Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 23.07.18
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

Лаврский духовник архимандрит Кирилл. К годовщине преставления старца

 

24.02.2018

 

Архимандрит Макарий (Веретенников)

 

20 февраля 2018 года исполнился год со дня преставления ко Господу постриженника, насельника и многолетнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова)*, одного из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви. Предлагаем вниманию наших читателей исследование, посвященное жизни, богословским трудам и проповеднической деятельности отца Кирилла.

20 февраля 2018 г.

 

Высок подвиг духовничества, столь необходимый для нашего спасения. Олицетворением этого подвига в наше время является духовник Троице-Сергиевой Лавры, выпускник Московской Духовной академии – архимандрит Кирилл. Он родился 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки Михайловского района Рязанской области в семье крестьянина. Отец Кирилл вспоминал о себе, что он вырос в крестьянской семье, родители были верующие, но с 12 лет жил в неверующей среде, у брата. Происшедшая перемена в семье была вызвана наступившим сиротством; «воспитывала мальчика бабушка» [1].

 

В 1933 году он поступил учиться в Касимовский индустриальный техникум, где проучился четыре года, получив специальность техника-технолога по холодной обработке металлов резанием. После этого он год работал на заводе в Челябинской области, в городе Катав-Ивановске, и с 1939 года «служил срочную службу на Дальнем Востоке, где и встретил июнь сорок первого <…> В октябре он был уже на Волховском фронте, в огненной гуще тяжелейших боев. Натерпелся военного лиха, был ранен <…> а после двух месяцев госпиталя опять исправно потянул солдатскую лямку: то в расчете ПТР, то в минометной роте, то в танковых частях. В приволжских степях под Сталинградом спал в снегу, околевал от холода, отступал и наступал, остался жив (хоть и не чаял), освобождал Европу от фашизма» [2]. Во время войны мужественный воин был дважды ранен: в ногу, затем в руку. Был пройден большой и тяжелый путь, о котором архимандрит Кирилл вспоминал: «Наш самоходный полк прошел Румынию, попал в Венгрию. Сильные бои были возле озера Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно <…> Дошел до Австрии» [3]. Теперь события пережитой войны, несомненно, часто всплывают в сознании бывшего фронтовика. «То необходимо вспомнить название городка, где он лежал в госпитале со вторым ранением, то воскресшая в памяти страшная картина гибели подорвавшихся на мине однополчан надолго лишает его сна и покоя…» [4]. Памятью о Сталинградских окопах стали его больные легкие и покашливание [5].

 

Об Отечественной войне написано много, разобраны отдельные битвы, стратегические планы и т. д. Но не менее важно духовное осмысление войны, человеческой трагедии такого масштаба. По мнению отца Кирилла, именно начавшееся открытие православных храмов, обращение русских людей к Богу, усиленная молитва к Нему явились основой тех перемен в войне, которые привели затем нашу страну к победе. Старец вспоминает: «После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены <…> Народу – битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был сплошной вопль <…> Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник» [6]. Всю войну мужественный солдат прошел с образком Иверской иконы Богоматери, который надела на него бабушка перед уходом в армию [7]. Пречистая Дева Своим удивительным заступлением спасла христолюбивого воина от неминуемой гибели: немецкого расстрела [8].

 

Первоначально после демобилизации в 1946 году лаврский духовник работал на топливной базе в Москве на Рогожском валу. Однажды в Елоховском соборе он узнал, что в Новодевичьем монастыре открыли духовную семинарию. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Проректор, отец Сергий Савинский, встретил радушно и дал программу испытаний. В характеристике при поступлении в Духовную школу говорится: «…к молитве усердный <…> тихий, скромный, благочестивый и вообще <…> у него великая тяга ко всему святому-доброму». 7 августа 1946 года он подал прошение на зачисление в Богословский институт, в котором говорится: «Прошу зачислить меня в состав учащихся для допущения сдачи испытаний на 1 курс начальной богословской школы, так как у меня было и есть желание учиться в Духовной семинарии и быть Христовым служителем и потрудиться на этом добром поприще для блага и добра верующих, ибо я сам это испытал на себе, будучи без духовной пищи и во время учебы и фронта. Я всегда ощущал себя невеселым, чего-то мне не хватало. И я не знал чем себя утешить и только когда у развалин одного дома в 1943 году я нашел Евангелие и стал его читать, то я стал ощущать приток жизнерадостности и всего того доброго и скромного, чего некогда ожидал в своей душе. И у меня тогда появилось желание пойти учиться в Духовную Школу, хотя и не знал, есть ли они или нет. Обязанности пастыря я уважаю и ценю, как один из добрых и полезных трудов, хотя и понимаю, что труд тяжелый. Прошу допустить меня до приемных испытаний». В анкете он написал о себе – «рабочий (грузчик)». Позднее отец Кирилл вспоминал: «Я был демобилизован в мае 1946 года и прямо в военной форме пришел в Новодевичий монастырь. Узнал правила приема и, конечно, был весьма благодарен и обрадован, что моя заветная мечта сбылась» [9]. На вступительных экзаменах он успешно написал сочинение на Евангельскую тему, чему помогло постоянное чтение Священного Писания.

 

Получил вызов с извещением о зачислении. В 1946 году в Семинарию было принято 79 учащихся, и среди них будущий архимандрит Кирилл [10]. Позднее отец Кирилл вспоминал: «Мы занимались в классах Новодевичьего монастыря, в храме. Надо сказать, что обстановка тогда была нелегкая: после войны разруха, была карточная система» [11]. С самого начала обучения он отличался «скромностью, постоянной молитвой и частым посещением Богослужения» [12]. В самом начале своего обучения он жил в Подмосковье и испытывал от этого дополнительные трудности.

 

После окончания первого класса он находился в Псково-Печерском монастыре с 27 июня по 27 августа 1947 года, «жил и работал в обители, неся клиросное и общие послушания». Постепенно студент И. Павлов начинает обращать на себя внимание начальствующих. Один из воспитателей духовной школы отметил: «Следует сказать о Павлове: он едва ли не единственный пожалел, что на второй, третьей, пятой и шестой седмицах (Великого поста) разрешается рыба. По его мнению, трапеза в семинарии и без того чересчур обильна для поста. В посещении Богослужений Павлов может служить примером» [13]. В 1948 году духовная школа сменила место своего пребывания, переместившись из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, и возобновила свою деятельность под кровом преподобного Сергия († 1392; пам. 25 сент.) [14]. Вскоре, в 1950 году, он окончил Духовную семинарию, выпуск был 20 июня. Выпускникам были вручены аттестаты и Библии, в которых были сделаны памятные записи: «Согласно постановлению Совета Московской Духовной семинарии, окончивший семинарию в 1950 году (фамилия, имя) награждается этою святою Библией для постоянного жизненного руководства и назидания» [15]. Это благопожелание священноначалия было ему весьма близко, и он пронес его через всю свою жизнь.

 

Затем выпускник семинарии поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1954 году, представив работу «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви I-II вв. христианства» (Загорск, 1954. 103 с.). В характеристике выпускника было отмечено: «…на протяжении всего времени его занятий в Московских духовных школах был безупречного поведения. Его трудолюбие и прилежание в занятиях, его дружественное, по-товарищески отзывчивое обращение с сокурсниками – всегда и всеми отмечались как основные черты его характера». Последний экзамен в Академии был 15 июня, а выпуск – 17 июня. Выпускникам на память об окончании школы была вручена книга «Патриарх Сергий и его духовное наследие» [16].

