«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Митрополит
Серафим: «В эти Пасхальные дни Господь преподал нам важные уроки деятельной
любви»
25.04.2020
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим дал традиционное пасхальное интервью
корреспонденту ГТРК «Пенза», председателю издательского отдела Пензенской
епархии и главному редактору журнала «Пензенские епархиальные ведомости»
Евгению Белохвостикову, в котором рассказал о том, с
какими чувствами встречали верующие Светлое Христово Воскресение в сложившейся
непростой ситуации, какие уроки должны вынести христиане из нынешнего кризиса и
как с пользой для души провести Светлую седмицу, не имея возможности посетить храм.
– Владыка, Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
– Начать беседу мне бы хотелось с
цитаты из проповеди святителя Филарета Московского. Он говорит: «Надо ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь,
просветить мудрость, окрылить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие,
смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечтой,
но существенностью, слава – не призраком, но вечной молнией вечного света, все
озаряющей и никого не поражающей, – на все это найдется довольно силы
в двух чудодейственных словах: Христос воскресе!»
Прибавить здесь, действительно,
нечего, и вроде бы для христианина здесь нет ничего сомнительного в том, что
слова «Христос воскресе!» могут уничтожить бедствие и
смерть. Но все же в очень непростой ситуации мы
встречаем нынешнюю Пасху, и с такой же ли светлой радостью, как и все прошлые
годы?
– Да, безусловно, жизненные обстоятельства не могут не влиять на
человеческие чувства, человеческий разум, и то, что эту Пасху мы встречаем во
время карантина, – это, конечно, сказалось и на священнослужителях, и на
мирянах, потому что большинство мирян в эти дни не смогли посетить храмы, как
это было принято у них в течение всей жизни. Многие справляли эту Пасху дома –
кто-то при трансляции Патриаршего или других богослужений, кто-то в своей
собственной келейной молитве. Но, на самом деле, я считаю, что это наполнило
нашу жизнь и наше человеческое сознание совершенно новыми ощущениями, – потому
что, с одной стороны, многие себя почувствовали среди тех тайных христиан,
которые были во время гонений и которые тоже не могли собираться в эти дни
всегда на общественные богослужения. С другой стороны, это есть некое испытание
нашей веры. По слову Предстоятеля
нашей Церкви, в чем-то мы должны были явить образ тех пустынников и затворников
во главе с преподобными Марией Египетской и Иоанном Лествичником,
которые в течение многих десятилетий провели в пустыне и так же, как и мы
сегодня, справляли Пасху в уединении. Поэтому, безусловно, радость эту
никто не может от нас отнять (Ин. 16, 22), как говорит апостол Иоанн Богослов,
– даже те жизненные обстоятельства, в которые мы
сегодня поставлены. Одни ли мы молились или благодаря телевизионной или интернет-трансляции, либо
находились в храме – для всех нас это одна радость, которой мы сегодня
объединены.
– Можно ли сказать, что такие
экстремальные обстоятельства – это в некотором смысле проверка нашей стойкости
в вере, проверка, готовы ли мы вверить Богу свою жизнь и свое здоровье?
– Конечно,
я думаю, что и для верующих, и для неверующих это стало большим испытанием и,
наверное, поводом для пересмотра всех жизненных ценностей. Для христиан это
тоже стало сложной задачей, которую надо было решить для себя, потому что я
представляю, что во время Страстной седмицы и Пасхальной седмицы у многих был
соблазн пойти в храм, невзирая ни на что, и веря: Господь меня убережет. Но с другой стороны, мы всегда призывали людей проявлять
христианскую любовь и думать не только о себе, но и о тех, кто их окружает, потому,
что эта зараза, которая уже унесла очень много жизней по всей земле, – дает нам
возможность задуматься над тем, какую в принципе мы сами вносим лепту в наше
общее созидание здоровья, жизни. И, конечно, для христиан было очень
важно проявить эту любовь к своим ближним и, невзирая
на эти очень торжественные богослужения, оставаться дома и в домашней келейной
молитве быть участником этих торжеств.
– В эти дни и недели участились и
антицерковные высказывания. Причем люди, которые недавно еще говорили, что
храмы всё равно стоят пустые, зачем их столько построили, теперь нам говорят:
храм – это главный источник заразы, там как раз все люди скапливаются, оттуда
всё и пошло. Почему так? Откуда это желание – всегда и во всем обвинить
Церковь? Такая же логика, как и во времена Древнего Рима: нет дождя – причина –
христиане?
– Вы
знаете, всегда есть и будут люди, которые чем-то недовольны, в том числе и
недовольны Церковью. Я не говорю, что мы совершенно не обращаем на них
внимания. Но мы, конечно, свои слова проповеди и свои богослужения, прежде
всего, направляем к народу верующему. Верующий христианин не будет бросаться
такими фразами, поскольку это уничтожает основы той веры, на которых он стоит.
А те люди, которые имеют желание во всех ситуациях обвинять Церковь и
христианство, – для них, действительно, что бы ни случалось и ни происходило,
церковное общество всегда будет виновато. Я считаю, что мы не имеем права нашим
критикам закрывать рот или что-либо противопоставлять, и сам не собираюсь этого
делать. Не сказал бы, что в последнее время появился какой-то новый шквал всего
этого. Это продолжалось и в совершенно спокойные времена, когда многие заявляли
нам: «Для чего вы строите храмы? В них никто не ходит». А теперь заявляют:
«Почему вас так много собирается в храмах?». Конечно, эта проблема для нас
несуществующая, – поскольку эти люди не позиционируют себя как христиане, то,
собственно говоря, Церковь и не должна отвечать на их критику. Мы никого не
загоняем в храм, никого из него не изгоняем, и о том, что говорят критики,
можно сказать единственное – приди и виждь (Ин. 1,
46), сам проверь и тогда делай какие-то выводы о том, что является полезным для
человека в церкви и что является опасным.
Поэтому я
не хотел бы на этом особенно внимание заострять и говорить, что в это время
обострились критические ситуации. Я бы вообще сказал, что это время Господь нам
послал для того, чтобы мы увидели свои язвы, свои греховные наклонности,
поступки, страсти, которые в это тяжелое время обнажились и у нас, христиан, и
во всем обществе. Поэтому вот это, наверное, самое важное – какими мы выйдем из
этого кризиса, что с нами будет. Я считаю, что нашему христианскому обществу
Господь преподал в эти дни очень значимые и важные уроки. Прежде всего, уроки
деятельной любви. Не на словах ли она? Не вся ли она состоит в том, что мы
только заявляем, что любим друг друга? Готовы ли мы переносить все тяготы и
критику, который нас поливают? Это, наверное, самое главное, с чем мы должны из
этого времени выйти. Дай Бог, чтобы каждый из нас сделал правильные выводы в
соответствии с тем Евангельским учением, которое принес Воскресший Господь.
– И в более тяжелые времена
приходилось встречать Пасху. Например, во время Великой Отечественной войны.
Через три недели мы будем праздновать 75-летие Великой Победы, и в связи с этим
хочется вспомнить, насколько в разгромленном состоянии Церковь встретила начало
войны, но в первый же день заняла однозначную позицию
и сделала для Победы очень немало, опять же с учетом того, в каком состоянии на
тот момент находилась. Это тоже такой урок стойкости наших предшественников?
– Я,
наверное, не могу судить об этом объективно, потому что я – человек уже
совершенно другого поколения, и только мои деды и прадеды участвовали в войне.
Но как мне кажется, это было поколение, воспитанное в совершенно других
приоритетах и, невзирая на то, что Церковь к началу войны в течение уже долгого
времени, 30-ти лет, была постоянно в гонениях, нельзя сказать, что это какой-то
парадокс, что Церковь заняла такую правильную позицию. Церковь никогда не
противопоставляла себя народу и даже не противопоставляла себя тому
государству, которое было богоборческим в то время, но всегда старалась
поддерживать диалог и с народом, и с государственной властью. Поэтому,
безусловно, когда местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий
обратился к народу с воззванием положить все на то, чтобы Советским Союзом была
одержана победа, – в этих словах был не призыв поддержки власти или режима, это
был призыв в поддержку своей Родины, каждый из нас обязаны встать на ее защиту.
Не будем
далеко ходить: в нашей Пензенской области действовали тогда всего лишь два
храма: святителя Митрофана в городе Пензе и Казанская
церковь в Кузнецке. И судя по тому, сколько эти храмы собрали средств, сколько
они перечислили на победу, сколько делали для того, чтобы воодушевлять людей,
поддерживать их, особенно тех, кто остался вдовами, сиротами, – это невозможно
нам сегодня оценить, это общий вклад в общую Победу.
Дай Бог,
чтобы этот образец любви к своей Родине, несмотря на религиозные воззрения и
убеждения, любовь к своей Отчизне, невзирая на то, нравится сейчас строй, в
котором мы живем, или не нравится, – он сохранялся во всех последующих
поколениях. И чтобы не высказана была какая-то обида – я не буду воевать за
свою Родину, потому что то-то и то-то мне не нравится. Ощущение Родины в сердце
каждого человека – это, действительно, святое, и наши предки это показали. Ведь
не только Церковь была гонима, но и интеллигенция была уничтожена, среднее
сословие крестьянское тоже было уничтожено, и, невзирая на все это, люди не
озлобились, хотя для этого была масса причин, но в трудную минуту встали на
защиту своей Родины. И это – та великая любовь, которая призывает человека положить жизнь за друзей своих (Ин. 15, 13).
– У святителя Иннокентия Пензенского
есть такая фраза: «Боящийся Бога не боится ничего
человеческого». Но ведь сейчас у многих людей, даже у
богобоязненных, есть страх перед неизвестностью, за жизнь и здоровье своих
близких. Как его преодолеть?
– Страх
этот – вполне естественный, потому, что мы видим, насколько тяжело пронеслась
эта эпидемия по всему миру, сколько жертв, и сейчас, в период всеобщей
глобализации, когда информируемость на очень высоком
уровне, – это, безусловно, страшит людей. Но я хотел бы сказать словами
Священного Писания, когда Господь говорит: те, кто веруют в Меня, даже если
умрут, оживут (Ин. 11, 25). Он говорит о всеобщем Воскресении. Поэтому
христианину очень важно понимать и чувствовать, что от коронавируса,
от другой какой-то инфекции или даже не от инфекции, – ему рано или поздно все
равно придется умереть и предстать перед Судом Божиим. И всё то, чем мы живем,
чем мы занимаемся, – всё в руках Божиих, и мы не знаем, когда будет этот призыв
к вечной жизни: сегодня, завтра или спустя много лет. Все мы
должны прекрасно понимать, что боязнь должна состоять не в том – заразимся мы
этим, переболеем или умрем от этого, а боязнь христианина, прежде всего, должна
состоять в том, что он в своей жизни делал, как он поступал, с чем он придет на
Суд Божий, какой даст ответ за все свои деяния. И, наверное, эти
кризисные времена призваны для христиан действительно обнажить
свою душу и постараться изменить самих себя, быть готовым к любым изменениям, в
том числе к переходу в вечную жизнь.
– А как лучше эти дни провести с
пользой для души? Ведь мы привыкли Страстную и Светлую
седмицы больше пребывать в храме, в общественном богослужении, а теперь все
сидим по домам.
– Именно в
это время нашим прихожанам нужно научиться те же общественные богослужения
проводить у себя дома. Тем более, что все пасхальные последования есть практически в любом молитвослове –
пасхальные каноны и пасхальные стихиры. И я думаю, что если каждый человек
возьмет себе за правило утром в течение часа и вечером в течение часа совершать
эти богослужебные последования, то это станет самым
лучшим времяпрепровождением в течение всей Светлой седмицы. А дальше уже, если
Господь будет к нам милостив, то мы сможем все воскресные дни прославлять
Воскресшего Спасителя до Отдания Пасхи и, наверное, тогда уже свою личную Пасху
принесем и сделаем общественной.
– То есть в дни Светлого Христова
Воскресения мы еще раз должны вспомнить, что в эти дни Христос победил смерть
Своим Воскресением и поэтому не бояться ни болезни, ни смерти?
– Да,
конечно. Основа нашего праздника состоит именно в том, что Христос является
Победителем смерти, Он вывел души праведников из ада и даровал нам всем великую
надежду быть соучастниками Его Воскресения. И поэтому пусть ни болезни, ни те
страхования, которые сейчас слышаться с экранов телевидения или из пространства
Интернета, не будут помехой нам радостно встретить этот великий праздник
Воскресения Христова!
– Спасибо за беседу, владыка!
Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
Беседовал Евгений Белохвостиков
ВИДЕО: https://youtu.be/GC0_0K9-eIY
Публикацию подготовила
Наталья Зыкова
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/25/митрополит-серафим-в-эти-пасхальные/
Последование панихиды пасхальным чином в день Радоницы для
домашнего совершения
27.04.2020
Последование панихиды пасхальным чином во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, для домашнего (келейного) совершения.
Панихида (в формате Word)
Источник: Патриархия.ru
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/27/последование-панихиды-пасхальным-чи/
Мир
Православия. Рассказ епископа Сердобского и Спасского
Митрофана о старце схиархимандрите
Питириме (Перегудове)
27.04.2020
Информационно-просветительская
программа Сердобской епархии «Доброе слово»
Сердобская епархия
В пятницу,
24 апреля, в программе Сердобской епархии «Доброе
слово» епископ Сердобский и Спасский Митрофан начал
разговор о старце схиархимандрите Питириме (Перегудове), первом
духовнике Керенского Тихвинского монастыря в Вадинске, ветеране Великой
Отечественной войны, участнике парада Победы на Красной площади в июне 1945
года. Со дня его рождения 11 апреля исполнилось 100 лет, а 29 июня исполнится
10 лет со дня кончины.
В новом
выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Мир
Православия» владыка Митрофан продолжает свой рассказ о схиархимандрите
Питириме. Речь пойдет о том, как старец со своим отцом подвизались в Почаевской лавре во время хрущевских гонений, о том, как
позже он переехал в Моршанск, в Санаксарский
монастырь в Мордовии, о том, как стал духовником Керенского Тихвинского
монастыря и какую память оставил о себе у братии и духовных чад.
Напомним, что программа «Мир
Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2
FM) по субботам в 11.10.
АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2020/04/%D0%9C%D0%9F-04-25-2020.mp3
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/27/мир-православия-рассказ-епископа-сер-2/
«Свет
Православия». Об уверении святого апостола Фомы в Воскресение Христово и
необходимости веры в нашей жизни
29.04.2020
Вышел в
свет очередной выпуск программы 11 канала «Свет Православия». Из нового выпуска
телепрограммы вы узнаете о том, как святой апостол Фома не поверил своим
собратьям, видевшим Воскресшего Господа, пока сам лично не уверился в
истинности их слов.
О
дальнейшей жизни апостола и его мученической кончине, а также о том, что такое
вера и какой она может быть расскажет ведущий
телепрограммы — иерей Павел Колесников, председатель миссионерского отдела
Пензенской епархии.
ВИДЕО: https://youtu.be/2PIeRftk_8s
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/29/свет-православия-об-уверении-свято/
Просим поддержать
голосованием проект «Кузнецкая Голгофа»
30.04.2020
Просим всех
вас голосованием поддержать проект «Кузнецкая Голгофа» в муниципальной
программе «Формирование современной городской среды на территории города
Кузнецка Пензенской области» на 2020 год.
Мы просим
помочь в рекультивации участка Дуванного оврага,
прилегающего к Николо-Покровскому храму г. Кузнецка с целью создания там
парковой зоны.
Кузнецкий Дуванный овраг внесен на карту мест массовых расстрелов в
России. Это одно из мест, где мученически окончили свою жизнь кузнечане и жители окрестных сел и деревень, ставшие
безвинными жертвами политических репрессий в прошлом веке. Среди них особенно
много священнослужителей.
Известно о
фактах массовых расстрелов в 1919 году, в 1929 году, в волну репрессий
1937-1938 годов. В городе действовало несколько расстрельных групп, казни
вершились и в других местах города.
Мы понимаем,
что в городе есть немало мест, которые нужно облагораживать, которые нужны для
отдыха, игровых площадок или занятий спортом. Но здесь речь идет о нашей
исторической памяти, совести, национальной безопасности. Мы не должны быть
равнодушными к событиям такого рода. «Это нельзя вычеркнуть из национальной
памяти. Наш долг — не допустить забвения. Сама память, однозначность позиции в
отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения»
— слова нашего президента.
Чтобы
увековечить память всех пострадавших кузнечан и
прославить подвиг братьев и сестер, показавших твердость в стоянии за веру и
Отечество, мы хотим на склоне Дуванного оврага
создать мемориал «Кузнецкая Голгофа».
Его
доминантой будет Поклонный Голгофский Крест, рядом с
Распятием два Ангела. Один держит крест, символизирующий мученическую кончину и
победу Жизни над смертью. У другого Ангела в руках венец из колючей проволоки —
символ чаши страданий, испитой невинно осужденными в лагерях.
В
дальнейшем мы хотим поставить памятные таблички с именами кузнечан,
жителей Кузнецкого уезда, и тех, кто пострадал на Кузнецкой земле. На
сегодняшний день установлено около трехсот имен. Среди них и те, кто был
расстрелян, и те, кто, будучи невинно осужден, отбывал срок в лагерях. Работа
над установлением имен идет, возможно, их будет гораздо больше.
Но в любом
случае это памятник всем тем, кто безвинно пострадал в прошлом веке.
Нам
хотелось бы, чтобы мемориальный комплекс «Кузнецкая Голгофа» был одним из самых
красивых мест в городе, стал одновременно и достопримечательностью, и местом
паломничества. Тем более, что находимся мы на одном из
главных въездов в город, комплекс хорошо будет просматриваться с главной дороги
– улицы Белинского.
Думаем, что
в будущем сюда, на склон Дуванного оврага, к
мемориальному комплексу будут приходить люди не только для того, чтобы положить
цветы или поставить свечи, но и поразмышлять о том, как хрупок гражданский мир,
почему жители одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг
друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым
привела к крови и беззаконию? Подумать о себе, о своих детях и о том, какую
страну, и какую историю мы оставим им в наследство.
Для того, чтобы осуществить проект нам необходима помощь в рекультивации
оврага и облагораживании близлежащей территории. Приходом храма ведутся такие
работы, но сил явно недостаточно.
Приход
Николо-Покровского храма на своей территории постоянно проводит массовые
мероприятия городского уровня, на которые собирается множество горожан и
гостей, молодежные слеты. Облагороженная набережная украсит и храм и город.
В августе
2019 года митрополитом Пензенским и Нижнеломовским
Серафимом была произведена торжественная закладка будущего комплекса. На
сегодняшний день практически изготовлены ангелы. Возможно, летом текущего года
станет возможным смонтировать и открыть главную часть комплекса.
Инструкция для участия в
голосовании:
Нажимаем на
ссылку https://gorodkuzneck.ru/
Выходит
сайт кузнецкой администрации. В левом верхнем углу (над красным гербом города)
есть надпись – войти. Нажимаем на эту кнопку.
Появляется
страница авторизации. Ее нужно немного опустить вниз. Под пустыми окошечками
логин и пароль есть форма регистрации. Еще чуть ниже в левом углу есть две
кнопочки – вконтакте (синяя) и одноклассники
(желтая). Выбираем то, что удобнее, нажимаем.
Появляется
окошечко социальной сети. Вас попросят подтвердить вход (войти, разрешить,
принять и т.д.), вход нужно разрешить.
Нажимаем на
ссылку https://gorodkuzneck.ru/about/polls/vote_new.php?VOTE
Открывается
страница голосования. Комплекс Кузнецкая Голгофа нужно поискать – положение
меняется в зависимости от результатов голосования. В кружочек кликаем мышкой.
Внизу
страницы нажимаем на кнопку «Голосовать»
Готово! Ваш
голос учтен.
Внимание.
На сайте администрации периодически возникает ошибка, не позволяющая
проголосовать. У кого так – зайдите через 24 часа, голосование будет вам
доступно.
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/26/просим-поддержать-голосованием-прое/
ИЗ ПОЧТЫ САЙТА «ПЕНЗА ПРАВОСЛАВНАЯ»
Предлагаемые
для публикации на Вашем сайте статьи Буренкова и Синяговского
01.05.2020
Уважаемая редакция «Пенза
православная».
В предлагаемых ниже Вашему вниманию статьях Буренкова А.В. и Синяговского Д.Б. (приводятся ссылки на публикации на сайте
«Гражданин-созидатель и на странице в «Яндекс-Дзэн») отражена
реакция существенной части церковных мирян как на происходящие сейчас в РПЦ в
связи с коронавирусом события, так и на состояние
нашей церковной жизни в целом.
Считаем
полезным и необходимым разворачивание широкой дискуссии в среде церковной
общественности вокруг рассматриваемых в статьях проблем, влияющих на будущее
нашей Церкви и на личную судьбу каждого из чад Её. Надеемся, что Вы примете
решение опубликовать данные статьи (или хотя бы некоторые из них) у себя на
сайте, что будет свидетельствовать о Вашей активной гражданской и церковной
позиции.
Признаём
Ваше право на своё мнение, поэтому в случае Вашего несогласия с точкой зрения
авторов будем признательны за изложение контр-аргументации, которую
мы готовы опубликовать в своём СМИ.
(Для удобства
на всякий случай в прилагаемом к письму документе дублируются данное обращение
и приведённые ниже ссылки.)
Александр Буренков:
ЭТУ ПАСХУ 2020 ГОДА МЫ ЗАПОМНИМ
НАДОЛГО!
http://www.grso.ru/articles/etu-pashu-2020-goda-my.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a8d1cf357906a9d2cd60b0d/etu-pashu-2020-goda-my-zapomnim-nadolgo-5e9b42582fb26236c5a8613b
Александр Буренков:
БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ СОШЁЛ!
http://www.grso.ru/articles/blagodatnyj-ogon-soshyol.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a8d1cf357906a9d2cd60b0d/aleksandr-burenkov-blagodatnyi-ogon-soshel-5e9af7b4b6e0833eb9ee3786
Дмитрий Синяговский:
ОБРАЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ МИРЯНАМ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯЗИ С РЕАКЦИЕЙ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ НА ЭПИДЕМИЮ
КОРОНОВИРУСА
http://www.grso.ru/articles/obracshenie-k-pravoslavnym.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a8d1cf357906a9d2cd60b0d/dmitrii-siniagovskii-obrascenie-k-pravoslavnym-mirianam-russkoi-pravoslavnoi-cerkvi-v-sviazi-s-reakciei-sviascennonachaliia-na-epidemiiu-5e999afb6766da1f3c9bc8f0
Дмитрий Синяговский:
ЕВРОПЕЙНИЧАНЬЕ КАК ВИРУС
АНТИХРИСТИАНСТВА
http://www.grso.ru/articles/evropejnichane-kak-virus.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a8d1cf357906a9d2cd60b0d/dmitrii-siniagovskii-evropeinichane-kak-virus-antihristianstva-5e9983943fdcda291b7939d6
Дмитрий Синяговский:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХОР – ПОПЕРЁК
ЦЕРКВИ ЗАБОР
http://www.grso.ru/articles/professionalnyj-hor.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a8d1cf357906a9d2cd60b0d/dmitrii-siniagovskii-professionalnyi-hor--poperek-cerkvi-zabor-5e984c35bccf9823849f7f34
Александр Буренков:
ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ ЦЕРКВИ?
http://www.grso.ru/articles/chto-proishodit-v-nashej-cerkvi.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5a8d1cf357906a9d2cd60b0d/aleksandr-burenkov-chto-proishodit-v-nashei-cerkvi-5e836cfa80638b5760d48de0
В ожидании Вашего
ответа, с уважением,
редакция сайта
«Гражданин-созидатель».
Адрес редактора: grs@gr-sozidatel.ru
http://www.grso.ru