«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Мир
Православия. Беседа о межрелигиозных отношениях
19.10.2020
Радио Мир православия
17 октября
Православная Церковь вспоминает обретение мощей святителей Гурия, архиепископа
Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. В этот
же день празднуется Собор Казанских святых.
Казанские
святые несли свое служение в очень непростых и в то же время интересных
условиях, в крае, где большинство населения — это мусульмане. При этом они
успешно вели и миссионерскую работу и поддерживали с иноверцами добрососедские
отношения.
В новом
выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Мир
Православия» автор и ведущий Евгений Белохвостиков
беседует о межрелигиозных отношениях с клириком Петропавловского храма
города Пензы протоиереем Алексием Горшковым.
В рубрике
«Слово архипастыря» вниманию радиослушателей предлагается проповедь, которую
Святейший Патриарх Кирилл произнес на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в
своей подмосковной резиденции в Александро-Невском
скиту в Переделкино.
Напомним, что программа «Мир
Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2
FM) по субботам в 11.10.
АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2020/10/%D0%9C%D0%9F-10-17-2020.mp3
https://пензенская-епархия.рф/2020/10/19/мир-православия-беседа-о-межрелигиоз1-2/
23
октября – день памяти святителя Иннокентия, епископа Пензенского
19.10.2020
Святитель
Иннокентий Пензенский (в миру
Иларион Дмитриевич Смирнов; около 1781, Павлово, Богородский уезд, Московская губерния – 10 октября 1819,
Пенза) – епископ Пензенский и Саратовский, ректор Санкт-Петербургской духовной
семинарии.
Родился
около 1781 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье
бедного церковного причетника.
С детских
лет Иларион отличался исключительно кротким нравом.
Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую
семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.
Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион
был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам:
историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.
В 1805
году, еще до окончания семинарии, он как один из способнейших воспитанников был
назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем
ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием
воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии.
С 1809 года
Иларион начал читать в семинарии курс философии, и в
это же время был назначен префектом семинарии.
Любовь к
науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове –
вот что характеризовало молодого преподавателя.
13 октября
1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение,
был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном в
Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха.
6 августа
1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в
московский Знаменский монастырь.
22 января
1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место
преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа
того же года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
В сентябре
1813 года архим. Иннокентий был утвержден ректором
Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом
Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной
истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой
пустыни.
Находясь в
Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в
1813-1814 годы, архим. Иннокентий прославился как
замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского.
Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства
проникали в сердца слушателей.
Замечательна
деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не
шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их
источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он
составил «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.»,
изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического
преподавания. Не менее важное значение имели
его труды: «Богословие деятельное подлежательное и
практическое», «Опыт изъяснения первых двух псалмов», «Изъяснение Символа
веры».
Его
неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена
Комиссией духовных училищ. В 1814 году архим.
Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.
7 апреля
1817 году он был назначен членом Главного правления народных училищ.
Замечательна
была внутренняя личная жизнь архимандрита Иннокентия. С юных лет он отличался
христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной
чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков.
Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное
бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова.
Лицо его
всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал
исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.
В своей
жизни больше всего избегал он осуждения как со своей
стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося
рассказывать ему о недостатках других.
Замечательной
особенностью архимандрита Иннокентия была его нестяжательность
в жизни. С нуждающимися он делил последнее, что имел.
Таким
образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло
решение о возведении его в сан архиерейский.
В марте
1819 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был
хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского.
Это назначение имело и другую сторону – оно под видом повышения явилось
благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально, по
распоряжению императора, его должны были назначить в Оренбург, но по
ходатайству Св. Синода в связи со слабым состоянием
здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила
интрига министра духовных дел князя Голицына за то, что Иннокентий выступил
против модного в то время неправославного мистицизма.
Покорно
выехал владыка к месту своего нового назначения. Но недолго пришлось ему
управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по
распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье.
К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый
здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.
21 июня
1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления
Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все
воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам
совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его
поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и
мудрости.
За короткий
период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все
церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на
экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.
В августе
месяце 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог
подняться с одра болезни.
Кроткий и
терпеливый, он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его.
Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, еп. Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными
делами.
За день до
кончины 9 октября 1819 года он во сне видел видение, о котором рассказал своему
келейнику. «Казалось мне, — говорил он, — что небеса отверзлись. Двое светлых
юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною, и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с
собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился».
С
благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10
(23) октября 1819 года попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По
совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало
прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо
скончался. Погребение тела его состоялось 13 (26) октября 1819 года в Спасском
кафедральном соборе.
Причислен к
лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного
почитания на юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. 24 октября 2000
года его мощи были обретены и перенесены в Успенский кафедральный собор города Пензы.
Тропарь
святителю Иннокентию, глас 5:
От
юности смиренным нареченный, / в монашестве же чистоте тезоименный, / духовной
мудрости любитель ты явился еси, / златовещанный благочестия учитель, / за Истину безумными
гонимый, / незлобие и кротость проповедавый, / и
паству Пензенскую ревностне пасый,
/ святителю всечестне Иннокентие,
/ моли Христа нас умудрити во спасение.
Кондак
святителю Иннокентию (общий), глас 2:
Божественный
гром, труба духовная, / веры насадителю, и отсекателю
ересей, / Троицы угодниче, великий святителю Иннокентие, / со ангелы предстоя
присно, / моли непрестанно о всех нас.
Сайт Пензенской епархии
Юрий Царёв
http://kuzneparhia.ru/2020/10/19/23-oktyabrya-den-pamyati-svyatitelya-innokentiya-episkopa-penzenskogo/
В
Успенском кафедральном соборе пройдут торжества по случаю 20-летия со дня
прославления святителя Иннокентия Пензенского
21.10.2020
Успенский собор Пенза
Успенском кафедральном соборе города
Пензы.
Иннокентий Пензенский
Святитель
Иннокентий (Смирнов)
Пензенская
епархия приглашает жителей и гостей города принять участие в торжествах по
случаю 20-летия со дня прославления святителя Иннокентия, епископа Пензенского
и Саратовского.
22 октября
в 16:00 будет совершена малая вечерня с акафистом святителю у его святых мощей,
а в 17:00 состоится праздничное всенощное бдение в Успенском кафедральном
соборе.
23 октября
в 08:30 в Успенском кафедральном соборе будет совершена Божественная литургия.
Святитель Иннокентий Пензенский (в миру Иларион
Дмитриевич Смирнов) родился 30 мая 1784 года в селе Павлово Богородского
уезда Московской губернии. Был известен как богослов, публицист, проповедник,
церковный историк, педагог, противник мистицизма и масонства. В 1819 году —
епископ Пензенский и Саратовский. Скончался в Пензе 10 октября 1819 года (по
старому стилю).
Причислен к лику святых Русской
Православной Церкви для общецерковного почитания на
юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. 23 октября 2000 года его
мощи были обретены и перенесены в Успенский
кафедральный собор города Пензы.
https://пензенская-епархия.рф/2020/10/21/в-успенском-кафедральном-соборе-прой-2/
Вышел
в свет октябрьский номер журнала «Пензенские епархиальные ведомости»
21.10.2020
Вышел в
свет очередной номер журнала «Пензенские епархиальные ведомости» (№ 10, 2020 г.). В
новом выпуске печатного издания вниманию читателей представлено интервью со
священником Александром Мазыриным, доктором церковной
истории, кандидатом исторических наук, профессором Свято-Тихоновского
гуманитарного университета. В интервью главному редактору журнала «Пензенские
епархиальные ведомости» Евгению Белохвостикову один
из ведущих специалистов в России по взаимоотношениям Русской и
Константинопольской Церквей рассказал о том, как складывались отношения между
Церквами в ХХ веке и почему современный конфликт не стал неожиданностью.
В рубрике
«Из истории епархии» представлено окончание статьи Ларисы Рассказовой
«Годы учебы и определения жизненного пути священника Николая Болоховского» (Начало в №4).
В рубрике
«Вечная память» публикуется некролог о клирике Вознесенского кафедрального собора
Кузнецка диаконе Алексие Владимировиче Шляпникове,
скончавшемся на 55-году жизни 1 октября 2020 года.
Традиционно
в номере — новости из жизни Пензенской митрополии.
https://пензенская-епархия.рф/2020/10/21/вышел-в-свет-октябрьский-номер-журнал1/
Вопросы
веры. Выпуск приурочен ко 255-летию Покровского архиерейского собора
22.10.2020
В 2020 году
Покровский архиерейский собор города Пензы отметил свой 255-летний юбилей.
Об истории
и жизни храма рассказывается в новом выпуске информационно-просветительской
программы Пензенской митрополии «Вопросы веры».
ВИДЕО: https://youtu.be/QLgxUooHr9k
https://пензенская-епархия.рф/2020/10/22/вопросы-веры-выпуск-приурочен-ко-255-лет-2/