 

В день последнего экзамена выпускник Академии пишет прошение наместнику Лавры архимандриту Пимену (Извекову): «Имея давнее влечение к иноческому образу жизни, я имею сердечное желание в настоящее время после окончания Духовной Академии поступить в обитель Преп. Сергия и нести все послушания, какие будут на меня возлагаться. Поэтому прошу Вас, о. Наместник, принять меня в число послушников братии Троице-Сергиевой Лавры». Вскоре последовало прошение отца Наместника на имя Патриарха о пострижении послушника в монашество. 25 августа 1954 года архимандритом Пименом он был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Кирилла Белозерского († 1427; пам. 9 июня). Так промыслительно его монашеские именины пришлись на день начала Великой Отечественной войны. В том же году на праздник осеннего преподобного Сергия митрополит Ростовский и Каменский Вениамин (Федченков) в Успенском соборе рукоположил его в сан иеродиакона, а 30 ноября епископ Иоанн Псковский и Порховский (Разумов) в Трапезном храме рукоположил отца Кирилла в сан иеромонаха [17]. В это время в Лавре велись интенсивные ремонтно-восстановительные работы, наместник архимандрит Пимен устроил в Трапезном храме два новых придела во имя святителя Иоасафа Белгородского († 1754; пам. 10 дек.) и преподобного Серафима Саровского 1833; пам. 2 янв.), канонизированных в начале XX века[18].

 

В 1954-1955 годах, в начале своего пребывания в Лавре, старец был пономарем в Троицком соборе, затем позднее – лаврским кассиром, помощником казначея и, наконец, казначеем Лавры. В 1956 году последовало его награждение набедренником, в 1957 году – наперсным крестом. 30 октября 1959 года епископ Дмитровский Пимен (Извеков) возвел иеромонаха Кирилла в Трапезном храме Лавры в сан игумена; в 1962 году он получил крест с украшением. В 1961 году епископ Афанасий (Сахаров) в письме лаврскому духовнику архимандриту Феодориту поздравил двух новых лаврских архимандритов и при этом написал: «Передайте от меня приветствие и всечестному батюшке игумену Кириллу, которому желаю поскорее уподобиться своим друзьям» [19]. 7 октября 1965 года Святейший Патриарх Алексий I возвел отца Кирилла в сан архимандрита.

 

Личные подвиги приносятся Богу и мало известны людям. Епископ Афанасий (Сахаров) писал в 1962 году: «Сказали мне, что очень слабеет отец Кирилл <…> Берегите его и наложите на него строгое послушание: беречь себя, лучше питаться, уменьшить подвиги свои. А Вас прошу, нельзя ли поставить вопрос об освобождении его от всяких нагрузок, особенно нагрузок хозяйственно-административных?» [20]. А в это время начались публичные нападки на отца Кирилла. Один из современных исследователей отмечает, что в «1960-е гг. мало кому из епископов удавалось избежать заказной газетной травли» [21]. Это в полной мере коснулось и отца Кирилла. В местной газете «Вперед» во время хрущевских «заморозков», в 1964-1965 годах был опубликован ряд клеветнических статей, в которых отец Кирилл публично обвинялся в безнравственном поведении [22]. Во время Великого поста в 1964 году на Пассии отец Кирилл произнес проповедь на тему «О необходимости молитвы среди искушений». Говоря о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, он отмечает: «При этом воспоминании само собою возбуждается усердие и пламенение к молитве, возникают сознание необходимости для нас молитвы и уверенность в ее благоуспешности. Сознание необходимости высшей помощи, а вместе и молитвы для испрошения этой помощи у Бога с особенною силой возникает в душе у христианина, когда он с особою ясностью и живостью представляет, с одной стороны, тяжесть и опасность искушений, постигающих его на пути жизни и особенно в трудные минуты крестоношения, и, с другой стороны, крайнюю немощь нашего естества, обреченного на крестоношение» [23].

 

После кончины Святейшего Патриарха Алексия († 1970) Местоблюстителем Патриаршего престола был митрополит Крутицкий Пимен, бывший Лаврский наместник. В день открытия Поместного Собора, заседания которого проходили в Троице-Сергиевой Лавре, митрополит Пимен совершил Божественную Литургию в Троицком соборе. Среди сослужившей лаврской братии был и архимандрит Кирилл [24]. Затем после своего избрания на Патриарший престол новый Предстоятель Русской Церкви наградил к празднику преподобного Сергия в 1971 году братию Троице-Сергиевой Лавры различными наградами; архимандрит Кирилл был удостоен ордена князя Владимира III степени. В 1973 году к празднику Святой Пасхи последовало награждение Патриаршей грамотой. В 1979 году в связи с шестидесятилетием духовник Лавры архимандрит Кирилл был награжден правом ношения второго креста с украшением. В 1984 году произошло важное событие – на праздник Святой Троицы отец Кирилл в составе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку во Святую Землю на празднование престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Патриарх Алексий II в 1999 году удостоил архимандрита Кирилла орденом преподобного Сергия I степени и позднее – патриаршим наперсным крестом.

 

В 1986 году последовало освобождение отца Кирилла от обязанностей казначея, и он смог больше уделять внимания духовному окормлению братии и богомольцев. Совершая Чин исповеди, который после напоминания-перечисления грехов переходил в индивидуальную исповедь, отец Кирилл читал разрешительную молитву, после чего следовало традиционное окончание чинопоследования. Когда он исповедовал духовенство в алтаре, он мог сразу прочитать полный Чин и в конце на отпусте перечислял имена небесных покровителей всех, кто присутствовал на исповеди. Поэтому справедливо наблюдение, что у «отца Кирилла хорошая память, он помнит всех по именам, кто хотя бы раз обращался к нему за советом» [25]. Свое служение он совершал, нередко превозмогая свои недуги и болезни, и при этом наставлял всех шествовать средним путем, избегая ригоризма [26].

 

Духовные школы в Троице-Сергиевой Лавре именуются большой кельей преподобного Сергия. Конечной целью их деятельности является подготовка достойных пастырей Церкви, спасение душ человеческих. Традиционны встречи руководства Лавры и Академии. На Рождество Христово в 1984 году «ректор, инспекторы поздравили исполняющего обязанности наместника Лавры архимандрита Евсевия и духовника Лавры архимандрита Кирилла с праздником» [27]. В жизни духовных школ традиционны общая исповедь и Причастие на первой седмице Великого поста, на Страстной седмице. Отец Кирилл всегда приходил на исповедь в Академический храм. Кроме этого, он участвовал во встречах со студентами. «12 марта 1996 года в Большом актовом зале состоялась встреча студентов с духовником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Кириллом. Жажда услышать старца, желание спросить его, возможно, о самом сокровенном, о наболевшем были столь велики для многих, что собравшимся на беседу не хватило места. Но никто не уходил, стоя слушали отца Кирилла, который говорил вроде бы совершенно просто, но каждый ответ поражал глубиной духовной мудрости» [28]. Важный этап в жизни студента Духовной школы – это выбор жизненного пути. «Особенно много получают от о. Кирилла мудрых назиданий и слов утешения семинаристы МДА. Решение принять монашество или жениться, такой важный выбор, многие из семинаристов доверяют принять батюшке» [29].

 

Прошли годы, но память о времени, проведенном в духовной школе, была жива у старца. В 1974 году, двадцать лет спустя после окончания Академии, собрались выпускники, чтобы «вспомнить о годах, проведенных в духовных школах, о преподавателях, вознести соборную молитву к Богу, Божией Матери, преподобному Сергию» [30]. В 2000 году собрались выпускники 22 июня по случаю 50-летия окончания семинарии. Это был день именин архимандрита Кирилла. «Вдохновителем и зачинателем встреч был отец Кирилл – архимандрит Троице-Сергиевой Лавры» [31].

 

2 декабря 1998 года, на праздник святителя Филарета Московского († 1867; пам. 19 дек.), в Московских Духовных школах прошли торжества, посвященные пятидесятилетию возобновления их деятельности в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Своими воспоминаниями о событиях тех лет «с участниками вечера поделились воспитанники Московских Духовных школ первых послевоенных лет: митрополиты Волоколамский и Юрьевский Питирим, Нижегородский и Арзамасский Николай, архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек, архимандрит Кирилл (Павлов)» [32]. Через год отец Кирилл был награжден грамотой «За вклад в духовное просвещение россиян» [33].

 

В последние годы архимандрит Кирилл находится в Патриаршей резиденции в Переделкино, где часто общался с Патриархом Алексием II († 2008) [34]. Как в Лавру, так и сюда к нему потянулись лаврская братия, монашествующие, духовенство, миряне. Самое главное, чему он учил при этом: «Приводить людей к Богу». В 2003 году батюшка перенес инсульт с последующими различными осложнениями и другими недугами. В стихотворении читаем об этом:

 

«От обители вдали

Ты смертельно заболел,

Видно, силы подвели

Или так Господь велел» [35].

 

Пребывая в Переделкино, он старался, пока позволяли силы, приносить духовную пользу людям, ежедневно отвечая на приходившие письма. «В течение месяца ему приходилось отвечать на двести или более писем» [36]. Интересна история одного ответа-письма отца Кирилла женщине, переживавшей проблемы со здоровьем и душевный кризис. Однажды, собравшись с силами, она направилась погулять у любимого Новодевичьего монастыря. Перед этим она написала письмо отцу Кириллу. Она пишет об этом событии: «Мне главное было, чтоб старец получил мое письмо и помолился обо мне» [37]. Вскоре пришел ответ от старца, написанный «его рукой, что было так драгоценно для меня. Перечитывала его несколько раз. И только потом до меня дошло, что он написал свой ответ на открытке. Переворачиваю ее – и что же вижу на обороте? Изображение Новодевичьего монастыря! Только такое красивое, в солнечное, летнее время. И с того самого ракурса, от пруда заснят, где я сидела в тот самый день» [38]. Этот ответ старца оказался очень памятен и утешителен для написавшей его москвички. В последующее время старцу отвечать было сложно, и поэтому выписывались имена тех, кто написал письмо, и их имена поминались духовенством во время Богослужения в храме.

 

В 2005 году отцу Кириллу была вручена награда «За вклад в духовное возрождение Отечества» в резиденции Патриарха Алексия II в Переделкине. Братия Лавры по-прежнему навещает своего духовника и духовника трех Патриархов, особенно в дни праздников[39].

 

Многогранно протекала его подвижническая, монашеская жизнь в Лавре. Пока «позволяло здоровье, отец Кирилл любил бывать на Северном кладбище города Сергиева Посада и служить панихиды на могилах захороненных здесь иноков Троице-Сергиевой Лавры» [40]. Известен некоторый круг лиц, с кем общался старец. «Одним из старцев-сопостников были архимандрит Серафим (Тяпочкин) и архимандрит Геннадий (Давыдов)» [41]. Об отце Серафиме он отзывался: «Во время нашей беседы из его уст, я заметил, не вышло ни одного слова осуждения, какой-то раздражительности или гнева. Но действительно, любовь, такая ласковая любовь, которая, знаете, как-то человека располагает тоже к любви и доброте» [42]. «После закрытия властями Глинской пустыни ее старцы благословляли за советами и на исповедь обращаться к духовнику Лавры отцу Кириллу. Когда отец Серафим (Романцев), старец из Глинской пустыни, бывал в Москве, то всегда старался встретиться с отцом Кириллом, и владыка Зиновий, глинский старец, митрополит, при посещении столицы и Лавры считал своим долгом повидаться с отцом Кириллом. В свою очередь отец Кирилл приезжал на Кавказ, бывал у владыки Зиновия» [43]. В самом начале своего пребывания в Лавре отец Кирилл обратил внимание на подвижнический образ жизни инока Иоанна. Состарившийся инок доживал позднее последние дни в своем доме, и отец Кирилл навещал его, проявлял заботу о нем [44].

 

Отец Кирилл лично знал и особенно почитал святителя Афанасия Ковровского (Сахарова; † 1962; пам. 15 окт.). Он писал: «С епископом Афанасием мне приходилось встречаться в Троице-Сергиевой Лавре, а также в Петушках <…> Я даже жил у него в Петушках дней десять – владыка Афанасий принял меня под свой покров для отдыха, в связи со слабым состоянием моего здоровья» [45]. Об одной такой встрече отец Кирилл вспоминал: «В один из приездов епископа Афанасия в Троице-Сергиеву Лавру мы навещали его в гостинице, спрашивали о некоторых связанных с исповедью вопросах современной жизни, которые не освещены в древних канонах. Он давал практические советы, как в наше время руководствоваться древними канонами» [46]. Святитель Афанасий переписывался с лаврским духовником архимандритом Феодоритом, при этом в письмах он всегда просил «передать поклон отцу Наместнику и отцам Кириллу и Тихону» [47]. Он хотел их видеть у себя для духовного общения [48]. В письме отцу Феодориту он писал: «Прошу и отцев архимандритов, и отца игумена положить за меня по поклоннику пред ракой Аввы нашего Преподобного Сергия и вообще поминать меня как собрата своего, ибо во обители Преподобного и я принял монашеский постриг» [49].

 

Отец Кирилл совершил первую панихиду по скончавшемся святителе Афанасии [50] и затем участвовал в отпевании епископа-исповедника. В связи с этим он отметил: «Должен сказать, что это были не похороны, а праздник. У всех было умиротворение на душе» [51]. В день его кончины 28 октября до его канонизации отец Кирилл всегда совершал панихиды в крипте Успенского собора Лавры в храме во имя Всех святых в земле Российстей просиявших [52]. При этом пел хор под управлением архимандрита Матфея († 2009). В 2000 году святитель Афанасий был канонизован; в открытии его святых мощей по приглашению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия участвовал отец Кирилл.

 

Особое значение в жизни архимандрита Кирилла имело постоянное чтение Священного Писания. Во время войны он однажды нашел в развалинах разрушенного города Святое Евангелие, обгоревшее, отсыревшее и с порванными листами. Чтение Книги Жизни укрепляло солдата во время военных действий и продолжало оставаться постоянной потребностью все последующее время. В 80-90-е годы в келье отца Кирилла проходили чтения Библии. Чтение начиналось в 21.00 и длились около часа. Затем некоторое время спустя они переместились в помещение под Трапезным храмом. На чтения приходили все желающие: студенты духовной школы, преподаватели, братия Лавры. С приближением времени все собирались и келейник или сам отец Кирилл приглашал. Вначале читалась молитва, все садились. Отец Кирилл садился в кресло и начинал читать. Встречающиеся малопонятные места он пояснял. Присутствующие могли задавать вопросы, если им было что-то непонятно. Около 22.00 чтение заканчивалось, все вставали, и отец Кирилл читал завершающую молитву. Келейник приносил после этого бутерброды. Так заканчивалось чтение. Во время совершения Литургии при пении Символа веры он, стоя у престола, мог прочитать несколько строк из Святого Евангелия, которое имел в кармане. В конце статьи, посвященной Троице-Сергиевой Лавре и опубликованной в Журнале Московской Патриархии, отец Кирилл «советует всем православным больше читать Евангелие» [53]. В одной из своих проповедей, произнесенной в 1962 году, он обращается к слушающим: «Брали ли вы в свои руки Святое Евангелие с той целью, чтобы проверить, по тому ли пути вы идете, какой в нем указан Господом нашим Иисусом Христом? Если вы этого не делаете, то вы совершаете роковую ошибку, гибельную для вас» [54].

