Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

Священник Александр Угольков напомнил верующим о том, что сжигание чучела на Масленицу является языческим обычаем

 

22.02.2015

 

Готовим с Пироженкой - Воскресенье

 

Благочинный Бессоновского района священник Александр Угольков направил прошение заместителю главы администрации района Нине Асташиной, в котором от лица духовенства обратился с просьбой не сжигать чучело на масленичных гуляньях, так как это языческий обычай.

«Языческий обряд во время народного праздника прощания с зимой — широкой Масленицы — Православная Церковь считает огромным духовным вредом, а врачи и психологи всерьез опасаются влияния этого действа на психику детей, т.к. сжигается (убивается) образ человека. У детей мистическое мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище явно неполезное для детской психики. В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека», – говорится в обращении отца Александра.

По мнению священника, символический смысл сжигания чучела утерян, «остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху».

«Во многих регионах администрация поддержала инициативу не сжигания чучела, например в Тульской области. Выражаем надежду, что и администрация Бессоновского района поддержит благое стремление не совершать языческих ритуалов на территории Бессоновского района», – отмечает отец Александр в прошении.

 

http://penzaeparhia.ru/news/2109

 

РЕЗОНАНС

 

Сотни пензенцев стали свидетелями сожжения чучела в парке им. Белинского

 

23.02.2015

 

Сотни пензенцев пришли в парк имени В.Г. Белинского, чтобы посмотреть на языческий обряд сожжения чучела. Когда к нему поднесли факелы, раздался всеобщий возглас: «Наконец-то!».

Нарядная фигура сгорела, забрав собой зиму. И вовремя, так как пензенцы уже соскучились по теплу.

«Весна всегда приносит радость. С праздником вас!» - поздравил горожан один из участников веселья.

«Желаю всем любви и счастья» - обратилась к жителям города молодая пензячка.

Сотрудники парка создавали бабу несколько недель, а сгорела она за минуту.

Тем, кто остался в парке, повезло: они наплясались вдоволь. А те, кто поспешил домой, попали в затор: улицы Лермонтова, Маркса и Красная были забиты автомобилями.

 

http://www.penzainform.ru/news/social/2015/02/23/sotni_penzentcev_stali_svidetelyami_sozhzheniya_chuchela_v_parke_im_belinskogo.html

 

Пензенская делегация приняла участие в работе VI межрегиональной Сретенской молодежной конференции

 

23.02.2015

 

 

21-22 февраля в Саранске прошла VI межрегиональная Сретенская молодежная конференция, которая собрала представителей епархиальных молодежных отделов, православных молодежных организаций и делегатов, выдвинутых органами власти субъектов Российской Федерации.

Мероприятие было приурочено к Международному дню православной молодежи.

Пензенскую епархию представляли председатель Отдела по делам молодежи иерей Илия Иванов и секретарь Союза православной молодежи земли Пензенской Евгений Чевтаев.

Работу конференции открыл митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. В своем приветственном слове владыка обозначил несколько вопросов, которые предстояло обсудить собравшимся: что есть человек и чего мы желаем от человека будущего?

Его Высокопреосвященство отметил, что сейчас не озвучивается аспект антропологической катастрофы и пояснил:

«Я имею в виду отказ от нравственности. Сейчас есть люди, которые проводят в жизнь подобную идеологию. Материализм как доктрина развития вынес нравственные основы за скобки… Идея союза человека с Богом была объявлена мифом. Что нам принесла материалистическая идеология? Человек стал потребителем. Человек уравнял святое с грешным, … прекрасное с безобразным».

Митрополит Зиновий обратился с вопросом к собравшимся: «Идеальный человек, какой он?». «Святой, – подтвердил владыка мнение зала, – Святость – это полнота совершенств человека».

Далее разговор зашел о практической части работы конференции. Были зачитаны приветствия от полномочного представителя президента РФ в ПФО, главы республики Мордовия, председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Участников конференции приветствовали и местные музыкальные коллективы.

Вторая половина дня была посвящена обмену опытом молодежной работы епархий округа. Затем гостей ждали обзорная экскурсия по Саранску и посещение музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрзи. Завершился день обсуждением проекта итогового документа.

Второй день начался с Литургии в Свято-Феодоровском кафедральном соборе. Далее делегаты осмотрели лагерь «Солнечная Мордовия» и Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь. После знакомства с лагерем и монастырем продолжилось обсуждение опыта молодежной работы епархий ПФО. Завершилась работа конференции принятием итогового документа.

 

 

http://penzaeparhia.ru/news/2115

 

Кузнецкая делегация приняла участие в работе VI межрегиональной Сретенской молодежной конференции

 

23.02.2015

 

DSCN1813

 

21-22 февраля 2015 года делегация от Кузнецкой епархии приняла участие в VI межрегиональной Сретенской молодежной конференции, приуроченной к Международному Дню православной молодежи, прошедшей в г. Саранске в Макаровском паломническом центре. В конференции принимали участие делегаты из 41-ой епархии ПФО. Кузнецкую епархию представляли Калмыкова Наталия, Глухова Мария (Кузнецкое благочиние), Молебнов Алексей, Стешин Евгений (Иссинское благочиние).

С приветственным словом к участникам обратился Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский. Были зачитаны приветственные адреса от Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова, Председателя Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, и от Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабича.

На конференции были показаны презентации лучшего опыта молодежного служения в епархиях ПФО. Делегаты из Кузнецка рассказали о нашем благотворительном проекте «Доброе сердце». Участникам конференции была проведена автобусная экскурсия по Саранску, а также в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи и по Макаровскому Иоанно-Богословскому монастырю. За время конференции участники обменивались опытом, встретились со знакомыми из других епархий и, конечно же, обрели новых друзей. 22 февраля участники конференции молились за Божественной литургией в Свято-Феодоровском кафедральном соборе. Богослужение возглавил митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

В завершение конференции была принята резолюция, в которой обозначились направления молодежного служения, были сделаны рекомендации для Синодального отдела по делам молодежи РПЦ, епархий ПФО, региональным органам государственной власти, руководителям ВУЗов и ССУЗов, СМИ. Было решено создать центр в г. Саранске на базе Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря по организационно-методической координации деятельности РПЦ и органов власти регионов ПФО по молодежной работе, стимулированию развития православных молодежных организаций и обмену опытом.

 

DSCN1764DSCN1774DSCN1775DSCN1797DSCN1800DSCN1802DSCN1807DSCN1809

DSCN1813

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/02/23/kuzneckaya-delegaciya-prinyala-uchastie-v-rabote-vi-mezhregionalnoj-sretenskoj-molodezhnoj-konferencii/

 

Руководитель молодёжного отдела Сердобской епархии принял участие в VI межрегиональной Сретенской молодежной конференции, приуроченной к международному Дню православной молодежи

 

25.02.2015

 

Священник Сергий Кулик.

 

21-22 февраля 2015 г. в г. Саранске состоялась VI Межрегиональная Сретенская молодёжная конференция, приуроченная к Международному Дню православной молодёжи.

По благословению Преосвященнейшего Митрофана епископа Сердобского и Спасского участником конференции был направлен Председатель епархиального отдела по работе с православной молодёжью священник Сергий Кулик.

В ходе заседания и работы конференции была разработана резолюция о создании центра в г.Саранске на базе Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря по организационно-методической координации деятельности Русской Православной Церкви и органов власти регионов Приволжского Федерального округа по молодёжной работе и стимулированию развития православных молодёжных организаций и обмену опытом.

Православная молодёжь Приволжского Федерального Округа, молодёжные лидеры и руководители православного молодёжного движения, представители вузов и органов государственной власти отмечают нарастающую тревожную ситуацию, связанную с нивелированием традиционных духовно-нравственных ценностей в молодёжной среде, идеологической и духовной потерянностью подрастающего поколения, отсутствием ценностных приоритетов и жизненных ориентиров.

В конференции принимали участие представители 41 епархии Приволжского федерального округа.

Участники конференции выражают признательность аппарату полномочного представителя Президента РФ в ПФО и Синодальному отделу по делам молодежи РПЦ, Правительству Республики Мордовия, Саранской Митрополии за содействие в проведении настоящей конференции и надеются на дальнейшее тесное взаимодействие и сотрудничество.

 

IMG_9796   IMG_9930

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/02/25/rukovoditel-molodyozhnogo-otdela-serdobskoj-eparxii-prinyal-uchastie-v-vi-mezhregionalnoj-sretenskoj-molodezhnoj-konferencii-priurochennoj-k-mezhdunarodnomu-dnyu-pravoslavnoj-molodezhi/#more-4825

 

Митрополит Серафим стал гостем прямого эфира радиопрограммы «Мир Православия»

 

24.02.2015

 

 

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим стал гостем прямого эфира информационно-просветительской радиопрограммы Пензенской митрополии «Мир Православия».

Перед началом Великого поста ведущий передачи Евгений Белохвостиков побеседовал с владыкой о духовной жизни и обсудил важнейшие события из жизни Православной Церкви.

Кроме того, митрополит Серафим ответил на вопросы слушателей «Радио России из Пензы».

 

 

http://penzaeparhia.ru/news/2122

 

Господь явит Своих святых

 

24.02.2015

 

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим провёл пресс-конференцию с журналистами региональных СМИ и выразил благодарность за активное и плодотворное сотрудничество в деле возвращения обществу нравственных ценностей, которыми традиционно сильно православие.

 

– Священник – это, прежде всего, проповедник, – сказал владыка. – Он обращается к прихожанам и с амвона храма, в котором служит, и через печать, значительно расширяя при этом ряды своей паствы. СМИ дают нам возможность выступать открыто.

Со своей стороны журналисты не упустили возможность побеседовать с Высокопреосвященнейшим о делах церковных и мирских. Демонстрируя радушие и теплоту, митрополит Серафим предложил построить беседу в форме диалога за чашкой чая.

 

– При епархии открывается музыкальная школа. Как и почему возникла эта идея?

– Идея возникла спонтанно. 31 августа в Богоявленском храме проводилась Литургия, приуроченная к началу учебного года. В ней участвовали дети священнослужителей, ребятишки, посещающие воскресные школы. Они так хорошо пели! В результате появилась хоровая студия, на основе которой и будет создана детская музыкальная школа.

Сегодня студию посещают двадцать человек. Мы не собираемся ограничивать количественный состав, и занятия в школе тоже будут проводиться бесплатно. В основе, конечно же, должны быть православные песнопения, но специализацией станет не только церковный клир. Преподавать в школе согласились специалисты из музыкальных школ Пензы, певчие церковных хоров. Надеюсь, со временем наша школа займёт достойное место в системе дополнительного образования.

 

– Владыка, будет ли епархия продолжать проект «Детский православный лагерь»?

– Вы правильно подметили, что этот проект не остался незамеченным. Успех его налицо. Если найдутся спонсоры, деньги, будем благодарны за такую помощь. Подростки, к душам которых нам удалось пробраться через дебри зла, неверия, стали обретать почву под ногами. Общение с воцерковлёнными сверстниками пошло им на пользу.

 

– Ваше Преосвященство! В области строятся новые храмы, тогда, как и прежние не заполнены. Может быть, лучше обратить внимание на них?

– Новые храмы строятся не потому, что так кто-то захотел, а потому, что появляется внутренняя потребность. Расположение церковных общин – где было густо, а где совсем пусто – породило дикость. Люди, воспитываясь в атеизме, не знали элементарных вещей.

Много храмов построено в Пензе – в Дальнем Арбекове, в посёлке Монтажный, на Севере, в Манчьжурии. В каждом появились прихожане, но при этом оттока из старых храмов мы не наблюдаем. Хуже то, что, активно занимаясь строительством, в последнюю четверть века мы отодвинули социальную работу на второй план и теперь обязаны восполнить этот пробел.

 

– Владыка, справедливо ли, что в Пензе нет ни одного памятника людям, пострадавшим за веру?

– Да, это большое упущение. Так ведь и братские могилы, где навеки упокоились погубленные души, точно установить не удаётся. А разве недостойна увековечения память жертв политических репрессий?

 

– Сегодня дети посредством тех же воскресных школ получают уроки православия. Но порой взрослые нуждаются в них не меньше, а, может, даже больше, чем отроки.

– Согласен. Над этим мы тоже стали серьёзно задумываться. Приводя ребятишек в воскресную школу, родители ведь тоже не остаются безучастными наблюдателями. Есть при храмах и так называемые «специализированные» школы для взрослых людей.

Священник проповедует, но проповедь не должна быть ради проповеди. Надо знать свою паству, чем она живёт. Ходила, допустим, в церковь много лет бабушка Мария Ивановна и вдруг пропала. Что с ней случилось? Где она? Нуждается ли в помощи? Одним из значимых проектов нашей епархии является строительство богадельни с отдельной инфраструктурой, медицинским кабинетом, чтобы люди в слабости и немощи не оставались одинокими и забытыми. Реализовывать её нам помогает общественная организация «Благовест».

 

– В Пензе открылась семинария. Помогла ли она решить кадровую проблему в епархии?

– Чтобы закрыть, как сейчас говорят, все бреши, требуется шестьдесят священников. В этом году прирост составил двадцать два человека. Но, поймите, священник – это штучный товар. Одного желания быть рукоположенным в духовные пастыри мало. Человек должен созреть для этого и принять те условия, в которых оказался. У семинариста в корне меняется образ жизни. В семинарии всё равно, что в военном училище: строгая дисциплина, подчинение уставу, аскетизм, соблюдение нравственного кодекса.

Православный священник традиционно не курит. А ведь многие приходят учиться отнюдь не в нежном возрасте. Со сложившимися привычками расставаться нелегко. У кого-то уже есть семья и обязательства перед близкими. Не каждый способен одолеть путь, на который вступил и который поначалу кажется ему ясным и безоблачным.

В церкви, как и в жизни, много искушений. Священнослужители тоже люди, и некоторым, увы, не чужд грех пьянства, сребролюбия, желания обладать материальными благами в виде дорогих машин и так далее... Всё это бросает тень на святые одежды. Один плох, а говорят: все такие.

Для священника главное – душа, иначе народ за ним не пойдёт.

 

– Солдат Евгений Родионов принял муки за веру. Он не снял нательного крестика, не отрёкся от православия, и боевики отрубили ему голову. Пензенскому пареньку поклоняются как великомученику. Делает ли что-нибудь церковь, чтобы канонизировать его как святого?

– Церковь – не политическая партия, не идеологический отдел. Современная канонизация к нам пришла не так давно. Есть факт мученичества, а что с этим делать дальше? Больше книг, фильмов, чем о Евгении Родионове, по-моему, не создано. Общество уже сделало его имя бессмертным. Я почитаю Родионова, уверен, что этот юноша, пострадавший за веру, будет прославлен в лике святых. Время всё расставит по своим местам. Сам Господь явит Своих святых.

 

– Владыка, общество погрязло в пороках. Возможна ли в церкви социализация наркоманов?

– Это непростой вопрос. Такой опыт в православии есть. Когда медикаментозные средства не помогают, люди цепляются за соломинку, тогда же и обращаются к вере, надеясь на чудесное исцеление. Возвращение заблудших душ на путь истинный требует огромных душевных сил, знания темы и изучения психологии больных людей. Это работа, которую нельзя взять и просто поручить кому-то. Я знаю, что проблемой социализации наркоманов занимается семья священника в одном из храмов под Санкт-Петербургом. Проблема знакома отцу Андрею в Сазанье, но это только начало. А в целом к такой миссии священнослужители не готовы. Пока.

 

– Церковь всегда относилась к сирым и убогим с особым вниманием. Что-нибудь изменилось?

– Общество состоит не только из здоровых и благополучных людей. Некоторые рождаются с физическими недостатками, которые лишают их полноценной жизни. Печальная судьба ждёт детей-инвалидов, отданных в приюты. Мы попытались как-то изменить ситуацию. Недавно несколько инвалидов-колясочников обрели жилье в центре социализации, созданном общественной организацией «Благовест».

К обустройству их жизни подключилась и Пензенская епархия. В одном из пустующих помещений Архиерейского дома, где сейчас идёт ремонт, мы оборудуем типографию, в которой будут работать инвалиды. Важно создать для таких людей среду обитания, где они ощутят себя полезными, смогут освоить новое дело в сфере полиграфии. Молодые люди заинтересовались макетированием, вёрсткой, дизайном.

Для такой работы нам и нужны подвижники. Вера – это не только молитвы, но и добрые дела, искреннее желание помочь ближнему, деятельное милосердие.

 

Ольга СОКОВА, редактор газеты «Бековский вестник».

 

В каждом храме Пензенской епархии можно приобрести именной кирпич и вписать в него имя о здравии или об упокоении своих близких и друзей.

Пожертвование на один именной кирпич составляет 100 рублей.

Проще всего перечислить пожертвование через CMC на номер 7522 со словами СПАС и через пробел указать сумму, которую вы хотите перечислить в фонд строительства Спасского кафедрального собора. Например: СПАС 200.

Эта сумма будет списана оператором сотовой связи с баланса вашего мобильного телефона.

 

Веры дивная лампада

Программа нашей землячки Юлии Шевырёвой заняла первое место на Всероссийском телерадиофестивале «Человек и вера».

Программа «Веры дивная лампада», посвящённая личности священника Георгия Спасова – хирурга и клирика Успенского храма при областной клинической больнице имени Н. Н. Бурденко, была создана в августе 2014 года по благословению Митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима.

На суд жюри было представлено свыше 200 работ из самых разных уголков России – от Чечни и Санкт-Петербурга до Ханты-Мансийска и Иркутска. И только работа заместителя начальника Службы информационных программ телевидения ГТРК «Пенза» удостоилась гран-при.

 

http://www.kurant-mayak.ru/news-3-3186.html

 

Вышел в эфир очередной выпуск телепрограммы «Сие заповедую вам: да любите друг друга»

 

25.02.2015

 

 

На региональном телеканале "Рен-ТВ" вышел в эфир новый выпуск еженедельной телепрограммы «Сие заповедую вам: да любите друг друга».

Передача рассказывает о церковных консультантах, напоминает о ночном богослужении в Крещенский сочельник в некоторых храмах Пензенской епархии и многом другом.

 

http://penzaeparhia.ru/news/2124

 

Митрополит Серафим: «В Пензе у здоровой христианской семьи появится своя территория»

 

27.02.2015

 

 

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим стал гостем прямого эфира информационно-просветительской радиопрограммы Пензенской митрополии «Мир Православия». Перед началом Великого поста автор и ведущий передачи Евгений Белохвостиков побеседовал с владыкой о духовной жизни и обсудил важнейшие события из жизни Православной Церкви.

 

– Владыка, поскольку мы встречаемся с Вами перед Великим постом, перед Прощеным воскресеньем, конечно же, об этом нельзя не сказать в первую очередь. Понятно, что пост – это подготовка к Пасхе, но и посту предшествует несколько подготовительных недель – о мытаре и фарисее, о Страшном суде, когда мы готовимся к самому посту. Зачем они даны, и какими мы должны войти в пост?

– Да, действительно, задолго до начала поста, за несколько недель, мы слышим в церкви в воскресные дни особые чтения – это повествования о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде, а последнее воскресенье перед постом посвящено воспоминанию изгнания Адама из рая. Кроме того, что читаются такие богослужебные тексты, есть еще и несколько песнопений, которые тоже нас готовят к посту. Первое и, наверное, самое известное – «Покаяния отверзи ми двери», поется вечером, по сложившейся традиции, при потушенном свете во всем храме, и потом к нему добавляется еще такой псалом 136-й «На реках Вавилонских», который евреи написали в период своего вавилонского плена, когда они сидели у рек Вавилона и оплакивали свою духовную столицу Иерусалим с оставленным храмом, с оставленными святынями, и жаждали своего возвращения. Наверное, это одно из самых главных сравнений, которое можно привести именно к посту.

Человек действительно страдает от того, что он больше склонен к греху, нежели к праведности, – даже, может быть, не зная всей сути происходящего. Поэтому пост – это, прежде всего, напоминание о покаянии, об изменении самого себя, потому что, в конце концов, цель нашей жизни – придти к Богу, и Великий пост – одно из самых больших напоминаний о том, что мы должны за этот пост действительно самих себя изменить. Не просто соблюдать его, воздерживаясь от пищи; я очень часто говорю: мы имеем обычай менять одни продукты на другие, отказываемся от мясных и молочных продуктов, и в большем количестве растительную пищу употребляем; но в пост самое главное – это внутреннее изменение человека. Важно, чтобы человек понял и осознал – во-первых, то, что его жизнь неправильная, что он слишком много совершает грехов, и второе – мало осознать и понять это, надо найти в себе решимость изменить себя и попробовать за эти сорок дней избавиться от всех своих греховных страстей.

Конечно, невозможно, чтобы человек сразу очистился и стал совершенно иным. Это – очень длительный и кропотливый труд. Поэтому, я думаю, что человеку нужно найти в себе ту страсть, которая явно мешает ему жить, и именно с ней целенаправленно бороться. И если он будет победителем этой внутренней борьбы, то, безусловно, уже другие моменты его жизни, его наклонности, его греховное поведение будут меняться. Нет в человеке такого состояния, которое было бы совершенно отделено от чувств, от разума: все взаимосвязано, и если он победит одну страсть – то ему будет уже гораздо легче побеждать другую и стремиться к тому, чтобы быть действительно человеком святым.

Ведь на самом деле святость – это не удел избранных, не то, чтобы единицы, какие-то сверхъестественные люди становились святыми. Каждый человек по замыслу Божию предназначен к тому, чтобы быть святым. Прихожан, может быть, порой даже смущает такой возглас в конце Литургии перед Причастием, когда священник поднимает Тело Христово и говорит: «Святая – святым!» Но это естественно, что святыня должна принадлежать только святым, поэтому стремление каждого человека к святость естественно. И поэтому человек, который вступает на дорогу борьбы, должен всецело себя этому посвятить и достичь этой святости.

Путь этот разный: у кого-то он обычен, как у многих из нас, – мы пришли в Церковь, уверовали и занимаемся тем, что Церковь предлагает нам для нашего спасения, то есть постимся, читаем Евангелие, читаем молитвословия, и этого, может быть, для многих достаточно.

Но бывают совершенно иные примеры. Например, примеры тех святых, которые нам известны. Возьмем, наверное, один из самых больших праздников в Великий пост – день памяти Сорока мучеников Севастийских: сорок воинов поставили в холодное озеро, рядом растопили баню и был соблазн – отрекись от Христа и – пожалуйста: тебе предоставят теплые условия. И вот один из воинов, действительно, смалодушествовал и побежал в сторону бани, чтобы согреться и не терпеть страданий. А с другой стороны человек, который был, по сути, гонителем, мучителем, видя веру вот этих 39-ти, встал вместо него в это озеро, тем самым исповедуя себя христианином. Это такой яркий пример, когда 39 человек шли к этому мученическому подвигу очень долго, когда-то уверовали, долгое время были христианами, – но и человек, который в одно мгновение смог переродиться, не просто себя заставить зайти в эту воду, но понять, что такое христианство, – тоже обрел веру совершенную, и Господь его принимает сразу святым.

 

– И один из важнейших шагов на этом пути – прощение. Ведь неслучайно Великому посту предшествует Прощеное воскресенье. Потому что, наверное, понятно любому христианину, что если ты не простишь всех – то пост будет, собственно, и не в пользу тебе. Но ведь можно понимать, что надо простить, – и при этом все равно где-то в глубине души не получается. Что делать?

– Здесь вопрос очень простой, как мне кажется. Мы настолько несовершенны в своих поступках и характере, что, в принципе, сказать «прости» очень легко, а действительно прощение получить, почувствовать, что ты прощен, очень сложно. Потому что даже в семейных отношениях ты чувствуешь этот осадок, который у человека остается. С одной стороны, – вроде бы попросили прощения, а примирения как такового не произошло. Но самое главное – ты должен осознать и понять, что должен попросить прощения. Почему мы не прощаем? Скорее всего, это наша гордость. Мы считаем себя правым, во что бы то ни стало. Поэтому главное – хотя бы внешне это сделать, внешне попросить прощения и начать именно с этого, а потом уже работать над собой, чтобы и внутреннее понимание пришло, и человек нашел в себе силы простить искренне.

 

– Владыка, еще хотелось бы поговорить и о некоторых особо важных событиях из жизни Пензы православной и из жизни Православной Церкви в целом за последнее время. В январе в Москве прошли Международные Рождественские чтения, на которых Вы возглавляли пензенскую делегацию, и мне бы хотелось вспомнить, прежде всего, речь Святейшего Патриарха, который обратился к участникам чтений, сказав о том, что большинство из них – это миряне, и в наше время в Церкви вообще возрастает роль мирян. Скажите, так ли это, как это проявляется и как на епархиальном уровне это должно и может выглядеть?

– Да, действительно, сейчас, в отличие от того времени и состояния, в котором Церковь была в течение семидесяти лет, всё изменилось, потому что, конечно, в советское время самую главное роль в Церкви играл священник. Да, это и сейчас остается, и так и должно быть, – это евангельский образ пастыря, который знает своих овец, и они знают его и идут за ним. Но сейчас на самом деле складываются такие обстоятельства: при массовости открытия храмов у нас не всегда хватает духовенства. Конечно, роль мирян в приходах от этого очень возрастает.

 

– В отдаленных сельских приходах есть и такие случаи, когда просто миряне приходят в храм и в отсутствии священника читают псалтырь…

– Да, с 90-х годов инициаторами возрождения церковной жизни были именно миряне, которые, будучи воодушевлены тем, что в стране открываются храмы, приходили, просили благословения на открытие храмов, и зачастую без священнослужителя они творили чудеса. Совершенно простые люди зажигались желанием построить храм, – и, не имея средств, строили прекрасные храмы, действительно на высоте устраивали приходскую жизнь и ждали времени, когда будет священник, который возглавлял затем духовную жизнь.

Я хочу сказать, что это – мнение Святейшего Патриарха, который считает, что актив церковный должен быть всегда. В каждом приходе должна быть группа людей, которая должна помогать приходу и отстаивать его интересы. Когда это группа прихожан – это голос народа, а не просто священника, то, безусловно, зачастую миряне приносят очень много пользы для становления церковной общины. А сейчас, когда Церковь занимается социальным служением, миссионерским, просветительским, миряне заняли роль помощников настоятелей по той или иной сфере деятельности, и в каких-то моментах заменяют священника. Они уже – сотрудники храмов.

Поэтому в этом смысле роль мирян, действительно, сейчас заметно возросла. И это не может не радовать, потому что это – какое-то взросление нашей Церкви, начиная от богослужений, когда священник совершает Таинство: он же не сам это делает, это – общая молитва всех находящихся в храме. Как Господь говорит: «Где двое или трое собраны во Имя Мое – там и Я среди них». Поэтому в этом смысле миряне играют точно такую же роль, такого царского священства, которое заложено в самом бытии христианина.

Конечно, советское время исказило во многом саму приходскую жизнь, и этого не доставало, но все-таки такие активы были, и многие люди, не боясь того, что за это можно попасть в тюрьму, ехали в правительство, отстаивали интересы, возвращали храмы, как это было особенно в послевоенное время. В этом смысле роль мирян, слава Богу, сейчас поднимается на должный уровень.

 

– Владыка, недавно Вы заявили, что теперь почитание отца Николая Болоховского будет общеепархиальным праздником. Но ведь он еще не канонизирован. Как это будет и почему?

– Отец Николай еще не канонизирован, но это не мешает нам совершать богослужения, пока заупокойные, в день его памяти, потому что любой канонизации предшествует обычное почитание. Вспомним Иоанна Оленевского – с самого момента его кончины день его памяти уже был общеепархиальным торжеством. Я бы даже сказал не совсем строго каноничную вещь: канонизируют-то не люди, какие бы они саны ни носили и должности, ни занимали. Признание Церкви – это констатация того факта, что Господь его прославил.

А отец Николай, как мне кажется, – к сожалению, забытое имя великого подвижника, к которому шли не меньше, чем к Иоанну Оленевскому. Его почитал Иоанн Кронштадтский, имя его внесено в труды Евгения Поселянина. Это был своего рода светильник для всей Пензенской земли, и Поселянин даже сравнивает его с отцом Иоанном Кронштадтским.

В этом смысле, конечно, мы должны почитать память тех подвижников благочестия, которые прославили имя Божие на нашей Пензенской земле. А сама церковная канонизация начинается с почитания святого.

Старое поколение, которое еще помнило изустное предание о жизни отца Николая, уже ушло в мир иной, и пришли новые христиане, которые, к сожалению, немного знают о той церковной истории, которая была не так давно. А эти имена мы обязаны знать.

Особенно важно помнить пример священника Николая Болоховского для самих священнослужителей. Потому что образец служения отца Николая – это, действительно, яркий пример того, как человек самоотверженно трудится на благо Церкви и своей церковной общины.

Ведь если мы вспомним его жизнь, – то это был обычный человек, окончивший семинарию, направленный на священническое служение в далеко не благополучный приход, совершенно забытый, заброшенный всеми, в село Стяжкино. И ведь неслучайно, я думаю, что оно сейчас полностью и вымерло. Это некий показатель. И остался только тот храм, в котором служил отец Николай. Но что он сделал из этого Стяжкино в конце XIX - начале XX столетия! Оно стало центром паломничества из Пензы, Мордовии, Тамбова, его искренняя молитва и добрые советы снискали уважение среди людей. Ну, а потом давайте задумаемся даже над простым вопросом – священник, женатый, имеющий детей, вдруг создает мужской монастырь… Для чего, казалось бы? Он не постригается в монахи, не возглавляет этот монастырь, а это простой показатель того, что человек живет церковной жизнью и видит потребности в этой церковной жизни. Если он увидел вот эту общину людей, которая могла перерасти в монастырь, он и создал его из своих духовных чад.

Жизнь отца Николая – очень яркий пример, это наша святая обязанность – не просто помнить это имя, но сделать его епархиальным торжеством, чтобы люди из Пензы и других городов приезжали и знали отца Николая.

До сих пор у его могилы происходит немало чудес, приезжают люди, молятся у нее и его представительством Господь им помогает. Это тоже немаловажно, потому что это не просто вот архиерей захотел возобновить почитание, это та история, которая после смерти отца Николая продолжает быть, и самое главное, что это приносит пользу людям.

 

– Владыка, а еще какие-то имена Вы могли бы назвать? Кого из пензенских подвижников так почитают? Мне вспоминается, в первую очередь, блаженный Иоанн Кочетовский

– Да. Я тоже на это обратил внимание, что его имя, к сожалению, забыто. По старцу Иоанну Кочетовскому владыка Вениамин, мой предшественник, даже подавал документы на его канонизацию, но не было убедительности в том, что нужно его прославить как святого, хотя на самом деле это – великий подвижник благочестия, связанный с отцом Иоанном Оленевским. Мы будем стараться в дни его памяти совершать Божественную литургию в Кочетовке, – слава Богу, сейчас рядом с могилой старца возрождается храм.

Есть ряд других людей, которые тоже забыты. Привел бы, в первую очередь, епископа Амвросия (Орнатского). Замечательный архиерей, который не так долго был на Пензенской земле, около шести лет, но закончил свою жизнь, как Феофан Затворник. После отъезда из Пензы, когда его отправили на покой, по просьбе самого владыки, он избрал для своего пребывания Кирилло-Белозерский монастырь. И там, в течение нескольких лет жил в затворе, занимался богословскими трудами. Он – перевода «Истории церковной иерархии», но, самое главное, в монастыре он всегда почитался как подвижник благочестия.

Похоронен епископ Амвросий в Успенском соборе монастыря, я беседовал с владыкой Игнатием Вологодским, и думаю, что после Пасхи мы соберем большую паломническую группу и поедем в Кирилло-Белозерский монастырь для того, чтобы почтить своего архипастыря, который действительно свято закончил жизнь.

Кроме того, хотелось бы вспомнить имя епископа Ираклия (Попова), который был расстрелян в 1938 году, и является последним епископом Пензенским периода жестоких гонений. Владыка Ираклий был пастырем высокой духовной жизни и, самое главное, он мученически скончался здесь, в Пензенской области, поэтому имя его тоже мы должны помнить, знать и, безусловно, молиться, чтобы Господь его прославил в лике святых Новомучеников и исповедников нашей Церкви.

Можно еще несколько назвать имен: старца Андрея (Грузинцева) из Сазанской пустыни можно вспомнить, а в Кузнецке почитается блаженный Иоанн (Афанасьев), который долгое время подвизался с афонскими монахами и для Кузнецка был тоже светильником в 1960-е годы, который поражал своей прозорливостью и рассудительностью. Таких людей много и, я считаю, что мой долг как архипастыря, чтобы память об этих людях была жива в народном сознании.

Поэтому такие епархиальные торжества мы будем совершать чаще. В свое время владыка Серафим очень сильно потрудился над тем, чтобы возродить почитание Казанской-Пензенской иконы Божией Матери, о которой до его прихода в епархию все тоже позабыли, что отдельная какая-то память ей творится.

Сейчас, конечно, в связи с канонизацией мы почитаем и святителя Иннокентия, и священноисповедника Иоанна, и Новомучеников Пензенских, но это уже такая обязанность – сама канонизация нас обязывает их почитать. Но, я думаю, мы обязаны почитать и тех подвижников благочестия, которые еще не канонизированы.

 

– Владыка, в продолжение этого разговора хотел бы вспомнить о том, что в этом году исполнятся 15 лет со дня канонизации Собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской, и как раз на Рождественских чтениях мы говорили с игуменом Дамаскиным (Орловским), который много потрудился, чтобы эта канонизация 15 лет назад состоялась. Он говорил о том, что мы должны учиться молиться новомученикам. О том, что формально прославлен Собор, но такой славы, какой на самом деле он заслуживает, у этих подвижников еще нет. Как Вы думаете, как с этим у нас в Пензе обстоит дело, и что вообще нужно делать?

– Это, конечно, вопрос сложный. Нельзя заставить всех и нельзя написать распоряжение о почитании Новомучеников, хотя, на самом деле, и распоряжение такое есть. В целях того, чтобы сохранить память о Новомучениках и возобновить их почитание, мы обобщили весь материал, который есть по подвижникам, относящимся каким-либо образом к Пензенской области.

Например, есть такой священномученик архиепископ Могилевский Павлин (Крошечкин), который является уроженцем Мокшанского уезда, поэтому я благословил настоятеля храма Мокшана, чтобы он написал обязательно икону священномученика Павлина, и чтобы в храме постоянно был какой-то приходской листок, по которому бы любой пришедший человек мог ознакомиться с жизнеописанием священномученика Павлина, ну, и, безусловно, в день его памяти я буду стараться сам совершать богослужения там, соборно, со всем духовенством Мокшанского района, чтобы помнили, что у них есть такой замечательный подвижник благочестия, священномученик Павлин. Да, он фактически сразу уехал из Мокшана, воспитывался в Москве, но родился под Мокшаном.

То же самое в Кондоле. У нас есть такой священномученик Петр Покровский. Он – уроженец этого села. Служил всю жизнь в Саратовской области, и прославлен там. То же самое – важно написание иконы, чтобы она была в храме и, конечно, его жизнеописание, чтобы народ его знал. И такие распоряжения разосланы во все храмы, которые каким-либо образом относятся к жизни того или иного Новомученика.

Например, наша Пензенская духовная семинария имеет четырех выпускников-Новомучеников и, кроме того, еще, к сожалению, не со всем преподавательским составом мы ознакомлены. Но пока выявлены четыре мученика, пишутся их иконы, в дни их памяти будут совершаться всенощные бдения, и студенты семинарии должны за этими богослужениями молиться своим предшественникам, которые теперь являются небесными покровителями этого учебного заведения.

 

– Владыка, возвращаясь, так или иначе, к Рождественским чтениям, – Вы были руководителем одной из секций, посвященной семейным ценностям. Я, честно говоря, сам до сих пор нахожусь под впечатлением от выступлений протоиерея Димитрия Смирнова, благо он и в Пензу к нам приезжал, и в Москве мы с ним общались. Какое Вы из этого выявили для себя направление? Что захотелось внедрить в Пензе?

– Я вообще очень долго думал над тем, как правильно работать с нашей молодежью. Для Церкви это – самое сложное, как и для всех. Давайте честно говорить – с грудного возраста родители приносят ребенка в храм причащаться, потом за ручку его в детстве и в отрочестве водят, и вот наступает переломный момент, 13-18 лет, и ребеночек из храма пропадает. У него другие интересы появились, может быть, неправильно родители водили, если для ребенка это была такая же повинность, как пойти в школу, как делать уроки вечером, и все ему это, в конце концов, надоедает.

Как его сохранить в Церкви? Как его привлечь? В голову мне пришла такая мысль – все начинается с семьи. Это – тот институт, на котором государство стоит, благодаря которому нация нормально может развиваться. Как бы хорошо мы в воскресных школах ни готовили ребят, – если им родителями это не будет закладываться, это все равно малопродуктивно.

Поэтому я духовенству посоветовал подумать над этой темой. Создавали же мы воскресные школы для детей? Давайте теперь создавать какие-то клубы для семей. Чтобы наши прихожане не были просто люди – Иван, Петр, а это действительно была бы семья, где в церковь ходит мать, отец, дети. Это – естественный процесс, но сейчас ввиду того, что и семей-то у нас нет, каждый сам по себе.

Не могу сказать, что случайно – случайного ничего не бывает – отец Димитрий Смирнов присылает мне письмо: владыка, не хотите ли возглавить одну из секций, посвященную семейным проблемам. И я понял, что эта тема – моя.

Сейчас мы ведем переговоры с «Российскими железными дорогами». Я хотел бы на это обратить внимание наших радиослушателей – у нас есть в Пензе храм, который еще до сих пор не передан Православной Церкви: может быть, для кого-то это будет удивлением, что это ДК имени Дзержинского. Относится он к «РЖД», и хотя они выделили нам там комнату для совершения богослужений, но вот совместно с благотворительным фондом «Покров», с Анной Юрьевной Кузнецовой, мы решили создать там такой семейный дом, в котором будет масса различных направлений, в том числе, те, с которыми «Покров» уже работает – это кризисный центр для матерей и детей.

Скажем, мама, которая идет на аборт. Одна из причин – она не знает, как будет воспитывать своего ребенка, потому что у нее нет ни жилья, ни работы, ни средств, чтобы его кормить. Поэтому в качестве альтернативы, чтобы она не убивала своего сына или дочку, мы ей предлагаем несколько месяцев пожить в нашем кризисном центре, где предоставляется комната, все удобства, чтобы маме комфортно было жить со своим ребенком.

Кроме того, это и работа с тем, чтобы наладить отношения в семье, и отдых совместный, потому что много православных людей в мирском обществе чувствуют себя серыми мышками, и вот для того, чтобы создать некий клуб по интересам, мы это и будем делать.

Слава Богу, что я нашел поддержку со стороны самих «Российских железных дорог», недавно приезжал заместитель руководителя, который пошел нам навстречу, и сейчас ведется работа над тем, сколько нам нужно помещений. Наверное, через месяц, к Пасхе, приедет представитель фонда Андрея Первозванного, который и возглавляет Владимир Якунин – президент ОАО «РЖД», где его супруга тоже активно занимается помощью семье и детству.

Создание этого дома (я еще не знаю, как он будет называться) очень важно. Слава Богу, что это будет в России один из первых подобных домов. Именно на этой секции Рождественских чтений мы делились своим опытом, впечатлениями, у многих есть такие задумки – в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, они ищут возможность построить этот дом, спонсоров. Если мы через месяц сможем создать такой центр, это будет важным: с одной стороны, и здание храма направим на те цели, для которых он предназначен, ну, и, собственно говоря, мы находим какой-то компромисс, потому что, действительно, этот ДК – и учреждение культуры тоже. Хотя, знаете, все уже, наверное, давно привыкли, что там не учреждение культуры, а торговый центр, если говорить уж честно. Но при всем том, безусловно, есть ряд кружков, где дети занимаются, ведь сейчас начинается время, когда мы любим прикрываться красивым словом «кризис». На чем больше всего экономят? Естественно, на культуре. Поэтому не хотелось бы в это тяжелое время людей обременить еще этими моментами.

Я надеюсь, что вот эта совместная наша работа и этот проект, который пока еще только на бумаге, будет все-таки воплощен в жизнь, и это будет такая территория для здоровой христианской семьи или, по крайней мере, территория, на которой воспитывают здоровую христианскую семью.

 

– А восстанавливать Богоявленский храм, каким он был – пятикупольным, с колокольней – пока не планируется?

– Пока «РЖД» не имеет желания нам передать здание полностью. Но если это произойдет, Богоявленский храм будет восстановлен. В каких руинах нам передавали Покровский собор, женский монастырь – все восстановили. Народ любит храмы. Так что в будущем, с Божией помощью, и этот дворец культуры может возродиться как храм.

 

http://penzaeparhia.ru/news/2136

 

Новый выпуск программы «Свет Православия» посвящен Прощеному воскресенью

 

27.02.2015

 

 

Новый выпуск передачи 11 канала «Свет Православия» посвящен Прощеному воскресенью.

Ведущий программы священник Виктор Сторожев, клирик Успенского кафедрального собора Пензы, рассказывает телезрителям о том, откуда пошел обычай просить у всех прощения в последний день перед Великим постом.

 

http://penzaeparhia.ru/news/2140

 

Вышел в свет февральский номер газеты «Пензенский православный собеседник»

 

27.02.2015

 

 

Новый номер ежемесячного издания Пензенской епархии «Пензенский православный собеседник» рассказывает о начавшемся 23 февраля Великом посте.

Кроме того, газета содержит информацию о миссионере Николае Ильминском, уроженце Пензы, для канонизации которого в Казани стартовал сбор материалов.

В рубрике «Паломничество» начальник юридического отдела Пензенской епархии Кира Аристова вспоминает о своей поездке в Святую землю. Также номер содержит основные новости из жизни епархии, детскую страничку и расписание паломнических поездок на март 2015 года.

 

http://penzaeparhia.ru/news/2142

 

Новый выпуск программы «Вопросы веры» освещает работу семейной секции в рамках Международных Рождественских чтений

 

28.02.2015

 

Очередной выпуск программы "Вопросы веры" был посвящен паломническому отделу епархии Новости Пензенской митрополии - Православны

 

Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» рассказывает о Международных Рождественских чтениях, прошедших в январе в Москве.

В частности, ведущий передачи Евгений Белохвостиков освещает работу одной из секций 18-го направления чтений – «Социальное служение отделов по вопросам семьи и их взаимодействие, защита жизни, биоэтика», в ходе которой собравшиеся обсуждали проблемы семьи и говорили о том, как сделать так, чтобы семья не распадалась, чтобы не было абортов и ненужных детей, чтобы мальчики и девочки уже с детства видели себя в роли отцов и матерей.

Работу данной секции возглавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

 

http://penzaeparhia.ru/news/2143

 

Чудеса исцеления в Параскево-Вознесенском женском монастыре

 

28.02.2015

 

«Раб Божий, блаженный старец Григорий! Прозорливец и скиталец терпеливый на земле ради Бога, не имевший главы, где приклонить. Помоги нам, пожалуйста! И не оставь нас заступничеством и молитвами своими небесными пред Господом!». Эту молитву мы услышали на месте упокоения юродивого Гриши, похороненного на территории Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря.

К соседям в Мордовию корреспонденты «МЛ» отправились для того, чтобы побольше узнать о нашем земляке и рассказать читателям о блаженном Григории Пайгармском. Однако получилась наша экскурсия намного обстоятельнее...

 

ВМЕСТО ПРОЛОГА

Уже не по-зимнему пригревавшее солнце слепило глаза и настраивало на весенний лад. Кое-где на холмах на пригреве выглядывала черная и влажная земля. А проявившиеся на шоссе лужицы говорили о том, что совсем скоро повсюду пойдут проталины и зазвенят ручьи. По такой погоде полтора часа дороги пролетели незаметно. Вот справа осталась Рузаевка, и до монастыря теперь рукой подать - всего-то шесть километров.

Обитель, как и заведено нашими предками, выстроили на возвышенности, чтобы видна была издалека. Золотые купола старинных храмов и устремившаяся ввысь колокольня невольно притягивали взгляд. Ощущение такое, будто из нашего сумасшедшего века мы попали как минимум в век позапрошлый. Тишина первозданная, и только снег скрипит под ногами.

Первое, что поразило, - аккуратно расчищенные дорожки, разбегающиеся во всех направлениях: к церквям и часовням, святому источнику и трапезной, колодцу и сестринскому корпусу. Но вокруг, ни души. Словно все сделано, как в сказке, по щучьему велению...

Набираем телефонный номер игуменьи матушки Ангелины: «Добрый день! Это журналисты из Пензы». А в ответ: «Храни вас Бог! Здравствуйте. Ждем вас. Ступайте в трапезную. Перекусите с дороги, а там вас уже ждет матушка Антонина. Она все вам и покажет, и расскажет».

О монастырской кухне легенды можно слагать: вроде бы ничего особенного, ан нет, всегда удивит. И в этот раз гречневая каша с топленым молоком была, ну просто ум отъешь! Хлеб из монастырской пекарни напомнил бабушкин – из русской печи. А свежий творог и блины (Масленица как-никак!) просто таяли во рту. Спаси Господи! Ну, извините, не на кухню же мы вас звали.

 

СПАСИБО ГОСПОЖЕ КИСЕЛЕВОЙ!

«И-и, милый мой, давно это было. Говорят, лет триста назад, - нараспев тянет монахиня Павлина. - У одного солдата, который был родом из Рузаевки, сильно заболели ноги, да так, что болезнь не поддавалась лечению. И вот тогда во сне служивому явилась женщина с крестом в руках: «Хочешь быть здоровым? Желаешь ли идти на родину?» И так три ночи кряду.

В последний раз святая сказала солдату, что ему надо отправиться в деревню Пайгарма, где он увидит бочаг с водою и в нем образ. Вот там и надлежит поставить часовню и поместить в ней найденную икону. Так все и вышло, касатик. На найденном образе была мученица Параскева. Так и появилась на источнике часовня, и с этого времени стали туда ходить православные люди, поток которых не иссякает и по сей день». - «А что же тот солдат?» - живо интересуемся мы. «Выздоровел, - кивает монахиня. - Все хвори стали обходить его стороной».

Увы, завистливых людей на земле всегда хватало. Не стал исключением и местный барин из рода Струйских, приказавший водоем закопать, а икону перенести в рузаевскую церковь. Только вот вода вновь и вновь пробивалась сквозь земляные завалы, а образ Параскевы чудесным образом возвращался на прежнее место.

Лишь после того, как эта земля отошла здешним крестьянам из Мордовской Пишли и Болдова, они решили отдать ее под монастырь. А за помощью и поддержкой обратились в Пензу к широко известной всей России благотворительнице, «статской советнице и кавалерственной даме» Марии Михайловне Киселевой. И 20 июля 1865 года та добилась разрешения на открытие общины.

Наша землячка стала главной жертвовательницей и попечительницей общины. А после ее смерти новой попечительницей обители стала еще одна пензячка, Александра Степановна Радищева.

Жили первые монахини в деревянных кельях, крытых соломой. С Божьей помощью через год была построена и освящена церковь в честь Вознесения Господня, потом небольшой келейный корпус, а 18 октября 1884 года указом Святейшего синода общину переименовали в Параскево-Вознесенский общежительный женский монастырь.

Кстати, первой начальницей общины служила тоже наша землячка, рясофорная монахиня Керенской Тихвинской обители Пелагея Смирнова. Вместе с ней в Пайгарму пришла и ее помощница Анисия Карякина.

 

ПОДВИЖНИЦЫ БЛАГОЧЕСТИЯ

«Не все окрестные крестьяне отнеслись к первым насельницам доброжелательно, - говорит наш экскурсовод по монастырю матушка Антонина (тоже, между прочим, пензячка, в прошлом директор средней школы в Иссинском районе). - Но подвижническая жизнь и христианская кротость инокинь вскоре растопили лед отчуждения».

Скоро среди женщин и девиц из окрестных сел появились и такие, кто пожелал разделить с монахинями их тяжелую жизнь. Видно, твердая вера в Бога всецело владела их душами, а потому не знали они препятствий, не видели врагов, помня слова Священного Писания: «Господь-защититель живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое».

Но жизнь в общине была явно не сахар. Из-за такой скудности инокиня Анисия решила покинуть обитель и вернуться в Керенск. Тогда во сне ей явилась святая Параскева и «...показала много благоустроенных келий и обширную трапезную, где за большим столом по обе его стороны сидели монашествующие сестры». Параскева сказала Анисии: «Нет вам воли уходить отсюда, я ваша покровительница».

Помнят в монастыре и всех, кто утверждал среди сестер «дух непрестанного молитвенного трезвения, кротости и смирения», тех, кто живым примером учил насельниц, что «истинное счастье состоит не в благах жизни, а в очищении души от всякой скверны в подвигах поста, молитвы, непрерывного бодрствования». В первую очередь игумений Параскеву и Евпраксию.

К 1914 году в монастыре проживали 502 человека (70 малолетних), из которых 332 были на испытании. На территории обители находились два каменных собора - Успенский и Вознесенский, величественная колокольня, три домовые и две деревянные церкви. И это не считая жилых корпусов и хозпостроек. А сегодня обустройство монастыря продолжает монахиня Ангелина, у которой два высших образования: экономическое и юридическое. В 2006 году во время посещения Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II инокиня была возведена в сан игуменьи.

 

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ

«Приезжают к нам целыми семьями и на коленях стоят перед Параскевушкой, благодарят за помощь, - истово крестится матушка Антонина. - Необъяснимые медициной выздоровления не раз случались на здешней земле, в том числе и в последние годы. В 1998 году замироточила икона Пресвятой Богородицы. Событие собрало множество людей, среди которых был мой ученик Ваня Жувайкин. Мальчик с рождения был слепым на левый глаз. Но после нескольких помазаний Ваня стал видеть!»

Недавно здесь несколько дней прожила женщина с Украины с раковой шишкой величиной с куриное яйцо. Врачи настаивали на операции, но брат болящей, в свое время служивший недалеко от Пайгармы, привез сестру к Параскеве. Когда они приехали, у онкологической больной температура зашкаливала за сорок. Но она все же пошла на источник, где искупалась.

К утру женщина чувствовала себя гораздо лучше, а после неоднократных молитв Параскеве, блаженному старцу Григорию и омовений на роднике шишка рассосалась. Даже следа не осталось. Не верите? Так все это зафиксировано в монастырских книгах и собственноручных записях исцелившихся.

А еще у местного водителя вдруг запаршивел сын, да так, что все тело покрылось гнойными струпьями. Однако уже после первого купания «...все болячки оказались плавающими в воде», а через неделю паренек и вовсе исцелился.

Сегодняшний благодетель обители - рузаевский предприниматель - после молитв Параскеве и Грише Пайгармскому и купания в источнике вылечился от радикулита. И подобных примеров уже десятки.

 

ГРИША ПАЙГАРМСКИЙ

Родился «прозорливец и скиталец терпеливый на земле» в 1851 году в селе Кочетовка Наровчатского уезда Пензенской губернии. Юродствовать начал еще в раннем возрасте, во всем уподобляясь младенцу. Юношей поселился в Пайгарме и часто посещал обитель. Ходил всегда босой, надевал на себя красный женский мордовский сарафан и кофту. На голове носил платок и белый монашеский апостольник. На шее у него всегда висело много крестов, образков, вериг, четок, бус, камней и игрушечных украшений.

Подвижник очень часто обличал местных и приезжавших в обитель грешников, предсказывал им судьбу, которая сбывалась в точности. Своей прозорливостью юродивый прославился по всей России. К нему ехали, шли и крестьяне, и очень богатые и известные в империи люди самых знатных фамилий. Однажды блаженный с гармошкой вбежал в находившиеся на территории монастыря архиерейские покои и начал в них петь и плясать. Сестры взашей выгнали юродивого: не могли они уразуметь, что этим он предсказывал будущую участь покоев владыки и храма Архистратига Михаила, в котором в советское время разместился клуб.

Несколько лет перед смертью блаженный жил в самом монастыре. Собственную кончину он предсказал ровно за неделю: «Мне надо выходить замуж в пятницу, после праздника Покрова Богородицы. Будет свадьба, и жених возьмет меня замуж». Аккурат на Покров Гриша заболел воспалением легких, а умер через неделю в октябре 1906 года. Похоронен он в обители. И год от года паломничество к его могиле только возрастает.

«Молодой ленинец», № 6, 23 февраля 2015 г.

 

http://www.penzainform.ru/press/ml/2015/02/28/chudesa_istceleniya_v_paraskevo-voznesenskom_zhenskom_monastire.html

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг