|
Отец
Михаил был настоятелем Пятницкой церкви 14 лет Фото: официальный сайт
Казанской епархии
|
Обзор
сообщений 50-ти областных и районных СМИ
за
седмицу 25 сентября – 02 октября
2011 года
27.09.2011
Священник-миллионер, "сосланный" восстанавливать храм в
Татарстане: "Работы я не боюсь"
После скандальных откровений на
телевидении местная епархия решила его наказать [фото].
Откровения отца Михаила, что служил
настоятелем Пятницкого храма у самых стен казанского кремля, стали исповедью,
которая наделала много шума: на камеру батюшка рассказывал, что у него есть три
загородных дома, две квартиры в Казани и одна в Москве. Отец Михаил признался,
что носит часы "Патек Филипп" (100 тысяч долларов), дорогую одежду от
"Хьюго Босс" и "Бриони", звонит по телефону
"Верту" (20 тысяч долларов), а в автопарке святого отца стоят аж три иномарки - BMW X6 (150 тысяч долларов), Мерседес
Гелендваген (150 тыс. долларов) и Мерседес Виана (50 тысяч долларов). Вот
только как на духу говорил он это не священнику, а журналисту, а тот тайну
исповеди хранить не обязан.
- Я не хотел давать интервью, они
сняли меня скрытой камерой, - объяснил «КП» отец Михаил, увидев сюжет о своей
финансовой благодати в эфире. – Я уверен, что это заказ, продолжение того
ограбления, которое я пережил недавно - у меня вынесли деньги из дома (по
данным журналистов, из сейфа батюшки украли 15 миллионов рублей - прим. авт.).
Просто меня хотят «убрать».
|
Когда
отец Михаил начинал здесь работать, Пятницкая церковь была в полуразрушенном
состоянии Фото: официальный сайт Казанской епархии
|
За что хотят «убрать», он не уточняет,
только предполагает, что это происки завистников. Ведь сейчас Пятницкий храм,
где он последние 14 лет служил настоятелем, место паломничества туристов и
местных: через дорогу казанский кремль, а в церкви хранится великая святыня
христианского мира - частица Древа Животворящего Креста Господня. Так что
прихожан в храме всегда много. Это сейчас. А когда в 1997 году отец Михаил
начинал здесь работать, Пятницкая церковь была в полуразрушенном состоянии.
Здешние священники говорят, что тогда батюшка сразу все взял в свои руки (тогда
еще в хорошем смысле) - сам таскал песок, мешал бетон, и, фактически, заново
возвел храм.
- Вы даже не представляете, что
здесь было! Убожество, разруха. Он сюда пришел молодой, энергичный, только
благодаря его стараниям наш храм стал таким красивым, - рассказывает женщина в
церковной лавке. – Я поначалу всю свою пенсию в храм несла и многие так: кто-то
доски привезет, кто-то кирпич. А то, что машины, говорят у него всякие, так это
все завистники. Это все на моих глазах было - сначала ему старенькую машину
подарили, потом приехали ребята, говорят, продавай батюшка ее, мы тебе другую
дадим, он сначала отказывался, так они его уговорили, мол, себе-то новую
покупаем, он и взял, а чего не принять то, когда в дар дают?
При отце Михаиле здесь появились
колокольня, воскресная школа и приходская библиотека. А у самого батюшки
ширился автопарк и перечень элитной недвижимости. В казанской Епархии уверяют,
что праздные рассуждения отца Михаила о том, какой «бриони» лучше на нем сидит,
стали для них откровением.
- Мы все в шоке, ведь тем самым нас,
священников, перед верующими поставили под сомнение! - поделился с нами один
татарстанский священнослужитель. – По всей вероятности здесь большие люди
замешаны, может даже из криминального мира, иного объяснения таким богатствам я
не вижу. У прихода таких денег быть не может. Наверно, поэтому и наказание для отца Михаила не столь суровое –
другого бы за такое сана лишили!
Действительно, рясу священника с
батюшки-миллионера, живущего по последним трендам модных журналов, не сняли. На
Епархиальном суде решили отправить его в село Каймары - не сказать, чтоб
подальше от городских соблазнов, всего в 20 минутах езды от Казани. Там отец
Михаил должен снова проявить свое коммерческое чутье и восстановить разрушенный
храм. Пожалуй, это единственное, что в селе нуждается в капитальных вложениях:
из 250 дворов в Каймарах почти не встретишь скромного домишки
– тут все застроено огромными коттеджами.
- Тут можно сказать спальный район,
в основном люди ездят в Казань работать, - рассказывает местный житель Алексей.
– До храма дела никому нет.
|
На
Епархиальном суде решили отправить предприимчивого батюшку в село Каймары
Фото: Николай АЛЕКСАНДРОВ
|
«Болеют» за разрушенную церковь
несколько десятков коренных жителей. Один из них казначей храма Станислав
Викторович. Найти его дом в селе не сложно, все знают, что ключи от обители у
него.
- Сколько мы уже бьемся, чтобы храм
восстановили. У него такая богатая история. Крест, который на храме воздвигнут
– сам Петр Первый подарил. Я уже десять лет пытаюсь
поддерживать храм, но это плохо получается. С каждым годом все хуже и хуже, -
говорит Станислав.
Добраться до храма совсем не просто.
Тропа поросла бурьяном, мост, некогда служивший подъездом для лошадей, прогнил,
кое-куда сельчане сами положили доски, по ним и ходят. В самой церкви темно и
холодно, последние провода местные алкаши сдали на цветмет.
- Двери мы сами заказывали, они
фактически развалились. В прошлом году маковка, где крест стоит, упала,
пришлось заказывать новую, сами сколотили алтарь,
принесли маленькие иконки, свечи. По праздникам тут собираемся и молимся, -
делится казначей. – А больше, как видите, здесь ничего нет, и помощи нет.
Единственный наш спонсор, бизнесмен, он живет в Каймарах, вот он и помог
маковку сделать, кран даже специально нанимал.
Других спонсоров у них нет. Вся
надежда теперь на отца Михаила у которого меценатов,
судя по всему, не на одну церковь хватит.
А в Пятницком храме уже служит новый
настоятель, прибывший из татарстанской глубинки.
Римма ОСИПОВА
http://penza.kp.ru/daily/25760/2745535/
SOS!!!
26.09.2011
Россияне требуют реформу церковного языка
Треть россиян за то, чтобы
модернизировать язык богослужений.
Более трети опрошенных – за замену его с
церковнославянского на современный русский.
37% респондентов считают, что службы
в православных храмах должны вестись на современном русском языке.
Мол, «Отче наш, сущий…» и так далее
– это уже малопонятно, а ведь суть церковных заутреней, литургий и другого -
смотреть в корень, а не всего лишь следовать формальным традициям. По крайней
мере, так должно быть. Сотрудники исследовательской службы "Среда" и
фонда "Общественное мнение" подсчитали, что изменить язык
богослужений чаще хотят безработные респонденты (44%), граждане, имеющие
образование ниже среднего (43%), россияне, высоко оценивающие общественную
деятельность патриарха (46%).
Противников реформы нашлось почти
столько же, сколько защитников – 36%. А 27% опрошенных не определились с
ответом.
Среди тех, кто хотел бы по-прежнему
слышать церковнославянский во время богослужения, - образованные россияне
(45%), предприниматели и руководители (48%), респонденты, занимающиеся наукой и
работающие в сфере образования.
Варвара Александрова
Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН
http://penza.kp.ru/daily/25759.5/2744932/
27.09.2011
В мае 2012 года в Швейцарии впервые пройдет День православного
единства
23 сентября 2011 года в пригороде
Женевы – Шамбези состоялось очередное заседание Ассамблеи православных
епископов Швейцарии, сообщает сайт
Корсунской епархии.
В собрании принял участие
вице-президент Ассамблеи епископ Корсунский Нестор.
В ходе заседания были утверждены
составы четырех консультативных комиссий при Ассамблее и определены сферы их
деятельности. Была создана рабочая группа по подготовке к празднованию Дня
православного единства, который впервые будет отмечаться на территории
Швейцарской Конфедерации 17 мая 2012 года.
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1632939.html
29.09.2011
Полевые православные храмы развернуты на полигонах учений
«Центр-2011»
Каждый из шести полигонов России, Казахстана
и Таджикистана, на которых проходят учения «Центр-2011», оборудован полевым
православным храмом, а на Тоцком (Оренбургская область) и Чебаркульском
(Челябинская область) полигонах установлены полевые мечети. Об этом
сообщает сайт Синодального
отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными
учреждениями со ссылкой на официального представителя Центрального военного
округа (ЦВО) полковника Ярослава Рощупкина.
В полевых православных храмах,
развернутых на каждом из шести полигонов, около трехсот солдат, сержантов
и офицеров приняли Таинство Крещения.
Официальный
представитель ЦВО добавил, что на днях в штабе ЦВО состоялась рабочая встреча
командующего войсками округа генерал-полковника Владимира Чиркина с
представителями Синодального отдела и Екатеринбургской епархии.
Обсуждались дальнейшее совершенствование работы структур по работе с верующими
военнослужащими в войсках округа, а также вопросы духовного окормления
соединений и воинских частей ЦВО в период проведения стратегических учений
«Центр-2011».
Президент России Д.А. Медведев 21 июля
2009 года поддержал
инициативу руководителей крупнейших религиозных общин России воссоздать
институт военного духовенства, упраздненный в 1918 году. Согласно
соответствующей программе, в российской армии появятся 240 штатных должностей
священнослужителей и девять должностей гражданских специалистов, которые
призваны координировать работу священников с верующими военнослужащими.
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1634318.html
29.09.2011
Председатель отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата посетил Общину святого Эгидия
28 сентября 2011 года в ходе
рабочего визита в Италию председатель Отдела внешних церковных
связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский
Иларион посетил международную благотворительную и миротворческую
организацию «Община святого Эгидия».
В честь митрополита Илариона и
сопровождающей его делегации Русской Православной Церкви руководство Общины
святого Эгидия устроило праздничный обед. В начале встречи гостей тепло
приветствовали духовник Общины епископ Терни-Нарни-Амелии Винченцо Палья и
профессор Адриано Роккуччи, генеральный секретарь Общины святого Эгидия.
В ходе состоявшейся беседы было
отмечено многолетнее плодотворное сотрудничество Общины святого Эгидия с
Русской Православной Церковью. Особое внимание было уделено важности совместных
инициатив в области защиты и сохранения христианского наследия Европы, а также
в сфере противостояния проявлениям христианофобии в различных странах мира.
Со своей стороны епископ Винченцо
Палья подчеркнул значимость участия делегаций
Русской Православной Церкви в международных межрелигиозных встречах, ежегодно
организуемых Общиной святого Эгидия.
Участники встречи обменялись
мнениями о возможных формах развития отношений Русской Православной Церкви с
Итальянской епископской конференцией, отдельными католическими епархиями в
Италии и Общиной святого Эгидия. В связи с этим были обсуждены возможные
совместные проекты в области культуры и образования.
Со стороны Русской
Православной Церкви во встрече принимали участие: настоятель храма святой
великомученицы Екатерины в Риме, секретарь Администрации Италийских приходов
Московского Патриархата иеромонах
Антоний (Севрюк), клирик Екатерининского храма в Риме протоиерей Игорь
Выжанов, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий
Сизоненко, сотрудник ОВЦС иеромонах Иоанн (Гуайта) и референт председателя ОВЦС
иеродиакон Иоанн (Копейкин),
По окончании встречи председатель
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата подарил епископу
Винченцо Палье памятный альбом, изданный к 65-летию Отдела внешних церковных
связей.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1634264.html
30.09.2011
Молитва – лучший антидепрессант?
Молитва - лучший антидепрессант?
"Осень - не повод для
тоски", - считают гости "Прощеного воскресенья" (97.2 fm)
психолог Александр Федорович и протоиерей Игорь Фомин.
Елена Чинкова:
- За окном – тоска, многие впадают в
депрессию или собираются. Почему хандрим и как бороться?
Александр Федорович:
- Понятие депрессия, особенно по
осени, немножечко притянуто за уши. Осень, как мы можем судить по великим
произведениям поэтов, художников и кинематографистов, пора на самом деле осень
насыщенная. Осень – есть логическое завершение лета. Это время урожая, позитива
и так далее. Почему у нас говорят о том, что осенью все должны впадать в
уныние, не совсем понятно. И я усматриваю в этом момент в большей степени
социальный. Потому что закончился отпуск, нужно трудиться. Потому что возросла
активность на рынках, в быту. И нужно демонстрировать конкурентность, а
работать никому, в принципе, не хочется, и от этого возникает уныние.
Антон Челышев:
- А еще грязь в городе. Если грязь
на природе компенсируется золотом крон деревьев, то в городе грязь не
компенсируется ничем.
Федорович:
- Да. Город немножко по цвету серый.
Дождь и тучи тоже не приносят позитива. Длина солнечного периода суток
сокращается. Это все верно. Но это не есть основополагающие моменты,
определяющие тяжесть состояния людей.
Отец Игорь Фомин:
- Я бы добавил в вашу копилку
перечислений коммерческие составляющие. Глицин, наверное, залежался в аптеках очень много, и надо его реализовывать. Если от шутки
вернуться к нашей теме, то в церкви депрессией называется уныние. Может апатией
даже называться. Но скорее всего, уныние.
Чинкова:
- Недавно во время своего визита в
Белгород Патриарх Кирилл отметил, что народ наш все больше вынужден жить в
стрессе, бороться с постоянными психологическими нагрузками. И у церкви есть на
этот счет свой рецепт. Молиться и еще раз молиться?
Фомин:
- Патриарх обращает внимание
современного человека на молитву. Что именно в молитве современный человек
черпает постоянство, твердость, уверенность. Как когда-то говорили, уверенность
в будущем дне. От чего возникает уныние в современном человеке? Мне кажется,
действительно, от нагрузок. Время сократилось. Или мы его сами сокращаем очень
сильно - научно-техническим прогрессом. Я провожал знакомого на другой конец
света – во Владивосток. Проводил в 10 часов вечера, а уже в 6 часов утра ехал
на службу. Он мне отзванивает и говорит, что долетел. Это поразительно.
Александр Невский путешествовал три месяца в Монголию. А здесь всего лишь за 9
часов человек преодолел такое расстояние. Может ли это быть причиной депрессии?
Элементарно. Человек не воспринимает то, что происходит вокруг него.
Сокращается время, расстояние. А биологические часы человека не долговечны. И
Патриарх указывает на молитву, когда человек может оказаться один на один в
безвременье вместе с Богом, со Христом и святыми.
Чинкова:
- Когда Святейший открывал новый
храм в Магадане, то говорил: «Многие из вас здесь сетуют, что солнца мало,
земля не такая плодородная, как на Юге. Пакуете вещи и уезжаете». Так, дескать,
нельзя - нужно молиться, абстрагироваться от внешних обстоятельств, и все будет
в порядке. Но суровый тамошний народ, на мой взгляд, тогда проникся не особо.
Неужели только молитва может помочь забыть полностью обо всех внешних
невзгодах?
Фомин:
- Конечно, нет. Чтобы только молитва
помогла забыть обо всех внешних невзгодах, надо быть отшельником. Причем, к
таким-то людям мир и бежит. Вспомнить Серафима Саровского, Сергия Радонежского.
Они бежали от мира, но мир бежал к ним. Тоже интересный момент. Но не об этом
мы говорим. Для православного человека, выражаясь светским языком, есть целый
комплекс таких поступков, дел в его жизни, совершая которые у него нет
возможности впасть в уныние. Уныние – это когда человек начинает обращать
внимание на себя. То есть, человек незанятый, лентяй.
Он смотрит на себя и начинает говорить: бедный-несчастный, как все плохо -
листья опали, лужи появились, муравьи уползли, свет выключили, день стал
меньше, отпуск закончился. Есть комплекс дел, о которых и говорит церковь. Это
и добрые дела, и свое совершенствование, и внимательное отношение к себе в
духовном плане. Мне кажется, уныние преодолимо.
Челышев:
- Так ли уж плохо смотреть на себя
заниматься самокопанием?
Федорович:
- Я, наверное,
поддержу ту идею, которую мы, незримо, не договорившись, обозначили. Молитва, которая должна обозначить
некую борьбу, по сути, должна людей объединить. Объединяя в вере, мы чувствуем
поддержку ближнего. Этот момент очень значимый. Что же
касается самокопаний и изысков разных, конечно, разбираться в себе нужно,
анализ очень важен. Но он должен быть структурным. Ибо самокопание не должно
приводить к саморазрушению, негативу. В том, что мы пытаемся разобраться,
ничего зазорного нет. Но если мы это отмечаем, как негатив, как варианты нашей
недостаточности, это ужасно. И в этом смысле объединяться просто необходимо.
Звонок от радиослушательницы Светланы:
- Мы не впадаем в этот грех, потому
как вечная борьба - вся жизнь. У меня мама была инвалид первой группы, на
уколах инсулина пять раз в день, и ребенок инвалид. Рыдать-то некогда. Трудись
и трудись.
Фомин:
- Труд – один из составляющих
моментов борьбы с депрессией. У меня знакомая говорит: чувствую уныние, осеннее
настроение – затеваю генеральную уборку.
Чинкова:
- А то у трудоголиков нет депрессии!
Фомин:
- Когда труд пропадает, тогда они
впадают в депрессию.
Федорович:
- Трудоголизм – это психологическая
защита. Это форма ухода от необходимости решать проблему. Это приводит к
истощению, в первую очередь. Потому что нарушается порядок бытия, порядок труда
и отдыха, что крайне необходимо. И, в принципе, помогает ненадолго.
Накопившаяся усталость приводит к раздражению, и человек вынужден все это
пересматривать вновь и вновь. Тем более, что это
приводит кроме всего прочего к отрыву от семьи и стимулирует больший уход в
себя.
Челышев:
- А молитва не может служить способом каким-то образом закрыться от проблем? Ведь
человек не может одновременно и молитву творить, и пытаться каким-то образом
разговаривать с собой. Следуя вашей логике, получается, что если человек уходит
в молитву, забывая о своих проблемах, надеясь на то, что он их разрешит,
помолившись, встав с колен, он понимает, что проблемы не делись никуда.
Федорович:
- Молитва должна человека утвердить
в себе, а не отвлечь его от труда. Ведь для молитвы есть время, есть время для
себя, есть время для труда, есть время для всего остального. Здесь гораздо
важнее структура.
Фомин:
- Правильно сказали: невозможно
беседовать с Богом и с самим собой. Мы здесь затронули такое понятие, как
самокопание. И самокопание очень часто приводит именно к унынию. Вдруг человек
что-то увидел в себе и ужаснулся. Церковь говорит немножко о
другом. Мы, когда смотрим назад на свою жизнь, не должны это делать постоянно с
ужасом. Потому что будущее неизбежно надвигается на нас. Какой частью тела мы
встретим будущее, если мы стоим лицом к прошлому, то такое будущее у нас и
будет, такое восприятия будущего у нас и произойдет. Церковь говорит о том, что
самокопание должно привести к уничтожению, изменению этого состояния, к решению
проблемы. К уничтожению корня этого зла, того ужаса, который на тебя накатил.
То есть, к прощению греха. Это очень важный момент. Но для того, чтобы грех был
прощен, его надо сначала увидеть. И молитва помогает увидеть. Стать ближе к
Богу. И тогда грех будет обнаружен, изменен. А грех - это всегда уныние. Любовь
– это всегда радость. В радости нет уныния. В радости нет печали. Радость – это
внешнее проявление внутреннего свойства любви. Любовь - это внутреннее,
глубокое сердечное чувство. А наружу оно проявляется тремя свойствами: это
радость, благодарность за все и жертвенность. Так что человек радостный не
имеет возможности печалиться.
Челышев:
- Радость тоже штука коварная.
Например, алкоголик или наркоман. Нажрался и рад. И благодарен.
Фомин:
- Это тоже форма радости. Только мы
говорим о радости, у которой нет последствий печальных. Кода есть бутылка,
доза, на утро всегда уныние, грусть нападает, и хочется искусственно удалить. А
мы говорим не об искусственном действии. Мы говорим именно о естественном.
Радость, допустим, перевести старушку через дорогу. У человека, который это
пережил, на утро нет последствий, самоуничтожения и т.д.
Челышев:
- Мне кажется, что есть. Потому что
человек, думающий не только о себе, а об этой старушке, может сказать: сегодня
я ее перевел, а завтра кто ее переведет? Ведь старушка-то одинока, у нее нет
никого.
Фомин:
- Сегодня старушку перевел Антон.
Завтра Лена.
Звонок от радиослушателя Андрея:
- Когда дается Богом крест, надо его
нести. И не роптать. Я молитвой только и спасся по жизни. Можете верить, можете
- нет.
Федорович:
- Что касается алкоголя, то сам по
себе он ведет к нарушению связей между корой и подкорковыми структурами. То
есть по сути своей это опьянение, перевод организма в некий автоматический
режим. И радость в этом смысле мне кажется весьма и весьма сомнительной. По той
простой причине, что ведет к разрушению. Выпил, оглушился и вроде бы, как и нет
проблем никаких. Для жителей большого города очень удобный формат. Это не тот
стресс, который несет с собой технотронная катастрофа, война или что-то в этом
духе. Это очень тихий, медленный, тонкий стресс. Он выражается в том, что к нам
предъявляются завышенные требования, стремясь соответствовать которым, мы
разрушаемся. Это, как говорил Эрих Фромм, то самое общество потребления, где
материальное превалирует над моральным, над этикой.
Это говорит о том, что ориентиры наши направлены совсем на иные моменты – у
кого больше яхта, у кого больше уровней в коттедже, у кого круче гаджет.
Человек погружается в необходимость соответствовать, он на это кладет свое
время, свою жизнь, из-за этого впадает в уныние и прячется за стакан.
Что же касается
веры и молитвы, то это как раз тот фактор, который должен человека укрепить в
себе и объединить его с ему подобными, с тем, чтобы человек обратился к семье,
к любви, чтобы он мог понимать, что именно это его может поддержать, и именно
это может ему обеспечить уверенность в себе в настоящем и в будущем.
Чинкова:
- А как спастись от стресса человеку
непьющему и неверующему?
Федорович:
- Стресс - это совершенно четкий
момент, который мы можем рассмотреть с точки зрения биохимии. Это совсем не
обязательно уныние, это выброс в организм определенных веществ –
кортикостероидов и т.д. И есть совершенно конкретные способы утилизации этих
веществ, есть физкультура, мышечная нагрузка, которая позволяет утилизировать
эти средства. Есть необходимость искать некие увлечения для себя, то, что
называется хобби. И они могут быть и в семье в том числе. Дозировать рабочую
нагрузку и отдых, то есть уметь отдыхать. Уметь найти, чем себя увлечь. Можно
быть, и неверующим, и не алкоголиком, но это не значит, что человеку больше
некуда деться.
Фомин:
- Мне рассказывал экскурсовод из
одного музея, что ему заказал экскурсию один светский человек. И в конце, уже
на выходе тот ему сказал: «Я ничего не понял среди вашего старья, которое вы
мне показали, это никакой ценности для меня не представляет».
Мне очень понравилось, как ответил
этот экскурсовод. Он сказал: «Вы знаете, это старье в вашей оценке не
нуждается, но оценка вами этого старья говорит о вас очень многое».
Если человек неверующий, если он не
признает Христа, об этом очень много говорит. Христос
- это данность, это то, что есть, это истина. Один наш известный политик, когда
его спросили «Как вы относитесь к Христу?», сказал: «Я его уважаю». Ну, хотя бы
уважайте его. Это один момент.
Второй момент. Патриарху задали
вопрос: «Зачем вообще нужна церковь для светского общества?». Очень много можно полемизировать на эту тему, но если к
нашей теме вернуться, то стресс - это последствия греха. Человек, который
совершает какой-либо проступок, входит в дисбаланс со своим естеством. Человек
же очень положительный субъект, он совершенный,
прекрасный. И вдруг он засовывает два пальца в розетку, нарушает заповедь
электрика. Что происходит у него в организме? Расстройство, дисбаланс.
Естественно, отсюда любые заболевания, вплоть до физических каких-то болезней.
Хотя, кстати, по мнению врачей, до 60% болезней – от нашей головы. Поэтому
любой стресс имеет своей причиной грех, проступок какой-либо. И вот
внимательное отношение к себе, библейским заповедям дает человек возможность в
большей степени избежать этих стрессовых состояний.
Челышев:
- Если человек больше времени
проводит на работе, чем дома, получается, это тоже грех, преступление против
самого себя?
Фомин:
- Против ближнего своего, против
детей. Если человек - трудоголик и забывает о своей семье, хотя там и
«упаковывает», как сейчас принято говорить, по полной программе, деньгами
снабжает, - он откупается, он занимается тем, что он любит, но совершенно не
занимается тем, чем ему надо заниматься.
Был такой случай. Пришел человек и
говорит: «Я в таком унынии нахожусь!». Чиновник такой большой, ему за 50 уже
было.
- А когда вы в последний раз на
санках катались?
- Да вы что, как я на санках буду
кататься?
- Вы человек верующий, я вас
благословляю покататься на санках вместе со своим сыном. Через две недели
пришел совершенно другой человек. Говорит: «Батюшка, я в детство вернулся».
Федорович:
- То есть, по сути, вернулся в жизнь
человек.
Фомин:
- В естественное состояние вернулся
на самом деле.
Я думаю, что в основе любой борьбы,
любого противостояния должны стоять такие вещи, как любовь, в первую очередь.
Потому что именно она и должна обеспечить правильное восприятие. В любви
человек становится добрее и пересматривает очень многие моменты. И я совершенно
солидарен с выступающими здесь именно в этом аспекте.
Что нужно быть теплее, нужно быть ближе. И тогда материальное будет не так
значимо. Это же гонка, это, по сути, преступление. И наши болезни как раз тому
и есть подтверждение. Мы рассчитываемся болезнями за неправильные
представления, неправильное виденье и не очень правильные стремления. А
возможность пересмотреть их и оценить, как раз и заключена в молитве, в
отношении к Христу, в заповедях, где как раз и заложена своего рода
профилактика всех этих моментов.
Федорович:
- Когда мама ругает своего сына,
который стоит по колено в луже холодной, то все это воспринимают совершенно
нормально. Понятно, она же заботится о его здоровье. А когда вдруг у человека
что-то случается после нарушения заповедей, все говорят: Господь какой-то очень
суровый, все же так живут, а почему и мне так нельзя. Нельзя. Не потому, что
все так живут, а просто нельзя.
Челышев:
- А возможен обратный процесс возвращения
к этой системе ценностей, основы которой были еще в библейских текстах
прописаны? Ведь развитие технологий и ускорение этой самой жизни говорят нам о
том, что, скорее всего, мы будем все дальше находиться от этих норм, и просто
выживать будут те, кто дольше может прожить без этого возвращения к естеству.
Фомин:
- Я с вами не согласен. Потому что
научно-технический прогресс и вообще наше развитие именно в таком
материально-техническом плане может совершенно нормально существовать с нормами
этическими. Разве тот же космонавт не может быть вежливым человеком или
верующим? В вашей газете был как-то опрос: что ученые могут сделать для
человека? Вот они сейчас говорят, что можно вырастить органы,
усовершенствовать. Что бы вы обновили в человеке? Мне кажется, только совесть.
Как раз роль церкви, наверное, в этом и должна быть на сегодняшний день. И
поэтому 200 храмов для мегаполиса – это еще мало.
Челышев:
- А как церковь может вернуть
совесть?
Фомин:
- Призвать к совести. Потому что
все, что нам дает научно-технический прогресс, все, что нам дает современная
наука, можно рассматривать очень двусторонне. Можно атом использовать во благо,
а можно и во вред. И тот же Интернет, автомобиль может быть использован в очень
разных направлениях. Поэтому движение к совести как раз и есть движение именно
во благо. Какие одежды, какой уровень технологий на сегодняшний день существует
– это абсолютно никакого значения не имеет.
Челышев:
- Если технологии развиваются, если
ученые постоянно придумывают что-то новое, если уровень вещей, которые за
человека могут делать механизмы, постоянно растет, это значит, что эта погоня
за новыми благами, новыми достижениями будет продолжаться.
Федорович:
- Пусть механизмы все делают. Но мы
должны оставаться людьми, мы должны помнить о том, что есть ближние, что есть
добро. А механизмы никак этому не мешают. Совсем не обязательно запрягать
лошадь, чтобы вспахать участок, пусть им займется трактор. Но это совсем не
означает, что мы должны быть холодны по отношению друг к другу и думать об ином
– как достичь большего именно в количественном. Не в
качественном, а в количественном. Наверное, здесь основа.
Антон ЧЕЛЫШЕВ, Елена ЧИНКОВА
http://penza.kp.ru/daily/25762/2748120/