 

Он старался проповедовать во время богослужения. Проповеди отца Кирилла были проникновенны и отличались большой насыщенностью текстами Священного Писания. При подготовке к проповеди отец Кирилл использовал жития святых, богослужебные тексты, творения святителей Иоанна Златоустого, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Тихона Задонского, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, блаженного Августина и др. Он проповедовал в праздники и в будние дни, часто произносил проповеди на праздник преподобного Сергия, после акафиста Преподобному в Троицком соборе или после акафиста Пресвятой Богородице. Тема проповедей может носить нравственную направленность: «О чистоте души и сердца», «О кротости», «О заповеди любви», «О любви к врагам», «О благодарности Богу», «Об отношениях к скорбям» [55] и т.д. Целый ряд проповедей посвящен молитве преподобного Ефрема Сирина [56]. В проповеди «О святых ангелах и их служении людям» он интересно говорит: «Младенец имеет душу разумную, по чистоте и невинности близкую к духам бесплотным, поэтому ангел-хранитель неотступно пребывает с душею младенца. И вот почему нередко из уст детей исходят изумительные премудрые слова, точно пророческие, или какие-либо предостережения, или умиротворения, или когда дети говорят о Боге или о рае, о небе с такой изумительной премудростию. Все это есть отголосок того, что таинственно внушает им ангел» [57]. В проповедях о преподобном Сергии он говорит о малоизвестном факте, как в 1812 году Лавра была спасена от неприятельского разорения [58]. Он говорит: «Преподобный Сергий является и поныне теплым молитвенником за всю землю Русскую и за русских православных людей, помогая им своим молитвенным предстательством в самые тяжелые годы испытаний и скорбей. Поэтому всем необъятным миром ходил и ходит русский православный народ на поклонение своему крепкому начальнику и молитвеннику в его святую, благодатную обитель». Проповеди отца Кирилла опубликованы в различных периодических изданиях [59], а также в сборниках [60], и нуждаются в богословском осмыслении. Содержание проповедей отца Кирилла – это его внутренний духовный опыт, которым он делился с амвона с богомольцами.

 

Следует отметить одну интересную особенность отца Кирилла при совершении Пасхальной Утрени. Во время хвалитных стихир после христосования с духовенством в алтаре он, возглашая с амвона радостное «Христос воскресе!», бросал крашеные пасхальные яйца в народ, благодарно ловивший их.

 

В 80-х годах первоначально в светской прессе, а затем в появившейся церковной прессе стали появляться статьи, посвященные архимандриту Кириллу. В «Московском комсомольце» в 90-х годах появились публикации [61], где говорилось о его прозорливости, что вызвало большое огорчение старца [62]. В прессе стала появляться информация, что батюшка защищал известный дом сержанта Павлова в Сталинграде, однако при этом отмечалось, что «батюшка всегда смиренно уклонялся от разговоров» на тему своего военного прошлого [63]. Между тем в этом доме сражался с немцами также сержант Я. Павлов [64]. Можно предполагать о награждении отца Кирилла орденом Великой Отечественной войны [65].

 

В повседневной жизни он простирал особую любовь к малым мира сего. «Его любимое занятие – это кормление голубей в монастырском дворике» [66]. У окна кельи отца Кирилла на втором этаже братского корпуса всегда висела банка с семечками или крупой, чем постоянно питались в течение года птицы.

 

Господь наделил отца Кирилла долгой жизнью. 8 октября 2009 года исполнилось 90 лет со дня его рождения, а также 55 лет ухода его в монастырь, монашеского пострига, диаконской и иерейской хиротоний. В связи с этим юбиляра поздравил Святейший Патриарх Кирилл: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Кирилл! В день Вашего 90-летия сердечно поздравляю Вас с этой знаменательной датой с пожеланиями бодрости духа, крепкого здоровья и неоскудевающей помощи Божией. На протяжении многих лет своей жизни Вы с честью несли высокое и ответственное служение духовника одного из самых известных и значительных монастырей Русской Православной Церкви – Троице-Сергиевой Лавры. Вы с кротостью, смирением и подлинно христианской ревностью исполнили возложенное на Вас послушание, делом являя следование словам Апостола, призывающего нас радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср. Рим 12, 15). Щедро делясь своим богатым пастырским опытом с воспитанниками Московских духовных школ, Вы заботились о том, чтобы Церковь Христова получала достойных делателей в винограднике Божием. К Вам за мудрым советом и сердечным утешением прибегали не только насельники Лавры, но и многочисленные паломники, спешившие к дверям Вашей кельи с упованием, что их надежда не будет постыжена и они смогут приобщиться к безграничной любви Христовой, переполнявшей Ваше сердце и согревающей душу каждого приходящего (ср. Рим 5, 5) <…> В этот знаменательный день возношу молитвы ко Господу Вседержителю, дабы Он предстательством преподобного Сергия, игумена Радонежского, егоже память мы празднуем ныне, в обители которого Вы совершали свое монашеское делание, даровал Вам мирное житие, укрепил Вас Своею благодатью и сохранил на многие лета». К 65-летию победы в Великой Отечественной войне архимандрит Кирилл был награжден юбилейной медалью.

 

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Честнии друзи Божии: Сборник статей к 60-летию автора и к 15-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». – М., 2011. С. 309-326.

*) В середине 2000-х годов отец Кирилл перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться. На протяжении многих лет он находился на лечении в Патриаршей резиденции в Переделкино. 20 февраля 2017 года, после продолжительной тяжелой болезни, на 98-м году жизни Батюшка отошел ко Господу. Гроб с его телом в течение трех последующих дней находился в Успенском соборе Лавры. Круглосуточно не прекращалась очередь верующих из разных уголков России и Зарубежья, чтобы поклониться старцу и проститься с ним. 23 февраля 2017 года в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при многочисленном стечении духовенства, преподавателей и учащихся Московской духовной академии, монашествующих и мирян состоялось отпевание отца Кирилла. Чин возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении сонма иерархов, священнослужителей и лаврских насельников. Старец был погребен на территории Лавры за алтарем церкви Сошествия Святого Духа на апостолов.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители – участники войны XX столетия. Рассказы и биографические справки. М., 2007. С. 58.

[2] Нежный А. Сияла Оптина пустынь. М., 1989. С. 42-43.

[3] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 64.

[4] Монахиня Наталия (Аксаментова). С Богом умирать не страшно // Виноград. 2008. № 3 (23). С. 9.

[5]Там же. С. 11.

[6] О названном иерархе см. Протодиакон А. Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2008 годах. Изд. 3. М, 2008. С. 496-497.

[7] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 62.

[8] Ближе к Богу! Как спасаться в современном мире. Статьи, высказывания, поучения, советы архимандрита Кирилла (Павлова). Очерки, описания встреч и бесед с ним. Опубликованное в печати и в сети Интернет. Сборник / Составители священник Виктор Кузнецов, Вадим Дударев. М., 2004. С. 230-231.

[9] Нам целый мир пустыня, Отечество нам… Сергиев Посад. Воспоминания выпускников первых послевоенных курсов МДА // Встреча. Ежеквартальный студенческий православный журнал Московской Духовной Академии и Семинарии и Международного Фонда единства православных народов. 1999. № 1 (10). С. 45.

[10] Трофимчук М.X. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 16. Описание первого учебного дня в 1946 году см.: Там же. С. 18-22.

[11] Нам целый мир пустыня, Отечество нам… Сергиев Посад. С. 45.

[12] Трофимчук М.X. Академия у Троицы… С. 38.

[13] Там же. С. 50; Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 66-67.

[14] Архимандрит Платон. Полувековой юбилей возвращения Московских Духовных школ в обитель преподобного Сергия // ЖМП. 1999. № 1. С. 53-58.

[15] Трофимчук М.X. Академия у Троицы… С. 92.

[16]Там же. С. 140. Виньетку этого выпуска Академии см.: Там же. С. 147.

[17]Там же. С. 152.

[18] Протодиакон А. Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2008 годах. С. 129.

[19] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. 171.

[20] Там же. С. 173.

[21] Марченко А.Н. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения церковно-государственных отношений 1943-1985 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 100.

[22] Характерно название первой публикации «Кликуши отца Кирилла» («Вперед». 15.12.1964. № 149 (7247). С. 3) за подписью Н. Владимирова. Затем последовал ряд публикаций: с надзаголовком «Возвращаясь к напечатанному» (На праздник Крещения Господня: «Вперед». 19.01.1965. № 8 (7261). С. 2-3), или с подзаголовком «Свет против тьмы» (В канун праздника преподобного Сергия: «Вперед». 7.10.1965. № 129 (7373); Сразу после праздника преподобного Сергия: Там же. 9.10.1965. С. 4; Пред праздником Покрова: «Вперед». 12.10.1965. № 122 (7375). С. 3; «Вперед». 30.10.1965. № 130 (7383). С. 3; «Вперед». 2.12.1965. № 144 (7397). С. 2, 3).

[23] Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 367; Он же. Ближе к Богу! Как спасаться в современном мире. С. 47.

[24] Трофимчук М.X. Академия у Троицы… С. 348.

[25] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 48.

[26] Игумен Мелхиседек (Артюхин). «Се чадо, Христос невидимо стоит…». Беседа о таинстве исповеди // Встреча. 2005. № 2 (20). С. 42-43.

[27] Трофимчук М.X. Академия у Троицы… С. 462.

[28]Там же. С. 567-568. Текст вопросов, заданных студентами отцу Кириллу, и его ответы на них см.: Там же. С. 569-586; Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 78-91; Чем же я могу быть вам полезен? Ответы на вопросы учащихся Московских духовных школ архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры // Воскресная школа. 2000. Сентябрь. №36 (156). С. 5.

[29] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 51. См., например: Рассказы о старчестве и одном из любимых нынешних старцев, духовнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрите Кирилле (Павлове) // Православное книжное обозрение. 1998. Сентябрь – октябрь. С. 8.

[30] Трофимчук М.X. Академия у Троицы… С. 148.

[31]Там же. С. 149, 608. Фотографию отца Кирилла с одноклассниками см. Скурат К.Е. С 1947 года и… раньше // Пастырь. 2008. Февраль. С. 69.

[32] В.С. Юбилей Московских Духовных школ // ЖМП. 1999. № 1. С. 51. См. также: Трофимчук М.X. Академия у Троицы… С. 600.

[33] Единственному в России православному еженедельнику – 2 года // Воскресная школа. 1999. Апрель. № 15 (87). С. 10.

[34] Фотография отца Кирилла с Патриархом Алексием II см.: ЖМП. 2000. № 3. 3-я полоса вкладки.

[35] Игумен Виссарион (Остапенко). Лавра святая, родная… Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 44.

[36] Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. 2009. № 12 (28). С. 62.

[37] Аржанцев Н. У Бога нет забытых людей // Взгляд. 2009. 9-15 апреля. № 14 (157). С. 2.

[38] Там же.

[39] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 58.

[40] Там же. С. 75.

[41] Там же. С. 57.

[42] Праведник наших дней. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Изд. 2. Б. м., 2000. С. 157. См. также: Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди / Составитель иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 66.

[43] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 58.

[44] Катышев Г.И. Петушки обетованные. Изд. 4. М., 2009. С. 111, 113.

[45] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского… С. XXV. См. также: Катышев Г.И. Петушки обетованные. С. 481.

[46] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского… С. XXVI.

[47] Там же. С. 167, 168, 169.

[48] Там же. С. 172, 173, 175.

[49]Там же. С. 171.

[50] Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Владимир, 2000. С. 165; Катышев Г.И. Петушки обетованные. С. 496.

[51] Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского… С. XXVI.

[52] Домовый храм у владыки Афанасия был посвящен Всем святым в земле Российстей просиявшим.

[53] Ганьжин С. Троице-Сергиева Лавра: день сегодняшний // ЖМП. 2003. № 3. С. 27.

[54] Архимандрит Кирилл (Павлов). Ближе к Богу! Как спасаться в современном мире. С. 12.

[55] Архимандрит Кирилл (Павлов).Проповеди. С. 33-36, 47-53, 68-70, 70-75, 92-95, 99-100.

[56] Там же. С. 118-124, 204-211.

[57]Там же. С. 89.

[58]Там же. С. 64, 284, особ. С. 67.

[59] См. например: Архимандрит Кирилл (Павлов). Божия Матерь – Стена и Ограждение всех верных // Благодатные лучи [Вестник Псковской епархии]. 2009. № 4 (108). С. 21-24 (проповедь 1962 г.); Он же. Божия Матерь – ходатаица о нас, грешных // [г. Москва, Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»] Воскресная школа. 2002. Октябрь. № 37 (253). С. 4; Он же.Вечный закон правды. О прощении // Воскресная школа. 1999. Февраль. № 6 (78). С. 3; Он же. Все святые земли Российской, молите Бога о нас! (проповедь 1964 г.) // Воскресная школа. 2001. Июнь. № 22 (190). С. 1,3; Он же.Гроблествица к небу. Слово на Успение Пресвятой Богородицы // Воскресная школа. 2000. Август. № 31 (151). С. 3; Он же. Доносить слово Божие до сердец людей (встреча сотрудников редакции газеты «Воскресная школа» с духовником архимандритом Кириллом (Павловым) // Воскресная школа. 1999. Апрель. № 3 (85). С. 5; Он же. Заступник земли Русской (проповедь) // Воскресная школа. 2002. 23-30 сентября. № 36 (252); Он же. Заступник земли Русской (проповедь) // Пастырь. 2008. Июль. С. 36-38; Он же. Звезда уже появилась. Слово на Параклисе Божией Матери. Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову // Воскресная школа. 2000. Декабрь. № 47 (167). С. 3; Он же. И будете сынами Всевышнего. О любви к врагам // Воскресная школа. 2002. Март. № 9 (225). С. 3-4; Он же. Как получить у Бога просимое? // Воскресная школа. 2002. 8-15 октября. № 38 (254). С. 3; Он же. Кто слушается Закона Божия, тот спасется. Слово в Неделю Всех святых (проповедь 1960 г.) // Воскресная школа. 2001. Июнь. № 21(189). С. 3; Он же. Место совершенствования души (проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы) // Воскресная школа. 2001. Ноябрь. № 44 (212). С. 4; Он же. Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца // Воскресная школа. 2001. Июль. № 26 (194). С. 3; Он же. На восстание всем людям, всем народам // Пастырь. 2009. Январь-февраль. С. 18-21; Он же.Назидание каждому из нас. О терпении // Воскресная школа. 1999. Апрель. № 16 (88). С. 3; Он же. Наш заступник и молитвенник. Слово на преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца // Воскресная школа. 2001. Сентябрь. № 36 (204). С. 3; Он же.Наше преображение совершается крестом. Слово на Преображение Господне (проповедь 1964 г.) // Воскресная школа. 2002. Август. № 30 (246). С. 3; Он же. О грехе осуждения (проповедь 1995 г.) // Вышенский паломник [Рязань]. 1996. Июль. С. 27-28; Он же. О достоверности будущей вечной загробной жизни // Вышенский паломник. 1997. № 4. С. 51-52; Он же. О молитвенном поминовении усопших // Вышенский паломник. 1997. № 4. С. 52-53; Он же. О прощении обид (проповедь 1995 г.) // Вышенский паломник [Рязань]. 1996. Июль. С. 28-29; Он же. О совести // ЖМП. 1989. № 7. С. 35-36; Он же. Об истинном посте и любви к ближнему // Русский инок. 2009. Август. С. 9-16; Он же. Об истинном служении и истинной молитве. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о са-маряныне (проповедь) // Воскресная школа. 2002. Май. № 20 (236). С. 3; Он же.Пресвятая Дева рождена для всего мира. Слово на Рождество Богородицы // Воскресная школа. 2000. Сентябрь. № 34 (154). С. 3; Он же. Радостная встреча. Слово на вход Господень в Иерусалим (проповедь 1964 г.) // Воскресная школа. 2002. Апрель. № 15 (231). С. 3; Он же. Радость встречи с Господом // Воскресная школа. 2002. Февраль. № 5 (221). С. 1,3; Он же. С молитвой о мучителях. В день памяти св. апостола, первомученика и архидиакона Стефана // Воскресная школа. 2002. Январь. № 1 (217). С. 4-5; Он же. Слово на обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского (проповедь 1962 г.) // Мгарский вестник [Всеукраинский ежемесячный журнал. Издание Спасо-Преображенского монастыря. УПЦ. Полтавская епархия]. 2009. № 80. С. 11-13; Он же. Святой покровитель Русской земли. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (проповедь 1962 г.) // Воскресная школа. 2002. 1-15 июля. № 25-26 (241-242). С. 3; Он же.Утверждение нашей веры, надежды, любви. Троицкий листок № 1 // Воскресная школа. 1998. Апрель. № 14 (38). С. 5; Он же. Христос не оставит нас // Воскресная школа. 2002. Январь. № 3 (219). С. 4-5; Он же. «Честна пред Господем смерть преподобных Его» // Пастырь. 2008. Октябрь. С. 18-21.

[60] Архимандрит Кирилл (Павлов). Время покаяния. Проповеди. М., 2007. 191 с.; Он же. Ищите прежде Царствия Небесного. Проповеди. М., 2000. 447 с.; Он же. Похвала Божией Матери. Проповеди. М., 2003. 205 с:; Он же. Проповеди. М., 1999. 123 с.; Он же. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. 560 с.; Он же. Проповеди о терпении и прощении обид. Троице-Сергиева Лавра, 1995. 16 с.

[61]Служение отца Кирилла // Московский комсомолец. 16 августа 1990. С. 4; Дардыкина Н. Тернистый путь солдата и пастыря // Московский комсомолец. 14 апреля 1996. С. 4.

[62] Монахиня Наталья (Аксаментова). Тихий свет подлинности. К 90-летию архимандрита Кирилла (Павлова) // Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. 2009. № 12 (28). С. 60.

[63] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 59.

[64]О событиях тех давних лет см. главу «Дом солдатской доблести» в книге советского военачальника А.И. Родимцева «Гвардейцы стояли насмерть» (М., 1973. С. 203-228).

[65] Монахиня Наталия (Аксаментова). С Богом умирать не страшно. С. 11.

[66] Протоиерей М. Малеев. Герои Родины священнослужители… С. 50.

STSL.Ru

 

http://пензенская-епархия.рф/2018/02/24/лаврский-духовник-архимандрит-кирил/

 

Вышел в эфир очередной выпуск информационно-просветительской программы «Вопросы веры»

 

26.02.2018

 

 

В селе Стяжкино Нижнеломовского благочиния Пензенской епархии началась работа по очистке от хлама и мусора старинного и красивейшего храма в честь Михаила Архангела, в котором до последних своих дней служил знаменитый подвижник благочестия священник Николай Болоховский.

В новом выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» ведущая программы Наталья Зыкова беседует об истории храма и уникальной личности батюшки с председателем издательского отдела Пензенской епархии Евгением Белохвостиковым.

 

http://пензенская-епархия.рф/2018/02/26/вышел-в-эфир-очередной-выпуск-информа-85/

 

Вышел в свет очередной выпуск радиопрограммы «Мир Православия»

 

26.02.2018

 

 

Начался Великий пост – период, когда христиане воздерживаются от скоромной пищи и развлечений, чтобы очистить свою душу и достойными встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

Вопросы, связанные с прохождением Великого поста возникают и у тех, кто впервые старается соблюсти пост и у тех, кто привык поститься с детства. На некоторые из этих вопросов в новом выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии “Мир Православия” отвечает Преосвященнейший Митрофан, епископ Спасский и Сердобский.

Напомним, что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 70.67 УКВ) по субботам в 12.10.

 

http://пензенская-епархия.рф/2018/02/26/вышел-в-свет-очередной-выпуск-радиопр-85/

 

Проповедь на тему: «Чтение Священного Писания»

 

26.02.2018

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, задумывались ли мы когда-нибудь о том, что значит для нас слово Божие? Какую ценность для нас составляет читать и изучать Священное Писание? Хотя, конечно, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем». Но мы, к сожалению, отвергнув первый благодатный путь, не всегда пользуемся вторым.

Это большое заблуждение, если кто из нас думает, что он и так получает необходимый объём Писания за богослужением и на утреннем правиле. Личное, непосредственное чтение и изучение Священного Писания предписывается нам по долгу. Мы, как никто другой, должны быть пропитаны Евангельскими истинами, как никто иной, должны постоянно иметь на устах Священное Писание, и не просто холодно зазубренные цитаты из катехизиса, а слова Живого Бога, слова, которыми мы сами утешаемся и напиваемся ими, как чем-то сладким для нас, как чем-то таким, что оживляет нашу душу радостью, озаряет её своей вечной истинностью и непреложностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Ненасытно насыщайся словом Божиим». «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», — говорит апостол Павел (Евр. 4, 12). Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 63). А если слова Господа – дух и жизнь, то пренебрежение Его словами – смерть.

Вот о чём мы должны с вами задуматься, не пренебрегаем ли мы словом Божиим? Ценим ли мы этот дар Божий? Если мы, будущие пастыри, не читаем постоянно Священного Писания самостоятельно, то как мы будем призывать к этому других? В наших словах не будет силы, которая рождается только от собственного опыта в той добродетели, к которой призывает пастырь.

С чего же стоит нам начать? В первую очередь, с Евангелия. Знание его предписывается нам по долгу, и хорошо бы, как предписывал своим ученикам преподобный Пахомий Великий, знать какое-то из Евангелий наизусть, чтобы оно всегда сопутствовало нам. Но самое главное, мы должны читать Евангелие, как говорит святитель Феофан Затворник, делами. Это значит, что каждая Евангельская заповедь, каждое слово Христа, должно находить отклик в нашей душе не просто на уровне чувственного восприятия и умственного понимания истинности слов Спасителя, а на уровне деятельного проявления души в делах добра Евангельского. То есть отклик должен быть активным, а не резигнационным. Евангелие должно быть не просто первоначальным импульсом добродетелей, но и их постоянным катализатором и главным судьёй, который оценивает качество поступка. Именно по этой причине нам следует постоянно читать Евангелие, понимая, что сколько бы раз оно ни было бы нами прочитано, мы всегда будем открывать в нём что-то новое, потому как быть понятым до конца и полностью может быть человеческое слово, но не Божье.

Вторая книга, на которую нам также следует направить своё усердие, Псалтирь. Многие говорят: «зачем читать Псалтирь, если мы её не понимаем?». Но святитель Иоанн Златоуст говорит, что «если (при чтении Священного Писания) ты бы и не понимал, что читаешь, все же, от самого чтения, ты получишь великое освящение. К тому же, нужно понимать, что Псалтирь, разумеется, не умом и не собственными силами, ее разумение даётся от Бога тому, кто с усердием читает ее. Многие, возможно, кто постоянно читает Псалтирь, переживали это дарование знания от Бога. Какой-то стих постоянно пролетал и не вызывал в душе никакого отклика. Но проходит время и, по Божьему усмотрению, без каких либо разъяснений, этот же стих трогает нашу душу, и мы видим его в совсем ином свете, нежели в каком предполагали видеть. Тогда душе становится отрадно, понимая, что это не от собственного умствования, а от Бога, Которому было угодно дать нам разумение именно в это время. Потому как бывает, что разумение какого-то места Священного Писания даётся именно тогда, когда в жизни нужно принять какое-то решение, или просто случается искушение, уныние, и Господь даёт именно этот отрывок, чтобы ответить нам на вопрошение нашей души.

Также не нужно думать, что чтение Псалтири – дело одних монахов и пожилых людей. Если мы откроем Псалтирь, то на первых страницах мы увидим устав святых отцов для хотящих петь Псалтирь, и в его адресате сказано: не только «монахом», но и «всем богобоязненным православным христианом». Святитель Василий Великий называет Псалтирь доблестью и дерзостью к Богу о спасении души. А святитель Иоанн Златоуст вообще сказал «уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь». То есть лучше солнцу остановить своё движение, чем остановить чтение Псалтири. Вот насколько важным видели Святые Отцы чтение этой боговдохновенной Книги.

Дорогие братья и сестры, давайте не будем ни на один день оставлять чтения Слова Божьего. Из слов апостола мы знаем, что «всё Писание богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим. 3, 16), поэтому и мы будем читать всё Писание регулярно, стараясь приобрести истинное его познание, которое возможно, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, только при чтении Святых Отцов, к которому вас также призываю. Аминь!

 

Автор: студент I курса бакалавриата Пензенской духовной семинарии Федин Александр

 

http://пензенская-епархия.рф/2018/02/26/проповедь-на-тему-чтение-священного/

 

НАЗАД, В ЯЗЫЧЕСТВО

 

Тамалинские школьники проявили большой интерес к выставке кукол-оберегов

 

26.02.2018

 

В рамках проекта «Культурная суббота» учащиеся 5, 7 классов Тамалинской средней школы посетили музей и временную выставку «В русской избе».

Экскурсоводы музея Лиля Егорова и Анастасия Болтышова рассказали о предметах быта, которыми пользовались наши предки. Ребята смогли впервые попробовать погладить с помощью рубеля, принести воды на коромысле, поставить чугун в печь с помощью ухвата и многое другое.

Большой интерес вызвала мини-выставка «Обереги наших предков». Экскурсовод Екатерина Ковалёва рассказала об истории появления кукол- оберегов: «В наше время кукла - всего лишь детская игрушка, а вот в те далекие времена она несла совершенно другой смысл. С использованием самодельных кукол проводили обряды, их дарили детям и передавали из поколения в поколение. Такие куклы никогда не использовались для игры, отношение к ним было весьма серьезным. Они изготавливались из любых подручных материалов в зависимости от возложенных на них функций».

Все куклы-обереги для выставки сделаны ученицами 7, 8, 11 классов под руководством педагога ДДТ Т. В. Сидоровой.

 

http://www.organizator58.ru/news-7-3609.html

 

Проповедь на тему «Зависть»

 

27.02.2018

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу, в которой она живет. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.

«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого человека никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле ближнего? Дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? Или нет у него недостатка в радостях? – все это – пища болезни и приращение скорби для завистливого. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силой слова; другой богат».

Тяжела эта болезнь для ее носителя, но еще более тяжко то, что он не может никому о ней сказать, не пытается он найти утешения в Писании, которое изобилует лекарствами. Но отрадой для него является то, когда человек, которому он завидует, падает, скорбит, что-то теряет. Тогда он становится другом, когда видит его плачущим или встречает печальным.

Василий Великий говорит, что «другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих».

Стоит сказать и о том, что причиной появления смерти в мире является как раз зависть диавола человеку. «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 1:13; 2:24). Из-за зависти иудеи распяли Христа.

 

Как же бороться с этой ужасной по своей силе страсти?

Основной ошибкой является то, что зависть рассматривается как что-то не очень серьезное, не требующее борьбы, так как внешне никого «не трогает», не наносит заметного вреда. Однако именно эта страсть открывает дверь ко всем остальным грехам: ненависти, вражде, ревности, краже и убийству. Нужно понять, что по своему воздействию зависть ничуть не уступает вышеперечисленным порокам, поэтому требуется борьба, а в случае падения – покаяние.

 

Зависть рождается тогда, когда мы начинаем переставать понимать, что мы всегда и всецело находимся в руках Промысла Божия. «Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога». Поэтому то, что сейчас мы имеем, является для нас самым полезным положением дел.

Нам нужно, дорогие браться и сестры, научиться по апостольскому слову радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12:15), а не наоборот. «Ведь часто достаточно бывает одного намерения»… постараться порадоваться… «чтобы получить великое добро!».

Аминь!

Подготовил диакон Евгений Климчев

 

http://пензенская-епархия.рф/2018/02/27/проповедь-на-тему-зависть/

 

Со среды в храмах Заречного начнется Соборование

 

27.02.2018

 

Раз в год, во время Великого поста, православные зареченцы приходят в храм на таинство Соборования.

Люди верят, что молитвы этого таинства могут исцелить от болезней.

Священники подчеркивают, что Соборование это не только лекарство от болезней.

Это таинство существует в Церкви для того, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе.

 

«Соборование дарит нам прощение забытых или неосознанных грехов, — напоминает суть таинства протоиерей Александр Овцынов. — Но перед или после Соборования желательно исповедаться и причаститься.

Радует, что за последние годы такая практика среди прихожан зареченских храмов правда сложилась, и порой люди приходят на Соборование целыми семьями».

 

Однако священники уточняют, что детей до 7 лет соборовать не принято. Без особой надобности не соборуют и детей до 14 лет.

 

В трех храмах Заречного в Великий пост Соборование будет совершаться в разные дни недели.

 

В Воскресенском храме на ул. Литке – по четвергам в 17 часов 30 минут (и 3 апреля во вторник).

В храме Иоанна Крестителя на пр. Мира – по средам в 17 часов 30 минут и субботам в 14 часов 30 минут.

В храме-часовне Георгия Победоносца на ул. Заречной – по субботам в 13 часов.

Фото: spiridon-pokrovsk.ru

 

Спецпроект ПРАВОСЛАВИЕ

 

http://zarpressa.ru/news/novosti-goroda/so-sredy-v-khramakh-zarechnogo-nachnetsya-soborovanie/

 

Во сколько 3 марта начнутся службы в церквях Заречного?

 

02.03.2018

 

На Великий пост приходится три родительские поминальные субботы.

В 2018 году они выпадают на 3, 10 и 17 марта.

 

«Есть особые дни в году, в которые богослужебным уставом предусмотрено поминовение усопших, – объясняет отец Виталий, настоятель храма Иоанна Крестителя на пр. Мира. – Ближайшие из них – это три заупокойные субботы Великого поста.

В эти дни вся Церковь объединяет христиан в молитве об усопших. Поэтому есть смысл именно в эти дни приобщиться к общей молитве каждому из нас, кто может помолиться о своих близких».

Священники напоминают, что под родителями здесь имеются ввиду все умершие родственники, поэтому в родительские субботы можно поминать не только родных, а всех крещеных усопших.

Исключение — самоубийцы. За некрещеных родственников можно молиться дома.

 

Во сколько начнутся службы в Заречном?

Службы пройдут 3, 10 и 17 марта.

В 8 часов - в Воскресенском храме на ул. Литке и храме-часовне Георгия Победоносца на ул. Заречной.

В 7 часов 30 минут - в храме Иоанна Крестителя на пр. Мира

 

Следующие дни для поминания умерших в 2018 году:

17 апреля — Радоница.

9 мая — Поминовение усопших воинов.

26 мая — Суббота Троицкая.

3 ноября — Суббота Димитриевская.

Фото: dishupravoslaviem.ru

 

Спецпроект ПРАВОСЛАВИЕ

 

http://zarpressa.ru/news/novosti-goroda/vo-skolko-3-marta-nachnutsya-sluzhby-v-tserkvyakh-zarechnogo/

 

ПОДВЕДЕНА ЧЕРТА?

 

Должна ли Русская Православная Церковь признать свою ответственность за начало русской революции, за последующую гражданскую войну и богоборчество россиян?

 

01.03.2018

 

Доктор философских наук Андрей Геннадьевич Мясников

sofia-pnz.ru

 

Поводом для такого вопроса стали общероссийские шествия православной общественности 19 февраля 2018 года под лозунгом «1918-2018», посвященные столетию начала гонений на Русскую Православную Церковь.

В связи с памятными событиями столетней давности всё чаще раздаются голоса о том, что РПЦ — это жертва революции, что её служители невинно пострадали в результате большевистского террора, и что теперь все россияне должны отдать ей какую-то дань, и лучше, если в виде материальной помощи.

Возникает такое впечатление, что Церковь не виновата в тех революционных потрясениях, что она оказалась случайной жертвой красного террора. Но так ли это?

 

Попробуем доказать обратное. По моему мнению, Церковь должна признать свою вину и ответственность за события столетней давности. Эта ответственность предстаёт в нескольких взаимосвязанных аспектах.

Во-первых, РПЦ несёт юридическую ответственность за гражданскую войну 1918-1922 гг., так как её служители поддержали белогвардейское движение, и открыто выступили против большинства народа, чьи интересы на тот момент представляли большевики. Победа большевиков («красных») в гражданской войне доказала, что Церковь является антиреволюционной силой, препятствующей созданию нового государства рабочих и крестьян. А поэтому возвращение РПЦ прежней собственности является очень сомнительным решением нынешней верховной власти; если только не считать это настоящим «белым реваншем».

 

Во-вторых, Церковь несёт политическую ответственность за многовековое идеологическое обслуживание самодержавной российской власти. Идейная и ценностная поддержка крепостничества и деспотизма удерживала русский народ и другие народы России в подневольном, рабском состоянии, что вызывало справедливое возмущение у многих просвещённых людей. Например, Александр Радищев в своей оде «Вольность» (написанной в 1783 году) впервые прямо заявил, что самодержавное государство и церковь «союзно общество гнетут». А великий критик Виссарион Белинский в письме Николаю Гоголю также прямо говорит о Православной Церкви, что «она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма».

Как пишет Белинский, «Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, − чем и продолжает быть до сих пор». И далее еще жёстче: «но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?»; «Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством». Пожалуй, этих хлёстких и точных определений Белинского уже достаточно, чтобы перейти к следующему типу ответственности.

 

В-третьих, РПЦ несёт социально-экономическую ответственность за беспощадную эксплуатацию российского народа, за намеренное удержание его в состоянии холопства и наивности, что в итоге обернулось звериным насилием против самой Церкви. Как тут не вспомнить известную сказку Александра Пушкина «О попе и работнике его Балде», в которой обличается жадность служителя Церкви, корыстолюбие, которое превращает простых тружеников в бесплатные орудия труда и явно нарушает христианскую заповедь о любви к ближнему своему.

 

В-четвёртых, Церковь несёт моральную ответственность за оправдание насилия, войны, за оправдание бесчеловечной эксплуатации простых тружеников, за высокомерие и извращение морального духа христианского вероучения. Здесь мы можем обратиться к поздним сочинениям Льва Толстого, к его суровой критике Православной Церкви. По мнению Толстого, существующая Церковь порождает ложную веру с помощью признания неравенства людей, с помощью слепой веры в чудеса, и с помощью признания непогрешимости церковных толкований воли Бога. Самым страшным извращением христианской религии, по мнению Л. Толстого, является недоверие собственному разуму, которое порождает наивность и доверчивость к любому внешнему авторитету, и способствует тому, что человек легко превращается в орудие чьей-то воли, в раба системы, в жертву политических прихотей.

 

Здесь мы выходим к самому главному, пятому виду ответственности Церкви — метафизической ответственности за неверие и богоборчество восставшего, революционного народа. Лев Толстой уже предвидел в начале 20 века, что, освободившись от религиозного обмана, люди начинают так ненавидеть «духовную ложь», что становятся совершенно беспринципными нигилистами, бессовестными борцами за свои частные амбиции и интересы, способными и разрушать храмы, и убивать своих прежних пастырей.

Неверие и безбожие являются вполне закономерной реакцией людей на длительный обман и насилие, и вместе с тем беспощадная агрессия этих новоявленных революционеров-нигилистов будет реальным историческим возмездием. Примерно, как в сказке А. Пушкина о жадном и коварном попе, и как в известном стихотворении М. Лермонтова «Предсказание»:

 

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

 

Подводя итог, хотелось перейти на умиротворяющий язык, и обратиться к подлинно христианским, разумным, гуманистическим смыслам человеческой жизни, о которых мечтали наши предки, в том числе и такие великие как Радищев, Пушкин, Лермонтов, Белинский, Толстой. Они хотели правды и справедливости в этой земной жизни…

 

P.S.

Почему важно публично обсуждать такие острые и болезненные вопросы нашей истории? Ответ очень прост: чтобы учиться на ошибках наших предков, и делать свою жизнь более комфортной, красивой и интересной. Без осмысленных и обоснованных выводов или «уроков истории» вряд ли получится создать надёжное, правовое государство и хорошее современное общество.

 

Нам ещё предстоит серьёзное и вдумчивое осмысление недавнего исторического опыта, и в ходе этого суда истории все действующие лица равны, включая и самодержавную власть, и Русскую Православную Церковь, и партию большевиков с чекистами, и многих конкретных лиц, совершивших самые разные деяния. Конечно, если не хочется участвовать в этом тяжёлом процессе, то ведь никто и не заставляет, это дело добровольное…

 

Андрей Мясников, д.ф.н., профессор ПГУ, председатель Пензенского отделения РФО

Фото В. Белякова

 

http://www.penza-online.ru/novost/kultura/dolzhna-li-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-priznat-svoyu-otvetstvennost-za-nachalo-russkoy-revolyutsi?ELEMENT_ID=18052

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг