Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 20.04.24
Обзор сообщений из 48-ми областных и районных СМИ

Обзор сообщений из 48-ми областных и районных СМИ

за седмицу 24 апреля – 01 мая 2011 года

 

Святейший Патриарх Кирилл: И новый, и старый обряды должны помогать людям открывать Евангелие23.04.2011

 

Святейший Патриарх Кирилл: И новый, и старый обряды должны помогать людям – открывать Евангелие

 

23 апреля 2011 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил традиционный объезд ряда столичных храмов.

Посещая единоверческий храм святителя Николая на Берсеневке, Святейший Патриарх Кирилл отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви, ― «во-первых, потому, что это сохраняет связь с нашим древним преданием», но также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу».

По словам Его Святейшества, «в Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд».

«Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Вот на чем наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, ― что и привело к революции, гражданской войне, безбожию», ― подчеркнул Святейший Владыка.

«Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви. А что касается обрядов, то каждый из них ― и новый, и старый ― должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя», ― заключил Предстоятель Русской Церкви.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/1459681.html

 

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия среди молодежи ― это не новшество или мода, а прямая обязанность Церкви23.04.2011

 

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия среди молодежи – это не новшество или мода, а прямая обязанность Церкви

 

23 апреля 2011 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил традиционный объезд ряда столичных храмов.

На Крутицком Патриаршем подворье Святейшего Владыку приветствовал епископ Бронницкий Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи.

Предстоятель Русской Церкви в сопровождении епископа Игнатия посетил Синодальный отдел, с которым, по словам Его Святейшества, связываются надежды на «укрепление, усиление, расширение нашей молодежной работы в Церкви».

«Сейчас я посещал московские приходы и радовался тому, что практически в каждом из них расширяется молодежная работа. Я говорил священникам и хочу сказать сейчас и Вам, что это не какая-то новация, не мода, а это направление церковной деятельности, которое продиктовано самой жизнью», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Во многом расцвет религиозной жизни 1990-х годов был связан с тем, что люди, прошедшие через десятилетия безбожия, на своем опыте испытали, что такое жить без Бога. И это был серьезный аргумент для очень многих, чтобы принять крещение, чтобы обратиться ко Христу, ― продолжил Предстоятель. ― Но за прошедшие 20 лет выросло новое поколение, которое не знает, что значит жить в атеистическом государстве, и нет для молодежи никаких аргументов, связанных с тем, какой ужасной становится жизнь без Бога».

«Вот почему именно сегодня, а не завтра нужно усиливать молодежную работу — с тем, чтобы не потерять поколения, которое родилось уже после краха атеистической идеологии, ― заявил Святейший Патриарх Кирилл. ― Иначе мы повторим печальный урок Запада, когда материальное благополучие, секуляризация, обмирщвление жизни привели к тому, что величественные соборы стоят пустыми и люди уходят из Церкви».

«В читавшемся сегодня Евангелии мы слышали о том, как Господь на горе в Галилее, куда пришли к Нему после Воскресения ученики, повелел им идти, учить и крестить (см. Мф. 28, 19-20). А стало быть, миссия Церкви есть прямая обязанность Церкви. Это действие, исходящее из самой природы Церкви, ― Господь и создал Церковь для того, чтобы она учила и крестила», ― подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и выразил надежду, что свой вклад в организацию этого служения в общецерковном масштабе внесет и Синодальный отдел по делам молодежи.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/1459677.html

 

Святейший Патриарх Кирилл: Никто да не ставит под сомнение призыв Воскресшего Христа идти, свидетельствовать, учить и крестить23.04.2011

 

Святейший Патриарх Кирилл: Никто да не ставит под сомнение призыв Воскресшего Христа идти, свидетельствовать, учить и крестить

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове после Божественной литургии в Великую субботу призвал верующих сосредоточиться на смысле наступающей Пасхи ― главного для всех православных христиан праздника.

«Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И, конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам богослужения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

По словам Его Святейшества, на телевидении в дни Страстной недели нельзя было встретить «никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя», но вместо этого можно было увидеть «все то же ― смех, развлечения». Это, как отметил Святейший Патриарх, «ранит верующих людей».

«Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились», ― сказал Предстоятель Русской Церкви.

Святейший Владыка призвал помнить, что «миссия Церкви, обращенная к миру, ― это никакие не новомодные выдумки. Это великий наказ Спасителя, который прозвучал на горе в Галилее, это первейшее призвание Церкви». И никто, по словам Патриарха, «не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Господа, этот призыв к Церкви идти, свидетельствовать, учить и крестить».

«Пусть же Пасха Христова наполняет наши сердца радостью, укрепляет нашу веру, укрепляет понимание того, что путь, по которому идут ученики Спасителя, — это путь света и правды. И да поможет нам Господь силой Своего Воскресения никогда не сбиться с этого спасительного пути», ― заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/1459620.html

 

Как мы ездили в Иерусалим за благодатным огнем24.04.2011

 

Как мы ездили в Иерусалим за благодатным огнем

 

Из Шереметьево капсулы со священным пламенем развезли к Пасхальной службе в храмы России.

С 2003 года Фонд Андрея Первозванного привозит благодатный огонь в Москву, к ночному богослужению в Храме Христа спасителя и в других церквях Москвы и других городов.

Мне довелось в этом году увидеть, как сходит благодатный огонь в Иерусалимском Храме Гроба Господнего, то есть именно в том месте, где жил, был распят и где воскрес Иисус Христос. Благодатный появляется в том месте, где была пещера, в которой похоронили Христа. Заходит туда только иерусалимский патриарх, а все ждут рядом.

Наблюдая за телекартинками появления благодатного огня в Иерусалиме, я и представить не могла, насколько непростое это мероприятие для тех, кто хочет все увидеть лично. Но паломничество, наверное, и не может быть простым и приятным. Как учили нас иерусалимские монахини, паломничество – это маленький подвиг.

Путь к храму и вправду труден. В Иерусалиме еще только рассвело, как мы вышли к храму. Несколько часов продвигались по узким улочкам Старого города, то бежали, рискуя свалиться со ступенек, то стояли, и вместе с нами продвигались тысячи паломников из многих православных стран – Сербии, Белоруссии, Украины, Греции. Делегации Фонда Андрея Первозванного выдали розовые бумажные браслеты и шейные косынки в цветах российского флага, чтобы мы узнавали своих. Украинцы были в желто-голубых длинных шарфах. Главное – не отстать, чуть замешкался – и тебя отсекли иерусалимские секьюрити, и самостоятельно в храм уже не попадешь. Наши дошли все, ведомые главой Фонда Андрея Первозванного, президентом ОАО РЖД Владимиром Якуниным. В нашей делегации были священнослужители, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, министр информации Игорь Щеголев, депутаты Госдумы, бизнесмены, банкиры.

Но самой интересной личностью в группе стала настоятельница Иерусалимского Горнего православного монастыря 79-летняя матушка Георгия, удивительно светлый человек, она мужественно преодолевала ступеньки и подъемы Старого города. Монашки, сопровождавшие матушку, слушая, как наши паломники сообщают по мобильникам, к какому времени подать машину к аэропорту в Москве, улыбались: «Раньше паломника всей родней, всей деревней собирали года два, да еще ждали потом несколько лет обратно, не зная, вернется ли, а теперь вот за один день и обратно…».

В Храме нам разрешили остановиться в греческом пределе (еще есть армянский и арабский, нет только русского, что обидно, ведь Храм Гроба Господнего восстанавливался после пожара два века назад именно на российские деньги).

Православные арабы носятся по храму и скандируют кричалки на манер футбольных болельщиков

Православные арабы носятся по храму и скандируют кричалки на манер футбольных болельщиков Фото: Кафтан Лариса

Несколько часов ожидания в храме – и он оглашается бурными криками, свистом и барабанной дробью, невероятными, казалось бы, звуками для этого почтенного места. Это начинается шоу молодых православных арабов. Взобравшись друг другу на плечи, чтобы их видели все, размахивая крестами и свечами, они носятся по храму и скандируют кричалки на манер футбольных болельщиков. Один из стоящих рядом со мной арабов рассказал, что возвещают они о том, что у них самая лучшая вера, самая правильная вера. Несколько лет назад один из иерусалимских правителей постановил не разрешать это арабское шоу. И что вы думаете? Огонь не сходил несколько часов и больше никто рискует. Ведь если огонь на гробе Христа не появится – это будет означать конец света.

Пока пламенные арабы носятся по храму, в нашем пределе чинно выстраиваются священники с хоругвями, за ними – иерусалимский патриарх Феофил. Перед входом в кувуклию проверяют его одежды – нет ли спичек. Он уединяется у гроба Господнего, по толпе прокатывается нетерпеливый напряженный рокот. Проходит несколько минут – и вот те же самые арабские юноши оглашают храм победным ревом: они первые видят огонь через проемы кувуклии, похожие на иллюминаторы, просовывают в них своих свечи и им первым патриарх дает огонь. А потом огонь стремительно разбегается по храму, наполняя его жаром. Люди поджигают пучки из 33 свечей, по числу земных лет Христа.

Считается, что благодатный огонь в первые мгновения не обжигает. Свидетельствую: обжигает, хотя, кажется, и не так сильно, как обычный. Или, может, не обжигает только в первую секунду и, может, только праведников…

Храм погрузился в туман от горящих свечей и вдруг сквозь гарь из окон купола прорезались лучи света. Люди ахнули, и тут же в дучах поднялись под купол голуби, символ святого духа. Случайно, синхронно, волшебно, божественно. Кто-то провозглашает по-русски «Христос Воскресе!» и, кажется, тысячи голосов отвечают «Воистину Воскресе!». Впервые в Храме Гроба Господнего звучит так часто, так мощно русская речь – славянских паломников здесь все больше, а в этом году особенно.

Путь из храма так же непрост, как и путь к храму. На выходе, на лестницах, в узких улочках плотная недвижимая толпа. Иерусалимские секьюрити по-русски призывают в усилитель: «Внимание, спокойно проходите и не задерживайтесь». Но быстрее не получается ни у кого. «Не дай Бог, кто упадет – затопчут», - вздыхает старушка. Но, к счастью, никто не падает и никто особо даже не беспокоится. Умиротворение, подаренное огнем, все еще на лицах людей.

Над храмом оглушительно и монотонно бьют колокола.

Частички огня летят в Шереметьево. Рядом с моим креслом тоже летит огонек в стеклянной колбе. Маленький посланец Святой земли на землю России. Совершенно живой и прекрасный. Чуть дрожит в зоне турбулентности. И замирает, убаюканный ровным гулом двигателей. Через несколько часов он уже будет в каком-то московском храме и сотни рук потянутся к нему и сотни благодарных улыбок он увидит …

Медведев и Путин посетили главную пасхальную службу страны

Храм Христа Спасителя в нынешнюю пасхальную ночь удивлял практически полным отсутствием столичных и региональных чиновников. Раньше на праздничную службу в главный храм страны неизменно приезжал экс-мэр Юрий Лужков с парой-тройкой своих заместителей. Нередко тут можно было увидеть и губернаторов. На этот раз в первых рядах среди прихожан лишь одиноко стоял начальник столичного ГУВД Владимир Колокольцев.

Да и в самом храме народу было меньше, чем в предыдущие годы. Прихожанам не приходилось толкаться и теснить друг друга.

Попасть в храм можно было только по спецприглашениям патриархии. Их рассылали по московским храмам. Среди верующих были и инвалиды-колясочники. В целях безопасности всем приглашенным пришлось пройти через рамки металлоискателей (далее).

Читайте также:

Ученые подобрались к разгадке тайны Благодатного огня

Каждый год сходятся в словесных битвах люди верующие и скептики: откуда он берется, Благодатный огонь? Чудо это или обман?

Российский физик Андрей Волков побывал на церемонии схождения Огня и тайно произвел некие измерения. И обнародовал их на Рождественских чтениях, устраиваемых Русской Православной Церковью.

Вот что он рассказал: «За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии* прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента».

Позднее специалист перевел для меня свой высоконаучный вывод на нормальный русский язык: «Произошел электроразряд - то ли ударила молния, то ли у присутствующих телевизионщиков в оборудовании что-то замкнуло, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки».

Лариса КАФТАН

http://penza.kp.ru/daily/25674/834641/

 

Святейший Патриарх Кирилл: Трагедии, подобные Чернобыльской, должны заставить нас переосмыслить свое отношение к Богу и к окружающему миру25.04.2011

 

Святейший Патриарх Кирилл: Трагедии, подобные Чернобыльской, должны заставить нас переосмыслить свое отношение к Богу и к окружающему миру

 

В интервью телеканалу «Интер», вышедшем в эфир вечером 24 апреля 2011 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о своем участии в памятных мероприятиях, которые пройдут на Украине в дни 25-летия аварии на Чернобыльской АЭС.

Сопоставив Чернобыльскую трагедию с катастрофическими последствиями недавнего землетрясения в Японии, Святейший Патриарх Кирилл затронул тему «ложных путей развития человеческой цивилизации», «одним из идолов» которой является «безотчетная вера в достижения человеческого разума».

«Когда мы все имели возможность посредством телевидения увидеть, как волной смывается самая технологическая в мире цивилизация, как рушатся самые передовые достижения человеческого разума, то понимаешь, что все эти достижения — это наши маленькие человеческие игрушки, что все мы предстоим пред Богом и Бог способен во мгновение ока разрушить цивилизацию и потопить нашу греховность, как Он и сделал это во времена великого потопа», — сказал Святейший Патриарх.

«Глубоко убежден в том, что если вера у современных людей, которые в каком-то смысле предопределены к научно-техническому развитию, сохранится, то сильной верой и сильным нравственным чувством люди смогут сбалансировать все возможные погрешности и даже, может быть, опасные следствия развития современной человеческой цивилизации», — заявил Предстоятель Русской Церкви.

«Искренняя вера и сильное нравственное чувство — это условие выживания человеческого рода, — убежден Святейший Патриарх Кирилл. — Дай Бог, чтобы все эти катастрофы нас не столько пугали, сколько бы заставляли переосмыслить свою жизнь, свое отношение к Богу и к окружающему нас миру».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/1461566.html

 

Святейший Патриарх Кирилл: О наших отношениях с Богом мы можем судить по нашим отношениям с людьми25.04.2011

 

Святейший Патриарх Кирилл: О наших отношениях с Богом мы можем судить по нашим отношениям с людьми

 

В преддверии начинающегося сегодня вечером Первосвятительского визита на Украину Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью телеканалу «Интер».

Поздравляя народ Украины с праздником Христова Воскресения, Предстоятель Русской Церкви отметил, что подлинная радость, о которой говорит слово Божие, есть «в каком-то смысле синоним спасения».

«Церковь говорит о спасении, которое выражается через совершенно определенные отношения человека с Богом. Если эти отношения выстраиваются правильно, то человек на пути спасения. Опять-таки очень трудно "замерить" эту правильность, очень трудно измерить дистанцию, которая отделяет человека от Бога, и трудно ответить на вопрос, сокращается ли эта дистанция или увеличивается. Но есть один очень важный показатель — это наши отношения с окружающими нас людьми. Именно в этой системе координат мы и можем определить свое местонахождение по отношению к Богу», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

«Если мы близки к людям, если мы готовы разделять с ними свою жизнь, особенно если мы готовы отдавать от себя другим людям, причем отдавать не прагматически "я тебе — ты мне", а отдавать потому, что есть потребность поделиться с человеком, есть внутреннее желание сделать добро, — тогда это означает, что мы на пути к Богу и что наша дистанция от того светлого и прекрасного мира, который мы называем Божиим Царством, сокращается», — считает Святейший Патриарх Кирилл.

«Вот я и хотел бы пожелать всем, кто нас сегодня видит и слышит, радости на сердце и спасения о Воскресшем Христе», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/1461554.html

 

Протоиерей Игорь Фомин: Дверь во взаимоотношениях людей всегда открывается только на себя. Надо свое пространство ущемить, чтобы потом открыть большее. 26.04.2011

 

"Нельзя есть пирожки и просить Господа, чтобы калории проскакивали мимо вас"

 

Протоиерей Игорь Фомин: Дверь во взаимоотношениях людей всегда открывается только на себя. Надо свое пространство ущемить, чтобы потом открыть большее.

В гостях на пасхальном эфире программы "Прощеное воскресенье" (97.2fm) - настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и матушка Анна Фомина.

Антон Челышев:

- Христос Воскресе! Отец Игорь пришел к нам сегодня не один, а с супругой, матушкой Анной. Мы тут ранее спор завели об употреблении спиртного на кладбищах и о посещении погостов в этот праздник. Можно это делать? Нельзя? Потому что такое ощущение складывается, что народ вроде бы знает, что нельзя посещать, но, тем не менее, миллионами на кладбище валит и дороги перекрывают.

Игорь Фомин:

- На самом деле, это трагедия. Вот я к вам приехал с кладбища. Сегодня утром служил на кладбище в Ракитке. Действительно все перекрыто, миллион народу. Не подойти даже к входу. Все забито. Спиртного не продают, как и обещали, все выполнено.

А.Челышев:

- Я обещал, что с собой можно принести.

И.Фомин:

- Не знаю, не заглядывал в сумки. Мне кажется, что эта традиция все-таки сложилась в советское время. А то, что сложилось в те замечательные прекрасные времена для нашего народа, как говорят, что раньше и деревья были выше, да и жемчуг крупнее, и щи кислее – все было лучше, то эта традиция укоренилась. Почему она сложилась? В советское время нельзя было посещать храм. Стояли дружины. В храм молодежь не пускали. Ну и так далее и тому подобное. И вот душа человеческая все равно требует какого-то общения с чем-то неизведанным – с потусторонним миром. Она не может смириться с тем, что близкий человек здесь прожил какое-то время и ушел в никуда, и от него осталась горстка пепла или косточки. И вот, куда он идет? Он идет на кладбище. Когда? На Пасху. На кладбище-то на Пасху не запрещали ходить. День и день. Простой день. И эта традиция осталась с прошлого века. В церкви есть свой день – Радоница. Это второй вторник после Пасхи, когда приходят все на кладбище и поминают усопших.

А.Челышев:

- То есть, получается, что если человек шел в Радоницу на кладбище, это значит, ага, он знает обряды, значит. Он верующий, значит, надо к нему попристальней приглядеться. А на Пасху все идут и вроде бы собственно и не запрещено, и нормально, и под подозрение не попадаешь?

И.Фомин:

-Нет, почему? Правила для чего созданы? Они созданы не для того, чтобы декларировать, верующий ты или неверующий. Соблюдаешь или не соблюдаешь. Правила созданы для удобства. Никто же не будет говорить, что тот, кто переходит дорогу на зеленый свет. Он самый лучший друг инспектора ГИБДД, правильно? Самый лучший друг инспектора ГИБДД, наверное…

А.Челышев:

- Купюра в пять тысяч рублей?

И.Фомин:

- Не знаю (смеется). Поэтому правила для удобства созданы, чтобы человек не отвлекался на что-то потустороннее, на что-то ненужное. Чтобы он не придумывал что-то свое. Потому что, если у нас нет каких-то рамок, то мы начинаем их создавать. Умер человек – начинаем завешивать зеркала. А зачем? Никто не может объяснить. Или ставим рюмку водки и накрываем черным хлебушком. А зачем?

Анна Фомина:

- Некоторые, наверное, боятся умерших. Есть какие-то традиции, чтобы никто не возвращался и никого не забирал. Это какой-то страх, наверное. И то, он может быть, не совсем объясним.

А.Челышев:

- Невежество проклятое. А как с алкоголем быть? Не зря же запретили продавать алкоголь у кладбищ. С собой проносить можно, это уже мы своим умом дошли. Действительно, не будут же в сумки лезть? К тому же водка не звенит, если не в металлической фляжке. И народ будет с цепи срываться. Естественно, не все. Но неприятные случаи бывают.

И.Фомин:

- Очень много неприятных случаев. Иногда бывает так, что идешь по кладбищу…

А.Челышев:

- Дерутся?

И.Фомин:

- Да какой дерутся. То ли он сам откопался, то ли просто уснул на холмике. Странно даже на это смотреть. Церковь не запрещает употребление алкоголя, но она всегда говорит о царском пути. Вот что бы ты ни делал, у тебя должен быть царский путь.

Елена Чинкова:

- Давайте поговорим в праздник о вещах более светлых. Вот как семья обычного священнослужителя встречает этот день? Как-то особенно или вместе со всеми верующими? Вы так же выстаиваете со своими малолетними детьми службы? Как проходит ваш день?

И.Фомин:

- Это к матушке. Я, как священнослужитель, нахожусь далеко от семьи в этот момент. Ну как далеко - на богослужении…

А.Фомина:

- Да, батюшка служит в городе, а мы живем за городом. Конечно, семьи священнослужителей могут и вместе встречать, но в нашей семье мы только на службе вместе находимся. А все хлопоты, приготовления к празднику у нас, к сожалению, проходят в основном раздельно. То есть батюшка в храме практически всю Страстную Седмицу, последнюю неделю перед Пасхой. А мы в семье с детьми, стараемся подготовиться к Пасхе. Дом прибираем, думаем, какое угощение на стол поставить. Обязательно в субботу выходим освящать куличи. Как все.

А.Челышев:

- А когда в семье муж или жена врач, это же очень удобно – не надо в поликлинику ходить. Дома, оп, и укольчик. А если супруг священнослужитель – можно дома куличи освятить?

И.Фомин:

- На самом деле освятить можно дома и никаких вопросов нет. Но, когда приходишь в храм освящать куличи, это же не просто какое-то действие. Вот пришел…

А.Челышев:

- Как посолить…

И.Фомин:

- Да, как посолить, водичкой покропили и все замечательно. Собрался и ушел. Ты зайдешь в храм, ты приложишься к плащанице в этот момент. В субботу, раз в году такое только бывает. Ты почувствуешь настроение других людей. Это совершенно что-то такое особое и уникальное. Хоть и молчит всяка плоть, но сердце-то ликует.

Е.Чинкова:

- Раз уж мы заговорили об угощениях, у меня такой вопрос к матушке: а вы своих детей сызмальства приучаете к посту? Или когда они уже достигнут какого-то сознательного возраста, сами выбирают, будут поститься или нет?

А.Фомина:

- Пост – это, конечно, не только ограничение в еде, это ограничение в каких-то удовольствиях, без которых мы можем прожить.

Е.Чинкова:

- Телевизор там не смотреть?

А.Фомина:

- Да. Что-то лишнее, то, без чего мы можем спокойно обойтись. Конечно, маленьким детям обязательно надо полноценно питаться. Так что, если пост в еде, то это, к примеру, исключение вкусных молочных шоколадок. Такие вещи, которые дети, конечно, любят, но без которых даже полезнее было бы обойтись. Стол у нас общий. Дети видят, что мы едим. Отдельно что-то мясное только самым маленьким готовим. Те дети, которые ходят в сад или в школу, едят там все то, что дают. Конечно, молочное у нас на столе стоит обязательно. Мы считаем, что полноценное питание должно быть. И ограничения касаются в основном каких-то развлечений - компьютера поменьше и т.д. То есть человек внутренне понимает, что сейчас какое-то другое время, что-то особое происходит. Надо поработать над собой, избавиться от каких-то желаний хотя бы на время ради Бога. И, главное, что вся семья постится. Поэтому все происходит естественным образом так, что даже и не приходится особо объяснять.

И.Фомин:

- Когда нашему Пете было четыре годика, был такой случай. Показываем ему на квашеную капусту: «Петр, бери». А он говорит: «Нет, не буду, сейчас пост. Я пощусь».

Звонок от радиослушательницы Ольги:

- Добрый день, с праздником вас! Я неверующая. Я хотела спросить: а вот наш Патриарх Кирилл, он женат?

А.Челышев:

- Вопрос, конечно, интересный (смеется).

Ольга:

- Потому что вы сейчас с женой. У вашей жены такой чудный голос. А он вот все время один.

Е.Чинкова:

- Так он же монах!

Ольга:

- Я об этом ничего не знаю. Потому и хотела спросить.

И.Фомин:

- Есть разные степени священства. Есть белое духовенство, которое женато. Оно не может занимать высших иерархических ступеней, то есть, епископских должностей, управления целыми областями. Управление может занимать монашествующий, инок – то есть иной. Совсем другой от общества. У Патриарха не может быть жены, так как он монах. Он - высшее иерархическое лицо.

А.Челышев:

- Зато, если говорим мы о светском руководстве, там, наоборот, если у тебя есть жена, то это хорошо. Если супруги нет – то это подозрительно.

Звонок от радиослушательницы Натальи:

- Я в прошлом году была на схождении благодатного огня. Фотоаппараты были выключены. Пять раз всполохи, я умывалась огнем. В этом году я встала и сказала, Господи, дай мне еще раз чудо, у меня с тех пор четыре свечечки осталось. Зажгла и опять ничего не почувствовала - просто как будто меня погладили. А простой свечкой потом попробовала – волосы сразу запахли, все загорелось.

И.Фомин:

- Будьте осторожны с огнем.

А.Челышев:

- Давайте немножко пофилософствуем. Отец Игорь, вот мысль такая в голову пришла: воскресенье, это у нас собственно воскресение Христово. Почему для нас воскресение более серьезно, чем сам день самопожертвования Христова?

И.Фомин:

- Во-первых, для православных христиан Страстная пятница - это особый день. В этот день нет литургии даже. То есть такая скорбь, что нет литургии. В этот день по уставу даже не положено вкушать пищу из-за скорби. Множество вспоминается вещей, которые действительно приводят в ужас, если человек не просто их вспоминает, а сопереживает вместе с апостолами, вместе с самим Христом. Есть упоминание в Типиконе, это богослужебный устав православной церкви, что только после захода солнца можно старикам и беременным вкусить немножко хлеба с водой. Ради того, чтобы поддержать силы.

А.Челышев:

- А всем остальным когда можно?

И.Фомин:

- После причащения в субботу уже. То есть мы этот день выделяем особо в году. Почему для нас Воскресение более важно, чем какое-либо другое событие в земной жизни Христа? Даже более, чем Рождество? Если Христос не воскрес, пишет апостол Павел, то вера наша тщетна. На Воскресении Христовом зиждется вообще все человеческое бытие. Осознает это человек – не осознает это человек, Воскресение - это продолжение, это дверь в жизнь будущую. Воскресение - это освобождение человека от греха, от каких-либо других пороков, страстей. «Только через пролитие крови бывает прощение», - говорит Священное Писание. И вот после этого пролития крови происходит чудо, что плоть не истощается, а плоть восстает. Вот это чудо происходит с человеком. Человек грешный, он падший, но в воскресшем Христе он обретает силы для своего восстания из этих грехов.

Е.Чинкова:

- В очередной раз наша Пасха совпадает с католической. Когда такое происходит, лично мои друзья-католики и я рады, что у нас общий праздник, и мы можем одновременно разделить эту радость. А у самих Церквей тоже к этому какое-то особое отношение или нет?

И.Фомин:

- Когда у нас совпадают Пасхи, лично я этому радуюсь. Не потому что я так люблю католицизм, а потому что люблю людей, которые пребывают в католичестве. Мы некогда праздновали Пасху едино, вместе. Но разделение богослужебных стилей, богослужебных канонов, исчисление времени, календаря, все это привело к тому, что радость наша очень редко совпадает вместе. И это очень плохо. Мы придерживаемся того календаря, который был принят еще в четвертом веке на I Вселенском соборе. Католичество делает очень серьезную поправку при Григории XIII и переходит на новый стиль исчисления Пасхи, Это отдельный, в общем-то, момент. Но самая большая трагедия, что мы празднуем Пасху раздельно.

Звонок от радиослушателя Гочи:

- У меня один вопрос насчет духовности. Такой факт: 1986 год, если мы помним, был международным годом мира объявлен. И такой был девиз: «Беречь мир и будущее человечество». И был призыв к воюющим сторонам, чтобы хотя бы на один год сложить оружие. А как откликнулись на этот призыв, как я потом узнал из справочников, в течение только одного этого 1986 года в результате военных действий погибло пять миллионов человек. А в том же году 27 октября Папа Иоанн Второй собрал духовных лидеров, чтобы молиться о мире и благополучии. Получается, что Бог не услышал ни одной молитвы представителей мировых конфессий? А почему? Может быть, они не тому Богу молились? Не истинному?

И.Фомин:

- Вопрос замечательный. Вы, Гоча, хотите представить так, что лидеры религиозных конфессий собрались, пали в ноги к Господу, подергали его за штанины и сказали: "Господи, вынь, да положь нам это". Он говорит: "Согласен". Хорошее прошение, три раза хлопнул в ладоши. И вдруг у всех перестало стрелять оружие и тому подобное. Знаете, не будет такого. Без человеческой воли – человек свободен. Абсолютно свободен полностью. Приходит ко мне одна женщина и говорит:

- Батюшка, мне нужна молитва, чтобы похудеть.

- Замечательно, вот есть определенные посты. Давайте их начнем соблюдать.

- Нет, посты - это сложно. Это я не смогу. А вы не могли бы помолиться, и чтобы я завтра похудела? Нет? А хотя бы через год?

- И через год не получится от моей молитвы ваше похудание. Вы будете продолжать есть пирожки, а мы будем просить Господа, чтобы калории проскакивали мимо вас. Этого не будет, Гоча, понимаете? Если человек просит у Господа, и Господь совершает чудо только в том случае, если в сердце человека есть место, где он может совершать это чудо. Этот пятачок в сердце человека, это маленькое местечко в сердце человек должен подготовить сам. Я готов на великие подвиги, Господи, я готов на какие-то лишения. Дверь во взаимоотношениях людей всегда открывается только на себя. Надо свое пространство, скажем так ущемить, чтобы потом открыть большое.

А.Челышев:

- Такое ощущение, что Всевышний как бы подшутил, что называется, над миром. Ведь, смотрите, отличия никакого. Мы 8 марта поздравляем женщин, в день Радоницы мы поминаем наших предков и такое ощущение, что женщин поздравляем только 8 марта, предков поминаем, соответственно, только в день Радоницы. И, в общем, судя по всему, человечество задумало то же самое, вот в 86-м году у нас будет мир, а вот дальше – хоть трава не расти.

И.Фомин:

- Да, хоть трава не расти. Это похоже на то, что мы говорим: что же Господь такой жестокий, что до сих пор в войнах гибнут дети? Очень часто я слышу этот вопрос. Для наших радиослушателей скажу страшную вещь: в России ежегодно делается полтора миллиона абортов. То есть, мы убиваем своих детей. Ни одна война столько жизней не унесла детских. Ни одна война. Мы убиваем детей больше, чем на каких-то военных действиях. И после этого мы предъявляем Господу претензии, чего это в войнах умирает столько детей? Когда надо выбирать какую-то красивую вещь, мы здесь прикладываем много усилий. А когда надо ущемить свои какие-то желания, страсти и т.п., мы сразу же – пас. Нет, нет, это не для нас. Это для кого-то другого. Вот давайте посмотрим, как там сосед пьет, или кто-то еще чем-то занимается. О себе надо подумать.

А.Челышев:

- Отец Игорь, давайте об этом как-нибудь другой раз поспорим, потому что, я чувствую, здесь диспут будет весьма и весьма таким горячим и бурным. И может даже серой запахнуть.

Звонок от радиослушателя Андрея:

- Христос Воскресе! Спасибо вам за передачу глубокую и нравственную. Действительно, мы сами все виноваты. Я хотел батюшке задать вопрос такой, это все происходит из-за того, что все перепутали сами же люди. Но дело в том, что я слышал, что в Пасху и на Христово Воскресенье многие ездят по советским традициям на кладбище, а в это время – единственный день, по-моему, в году, когда открываются Царские Врата и все усопшие стоят перед Господом. Слышал, что нельзя в первый светлый день ездить туда?

И.Фомин:

- Действительно. Если мы зайдем в храм, и я был бы очень рад, если бы каждый радиослушатель нашел бы время в течение этой недели до субботы, зайти в храм, то он может увидеть, что Царские Врата открыты круглосуточно. И это символизирует то, что в эти дни пространство между небом и землей, как бы соединяется, открыто. Как говорил Патриарх Кирилл, наша молитва об усопших дает возможность им общаться с нами. Молитва об усопших, а тем более, молитва в храме, слышна пред Господом. А усопшие с Господом везде.

Е.Чинкова:

- У меня житейский вопрос к нашей матушке. Что посоветуете нашим слушателям из блюд на Пасху. Чем лично вы украшаете свой стол?

А.Фомина:

- Традиционные блюда - кулич, творожная Пасха, крашеные яйца. В субботу мы с детками делали, я как раз думала о том, как интересно, что все-таки у нас в России, светской стране, наличие этих блюд даже не обсуждается. Канонических рецептов, скорее всего, нет. Единственное - это дрожжевое тесто. У каждого свои рецепты. У меня мама печет куличи просто превосходные. Изюминка в том, что она белок не кладет. Те, кто кладет белок и хорошо вымешивает, у тех тесто пышное. Кто-то шоколадное делает. Рецептов много, самое главное - суть у них одна одна. Когда все сделано с любовью и своими руками.

Хочется, чтобы в этот день приезжали близкие, родные. Чтобы этот день был наполнен смыслом, был не просто выходным днем. Такие моменты греют нашу душу в течение года до следующей Пасхи. Это очень важно и в воспитательном плане для детей.

И.Фомин:

- А потом, вы знаете, мы с матушкой выросли на таких приходах, где приход был большой семьей. Выходя из храма, в трапезной где-то или на улице накрывали столы. Может быть, и что-то незамысловатое, но…

А.Фомина:

- Стол праздничный объединяет людей. Не было такого, чтобы все постояли на службе, причастились и разошлись по своим домам. Самое главное - чтобы еще после службы все могли собраться за одним столом.

А.Челышев:

- Я предлагаю нашу беседу прервать, собственно, даже если бы я не предложил, наше эфирное время к концу подходит и отправиться за праздничный стол. У нас здесь тоже небольшой праздничный стол имеется, не скроем. Но, правда, естественно, без всего того, что запретили продавать на московских кладбищах сегодня. К сожалению, только сегодня. Спасибо большое всем, кто нас слушал. Спасибо большое нашим гостям. С праздником!

Фото: foma.ru

Елена ЧИНКОВА

http://penza.kp.ru/daily/25675/835605/

 

26.04.2011

 

Попробуй мед Божией благодати!

 

Беседа с епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином.

В эти радостные дни Светлой Пасхальной седмицы особенно часто думаешь о Боге, о Божьем промысле. Вопросы веры тревожат душу и требуют ответа от мудрого, чуткого, опытного духовного наставника. И кто как не правящий архиерей, рассеет все сомнения мятущейся души? Сегодня мы беседуем с епископом Пензенсим и Кузнецким ВЕНИАМИНОМ.

Что дает вера

— Ваше Преосвященство, что, по вашему мнению, даёт вера человеку? Почему человек не может быть счастлив, не приняв Господа в свое сердце?

— Вера дает человеку духовное зрение, помогающее правильно оценивать свое место в мире, ориентироваться в жизни, определять, к чему надо стремиться, а от чего следует отвернуться. Обретая веру, мы начинаем жить заново. Жить в солнечном свете, а не во тьме ночной, видеть перед собой широкую светлую дорогу, освещенную Господом для того, чтобы мы на ней не спотыкались. Вера ведет нас в жизнь вечную. Мы надеемся на милосердие Господа, что он благословит нас стать жителями не только земного, но и небесного отечества.

Духовно беден тот человек, который живет без веры. Вся его жизнь сосредоточена на мирских благах и проходит в суете. Я искренне сожалею о таких людях. Сожалею, что они не познали благодатных даров Святого Духа. Это то же самое, что жить и питаться одной горчицей. Почувствовать сладость Божией благодати — это все равно, что вкусить меда. Попробовав однажды меда, больше не захочешь есть горчицу. Я хотел бы, чтобы мед жизни вечной, мед духовный отведали все люди нашей Пензенской земли. В этом смысл жизни.

— Атеизм нынче не в моде. Идет массовое возвращение к Церкви, на праздничных богослужениях не хватает мест. А нравственность выше не становится. Почему?

— Люди ищут Церковь, но далеко не все пришли к Церкви. То, что возросло количество прихожан, еще ни о чем не говорит. На Земле, как и прежде, идет борьба добра со злом. Вражья сатанинская сила старается не допустить человека к Богу. Включите телевизор. Каких только мерзостей вы не услышите!

Потоки лжи, пропаганда насилия, культа денег льется на неокрепшие души детей и подростков. Из-за рубежа приезжают сектанты, которые вносят раскол в Православие. Много ли пишут и рассказывают СМИ о добрых делах Православной Церкви? Но если вдруг какая-то деструктивная секта заточит себя под землей, все журналисты тотчас раструбят об этом по всему свету.

Наше сердце является полем брани между Богом и дьяволом (по Ф.М. Достоевскому — ред.). Сумеем ли мы одолеть врага, зависит только от нас самих, от нашего выбора, нашей воли. Вспомним историю. Когда войска под предводительством Атиллы подошли к Риму, чтобы взять его боем, Римский Папа Лев обратился к завоевателю: «Атилла! Ты силен и могущественен, нет таких людей, которые могут противиться тебе. Ты победил всех. Победи себя — пощади Рим!». И варвар Атилла сумел победить себя и развернул свои войска назад. Только когда мы победим себя, и добро в нашем сердце одержит победу над злом, — дьявол станет бессилен.

Бизнес и нравственность

— В наше время многие люди пытаются стать предпринимателями. А нравственное ли это дело — бизнес? И можно ли православному человеку заботиться о том, чтобы наживать капитал? Ведь богатому так трудно войти в Царство Небесное (см. Мф. 19, 23)?

— Человек, который занимается каким-то производством, питается трудом своих рук, своих знаний, который умеет поставить дело так, чтобы оно приносило добрые плоды, тот занимается нравственным делом. Безнравственно, когда бизнесмены обманывают, «бросают» других людей,  делают больно своим близким, коллегам по работе.

90-е годы XX века, когда бизнес был замешан на криминале и кровавых разборках, прошли. Сейчас в бизнес пришли новые люди, сознательно мыслящие и понимающие, что за свои деяния будут давать ответ перед Богом и перед законом, если нарушат его.

Надеюсь, что среди них есть и такие, как Савва Морозов, Павел Третьяков, которые оставили о себе прекрасную память. Так что бизнес может быть нравственным, если человек нравственно располагает своими деньгами.

— Часто случается так, что накануне выборов, наши предприниматели, которые идут в депутаты, вдруг начинают организовывать паломнические поездки для верующих, как-либо иначе одаривать людей своими милостями. Эти пожертвования продиктованы желанием победить в предвыборной гонке. Как вы к этому относитесь?

— Я думаю, что ничего плохого в этом нет. Ведь как не одаривай избирателей, они за кого хотят, за того и проголосуют. Церковь же остается вне политики. Наши прихожане могут иметь разные политические воззрения. И мы не будем поддерживать одно политическое направление в противовес другому. Ведь таким образом мы отвергаем от церковного корабля тех людей, которые имеют иные политические взгляды. Поэтому Церковь за народное волеизъявление, за то, чтобы победил тот, за кого больше проголосует людей. Представители духовенства, как граждане своей страны, тоже ходят на выборы и голосуют по зову своего сердца.

Страх Божий

— Говорят надо жить в страхе Божьем. Что такое страх Божий, чего надо бояться и надо ли бояться Господа?

— Апостол Иоанн Богослов говорил своим ученикам: «Дети, любите друг друга, Бог есть любовь» (см. 1 Ин. 4, 7-8). Эта любовь человека к Богу и Бога к человеку — очень значимая сила. Любовь побеждает все. Возьмите материнскую любовь. Мать душу положит за своего ребенка. Не надо забывать, что Господь любит каждого из нас и заботится о каждом.

А жить в страхе Божьем — означает не нарушать заповеди Христовы, жить по евангельским истинам. Человек, который нарушает заповеди, не имеет страха Божьего. И, конечно, у него нет любви.

— В седьмой заповеди говорится «Не прелюбы сотвори». Этой заповедью Господь повелевает мужу и жене хранить верность друг другу, а неженатым оставаться целомудренными. Между тем прелюбодеяние, блуд уже не воспринимаются как грех, а жить в гражданском браке стало нормой для молодых семей.

— Для Церкви гражданский брак — это брак, заключенный в загсе, и мы его принимаем. Не все же могли в советское время повенчаться и получить благословение Церкви.

Но то, что сейчас называется гражданским браком, — это откровенный блуд, за который рано или поздно придется платить. Может быть не сейчас, а в преклонном возрасте. Когда выяснится, что жизнь подходит к концу, а за вами ничего и никого нет. Нет любви ближних, нет детей. Ибо эти дети были добровольно убиты родителями во чреве матери. И тогда приходят слезы, наступает позднее раскаяние. Но изменить уже ничего невозможно.

— Это раскаяние заставляет многих женщин, пришедших к Православию, искать способы искупить свой грех за убийство нерожденных младенцев. В частности, распространено почитание святого мученика Уара. Как вы относитесь к этому?

— Обращаются и к мученику Уару, который имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей, бывает, крестят рубашечку убитого младенца. Все это шарлатанство, сказки, придуманные в околоцерковных кругах. Тяжко согрешив, женщины ищут любую соломинку, за которую можно ухватиться. Но убийство есть убийство, надо каяться в этом грехе и молиться о том, чтобы Господь простил их.

— Сегодня широко распространено применение противозачаточных средств. Считается ли это за грех убийства?

— Когда мужчина и женщина вступают в супружество и становятся «два одною плотью», они делают это, прежде всего, для того, чтобы иметь детей. И мы просим, чтобы Господь Бог дал им как можно больше чад, чтобы супруги были как маслины плодовитые, чтобы они имели радость в своих детях. Ну и конечно, горе большое для тех, кто не хочет иметь детей, и использует для этого химические препараты. Это не грех убийства, но это противоречит Православию.

— В последнее время появились молодежные течения, которые воспевают культ смерти, поклоняются сатане. Как убедить молодежь в том, что это ложный путь, ведущий в никуда?

— Убедить заблудшие души можно только безграничной любовью. Сатанисты говорят: у вас христиан все запрещено — то нельзя, это нельзя, а нам все можно, любое безобразие поощряется. Так проще жить. Но к чему это приведет? Сатана — разрушитель личности. А Бог делает личность гармоничной, дает ей возможность жить в Боге и с Богом, пребывать в согласии с самим собой. Господь любит каждого человека и все делает для его блага.

Чудеса чудесам рознь

— Владыка, но молодежь не верит на слово, ей нужны доказательства существования Бога...

— Таких доказательств неверующие требовали во все века. И фарисеи требовали у Иисуса: покажи нам Отца, дай знамение. Христос совершал множество чудес: ходил по водам, воскрешал мертвых, делал слепых зрячими…. Но ведь все равно люди, не веря в чудеса, Его распяли…

Есть Евангелие, есть евангельские истины. Закончилось то время, когда изложенное в Новом и Ветхом Заветах ставилось под вопрос, подвергалось сомнению. Сейчас каждый факт, изложенный в Святом Писании, подтвержден древними рукописями, археологическими раскопками, которые свидетельствуют о достоверности существования Христа, о Его пришествии в мир и Воскресении. Но всегда находится Фома неверующий, который требует доказательств. А что ж вы хотите? Даже Апостол Петр и тот трижды отрекся от Христа по пророчеству самого Спасителя. Плакал он и плакал горько — до конца жизни. На его лице были глубокие борозды от слез. Христос допустил Петра к этому грехопадению, к отречению, чтобы мы имели перед собой пример.

Доказательством являются и чудеса, которые происходят в Православии в наши дни: мироточение икон, схождение святого огня в Иерусалиме, исцеление больных от чудотворных икон…

А то, что возрождаются храмы, что люди идут в монастыри, что мы имеем возможность везде молиться без страха — разве это не чудо? Все зависит от нас, готовы ли мы видеть чудеса, которые каждодневно творит Господь. «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творящий чудеса!» (Пс. 76, 14-15) Но мы надеваем темные очки неверия, и стараемся не замечать этих чудес.

— У нас в Пензенской области очень много целителей всевозможного толка, которые тоже якобы «творят чудеса» и лечат молитвами. Можно ли доверять им свое здоровье?

— Когда я был молодым священником, произошел такой случай: деревенская жительница объявила себя целительницей, получившей благословение священника. И когда спросили у этого священника, правда ли это, выяснилось, что он впервые о ней слышит.

Церковь никого не благословляет на такого рода деятельность. Люди, объявляющие себя православными целителями, на самом деле шарлатаны, выучившие несколько молитв. Они просто-напросто паразитируют на беде, на человеческих страданиях.

Как-то одна организация предложила мне создать центр по реабилитации наркоманов. Когда я узнал, что инициаторы благого дела планируют брать деньги с родственников наркоманов за лечение, то отказался. Там, где есть плата, где идут деньги, там нет святого покровительства.

Не советую никому прибегать к услугам знахарок и разного рода целителей с православными крестами на груди. Если человек физически болен, он должен в первую очередь идти в больницу и получать помощь квалифицированного врача. Молиться о здравии — Богу. Но лечиться — у врача.

Церковь против одиночества

— Насколько Церковь может помочь российскому обществу в искоренении социальных проблем: пьянства, наркомании, попрошайничества, бомжевания? Есть ли возможность в пензенских монастырях помогать несчастным?

— За 20 лет восстановить церковную структуру, которая была до 1917 года, невозможно. Сейчас в нашей епархии активно работает социальный отдел. Его задача — иметь при каждом храме социальных работников, которые будут помогать прихожанам, попавшим в беду.

Помощь таким людям должен оказывать и каждый христианин. Когда я был наместником Николо-Угрешского монастыря, мне часто приходилось призывать на помощь прихожан, просить их потрудиться на благо других людей. И очень часто мне отвечали: я лучше деньги дам, только не пойду трудиться. А ведь труд важен как свидетельство нашей любви к Богу. Не деньгами откупается человек, не через деньги получает Царство Небесное, а своим трудом, своими молитвами, своим подвигом. Труд — это подвиг. И помогая тем, кто лежит на одре болезни, человек в первую очередь помогает себе.

Я думаю, что совсем скоро при каждом храме будут возрождены богадельни (от слова Божье дело). Ведь как было в стародавние времена? Если в русской деревне появлялся одинокий пожилой человек или сирота, вся православная община ухаживала за обездоленным. А что теперь? Я знаю немало случаев, когда люди, оказавшись на государственном попечении, уходили в мир иной не от болезней, а от тоски и оторванности от родного дома. Надо вернуться к общинному попечению об одиноких людях.

Как в первый раз

— Мы отметили Светлое Воскресение Христово. А вы помните, как вы впервые праздновали Пасху в сане священника?

— Помню. Это было 36 лет назад. Мой первый приход был в храме Знамения Божьей Матери в селе Красном Палехского района Ивановской области. Это была моя первая служба. Я очень сильно волновался и переживал, боялся, вдруг что-то пойдет не так.

В этом году у меня 37-ая Пасха, а я волнуюсь как в первый раз. Для меня это величайший праздник. И я ни с чем не могу сравнить то духовное состояние, которое бывает на Пасху. Трепещет сердце от необычайного восторга и радости о Воскресшем Господе.

— Владыка, что бы вы хотели пожелать пензенцам?

— Чтобы воскресший Христос даровал всем радость, утверждение в вере. Пусть мы будем счастливы и будем ощущать благодать Божью ежечасно, ежесекундно. Всех пензенцев поздравляю с этим праздником. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Вопросы задавала Ольга БАКУНОВА

http://www.pravda-news.ru/node/6760

 

26.04.2011

 

«Дом- 2» взорвали. Теперь мы идем к вам!

 

Мы еще увидим и «Дом – 3», и «Дом - 4». Самое страшное – мы увидим его уже не на телеэкране. А в жизни.

В том, что «Дом-2» взорвали прямо в святую Пасху, многие увидели Божье знамение. Слишком давно часть радикально настроенных телезрителей желали этому явно не богоугодному шоу полететь в тартарары, взорваться или сгореть.

Менее радикальные мечтали его просто закрыть. Но напасти на головы людей, вынесших свою частную жизнь на всеобщее обозрение – да еще какую жизнь! С постоянными переменами половых партнеров, тупыми женскими разборками, незатейливыми мужскими терками – призывали многие. С души воротило от всего этого скудоумия и тягостности кухонных перебранок. Теперь прогрессивная общественность чуть ли не ликует. Настигла охальников Божья кара.

Ага. Ничуть не бывало. Если бы Божья кара разменивалась на немедленное возмездие всем, кто живет не по духовным заповедям – мало бы граждан в живых осталось. Правда, не все свои пороки показывают по телевизору. Это правда. Некоторые предпочитают скрывать.

Погуливают, бранятся, у друзей подруг уводят по-тихому, в семейном кругу.

Ну, так ведь для провидения разницы нету. Конечно, те, кто это все показывает, в ответе за тех, кого воспитали.

Взрывником вроде как оказался фанат этого шоу, которого не взяли на передачу. То есть воспитанник «Дома- 2».(подробнее) Все свое время он проводил у телеэкрана с этой виртуальной компанией. А в промежутке смотрел их в интернете. Из Дома практически не выходил. Так что перед нами – чистый эксперимент: на что способны его приемные дети.

И хочется вроде бы вслед за радикалами сказать: так им всем и надо. Но – маленький нюанс. Пострадал – ни в чем не повинный человек. Охранник. Который нигде не снимался и не говорил в телекамеру:

- Маша, я подумал, и решил, что Света мне подойдет больше.

Охрана просто выполняла свои служебные обязанности – не пускала рвущегося на передачу незапланированного участника. И тот ответил как мог. Тремя взрывпакетами.

Такой закономерный по нашим временам финал. Грешат одни. Расплачиваются другие.

Что трогает: в пресслужбе канала тут же заверили общественность: инцидент никак не отразится на работе проекта! Закрыть такую передачу? Ни Боже мой!

Так что мы еще увидим и «Дом – 3», и «Дом -4». Самое страшное – мы увидим его уже не на телеэкране. А в жизни.

Целое поколение молодых людей выросло на этом шоу. И искренне уверено, что так и надо строить свой дом. Интригуя, строя козни и злобно препираясь. Они не любят работать и считают, что все им должны. Что смысл жизни – вырвать кусок у товарища, подставить ближнего, полить крокодиловы слезы – и забегают, и все сами принесут. Ну а если что поперек шерсти – умри все живое! Иногда мне кажется, что я встречаю их на улице. Вот молоденькая продавщица на кассе весело болтает с подружкой и громко шипит считающей копейки на ладошке старушке:

-Что вы копаетесь? Дома сосчитайте, потом в магазин идите!

Вот симпатичная девица  громко, на всю маршрутку, пересказывает кому-то события прошлого вечера:

-Ой, Серега так напился, что полез к Таньке! Витька ему по морде съездил, Танька в обидках, а ребята потом еще ширнулись и поехали догоняться…

Это они, духовные дети «Дома-2», завалили интернет мусором злобных анонимных комментов ко всему на свете.

Впрочем, почему только «Дома- 2»? Был же еще «Дом - 1». Если правильно помню, на него собирали участников с благой целью: они должны были сами построить вполне реальный дом. По имеющимся чертежам. А вот жить в нем выпало бы только одной паре счастливчиков.

Потом в суете разборок про строительство забыли. Зачем хлопотать и что-то строить? Лучше сразу просто делить. Вам это ничего не напоминает?

Выходишь на улицу из своих офисов, где все более-менее устаканено. И словно оказываешься в каком-то шоу, в котором по ходу поменялись правила игры. А никто не заметил.

Я думаю: а ведь того парня мог обидеть какой-нибудь другой охранник. Супермаркета. Вокзала.

Нам еще повезло, что для начала он пошел разбираться со своими. В свой Дом.

Но ведь из-за схожести правил мог легко и ошибиться…. Перепутать-то – пара пустяков.

Наталья БАРАБАШ

http://penza.kp.ru/daily/25675/835674/

 

«Назад в колхоз!» - так и кричат некоторые наряды.

«Назад в колхоз!» - так и кричат некоторые наряды.

29.04.2011

 

Дресс-код всея Руси: верующие требуют православные бутики

 

В Москве прошло "духовное" дефиле с сарафанами до пола и кружевами на голое тело

ЖДЕМ ИСТЕРИКИ АНТИКЛЕРИКАЛЬНОГО ЛОББИ

- Господи, помилуй! Русь, храни себя! - старательно выводит бас. Наряженного в русскую рубаху певца на подиуме окружает стайка малышей-моделей в накидках и парчовых платьицах до пят. Ну и ну, всего каких-то пара месяцев дискуссий о введении в России православного дресс-кода, и вот нате - в Москве при участии РПЦ уже идет показ православной моды.

- Не путайте улицу со стриптизом! Развязный внешний вид - прямая дорога к несчастью. К пустым «любвям на один раз», - увещевал население глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и предлагал ввести в стране дресс-код. Модельеры тут же взялись за дело. И в четверг провели в Москве показ «Традиции и стиль», пригласив отца Всеволода как главного судью.

Отцу Всеволоду показали  и национальные костюмы...

Отцу Всеволоду показали и национальные костюмы...

- Те, кто претендует на вхождение в высшее общество, должны иметь свои правила. Мы выдвинули идею православного дефиле и обратились к Всеволоду Чаплину. На все про все - пара недель и нулевой бюджет, - рассказывает мне православный публицист Виктор Милитарев. - Это пасхальное чудо! Уже предвкушаем новую истерику антиклерикального лобби о лезущих во все дела мирские наглых попах, что для нас - наилучшая реклама.

- Посмотрим, чем нас удивят святые отцы, - ухмыляются гламурные девицы по соседству. Как шопоголик со стажем, скисаю вместе с ними уже через пару минут.

ЗАЦЕНИЛА БЫ И ВОЛОЧКОВА

Итак, Шуйская строчевышивальная фабрика предлагает льняные сарафаны в пол и вышитые палантины. Под Ave Maria плывут барышни в вязаных шапочках с кисточками, шалях и балахонах. «Фигуру прячем подальше», - беззвучно кричат эти одеяния. Смотрю за реакцией вдохновителя дресс-кода. Одобряет ли? Отец Всеволод серьезен и беспристрастен. А на подиуме уже мелькают просвечивающие кружевные платья и накидки от Елены Черных.

- Такое заценила бы и Волочкова, - уверенно доказывает мой сосед, подтянутый мужчина с хищным взглядом.

...и откровенные фасончики...

...и откровенные фасончики...

- Да в таком одеянии проблем у баб на улице будет гораздо больше. В кусты быстрее загребут, - горячится его спутница.

Город невест - Иваново выпускает роковую красно-черную гамму. Мелькают даже брюки и разрезы, но нет, не трогает, не готова я к православному дресс-коду! Радует только маэстро Зайцев. В коллекции «Валенки», как всегда, павловопосадские платки, малиновые и васильковые меховые шапки…. Кайфуют от выхода и сами модели, пускаясь в пляс. Темнокожий мальчик в бейсболке с меховыми ушками отчаянно хорош…. А за спиной между тем все звонче бьют бокалы - пресытившаяся публика перетекла от «зрелищ» к «хлебу».

ДАЕШЬ ПРАВОСЛАВНЫЕ БУТИКИ!

- Все имеет значение - и состояние души, и то, как мы выглядим. То, что мы увидели здесь, очень хорошо, - подвел итоги отец Всеволод. - Однако некоторые костюмы были подчеркнуто в национальном стиле, а вещи выше национальностей. Больше всего мне понравился темнокожий человек в русской одежде - вот то измерение вселенскости, которое выше национального. Надеюсь, такая одежда, как здесь, будет чаще появляться на наших улицах.

- А не покажется ли православный дресс-код народу скучным? - с сомнением вопрошал Чаплина шоумен Дмитрий Дибров.

- А дресс-код должен быть общенациональным! Пусть весь народ помнит, что прилично одеваться - значит уважать себя и окружающих.

- Где нам купить такую одежду? Откройте православные бутики! - гудели в зале.

- О, завтра начнутся крики в СМИ, что православные требуют бутики. - Отец Всеволод уже представил себе атаку оппонентов. - А ведь нет ничего плохого в том, что православные хотят и создают любые формы общения, в которых нет греха. Читать в общественном месте книги и пить чай - это же хорошо (у РПЦ уже была идея в противовес ночным клубам открывать вот такие благонадежные заведения. - Ред.)....и  экзотику от Славы Зайцева.

- 190 тысяч - цена или номер? - пытаю мимоходом работников ювелирного дома «Эстет», принимавшего в тот вечер гостей, о приглянувшейся иконе. - Цена? Золото-бриллианты?

- Нет, дерево и позолота, - смущенно отвечают те. - Ручная работа все-таки…

- Может, духовному человеку и золото-бриллианты обходить стороной? - не отстает меж тем от Чаплина Дибров.

- Тогда человек просто не сможет войти в храм. Все богатства в храме принадлежат не тем, кто там работает, а Богу. А когда у человека рабство от вещей, пусть научится быть в церкви при больших богатствах и не иметь к ним никакого отношения, - советовал священник.

ЗАПАХ СОВДЕПИИ

Отправляя меня на дефиле, коллеги-мужчины просили напомнить святым отцам, что не стоит путать улицу с монастырем.

- Я мог бы что-то запрещать, если бы возглавлял прокуратуру или полицию. Мы не запрещаем, а предлагаем, - парировал отец Всеволод. - Главное, чтобы одежда была достойной, в этом секрет православной моды.

- Но с мужчинами в стране напряженка, а вокруг такая конкуренция! Ваш дресс-код обречет на одиночество! - предрекаю я.

- Развязно одетая женщина от этого проиграет. А даже если и привлечет внимание какого дурака, то скоро он уйдет к другой, - заверил меня Чаплин.

На выходе меня ловит дама-вамп в жабо в горошек:

- Эта идея находится в стадии проб, и ошибки неизбежны. Но любая лоббистская идея пахнет совдепией. Страшно, когда нас учат, как и что надо носить!

Елена ЧИНКОВА, Фото Олега РУКАВИЦЫНА.

http://penza.kp.ru/daily/25677/837903/

 

Николай Варсегов30.04.2011

 

Чернота голубого экрана

 

Спецкор Николай Варсегов и собкор в Швеции Наталия Грачева задумались о том, как телевидение кошмарит нашу жизнь

Варсегов:

Привет, Грачева!

Хочу поведать тебе историю (приготовь купальную шапочку). По парку бежала девушка-физкультурница в коротеньких шортиках. Завидев ее, мужчина надел на руку кастет (это такая фигня железная, насаживается на пальцы руки для усиления удара), прикрыл эту руку картой города, и говорит: «Простите, девушка! Не покажете ли на карте, как проехать на улицу Ленина?». Спортсменка остановилась, глядит на карту, секунда и… девушка падает замертво с пробитым черепом.

Это, поверь, не мои маньячные выдумки, это начало художественного фильма, на который я недавно наткнулся на Первом общероссийском канале в детское время.

В России ныне почти все фильмы с подобными сценами, от которых приличных людей тошнит. Но, видимо, эти «кина» выпускаются для людей неприличных, которых насилие возбуждает и радует.

Вот ты мне скажи, а в Швеции вам тоже крутят подобное? Или, может, в приличных странах запрещено такое кино?

Грачева:

В Швеции «жестокие» фильмы тоже гоняют, но, во-первых, показывают их, когда дети уже спят, а во-вторых, авторы их не столь кровожадны. Я спросила одного коммерческого директора, кто это контролирует, цензуры-то на взрослые ленты нет. Он говорит: «Так у нас все-таки здоровое общество! Картина не продастся на канал, да и смотреть ее не будут, если там кровища рекой. Даже любители детективов переключатся на Агату Кристи». У нас же в России народ рассматривается как плебс, жаждущий сильных зрелищ. То есть идет круглосуточное отупление граждан, которые скоро потребуют натуральных гладиаторских боев под попкорн. Деградация дошла до такого уровня неандертальского, что без трупов просто скучно — ощущения притупились, реакции на слабые раздражители нет. А многие психологи говорят, что мы вообще сейчас уже «превращенные», у нас атрофировались правильные реакции.

Раньше насилие и убийство вызывали:

1.Ужас, страх, отвращение, потрясение.

2. Желание вмешаться и помочь, или спрятаться самому, или закричать и позвать на помощь.

Был ли хоть один человек, который мог кофейку попить под «расчлененку»? Поэтому что удивляться, когда ту же сцену насилия на улице подросток воспринимает именно как любопытное зрелище. Он не просто не боится, он достает мобильник и снимает «кино своей жизни».

Варсегов:

И все же, я полагаю, это не тот случай, когда спрос диктует предложение. В эпоху всероссийской свободы (читай – распущенности) художников из культуры выдавили извращенцы и садисты. И несут они на экран свои патологические фантазии. Станут ли люди со здравой психикой показывать крупным планом, как удушают веревкой девушку, как отрубают мужчине руку (бутафория, но смотрится как реализм). Это опять же начало какого-то рвотного фильма на Первом канале в детское время. Я бы таких «художников» принудительно бы лечил. Может, не все из них насильничают в лесопарках и некрофилируют на кладбищах, но их влияние на подростковую психику – побуждение таковой к насилию – крайне опасно.

Грачева:

Вообще-то Шекспир своих героев тоже до смерти доводил, но раньше у творцов это интерпретировалось как нечто чудовищное. Соответственно вели себя и другие персонажи. У нас же покойники к завтраку, обеду и ужину поставляются массово, натурально и словно само собой, а остальные действующие лица ходят между ними как по саду — и то понюхают их, то осмотрят, то ногой пнут (у меня «Триколор» стоит, так что, я в курсе). Ты, кстати, Швецию с Россией не сравнивай. Тут жизнь спокойней, года четыре назад газеты обсуждали, как школьники ежа замучили. Чтобы поразить, сценаристу достаточно показать, как в классе девчонку дразнят.

Варсегов:

О Шекспире или Шекспирах (есть мнение, как ты знаешь, что это группа авторов) не берусь судить, ибо не читал в подлиннике. Полагаю, что Шекспир не расписывал как «…струйка крови вытекла изо рта убитого шпагой». На кой-то ему философу пачкаться в грязном натурализме? И даже выставленный напоказ череп бедного Йорика не страшит и не раздражает, так как он всего лишь третьеплановое приложение к большим размышлениям о таинстве бытия. Наши же кинонасильники размышлениям не подвержены, раздумьями «быть или не быть» никогда не страдали. Им бы работать где-то в убойном цехе на мясокомбинате или при моргах в соответствие с психическими потребностями. Но драма России в том, что вот сейчас они захватили экран и несут в каждый дом свой скудоумный садизм.

Грачева:

Я тебе больше скажу. Ученые люди говорят, что новости страшнее фильмов. Снимают операторы все крупно и четко. В Швеции предельно страшных кадров практически нет, но все равно, если с мест сражений или происшествий репортажи, так предупреждают, что не для детей. Помнишь питерскую передачу «600 секунд»? Многие возмущались, что по «ящику» стали жуть показывать, и я в том числе. Невзоров мне тогда говорит: «Мы же не все подряд... Для меня труп — это еще не сюжет». Сейчас еще хуже, потому что труп — это уже сам по себе сюжет. С экрана просто смердит. От этого — опять-таки ученые пишут — вреда еще больше, поскольку если фильмы по большей части все-таки с хорошим концом, где добро побеждает зло, то тут прямо-таки кошмар в бесконечности.

Варсегов:

Думаю, если у журналиста есть талант, который от Бога, он не станет по-невзоровски бегать на запах трупов. Он будет создавать бескровные сюжеты, которые привлекают всех. Возьми нашего Василия Михайловича Пескова. У него в зарисовках ни одной расчлененной женщины, а читателей - почти вся страна. А ежели журналист скудоумен, чем ему привлекать читателя, зрителя? – насилием и убийствами! То что мы видим, читаем сейчас – результат паршивого отбора кадров для искусства и журналистики. В большинстве своем садисты и заодно с ними - бездари, вынужденные подстраиваться под первых, проповедуют цинизм и жестокость, плодя массовую преступность.

Грачева:

И поэтому именно государство должно такой перекос исправлять, в конце концов давать дотации на нормальные ленты — как, скажем, на детские мультики. А что делать? Это как лекарство: не купишь сейчас, так потом и операция не поможет. То же — с книгами. Шведские детективы самые популярные в мире, поскольку зверств в них нет, и главное — загадка.

Еще одно зло — компьютерные и телевизионные игры, о чем в Скандинавии очень много пишут. То есть пистолетов, похожих на настоящие там не продают, но игры эти имеются в ассортименте, а воспитываются на них не будущие воины, а малолетние садисты. Знаешь, почему? Создается ощущение безнаказанности: пострелял 10 человек — и спать пошел. А у детей граница между игрой и реальностью сильно размыта. Короче говоря, оказывается, игра с друзьями в «войнушку» во дворе лучше действует на психику («Ты ударишь — тебя ударят, поэтому в грудь товарищу камнем не кидай), чем компьютерный бой.

Варсегов:

Если родители небестолковые, они оградят ребенка от этих игр, а вот как бороться с садизмом на телевиденье, это больной вопрос. Ведь что интересно, при Советах при жесточайшей цензуре почти половина фильмов создавалась талантливо. Ныне талантливых фильмов от силы пяток процентов. Лунгин и Бортко могут что-то толковое предъявить, ну там еще пара-тройка художников. Все остальные – вредители. Лично я за культурную цензуру на телевидении.

Грачева:

Варсегов, осторожно! А то сейчас против телевредителей кампания начнется — и повыковыряют заодно благородные растения. Я думаю, больше у нас хороших режиссеров, но, ни финансов у них нет, ни усадеб потомственных. Это не нищета духа, а нищета материальная их душит. А искусство ведь во все века на меценатах держалось. Значит, ждать остается, пока нефти хоть на пару по-настоящему художественных фильмов накачают. А до той поры так и будет рычанье с экрана нестись: «Р-р-режь!».

Николай ВАРСЕГОВ, Наталия ГРАЧЕВА

http://penza.kp.ru/daily/25678/838164/

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг