Обзор
сообщений 50-ти областных и районных СМИ
за
седмицу 19 – 26 августа
2012 года
20.08.2012
Церковь объяснила, почему попросила о милосердии к Pussy
Riot после приговора
Этот вопрос, которым задаются сейчас многие, корреспондент «КП» задала
главе Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимиру
Легойде.
- Почему Русская православная
церковь просит проявить милосердие к Pussy Riot после вынесения приговора? Так,
Собчак и Ко сразу обвинили церковь в иезуитстве и цинизме, - спросила "Комсомолка"
председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойду.
- Ну, можно посоветовать лучше
изучить историю ордена иезуитов. Если же говорить серьезно, не вижу
необходимости вступать в дискуссию, потому как вряд ли эти люди настроены на
содержательный диалог.
Мы обозначили свою позицию с самого
начала: сразу оценили этот поступок как кощунство и заявили о его
недопустимости, а также сказали, что не будем вмешиваться ни в следственный, ни
в судебный процесс, церковь не может и не будет заниматься такими вещами. После
того, как было вынесено решение суда, и женщины были признаны виновными,
Церковь, в духе традиции печалования, попросила о смягчения приговора - в
рамках закона.
- Почему у молодежи стало так модно
нападать на церковь? За рубежом за богохульниц вступается, в первую очередь,
именно она.
- Такие люди были в разные времена.
Просто сегодня информационные возможности позволяют сделать даже незначительное
событие достоянием большого числа людей. Конечно, это не отражает отношения
молодежи к церкви и вере.
В последней истории с Femen, спилившим
в Киеве поклонный крест, потрясает не только акция, но и то, как о ней было
рассказано: без тени осуждения поступка. А ведь это крест, установленный в
честь тех, кто действительно пострадал и именно за свободу. Как же поборники
свободы могут уничтожать память о таких людях?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сторонники Pussy Riot устроили акцию
в Кельнском соборе в поддержку группы
Активисты в Кельне поддержали
осужденных участниц панк-группы Pussy Riot выступлением в главном
соборе города. После окончания проповеди два молодых человека 23 и 25 лет,
а также 20-летняя девушка, выкрикивая "Free Pussy Riot" ("Освободите
Pussy Riot"), направились к алтарю.
Хулиганкам показали пуськину мать
Еще часа за три до начала слушания
дела Pussy Riot перед зданием Хамовнического суда колыхалась огромная
многосотенная толпа пишущей и снимающей журналистской братии.
- Такого не было даже на Ходорковском,
- сказал кто-то из знатоков.
Адепты Pussy Riot похожи на братков
Снимаю шляпу перед судьей – она
прошла через тяжелейшее испытание, подвергаясь постоянному неправовому
давлению. Сторонники обвиняемых и некоторые СМИ грубо нарушали принцип sub
judice, ограничивающий публичное обсуждение дела, рассматриваемого в суде.
Защитники нарочно затягивали процесс, откладывали, переносили, надеясь, что ее
нервы не выдержат.
Два года колонии для Pussy Riot -
это справедливо?
Приговор по вменяемой участницам
Pussy Riot статье предполагает лишение свободы на срок до семи лет, но прокурор
просил приговорить их к трем годам колонии общего режима. Защита просила
оправдать участниц панк-группы. Сами подсудимые утверждали, что их действия в
храме носили исключительно политический, а не религиозный характер.
еще не конец
Полиция разыскивает остальных
участниц скандальной группы
Осужденные имен своих подельниц не
назвали
Вчера пресс-служба Главного
управления МВД по Москве распространила заявление, в котором говорится, что
следствие по делу панк-группы продолжается. Следователи ищут еще двух девушек,
которые принимали участие в скандальной акции в храме Христа Спасителя.
Напомним, всего их было пятеро. Но осужденные Мария Алехина, Надежда
Толоконникова и Екатерина Самуцевич имен товарок не назвали. В суде они
заявили, что в группе действовали правила жесткой конспирации. Своих подружек
они знали только по прозвищам и никакими другими сведениями о них не
располагают.
Елена ЧИНКОВА
http://penza.kp.ru/daily/25934.5/2882530/
20.08.2012
В Южно-Сахалинске осквернены два православных храма
В ночь на 19 августа 2012 года были
осквернены два православных храма Южно-Сахалинска: Воскресенский кафедральный
собор и храм святителя Иннокентия Московского.
Неизвестные нанесли сатанистские
надписи и символику на стены храмов. По факту вандализма сотрудниками
правоохранительных органов проводится проверка, сообщает сайт Южно-Сахалинской епархии.
«Я принял известие о вандализме со
скорбью — со скорбью о той духовно-нравственной болезни, которая
присутствует в нашем обществе. Кощунственные действия говорят, к сожалению, о
том, что в настоящее время идут нападки на наши основополагающие ценности:
духовные и моральные, наносится удар по всем нашим устоям. Конечно же, мне
жалко этих людей, скорбно за то, что они творят. Я убежден, они не ведают, что
творят. Дай Бог, чтобы они вразумились и поняли, что нельзя раскачивать лодку,
на которой находятся все люди земного шара», — заявил епископ Южно-Сахалинский
и Курильский Тихон.
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/2417615.html
20.08.2012
Храм в Калининградской области могли поджечь в ответ на приговор Pussy
Riot
Двое задержанных вандалов пока
отрицают, что осквернили Морской собор из солидарности с осужденными
участницами панк-группы.
ПОДПАЛИЛИ РЕЗИНОВЫЙ КОВРИК
Дым над Кафедральным
Свято-Георгиевским Морским собором Балтфлота заметил кто-то из жителей близлежащих
домов и позвонил по 01. Прибыв на улицу адмирала Кузнецова, 3, огнеборцы
обнаружили, что кто-то поджег резиновый коврик, лежавший у входа в собор. А от
горящего коврика уже занялась и входная дверь. Впрочем, она успела пострадать
лишь процентов на 20, прежде чем очаг занимавшегося пожара благополучно
ликвидировали. Выполнив свою задачу, пожарные вызвали полицию. Тем более что
только поджогом дело в данном случае не ограничилось. Неизвестные черной
краской намалевали на стенах церкви и на брусчатке около нее лозунги
оскорбительного для верующих содержания. Самые безобидные из них: «Вы все
марионетки, бросайте веру», Откройте глаза», «Конец близок». Присутствовали
также изображения сатанинской пентаграммы, «числа Зверя» - трех шестерок и тому
подобные рисунки.
- Сообщение в отдел полиции по
Балтийскому району поступило в 3. 55 утра понедельника, 20 августа, -
рассказали в пресс-службе Управления Министерства внутренних дел России по
Калининградской области. - Немедленно была сформирована следственно-оперативная
группа, в которую вошли сотрудники регионального УМВД, а также полиции
Балтийска и Светлого. Руководство расследованием взял на себя лично начальник
УМВД Евгений Мартынов.
ГИМНАЗИСТ И ПРОДАВЕЦ
Столь высокий статус, а главное -
проявленная оперативность благотворно сказались на результате. Спустя считанные
часы удалось выйти на подозреваемых. Оказавшись в стенах Балтийского отдела
полиции, ранее никогда в поле зрения правоохранителей не попадавшие 21-летний
продавец-консультант фирмы «Евросеть-Ритейл» по имени Грант и 15-летний ученик
10 класса местной гимназии №7 Андрей долго не запирались, сознавшись в
содеянном.
У пострадавшего храма в воздухе
витал смешанный запах паленой резины и свежей краски. Последней успели
закрасить «творчество» вандалов. У подъезда дома через улицу покуривал мужик в
синей футболке.
- Я вчера около полуночи домой
возвращался и никого у церкви не видел, - поделился своими наблюдениями
Владимир. - А уже утром, часов в семь выглянул в окно - а там полно полицейских
машин. Что хоть за надписи-то были? Если в защиту девчонок из этой группы… как
ее там…, то нормально. У нас же переход от коммунизма к капитализму произошел,
теперь все, везде и всем можно. А если серьезно, то, конечно, не дело это -
стены портить. Если уж захотел свой протест выразить, то возьми плакат и стой с
ним.
«У НАС В МОСКВЕ»…
В закрытую дверь собора (настоятель,
как удалось узнать, как раз находится в отъезде) торкнулись подошедшие женщина
с девочкой.
- Я сама из Москвы, - расстроено
сообщила Наталья Анатольевна. - С внучкой у сестры гостили, завтра домой. Вот
издалека шли, хотели перед отъездом свечку поставить, а тут такое! Разве можно
так делать? Ведь не станет Веры - не будет и жизни, самого будущего не будет. У
нас в Москве церкви, слава Богу, не поджигают.
- Зато в Москве в них танцуют
непотребные танцы, - напомнили мы гостье.
- Ах, да! - спохватилась Наталья
Андреевна. - Об этих сумасшедших-то я и забыла…
Между тем, была ли акция двух
вандалов связана с последними событиями вокруг панк-группы «Pussy Riot» -
вопрос пока открытый. Хотя по предварительной информации, причиной стало именно
решение суда по поводу трех девиц. Однако потом стало известно, что сами
задержанные этот мотив отрицают. Старший из них заявил, что успел
разочароваться в религии как таковой и хотел таким образом известить об этом
окружающих. Гимназист вообще предпочел отмолчаться.
ЗВОНОК В ЕПАРХИЮ
«Если есть сомнения - не поджигайте
храм, а придите к священнику»
Викарий Калининградской епархии,
епископ Балтийский СЕРАФИМ:
- Конечно, то, что произошло у храма
в Балтийске - очень неприятный, безобразный случай. Тем двум молодым людям,
которые это учинили, я бы сказал: «Ребята, если у вас появились какие-то
вопросы, возникли в чем-то сомнения или сложились обиды на Церковь - просто
придите к священнику и поговорите с ним, уверяю, никто не откажет вам в этом. Я
и сам могу побеседовать, что-то объяснить. Но не нужно прибегать к таким
кощунственным методам, нанося вред, прежде всего, собственной душе.
Ну да Бог их простит. А я хотел бы
поблагодарить сотрудников полиции, которые уже не впервые оказывают нам
действенную помощь.
ОПРОС ДНЯ
По стране после приговора «Pussy
Riot» покатились акции протеста. В Пскове исписали храм, а в Балтийске и вовсе
попытались поджечь церковь. Что происходит?
Михаил АНДРЕЕВ, художественный
руководитель Калининградского драмтеатра:
- Люди показывают не силу, а
слабость души. Такие акции протеста никуда не годятся. У тебя есть своя точка
зрения, иное мнение? Так выйди и скажи! Есть для этого Интернет, есть акции
протеста, есть митинги на площади. Ради бога. Но вандализм сродни маленькому
теракту и мне, как гражданину, все это неприятно.
Стас САПАЧЕВ, режиссер, сценарист:
- Многие люди забыли, что есть
духовные ценности. Мы живем мирскими делами и забываем, что над нами кто-то
есть. Люди не боятся совершать подобное, но придет расплата, и они будут кусать
локти. Только будет уже поздно.
Сергей МИХАЙЛОВ, прозаик, поэт:
- К сожалению, налицо естественный
выброс агрессии в ответ на агрессию, которую мы увидели в зале суда.
Приветствовать это нельзя. Общество раскалывается: есть сторонники и противники
приговора «Pussy Riot». Сейчас нужно особенно сохранять спокойствие. Иначе все
закончится разрушением гражданского общества и гражданской войной.
Борис ФИНК, реставратор пианино и
роялей:
- Кошмар! Я человек верующий и для
меня это ужасный сигнал. Наше общество сегодня больно, многие пребывают в
состоянии какого-то заблуждения. Все это неприятно, скажу больше – для страны
это серьезный минус.
Василий ШВЕЧКОВ, актер драмы:
- Храм подожгли? О-па! Ну, вот
такого не должно быть. Я против таких вещей. Думаю, протестные настроения
уйдут, люди просто должны успокоиться. Да так они и будет, я уверен. Разум
должен победить!
Елена ГОЛУБКИНА, педагог:
- Не удивлюсь, если люди, которые подожгли
храм, не имеют собственной точки зрения или определенного политического
взгляда. В любой драке находятся готовые помахать кулаками и им не важно, на
чьей стороне быть. А расслоения в обществе меня огорчают. Вместо того чтобы
строить гражданское общество, мы губим его. А потом будем смотреть в сторону
Европы, и говорить, как хорошо им живется. Так живите и вы так! Будьте людьми,
кто вам мешает?
Игорь ОРЕХОВ, Александр КАТЕРУША
http://penza.kp.ru/daily/25934.5/2882794/
20.08.2012
Псковские защитники осужденных изуродовали два храма
За это их могут посадить на три года
В Пскове в день вынесения приговора
группе Pussy Riot осквернили храм. На белоснежных стенах собора Иоанна Предтечи
(бывшего женского монастыря) кто-то вывел баллончиком красные буквы - «Долой
церковных мракобесов» и «Pussy Riot уважуха». Надписи заметили сотрудники
офисного центра неподалеку и сразу позвонили в полицию. Представители церкви же
с заявлением не обращались.
- Я узнала об этом утром, -
рассказала свечница храма Иоанна Предтечи.
У меня был такой шок! Храму 800 лет!
Я целый день отпивалась корвалолом...
Как говорят очевидцы, стены
разукрасили около трех часов утра. Уже к обеду в храм привезли побелку, а к
вечеру и следа от надписей на стене храма не осталось.
Уголовное дело возбудили по статье
«вандализм». Максимальное наказание по ней - три года тюрьмы.
А в это время сочувствующие девушкам
из панк-группы изуродовали второй собор в Псковской области -
Свято-Вознесенский кафедральный в Великих Луках. Синей краской на стене написали
«Свободу Pussy Riot». Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Василиса АЛЕКСЕЕВА («КП» - Псков»)
http://penza.kp.ru/daily/25935/2882804/
21.08.2012
Священника Сергия Баранова, заступившегося за Рussy Riot, отлучили от
церкви за непристойное поведение
Более 15 лет назад диакон служил в Тамбовской епархии, но, по словам его
"коллег", вел разгульную жизнь
Рунет взбаламутило громкое заявление
некого Сергия Баранова, который представляет себя как диакон Тамбовской
епархии.
Напомним, что тамбовский священник
опубликовал официальное заявление, в котором
потребовал снять с себя священный сан.
- Я остаюсь верующим христианином,
но находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами считаю для
себя совершенно невозможным из соображений этики. Я дорожу своей верой, но
остаться после случившегося в РПЦ означало бы, что я одобряю их действия и,
следовательно, соучаствую в них, - сказал он. - Не касаясь духовно-нравственной
оценки содеянного ими поступка, который действительно является недопустимым, но
сейчас тысячи людей стали сторонниками Рussy Riot, потому что этот суд показал,
что любого человека могут посадить за все, что угодно, мотивируя принятое
решение чем угодно и как угодно.
Потом оказалось, что это
"духовное лицо" тамбовские священнослужители не только что никогда не
видели, но и даже никогда не слышали о его существовании.
- Я так понимаю, что это какой-то хулиган,
таким образом, выразил свое недовольство, - заявили поначалу в Тамбовской епархии.
ТАК БЫЛ ЛИ ДИАКОН?
Однако, порывшись в архивах,
священнослужители выдали совсем иную версию.
- С начала 90-х Сергий Баранов
служил в Тамбовской епархии. А в 1994 году он стал диаконом, но за непристойное
и разгульное поведение, злоупотребление алкоголем и неблагоговейное отношение к
святыням ему запретили служить. В 2003 году, когда к власти пришел Феодосий,
епископ Тамбовский и Мичуринский, Сергий Баранов вновь захотел попытать
счастья. Епископ снял с молодого человека запрет на служение и зачислил за штат
с правом перехода в другую епархию. Священнослужитель покинул Тамбов и уехал на
служение в Волгоградскую епархию. Оттуда его также выгнали. Ведь любовь к выпивке
и разгульной жизни у Сергия Баранова не закончилась, - рассказали в
информационно-издательском отделе Тамбовской епархии.
Теперь бывшие "коллеги"
просят откликнуться нерадивого священнослужителя для удовлетворения его просьбы
о снятии сана. Но от диакона нет, ни одной весточки.
- Все данные, что касается телефонов
и адресов, которые у нас есть они устаревшие. Ведь мы его не видели более 15-ти
лет, - пояснили в Тамбовской епархии. - Прошение диакона Сергия Баранова о
лишении его священного сана является целиком и полностью его самостоятельным
выбором. Скорее всего, оно будет удовлетворено, поскольку быть
священнослужителем против своей воли невозможно.
Алена НЕЧАЕВА
http://penza.kp.ru/daily/25935/2883061/
22.08.2012
Выдержки из приговора
по Pussy Riot: У всех трех участниц панк-молебна эксперты обнаружили
«расстройство личности»
В среду был обнародован текст
приговора, вынесенный трем участницам панк-группы. «КП» публикует наиболее
любопытные фрагменты из него.
«ПОНИМАЯ ВЕСОМОСТЬ ОБИДЫ,..
ПЛАНИРОВАЛИ СКРЫТЬ СВОИ ЛИЦА»
...Для совершения своих
противоправных действий Толоконникова Н. А., Самуцевич Е. С., Алехина М. В. и
неустановленные соучастники распределили между собой роли и намеренно приобрели
для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам,
требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви... Планировали в
кафедральном соборе Русской православной церкви - храме Христа Спасителя
облачиться в вышеуказанное одеяние, для того чтобы открыто выразить неуважение
к христианскому миру и церковным канонам. А понимая противоправность
подготавливаемого к совершению деяния и весомость обиды, которую они готовились
нанести всем прихожанам храма и верующим, осознавая оскорбительный характер
своего внешнего вида и планируемого поведения для всей Русской православной
церкви... планировали скрыть свои лица под разноцветными масками с прорезями
для глаз и рта...
...Намереваясь придать планируемым
действиям публичную огласку и общественный резонанс, привлечь внимание
общественных масс к своим противоправным действиям, довести выраженное
неуважение не только до служителей и посетителей храма, но также до других
граждан, не присутствующих в храме в момент его совершения, но разделяющих
православные традиции и обычаи... через неустановленного соучастника оповестили
СМИ...
«ЗАДИРАЛИ НОГИ, ИМИТИРУЯ ТАНЦЫ»
...Пренебрегая правилами поведения и
проявляя явное неуважение к культуре поведения в храме, находясь в предалтарной
части храма, перемещаясь по солее и амвону, вход на которые посетителям строго
воспрещен, в течение примерно 1 минуты, руководствуясь чувством религиозной
ненависти и вражды, выкрикивали, скандируя бранные фразы и слова, оскорбляющие
присутствующих, а также прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение
ударов кулаками...
...В целом реализованной акцией в
явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ
нравственности и морали, явным и недвусмысленным образом выразили свою
религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время
религий - христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и
высокую значимость для большого количества наций и народов...
...Подсудимые... в судебном
заседании виновными себя по предъявленному обвинению по ст. 213 ч. 2 УК РФ не
признали, в содеянном не раскаялись и показали, что преступления они не
совершали, вражды к религии и к верующим у них не было, их целью было совершить
политическое высказывание в художественной форме...
«ЛЮБЯТ И ЦЕНЯТ АБСУРД,.. ПОЭТОМУ
ИСПОЛЬЗУЮТ «БАЛАКЛАВЫ»
...В своем последнем слове
Толоконникова Н. А. сказала, что в выступлении группы «Пусси Райот» виновата
политическая система, сторона обвинения попирает христианство, над участниками
группы «Пусси Райот» происходит надругательство...
...Подсудимая Алехина М. В. в
судебном заседании показала, что она является действующей участницей группы
«Пусси Райот»... Участницы группы любят и ценят абсурд, поэтому используют
яркие платья и «балаклавы», действуя в качестве персонажей, выражающих идеи.
Непристойное выражение в адрес Бога, использованное ими, - это не хула на
Господа...Участницы группы возражают против запрета пропаганды гомосексуализма
и запрета на публичное упоминание нетрадиционной ориентации...
...Подсудимая Самуцевич Е. С.
показала, что... они, вдохновляясь музыкальным феминистским движением, создали
группу «Пусси Райот»...
ОТЕЦ САМУЦЕВИЧ: «ИНОГДА КАЗАЛОСЬ,
ЧТО ДОЧЬ ЗОМБИРОВАНА»
...Потерпевшая Сокологорская Л. А.
показала, что... музыки и пения не было. Было скандирование. Политического
мотива не было, лозунгов также не было, были действия, оскорбляющие чувства
верующих...
...Потерпевший Цыганюк В. И.
показал, что... в храме про Путина В. В. девушки не пели, в увиденном им клипе
сюжет был добавлен...
...Потерпевший Железов П. А.
показал, что, он видел клип в Интернете. Там присутствуют фрагменты того, что
было на амвоне в храме Христа Спасителя, но есть отличия. В храме они только
выкрикивали слова, оскорбляющие Бога, и своими действиями пренебрегали
чувствами верующих, демонстрировали вражду к православию и православным
верующим. В ролике из Интернета есть политические призывы, которых в храме не
было...
