Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 28.03.24
Обзор сообщений 50-ти областных и районных СМИ

Обзор сообщений 50-ти областных и районных СМИ

за седмицу 26 августа – 02 сентября 2012 года

 

29.08.2012

 

На осквернителей найдется управа

Нам пора, как во всем мире, принять закон, охраняющий верующих

 

 

«Твоя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается мой нос», - гласит стародавнее американское определение свободы. Будь то свобода слова, религии или мировоззренческие взгляды, каждый гражданин обязан практиковать их таким образом, чтобы его действия не нарушали свободу сограждан. А демократическое государство обязано обеспечивать условия для этого.

Экономический кризис налагает дополнительное давление на общество, создавая разломы в первую очередь между коренным населением и иммигрантами, а также в межнациональных и межрелигиозных отношениях. С подъемом ультраправых движений в Европе и Америке толерантность общества испытывается на прочность всерьез.

Россия на протяжении большей части своей истории существовала как многонациональное и многоконфессиональное государство - в этом всегда была ее сила. Сегодня, когда в Европе мультикультурализм объявлен провалом, российский опыт гражданского мира поистине уникален и может служить примером для других государств. Но и в России отношения между народами и конфессиями требуют постоянного внимания. В демократическом обществе, которое Россия продолжает строить, обеспечение прав и свобод человека - это постоянный процесс, требующий адаптации демократических институтов и законодательства. Сегодняшняя ситуация требует уточнения законодательства в сфере уважения религиозных чувств граждан.

Как эта сфера прав человека регулируется в различных странах? В уголовных кодексах государств такие вопросы определяют статьи об оскорблении религиозных чувств и нарушениях на почве ненависти.

Оскорбление религиозных чувств запрещено законом в Андорре, на Кипре, в Хорватии, Чехии, Дании, Испании, Финляндии, Германии, Греции, Исландии, Италии, Литве, Норвегии, Голландии, Польше, Португалии, Словакии, Швейцарии.

В Испании, например, создание препятствий насилием, угрозами, организацией беспорядков или оскорбление действием в ходе религиозных манифестаций и актов, совершенное в месте религиозного культа, наказывается тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 6 лет (если в другом месте - штраф на сумму от 4 до 10 месячных заработных плат). Отдельная статья за совершение в местах религиозного культа действий, оскорбляющих религиозные чувства, налагает тюремное заключение на срок от 6 месяцев до 1 года или штраф. Публичное, словесное, письменное оскорбление чувств членов какой-либо религиозной конфессии наказывается штрафом.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В Австрии публичные действия гражданина, оскорбляющие или высмеивающие человека, предметы почитания или вероучение, а также обычаи и устои церкви, подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев или денежному штрафу.

В Германии оскорбление религиозных вероисповеданий и мировоззренческих взглядов, ведущее к нарушению общественного спокойствия, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или денежным штрафом. Такому же наказанию подлежат намеренное нарушение богослужения и оскорбительное бесчинство в месте богослужений. В 2006 году политический активист Манфред ван Х., известный как Махаво, был приговорен к 1 году в тюрьме с испытательным сроком в 5 лет и 300 часам общественных работ за размещение на туалетной бумаге текста Корана и распространение оскорбительных материалов в СМИ.

В Финляндии клевета или осквернение святынь с оскорбительными намерениями, а также шум и угрожающие действия, мешающие проведению церковного действа, подлежат наказанию за нарушение святости религии и караются штрафом или тюремным заключением на срок до 6 месяцев.

В Израиле, «если человек разрушает, повреждает или оскверняет место оправления религиозного культа или любой объект, который группа людей считает святым, с целью оскорбления их религии», такому человеку полагается до 3 лет лишения свободы. Кроме того, один год лишения свободы полагается за публикацию материалов, которые могут серьезно оскорбить религиозную веру или чувства других, и за высказывание в общественном месте или в присутствии другого человека любых слов, которые могут серьезно оскорбить религиозную веру или чувства других.

Еще более строгие наказания в Сингапуре: там разрушение, повреждение или осквернение мест молитвы и священных объектов, с намерением тем самым оскорбить религию или группу людей, наказывается тюремным заключением на срок до 5 лет или штрафом.

Диффамация, осквернение святынь и религиозные оскорбления наиболее строго караются в мусульманских государствах: в Катаре предусмотрено тюремное заключение на срок до 7 лет, в Пакистане и Омане - до 10 лет.

В Соединенных Штатах религиозные оскорбления подпадают под определение преступлений на почве ненависти. Согласно ФБР основания ненависти включают расу, религию, инвалидность, сексуальную ориентацию, этническую и национальную принадлежность. Причем ненависть рассматривается как отягчающее обстоятельство, и Высший суд, обладающий гигантским авторитетом в США, признает усиление наказания конституционным.

Закон США о гражданских правах 1968 года предусматривает федеральное преследование любого, кто «намеренно наносит вред, запугивает или препятствует другим людям, или пытается это сделать, из-за расы, цвета кожи, религии или национальности другого человека», и налагает штраф и лишение свободы сроком до 1 года.

Во многих американских штатах также действуют законы против вандализма в учреждениях (institutional vandalism), которые предусматривают более суровые наказания за вандализм в церквях, на кладбищах, в школах и общественных центрах.

В Великобритании согласно Закону о преступлениях и беспорядках 1998 года разжигание розни и умышленное причинение ущерба на почве расовой или религиозной нетерпимости - также отягчающее обстоятельство - карается лишением свободы до 2 лет или штрафом.

Сегодня в России в целях обеспечения прав и свобод граждан и уважения к их верованиям и убеждениям требуется принять дополнительные законодательные меры, адаптированные к российской реальности.

Вероника Крашенинникова,

генеральный директор Института

внешнеполитических исследований и инициатив.

http://penza.kp.ru/daily/25940/2885890/

 

29.08.2012

 

Противостояние между сторонниками и противниками Pussy Riot: Кресты рубят – майки летят!

Пока воинствующие атеисты расправляются с символами веры, православные радикалы сдирают с прохожих футболки с изображением панк-девиц

 

 

«Вы еще не знаете, что такое страдать»

Спилившие кресты «народовольцы» обещают мстить за каждый день «пусь» в тюрьме.

Объявленный украинскими полуголыми феминистками варварский флешмоб «Пили кресты - спасай Россию» подхватили некие российские радикалы. За спиленные поклонные кресты в Архангельской и Челябинской областях взяла на себя ответственность группировка «Народная воля». К слову, сложно сказать, одобрили бы народовольцы XIX века, боровшиеся с царизмом, то, что их известный бренд перешел к таким вот борцам с церковью.

«Порубка крестов является частью проводимой нами операции против РПЦ под кодовым названием «Крестоповал» и была совершена боевым крылом нашего движения, летучими боевыми отрядами «Неизвестные», - гласит объявление вандалов в Фейсбуке.

Атаки, по их словам, последовали в ответ на «заявления боевиков РПЦ о создании вооруженных дружин, расправу над беззащитными русскими девочками из Pussy Riot, на оскорбление Д. Смирновым (протоиереем. - Ред.) видного деятеля русского Революционного движения Ленина». Народовольцы грозят, что за каждый день жизни «пусь» в СИЗО церковь будет страдать. «Вы еще не знаете, что такое страдать. Вы узнаете», - обещают те.  А на их же страничке уже идет виртуальная война.

«Проснется Русский народ, и защитники пусек на столбах висеть будут!» - строчат оскорбленные миряне. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия», - высказался здесь и батюшка.

 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Тихон ШЕВКУНОВ, архимандрит, секретарь Патриаршего совета по культуре

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Православные активисты попытались сорвать в Москве спектакль Театра.doc «Своими глазами». В постановке заняты адвокаты Pussy Riot и некоторые присутствовавшие на процессе журналисты.

«Под конец спектакля в зал вошли «православные христиане» со съемочной группой НТВ. Стали кричать: «Покайтесь!», «За что вы ненавидите русский народ?» - рассказал вчера в Фейсбуке худрук театра Михаил Угаров. Одного из активистов режиссер узнал - парень несколькими часами ранее на Павелецком вокзале сорвал с пассажира майку Pussy Riot. Видео погони в тот день облетело весь Интернет.

 

СКАЗАНО

 

«То, с чем мы сталкиваемся сегодня... это не просто хулиганство и даже не банальные антиклерикальные акции, как порой это хотят представить. Это новая реальность нашей жизни - «бархатный терроризм»...

По сути, Алехина, Самуцевич и Толоконникова - те же «шахидки», которых тщательно подготовили и использовали стоящие за ними люди...

Сейчас не только неискушенной молодежи, но и вполне зрелым людям не так уж сложно - вольно или невольно - оказаться пособниками этих «бархатных террористов». И вот тут надо сказать: какие бы причины ни выставлялись в свое оправдание - очень скверно человеку, даже неожиданно для себя, оказаться пособником террористов».

(Тихон ШЕВКУНОВ, архимандрит, секретарь Патриаршего совета по культуре, - в интервью «Интерфакс-религия».)

 

ДОСЛОВНО

Отец «рейгономики» Пол Крейг РОБЕРТС, экс-помощник министра финансов США в администрации Рональда Рейгана

Фото: из архива «КП».

«Мое сердце болит за этих русских женщин из группы Pussy Riot. Их грубо обманули и использовали финансируемые Вашингтоном НПО, которые проникли в Россию. Pussy Riot послали на очевидно незаконную миссию... Вашингтону нужен был громкий скандал, чтобы демонизировать Россию за ее противодействие намерению Вашингтона уничтожить Сирию... Pussy Riot - не «Битлз» 1960-х. Я сомневаюсь, что большинство молодых людей, которые митингуют в поддержку Pussy Riot, когда-либо до этого слышали эту группу и имеют представление о том, как ими манипулируют...»

(Отец «рейгономики» Пол Крейг РОБЕРТС, экс-помощник министра финансов США в администрации Рональда Рейгана, - на своем сайте.)

 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Несть ни православного, ни атеиста!

Хватит о Pussi Riot и Сталине! Давайте о насущном.

Нам с западными обывателями общаться скучно. Только и говорят, что об инфляции, безработице и кризисе зоны евро. То ли дело у нас. В рейтинге самых обсуждаемых тем первые пять мест - Pussi Riot; еще три - на сколько лет посадить нерусского спортсмена, в бытовой ссоре убившего человека; еще две - о письме писателя лично товарищу Сталину. У нас музыкант-поэт-художник больше, чем музыкант-поэт-художник. А вера у нас - больше, чем просто вера.

Сергей ЧЕРНЫХ

Димитрий Энтео, демонстрирующий сорванную с оппонента футболку, называет себя православным миссионером.

Димитрий Энтео, демонстрирующий сорванную с оппонента футболку, называет себя православным миссионером.

Фото: YouTube.com.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Бесы в масках

Раз за разом сталкиваюсь с распространенной логической ошибкой, которая мешает понять мотивы поступка «пусек» и их защитников. Если бы эту ошибку вытащили на свет божий сразу, то «неканоничный молебен» в храме никогда не превратился бы в надругательство над православными святынями.

Дмитрий СТЕШИН

Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.

Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.

 

ВОПРОС ДНЯ

Как нам остановить «крестовую войну»?

Анатолий ВАССЕРМАН, политолог, победитель ряда интеллектуальных игр:

- Остановить не удастся по очень простой причине: это фактически этап очень серьезной психологической войны против нашей страны и нашей культуры. Войну эту ведут давно и будут вести еще очень долго. То, что речь идет именно о войне против наших ценностей, видно, прежде всего, из того, что Pussy Riot несколько раз меняли места своих истерик в поисках той площадки, откуда смогли бы оскорбить максимальное число народа.

Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:

- Мне кажется, единственный способ: обеим сторонам посмотреть на это с юмором и самоиронией. Начать с того, чтобы поискать вину не в других, а в себе...

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

- Вопрос стоит по-другому: или вы сопротивляетесь людям, которые выступают против религии, или капитулируете. Я сейчас в Татарстане, где местного муфтия чуть ли не обвиняют в том, что его машину подорвали, потому что он воевал с террористами. Дескать, не воевал бы, и все было бы хорошо. По этой логике, если бы церковь все простила богохульникам и капитулировала бы, то и кресты не спиливали бы...

Дмитрий БЫКОВ, писатель:

- Об этом пусть думают те, кто эту войну развязал. У меня лично таких проблем нет: я человек религиозный, крестов не спиливаю, с атеистами дружу. А те, кто подбрасывает бревна в огонь, пусть теперь и вылезают из этой ситуации. Мы им помогать не обязаны.

Станислав ГОВОРУХИН, режиссер, политик:

- А как это остановить? Это свидетельство общего падения нравов. Если не обращать внимания на то, что безнравственность поддерживается всячески, ей даже аплодируют, то дело кончится очень плохо. Народ и так прекрасно чувствует сердцем, что это пакость. А те, кто руководит процессом, кто внутри процесса, кто поставил себе цель разрушить страну, знает свое дело.

Александр ДЮКОВ, директор фонда «Историческая память»:

- Очень строго наказывать тех, кто собирается разжечь гражданскую войну. Как с той, так и с другой стороны.

Вася, читатель сайта KP.RU:

- Вернуть отечественную психиатрию на качественный уровень! Зачастую этим людям (не важно, за кого они) помощь врачей нужна, а не «услуги» полиции и тюрем.

Сергей ТИХОНЕНКО, слушатель радио «КП» (97,2 FM):

- За «крестоповалом» обязательно должен следовать лесоповал. Пусть там оттачивают «мастерство».

Елена ЧИНКОВА

http://penza.kp.ru/daily/25940/2885819/

 

26.08.2012

 

Две оставшиеся на свободе участницы Pussy Riot покинули страну и готовят новые акции

 

Об этом стало известно из микроблога Twitter, однако информация еще проверяется

 

 

Оставшиеся на свободе участницы панк-группы Pussy Riot покинули Россию и готовят новые акции в других странах. Об этом стало известно из микроблога группы в Twitter.

Другие источники, в том числе адвокат Pussy Riot Николай Полозов заявил радио "Эхо Москвы", что он ничего не знает об этом, а также не знает, кто ведет блог панк-коллектива в интернете.

Запись в Твиттере гласит: "Наши две участницы в связи с розыском успешно покинули пределы страны. Набирают иностранных феминисток для подготовки новых акций".

Напомним, 17 августа Хамовнический суд Москвы признал выступление в Храме Христа Спасителя хулиганством и приговорил участниц группы к двум годам заключения. Личности двух других участниц панк-молебна установлены не были. В полиции при этом сообщали, что ведут их розыск.

Софья АНОХИНА

http://penza.kp.ru/online/news/1231258/

 

30.08.2012

 

В Казани на месте убийства двух женщин обнаружена кровавая надпись «Free (освободить) Pussy Riot»

 

В квартире одного из домов Казани 29 августа обнаружены тела 76-летней пенсионерки и ее 38-летней дочери с признаками насильственной смерти. На месте преступления на стене квартиры обнаружена надпись, сделанная предположительно кровью: «Free Pussy Riot».

Предварительно убийство произошло с 24 по 26 августа 2012 года. Смерть женщин наступила от множественных ножевых ранений.

По версии следствия, потерпевшие проживали совместно в одной квартире. Семья характеризуется как благополучная.

По данному факту следственными органами Следственного комитета РФ по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц).

В настоящее время проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление обстоятельств совершенного преступления и лиц, причастных к его совершению, а также мотивы убийства. Расследование уголовного дела продолжается, сообщается на сайте Следственного комитета Российской Федерации.

http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2012/08/30/13330815

 

30.08.2012

 

Кровавую резню с надписью «Свободу Pussy Riot» в Казани устроил кандидат наук

 

 

Мужчина расправился с женщинами из-за денег

Резонансное убийство было раскрыто полицейскими практически за сутки.

Напомним, вечером 29 августа в одной из квартир дома  №68 по ул.Фучика в Казани были совершено двойное убийство. Полицию вызвал сосед погибших, обративший внимание на то, что входная дверь в квартиру открыта, а из помещения доносится неприятный запах.

Приехавшие по вызову, сотрудники полиции обнаружены тела матери и дочери 1936 и 1974 года рождения. Убийца нанес обеим женщинам несколько колото-резаных ран. В ночь с 30 на 31 августа сотрудники уголовного розыска МВД по Республике Татарстан задержали подозреваемого в двойном убийстве.

Им оказался 38-летний преподаватель одного из казанских вузов, кандидат наук. По словам задержанного, он в свое время учился с младшей из жертв, а в последнее время поддерживал с ней дружеские отношения. Кроме того, мужчина уговорил ее погасить за него часть долгов, для чего женщина взяла в банке кредиты на несколько сотен тысяч рублей.

Подозреваемый, не имея возможности расплатиться, изображал из себя влюбленного, слал женщине романтические смс-сообщения, и предлагал провести совместный отпуск на море. Причиной убийства послужила ссора, которая произошла между ними 22 августа. В тот день, придя в гости к своей кредиторше, он сообщил, что с поездкой ничего не получается.

По словам подозреваемого, в какой-то момент женщина стала его оскорблять, что и вывело его из себя. Мужчина схватил лежавший в комнате нож, ударил им жертву в шею, а потом начал наносить ей многочисленные удары ножом по телу, что привело к смерти потерпевшей. В этот момент в комнату вошла мать убитой. Чтобы не оставлять свидетелей, он также нанес пожилой женщине несколько смертельных ножевых ударов.

Затем, чтобы отвести от себя подозрения и выдать убийство за ритуальное, он кровью одной из женщин написал на стене кухни на английском языке «свободу пуси райт», сложил тела таким образом, чтобы они напоминали цифру 69, и попытался уничтожить следы своего пребывания. Тщательно обыскав квартиру, он нашел свою долговую расписку, которую забрал с собой.

Кроме того, он унес нож, которым было совершено убийство, а также найденные в квартире 100 тысяч рублей и два мобильных телефона. Подозреваемого задержали на съемной квартире на улице Чуйкова, где он проживал вместе с родителями, скрываясь от многочисленных кредиторов.

При обыске на балконе были обнаружены похищенные телефоны, нож и долговая расписка, - сообщает МВД Татарстана.

Константин СЛАДКОВ, Максим МИЛОСЛАВСКИЙ

http://penza.kp.ru/online/news/1235728/

 

30.08.2012

 

Общество заняло жесткую позицию осуждения банды осквернителей

 

 

Похоже, группа защиты хулиганской банды Pussy Riot добилась того, чего хотела, - о кощунственной выходке в Храме Христа Спасителя и последовавшем судебном процессе знает каждый восьмой гражданин страны.

Об этом говорят сразу два опроса общественного мнения, проведенных социологическими центрами ФОМ и ВЦИОМ. Вряд ли, правда, сами защитники довольны тем, какой резонанс получило это дело. Но обо всем подробнее. Суд над участницами группировки Pussy Riot проходил под пристальным вниманием всех СМИ. О них говорили и по ТВ, и в печати, и в Интернете. Это не могло не сказаться на «узнаваемости» дела. По данным ВЦИОМа, 84% опрошенных в курсе, что в храме Христа Спасителя был совершен так называемый панк-молебен. Похожую цифру (79%) дает и Фонд «Общественное мнение». Интересно, что у ФОМа число тех, кто твердо ответил «знаю», составляет 53%, тогда как у ВЦИОМа тех, кому «хорошо об этом известно», меньше - 37%. Остальные «что-то слышали» - по данным ФОМа, таковых 26%, а ВЦИОМ дает, куда большую цифру - 47%. Впрочем, эти разногласия несущественны и объясняются форматом вопросов, задаваемых респондентам.

Высокая информированность ожидаемо позволяет сторонним наблюдателям сделать более взвешенные выводы о том, что же произошло в соборе. Если в апреле, как сообщает ВЦИОМ,

13% считали это политическим протестом, то сегодня число согласных с подобной трактовкой поведения Pussy Riot снизилось до 11%. Возросло с 21 до 24% число тех, кто уверен, что панк-молебен - святотатство. Более того, 7% респондентов полагают, что акция в храме - экстремизм (весной разделявших эту позицию было всего 4%). Традиционно высоким остается процент опрошенных, заявивших, что это было хулиганство (34%).

Политолог Павел ДАНИЛИН

Политолог Павел ДАНИЛИН
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Конечно, людей не могла не раздражать та назойливость, с которой СМИ преподносили зрителям и читателям информацию об этом в целом довольно рутинном уголовном процессе: назвавших акцию банальным пиаром стало вдвое больше, чем в апреле, - 15%. Данные опроса ФОМа подтверждают: треть опрошенных (32%) убеждены, что СМИ уделяют слишком много внимания Pussy Riot. Это тем более показательно, что, судя по данным Фонда «Общественное мнение» лишь 2% относятся к акции положительно, тогда как число высказавшихся однозначно отрицательно составляет 66%, то есть в тридцать три раза больше!

Неудивительно, что большинство считает приговор суда справедливым - об этом заявили 53% опрошенных ФОМом. Лишь 27% думают иначе. ВЦИОМ дает несколько другие цифры: 31% заявили, что хулиганки получили по заслугам, и 15% полагают приговор слишком мягким! Причем доля тех, кто требует более сурового наказания, возрастает среди тех, кто внимательно следил за процессом, и достигает четверти респондентов (25%)! Чем выше информированность респондента о панк-молебне, тем чаще он выступает сторонником суровых санкций.

Еще немного любопытных данных, приводимых центром ВЦИОМ. С апреля по август в 2,5 раза выросло число тех, кто считает необходимым давать за подобные выходки реальный тюремный срок. Этот вариант наказания лидирует среди предложенных в опросном листе. Увеличилось и число сторонников условного срока. Вдвое сократилось количество тех, кто полагал, что наказывать хулиганок не стоит вовсе. Наконец, значительно снизился процент сторонников мягких видов наказания, таких, как штраф или общественные работы.

Стоит также отметить, что опросы проводились 25 - 26 августа. То есть тогда, когда информация о кощунственных акциях против православной церкви еще не стала широко известной. Ведь СМИ активно заговорили о спиленных в Архангельске и Челябинской области крестах лишь 26 августа. Не было тогда известно и об осквернении храма на Кадетской линии в Санкт-Петербурге, где 29 августа не только были украдены предметы культа, но и похищены мощи Александра Невского. Можно предположить, что, если бы социологи проводили свои опросы в первых числах сентября, мнение респондентов было бы еще менее комплиментарным по отношению к хулиганствующей группировке.

Напоследок любопытный факт. ФОМ довольно подробно интересовался отношением наших сограждан к тому, что в дело Pussy Riot вмешивается Запад. Выяснилось, что опрошенных это либо не волнует, либо раздражает. Больше трети (34%) безразлично отнеслись к тому, что зарубежные артисты и музыканты высказывались об этом процессе. Еще четверть респондентов (24%) относятся к подобным западным «голосам» отрицательно. Примерно такое же отношение и к официальной реакции со стороны представителей органов власти иностранных государств. Как бы там ни было, большинство (53%) убеждено: этот судебный процесс никаких последствий для России на международной арене иметь не будет. Противоположного мнения придерживаются лишь 11%.

Судя по существенному снижению накала страстей за рубежом вокруг дела Pussy Riot, действительно (глас народа - глас Божий), на наших отношениях с западными партнерами оно никак не скажется. Тем более что есть все основания подозревать, что столь яростное информационное продвижение судебного процесса инспирировано как раз из-за океана. Об этом, в частности, прямо заявил на днях отец «рейганомики», известный публицист Пол Крейг Робертс. По его словам, участниц группы «грубо обманули и использовали финансируемые Вашингтоном НПО, которые проникли в Россию». Целью тех, кто спланировал панк-молебен, как считает известный финансист, является «демонизация России за ее противодействие намерению Вашингтона уничтожить Сирию».

Тоже версия. Ничуть не менее экстравагантная, чем распространяемые сторонниками Pussy Riot бредовые заявления, что поминальные кресты, дескать, спиливают сами иерархи РПЦ. Об этом говорят те, кто еще недавно объявлял, чуть ли не поход против православия. Теперь они же прикидываются белыми и пушистыми, делая вид, что ничего подобного они в виду не имели и что кресты рубят не с их подачи.

Про таких есть хорошая поговорка. Либо крестик снимите, либо трусы наденьте.

Политолог Павел ДАНИЛИН

http://penza.kp.ru/daily/25941/2886986/

 

Активистка группы Femen пилит Поклонный крест в центре Киева

Активистка группы Femen пилит Поклонный крест в центре Киева

Фото: REUTERS

31.08.2012

 

Последствия дела Pussy Riot: началась радикализация общества по религиозным мотивам

В Уголовный кодекс предлагается ввести статью за богохульство

 

В прямом эфире радио и телеканала КП клирик Казанского собора на Красной Площади Игорь Фомин, профессор РГГУ, доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев, спецкор отдела политики «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин и ведущая Елена Афонина обсуждают, а должно ли было государство в принципе судить женщин из Pussy Riot? Или правильнее было бы, чтобы с ними разобрались прихожане и появившиеся православные дружины.

Афонина:

– Здравствуйте! Сегодня в центе нашего внимания вопрос нравственный. Что происходит в нашем обществе? Почему суд над Pussy Riot разделил общество на два противоборствующих лагеря? У нас в гостях Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади.

Фомин:

– Здравствуйте!

Афонина:

– И Пчелинцев Анатолий Васильевич, профессор РГГУ, доктор юридических наук, главный редактор журнала «Религия и право».

Пчелинцев:

– Добрый день!

Афонина:

– И специальный корреспондент отдела политики газеты «Комсомольская правда» Дмитрий Стешин.

Стешин:

– Здравствуйте!

Афонина:

– Давайте вспомним хронологию событий. В пятницу, когда был объявлен приговор Pussy Riot, было понятно, что это довольно жесткое наказание. И два года колонии общего режима восприняли как определенный демарш против подобных действий. Можно это воспринять и так: чтобы другим неповадно было.

Действия не заставили себя ждать. 17 августа активистки «Фемен» спилили бензопилой Поклонный крест в центре Киева. А далее последовала цепная реакция. В ночь на 25 августа неизвестные спилили три поклонных креста, установленных на подъездах в поселок Смеловский в Челябинской области. Я не буду перечислять все деяния. Самое главное, что те, кто выступает против Pussy Riot, тоже начинают свою активно озвучивать свою позицию. И предпринимать определенные действия. А именно, кулаками, тумаками и срыванием маек с логотипами Pussy Riot доказывают, что подобные явления в нашей жизни не имеют места. По крайней мере, не должно иметь места.

Может, мы наблюдаем сейчас то, что может считаться определенными боевыми действиями? Только на культурно-нравственной почве.

Фомин:

– Мне кажется, что церковь рассматривается как матерь Государства российского. Об этом многие говорят и пишут. Даже непримиримые либералы в виде Ключевского. И вот матерь вырастила ребеночка, который вырос, стал выше матери, государства. И вдруг этот ребеночек приводит в дом кого-то, кто начинает себя вести совершенно по другим правилам, которые были заведены в этом доме. И этот большой ребеночек наблюдает и смотрит. Может, другие дети, даже дети этого ребенка, они наверняка могут восстать против этого.

Естественно, создание этих дружин – это стихийные действия, которые не сорганизованы никем.

Афонина:

– Речь идет о создании православных дружин, чтобы защищать православные святыни.

Фомин:

– Не только православные святыни, просто порядок в обществе. Вы сказали, что срывают майки с логотипами Pussy Riot. Я об этом не слышал. Я слышал, что срывают майки с изображением икон. С непотребным изображением икон, где какие-то непотребные слова. Это я слышал. И это я приветствую. Если государство не может защитить свою матерь-церковь, что же делать…

Афонина:

– Майки срывают. Эти люди занимались этим и у здания суда, когда оглашали приговор, и после этого были определенные действия, вплоть до рукоприкладства.

Фомин:

– И с одной, и с другой стороны.

Пчелинцев:

– С моей точки зрения, причина носит глубинный характер. К сожалению, последние годы мы наблюдаем, что церковь сращивается с государством. К великому сожалению. Это, несмотря на то, что Конституция гарантирует, что у нас светское государство. И когда церковь открыто и публично поддерживает политическую власть, а люди сегодня живут достаточно сложно, особенно в регионах, то это вызывает раздражение как минимум. И это дело, связанное с Pussy Riot явилось катализатором. Мина, которая сработала. Она взорвала общество. Недовольство копилось давно. Оно связано не только с политической активностью церкви, но и в том числе с неподобающим поведением ряда священнослужителей, в том числе и иерархов Русской Православной Церкви. Это все на слуху. Я не буду повторять.

Афонина:

– Да. Мы это обсуждали уже.

Пчелинцев:

– Да. И поэтому недовольство вылилось сегодня в эти акции. И сегодня каждый день то спилили крест, то мощи украли. В Санкт-Петербурге. Где-то разбили стекла в культовом здании. К сожалению, это будет нарастать. С моей точки зрения. Почему? Церковь на сегодняшний день не всегда и не во всем на высоте. И она не всегда выполняет свою высокую миссию, духовную миссию.

Стешин:

– Я напомню историю, почему группа «Фемен» всего лишь одну акцию устроила в Белоруссии. Это было ранней весной 2011 года. Они провели эту акцию на площади где-то против Лукашенко. После чего их отловили искусствоведы в штатском, вывезли в лес. Они там копали могилы. Побрили их наголо. Вымазали зеленкой и вывезли на пограничный пост. И голышом пустили на сопредельную территорию Украины, где они долго, до четырех утра шарахались по поселку и стучались в двери, пока им какие-то половички не вынесли. Больше «Фемен» никаких акций в Белоруссии не проводила.

Я считаю, что эту ситуацию надо было разрешать в зародыше. Не выпускать этих барышень и тех, кто обеспечивал информационно это богохульство в храме. Не выпускать их за пределы храма. Может, свозить в лес, покормить заек… Реакция должна была быть максимально жестокой, причем, со стороны верующих. Не нужно было делегировать права наказания богохульниц государству. Я понял это буквально в последние дни, когда увидел, какое развитие получила эта история.

Афонина:

– Да. И тут же появятся люди, которые заявят о том, что «это сделали мы». Для того, чтобы попиариться, себе сомнительную славу…

Стешин:

– Бесов потешить внутри.

Афонина:

– Та самая «Народная воля», которая вдруг неожиданно заявила, что это сделали они. Причем, на просторах интернета. В реальной жизни она никакого воплощения не имеет. Или это реальные люди?

Стешин:

– Сейчас очень много реальных организаций экстремистского толка. Они существуют в интернете, это так называемые автономы. Они связываются через какие-то форумы. И их практически невозможно вычислить. Но когда они устраивают акции, они вполне реальны.

Афонина:

– В это противоборство включаются и представителя власти. Так, например, в пресс-центре МВД заявили, что есть указание, и оно уже отправлено в региональные подразделения органов внутренних дел. И заключается руководство в следующем, чтобы приблизить маршруты патрулирования полицейских нарядов к религиозным объектам независимо от того, какой конфессии они принадлежат. Значит ли это, что можно ожидать кощунственных действий по отношению не только к православным храмам и крестам, но и к мечетям, к синагогам, к любым зданиям, где совершаются молитвенные действия?

Фомин:

– Мы знаем об убийстве имама в Татарстане. В 2008 году в Оренбурге кто-то нарисовал на синагоге свастику, получив пять и шесть лет. Это угроза не только для православия. Это угроза расшатывания устоев нашего российского общества. И не надо здесь разделять конфессионально. Мы говорили, что православные дружины будут ходить. А что, создать теперь мусульманские дружины? Наверное, да, если они будут защищать нормы поведения и отношения к их традициям, культовым сооружениям. Я считаю, что здесь нет никакого разделения.

Пчелинцев:

– Я позитивно отношусь к инициативе Министерства внутренних дел. Фактов осквернения культовых зданий разных конфессий, к сожалению, много. И, может, это чуть-чуть снимет напряжение.

Афонина:

– А, может, действительно, не так уж нелепо выглядит инициатива одного из думцев, который предложил ввести в Уголовный кодекс такое определение, как богохульство? И наказывать за это деяние сроком, если не ошибаюсь, до пяти лет лишения свободы.

Когда мы рассуждали над тем, какого наказания заслуживали Pussy Riot, в том числе и говорили о том, что в нашем законодательстве эти деяния расплывчато трактуются.

Пчелинцев:

– Все религиозные организации приравнены государством к заводам. Платят налоги, все, что положено. И к ним должны применяться те же самые права, как и к заводам. Если эти Pussy Riot пришли бы на завод и погромили бы кабинет директора, допустим. Статьи о вандализме, думаю, вполне достаточно. Но под эту статью должны подходить и все остальные оскорбления других людей и общества. Потому что это тоже считается вандализмом.

С моей точки зрения, главное – неотвратимость наказания. Не обязательно ужесточать наше уголовное законодательство. Что получилось с Pussy Riot? Ведь почему многие возмущаются? Статью не могли подобрать. 5.26? Вроде бы мало? Штраф и все. До тысячи рублей. Что это такое? И подтянули 213.2. А здесь уже много: до 7 лет лишения свободы. А у них дети маленькие. И тут уже сострадание уже возникает к ним.

В Российской Империи у нас в уголовном уложении было около ста статей. И богохульство было, и святотатство, все, что угодно. Накануне октябрьских событий мы знаем, какое отношение было к церкви. Даже задолго до октябрьских событий. Вот то, что происходит сейчас, все это было. Мы это уже все проходили.

Афонина:

– Виток исторический…

Пчелинцев:

– Он есть, он просматривается. И, с моей точки зрения, даже не столько важно ужесточение, сколько неотвратимость наказания.

Афонина:

– Дим, может, ввернуть статью «богохульство»? Вернуть.

Стешин:

– Мне кажется, не будет она работать. В таких сложных и многогранных ситуациях работают только симметричные решения. Вот американцы собирались вывести на орбиту земли группировку спутников. Наши пообещали, что выведут просто контейнеры со стальными уголками, которые эту группировку просто сметут. Здесь то же самое. Церковь здесь должна была брать их на поруки и довести до раскаяния. Я утрирую. Есть мудрые пастыри в церкви, которые помогли бы им осознать то, что они совершили. Это был бы феерический ход. Если бы Толоконникова сказала, что она ошибается, и нашла в себе Бога, это было бы потрясающе.

Фомин:

– Она считается рецидивисткой. Это же не первое ее выступление в храме. Накануне было выступление в Елоховском соборе.

Стешин:

– Где они отсняли часть видеоматериала. Да.

Фомин:

– Причем, дали в руки девочке, маленькому ребенку, чтобы она отснимала часть видео. Их оттуда выгнали.

Пчелинцев:

– Но ответственности они никакой не понесли. Если бы они понесли хоть какую-то ответственность, может, по-другому было бы…

Фомин:

– Тогда бы еще громче бы кричало все либеральное общество, что церковь опустилась и тому подобное.

Дорогие мои, поймите! Они совершают второй проступок. Если их сейчас отпускать, то это будет третий, четвертый и пятый. И они возьмут это за моду.

Афонина:

– А сейчас мы видим, к сожалению, если не эти три участницы панк-группы совершают подобные деяния, то их последователи по всему миру. Мы это тоже видим.

Фомин:

– В Финляндии профессор точно так же выступил. И сразу получил два года. Без следствия.

Афонина:

– Однако! Неотвратимость наказания есть. Пожалуйста! И это никого не останавливает.

У нас телефонный звонок.

– Здравствуйте! Согласен по поводу серьезного раскола. Между мной и церковью существует огромная пропасть, несмотря на то, что глубоко верующий.

Афонина:

– Как вы прокомментируете то, что сказал наш радиослушатель? Очень часто эти реплики звучат, что после этого громкого и скандального дела мы в Бога верить не перестанем, но в церковь ходить не будем. Считаем, что она в данной ситуации повела себе не так, как должна была себя повести. Может, раскол внутри человека? Он, оставаясь верующим, говорит, что с этой церковью не хочет иметь ничего общего.

Фомин:

– Когда ты веришь в Бога в своей душе, ты изменяешь Бога под себя. Как тебе удобно. И, естественно, одни ищут средства для того, чтобы прийти в храм. Другие – причину, чтобы не прийти в храм. Это замечательная причина, сослаться на Pussy Riot.

Что по отношению к церкви, что она не так себя повела… Как должна была повести? Дмитрий предложил вывезти и покормить зайчиков. Замечательное предложение. Но, опят же, не наши мотивы ведения воспитательной работы. Горох и тому подобное – это из другой оперы. Из домостроя. Но не из церкви.

Если бы церковь встала на защиту Pussy Riot, то наше правовое общество, которое мы пытаемся построить, пришло бы в недоумение. Мы бы имели давление на следственные органы.

Афонина:

– А так давления не было?

Фомин:

– Им вынесли приговор. Приговор, мы считаем, что суровый. И Патриарх обращается с просьбой к Президенту о помиловании.

Пчелинцев:

– Если бы церковь публично на ранней стадии проявила милосердие в этой ситуации, то не было бы того, что происходит сегодня.

Фомин:

– А как…

Пчелинцев:

– Призвать к покаянию публично.

Фомин:

– Призывали.

Пчелинцев:

– Простить.

Фомин:

– Не обижались.

Пчелинцев:

– Но мы этого не знаем, что призывали. Понимаете, я каждый день включаю телевизор. Читаю газеты и смотрю интернет. И только когда приговор был, Синод обратился. Но это запоздалое было обращение.

Фомин:

– Мой одноклассник, с которым мы учились в семинарии, батюшка из Москвы отец Павел Гумеров ездил к ним в тюрьму для беседы. Было двое батюшек. Не было беседы.

Афонина:

– Они отказались?

Фомин:

– Да.

Пчелинцев:

– Это должен быть сигнал даже к обществу, не к ним конкретно. К обществу. Церковь должна дать сигнал, что она милосердная, любящая церковь.

Фомин:

– Ездили, пытались… Отец Всеволод Чаплин говорил, что он готов… Если будет хотя бы малейшее движение с их стороны.

Я не вижу с нашей стороны никаких препятствий, чтобы простить, помиловать, снизить приговор и тому подобное. Здесь есть препятствие со стороны либеральных СМИ.

Афонина:

– У нас очень много телефонных звонков!

– Здравствуйте! Меня зовут Андрей. Я думаю, что раскола нет. Эта группа протестная существовала всегда. Либерально настроенная. И эти настроения существовали всегда. И удивляться этому нечего. Просто так сложились протестные настроения. Был найден такой повод. Представляете себе, поклонение Поясу Богородицы было. Какое количество людей! Люди, которые это увидели, они возмутились, как это может быть… Вышли люди, никто их не организовывал…

Эта группа стабильна. Она всегда будет придерживаться таких взглядов.

Афонина:

– Спасибо!

Мы почему-то слышим ярую и громкую позицию в защиту этой панк группы. И голоса тех, кто выступает против, приводит аргументы и говорит об этом, то ли не слишком громко звучат, то ли на них не обращают внимания. Тогда, действительно, а где те тысячи верующих, которые по всей России пришли поклоняться святыне?

Фомин:

– За все время существования этого конфликта, скандала мне пришлось разговаривать с прихожанами три или четыре раза. Три или четыре человека задали вопрос. Дело в том, что то, что обсуждается в СМИ, это не значит, что вся Россия об этом хорошо осведомлена. Да, какая-то группка интеллектуальных и продвинутых людей в городах… И то, в более или менее больших городах. В глубинке об этом мало знают.

Афонина:

– Но кресты рубят и в глубинке…

Фомин:

– Там меньше наказания и внимания. Да, это есть везде.

Афонина:

– Что скажете вы, Анатолий Васильевич?

Пчелинцев:

– С моей точки зрения, подавляющая масса не поддерживает Pussy Riot. Они просто не солидарны с приговором, который прозвучал. И с тем, что они находились длительное время в заключении. И находятся.

Когда это случилось, я одним из первых обратился с письмом в Следственный комитет, чтобы с этим случаем разобрались. И поскольку в редакцию журнала «Религия и право» приходят письма, звонки. И дали этому адекватную юридическую оценку. Но я был поражен, когда их арестовали. Почему? Потому что у меня тоже есть маленький внук. И я представляю, что такое мама разлучена… Уже шесть месяцев. Да, наказания они заслуживают. Но не столь жесткого, с моей точки зрения.

Я со многими беседую. Абсолютное большинство людей их осуждают. Но не согласны с приговором суда. И поэтому, я думаю, большинство людей сегодня…

Фомин:

– Вы обратились в юридические органы с просьбой, чтобы разобрались. Вы довольны, как они разобрались?

Пчелинцев:

– Нет. Во-первых, это было очень долго. Шесть месяцев. Там эпизод один. Там разбираться, собственно, нечего…

Афонина:

– Давайте вспомним, что вчера одну из оппозиционерок осудили на восемь лет. И при этом то, что у нее малолетняя дочь, правосудие не очень трогало. Несмотря на то, что обвинение было…

Стешин:

– Просило четыре года. Судья дал восемь.

Афонина:

– Прокурор просил четыре года, дали восемь. Это вообще… Из ряда вон выходящее событие.

Фомин:

– Осудили не оппозиционерку. Торговца наркотиками.

Афонина:

– 9 грамм…

Стешин:

– Это много, на самом деле. Это 90 доз примерно.

Афонина:

– У нас есть звонок.

– Здравствуйте! Александр. Мое мнение, что частично власти все это провоцируют. Раскол есть. Никто не защищает этих Pussy Riot. Идиотский поступок. Но за идиотизм давать два года… Мое мнение, что было выступление не против церкви, а в церкви против власти. Я понял это так. И власть-то сначала, мне кажется, не знала, как с этим вести себя. А потом притянули за уши… Действительно, решили списать, что это выступление против церкви. И так далее. А то, что сейчас началось, спиливания крестов, с одной стороны, майки… Это уже вандализм. И с той, и с другой стороны.

Но, на мой взгляд, изначально все спровоцировано властью. Церковь она подставила. Повернула в другую сторону.

Афонина:

– Спасибо.

Стешин:

– Есть позитивный момент во всей этой истории. Выявилось множество бесноватых. Бесы оживились. Заметка на форуме «Комсомольской правды» о неудаче с запуском спутника. В комментарии приходит человек, причем, эти бесноватые называют себя атеистами, под ником «атеист». И пишет: «Это потому, что попы на Байконуре освятили ракету». Я спрашиваю, атеист ли он. «Да». И я ему объясняю, что он не атеист, что он бесноватый. Он попадает под два классических определения бесноватого, отец Игорь меня поправит, если что. Это беспричинное богохульство, попрание святых. И называние другими сущностями.

Афонина:

– Скажу большее. Здесь, в эфире, один из приглашенных гостей-экспертов сказал ту же самую фразу. Только применительно к сборной России, которая уезжала на Олимпиаду. Мол, на предыдущей освятили, и выступили они из рук вон плохо, а на этой они отказались от благословения. И выступили более или менее хорошо.

Стешин:

– И они называют себя атеистами! Они путают атеизм. Атеисту все равно. Он верит во всемирный разум, в бесконечность познания. Его никак не оскорбляет литургия. Как мне писали некоторые «атеисты». Атеисту все равно! А вот бесноватым не очень!

Афонина:

– Раскол есть, мы понимаем. Кому он выгоден, в первую очередь? Говорят, что спровоцировало государство. Опят же, слышим, что государство и церковь активно сращиваются. Во-первых, что в этом страшного? Чем это грозит? И кому выгоден этот скандал? В итоге, кому он нужен?

Фомин:

– Про сращивание говорили вы.

Афонина:

– Да, сращивание. И что?

Пчелинцев:

– Я думаю, что сейчас политический сезон вновь откроется.

Афонина:

– До 15 сентября еще как откроется…

Пчелинцев:

– И, к сожалению, вот эта дискуссия, хорошо, если останется только дискуссия… Будет обостряться. Кому это выгодно? Очевидно, тем, кто хочет расшатать лодку, в которой мы все находимся. Ситуация и так нестабильная. Мы преодолели экономический кризис, а тут сейчас церковные, государственные, конфессиональные дела подмешиваются. Я думаю, это выгодно нашим недругам. Они могут быть как внутри, так и за пределами России. И в этой ситуации, повторюсь, была стратегическая ошибка правоохранительных органов и органов правосудия, когда был вынесен такой приговор. Это послужило неким катализатором и поводом для того, что сегодня каждый день происходит.

Афонина:

– Так чего бояться от сращивания государства и церкви? Отец Игорь!

Фомин:

– Не знаю, чего бояться. Бояться сильного государства, потому что церковь занимается своими вопросами. Она не занимается политикой, она занимается социальными вопросами, социальной деятельностью. Это я сейчас наблюдаю в обилии. НИ у одной другой организации, будь то телевидение, какой-то завод, нет на попечении стольких детских домов, престарелых. Ни один институт не ездит в больницы, сколько ездит церковь. И это хорошо. И если это будет сотрудничество государства и церкви, мне кажется, это будет только благо.

По поводу раскола в обществе. Да, пока религиозные конфессии нашей страны занимаются богоугодными делами, естественно, на них легче всего свалить. И что общество виновато… Ничего подобного, наше общество всегда любило и прощало какие-то проступки батюшки. Единственное, не прощало священникам проступки неверия. Таких священников я никогда не знал. Ни в советское время, ни сейчас.

Афонина:

– У нас звонок.

– Здравствуйте! Меня зовут Константин. Раскола в обществе нет. Pussy Riot не стоит выеденного яйца! И нечего вам там его обсуждать! Люди как жили в глубинке, так и живут. Давайте поговорим о пяти миллионах сирот! И наказание справедливо!

Афонина:

– Вот голос народа. То, о чем вы говорили, отец Игорь. В глубинке народу на то, что происходит с участницами панк-группы, будут они петь с Мадонной или нет…

Стешин:

– Пережили семьдесят лет советской власти и Pussy Riot переживем!

Афонина:

– Абсолютно все равно!

Итоги нашего опроса. Ответили, что да, происходит раскол в обществе по религиозным мотивам – 45 процентов нашей аудитории. 55 – нет. Такого раскола нет. В единицы голосов разница. Она показывает, что люди пока не определились, что же это…

Стешин:

– А, может, показывает, что есть раскол?

Афонина:

– Дим, дай Бог, чтобы мы придерживались точки зрения, что такого раскола нет.

Спасибо!

http://penza.kp.ru/radio/stenography/42839/

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг