должны вдохновлять и направлять эту деятельность ко спасению паствы, придавать ей силу как свидетельству о Христе».

При этом Святейший Владыка напомнил: «Архиерей — это не просто администратор, которому нужно приобрести дополнительные навыки управления бóльшим количеством приходов. Епископ — в первую очередь пастырь, который должен звать овец своих по имени (см. Ин. 10:3), полагать душу свою за каждого клирика и мирянина каждого прихода вверенной ему епархии».

Информационная служба Архиерейского Собора

http://www.patriarchia.ru/db/text/2769539.html

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг