«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Великая
суббота Страстной седмицы Великого поста
18.04.2020
Сия суббота есть преблагословенная,
в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная
строка кондака и икоса
В Великую
субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и
сошествие Его во ад.
Снятие с креста.
Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Сняв с
креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном
гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от
Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники
и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря
сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и
не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную
стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое
подтверждение.
Святитель
Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто
прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь
другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко
могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были
не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена
стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством
погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее
достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать,
что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим
временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о
воскресении».
Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Все дни
превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и
больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день
окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем:
так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой
день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом
человека и обновив его живоносным крестом и смертью,
в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным
и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во
гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною
душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому
Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением.
Но душа Господня во аде не была удержана, подобно
душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш
Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и,
как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный.
Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не
разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф,
сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает
весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается,
ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший,
изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.
Сошествие во ад
На утрени
Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на
главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия
Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью.
Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам,
в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По
окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов
происходит освящение куличей, пасох и яиц.
В
двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на
которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы
священнослужители молча переносят Плащаницу с середины
храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до
праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа
на земле по Воскресении Его из мертвых.
В
исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28
Песнопения из службы в
субботу Страстной седмицы Великого Поста
Тропарь: Благообразный Иосиф, с
древа снем Пречистое тело Твое,
плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.
|
«Благообразный Иосиф, сняв с
креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и
благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
|
Тропарь: Егда
снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад
умертвил еси блистнием
Божества. Егда же и умершия
от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
|
«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь
бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты
воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
|
Тропарь: Мироносицам женам, при
гробе представ Ангел вопияше:
мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.
|
«Ангел, представ женам-мироносицам
у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».
|
Евангелие от Матфея
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели,
пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот,
сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес,
приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как
молния, и одежда его бела, как снег; и, устрашившись его, стрегущие
пришли в трепет и стали, как мертвые;
Ангел же,
обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса
распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место,
где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых,
и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя
поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить
ученикам Его.
Когда же
шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И
они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились
Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим,
чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из
стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от
всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно
денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли
Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и
вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего
дня.
Одиннадцать
же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его,
поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись
Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их
соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Аминь.
Мф. 28,
1-20
* * *
Если же мы умерли со
Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8
Вот слова
святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе
братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского
чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.
Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил
слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для
страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те,
которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со
Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда,
сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление
страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так
учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый
день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они
наследуют мученические венцы, как и святые мученики.
Христос во гробе
Правда, эти
святоотеческие слова сказаны были инокам. Но
мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни
всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда
Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и
кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со
Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.
Что же
значит: жить со Христом? – Жить со
Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со
Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца
всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно
только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам
Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если
любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять
Его заповеди.
Мы будем
жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться
плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о
которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в
любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет
совершенна (Ин. 15, 10-11).
Эта радость
Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве
святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам
еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от
святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то
только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим
расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.
Поэтому
будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую
решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и
обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из
многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в
Таинстве святой Евхаристии.
Во всей же
полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных
заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с
умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его
Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей
неизреченной милости к нам грешным. Аминь.
Архиепископ Серафим
(Соболев)
Интернет-портал Православие.RU
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/18/великая-суббота-страстной-седмицы-ве-31/
Пасхальное
послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам,
монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
18.04.2020
Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем
верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.
Преосвященные
архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и
инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной
пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно
поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из
торжеств.
Почти две
тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год
Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне,
неустанно свидетельствуя об исключительности того, что произошло в погребальной
пещере возле стен древнего Иерусалима.
Весь земной
путь Сына Божия: от Его чудесного Воплощения до страданий и страшной смерти на
Кресте — является исполнением обетования Творца, данного некогда нашим
прародителям. Бог обещал послать в мир Того, Кто возьмет
на Себя наши немощи, понесет наши болезни (Ис. 53:4) и
спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Это
обетование Господь подтверждал неоднократно через Своих
пророков. Этому обещанию оставался верен даже тогда, когда народ избранный
отступал от завета и нарушал волю Создателя.
В
Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодолена,
наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший человека от истинного Источника
жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она
более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении
с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор.
15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад.
У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он
воскрес, как сказал (Мф. 28:6)!
В нынешнем
году народы Земли проходят через особые испытания. Губительное поветрие
распространилось по всему миру, достигнув пределов и наших стран. Власти
применяют ограничительные меры, для того чтобы предотвратить взрывной рост
эпидемии. В некоторых странах пастырской ответственности Московского
Патриархата остановлено проведение общественных богослужений, в том числе и
Божественной литургии. Однако нам, православным христианам, не должно унывать
или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике.
Мы призваны хранить внутренний мир и помнить слова Спасителя, произнесенные
накануне Его искупительных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но
мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
Пасха стала
для человечества переходом от рабства греху к свободе Царства Небесного, в
свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). Только благодаря Воскресению Спасителя
мы обретаем подлинную свободу, о которой свидетельствует всехвальный
Павел, призывающий нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Сколько раз мы читали или слышали эти слова? А
теперь задумаемся: не живем ли мы сегодня так, будто и не было вовсе
Воскресения Христова? Не размениваем ли вдруг открывшееся нам богатство
вечности на бесконечные заботы, вновь пленяясь суетой мира сего, поддаваясь
преходящим страхам и забывая о нетленных духовных сокровищах и истинном
призвании христианина служить Господу в святости и правде пред Ним (Лк. 1:75)?
Однако чистое
и непорочное благочестие пред Богом и Отцом (Иак.
1:27) в том и состоит, чтобы по примеру, явленному нам в Евангелии Пастырем
Добрым, снисходить друг ко другу любовью и терпением,
помогать и поддерживать друг друга в испытаниях. Никакие внешние ограничения не
должны расторгнуть наше единство и отнять у нас ту настоящую духовную свободу,
которую мы все обрели чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,
победившего смерть и даровавшего нам возможность называться и быть детьми
Божиими (1 Ин. 3:1).
Одно сердце
и одна душа (Деян. 4:32) у всех верных чад
Церкви, ибо порознь мы члены, а вместе — Тело Христово, и ничто не может
отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). А потому те, кто не имеет
возможности сегодня в силу объективных причин прийти в храм и помолиться, пусть
знают, что о них помнят и молятся. Вера дает нам силу жить и с помощью Божией
преодолевать различные недуги и испытания, в том числе и то, что пришло в нашу
жизнь через распространение опасного вируса.
Горячо
призываю всех вас, дорогие мои, усугубить общие молитвы о том, чтобы Господь
даровал нам, несмотря на все трудности, оставаться соучастниками благодатной
литургической жизни Церкви, чтобы Священное Таинство Евхаристии совершалось и
верные могли со дерзновением приступать к истинному
Источнику Жизни — Святым Христовым Тайнам, чтобы больные получили исцеление, а
здоровые ограждены были от опасной инфекции.
Верим, что
Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого
стояния в вере и спасительного прохождения земного пути к жизни вечной.
Сердечно поздравляю всех вас, мои возлюбленные братья и сестры, со
светлым праздником Святой Пасхи и призываю непрестанно являть образ настоящих
учеников Спасителя, подавая добрый пример окружающим людям и возвещая
совершенство «Призвавшего вас от тьмы в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9), дабы мы
во все дни жизни нашей делами свидетельствовали о непреходящей силе и верности
пасхальных слов:
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ
РУСИ
Пасха Христова, 2020 год
Москва
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/18/пасхальное-послание-святейшего-патр-4/
Пасхальное
послание митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Русской
Православной Церкви Пензенской епархии
18.04.2020
Высокопреосвященнейший митрополит
Пензенский и Нижнеломовский Серафим обратился к
священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной
Церкви Пензенской епархии с традиционным Пасхальным посланием.
Возлюбленные
о Господе служители алтаря Господня, всечестные иноки
и инокини, дорогие братья и сестры, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Вновь Всещедрый Бог даровал нам возможность насладиться радостью
Пасхальной ночи и вместе с псалмопевцем воскликнуть: Сей день сотворил Господь:
возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс.117: 24)
Христос
воскрес из мертвых силою Своего Божества и ничто, и никто не смог удержать во Гробе Распятого Спасителя. С Его Воскресением для всего
человечества воссияло утро новой жизни. Воскресением Христовым переродились
боязливые галилейские рыбаки-Апостолы в непоколебимых
и самоотверженных проповедников Евангелия по всей вселенной. А через них
изменился весь мир, погруженный прежде в ночь греха, порока и смерти.
Воскресение произошло в первый день недели, в день сотворения Богом вселенной
(Быт. 1:1-4), и в этот день через Христа обновляется вся вселенная.
«Я есмь воскресение и жизнь, – говорит Господь, – верующий в
Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Воскресение Господне уверяет нас в
будущем воскресении всех людей. Поразительны слова пророка Осии,
который жил в далеком восьмом веке до Рождества Христова. Послушайте
внимательно эти слова: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их.
Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13:14). За всеобщим
воскресением смерть будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг
истребится – смерть» (1Кор. 15:26).
Но мы
должны всегда помнить, что Воскресению Христову предшествовала Голгофа, и
спасение через крестную смерть предрекал Сам Господь:
«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену
быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь
вечную» (Ин.3:14; Ин.12:32; Чис. 21:6-9). Только этой
великой Жертвой мы смогли обрести надежду на спасение!
Так будем
же и мы с вами жертвенны и терпимы друг к другу, не забудем определяющего
принципа целостности нашего христианского общества – бескорыстной любви,
которую заповедовал нам Божественный Учитель. Ведь мы, христиане, окрыленные
радостью Воскресения, должны стать подражателями жертвенной любви своего
Учителя, который и на Кресте, умирая, молил о прощении распинателей,
проявлял заботу о Матери и помиловал кающегося разбойника.
От всего
сердца поздравляю всю боголюбивую паству с праздником
праздников и торжеством из торжеств, мироспасительной
Пасхой Христовой!
Этот день
великой радости. И пусть никакие жизненные обстоятельства не омрачат нашей
внутренней радости! В эту ночь многие не могли посетить храмы для совместной
молитвы, но я уверен, что верующий человек и в уединении своего жилища не будет
унывать в эту ночь, и в своей келейной молитве присоединится к миллионам голосов христиан всей земли в пасхальном
приветствии:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ
ВОСКРЕСЕ!
+ СЕРАФИМ, МИТРОПОЛИТ ПЕНЗЕНСКИЙ И
НИЖНЕЛОМОВСКИЙ
Пасха Христова, 2020 год
Пенза
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/18/пасхальное-послание-митрополита-пен-7/
Пасхальное
послание Митрофана, епископа Сердобского
и Спасского, клиру и пастве Сердобской епархии
18.04.2020
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, Боголюбивые
иноки и инокини, дорогие братия и сестры!
В этот
великий и преисполненный духовной радости Праздник Воскресения Христова
приветствую вас словами спасительного благовестия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сердечно
поздравляю всех вас с Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств, великим,
неизреченным и радостным праздником Светлого Христова Воскресения!
Какой
глубокий смысл и какая светлая радость заключена в этих святых словах,
изменяющих все вокруг нас и нас самих! Ими упраздняются все печали, невзгоды, и
даруются жизнь и утешение. В них вся сущность нашей веры и упования, вся
полнота вечного блаженства.
Пacxa «столько превосходит все торжества человеческие земные, — говорит
святитель Григорий Богослов, — сколько солнце превосходит звезды». Поэтому нет
для христианина более торжественного и великого дня, чем день Воскресения
Христова.
События
Пасхальной ночи мы празднуем не только как то, что произошло, но и как то, что
продолжает происходить с нами: верим, что Христос Своей
смертью изменил саму суть смерти, сделал ее Пасхой – переходом в Царство Божие,
«смертию смерть поправ», превратил трагедию
человечества в светлую его победу.
Воскресший
Христос разрушил ад и лишил его власти над людьми. Бог пришёл на землю, чтобы
возвести человека на Небо — и сегодня перед нашим духовным взором как никогда
ясно открывается этот путь. Отныне человек сам волен делать выбор между Вечной
Жизнью и вечной смертью.
Поэтому,
дорогие братья и сестры, давайте отложим служение греху, а будем служить Богу,
Который так возлюбил мир, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий
верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Чтобы сделаться
причастниками божественной благодати, нужно нам много потрудиться над
совершенствованием душ и очищением их от всякого греха. Будем не на словах
только исповедовать Христа Воскресшего, но и самими делами по вере.
Дай же Бог,
чтобы в эти праздничные пасхальные дни наш народ почувствовал благодатную силу
Воскресения Христова и всем сердцем принял Того, Кто
пришел спасти нас. Только Христос, Победитель смерти, может помочь рассеять
мрак безбожия.
От всего
сердца поздравляю вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, с праздником
Светлого Христова Воскресения! Пусть пресветлая пасхальная радость всегда
сопровождает нас во всех наших богоугодных делах!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
+Митрофан, епископ Сердобский и Спасский
г.
Сердобск, Пасха Христова, 2020 год
Последования утрени, часов, обедницы
и вечерни Светлого понедельника для домашнего совершения
20.04.2020
Последования утрени, часов, обедницы и вечерни Светлого
понедельника для домашнего (келейного) совершения (в формате Word).
Утреня
Часы и обедница
Вечерня
Источник: Патриархия.ru
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/20/последования-утрени-часов-обедницы-и/
Последования утрени, часов, обедницы
и вечерни Светлого вторника для домашнего совершения
21.04.2020
Последования утрени, часов, обедницы и вечерни Светлого
вторника для домашнего (келейного) совершения (в формате Word).
Утреня
Часы и обедница
Вечерня
Источник: Патриархия.ru
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/21/последования-утрени-часов-обедницы-и-2/
В Москве
скончался настоятель Богоявленского собора. У него был коронавирус
21.04.2020
Сейчас на коронавирус проверяют всех работников Богоявленского Елоховского кафедрального собора, а также окружение Патриарха.
Ушел из
жизни настоятель Богоявленского Елоховского
кафедрального собора в Москве Александр Агейкин, сообщает ТАСС. Официально
причина случившегося не называется.
У
49-летнего отца Александра был обнаружен коронавирус,
отмечает Baza. «Сегодня около полуночи отец Александр
впал в кому, и утром его не
стало», - сообщил источник «Интерфакса».
Агейкин
занимал пост заместитель руководителя Секретариата Московской Патриархии и был
близок к Патриарху Кириллу.
Протоиерей
Александр с 1990-х годов состоит в рядах Русской Православной Церкви. В 2002
году был произведен в сан протодиакона, позже стал протоиереем.
Сейчас на коронавирус проверяют всех работников Богоявленского Елоховского кафедрального собора, а также окружение Патриарха.
https://www.anews.com/p/128053302-v-moskve-skonchalsya-nastoyatel-bogoyavlenskogo-sobora-u-nego-byl-koronavirus/?utm_source=gismeteo&utm_campaign=referral&utm_content=128053302
Итоги
заочного тура конкурса «Церковь в истории Пензенского края. На пути к Великой
Победе»
21.04.2020
Оргкомитет
регионального тематического конкурса поисковых и исследовательских работ
учащихся «Церковь в истории Пензенского края. На пути к Великой Победе»
поздравляет всех участников с великим праздником Воскресения Христова и согласно представления экспертной комиссии конкурса
объявляет итоги заочного тура.
В очный тур
конкурса прошли 53 поисковые и исследовательские работы учащихся со всего
Пензенского региона по следующим направлениям: исследовательская работа, эссе и
видеорепортаж.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
|
1
|
Баранова
Ольга, МБОУ СОШ № 2 г.Кузнецка.
|
2
|
Денисов
Денис, МБОУ СОШ с. Новое Шаткино Камешкирского района.
|
3
|
Дружинина
Ангелина, Дружинина Злата, воскресная школа при храме св. вмц.
Татианы.
|
4
|
Дудникова Снежана, МБУ ДОО «Дом детского
творчества» Никольского района Пензенской области.
|
5
|
Кочетов
Даниил, воскресная школа «Лествица» при храме Митрофана Воронежского г. Пензы.
|
6
|
Мальцев
Роман, МБОУ СОШ №14 г. Кузнецка, воскресная школа при Вознесенском
кафедральном соборе г. Кузнецка.
|
7
|
Пох Михаил, МОБУ СОШ с. Алферьевка Пензенского
района Пензенской области.
|
8
|
Рысина
Елена, воскресная школа «Восход» при Покровском храме г.
Городище.
|
9
|
Синюхина Анастасия, воскресная школа при храме святителя Николая
Чудотворца мкрн. Терновка «Азбука веры».
|
10
|
Тарабина Дарья, МБОУ СОШ №58 г. Пензы.
|
11
|
Турутин Матвей, МБОУ ООШ с. Большой Умыс
Камешкирского района Пензенской области.
|
12
|
Чухланцева Алена, МОУ СОШ р.п. Пачелма Пачелмского
района Пензенской области.
|
13
|
Шапаренко Александра, воскресная школа при храме свт. Николая Чудотворца.
|
14
|
Юрина
Мария, МБОУ СОШ №59 г. Пензы.
|
15
|
Захарова
Софья, МБОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов.
|
16
|
Козина
Анастасия МБОУ ОШ имени Н.С. Прокина с. Николо-Барнуки
Сосновоборского района Пензенской области.
|
17
|
Кузнецов
Тимофей, воскресная школа при Михайло-Архангельском храме р.п. Мокшан.
|
18
|
Лошкарева
Ольга, МБОУ ОШ имени Н.С. Прокина с. Николо-Барнуки
Сосновоборского района Пензенской области.
|
19
|
Макотренко Анастасия МБОУ СОШ №25.
|
20
|
Митяева
Кристина, Коломиец Анастасия, Коломиец Иван, воскресная школа Никольского
молитвенного дома с. Кондоль Пензенского района Пензенской области.
|
21
|
Собаева Ирина, Зобнин Егор,
МБУДОДДТ р.п. Башмаково.
|
22
|
Фролова
Валерия, воскресная школа при Успенском кафедральном соборе г. Пензы.
|
23
|
Волкова
Анна, МБОУ СОШ №75/62 г. Пензы.
|
|
ЭССЕ
|
24
|
Антонова
Екатерина, воскресная группа при храме прп. Пимена Угрешского с. Алерьевка
Пензенского района.
|
25
|
Баукова Елизавета,
Филиал МОБУСОШ им. Н.Н. Володина с. Большая Елань «ООШ с. Кучки» с. Кучки,
Пензенского района.
|
26
|
Баукова Елизавета,
Новикова Мария, Филиал МОБУСОШ им. Н.Н. Володина с. Большая Елань «ООШ с.
Кучки» с. Кучки, Пензенского района.
|
27
|
Гришина
Арина, воскресная школа при Михайло-Архангельском храме р.п. Мокшан.
|
28
|
Пахомов
Федор, воскресная школа при Михайло-Архангельском храме р.п. Мокшан.
|
29
|
Разживин
Давид, Разживина Кира, репетиторский центр «Максимум».
|
30
|
Рыжова
Дарья, Рыжова Полина, МБОУ СОШ с углубленным изучением информатики №68.
|
31
|
Суркова
Мария, отряд «Пешая слобода» при воскресной школе Архиерейского подворья
Спасского кафедрального собора г. Пензы.
|
32
|
Царан Герман, отряд «Пешая слобода» при воскресной школе
Архиерейского подворья Спасского кафедрального собора г.
Пензы.
|
33
|
Чепных Никита, воскресная школа при храме Архангела Михаила с. Сибухово Мокшанского района
Пензенской области.
|
34
|
Маринина
Дарья, МБОУ СОШ №1 г. Городище.
|
35
|
Новичкова Ангелина, МБОУ СОШ №63 г. Пензы.
|
36
|
Царев
Егор, МБОУ СОШ №25 г. Пензы.
|
37
|
Шкинева Маргарита, МБОУ СОШ №25.
|
38
|
Винтенко Дарья, ГБПОУПО «Мокшанский
агротехнический колледж», воскресная школа храма Богоявления Господня р.п.
Мокшан.
|
39
|
Аношкин Алексей, СОШ №1 р.п. Мокшан, воскресная школа храма
Богоявленская Господня р.п.Мокшан.
|
|
ВИДЕОКОНКУРС
|
40
|
Бородин
Илья, воскресная школа «Радуга» Николо-Покровского храма Кузнецкой и
Никольской епархии.
|
41
|
Белякина София, воскресная школа Введенского храма Веселовка.
|
42
|
Ершов
Иван, воскресная школа при Пензенской духовной семинарии.
|
43
|
Захарова
Алена, МБОУ ООШ с. Топлое Малосердобинского
района Пензенской области.
|
44
|
Игошина
Дарья, МБОУ СОШ №63 г. Пензы.
|
45
|
Коллективная
работа воспитанников воскресной школы в Духовно-просветительском центре г. Никольска.
|
46
|
Ликучева Полина, МБОУ СОШ №75/62 г. Пензы.
|
47
|
Коллективная
работа воспитанников воскресной школы Вознесенского храма г.
Пензы.
|
48
|
Наумкина
Анастасия, Родионова Татьяна, воскресная школа при храме св.блг. князя Александра Невского.
|
49
|
Сотникова
Юлия, воскресная школа «Зернышки» во имя преподобного Серафима Саровского г.
Пензы.
|
50
|
Стельмаченко Илья, Белякова Варвара, МБОУ СОШ р.п. Тамала, воскресная
школа «Радуга» Михало-Архангельского храма р.п.
Тамала.
|
51
|
Савлов Алексей, МБОУ СОШ им. И.А. Никулина с.
Степановка Бессоновского района Пензенской области,
воскресная школа храма Казанской иконы Божией Матери с. Трофимовка.
|
52
|
Аношкин Алексей, СОШ №1 р.п. Мокшан, воскресная школа храма
Богоявления Господня р.п.Мокшан Ладыгин
Николай, ГБПОУ ПО «МАТК», воскресная школа Богоявленского храма р.п.Мокшан.
|
53
|
Волкова
Анна, МБОУ СОШ №75/62 г. Пензы.
|
Оргкомитет
сообщает, что запланированный на середину апреля очный тур конкурса отложен до
тех пор, пока не стабилизируется эпидемиологическая обстановка в Пензенском
регионе.
Однако,
несмотря на трудности, верим и надеемся, что работы и усердие участников внесут
достойный вклад в сохранение памяти о великом подвиге народа, об участии
Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне на территории
Пензенского края.
Христос
Воскресе!
Подробнее о
конкурсе можно узнать, прослушав аудиозапись беседы с создателем и
координатором проекта, к.и.н., доцентом
Пензенской духовной семинарии Кирой Аристовой в эфире радиопрограммы «Мир
Православия»:
АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2019/06/%D0%9C%D0%9F-06-08-2019.mp3
Проект
Пензенской епархии «Церковь в истории Пензенского края. Уроки
столетия» (в рамках регионального тематического конкурса поисковых и
исследовательских работ) осуществляется в рамках Концепции государственной
политики по увековечению памяти жертв политических репрессий (распоряжение
Правительства РФ от 15 августа 2015
г. №1561-р), базируется на принципах государственной
политики в области образования, свободы совести и вероисповедания, закрепленных
комплексом основополагающих нормативно-правовых документов РФ: ст. 28
Конституции РФ, Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», № 125-ФЗ от
26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях», Указом Президента
Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации», Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года», Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», Указом Президента Российской
Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства», а также Соглашением о сотрудничестве между
Министерством образования Пензенской области и Пензенской митрополией Русской
Православной Церкви от 22.04.2015 г.
Проект
организован Пензенской епархией и Пензенской духовной семинарией при поддержке
Министерства образования Пензенской области, педагогического факультета
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета, Мемориально-просветительского центра «Бутово», Пензенской
областной общественной организации «Память о земляках».
Цели
проекта:
образовательные
— развитие и совершенствование проектной и исследовательской деятельности
обучающихся системы общего и дополнительного образования, популяризации научных
знаний истории Пензенской области;
воспитательные — создание условий для укрепления морального «здоровья»
общества, его нравственного оздоровления и консолидации путем воспитания детей
и молодежи в духе востребованного отечественной историей героизма через
распространение и сохранение среди соотечественников исторической памяти о
судьбах священнослужителей и мирян после 1917 года, и о судьбах храмов на
территории Пензенского края в тот же период.
Задачи
проекта:
—
взаимодействие с общеобразовательными учреждениями по вопросам сохранения
исторической памяти о судьбах православных верующих и о судьбах храмов на
территории Пензенского края в XX веке;
—
привлечение учащейся молодежи в качестве волонтеров и участников проекта по
созданию архивной базы «Русское православие в XX веке»;
— изучение
и сохранение традиций своей семьи, рода, укрепление семейных связей и семейных
ценностей путем воссоздания исторической памяти о своем роде в XX веке;
—
содействие реализации проектов и программ духовно-патриотического воспитания и
образования;
— поддержка
духовно-патриотической работы с детьми, проводимой в общеобразовательных
учреждениях на примере жизненного пути выдающихся земляков-исповедников за веру
в XX веке;
—
сохранение и популяризация исторического наследия России;
— более
активное вовлечение детей и молодежи в изучение духовной истории нашей страны;
— ведение
научной и учебной деятельности в области церковной истории и краеведения.
В качестве
руководителей исследовательских и проектных работ выступают педагоги общего и
дополнительного образования, представители академической науки,
профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального
образования, учителя воскресных школ Пензенской епархии, родители (законные
представители), и др.
В Конкурсе
принимают участие обучающиеся общеобразовательных школ 4-11 классов и учащиеся
воскресных школ, выполнившие поисковую (исследовательскую) работу
как с научным руководителем, так и самостоятельно.
Результаты
реализации проекта в 2017-2018 гг:
1. Приняло
участие 150 учащихся общеобразовательных и среднеспециальных
учебных заведений Пензенского региона;
2. Работы
были подготовлены на высоком научном уровне, многие факты из трагической
истории Пензенской епархии XX века стали открытием для пензенских церковных
краеведов и послужили хорошим заделом для дальнейших
церковно-исторических исследований;
3. Принято
решение о включении в учебные программы в качестве практики экспедиций
магистрантов Пензенской духовной семинарии на основе первичных данных
конкурсантов;
4.
Продолжено формирование видеоархива воспоминаний за период 1917-1990 гг.;
5.
Министерством образования Пензенской области принято решение о ежегодном
проведении Конкурса во всех школах области.
6.
Победителям конкурса митрополит Пензенский и Нижнеломовский
Серафим в качестве награды подарил образовательную поездку в Москву в Бутово.
СМИ о событии:
В
Пензе завершился тематический конкурс исследовательских работ (ГТРК «Пенза»)
Пензенским учащимся подарили поездку
на Бутовский полигон в Москве (Penzainform)
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/21/итоги-заочного-тура-конкурса-церков/
Последования утрени, часов, обедницы
и вечерни Светлой среды для домашнего совершения
22.04.2020
Последования утрени, часов, обедницы и вечерни Светлой
среды для домашнего (келейного) совершения (в формате Word).
Утреня
Часы и обедница
Вечерня
Источник: Патриархия.ru
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/22/последования-утрени-часов-обедницы-и-3/
Последования утрени, часов, обедницы
и вечерни Светлого четверга для домашнего совершения
22.04.2020
Последования утрени, часов, обедницы и вечерни Светлого
четверга для домашнего (келейного) совершения (в формате Word).
Утреня
Часы и обедница
Вечерня
Источник: Патриархия.ru
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/22/последования-утрени-часов-обедницы-и-4/
Последования утрени, часов, обедницы
и вечерни Светлой пятницы для домашнего совершения
24.04.2020
Последования утрени, часов, обедницы и вечерни Светлой
пятницы для домашнего (келейного) совершения (в формате Word).
Утреня
Часы и обедница
Вечерня
Источник: Патриархия.ru
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/24/последования-утрени-часов-обедницы-и-5/
В
храме Владимирской иконы Божией Матери появилась возможность совершить
пожертвование банковской картой или с помощью приложения мобильного банка
24.04.2020
В храме во
имя Владимирской иконы Божией Матери города Пензы теперь можно записать требы,
приобрести предметы религиозного назначения в лавке и совершить пожертвование с
применением платежных карт через терминал, установленный в церковной лавке.
Также
теперь возможно сделать пожертвование по QR-коду. Для оплаты по QR-коду не
требуется банковская карта. Нужен лишь телефон, на котором установлено
мобильное приложение банка. Достаточно просто навести камеру смартфона или
телефона на QR-код, указать сумму пожертвования и совершить операцию. Подробная
информация доступна на сайте храма.
https://пензенская-епархия.рф/2020/04/24/в-храме-владимирской-иконы-божией-мат-7/