...Свидетель Самуцевич С. О.
показал, что является отцом Самуцевич Е. С... Его дочь крещена, она посещала
храмы. У него дома есть иконы... Он считает, что традиции скоморошества в
церкви допустимы. Выражение «Срань Господня» тоже допустимо. Женщины в масках и
открытых платьях тоже в церкви допустимы... На предварительном следствии
Самуцевич С. О. показал, что... после знакомства с Толоконниковой Н. его дочь
Катя резко изменилась, иногда ему казалось, что она зомбирована, является
членом какой-то фанатической секты, не хотела слушать логику и разум, жила в
каком-то своем нереальном мире, совершая глупые, необдуманные поступки, которые
никогда бы не совершил разумный человек...
«В ХРАМЕ НЕ СДЕЛАНО НИКАКИХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАЯВЛЕНИЙ»
...Позиция, занятая подсудимыми, о
том, что все действия в храме ими совершены не по мотивам ненависти и вражды по
отношению к православным верующим и христианству, а по политическим мотивам,
является несостоятельной также и потому, что, как следует из показаний
потерпевших, в храме во время совершения хулиганских действий подсудимыми не
было сделано никаких политических заявлений, не была упомянута фамилия ни
одного из политиков...
...Согласно заключению судебной
психолого-психиатрической экспертизы Толоконникова Н. А. имеет смешанное
расстройство личности...
...Согласно заключению судебной
психолого-психиатрической экспертизы Самуцевич Е. С. имеет смешанное
расстройство личности...
...Согласно заключению судебной
психолого-психиатрической экспертизы Алехина М. В... обнаруживает признаки
эмоционально-неустойчивого расстройства личности...
ПРОЧИТАНО В THE GUARDIAN
В Британии за такое требовали бы «образцового
наказания»
Британская The Guardian пишет, что
английское правосудие пошло бы тем же путем, что и российское, случись похожий
инцидент в Лондоне:
«Есть, конечно, различие между
свободами, которыми граждане обладают в большинстве западных демократических
государств и в современной России, Китае и большей части мусульманского мира.
Но различие не столь велико, чтобы вызвать всеобщий крик с запада на восток.
Pussy Riot ни на кого не напали физически, но в любом обществе, и в
Великобритании в том числе, не согласятся, что «слова не могут причинять боль».
Если бы рок-группа вторглась в Вестминстерское аббатство и серьезно оскорбила
религиозное или этническое меньшинство перед главным престолом, то всем
понятно, что министры требовали бы для нее «образцового наказания», и судьи
исполнили бы это».
Сергей ТИТОВ
А В ЭТО ВРЕМЯ
Фанатку богохульниц оштрафовали на
500 рублей
Всего в 500 рублей штрафа оценил
Хамовнический суд акробатический этюд на столбе с последующим проникновением на
территорию турецкого посольства, который исполнила в день оглашения приговора
Pussy Riot их фанатка Татьяна Романова.
Свою акцию гражданка Романова
провела 17 августа. Для этого она забралась на столб, где надела
шапочку-балаклаву и развернула плакат со словами «Стыдно за Россию!».
Полицейским, по-видимому, стало стыдно за девушку, и они полезли ее снимать.
Однако та оказалась юркой особой и перебралась через забор в посольство Турции.
Сергей СЕМУШКИН
КСТАТИ
Мосгорсуд признал законным продление
ареста участницам Pussy Riot
Девушки арестованы до января 2013
года.
Во вторник Московский городской суд
признал законным продление ареста трем участницам панк-группы Pussy Riot,
которые в минувшую пятницу получили по два года колонии общего режима за
хулиганство в храме Христа Спасителя.
Напомним, в августе Хамовнический
суд продлил срок ареста подсудимым на шесть месяцев - до января 2013 года.
Адвокаты Pussy Riot сочли это решение незаконным и попытались обжаловать его в
Мосгорсуде. Но здесь оснований для отмены постановления Хамовнического суда не
нашли. Сейчас девушки находятся в СИЗО и останутся здесь до вступления
приговора в законную силу.
Читать далее.
Сергей СЕМУШКИН
http://penza.kp.ru/daily/25937.4/2883716/
22.08.2012
В Москве –
православные патрули
Их организаторы намерены защищать монастыри и храмы от осквернения
Скандал вокруг Pussy Riot и их
защитников вызвал неожиданную реакцию. Активисты стали организовывать
православные патрули.
- Я позвал верующих в патрули сразу
после того, как на Украине девушки из движения Femen спилили православный крест
(недавно выяснилось, что крест был католическим. - Прим. ред.), -
рассказал «КП» инициатор создания дружин, руководитель Русского Православного
движения «Святая Русь» Иван Отраковский. - По моим данным, такие акции
готовятся и в Москве. За день собрал сто человек. Мы патрулируем столицу уже
два дня небольшими группами, ходим по самым главным святыням Москвы.
Клич Иван бросил в социальной сети.
Призыв был очень эмоциональным: «Мы помним, что мы православные люди и это наша
земля, мы на ней хозяева и мы за нее в ответе!»
При этом активисты уверяют, что не
призывают к насилию. Но и терпеть осквернение храмов не намерены.
«При обнаружении лиц, совершающих
кощунственные действия в отношении православных святынь, оскорбляющих
православную веру, проявляющих агрессию к священникам, мы оставляем за собой
право принимать соответствующие меры», - заявил в соцсети Иван Отраковский.
В ближайшие дни к патрулированию
храмов приступят и казаки. По словам Отраковского, такая договоренность уже
есть.
Тем временем в МВД России сообщили,
что официального согласия на подобное патрулирование не давали. И что эта
инициатива - явно преждевременная.
Подробнее о православных патрулях -
в ближайших номерах «КП».
Александра МАЯНЦЕВА
http://penza.kp.ru/daily/25937.4/2883802/
|
В
прямом эфире радио и телеканала КП протоиерей отец Александр (Ильяшенко)
Фото:
Марина ВОЛОСЕВИЧ
|
24.08.2012
Нужно не судить богатых батюшек, а повышать уровень благосостояния
народа. Чтобы они не контрастировали
В прямом эфире радио и телеканала КП
протоиерей отец Александр (Ильяшенко),
религиовед Сергей Антоненко,
журналист «Комсомольской правды» Екатерина
Рожаева и ведущая Елена Афонина
спорят, если бы священник ехал на «Жигулях», ему что, можно сбивать людей?
Афонина:
- Радио и телевидение «Комсомольская
правда». Мы приветствуем нашу радио-, и телеаудиторию. В программе «Я –
против!» всегда предоставляются две противоположные точки зрения на одну и ту
же проблему. И только от вас зависит, какая из этих двух точек зрения победит.
Итак, сразу два громких ДТП с участием священников за рулем. Вот об этом мы и
хотели поговорить в самом начале. Итак, вспомним, 31 июля настоятель
Московского храма Ильи Пророка игумен Тимофей, находящийся за рулем спортивного
BMW, совершил дорожно-транспортное происшествие. Слава Богу, обошлось без
человеческих жертв. А уже 16 августа иеромонах Илья Семин за рулем внедорожника
«Мерседес» также совершается дорожно-транспортное происшествие, но здесь уже, к
сожалению, и с человеческими жертвами тоже. Можно, конечно, много говорить о
том, что все мы не без греха, но давайте задумаемся, собственно, позволительно
ли священнослужителям иметь такие роскошные автомобили?
Вот эти два происшествия – это что,
из ряда вон выходящий случай?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Конечно. Но мне кажется, тут
немножечко странная постановка вопроса. Если бы священник ехал на «Жигулях»,
ему что, можно сбивать людей? Так что причем тут дорогая или недорогая машина.
Просто произошла трагедия, и прежде всего, мне хотелось бы выразить сочувствие
тем, кто уже погиб, бесполезно - их близким. И конечно, это трагедия для тех,
кто сидел за рулем, будь он в священном сане, или любой верующий или неверующий
человеком. Это ужасно. Ему грозит тюрьма. И все время жить в сознании того, что
ты служил, пусть невольным, но поводом для смерти людей, это, конечно, ужасно.
А что касается того, имеет ли право или не имеет – я в студию приехал на такси.
У меня машины нет, и не было.
Антоненко:
- У меня тоже. Хотя я не священник.
Рожаева:
- Насколько я понимаю, все-таки это
были монахи. Мы даже не говорим о священниках, это были монахи, которые дали
обет нищенства, нестяжательства. Как с этим-то быть?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Понимаете, лучше всего считать
деньги в чужом кармане. Это очень приятное и бесконечное занятие. Потом все на
белом свете относительно. К сожалению, сейчас наш народ живет очень бедно. И
людей, которые еле-еле сводят концы с концами, очень много. На этом фоне это
выглядит как-то контрастно. Мне кажется, нужно говорить о том, как повысить
общий уровень жизни нашего народа, а не показывать пальцем на тех, кто едет на
дорогих машинах. Что касается меня? Я, конечно, считаю, что не нужно
священнослужителю ездить на спортивных BMW и на дорогих внедорожниках. Это мое
частное мнение. Почему я его должен навязывать человеку, которому, предположим,
эту машину подарили.
Рожаева:
- Это понятно. А как быть с
пьянством?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Причем тут священнослужители?
Никому пить нельзя, садясь за руль.
Рожаева:
- В данном случае речь идет именно о
священнослужителе и монахе.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Мне кажется, что если человек
нарушает действующее законодательство, оно вполне определенное, все его знают,
что касается дорожного законодательства, то он должен предстать перед лицом
суда, и судим на общих основаниях. Мы все граждане нашей страны, и мы все живем
в том правовом пространстве, которое здесь существует. И никому недопустимо
нарушать законы.
Афонина:
- Это было мнение отца Александра.
Что скажет нам Сергей Антоненко. Сергей, по вашему мнению, это из ряда вон
выходящий случай? Или это уже просто та верхушка айсберга? А внизу еще и другие
правонарушения, которые просто не становятся достоянием общественности, потому
люди или не выкладывают в социальные сети, как это случилось с происшествием с
игуменом Тимофеем, когда две участницы ДТП, невольные участницы автомобиля,
которые пострадали, просто выложили в социальных сетях. Это стало, таким
образом, известно.
Антоненко:
- Давайте начнем с того, что наше
общество особенно болезненно, и особенно, может быть, нетерпимо реагирует,
когда такие факты связаны со священниками. С чем это связано? Я предлагаю немножко
возвыситься над конкретикой вот этих событий и предложить такой более
обобщенный религиоведческий, или философский, если хотите, подход. Ведь религия
– это такая сфера, которая всегда во все времена аккумулирована,
концентрировала материальные ресурсы, и трудовую энергию человечества, начиная
с глубокой древности. И в тоже время религия – это такая сфера, к служителям
которой предъявлялись всегда особые требования. От них требовали и ждали чего?
Нестяжания, отречения, отрешенности от мирских благ. И это относится ко всем
религиям, не только к христианству. Это общий такой момент. И вот мы видим, что
в истории человечества те религии, те конфессии бывали с культурной точки
зрения, с цивилизационной точки зрения, фиктивными и успешными, которые умели
выстраивать свои механизмы, свои пути разрешения вот этого парадокса. И
христианство, православное христианство, в частности, оно такую систему имеет.
Это как раз система монашества, о чем, я думаю, здесь стоит сказать. В
православной церкви существует духовенство, как известно, белое, и духовенство,
как известно, черное. Черное духовенство – это монашествующее, которое, в
принципе, дает обет нестяжания, которое, как предполагается, должны быть в
наибольшей степени свободны от привязанности к мирским благам. И высшие посты
церковной иерархии в православной церкви могут занимать именно монашествующие
люди. А белому духовенству, скажем, приходскому батюшке, не возбраняется вести
хозяйство и заниматься разведением курочек, козочек и так далее. Это совершенно
нормально. От чего должно жить монашество? По тем каноном, которые
сформировались в церкви. Два, как бы, источника дохода. Это труд собственных
рук. И те пожертвования, которые приходят в церковь. Вот и все. Здесь, в
принципе, вопрос очень простой. И монахи с древности, мы знаем, занимались
собственной трудом, начиная с египетских древних анахоретов, которые жили в
пустыне в чрезвычайно скудных условиях. Плели корзины и сандалии на продажу. На
вырученные деньги покупали вино для церковной службы, масло, и какие-то
скромные припасы. И вплоть до наших дней мы видим то же самое.
Рожаева:
- Возможно, это касается верхушки
именно иерархии столичной? Что мы видим? Никто корзины не плетет. Наоборот,
верховное духовенство, епископат, он провоцирует подобными вещами, и той же
самой ездой тех людей, которые ищут повода для нападок. Что нужно сделать? Не
нужно давать повода тем, кто этот повод ищет. А мы видим обратное. При этом,
монашествующие, которые должны плести корзины, они занимаются другим делом, а
именно рядовые белые священники живут очень-очень скромно. Ко мне на программу
очень часто приходят люди, именно священнослужители, которые говорят, что живут
на зарплату десять тысяч рублей. Более того, вынуждены платить налоги. Не
церковную десятину как это было с исторических времен, а двадцать процентов.
Как-то странно, в общем-то. У большинства большие семьи. Иногда даже именно
прихожане. Община скидывается, и дарят для батюшки микроавтобус, допустим, и
то, подержанный, чтобы ездить. Откуда такое взялось. Это же раскол?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Это никакой не раскол. Раскол –
это совсем другое. Это касается вероучения. Вот, пожалуйста, реальная картина
из жизни. Крупный бизнесмен попал в тяжелое ДТП, это было несколько лет назад.
И вот чудом оставшись жив, он решил свои деньги пожертвовать на восстановление
монастыря. Монастырь восстановил. Он был полностью разрушен. Там вообще ничего
не было. Теперь спрашивается? Он дал церкви огромные деньги. На эти деньги
построили храмы и монастыри. Но никто же, от этого не разбогател.
Афонина:
- Простите, когда идет речь о
внедорожнике «Мерседес», что-то мне подсказывает, что иеромонах Илья Семен,
если даже предположить, что он получил его в дар, наверное, как-то можно было
бы распорядиться иначе этим подарком.
Рожаева:
- Более того, Илья Семен все-таки
очень молодой человек, 26 лет ему.
Антоненко:
- Давайте мы не будем спорить с тем,
что существует сейчас в нашем обществе. Вот он такой оформился, как бы,
социальный запрос на нестяжание. В православной церкви очень много святых. И практически
для каждого духовного пути можно найти образ того или иного святого. Известно,
что в XY-XYI веке были споры, дискуссии, как бы в церкви, нестяжать иосифлян.
Духовный глава нестяжателей Нил Сорский, он святой русской православной церкви.
И тот, к кому обращались иосифляне, Иосиф Волоцкий, он тоже святой русской
православной церкви, но время, как мне кажется, настоящее, эпоха нынешняя,
придает большую актуальность именно сейчас наследию Нила Сорского. То есть, вот
эта востребованность нестяжания, она существует. И может быть, стоит церкви,
это я говорю, ни в коем случае, ни в плане совета или рекомендации, поскольку
не имею такого права. Но как наблюдатель, как религиовед, могу здесь высказать
свое суждение, свое мнение. Может быть, стоит обратиться к памяти святых
епископов, которые жили трудом своих рук. Как, например, святой Спиридон
Тримифунтский, который был пастухом, оставаясь святителем. Понимаете?
Афонина:
- Тут удивительная вещь получается.
Вы сами сказали, что, действительно, народ, увы, особенно, может быть, где-то в
провинции, он очень болезненно воспринимает то, что для него является предметом
роскоши. И когда люди приходят на службу в храм, они видят дорогущие
автомобили, которые стоят на спецстоянке, стоят автомобили священнослужителей.
Сначала это где-то остается в подкорке. Потом это начинает вызывать
раздражение, как сказал, совершенно верно, Сергей. А потом начинается вопрос –
а почему, собственно, почему я живу именно так, а люди, которые должны жить
духовной жизнью, простите, мы как обыватели, я именно так и говорю, те, кто
должен жить духовной жизнью, они имеют все, да еще и в таком количестве. Да еще
это и демонстрируют. Может быть, действительно, Сергей прав. Может быть, сейчас
нужно как-то не очень это показывать. Может быть, чуть-чуть бы поскромнее, хотя
бы чуть-чуть.
Рожаева:
- Зачем им Gelandewagen? На крестины
ездить?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Я не сторонник роскоши. Любая
крайность плоха. И если говорить о воздержании и нестяжании, монахи в
монастырях живут в очень строгом распорядке дня. Есть дни, когда назначается
сухоедение.
Рожаева:
- Сейчас Успенский пост, как раз.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Действительно, они своего ничего
не имеют. А если кто-то кто оказался почему-то в таком привилегированном
положении, таких людей совсем немного. Именно к таким обращено пристальное
внимание. Они совершенно правы. Если человек хочет найти, к чему прицепиться,
он всегда найдет.
Афонина:
- Я сейчас процитирую слова Андрея
Кураева, небезызвестного, который сказал о том ДТП с участием игумена Тимофея,
следующее. Привожу цитату. « В окружении молодого священника в последнее время
слишком много роскоши и звезд шоу-бизнеса. Звездное окружение и парень
расслабился». То есть, мы понимаем, что, если оценивать то, в каком окружении
вращаются некоторые священнослужители, то ты начинаешь понимать, что соблазн
велик. И кому как не тем, кто должен быть для прихожан образцом нравственности
и отношения к жизни, демонстрировать это. Здесь мы видим совершенно обратное.
Мало того, извините, находился в состоянии глубокого алкогольного опьянения.
Кстати, дело о ДТП суд рассмотрит буквально на днях, 22 августа, и будут
сделаны определенные выводы. Будет ясно, какое нарушение совершил игумен
Тимофей. Тем не менее, если там Филипп Киркоров крестил ребенка не так как
нужно, опять же игумен Тимофей в этом виноват. Дальше начинается следующее.
Богатая церковь, звездные прихожане – все это здорово, красиво. Надо ставить
людей более готовых к такому соблазну.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Есть хорошая народная мудрость –
«Каков поп, таков и приход». И обратная – «Каков приход – таков и поп». Если
человека окружают звезды шоу-бизнеса, оказалось, не сумел. Я не могу про
игумена Тимофея говорить. Действительно, трудно, может быть, устоять против
соблазна. Как говорит русская пословица: «Голодный человек кусок хлеба возьмет,
особливо предложенный». Если ему предлагают, то трудно отказаться. Может быть,
не проявил достаточной твердости, достаточной принципиальности. Проявил,
допустим, человек слабость. Что теперь мы все будем в него камнями кидать? А мы
все очень сильные?
Рожаева:
- Дело не в этом.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Если нам предложат хороший
подарок, мы тоже откажемся или нет?
Рожаева:
- Разговор совершенно не об этом.
Если мне дадут очень дорогой подарок, и в нем будет нуждаться кто-то, я отдам
этот подарок, поверьте. Я приму, но я его и отдам.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Секундочку! Те, кто ищет то, к
чему прицепиться, то они на первом факте остановятся, а про второй говорить не
будут, что вы его отдали. Что получили – все заметят. А что отдали – об этом
промолчат.
Рожаева:
- Он отдал?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Нет, я же говорю, если
интересоваться скандальными подробностями, то их и будут выставлять на первый
план.
Рожаева:
- Хорошо. Знаете, почему еще
цепляются. Допустим, когда человек, высший иерарх говорит, что нас все окружает
– это демонские искушения, а потом выходит и садится в «Мерседес-пульман», его
сопровождает картеж из 18 наикрутейших машин, правда, задумаешься,
действительно, демоническое что-то. При этом он говорит, что это бесовское
искушение, и так жить нельзя. У меня вопрос к этому человеку – почему мне
нельзя?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Что нельзя?
Рожаева:
- Так жить.
Афонина:
- Почему мы тогда не должны говорить
одно, а делать другое. Почему мы должны задумываться о нашем духовном будущем,
а не можем совершать грехи тут, на земле? Когда идут вот эти двойные стандарты,
я еще раз говорю, понятно, и чиновники деньги берут, мы все про это знаем.
Действительно, целая программа борьбы с коррупцией, но чиновники это плоть от
плоти, кровь от крови наши земные люди. Понимаете? А когда мы говорим о
священнослужителях, то мы их воспринимаем как тех людей, которые могут нам
донести, какими мы должны быть. Это обывательская точка зрения. Может быть,
кто-то со мной не согласится, кто-то со мной поспорит?
Рожаева:
- Когда мне плохо, и мне нужен
совет, я иду к своему батюшке, который мне скажет, успокойся Катя, все будет
хорошо. Но при этом я вижу, что у него четверо детей, его матушка из парника не
вылезает, пытается помидорчики, огурчики на зиму закатать, и ездит он на
«Волге», которая рассыпается, с гнилым дном.
Афонина:
- Вопросов нет к такому
священнослужителю.
Антоненко:
- Уважаемые друзья, вы же, по сути,
сами ответили на свой вопрос. Большинство священнослужителей и белого
священства, и, тем более, монашеского, живет весьма и весьма аскетично в
Российской Федерации. Действительно, есть такие негативные примеры, которые
режут глаз общественности.
Рожаева:
- Что-то надо делать с этим?
Антоненко:
- Замечаются, в первую очередь,
именно эти примеры. Они бросаются в глаза. Я хотел бы еще один момент
обозначить, социально-психологический. Мы ведь не прощаем роскоши не только
священникам. Правильно? Недавно прошла Олимпиада. Сколько же было разговоров
про то, что мужики по полю бегают, мячик гоняют, за что же им миллионы? А разве
прощают высокие гонорары артистам, писателям?
Рожаева:
- Это бизнес, а мы о делах духовных
говорим. О людях, которые поучают нас, учат, должны быть лучше и чище.
Антоненко:
- Социально-психологический фон
нашего общества таков, что мы не прощаем успеха.
Афонина:
- Уважаемые гости! У нас сейчас
небольшой перерыв, после которого мы еще раз напомним вопрос для голосования.
Оставайтесь вместе с нами.
У вас есть ровно 15 минут для того,
чтобы вы могли позвонить по одному из двух телефонов, и ответить на вопрос:
«Имеют ли священники право на роскошь?». Мы сегодня вспоминала два ДТП с
участием священнослужителей, то мне хотелось бы, все-таки, уйти от этой темы.
Понятно, что один был за рулем BMW, другой за рулем дорогущего «Мерседеса».
Разговоры о том, может ли священнослужитель, человек, который занимается
духовным совершенствованием паствы, может ли он иметь предметы роскоши? Этот
спор не сегодняшний, и не вчерашний. Еще в апреле этого года развернулась такая
же бурная дискуссия. И вот в мае протоиерей Всеволод Чаплин сказал, я опять же
цитирую, чтобы не перевирать слова. Итак, что сказал Всеволод Чаплин: «Церкви
приличествует обладать солидными зданиями, красивыми облачениями, золотыми
иконостасами, а также достаточными знаками материальных возможностей, чтобы на
равных говорить с теми, кто встречает по одежке». Мы понимаем, о ком идет речь,
кто встречает по одежке. Это те, у кого есть и излишества, у кого есть предметы
роскоши, у кого есть огромный достаток и доход, то есть, это не
среднестатистический житель нашей страны. Это те, кто по материальному
положению стоит гораздо выше. Так на кого, в таком случае, если исходить из
этой цитаты Всеволода Чаплина, ориентируются священнослужители? На тех, кто
встречает по одежке? Или на тех, кто приходит для того, чтобы отстоять
заутреннюю, вечернюю в храме?
Рожаева:
- Последние деньги несут, чтобы
купить свечку, поставить ее за здравие своих близких, или за упокоение.
Афонина:
- Отец Александр, по вашему мнению,
на кого все-таки, церковь ориентируется?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Мне кажется, что наш
многострадальный народ, уже в течение последних 20 лет, и даже более, дает
совершенно четкий и определенный ответ. В течение этих двадцати лет в нашей
стране ежедневно открывается три новых храма. И каждую неделю, или две, новый
монастырь. Вот народ отвечает, что он идет в церковь, и что его встречают
простые священники, которые живут не намного богаче, чем он, а может и беднее,
которые со всем своим душевным теплом обращаются к тем, кто нуждается в
духовной помощи, совете, утешении. А то, что есть определенная группа людей в
церкви, которым приходится общаться с теми, кто встречает по одежке. Они должны
соответствовать тому, я бы сказал, надуманному, вот этими сильными мира всего,
уровню.
Антоненко:
- Это, своего рода, дресс-код. В
высших кругах общества, скажем так.
Отец Александр (Ильяшенко):
- К сожалению, встречают по одежке.
От этого зависит очень многое. Чтобы с ним было проще договориться, приходится
идти на некие правила игры. Если кто-то в этих правилах игры бросается в
какую-то крайность, то это скорее исключение. И ничего хорошего в этом нет.
Крайности всегда плохо, но они всегда были. Во всех социальных слоях они есть.
И при этом, может быть, они и бросаются в глаза, но это вовсе не значит, что
народ на них ориентируется. То, что наши церкви полны, и церкви строятся, это
ответ нашего народа на то обращение церкви, которое мы сейчас видим.
Афонина:
- У нас есть телефонные звонки. Я
прошу нашу аудиторию чуть-чуть подождать. Сейчас мы выслушаем мнение Сергея
Антоненко, а потом будем принимать ваши телефонные звонки.
Антоненко:
- И все-таки, я думаю, батюшка, вы
не будете спорить с тем, что бедно или скромно, скажем так, живущий священник
богатого храма, будет гораздо большее доверие вызывать у паствы, в том числе и
у обеспеченной части своей паствы, чем богато живущий, богато одетый священник
бедного храма? Я сейчас специально заостряю, углубляю. Вот это как бы тот
момент, который присутствует, то, о чем я сказал. Объективно существует запрос
на нестяжание, отречение от материальных благ.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Мы с вами судим по внешнему виду.
Великий святой древности Исаак Сирин когда увидел роскошь, которой был окружен
другой великий святой, его называли Василий Великий, был неприятно поражен. К
этому Василию Великому император послал своего сановника с тем, чтобы он пошел
навстречу тому учению, которого придерживался император. Он отказался. Тогда
ему сановник начал грозить карами. Василий Великий сказал примерно следующее:
«Вот ты мне грозишь, у меня такое хлипкое здоровье, что только, наверное,
первый удар будет болезненный, этим ты уврачуешь мою больную печень. Ты
грозишь, что ты меня куда-то сошлешь – это все моя земля. Ты хочешь меня лишить
всего, у меня ничего нет кроме этой рясы и нескольких книг». И тот был
потрясен, потому что он ничего не может сделать с этим поистине Великим
Василием, который был окружен роскошью. Но при этом он кормил и бедных, а лично
у него ничего не было. Так вот я не могу сказать, глядя на того или другого,
что ты отличаешься от Василия Великого. Не знаю, может быть, он ему и подражает
изо всех сил.
Рожаева:
- Василий Великий гулял по кабакам.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Мы совсем про другое говорим. Как
говорится, глас народа – глас божий. Свой выбор делает народ.
Афонина:
- Давайте выслушаем телефонные
звонки и узнаем, что думает по этому поводу народ. Имеют ли священники право на
роскошь? Жан, мы слушаем вас, здравствуйте.
Жан, звонок:
- Здравствуйте. Город Тверь. Моя
точка зрения такая, что священник имеет право. Это дело выбора. Я христианин. У
меня тоже в первый раз, когда я не знал, что это такое, и меня возмущали эти
поступки. У наших батюшек тоже есть LAND ROVER, большие машины. Я потом начал сомневаться.
Почему так происходит? Начал узнавать. Я считаю, что проблема состоит в том,
что люди не понимают, что такое духовенство. Нет информации, они не пытаются
понять, почему так происходит. Когда я начал читать книжки, я начал это
понимать, очень хорошо пишут, и очень хорошо рассказывают. Вот такая моя точка
зрения. Если мы сейчас начнем что-то запрещать, что-то делать. Тогда уже не
будет выбора. У нас всегда должен быть выбор. А это все, как бы испытание, в
любом случае. Каждый должен пройти свое испытание, каждый должен сделать свой
выбор.
Афонина:
- Спасибо, Жан. Владислав,
здравствуйте. Мы слушаем ваше мнение.
Владислав, звонок:
- Здравствуйте. Попали в очень
неприятное положение, когда церковь начинает оправдываться перед народом, как в
данной ситуации. Мы объясняем одно, как народ. Нет, нам объясняют, что так
живет и шоу-бизнес, и их обвиняют. Ребята, это совсем другое. Это духовенство.
Понимаете? Один пример. Мне предложили быть крестным. Я пришел на
собеседование. Вышел батюшка, очень культурно, нормально объяснял мне. Я ушел
опустошенным душевно, потому что, смотря на него, я сам человек не бедный, я
знаю, сколько стоят его часы, что он садится в автомобиль, который стоит как
квартира не в Москве, а в Подмосковье. Это очень неприятно.
Афонина:
- Сергей Антоненко хотел задать вам
вопрос. А что вас покоробило?
Рожаева:
- Опустошило что?
Владислав, звонок:
- Объясню. В церковь делают
пожертвования, какие-то выделения из бюджета. Естественно, там батюшка
заниматься каким-то бизнесом, он не может. Это первое. Во-вторых, он живет
душевно. Не зная этого, он не может передать другому человеку. Деньги портят
людей, и портят очень сильно. Это нужно либо скрывать, но не показывать людям.
Афонина:
- Еще один телефонный звонок. Галина
Владимировна, здравствуйте.
Галина Владимировна, звонок:
- Здравствуйте. У меня такой вопрос
к священнику, присутствующему в студии. 17 августа к моему родственнику, к
практически умирающему человеку, был приглашен священник из храма. Перед этим
мои родственники оплатили прописывание1200 рублей в храме, чтобы священник,
выполнив свою духовную миссию, пришел к этому, практически уходящему от нас
человеку, и выполнил обряд. Как это нужно оценить? Спасибо.
Афонина:
- Отец Александр, что мы ответим
Галине Владимировне? И, соответственно, вопрос, который не прозвучал, но мне
тоже хотелось бы услышать, на что священники живут? Потому что Владислав
сказал, такие часы, такой автомобиль, не каждый человек, занимающийся бизнесом,
может себе это позволить.
Отец Александр (Ильяшенко):
- Мне кажется, что если к священнику
обращаются с просьбой прийти напутствовать умирающего, конечно он должен это
делать, это его долг. И выполнить этот долг. Заплатят или не заплатят, сколько
ему заплатят, это уже второе дело. И тут не может быть такого, что если семья
обездоленная, у них нет достаточных средств, чтобы отказываться от этого.
Священник нарушает свой священнический долг. Если то, что говорилось,
соответствует тому, что произошло. А что касается денег, повторяю, что очень
легко считать деньги в чужом кармане. Очевидно, если у священника есть богатые
спонсоры, они могут из-за любви к нему, из уважения, может быть, он им оказал
какую-то серьезную духовную помощь, бывают, что семьи распадаются, а он помог
им сохранить семью, за это все, что хотите, отдашь.
Афонина:
- Простите, а священнослужители
платят налоги с этим пожертвований, подарков. Просто очень хочется понять.
Каждый человек, живущий в этой стране, платит налог. Даже если он выиграл в
какой-то телевизионной игре, он все равно часть налога государству отдаст.
Священнослужитель платит государству?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Священнослужители платят налоги на
общих основаниях.
Афонина:
- Ну что же, сейчас будем подводить
итоги голосования. Смотрите, какой у нас интересный результат получился. Имеют
ли священники право на роскошь, спрашивали мы нашу аудиторию? И как вы думаете,
хочется спросить у вас, на стороне, какой позиции перевес? Да или нет? Отец
Александр, как вы думаете? Имеют право, или не имеют?
Отец Александр (Ильяшенко):
- Я думаю, что примерно поровну
голоса разложились.
Афонина:
- Сергей, а вы что скажете?
Антоненко:
- А я думаю, что вопрос сам по себе
сформулирован так, что, люди скажут – нет, не имеют. Потому что слово роскошь,
в русском языке имеет негативную окраску. Если бы вы поставили вопрос так –
Имеет ли священник право на благополучие, на реальный достаток, тогда, может
быть, было бы по-другому.
Афонина:
- Вы оказались близки к истине. 85%
тех, кто принял участие в этом голосовании, сказали, что священники не имеют
право на такую вопиющую роскошь, на дорогие автомобили, часы и другие
аксессуары. Мы понимаем, о чем идет речь. Спасибо всем, кто принимал участие в
этом разговоре. Вы знаете, если чиновники в какой-то степени показывают
общественности, что они готовы, хотя их явно к этому принуждают, отказаться от
счетов за рубежом. Может быть, и священнослужителям пойти в этом же
направлении, как сказал Сергей, не возбуждать аудитории. Спасибо всем, кто был
в течение этого часа вместе с нами.
http://penza.kp.ru/radio/stenography/41892/
25.08.2012
В Архангельске уничтожен поклонный крест
В ночь с 24 на 25 августа 2012 года
неизвестные срубили поклонный крест, установленный на месте церкви святого
мученика Виктора в Архангельске.
Как рассказал настоятель подворья
Артемиево-Веркольского монастыря игумен Феодосий (Нестеров), четыре человека в
пятом часу утра срубили крест и скрылись после того, как были замечены жителем
близлежащего дома.
По словам, священника, крест был установлен
рядом с подворьем и освящен приснопамятным епископом Архангельским
Тихоном (Степановым) в 2004 году на месте храма, снесенного в советское
время.
Это не первый случай вандализма и
кощунства, с которым сталкиваются священнослужители и прихожане
Артемиево-Веркольского подворья. В 2002 году на территории подожгли новый,
строящийся храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Чудом
храм удалось спасти. В 2004 году ночью был совершен поджог церковного дома. При
пожаре чуть не погибли настоятель подворья и три трудника. К дверям храма
подкидывали и распятую на кресте кошку, рисовали пентаграммы.
«В последнее время во враждебных к
Церкви средствах массовой информации был опубликован ряд клеветнических статей
о жизни Архангельской митрополии. И вот сегодня варварски срубили поклонный
крест, установленный на месте храма в честь мученика Христова. Все это звенья
одной цепи. Крест — это символ милосердия, сострадания и жертвенной любви. Те,
кто уничтожают эти символы, пытаются переродить наше общество, посеять между
людьми вражду и ненависть. Но клевета и гонения на Церковь только укрепляют
веру в русском народе. По молитвам святого мученика Виктора, мы воздвигнем
поруганное древо креста, и эта святыня будет еще дороже сердцу жителей
Архангельска», — заявил митрополит
Архангельский и Холмогорский Даниил.
Архангельская епархия/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/2427658.html