«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Мир
Православия. Продолжение беседы с протоиереем Алексием Горшковым о разводе
22.11.2020
Радио Мир православия
Вышел в
свет очередной выпуск информационно-просветительской программы Пензенской
митрополии «Мир Православия». В прямом эфире радиопередачи автор и ведущий
Евгений Белохвостиков беседует с клириком
Петропавловского храма города Пензы протоиереем Алексием Горшковым. Собеседники
продолжают разговор о такой серьезной проблеме современности, как развод.
В рубрике
«Слово архипастыря» вниманию радиослушателей предлагается проповедь, которую
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес 6 лет назад в
праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил
бесплотных в Архангельском соборе Московского Кремля.
Напомним, что программа «Мир
Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2
FM) по субботам в 11.10.
АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2020/11/%D0%9C%D0%9F-11-21-2020.mp3
https://пензенская-епархия.рф/2020/11/22/мир-православия-продолжение-беседы-с-6/
«Свободы во
Христе нас никто не лишит». Памяти священномученика Августина (Беляева)
посвящается
23.11.2020
Есть
моменты в жизни, когда сейчас, вот именно сейчас так нужен и необходим живой
пример, поддержка сильного духом… И в эту минуту как
никогда становится близким и почти осязаемым пример наших новомучеников
и исповедников. В условиях жизни, похожих на ад, они сохранили верность Христу.
Они вовсе не жертвы репрессий, а победители. Да, физически многие из них
погибли, но они восторжествовали над теми, кто их пытал и казнил их. Это было
торжество духа, это была победа. И сегодня наша статья посвящена одному из
ближайших соратников священномученика Иоанна (Поммера),
яркому и бесстрашному борцу с расколом в Пензенской Епархии и в то же время
доброму и любвеобильному пастырю – священномученику
Августину (Беляеву).
Этот листок – страница моей мятежной
души
Священномученик Августин (в миру
Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея
Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей, и Александр был
самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий благочестивый настрой, и
проявилась искренняя любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что
когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу и он
убежал из дома и спрятался на хорах в храме и там за поздним часом уснул. После
службы родители пришли домой и тут обнаружили, что сына нет дома. Когда
Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие
почитали за благочестивую и праведную жизнь — и он не раз, обращаясь к
мальчику, говорил: «Быть тебе, Саша, архиереем».
По
окончании Кинешемского Духовного училища, а затем и Костромской Духовной
семинарии и Казанской Духовной Академии Александр в 1911 году был направлен
преподавать русский язык, церковнославянский язык и историю литературы в
Пензенское Епархиальное женское училище (ныне ул. Красная,
62).В своих записках того времени он так пишет о себе: «… этот листок –
страница моей мятежной души! Именно мятежной! Не может она просто смотреть на
вещи. По поводу всего у нее возникают мучительные вопросы с различными
ответами. Тяжело живется людям с таким аналитическим складом ума. Есть люди,
которые все великое умеют претворить в своем сознании в бесконечно малое и есть
люди, которые бесконечно малое способны делать и считать бесконечно большим… Я
не интересуюсь карьерой и положением в обществе, и часто бываю вопреки
пословице, один в поле воин …». Вот так он пишет о себе. Конечно, жизнь потом
наложила на все свои коррективы, но в основном он остался таким
же несгибаемым и целеустремленным. Был строг и добр одновременно.
В 1913 году
он принял решение жениться на горячо полюбившейся ему девушке Юлии, ученице
старшего класса Епархиального училища. Она была дочерью священника Александра Евлампиевича Любимова. Отец Александр был настоятелем в
Сергиевской церкви с. Соловцовка и его домик
располагался прямо за алтарем церкви, где ныне покоятся мощи священноисповедника Иоанна Оленевского,
сподвижника Александра Беляева. Во время гонений на Церковь в начале двадцатых
годов ее отец был арестован и умер в ссылке. Венчались молодые Александр и Юлия
у ее отца, в той же Сергиевской церкви.
В 1914 году
у Александра Александровича и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году —
вторая дочь, Нина.
Бесстрашный помощник епископа Иоанна – вместе с Братством в борьбе с расколом
Начались
гонения на Русскую Православную Церковь. Александр Александрович стал старостой
в храме – Рождественской (Духосошественской церкви г. Пензы) и неустрашимым защитником Православия против
раскольников, организовавших в Пензе так называемую «народную церковь», которую
возглавил лишенный Архиерейского сана Владимир Путята.
Будучи горящим и мужественным защитником православия, обладающим прекрасным
даром слова, Александр стал ближайшим соратником епископа Иоанна
(Поммера), объединившего вокруг себя лучшие церковные
силы в борьбе с расколом.
9 декабря 1919 г. Молодой Александр
возглавил собрание церковноприходских советов всех православных общин Пензы,
происходившее в Никольской церкви, которые объединились в борьбе с «путятинской смутой».
Будучи
церковным старостой, по воспоминаниям другой сподвижницы сщмч.
Иоанна (Поммера) Татьяны Куприяновой, Александр
создал кружок-братство из молодых людей, которые стали его единомышленниками и
помощниками. Община активно отстаивала чистоту православия от раскольников, под
руководством Александра занималась изучением Священного Писания. В
Рождественском храме, не смотря на тяжелейшую обстановку в связи с репрессиями
властей и раскольнической деятельностью бывшего архиепископа Владимира,
церковная жизнь била ключом благодаря бесстрашию Александра Беляева.
16 декабря
1919 года Александр был арестован по делу о контрреволюционной деятельности
Братства Православных Христиан. Эта структура стала уникальным опытом по
сохранению церковной организации в условиях неприятия Епископа
Иоанна советской властью. Она объединила вокруг себя не только
настоятелей всех 13 городских церквей, оставшихся верными епископу Иоанну, но и активных мирян, самым бесстрашным и ярким из
которых был Александр Беляев.
За активную
церковную деятельность Александр Александрович провел в тюремном заключении
полтора месяца.
Тяжелая утрата: окончание
пензенского пути….
22 июня
1920 года скончалась от скоротечной чахотки его жена Юлия, и он остался один с
двумя сиротами — шести лет и младенцем девяти месяцев от роду, которых ему
помогала воспитывать няня Анисия Ефимовна —
неграмотная, но глубоко верующая женщина из пензенских крестьян. Часто
Александр Александрович водил маленьких дочек к маме на могилу, прятал в траве
конфеты, а когда они их находили, говорил, что это мама их посылает …
28 августа
1920 года Александр Беляев был рукоположен в сан священника и продолжил свою
активную просветительскую деятельность и защиту православия в стенах
Рождественской церкви.
После
отъезда епископа Иоанна в Ригу в 1921 г. Отец Александр был
выдвинут духовенством и паствой на должность викария епископа Пензенского
Бориса Лентовского. Но ход истории в Пензенской
Епархии после епископа Иоанна дал крен. Об этом мы
узнаем из пронзительных писем будущего священномученика Августина к будущему священномученику Иоанну в Ригу. Он пишет об упадке духовной
жизни в Пензе, о том, что духовенство пензенское находится в «болоте», трусит и
выбирает для себя удобный и безопасный способ существования в советской
действительности. Его кандидатура именно поэтому и была
отклонена, у руля Пензенской Церкви встал сломленный судьбой, престарелый и
безвольный бывший кафедральный протоиерей Борис Лентовский,
практический сразу же перешедший в уже общероссийский обновленческий раскол –
так называемую «Живую Церковь».
Видя
оскудение и запустение духовной жизни в Пензе, отец Александр просил
забрать архиепископа Рижского Иоанна к себе, но воля
Божия была иной…
«Быть тебе, Саша, архиереем»:
исполнение Промысла Божия…
В 1922 году
Пензенская ЧК снова арестовала его за сопротивление в изъятии церковных ценностей
и хранение церковной литературы. Он открыто выступал против обновленческого
раскола, бесстрашно идя до конца. Выйдя из тюрьмы через три месяца, он с детьми
переехал в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов.
Подвижническое пастырское служение вскоре сделало его известным во всей
Иваново-Вознесенской епархии. Вскоре отец Александр был возведен в сан
протоиерея.
В 1922 году
при энергичной поддержке безбожной власти возникло обновленческое движение,
которое в 1923 году достигло большого размаха; большинство храмов в
Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный
Епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями.
14 сентября
1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске на собрании
представителей одиннадцати Православных религиозных общин города обсуждали
вопрос о приглашении Православного Епископа на свободную Архиерейскую кафедру.
Собрание единогласно постановило: «Принять кандидатуру протоиерея Александра
Беляева, проживающего в городе Кинешме». 21 сентября 1923 года протоиерей
Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во Епископа Иваново-Вознесенского.
В Иваново
Владыка ревностно принялся за исполнение Архиерейских обязанностей. Он часто
служил и за каждой Литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное
слово. Православные в Иванове полюбили Архиерея. Перед Богослужениями и после
них его встречали и провожали толпы верующих. Так было и впоследствии, на
других местах его служения.
Знавшие
Преосвященного Августина в это время так вспоминают об этом периоде его жизни в
Иванове. Любовь, смирение, терпение и милосердие к ближнему
— всеми этими качествами обладал Владыка Августин. Имея высокий сан, он
смирялся перед каждым, даже перед нищим. Он был монах от первых дней пострига и
смиренно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнование близких о его скорбной участи он всегда спокойно и
благодушно отвечал: «Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом
предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом».
Преосвященный
Августин любил истовое, уставное Богослужение, любил благоговейное неспешное
пение и чтение, чуждое духа театральности. Сельские храмы Ивановской епархии,
когда в них служил Владыка, были всегда полны молящихся.
Иногда
бывало, что заботливые прихожанки приносили к нему домой и ставили на стол
много дорогих и вкусных вещей, расставляли вазы с цветами. Но недолго
торжествовало на столах изобилие. Приходил из храма Владыка и с ласковой
улыбкой приглашал к себе в комнату всех пришедших к нему на прием. Каждый
посетитель проходил к Владыке со своими нуждами, горестями и печалями, а
выходил утешенный, с узелком для детей, или для больного, или для старого.
Наконец
уходил последний посетитель, младшая дочь запирала дверь, и через несколько
минут Владыка, келейник и дети садились за стол и принимались за скромный
постный обед. От всего изобилия оставалось всего лишь несколько конфет или
яблок, которые Епископ отдавал детям после обеда. Если же что-нибудь
оставалось, то он запрещал детям есть как уже лишнее и
предлагал оставить для угощения — мало ли какой
посетитель или странник еще может прийти. Часто к Епископу приезжали духовные
дети из других городов, их Владыка оставлял жить у себя в доме. В 1925 году
почил Патриарх Тихон, и Преосвященный Августин был на погребении Святейшего и
принимал участие в избрании Местоблюстителем Митрополита Петра в соответствии с
завещательными распоряжениями Патриарха.
«Нашей свободы во Христе нас не
может лишить никто»
С середины
1925 года Епископу Августину пришлось жить в Москве и в Кинешме, приезжая в
Иваново лишь в большие церковные праздники, когда Православным удавалось
добиться разрешения на приезд Епископа в город. В Москве он служил в храме
Апостолов Петра и Павла на Преображенской площади, а жил в подвальном помещении
под церковью Архангела Михаила на Пироговской улице.
Православные
в Иванове собрали множество подписей под обращением с просьбой вернуть Епископа
Августина в Иваново и отправили с документами своих представителей во ВЦИК к
Калинину. Им удалось склонить к защите своего правого дела одного из чиновников
ВЦИКа, который помог им добиться отмены незаконного
решения о высылке Епископа Августина, и Владыка вернулся в Иваново.
Власти
преследовали Православных арестами, принуждали работать в двунадесятые
праздники и в воскресные дни. Работницы ивановских ткацких фабрик и крестьяне
спрашивали Епископа, как им поступать, ведь работать в эти дни грех. И Владыка
ответил на этот вопрос в проповеди, пересказав им рассказ о злом и жадном
помещике, который заставлял крестьян работать на себя всю неделю, оставляя им
возможность работать на своем поле лишь в праздники, — крестьянам приходилось
пахать даже на Пасху. Они ставили зажженную свечу на свой плуг и, идя за ним,
пели Пасхальные песнопения. «Да, бывает, что мы всего оказываемся
лишены, даже церковного Богослужения, но веры и нашего внутреннего благочестия,
нашей свободы во Христе нас не может лишить никто», — заключил Епископ Августин
свое слово.
И отец родной не с вами, он в чужом
краю…
9 октября
1926 года Епископ Августин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в
Москве. 22 октября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило
Епископа к трем годам ссылки в Среднюю Азию. Узников было назначено отправить
этапом 26 октября. К поезду на Казанский вокзал приехало много духовных детей
Епископа из Москвы и Иванова. Привезли и его дочерей, которым было тогда
двенадцать и семь лет. Когда заключенных погрузили в вагон, женщины упросили
конвоиров разрешить Епископу проститься с детьми. Владыка вышел из вагона и
благословил их. Сначала Епископ был сослан в город Ходжент,
а затем в Педжикент.
Чтобы
как-то утешить своих дочерей, которым так рано пришлось столкнуться с
лишениями, Владыка им написал:
Спите,
деточки родные,
Бог ваш сон
хранит.
Сны пошлет
вам золотые,
Лаской
окружит.
Горе к вам
подкралось рано,
Принесло
кручин.
В цвете лет
отняло маму,
Сделало
почин.
И отец
родной не с вами,
Он в чужом
краю,
Запечатанный печатью
Верности
Христу.
Дети, вновь
Христос страдает,
Колет терн
главу,
Ваш отец
там помогает
Крест нести
Ему.
После
окончания трех лет ссылки Епископ Августин был назначен на Алма-Атинскую
кафедру, но местные власти запретили Владыке жить в Алма-Ате, и заместитель
Местоблюстителя Митрополит Сергий направил его на кафедру в Сызрань. В апреле
1930 года Преосвященный Августин прибыл в Сызрань, где снял часть дома; Меньше
года прослужил Преосвященный Августин в Сызрани. 28 октября 1931 года Особое
Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Епископа Августина к трем годам
заключения в концлагерь. Тюрьма в Сызрани находилась далеко за городом.
Вот как
вспоминает его младшая дочь Нина о свидании с любимым папой: «Окно его было
высоко и зарешечено. Папа подходил к нему и благословлял нас. Я не знаю, как
надо верить и надеяться на Бога, чтобы нас таких маленьких оставить на Его
провидение. И, наверное, за его молитвы Бог не оставил нас и мы не пропали.
Около нас были добрые люди. Перед высылкой разрешили свиданье; длинная узкая
комната, разделенная решетками, между которыми ходит часовой.
Страшно
загремели засовы, заскрипела железная дверь. Папа вышел спокойный,
улыбающийся, немного бледный. Разговаривать было трудно, так как народу в
комнате было много, и все разговаривали со своими родственниками. Было плохо
слышно и надо было радоваться тому, что видим его. Минут через 15 часовой
сказал: «Свидание окончено». И за папой закрылась железная дверь. Нелегальными
путями узнали день высылки. Пришли на вокзал. Опять мы его провожали. Пришли
еще затемно. Было очень морозно. Стояли толпой и ждали, когда они появятся.
Ждали долго. Но вот, все зашевелились и в толпе послышалось: «Ведут!
Ведут!» Папа шел впереди, в рясе и с посохом. Кругом солдаты.
Остановились
около путей, но состав еще не подали. Разговаривать было нельзя, так как стояли
мы поодаль. Я сняла с шеи теплый шерстяной шарф и попросила часового передать
его папе. Часовой передал шарф, но папа не принял его, видимо беспокоясь обо
мне, но я настойчиво вторично обратилась к часовому с той
же просьбой. На этот раз папа взял шарф и надел его на шею. Поезда все не было
и осужденных завели в помещение. Папа оказался у окна, к которому и мы подошли.
Он что-то говорил нам, но через стекло не было слышно. Он стал писать на стекле
пальцем, чтобы мы шли домой и не мерзли так долго».
Преосвященный
Августин был отправлен в концлагерь недалеко от станции Лодейное Поле
Ленинградской области.
Последняя пасхальная радость
По
окончании срока заключения, в 1934 году Преосвященный Августин был назначен
Епископом Калужским и Боровским.
И снова
вспоминает дочь Нина последние годы, проведенные с любимым отцом. Калуга… Калуга – это последнее папино местопребывание, куда его
назначили в 1934 году. Я приехала к нему после окончания 7 класса из
Ленинграда, где я жила у дяди. Это был 1935 год. Эти два года до его ареста я
помню сама, а не по рассказам других. Я часто ходила в церковь и видела его за
богослужением. Молился он вдохновенно, часто говорил проповеди. После службы он
выходил на кафедру в мантии и благословлял желающих подойти под благословение.
Желающих было много. Особенно по праздникам, но он благословлял всех, а во
время благословения пел с народом молитвы: «Отче наш», «Не имамы иныя помощи», «Царю Небесный» и другие. Люди пели и выучивали
молитвы наизусть. Я очень любила эти благословения и всегда ждала его до конца.
Да и не только я ждала, а многие, которые потом шли провожать папу до дому. Он
жил недалеко от церкви святого Георгия, в которой служил. Поэтому ходил пешком.
Шел всегда уверенной походкой, строгий и стройный, в рясе с посохом, на груди
была панагия, а на руке всегда намотаны четки. В то время, иногда, прохожие
смеялись, кидали вслед реплики, иногда оскорбительные, но он шел словно бы, и
не слыша их, и не замечая. Если кто-то просил благословения – благословлял.
Когда мне приходилось ходить с ним вместе, я в душе очень переживала за него,
но никогда не шла отдельно, считая это предательством и, когда была ребенком, и
потом. Папа!.. У него была добрая и какая-то застенчивая улыбка. К нему много
приходило посетителей и по церковным делам и по личным. Приходили за советом
или утешением, за помощью. Но и на мою долю оставалось время для нашего
общения. Папа был удивительно начитанным и эрудированным человеком, не только в
силу своего образования, он читал и современных ученых и философов. Очень о
многом мы говорили с ним, о чем я узнала гораздо позже, уже в институте. Он
говорил, что мир не бесконечен, что все, что имеет начало – имеет и конец. Уже
тогда он говорил мне про энтропию мирового пространства. Я этого еще не знала
ничего, но спорила. Говорили о происхождении человека. Мы учили все по Дарвину,
а папа говорил, что эта теория опровергается учеными. Много говорили. И о
значении икон, и о маме, и вообще о матерях. Часто он на эти темы, после наших
разговоров, произносил проповеди в церкви. Дома, где он жил в одной комнате,
несмотря на скудость обстановки, было очень уютно. Было много цветов, и перед
иконами горела лампада. Около большого окна стоял стол, за которым он работал,
писал и за которым мы пили чай. На этих чаепитиях всегда кто-нибудь
присутствовал.
А на
праздники приезжали его прежние богомольцы и почитатели и из Иванова, и из
Москвы, и из Кинешмы. Не забывали его люди. Он очень душевно беседовал и
выслушивал всех, кто желал – исповедовал. Стоя на коленях перед иконами, при
умиротворяющем свете лампады, мне казалось, всю душу можно было открыть ему,
покаяться во всех грехах. Так терпеливо и сострадательно он слушал. И все
находили у него и совет, и поддержку и облегчение духовное.
Я жила не с
ним, мне снимали комнату, куда я ходила ночевать. Перед моим уходом мы часто
сидели на крылечке дома или прогуливались по вечерней, уже безлюдной улице. Я
поверяла ему нехитрые свои тайны и неприятности. А он слушал меня, утешал
и давал советы. Так по-человечески…Для меня он был и
отец и мать и наставник во всех делах. Помню последнюю Пасху 1937 года. Какой
это был праздник! Радостный, светлый, возвышенный. Когда папа обращался ко всем
молящимся с возгласом «Христос Воскресе!» и церковь,
как один человек, как единый вздох, отвечала: «Воистину Воскресе!»,
в душе что-то ликовало и рвалось ввысь. Не что-то, а душа ликовала, душа
рвалась ввысь.
Он ему больше не понадобится:
крестный путь архиепископа Августина
Осенью 1937
года среди духовенства, верующих и жителей города Калуги начались аресты.
Архиепископ Августин был уверен, что воинствующие безбожники непременно его
арестуют, и он спокойно и серьезно готовился к предстоящему аресту и грядущим
страданиям. Пересматривал записи, письма, уничтожал все то, что кому-либо могло
повредить. Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сентября, ему пришла
повестка с требованием явиться к городским властям. Время в повестке было
проставлено столь позднее, что Владыка понял, что его вызывают для ареста. Дочь
Владыки почти всегда заходила из школы к нему, а вечером уходила ночевать к
себе. В этот день она задержалась в школе и не пошла на Всенощную. Когда
Владыка пришел из храма, он спросил ее: «Ты почему не была на Всенощной? Я тебя
искал. Я тебя смотрел». И прибавил: «Меня вызывают в горсовет». Затем
благословил ее и сказал: «Если тебе будут нужны деньги — молись Преподобному
Серафиму, он поможет тебе. Он всегда мне помогал».
В ту же
ночь в дом, где жил Архиепископ, пришли сотрудники НКВД и забрали все его вещи:
панагию, Евангелие, духовные книги, дикирий, трикирий
и многое другое, взяли все, что попалось под руку.
После
ареста Владыка был сразу допрошен. И затем допросы продолжались весь месяц.
— Следствие
располагает точными данными, что вы, будучи враждебно настроены к существующему
советскому строю, объединили вокруг себя контрреволюционно настроенное
духовенство на борьбу с советской властью.
—
Контрреволюционно настроенного духовенства я не знаю, никого на борьбу с
советской властью не призывал и виновным себя в этом не признаю, — отвечал
Архиепископ.
Некоторые
из арестованных были сломлены условиями тюремного заключения и оговорили себя и
других. Архиепископ Августин держался мужественно и, несмотря на угрозы
следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения.
19 ноября
1937 года тройка НКВД приговорила Архиепископа
Августина к расстрелу. 21 ноября Нину, дочь Архиепископа, вызвали в НКВД и
стали спрашивать, кто бывал у Владыки, и, добиваясь ответов, угрожали арестом. Следователи
предполагали страданиями дочери сломить волю Архипастыря и заставить его
оговорить себя. Допрос длился долго, но ни к чему не
привел. Заметив, что Нина увидела стоявший в углу посох Владыки, следователь
сказал: «Возьмите, он ему больше не понадобится». Затем подписал пропуск на
выход из здания НКВД и сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос,
что будет с Владыкой, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы
больше не увидите». На следующий день Нина принесла Владыке в тюрьму чистое
белье.
Архиепископ
Августин (Беляев) был расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей
безвестной могиле.
Память
Священномученика Августина совершается 23/10 ноября.
Автор: к. и. н. Кира Аристова
В статье использованы материалы
игумена Дамаскина (Орловского), а также некоторые
фрагменты «Воспоминаний о моем отце», написанные дочерью сщмч.
Августина Ниной Александровной и любезно предоставленной автору статьи внучкой
священномученика Ириной Соколовой.
https://пензенская-епархия.рф/2020/11/23/свободы-во-христе-нас-никто-не-лишит-6254/
Митрополит
Серафим: «Десятилетие программы «Мир Православия» – показатель ее востребованности»
23.11.2020
Радио Мир православия
9 октября 2020 года
информационно-просветительской программе Пензенской митрополии «Мир
Православия», выходящей на волнах «Радио России из Пензы», исполнилось 10 лет.
Гостем юбилейного выпуска стал Высокопреосвященный Серафим, митрополит
Пензенский и Нижнеломовский. В прямом эфире он
поздравил коллектив радиопрограммы с юбилейной датой, высказал свое мнение по
наиболее актуальным темам сегодняшнего дня, рассказал о жизни епархии в
непростом 2020 году и ответил на вопросы слушателей.
– Добрый день, владыка! Первый
вопрос, конечно же, о юбилее. 10 лет – все-таки серьезный срок для медийного проекта. Когда программу открывал ваш
предшественник владыка Вениамин, наверное, никто так далеко в тот период не
загадывал. Вот уже без малого семь лет программа выходит при вашей поддержке.
Скажите, почему для Пензенской епархии это важное направление? Ведь есть же
много других важных дел и проектов…
– Во-первых,
я хотел бы поздравить с юбилеем вас – бессменных ведущих этой программы!
Все-таки 10 лет – для медиа это действительно очень много. Даже какие-то развлекательные программы редко
выдерживают такой срок. Это показатель того, что есть востребованность,
и люди любят эту программу, неизменно участвуют в тех диалогах, которые здесь
предлагаются. С другой стороны, епархия просто не может в
этом не участвовать, потому что это – очень важная площадка для того, чтобы
донести, чем Церковь занимается, чем она сейчас живет, и в какой-то мере –
нести слово Божие, потому, что любая встреча со священником и ответы на вопросы
– это своего рода то же слово, которое несется не отдельным десяти или
пятидесяти человекам, это несется по всей области – тем, кто желает это
слушать. Я думаю, что за эти годы ваша программа набрала уже свой коллектив
слушателей, которые любят эту программу, неизменно в ней участвуют и что-то от
этого получают.
– В подтверждение ваших слов приведу
немного статистики: сегодняшний наш выпуск 521-й. Если все предыдущие выпуски
сложить по времени, они займут 26 тысяч минут. Если перевести в часы, это будет
433 часа, а если бы мы шли в режиме нон-стоп, мы бы отработали 18 с лишним
суток. Постоянные слушатели, как вы правильно сказали, каждую неделю включают
«Радио России из Пензы», и, может быть, не всегда звонят в эфир, но многие
потом при встрече свою оценку этому эфиру дают. Вот скажите, насколько для вас
любое СМИ – радио, телевидение, интернет, пресса – важный источник информации?
Насколько внимательны вы к тому, что публикуется, и надо ли это?
– Конечно,
сейчас мы живем в ту эпоху, когда без этого просто нельзя. Есть, конечно,
какие-то люди, которые будут говорить, что это все плохо, что СМИ нагнетает
какие-то страсти, но, безусловно, без этого мы сейчас не проживем.
Ввиду того,
что я являюсь руководителем епархии, мне нужно следить за тем, что в принципе
происходит в области, реагировать на какие-то моменты, на то, какие отклики
есть о Церкви. Это с одной стороны. С другой стороны – мы сегодня, к сожалению,
не может доверять средствам массовой информации на все сто процентов. Настолько
СМИ заразились, так скажем, болезнью, чтобы представить «жареные факты», чтобы
заинтересовать… Но ведь очень легко сейчас очернить
человека какими-то своими выводами о том, чего человек, может быть, даже и не
делал. Если раньше в деревне поговорят и через какое-то время забудут, – то
теперь это в электронных СМИ остается на всю его жизнь, и поэтому мне бы
хотелось, чтобы СМИ стали более ответственными. И не только СМИ, а все, кто
публикует свои комментарии к различным новостям. Я не говорю, что все эти
комментарии должны быть добрыми, у каждого – своя точка зрения, но если ты
чего-то не знаешь, если ты в чем-то не уверен, то выдавать это за истину, я
считаю, неправильно. Конечно, когда мы жили в советскую эпоху, доверие
средствам массовой информации, – что телевидению, что газетам, что радио было
стопроцентное.
– СМИ и было мало…
– Да, их и
было мало, и там, конечно, писали не всю правду, потому что это тоже была
идеология, но все-таки доверие было очень большое. А сейчас, невзирая на все
эти рейтинги, порой даже что-то скажут, что-то озвучат, а люди еще
думают – правда это или нет, и начинают проверять, ждать, не выйдет
ли на следующий день опровержения. Это, конечно, очень плохо, потому что мы –
не временщики, которые должны гнаться за рейтингом, а должны, прежде всего,
иметь такое понимание, насколько нам доверяют, насколько мы предоставляем
правдивую информацию, – вот это нас должно заботить. Тогда это будет не желтая
пресса, не какие-то фейки, как любят многие СМИ, а
именно достоверная информация, которой люди будут доверять.
– Предлагаю вернуться к теме юбилея.
Я тоже, обращаясь к истории, скажу, что у Пензенской епархии и областного радио
более долгая история сотрудничества, чем 10 лет. С конца 90-х годов появилась в
эфире рубрика «Православный календарь», ведущим которой был протоиерей Андрей Ширшаков. Вы, владыка, впервые стали гостем нашей программы
21 мая 2011 года, второй раз – 25 июня 2011 года, и мы тогда говорили о
завершении первого учебного года в возрожденной духовной семинарии и о работе
комиссии по канонизации святых Пензенской епархии. С тех пор, понятно, у вас
ответственности и забот прибавилось, но надо отметить, что и семинарией, и
комиссией вы до сих пор руководите. И эти направления для вас очень значимы.
Если говорить об уходящем 2020 годе, как он сложился в семинарии в частности?
Необычный был год, особые условия…
– К
сожалению, да. Еще рано говорить, что был, он еще не прошел, но 10 месяцев мы
уже пережили, и пережили, конечно, очень сложно. Это касается всей нашей
епархиальной жизни. Самым горестным была для наших прихожан Пасха, когда по
предписанию Роспотребнадзора были закрыты храмы.
Сейчас мы с этой болезнью научились жить, соблюдая меры безопасности, насколько
возможно переносить все это, – но это связано, наверное, с тем, что многие из
нас уже переболели, и теперь уже понимают, какую ответственность мы несем, что
это не просто какой-то грипп. В виду карантина и наши приходы
пережили очень сложное время, особенно март, апрель и май, когда было очень
мало прихожан, был какой-то и внутренний кризис, и порой мы горько шутили, что
богоборцы теперь радуются: они мечтали закрыть храмы на Рождество и на Пасху,
никогда у них не получалось это, а вот в XXI веке так сложилось. Это все
каким-либо образом притормозило нашу жизнь во всех ее проявлениях. Мы не смогли
открыть Спасский собор, потому что фирма, которая производит работы по
внутреннему убранству, не смогла исполнить свои обязательства, и мы не могли
перед ними свои обязательства исполнить. Собственно говоря, это и сейчас все
продолжает «хромать», потому что собор строится на пожертвования, и у нас нет
таких средств.
– Епархия понесла и личные потери в
плане того, что и священнослужители умирали…
– Да.
Буквально вчера мы отпевали протодиакона Владимира Красненкова.
В первую волну скончался протоиерей Валерий Волков из Наровчата. Многие наши
священнослужители переболели этой болезнью, и не всегда легко, многие до сих
пор находятся еще в больницах, и я думаю, что это не конец всей этой болезни, потому,
что мы еще идем к пику этой волны. Конечно, это все очень тяжело, и нам
приходится каким-либо образом приспосабливаться к этим новым обстоятельствам. А
Церковь все-таки очень консервативная организация, и не всегда это всё
происходит быстро. Я знаю, что есть критика и в мой адрес – за то, что мы
закрывали храмы на Пасху, и за всё остальное, но лично я привык нести
послушание Священноначалию, и всё то, что мы делаем, мы делаем не от себя, а
потому что так постановил Святейший Патриарх и Священный Синод. Вы знаете, что
и Патриарх сам призывал временно отложить посещение храмов, потому что
действительно сейчас если не каждый второй, то каждый третий или болеет, или
переболел этой болезнью, а общее скопление народа с очень тесным общением,
безусловно, – большая возможность заразиться этой болезнью.
– И маски обязательны сейчас не
только для прихожан, и для священников тоже.
– Конечно, когда священник близко
общается с прихожанами, то есть на исповеди, во время причастия, – он обязан
быть в маске. Это тяжелым бременем ложится на нас, потому что это все новое,
необычное для нас, и дай Бог, чтобы оно скорее закончилось. Невзирая на все
это, Церковь продолжает жить и развиваться. В этом году мы реализовали много
различных проектов. В частности, закончили издание десятитомника трудов
святителя Иннокентия, как раз к 20-летию его канонизации. Фактически пять томов
мы издавали именно в этом году, что было тоже предельно сложно.
Кроме того, благодаря работе нашего
штаба по восстановлению собора, лично Ивана Александровича Белозерцева и всех
наших жертвователей, у нас продолжается строительство собора, оно в
заключительной фазе. Сейчас мы уже приобретаем утварь, иконы, и я надеюсь, что
в ближайшее время, если позволит нам та ситуация, которая все еще остается
сложной, мы все-таки войдем в собор и начнем служить, а уже потом, когда
закончится эпидемия, будем ждать Святейшего Патриарха, чтобы он освятил собор.
Сейчас, наверное, не стоит строить какие-то планы, потому что неизвестно, что
будет дальше. Но жизнь продолжается, мы не ушли в уныние, а продолжаем
трудиться. Конечно, этот год для Церкви был очень сложным, потому что живое
общение священника с прихожанами никогда не будет заменено, а тем более – живое
участие в Таинствах.
– Храм не может быть пустым…
– Да, но сейчас такое время. Это нам
тоже нужно пережить и выйти из этого обновленными, переоценить свое отношение к ближним, научиться любить друг друга, уважать. Многие
критикуют нас за то, что храмы закрыты, но мы все-таки должны бояться того, что
можем стать причиной заражения других. А если, не дай Бог, этот человек умрет,
заразившись от нас? Сможем ли мы, потом сами себя простить за это? Поэтому в
этом отношении мы должны из этого кризиса выйти обновленными душой, с
пониманием и уважением друг к другу.
– Да, это сейчас самая актуальная
тема, но вернемся к десятилетию программы «Мир Православия», выходящей на
волнах «Радио России из Пензы». Я хочу сказать, что эту
программу готовят не только ведущие, соведующие и
гости, эту программу готовят наши бессменные звукорежиссеры – это Алексей
Федотов, который сейчас сидит напротив нас за стеклом, это Михаил Спежов, это Нелли Павлова, это звукорежиссеры Александр
Зубков и Жанна Матросова, новости из жизни Пензы православной звучат голосом
Владислава Болякина, первой постоянной ведущей в
течение года была Юлия Шевырева. Владыка, что
вы можете пожелать нашей программе, может быть, на следующие десять лет?
– Я надеюсь, что не только на
следующие десять лет, а на следующие десятки лет. Уверен, что и все последующие
годы, которые вы будете трудиться над выпусками этой программы, будут очень
плодотворными и помогут многим людям найти ответы на какие-то важные жизненные
вопросы. Поэтому желаю всем вам, сотрудникам и радиослушателям, благословения
Божия. Пусть Господь всех нас хранит!
Ответы на вопросы радиослушателей
– Скажите, владыка, как вы лично
готовитесь к программе – обговариваете с редактором тему, вопросы? И второе: в
других епархиях есть такие программы-долгожители? И еще один даже не вопрос, а
скорее пожелание: есть такие выпуски радиопрограммы, которые хочется
переслушать, даже перечитать. Например, были выпуски о житии святителя
Иннокентия, и настолько это было доходчиво, понятно, ясно, что хотелось бы,
чтобы это прочитали как можно больше людей. Именно прочитали. Но, может быть, и
услышали, если есть такая возможность – выпустить диск.
– Во-первых, скажу честно: в
деталях интервью мы не прорабатываем, я знаю, на какую тему будет передача, а
вопросы, которые мне будут задавать, я слышу впервые.
Что касается второго вашего вопроса,
то, конечно, во многих епархиях есть подобные проекты, и они даже более
глобальные. Я, например, лично знаю – в Нижегородской епархии есть целое радио,
которое полностью самостоятельно существует. Мне владыка Георгий дарил
несколько дисков, они записывают на них свои программы, и когда я из Дивеева
ехал в Пензу, то слушал различные постановки, рассказы, мне это так
понравилось! Поэтому, я считаю, почему бы и нет – почему бы вашу инициативу не
поддержать и какие-то радиопрограммы не перенести в печатные издания, выпустить
их в виде каких-то брошюрок или каких-то листовок. А в интернете, на сайте
епархии они практически все есть.
* * *
– Как вы расцениваете поступок
известного проповедника архимандрита Андрея (Конаноса),
снявшего с себя сан? Существуют ли объективные причины такого поступка, и
вообще человек, принявший постриг, может ли взять и по своему желанию перестать
быть монахом?
– Вы знаете, мне очень сложно что-то
сказать об этом. Отец Андрей был очень известным публицистом не только в Греческой
Церкви, но и в других Поместных Церквах, и в последние годы на русский язык
было переведено очень много его книг. Отец Андрей
является клириком Элладской Церкви, и я вам честно
скажу – я не погружен в
эту историю и не знаю, по каким причинам и как он снял сан.
Я выскажу свое личное мнение (это не
надо расценивать как мнение Церкви): конечно же, это очень плохо. Раз ты взял
на себя такой подвиг, ты должен его нести до конца, потому что уже не людям
даешь эти обеды, а Богу. И раз ты от этого отказываешься, – значит, в чем-то ты
был слаб. Но, с другой стороны, я хочу сказать, что это гораздо честнее, нежели
жить с каким-то грехом, пороком на сердце и это скрывать. Все-таки отец Андрей
был публичной личностью, который много учил об исполнении заповедей, а ему
самому жить, не исполняя их, – то, конечно, честнее все-таки снять сан и
реально, так, скажем, уйти от этого, нежели быть человеком неправдивым.
Но еще раз повторюсь, поэтому вы и
задаете этот вопрос, – для всех нас это была большая трагедия. Почему? Потому
что многие были заворожены его книгами и думали, что этот человек живет глубоко
церковной жизнью, и даже не могли себе помыслить, что когда-то человек сможет
отказаться от сана. Но я еще раз повторю – я не знаю причин. Много я встречал различных
слухов, но кто знает, как на самом деле это случилось. Конечно, это – трагедия
нашей Церкви. Он не единственный человек, кто так делает, и такие люди,
наверное, расписываются в собственной слабости, что они не могут взять на себя
подвиги, которые обещали понести. И дай Бог всем нам, чтобы таких случаев было
меньше, потому что это очень большой соблазн для наших мирян, тех, кому он
проповедовал слово Божие.
* * *
– Владыка, я знаю, что сейчас
ведутся работы по созданию Собора Пензенский святых. В чем религиозный смысл
Собора? Это же не экономия церковного календаря – вот всех сразу помянуть,
чтобы не растягивать по дням… И можно ли сказать, что
Собор святых – это такое малое Отечество в Царствии Небесном, где все наши
пензенские святые собираются и молятся за нас, и нам как-то легче и проще
всегда обратиться к ним, когда они соборно за нас молятся?
– Вы правы. Это действительно
делается для того, чтобы увековечить память, можно сказать, наших земляков,
родственников, которые жили, трудились, пострадали в Пензенской области. Этот
Собор не просто создается, а Святейший Патриарх уже подписал указ о том, что
Собор святых Пензенской митрополии будет отмечаться по новому стилю каждый год
12 июня – в день
рождения святителя Иннокентия Пензенского, и Собор этот уже утвержден, он
состоит из 21 имени святых нашей Церкви. Это люди, которые
были уроженцами нашего Пензенского края, которые здесь были
священнослужителями, архиереями, которые пострадали здесь в годы гонений.
* * *
– Владыка, какова сейчас ситуация с
церковными хорами?
– Непростая. Дело в том, что храмов
открывается очень много, и обеспечить все церковными
певчими тоже не всегда возможно. У нас в городе вообще с музыкальным
образованием всё довольно-таки плохо. Потому что музыкальное училище имени
Архангельского стало просто отделением при культпросветучилище,
и там очень маленькая база. Да, есть регентское отделение в семинарии, есть в
педагогическом институте отделение учителей музыки, но по сравнению с нашими
соседями, где есть музыкальный институт или консерватория, как в Саратове и в
Нижнем Новгороде, конечно, с материалом для церковного хора у нас очень плохо.
Церковь об этом заботится, у нас в семинарии есть регентское отделение, но оно
тоже очень маленькое, и меня полностью не удовлетворяет количеством студентов.
Хотелось бы как раз напомнить
радиослушателям о том, что в церкви пение очень важно. И пожалуйста, у кого
есть желание, у кого есть возможности, подавайте свои документы и обучайтесь в
нашей семинарии на регентском отделении. Если уже вы в возрасте и у вас нет
возможности получать стационарное образование, у нас есть еще так называемые
певческие курсы при той же семинарии, где вы в вечернее время можете ходить,
заниматься, а потом петь на клиросе.
* * *
– По воскресеньям в храмах очень много народа, а у меня уже возраст 65+. По воскресным
дням в храм мы не ходим, а душа болит, ведь воскресный день должен быть
посвящен Богу. Но разве в будние дни, когда народа нет, не та
же благодать в храме? Не будет ли грехом, если несколько воскресений
пропустить, а приходить в будние дни?
– Да, действительно, у нас, у
православных, существует традиция и это заповедь Божия, которая гласит, что
«шесть дней делай, седьмой посвящай Господу Богу твоему» (Исх. 20:9–10), но вы
правильно сейчас говорите о том, что все-таки воскресный день – это большое скопление народа,
которое сейчас является реально опасным. И мы даже призываем наших прихожан,
чтобы они наоборот приходили в будние дни, когда никого нет, если у них есть
такая возможность. Конечно, когда мы живем в обычное время, праздники и
воскресные дни нужно посвящать Господу Богу. И сейчас никто не запрещает вам
посвящать – молитесь дома. Но лучше в храм прийти в тот день, когда вы свободно
можете помолиться. Нет ничего отличающегося в том, когда совершается Литургия –
в воскресный день или в пятницу, в субботу или в понедельник. Поэтому в
нынешнее время мой совет вам – приходите тогда, когда меньше возможности
получить заражение. Причем это связано не только с
храмом, ведь для того, чтобы добраться до храма, нужно ехать в транспорте.
Воскресный день посвятить Господу Богу – это не только посещение храма, это и
молитва, которая может быть и домашней, это творение добрых дел. Почитайте святоотеческую литературу в этот день, к примеру.
Я общаюсь с нашими прихожанами, и
многие люди мне говорят – да, я очень боюсь. Конечно, даже врачи нас
предупреждают о том, что когда ты находишься в постоянном страхе, в стрессе – у
тебя гораздо больше возможностей заразиться той или иной болезнью, пусть это
даже будет не коронавирус. Просто ослабляется
иммунитет, когда ты постоянно на нервах, и поэтому если у вас возраст 65+ или
хроническая болезнь, – лучше, например, заранее перед родительской субботой
прийти заказать панихиду, а в этот день просто дома помолиться.
Да, для Церкви это не свойственно,
мы не можем никогда заменить прямого общения друг с другом, не можем заменить
общение со священником, как-то дистанционно участвовать в Таинствах, но сейчас
такое время. И я думаю, что это же не годы, это всего лишь месяцы, можно
подождать и это пережить.
В качестве аргумента приведу пример
святых подвижников, которые жили в пустыне. Они же в течение нескольких лет не
ходили в церковь, и это не значит, что они не посвящали дни Господу Богу, они
наоборот все дни посвятили Господу Богу без остатка, они ничего не делали там,
кроме того как молились и несли на себе тяготы этой пустыни. Самый, наверное,
яркий пример – преподобная Мария Египетская, которая просто ушла и питалась
тем, что там было в пустыне, и эта пустыня была ее жилищем, поэтому в этом отношении,
если вы сейчас не пойдете в храм, не значит, что вы как-то согрешите. Займитесь
келейной молитвой, почитайте Священное Писание, святоотеческое
наследие – это тоже будет посвящение Господу Богу. Да, православным нужно
причащаться, но выберете для этого какой-то будний день, когда мало народа.
Чтобы вы были спокойны, чтобы сердце и душа ваша не смущалась этим.
* * *
– Почему в городе не слышно
колокольного звона? Перед началом службы не звонят, в конце, при чтении
Евангелия никто на колокольню не поднимается. Почему так происходит?
– Понимаете, сейчас такое время.
Завтра воскресенье, а для меня это один из самых тяжелых дней. Не из-за того,
что будет служба, а из-за того, что у нас сейчас очень много
болеет духовенства. У нас на некоторых приходах вообще нет служб сейчас, некому
просто служить. На карантин полностью закрыт Троицкий женский монастырь и
неизвестно, когда там возобновятся общественные службы, священнослужители все
заболели, монашествующие болеют. Конечно, какой может быть звон? Сотрудники многих
храмов болеют. Это плохо, но в оправдание могу сказать только это. Те же самые
звонари – это считанные люди, и если звонарь заболел, то его заменить
фактически некому, потому что управлять колоколами другой человек не сможет.
Наверное, в какое-то время настоятели храмов и отказываются даже от звона,
чтобы сотрудника каждый день не вызывать. Поэтому вы уж нас простите, что в это
время не все исполняется так, как требует устав Церкви.
Беседовали Юлия Шевырева и Евгений Белохвостиков
Подготовила к публикации Наталья Зыкова
https://пензенская-епархия.рф/2020/11/23/митрополит-серафим-десятилетие-про/
В
рамках Рождественских чтений при Покровском соборе пройдет заседание секции
«Александр Невский: уроки для современных христиан»
26.11.2020
Члены
молодежного отдела при Покровском архиерейском соборе активно готовятся к
проведению Рождественских чтений, посвященных 800-летию со дня рождения князя
Александра Невского. 28 ноября в Духовно-просветительском центре состоится
заседание секции «Александр Невский: уроки для современных христиан» в рамках
VIII Региональных Рождественских образовательных чтений.
Ребята во
главе с руководителем духовно-просветительского центра Раисой Лобановой и в
сотрудничестве с благочинным Спасского городского округа иереем Максимом
Зориным организуют выставку редких книг, оформляют информационный стенд, делают
презентацию, готовят докладчиков, налаживают аппаратуру.
Начало
работы секции в 12:00. Приглашаются все желающие!
https://пензенская-епархия.рф/2020/11/26/в-рамках-рождественских-чтений-при-по/
Миссионерская
секция Рождественских чтений Пензенской епархии
26.11.2020
25 ноября в
Пензенской Духовной Семинарии состоялась секция Рождественских чтений,
посвящённая Миссионерскому служению. В работе секции приняли участие
семинаристы и сотрудники миссионерских отделов разных епархий.
С докладами выступили:
Заславская
Вероника, руководитель направления миссионерского отдела Санкт-Петербургской
епархии по развитию и инновациям. Её доклад был посвящён православной миссии в г. Тыве в миссионерском стане.
Священник
Владимир Чепланов, руководитель Миссионерского отдела
Кузнецкой епархии, выступил с докладом, в котором рассказал о
духовно-просветительских проектах «Духовность и патриотизм» и «Общее дело»,
реализуемых в сотрудничестве с ветеранамиВООВ «Боевое
братство» в учебных заведениях Пензенской митрополии.
Дьякон
Сергий Исайчев, учащийся Санкт-Петербургской духовной
академии выступил с докладом о неоязычестве, в
котором освятил вопрос о связи современных неоязыческих
богов с их славянскими корнями.
В завершении
секции руководитель Миссионерского отдела Пензенской епархии священник Павел
Колесников поблагодарил всех участников и пожелал семинаристам запасаться как
можно большим объёмом знаний, которые им пригодятся в их будущей пастырской
деятельности.
Юрий Царёв
http://kuzneparhia.ru/2020/11/26/missionerskaya-sekciya-rozhdestvenskix-chtenij-penzenskoj-eparxii/#more-73592
Вопросы
веры. 31-й добровольческий съезд храма святой Аллы в селе Старая
Потловка
26.11.2020
Съемочная
группа информационно просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы
веры» в очередной раз посетила село Старая Потловка Колышлейского района, где располагается уникальный храм во
имя святой мученицы Аллы Готфской, единственный в
России.
О
восстановлении храма, о том, что уже сделано, а что только предстоит,
телезрители узнают из нового выпуска программы.
ВИДЕО: https://youtu.be/pstw9JJkJzU
https://пензенская-епархия.рф/2020/11/26/вопросы-веры-31-й-добровольческий-съез-2/