«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…
Епископ Тихон: Успехи в государственном строительстве никогда не
оправдают крови невинных жертв
14.02.2018
Москва, 13
февраля. В своем интервью изданию «The Bell» председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон, отвечая на вопрос о своем отношении к
Сталину, назвал его одновременно и ужасной, и трагической фигурой.
«Убежден:
для России на все времена было и будет — никакие победы
и успехи в государственном строительстве никогда не оправдают и не изгладят в
народной памяти крови невинных жертв», — заявил епископ.
Отвечая на
вопрос о Ленине, епископ Тихон указал на то, что в исторических парках,
открытых сегодня во многих больших городах, представлена экспозиция «Ленин. От
первого лица», где можно увидеть «людоедские ленинские цитаты о расстрелах и
повешениях, о взятии и казни заложников — заведомо безвинных людей».
Представитель
Церкви охарактеризовал политику ленинского правительства как террор против
народа России, сознательно избранный большевиками в качестве стратегии.
Рассуждая о
причинах прихода Ленина к власти, Владыка Тихон указал на то, что в начале ХХ
века — «благородные, любящие Россию, пламенно желая ей добра, сделали все для
того, чтобы, в конце концов, у власти оказался этот, быть может, самый страшный
персонаж в нашей истории».
Говоря о
событии февральской революции и периоде правления либерального временного
правительства, епископ Тихон отметил, что «события 1917 года убедительно
говорят о том, что русское креативное общество, тогда
оно называлось прогрессивным, оказалось вопиюще инфантильным, слепым, тупым и
абсолютно бездарным в смысле управления страной, самодовольным и феерически
безответственным. Большая часть творцов февраля — а это были наши замечательные
креативные и прогрессивные элиты — позже, задним
числом это с ужасом поняли. Недаром Александр Федорович Керенский уже в Америке
в шестидесятые годы на вопрос журналиста, можно ли было предотвратить ужасы, в
которые была ввергнута Россия после революции, ответил уверенно: «Можно!» «Что
для этого нужно было сделать?» — спросил журналист. «Расстрелять одного
человека», — не задумываясь ответил Керенский.
«Ленина?» — «Нет, Керенского», — ответил Керенский».
При этом
епископ Тихон назвал картину «Смерть Сталина» «кондовым пропагандистским
заказом».
«Его
сверхзадача — конечно не Сталин, а Россия, ее народ. Фигуры Сталина, советских
вождей, великого Жукова настолько же омерзительны, насколько должен быть
ничтожен и омерзителен главный по умолчанию герой картины — народ, которым
управляют такие упыри», — заключил представитель Церкви.
Синодальный отдел по
взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/14/епископ-тихон-успехи-в-государственн/
РЕЗОНАНС
Епископ Евтихий обвинил
президента РФ в безответственности и кощунстве
22.01.2018
Епископ Евтихий
Фото из соцсетей
Епископ
Русской Православной Церкви впервые публично призвал не голосовать на
предстоящих в марте президентских выборах за Владимира Путина и даже назвал
национального лидера «тьмою», передает Znak.com.
Причиной
тому стало недавнее заявление президента о сходстве мумии Владимира Ленина в
мавзолее с мощами святых, а Библии – с Кодексом строителя коммунизма.
В настоящее
время архиерей проживает в родном Ишиме (Тюменская область), служит в
кафедральном соборе и активно комментирует общественно-политические события в
стране на своей странице в соцсети ВКонтакте.
В записи от
15 января епископ Евтихий подтвердил, что не
собирается голосовать за Путина из-за его нелестных замечаний в адрес Петра
Столыпина, а также обвинил президента РФ в безответственности и кощунстве.
Комментируя
резонансное заявление, епископ привел цитату из Нагорной проповеди Христа о
том, что «если то, что вы считаете в себе светом, есть тьма, то какова же ваша
тьма?!» и заявил, что не собирается «голосовать за тьму» или кому-то советовать
сделать это.
8 комментариев:
Сорокина
Марина
Мира Вам
Люди!!!
Сорокина
Марина
тьма на
самом деле окутала нынче все конфессии. не забываем о сказанном в Писании:
"... и оденет антихрист одежды Христовы, и войдет в Храм Христов и будет
править." Сказано тут о Душах "священнослужителей" нынешних,
ведь если посмотреть без риз, то в их среде как и
везде процветает пьянство, есть такие кто во время Великого Поста жрут как
свиньи, ещё и мясо. А глаголят они нынче что,
несколько раз сам являлся свидетелем как "священники" глаголили против основной заповеди Любви.
ВЕРА есть
НАУКА о Счастливой Здоровой и Благополучной Жизни. Многие ли ныне
"священники" рассказывают вам как быть ...Еще
13 февраля 2018 г. 23:58
Виктор Постер ·
Московский
пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Ни епископ ни путин этого не говорили... тем более путин всегда
отзывался о Столыпине только положительно... Обыкновенная
лажа
3 февраля 2018 г. 13:50
Galina Gurkova ·
-
Ne delo jepiskopa Jevtixija vlezat v dela mirskije i kommentirovat svojo mnenije v setiax.
29 января 2018 г. 22:12
Александр
Шевчук ·
ДМетИ г.Днепропетровск
Епископ Евтихий, похоже ,мало образован и
,даже глуп. Ему бы почитать Кодекс строителя Коммунизма ,
и вникнуть в суть идеологии Коммунизма, которая сродни православию. А вера в
Коммунизм , в светлое будущее это, как вера в царствие
Божие. Так , что мощи Ленина
, как символа веры, вполне сродни с мощами святых, которых в Евангелии много.
Вера - это святое ,это сродни святому духу , который
вносит в нашу жизнь истину ,сообщает живительную силу, очищает нас от злобы
поднебесных, сопрягая нашу жизнь с законом Божим.
Так, вот Епископ, точнее Поп Евтихий , замахнулся на Святой Дух верующих, а это не прощается
Богом и всеми верующими. Не должно быть Епископу в Русской провославной
церкви.
23 января 2018 г. 22:42
Михайло Кузнец-Корнец ·
ОИИМФ
Давайте
братья! - Поклоняйтесь мощам сифилитика! Да хранит Вас Господь!
2 февраля 2018 г. 22:43
Дмитрий
Мартынов
Михайло Кузнец-Корнец твоих братьев, свинина, в овраге волки
доедают.
8 февраля 2018 г. 6:15
Влад
Кухаркин ·
Ивановский
сельскохозяйственный институт
Кому служат
попы, это вопрос?
23 января 2018 г. 12:01
Александр Паваль
К сведению
этого попа: Иисус Христос был первым коммунистом на Земле. И не этому попу
определять , что такое "свет" или
"тьма". Сам то он, что в жизни бренной сделал? Чему обучен был?
Молиться? Кому? Иисусу? Но Христос не бог. Тогда кому?
23 января 2018 г. 5:22
Дмитрий
Мартынов
Мамоне. Ну
и соцсетям, ибо там порнушкой
можно оскоромиться.
8 февраля 2018 г. 6:16
Ира Казаченко ·
Санкт-Петербург
правильно!!
22 января 2018 г. 13:21
Александр
Шевчук ·
ДМетИ г.Днепропетровск
Казаченко
Ира! Вы очень далеки от истины. Без церкви прожить можно, а без Бога нет. А Бог
это, прежде всего, вера. Похоже нет у вас своей веры,
вот и послушали антихриста Евтихия.
23 января 2018 г. 23:00
http://beta.vazhno.ru/a/2876/20180122/pravoslavnyj-episkop-nazval-putina-tmoyu-i-prizval-ne-golosovat-za-nego-18-marta/ab-gism/?utm_source=gismeteo
В
Пензе в рамках православного лектория состоялась встреча со священником
Виталием Зориным
17.02.2018
15 февраля,
в четверг, в читальном зале для взрослого населения (ул. Кирова, 69),
состоялась беседа настоятеля храма в честь пророка Иоанна
Предтечи г. Заречного иерея Виталия Зорина с верующими, посвящённая подготовке
к Великому посту.
В начале
беседы батюшка рассказал о Сретении. День Сретения Господня ежегодно
празднуется 15 февраля.
В этот
великий день младенец Иисус был принесён в иерусалимский храм и посвящён Богу.
«Сретение» переводится как «встреча».
В этот день
церковь празднует Всемирный День православной молодёжи.
Затем
беседа перешла к теме Великого поста. В духовном смысле суть Великого поста –
это обновление путем старательного очищения собственной души. В этот период
принято воздерживаться от всякого зла и гнева.
Великий
пост – самый длительный из всех православных постов. Он длится практически семь
недель. Первые шесть называются «Святой четыредесятницей»,
а последняя – «Страстная седмица». В этот период все молитвы и обращения к Богу
отличаются особым покаянием и смирением.
Богослужебные
тексты, песнопения, музыка – они своеобразные и интересные. При этом особое
значение придается воскресенью. Каждое из семи посвящается знаковому празднику
и событию. Верующие в дни поста должны справляться со своими эмоциями,
желаниями, постараться принимать все как должное и во многом отказывать себе.
Это время, когда человеку созданы все условия, чтобы он мог работать над собой.
Батюшка говорил об акафисте Божией Матери.
В субботу,
на пятой неделе Великого поста, святая Церковь торжественно возглашает молебное
пение – акафист, или благодарственную похвалу Пресвятой Богородице. Отец
Виталий советовал слушателям чаще причащаться в Великий пост. Слушатели
задавали вопросы не только по теме лекции. О крещении младенцев, о заупокойной
литии и др.
Также была
представлена выставка новой православной литературы, предоставленная жителям
города Духовно-просветительским центром им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/17/в-пензе-в-рамках-православного-лектор-46/
Прощеное воскресенье.
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания
18.02.2018
Прощеным
называется последнее воскресенье накануне Великого поста. В силу того, что
Пасха является переходящим праздником, варьируется и время предшествующего ей
поста, а значит и сама дата Прощеного воскресенья не может не изменяться из
года в год. В 2018 году оно приходится на 18 февраля по новому стилю.
Следует
помнить, что литургическое название этого дня – Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Неделя
(воскресенье) сыропустная (от греч. «сыр» – «сыр опускаю», «сыр оставляю») – это последний день
перед постом, в который разрешается есть скоромную пищу: сыр, яйца и молочные
продукты. В то же время, именно в это воскресенье Святая Церковь вспоминает,
как наши прародители Адам и Ева нарушили Божию
заповедь, вкусили запретного плода и из святых стали грешниками. Но вместе с
тем, это и начало пути спасения человечества, начало сорокадневного периода,
цель которого – разрушение оков ада, Пасха Христова, ведь «в Адаме каждый из
нас умирает, а во Христе воскресает».
Прощеным
это воскресенье стали называть потому, что в этот день в храмах на вечернем
богослужении совершается Чин прощения. По окончании вечерни настоятель
совершает земной поклон перед вынесенными на солею напрестольным крестом и
иконами Спасителя и Божией Матери, а затем обращается
к прихожанам с пастырским словом, испрашивая прощения: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом,
делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав
это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят:
«Бог простит тя, отче святый.
Прости и нас, грешных, и благослови». После этого все подходят к настоятелю и
испрашивают у него прощения. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому
чину, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и
принимают благословение. Также принято, чтобы и все верующие просили друг у
друга прощения, не только в храме, но и дома, и на работе.
Обычай этот
Церковь установила во исполнение заповеди Христовой: «Если ты принесешь дар
твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой… Ибо если вы будете
прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не
будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений
ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают
на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам,
что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и
умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред
людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное,
воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где
моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе
сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают
и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 5, 23 – 24; 6, 14 – 21).
Традиция
просить прощения именно накануне Великого поста восходит к глубокой церковной
древности. Согласно египетскому монашескому обычаю на время поста иноки
удалялись в безлюдные пустынные места ради аскетических подвигов, сосредоточенной
напряженной молитвы и покаяния. Однако, не зная, смогут ли они
возвратиться из столь трудного путешествия, прежде чем покидать
стены обители, монахи собирались для совместного богослужения в последний
день Сырной седмицы. В этот день они испрашивали друг у друга прощения,
забывали накопившиеся обиды и только потом расходились. Впоследствии сам обычай
испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне
Великого поста получил широкое распространение не только среди монахов. Такая
практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста
в возвышенном состоянии духа.
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/18/прощеное-воскресенье-неделя-сыропус/
Митрополит
Серафим возглавил крестный ход «1918-2018: к столетию начала мученического
подвига Церкви Русской»
19.02.2018
19.02.2018 13:25 В
канун Великого поста в Пензе прошел памятный крестный ход ...
russia58.tv
В
воскресенье, 18 февраля, в Пензе прошел крестный ход в память о столетии начала
мученического подвига Церкви Русской, посланий Святейшего Патриарха Тихона по
поводу происходящей в стране междоусобной брани и назначения священномученика
Иоанна (Поммера) на Пензенскую кафедру. Перед началом крестного хода была
совершена лития о упокоении всех от безбожной власти
умученных и убиенных.
Маршрут
шествия, которое возглавил Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит
Пензенский и Нижнеломовский, пролегал от Спасского
кафедрального собора (Соборная площадь) по улице Московской до Богоявленской
церкви (ул. Октябрьская 2/116, ныне ДК железнодорожников). В крестном ходе
приняло участие около 2000 человек, среди которых городское духовенство,
молодежь, воскресные школы города, учащиеся православной гимназии имени
святителя Иннокентия Пензенского.
По пути
следования была сделана остановка у памятника «Покаяние» напротив торгового
центра «Пассаж», где ранее располагался храм в честь святых первоверховных
апостолов Петра и Павла. Там было прочитано Святое Евангелие и совершено
окропление святой водой. Далее крестный ход продолжился до площади перед
Богоявленской церковью, где богослужение было завершено.
Владыка
Серафим обратился к пастве со словом проповеди. Его Высокопреосвященство сказал
о том, что подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской крайне важен для
нас и нашего общества, что нужно извлекать уроки из истории и не повторять
ошибок прошлого. Архипастырь отметил, что сейчас существует разделение в
обществе, но его, возможно, преодолеть благодаря единению на основе мира и
любви, о чем и проповедует Церковь Христова.
1918 год –
это год начала братоубийственной Гражданской войны и исповеднического подвига
новомучеников Церкви Русской.
Символом
начала этих трагических событий в Пензе стал общегородской крестный ход,
который прошел на праздник Сретения Господня 2 (15) февраля 1918 г. от стен Спасского
кафедрального собора до церкви Богоявления Господня.
Крестный
ход стал мирным ответом на богоборческую политику советской власти: на принятие
20 января 1918 г.
декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», на первые
убийства священнослужителей и мирян, закрытие церквей и разгром
монастырей.
Благословение
на проведение таких крестных ходов по всей России дал Святейший Патриарх Тихон,
который в своем послании от 16 января (1 февраля) 1918 г. призвал архипастырей
и пастырей: «Не медля ни одного часа в нашем духовном
делании, с пламенною ревностию зовите чад ваших на
защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, устрояйте
духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных
борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления,
и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста
Христова, ибо непреложно обетование Самого
Божественного Крестоносца: «Созижду
Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.
16:18).
2 (15)
февраля 1918 г.
на Соборную площадь после праздничной литургии сошлись крестные ходы со всех
церквей Пензы. Всеми священнослужителями Пензы был отслужен молебен о мире и
примирении. Во время оглашения послания Святейшего Патриарха Тихона в
коленопреклоненную толпу молящихся раздались выстрелы красноармейцев, которые
продолжались и во время крестного хода до Богоявленского храма (ныне – ДК
железнодорожников).
Так под
стенами Спасского кафедрального собора началась братоубийственная Гражданская
война в Пензе. А сам Первохрам стал
«храмом-мучеником»: он был взорван летней ночью в 1934 г.
Февральский
крестный ход в Пензе стал отправной точкой и в объединении верующих в защите
Церкви и исповедании Христа. Это объединение стало зримым чуть позже, когда в
апреле 1918 г.
по благословению Святейшего Патриарха Тихона на Пензенскую землю был направлен
епископ Иоанн (Поммер), будущий священномученик
Рижский, яркий и бесстрашный защитник православной веры.
События 1918 г. в истории Пензы
стали не только трагедией начала братоубийственной войны, но и подготовили сонм
будущих новомучеников и непоколебимых исповедников веры Христовой.
2018 год –
это год покаяния и примирения, исправления ошибок своих предков, поднявших руку
на Церковь Божию. Сожалеть о трагедии Гражданской
войны и извлекать из этого уроки, – это шаг на пути к консолидации общества,
который так необходим россиянам, всем нашим соотечественникам.
Мы верим и
надеемся, что наше покаяние, пример новомучеников и исповедников, помогут
вырасти новому поколению – нашим детям, для которых верные Христу предки станут
новыми героями, не жертвами репрессий, а победителями. Ведь благодаря им мы живем и безбоязненно исповедуем православие. Это и
есть торжество духа, это и есть победа.
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/18/митрополит-серафим-возглавил-крестн-2/
Вышел
в свет очередной выпуск радиопрограммы «Мир Православия»
19.02.2018
В Прощеное
воскресенье 18 февраля в Пензе состоялся крестный ход «1918-2018: к столетию
начала мученического подвига Церкви Русской». События, которые случились сто
лет назад, во время крестного хода стали предвестником, а может быть даже
началом Гражданской войны в Пензе, и вызывают особый интерес.
В новом выпуске информационно-просветительской
программы Пензенской митрополии “Мир Православия” вниманию радиослушателей
предлагается разговор автора и ведущего Евгения Белохвостикова
с кандидатом исторических наук Кирой Аристовой.
Напомним, что программа «Мир
Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 70.67
УКВ) по субботам в 12.10.
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/19/вышел-в-свет-очередной-выпуск-радиопр-84/
Вышел
в эфир очередной выпуск информационно-просветительской программы «Вопросы веры»
19.02.2018
В рамках
XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве прошло заседание
секции “Утверждение христианских духовных и нравственных ценностей через
катехизическую деятельность”, которую возглавил Преосвященнейший Нестор, епископ
Кузнецкий и Никольский.
В новом выпуске информационно-просветительской
программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» с Его Преосвященством беседует
ведущий программы Евгений Белохвостиков.
Также в
выпуске обзор новостей из жизни Пензенской митрополии за прошедшую неделю.
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/19/вышел-в-эфир-очередной-выпуск-информа-84/
Миссионерская
акция «Евангелие в каждый дом», приуроченная ко Дню православной молодежи
прошла в Каменском благочинии
19.02.2018
18 февраля
2018 года в Димитриевском храме г. Каменки состоялась
благотворительная миссионерская акция «Евангелие в каждый дом», приуроченная ко
Дню православной молодежи.
Провели ее
сотрудники молодежного отдела и волонтеры храма.
Каждому
пришедшему на воскресную службу был подарен экземпляр Святого Евангелия.
Благотворительная
акция состоялась при поддержке издательства «Сибирская благозвонница».
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/19/миссионерская-акция-евангелие-в-каж/
Великий
пост: правила и запреты. Брифинг с владыкой Серафимом
19.02.2018
19 февраля 2018 года, в понедельник первой седмицы Великого
поста, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в брифинге в информационном
агентстве “Пенза-Пресс”. В ходе брифинга Его Высокопреосвященство рассказал об
истории Великого поста и о том, как правильно его соблюдать.
Анна Балашова, корреспондент ИА
«Пенза-Пресс»: Давайте начнем с истории
православного Великого поста. Когда верующие начали его соблюдать, и с чем это
связано?
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим: Можно сказать, что первый пост
появился еще в раю. Была дана некая заповедь первым людям о том, что они могут вкушать от любых плодов, кроме древа познания добра и зла.
Это и был первый пост, когда от чего-то человек воздерживался. На протяжении всего священного писания мы часто встречаем то,
что различные люди постились. В основном, это были эпизоды, связанные с
определенными моментами в их жизни, когда хотели по особому угодить Богу,
возможно, для того, чтобы что-то исполнилось.
Православный пост, прежде всего,
связан с постом самого Иисуса. По священному писанию мы знаем, когда ему
исполнилось 30 лет, он отправился к Иерусалиму, в то время там проповедовал
Иоанн Предтеча, он крестил людей на реке Иордан. Господь сам приходит на это
крещение и, получив его, уходит в пустыню и там, в течение 40 дней живет на
горе и воздерживается от пищи. Это и было прообразом нашего христианского
поста. Конечно, его установление было не с первых веков. С третьего века мы
знаем точно, что люди соблюдали традицию.
Анна Балашова: Расскажите о меню поста. Какие блюда
следует исключить из рациона и почему? Что можно употреблять в умеренном
количестве? Есть ли какие-то продукты, которые можно есть без ограничений? Что
можно и нельзя пить?
Митрополит Серафим: С одной стороны мы
меняем пищу со скоромной на постную: воздерживаемся от мяса, молока и яиц, но с
другой понимаем, что есть немало людей, которые этим занимаются всю жизнь —
вегетарианцы.
Нельзя сказать, что пост — это только смена пищи, это вообще воздержание.
Важно, чтобы организм осознавал, что это время воздержания, какого-то особого
подвига, поэтому даже растительную пищу нужно употреблять умеренно. К посту должны
приходить люди здоровые. К сожалению, сейчас даже дети не рождаются полностью
здоровые, а уж к солидному возрасту появляется много болячек, поэтому человек
сам для себя должен решить, от каких продуктов он будет воздерживаться. Если
есть какая-то болезнь, то нельзя воздерживаться от всего. Есть некие роды
занятий, которым пост не благословляется, в частности, военным. Также если
человек трудится на тяжелой работе, ему нужно много энергии, тогда воздержание в пищи — не самое важное.
Безусловно, пост — это
самоограничение и самовоздержание в душевной жизни.
То есть, если есть пристрастия к телевизору, компьютеру, то нужно себя в этом
ограничивать. Если смотрим, то это должны быть необходимые передачи, например, новостные,
но никак не развлекательные. Самое главное — нужно никого не обидеть, не
нагрубить, не оскорбить, не ввести в искушение. Если мы этого достигли, то пост
действительно соблюдается. И тогда не важно, насколько мы себя ограничиваем в
пище, важно, что мы внутренне становимся другими.
Антонина: Как связаны
христианский Великий пост и языческая Масленица?
Митрополит Серафим: Да, они связаны. В нашем государстве
многие события, которые связаны с культурой языческого мира, были воцерковлены. Дело в том, что, как и в любом другом
государстве, когда христианство приходило, оно волей или неволей впитывало те
традиции, которые были прежде. Та же самая Масленица — праздник, посвященный
богу солнца, известные блины — это ни что иное, как подобие самого божества.
Народу было сложно от этого отказаться. Вы знаете, что Масленица зависит от
Пасхи, так, в этом году он очень ранняя, а в следующем она будет почти на месяц
позже. Поэтому празднование масленицы привнесло некие новшества в христианство.
От язычества остались выпечка и поедание блинов, а также чучело Масленицы. Это
народный обычай, с которым христианство мирится и не запрещает. Главное, к чему
церковь стремится, — чтобы не было особых увеселений.
Евген: От чего зависит начало и конец
поста? Его длительность всегда одинакова?
Митрополит Серафим: От Пасхи. Неминуемо наша Пасха
связана с иудейской. Священное писание нам говорит,
что накануне иудейской Пасхи было распятие, погребение и воскресение Христово.
Иудеи до сих пор живут не по солнечному календарю как мы, а по лунному.
Православная традиция установила такой закон, что праздновать Пасху мы должны
обязательно не раньше иудеев и в воскресный день. В связи с этим она приходится
всегда на разное время, Пасха бывает в промежутке от 4 апреля до 4 мая. Это по-особому
высчитывается, сейчас созданы календари, в которых указан день. От этого уже
зависит и Масленица, и начало поста, и праздник входа Господня в Иерусалим и
другие даты — целые полгода базируются на Пасхе. Длительность поста всегда
одинакова.
НН: Сколько вообще постов в течение года
у православных верующих? Почему этот считается самым строгим — из-за
продолжительности?
Митрополит Серафим: У православных почти полгода — пост. Всего четыре больших
поста: Великий, Апостольский, Успенский и пост перед Рождеством Христовым.
Кроме этого, каждую среду и пятницу, за исключением сплошных
седмиц, мы соблюдаем пост. И еще есть отдельные постные дни — это Воздвижение
честного и животворящего креста, Богоявление и другие.
Почему это самый строгий пост? Пасха
— это самый великий праздник, самый центральный, именно поэтому он самый
строгий и ответственный.
Тоня: Пост делится на какие-то части? Мясо
совсем нельзя есть, ни в каком виде?
Митрополит Серафим: Каждая неделя поста посвящена
какому-то определенному событию. Предстоящее воскресенье — Торжество православия.
Оно так называется, потому что именно в этот день была кончена эпоха вселенских
соборов. Их было всего семь, они были от 4 до 9 века включительно. В эту эпоху
формировалась доктрина церкви, изъяснялось учение понятным для людей языком.
Вторая неделя посвящена памяти
святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Это святой отец, который жил в Греции,
его учение было о нетварных энергиях. Поскольку пост
— это как раз приближение к Богу, вторая его неделя посвящена ему.
Следующая неделя — Крестопоклонная.
Это середина поста, поэтому посвящена кресту. Затем будет идти неделя Иоанна Лествичника, как одного
из великих подвижниках пустынниках, который был образцом поста.
Пятая неделя — Марии Египетской. Это
очень известная святая. Она была великой грешницей, блудницей, за свои грехи
она решила уйти в пустыню, где жила очень долгое время, соответственно, всегда
прибывала в посте. Последнее воскресенье перед Пасхой — Вербное, еще оно
считается светоносным.
Самыми строгими в питании являются
первая, Страстная, Крестопоклонная и последняя неделя поста. Обычно здоровый
человек в это время даже растительное масло не вкушает. В остальное можно
кушать масло, по воскресеньям можно вкушение морепродктов.
В течение поста есть два праздника, когда разрешается вкушение рыбы —
Благовещение и Вход Господня в Иерусалим. Но в этом году Благовещение выпадает
на канун Пасхи — это самый строгий день, поэтому вкушать рыбу нельзя.
Ульяна: Правда, что Великий пост — чисто
вегетарианский?
Митрополит Серафим: Отчасти, если люди соблюдают строго,
то да. Но если есть предписания врачей или недуги, которые сам человек
чувствует, то можно вкушать любую пищу в какие-то дни. Человек это решает сам и
берет благословение священника, как ему соблюдать пост.
Лена: Можно ли рассматривать пост как
диету и следовать ему без религиозной подоплеки, или это будет считаться
грехом?
Митрополит Серафим: Грехом это считаться не будет, но не
будет и постом. Получится простая диета и к посту не имеет никакого отношения.
Другой момент, что у многих православных это превращается в диету — тогда это
грех. Если человек собирается поститься, а это заключается только в том, что он
отказывается от еды, то это грех. Не думаю, что это открытие, но когда человек
соблюдает диету, то он становится более злой, потому что он испытывает стресс.
Самое главное в посте — это отказаться от злых дел, а если ты в этот период
становишься еще более злым, то кому от этого радость и польза?
Гриша: А это не вредно для здоровья —
сначала есть масляные блины целую неделю, потом семь недель придерживаться
жесткой диеты, а потом на пасху снова обильно есть?
Митрополит Серафим: Церковь постепенно готовит человека
к посту: сначала отказ идет от мясной пищи, потом от молочной и так далее. Не
случайно я сделал акцент на том, что плоха та традиция, что Масленицу мы
отмечаем в последний день перед постом. Заход в пост и выход из
должны быть постепенными. Разговляться нужно постепенно, к этому нужно
подходить с разумом, чтобы не навредить организму. Насколько я знаю, любое
воздержание — всегда полезно, не случайно диетологи предписывают диеты. На
своем опыте я знаю, что снижение веса полезно для
человека. Если люди соблюдают пост, то, я считаю, что это хорошо. Главное,
чтобы это было разумно.
Юлия: Можно ли поститься детям, с какого возраста?
Митрополит Серафим: Можно, я думаю, что с 7 лет. Если
родители хотят воспитывать человека в христианских традициях, то они должны
постепенно это делать. Скажем, с первого года нужно воздерживаться, например,
от мяса. С каждым разом постепенно повышать планку, чтобы при достижении
ребенком определенного возраста не пришлось сразу поститься как взрослые. Это
было бы очень сложно. Все должно быть очень продуманно и постепенно.
Эльза: Пост ведь не ограничивается строгим
питанием? Что нужно делать помимо этого, какие правила/запреты в поведении?
Митрополит Серафим: Пост — это, прежде всего, воздержание увеселений. Если есть
семейные праздники в этот период лучше перенести их в другое время. По норме, от
увеселений нужно воздерживаться совсем, потому что это время дано, чтобы
задуматься над своей душой, над жизнью, что можно исправить. Если сегодня ты
проводишь время в храме, а завтра — в клубе, то это вряд ли можно назвать
постом.
Конечно, многое зависит и от того,
как мы живем и где работаем. Например, если твоя семья не придерживается
христианских взглядов. Если у мамы день рождение, ты же не можешь отказаться
прийти ее поздравить, это будет не правильно. Или поздравление коллег с
праздниками, не получится отстраниться от коллектива. Где-то приходится с
чем-то мириться — это тоже в какой-то степени пост: когда внутреннее состояние
другое, а приходится себя пересилить и сделать что-то ради блага. Самое
главное, на чем я еще раз хочу заострить внимание, —
это воздержание языка и чувств.
Дина: А можно заниматься спортом в пост?
Какие развлечения под запретом?
Митрополит Серафим: Спорт не должен быть самоцелью, если
это нужно для здоровья, если это полезно, то нужно им заниматься. Но время
нужно разграничивать.
Лида: Действительно ли во время поста
обязательно супружеское воздержание? Как это связано?
Митрополит Серафим: Церковь предписывает воздерживаться
от супружеских обязанностей в это время.
Лида: А правда что нельзя вступать в брак и
рожать детей в пост? А в пасхальную неделю можно? Почему?
Митрополит Серафим: В брак однозначно нельзя вступать,
свадьба — центральное событие для человека, это веселье, праздник. Но вот
запретить рожать детей, это вряд ли возможно, от этого никуда не деться.
Инна: А все сотрудники РПЦ постятся? Есть жесткое требование относительно
этого? Насчет крещенских купаний, например, слышала, что это дело добровольное,
даже для священников.
Митрополит Серафим: Что касается крещенских купаний, то
это никакое не правило, не канон, а просто народный обычай. Что касается поста:
в церкви очень строгий «дресс-код» в одежде, поведении, во всем, но все-таки
пост — это личное. Как и любой человек, они должны это решать со своим
духовником. В церкви работают и больные люди, кто как соблюдает пост — это его
личная тайна. И как он его совершает, в это начальство не ввязывается.
Пензенец: А вы соблюдаете пост? Насколько
строго?
Митрополит Серафим: Да. Я стараюсь его соблюдать так,
как предписывает церковь. Первую неделю я совсем воздерживаюсь от всякой пищи,
до пятницы. В пятницу — сухоядение, суббота — с растительным маслом, в
воскресенье можно позволить себе что-то вареное. В остальном, как все: без
масла — среда и пятница, в субботу и воскресенье позволяю себе морепродукты.
Егор: Вопрос не в тему, но очень
интересно, как обстоит дело с передачей ДК им. Дзержинского РПЦ. Это, правда
будет сделано? Разве РПЦ недостаточно тех церквей и храмов, что уже есть, в чем
необходимость забирать ДК?
Митрополит Серафим: Необходимость состоит в том, что это
здание храма, а для любого верующего — это святое место. Мы уверены, что все те
помещения, где располагались церкви, должны ими и быть. Я согласен, что не
нужно закрывать дом культуры, но это немного не моя тема. Я уверен, что
администрация города должна позаботиться о том, чтобы каким-то образом это восполнить.
Ольга: Как церковь относится к соцсетям, к бесконечным селфи ради лайков: не
идолопоклонничество ли это? Также в соцсетях много
групп религиозного характера. Как отличить, где истинная церковь, а где секта?
Митрополит Серафим: Очень сложный вопрос. Не буду
говорить за всю церковь, но меня все это немного раздражает. Молодые люди, даже
церковные, живут уже «не с нами». Мы должны с этим мириться и понимать.
Действительно создается много групп, чтобы было место и для религиозного
просвещения. Как отличить от сект, это вопрос. Нужно обращать внимание, кто
является модератором группы, с чьего благословения это делается. Нельзя все
ограничить и покрыть цензурой, человек сам должен ко всему относиться с
настороженностью и разумением. Интернет — это новая форма общения, и никуда от
этого не денешься.
Дмитрий: Как стать священником? Для этого
нужно специальное образование, или связи?
Митрополит Серафим: Вопрос своевременный: священников
нам не хватает. Приходите ко мне на прием, и мы все обсудим.
Для этого нужно специальное
образование. В Пензе есть духовная семинария, которая работает по
двухступенчатому образованию: бакалавриат и
магистратура. Чтобы стать священником, достаточно закончить бакалавриат.
Священник — это не обычный специалист, чтобы им стать, у нас — полумонастырское образование. Люди там живут, погружаются
полностью в христианскую жизнь. Кроме научных навыков, им показывается еще
церковная жизнь изнутри. Если человек имеет твердое намерение, мы готовы его
принять.
Фото: Н. Жаркова
Источник: информационное агентство «Пенза-Пресс»
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/19/великий-пост-правила-и-запреты-брифин/
Пензенская духовная семинария приглашает принять участие в мастер-классе по работе с
академическим хором
20.02.2018
6 марта
2018 года в 11.00 в актовом зале Пензенской духовной семинарии состоится
мастер-класс по работе с академическим хором.
Мастер-класс
проведет Максимов Антон Александрович — доцент, заведующий кафедрой дирижирования Факультета церковных искусств
Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви, доцент
кафедры хорового дирижирования, дирижер хора
студентов Санкт-Петербургской Государственной Консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов.
Приглашаются
все желающие. Вход свободный.
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/20/в-пензенской-духовной-семинарии-сост-49/
“Время подойти к зеркалу”, интервью с протоиереем Павлом Великановым
20.02.2018
Начался Великий пост.
Какой смысл стоит за набором строгих постных правил? Возможно ли «покаяние по
команде»? Чем Великий пост отличается от остальных? На эти и другие частые
вопросы о посте отвечает протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого
подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, главный редактор портала Богослов.ru.
Великий пост повторяется каждый год.
Способствует ли такое повторение нашему изменению или, скорее, пост становится
просто привычкой?
Да,
Церковь, как, кстати, и природа, живет в определенном Богом ритме, жизнь в
большинстве своих аспектов циклична. Мы можем не до конца понимать, почему все
устроено именно так, но эти регулярные смены разных периодов жизни очень
эффективно влияют на человека.
У меня есть
ощущение, что вся жизнь человека похожа на движение по некой спирали. Если мы
движемся по ней в правильном направлении, то, поднимаясь, возвращаясь к точке
на той же вертикали, ощущаем качественную разницу, ощущаем, что спустя
определенный период времени мы оказались на новой высоте. Момент, когда мы
можем ощутить разницу между этими двумя высотами нашей жизни — это и есть
Светлое Христово Воскресение, Пасха. Соответственно, предельное сжатие,
предельная интенсивность духовной жизни предшествует и связана с периодом
Великого поста.
Почему именно перед Христовым
Воскресением мы постимся?
Мы верим,
что ничего более грандиозного, чем Воскресение, в жизни мира, в жизни вселенной
никогда не случалось. Для христиан это событие вселенского масштаба: Бог стал
частью этого, сотворенного Им же самим, мира и, соединившись с этим миром, его
радикальным образом изменил. И для нас естественно, что верующий человек на это
событие должен как-то отозваться, с чем-то к нему прийти!
Желание
быть причастным к торжеству всей вселенной — оно и вынуждает, просто
«выталкивает» человека в необходимость поститься, в необходимость навести очень
серьезную — настолько, насколько это возможно — ревизию в своей собственной
жизни. Закрыть те нерешенные вопросы, непроговоренности,
недоделки, которые у каждого из нас в обилии присутствуют в жизни и с каждым
днём накапливаются. Доказать реальными поступками, что мы максимально пытаемся
сделать то, что можем, чтоб измениться, — показать фундаментальность своих
намерений.
В силу
одного своего благорасположения мы измениться не можем. «Я хочу стать святым».
Ну, так давай, начинай! «Нет, я хочу, чтоб эта святость на меня свалилась…». Но
ты бы взвыл от этой святости, потому что она окажется совершенно невыносимой
для тебя, невместимой в твою реальную жизнь, несочетаемой с твоими привычками и обычаями.
Есть
неизбежный разрыв между тем, кем мы хотели бы быть, и тем, кем мы в настоящий
момент являемся. Для преодоления этого раздвоения существуют такие периоды
жизни Церкви, когда она до предела увеличивает напряженность духовной жизни,
молитвы и покаяния.
Сам
механизм поста работает очень эффективно! Церковь призывает нас отказаться от
всего, что не является жизненно необходимым. Это касается не только рациона
питания и развлечений. Христианин выходит на передовую, в наступление на главных
врагов – грех и диавола. И в его экипировке не должно
быть ничего лишнего.
Но от чего
хотелось бы предостеречь… Мы часто можем слышать, что постническое, покаянное
житие есть часть жизни любого христианина, а не только монашествующего. Но на
самом деле это не совсем так. В монастырях — особый
уклад жизни, соответствующий стоящим перед монашеством задачам. Устав
монашеского жительства ограждает и взращивает, прежде всего, те добродетели,
которые в миру практически
недостижимы — полного послушания, нестяжания и
безбрачия. Механический перенос правильных и вдохновляющих требований из
монастырской среды в жизнь обычного мирянина зачастую оканчивается и духовной,
и житейской катастрофой.
Поэтому
каждому человеку необходимо соизмерять свои силы с реальными условиями своей
жизни. Напряжение — да, должно быть, но у каждого свой предел. И в этом надо
проявлять свое послушание Матери-Церкви.
Великий пост сильно отличается от
всего остального года в богослужебном плане: он концентрирует внимание на
покаянии. Но покаяние – обычное состояние христианина в любое время. В чем же
разница?
Великий
пост — это такой период в жизни человека, когда ему дается еще один шанс стать
другим, и этот шанс человек волен принимать или не принимать.
Каким
образом он ему дается? Тем, что создаются все условия для того, чтобы человек
до предела — насколько он может — пытался поднять градус своей христианской
жизни. А когда он его поднимает до предела, то ощущает, как правило, вовсе не
то, что у него между лопатками начинают пробиваться нежные ангельские крылышки.
Напротив, он ощущает, что в его жизни есть какие-то существенные изъяны,
хронические ошибки, с которыми ему совершенно непонятно, как быть!
Ведь
проблема любого человека заключается в том, что все мы видим себя своими
глазами, в то время как у нашего зрения сбита фокусировка, наш прицел всегда
имеет некий крен — как правило, всегда в сторону самооправдания. Мы объективно
не способны себя увидеть такими, какие мы есть на самом деле!
А что такое покаяние? Это всегда есть сфокусированный взгляд на самого себя
перед лицом Божиим. Когда появляется фокус, ты видишь
свои изъяны, и такое состояние является наиболее плодотворным и удобным для
того, чтобы человек выходил на новый уровень своего общения с Богом.
В чем этот
новый уровень? В том, что пропорционально стремлению человека жить
по-христиански, исполнять заповеди уменьшается его надежда на самого себя и
уверенность, что хватит своих сил, своей веры, своей доброты, своей праведности
для того, чтобы устоять даже в том минимальном образе благочестивой жизни,
которую он ведет! То есть человек умаляется. Чем тщательнее он старается жить
лучше, тем яснее понимает, насколько он немощен, слаб. Именно это заставляло
апостола Павла хвалиться своими немощами! Недаром он пишет: Господь сказал мне:
«довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому
я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила
Христова (2 Кор 12:9). Это было не позерством, а
свидетельством о глубине христианского смирения от реального приближения к
Богу, Его святости.
Есть
огромная разница между плодами, которые приносит просто умеренное мнение
человека о самом себе (с точки зрения мирского человека, оно совершенно
нормальное и правильное во всех отношениях!), и плодами, которые приносит
ощущение человеком своей полной беспомощности. Но эту разницу можно узнать
только на собственном опыте!
Однако наша
беспомощность раскрывается во всей полноте только тогда, когда в сердце
человека достаточно веры, чтобы перестать ощущать себя эдаким Шумахером по
жизни, а лишь только слегка «подруливать», зная, что за рулем его жизни сидит
Кто-то Другой.
Требуется
быть очень чутким, внимательным и, когда явно надо поворачивать, не пытаться
изо всех сил выкручивать руль в противоположную сторону.
Итак, смысл
Великого поста в том, чтобы поставить перед человеком сфокусированное зеркало
евангельских идеалов и чтобы в этом зеркале он увидел, насколько сам этим
идеалам не соответствует. И, увидев свое несоответствие, не отчаяться, а
наоборот, раскрыться для действия Бога, чтобы Он Сам
произвел необходимые изменения.
Покаяние – личное дело каждого
человека перед Богом. Разве можно до него дозреть «по команде», строго Великим
постом?
Наше
единство в покаянном делании проистекает из двух вещей.
Первое — это
единство человеческой природы. При всех внешних различиях, при различии образа
жизни, статуса, физического состояния людей у нас одна природа, мы живем по
одним и тем же ее законам. Например, если нас немного прижать, то мы
обязательно начнем орать. Если вам больно наступят на ногу, вне зависимости от
того, какое у вас воспитание, образование, вы начнете выражать свое
недовольство. Точно так же, когда Церковь «загоняет» человека в очень узкое
пространство Великого поста, он должен понимать, что ему там будет несладко. А
это состояние, когда тебе несладко, — прекрасная почва для покаяния, для
изменения.
Это
действует одинаково на всех!
И для меня
это всегда было свидетельством потрясающей жизненности и ненадуманности
принципов христианской жизни. Когда ты видишь, что по прохождении Великого
поста, когда уже все можно, тебе вдруг ничего этого уже и не надо, и точно к
такому же переживанию приходят разные люди, совершенно отличные от тебя, ты
понимаешь: это работает!
Второе —
это эффект соборности.
Каждый человек
в любом социуме, в любой группе работает как резонатор, и когда определенное
количество людей устремляется к одной точке, то неизбежно возникает общий
душевный, а потом уже и духовный резонанс. Этот резонанс людей, обращенных ко Христу, и рождает то, что мы называем соборностью или кафоличностью. А кафоличность —
одно из неотъемлемых сущностных определений Церкви: единство воли, чувств и
переживаний тех, кто устремлен ко Христу. И это
единство рождает качественно иное переживание Бога, нежели то, которое получает
человек в своем личном религиозном опыте. Причем тут происходит не просто
механическое сложение индивидуальных религиозных переживаний, а нечто иное.
Благодаря эффекту соборности, оно получает какой-то глубинный ответ со стороны
Бога. Словно бы происходит «синхронизация» объединенных верой людей с Божественным. В Церкви человек перестаёт быть самодостаточной «монадой» и становится органичной частью несоизмеримого ни с какой
индивидуальной человеческой жизнью Великого и Святого Целого – Тела Христова.
Человек сам
лично не может «синхронизироваться». У каждого из нас есть глубокое повреждение
нашей «операционной системы», которое мы сами по себе определить не можем: ты
не можешь внутри себя понять, что в тебе — «Бог», ошибка в программе, а что в тебе
— «программный код». Даже имея перед собой абсолютный критерий, абсолютный
идеал в лице Христа, мы все равно часто путаемся и заблуждаемся в отношении
того, что должное, а что не должное. У нас постоянно сбивается «прицел
правильности»! Сама Церковь есть общий критерий истинности всех наших
намерений: Церковь тем и сильна, что постоянно проверяет соответствие наших
индивидуальных духовных траекторий общему вектору жизни Церкви. Она именно
«утверждение истины» как таковой и поэтому «подтверждение» наших частных
«истин». И в этом смысле покаяние имеет, помимо личного измерения, измерение
соборное.
Далеко не каждый из нас готов
сказать, что он — последний грешник. А Великий пост предполагает именно
предельное покаяние. Не будет ли оно искусственным?
Даже если
человек не чувствует, что он внутренне поврежден, что у него есть что-то
неправильное, то это должно стать предметом его веры, доверия.
Хотя я с
трудом могу себе представить человека, который искренне может сказать: «А у
меня все нормально. Я живу по совести и абсолютно владею собой. Мне никогда не
больно и не стыдно за свои поступки, мысли, ощущения». Если б такой человек в
принципе был бы возможен, то Христу незачем было бы приходить.
Сила
христианства в том, что мы верим во Христа как Спасителя. В Бога верят очень
многие на Земле, но христианам Он открывается именно как Спаситель, как Тот, Кто прежде всего озадачен проблемой спасения человека.
Не вопросом безупречного мироустройства или прославления Его как Бога, а именно
— спасения человека. Для Него это — проблема номер один. И ради решения этой
проблемы Он пошел на крайние меры, как бы сейчас сказали. Меры безумные с любой
точки зрения. Но у тех, кто прочувствовал и понял, о чем на самом деле речь,
это вызывает совершенно другие чувства… Недаром апостол
Павел говорил, что Крест для эллинов и иудеев — безумие и соблазн, а для нас — Божия Премудрость и Божия сила.
Христианин
отличается от верующего любой другой религии тем, что он верит в благое
произволение Бога, обращенное лично к нему. Для него Бог не законодатель,
который за любой проступок готов снести тебе голову. Христианин верит, что все,
происходящее в его жизни, движимо исключительно желанием Бога «вытащить» его из
состояния падения, весь мир перекроить, лишь бы только спасти каждого конкретного
человека!
Как не спутать ощущение себя
человеком грешным, немощным просто с низкой самооценкой?
Мне
кажется, что это не просто не тождественные вещи, а прямо противоположные.
Низкая самооценка, как правило, является оборотной стороной крайне завышенного
о себе мнения. Человек хочет себя видеть гораздо лучшим, чем он есть на самом
деле или даже чем он может быть. Его представление о
себе самом оказывается существенно заниженным потому, что у него изначально
завышены ожидания от себя. Это гордость, вывернутая наизнанку.
А
смиренномудрие — это как раз честное, нелицеприятное видение себя и своих
пределов. В рамках этих пределов ты можешь что-то делать, ни выше (поскольку не
дерзаешь), ни ниже. Отцы пишут, что смирение никогда не падает – поскольку и
так лежит ниже всего. Другими словами, «упадок духа» и разочарование в себе для
смиренного человека просто немыслимы. Смирение не есть
наговаривание на самого себя или приписывание себе
того, чего в тебе нет. Есть мнимое смирение, когда человек надевает на себя благочестивую
личину. А настоящее смирение проистекает из очень
глубокого понимания своей природы. Поэтому Церковь отнюдь не стремится унизить
человека. Она пытается помочь человеку увидеть себя таким, каков он есть – и
дать ему крепкую руку, ухватившись за которую можно не только подняться, но и
стать совершенно другим. Потому что эта рука – Христова.
Как читать Покаянный канон Андрея
Критского? Неужели нужно примерять истории, в нем упоминаемые, на себя?
Христианство
— это не театр: речь не идет о том, что человек должен пытаться «по
Станиславскому» отождествить себя с теми грешниками, о которых он слышит,
убедить себя, что он такой же, приписать себе грехи, которых не совершал.
Надо
понимать, что Великий покаянный канон Андрея Критского — это высокохудожественное
и глубоко аллегорическое произведение. Ведь когда мы читаем какую-нибудь
красивую поэму о любви, в нашей душе находят отклик те переживания, которые
поэт смог очень точно выразить языком. Так же и тут: смысл этого чтения в том,
чтобы настроить свою душу на такое же переживание Бога, которым был рожден этот
канон. Мы пытаемся прикоснуться к внутреннему миру человека, который совершал
те или иные грехи, и, подобно ему, ощутить силу Божественного милосердия и
прощения. Это одна сторона.
Другая
сторона заключается, на мой взгляд, вот в чем: мы должны понимать, что у
человечества есть некое единство и во грехе. Неужели
лгали те святые, которые искренне каялись перед Богом в таких грехах, которых и
совершить-то не могли? Они не лгали, не лицедействовали, просто перед ними
открывалась во всей полноте немощь человеческой природы, ее глубинная
неустойчивость: они очень хорошо понимали, что, когда человек остается наедине
с самим собой, когда его оставляет Божественная благодать, он способен на любое
падение!
Это есть
общий покаянный плач всей Церкви о грехах, в их числе есть просто жуткие вещи,
которые и произносить вслух не очень-то хочется!.. Люди грешат более или менее
одинаково, скажем, стандартно. А раскрывается каждая личность уникально только
тогда, когда она идет путем приближения к Богу…
Почему считается обязательным хотя
бы раз на протяжении поста причаститься на литургии
Преждеосвященных Даров?
Великий
пост — это очень хороший инструмент и для преодоления нашего представления о
причащении как о некоем бонусе, награде за правильное поведение. И чем больше
видно причастников на литургии Преждеосвященных Даров, тем это больше радует
душу! Потому что мы здесь наконец-таки волей-неволей сталкиваемся с пониманием
Христа и причащения Тела Христова не как награды, а как лекарства, не как
плоду, а как пути к покаянию.
Это не то,
что завершает покаяние и после чего человек находится в полной растерянности:
«А что дальше делать? Вроде бы все, что Богу надо было от меня, я сделал:
достойно приготовился, причастился…» И вдруг этот ракурс изменяется, и он
видит, что для него общение со Христом является не
вершиной его жизни, а, наоборот, ее базисом — не верхом покаяния, а основанием!
Христос – не только жизнь, но и путь к этой вечной жизни с Богом и в Боге!
Великопостное
делание венчается причастием, но при этом ни пост, ни напряженность этого
делания никуда не исчезают. Наоборот, все это становится составляющими сложного
процесса, направленного на то, чтобы наконец-то нас сделать другими!
А когда
служится вечером Литургия Преждеосвященных даров, весь твой день преломляется
ожиданием Христа. Человек не ест и не пьет ничего целый день, при этом идет на
работу, выполняет какие-то свои обычные, будничные обязанности, но все время
помнит: «Вечером — служба, вечером я буду причащаться». И в нем рождается
совсем иной подход к жизни!
Изначально
Литургия совершалась именно вечером, и в этом заключен глубокий смысл.
Почему великопостные богослужения
совершаются священниками в черном облачении?
Черный –
цвет скорби, траура…
Черные
облачения не вполне традиционны для православных храмов: у греков я почти не
встречал вообще такого цвета. Черный — традиционно цвет скорби, но пост — это
не траур. Это, скорее, тренировка перед главным «экзаменом» — Пасхой. Пасха —
это не просто эпизод календаря. У святых отцов встречается утверждение, что
Христово Воскресение — это Таинство Церкви. И каждый церковный человек знает,
что это удивительный период жизни Церкви! И своего рода регулярно производимый
экзамен.
Точно так
же как, приступая к причастию, мы дерзаем себя экзаменовать: способна наша
жизнь вместить в себя Христа или она спешит Его извергнуть из себя? Также и
Пасха — максимальное погружение (настолько, насколько это вообще доступно в
нашей жизни) в пучину близости к Богу, в исполненность
Христом времени, пространства, нашей жизни. Поэтому Великий пост переживается
не как траур, а именно как поприще, пространство для делания, для упражнения,
для подготовки.
С чем это можно сравнить?
С тем, как
трудятся творческие люди, которыми овладевает целиком какая-то идея, какое-то
переживание: все остальное перестает существовать для них, они могут
практически не есть, могут спать урывками… Зачастую
именно так и появляются те шедевры, произведения искусства, которыми потом
человечество восхищается на протяжении веков.
Для
христианина пост — это время, когда он выкладывается до предела, пространство
для максимального напряжения и реализации творческого потенциала. Точнее так:
время, когда в человеке должен созреть духовный плод. Когда женщина беременна,
она понимает, что начаток новой жизни, новой личности
в ней — гораздо важнее многих вещей, которые в обычной жизни стоят на первом
плане. Она не знает, какой родится ребенок: симпатичный, несимпатичный, умный
или не очень. Но понимает, что ценность того, кого она носит в себе, первична,
а все остальное вторично.
О схожем
состоянии говорят песнопения Великого поста: мы должны выносить в себе духовный
плод. И это пространство подвига, духовной тренировки должно исключать из жизни
то, что вторично, то, что не является жизненно необходимым для достижения этой
цели.
“Фома”
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/20/время-подойти-к-зеркалу-интервью-с/
Вышел
в свет февральский номер газеты «Пензенский православный собеседник»
21.02.2018
В февральском номере газеты рассказывается об освящении
великим чином Богоявленской церкви в селе Сосновка,
Литургию в которой возглавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский
Серафим. Этот храм был построен пять лет назад на месте
разрушенной в безбожные 30-е годы церкви.
Также из
выпуска читатели узнают о редчайшем образе Богородицы «В скорбех
и печалех Утешение», который хранится в Петропавловском
храме города Пензы.
В рубрике
“Скажите, батюшка” представлен календарь питания в Великий пост по дням.
Кроме того,
вниманию читателя представлен обзор последних новостей епархии, указы и
распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Пензенского и
Нижнеломовского, расписание паломнических поездок и многое другое.
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/21/вышел-в-свет-февральский-номер-газеты-4/
О святителе Андрее Критском и продолжении Великого поста
22.02.2018
Вот и подходит к
завершению первая седмица Великого поста. Сегодня в последний раз читается
Великий покаянный канон святого Андрея Критского, Иерусалимского. Во Святую Четыредесятницу он будет
читаться полностью еще один раз в среду пятой седмицы накануне дня памяти
преподобной Марии Египетской на утрене.
Особенностью
данного канона является то, что святой Андрей очень гармонично совместил
исторические образы из Священного Писания с духовной внутренней жизнью каждого
человека. Макрокосм удивительным боговдохновенным литературным способом
соединяется с микрокосмом, история всего человечества с каждой отдельной
личностью. И таким образом Священная история становится историей каждого из
нас, она небесным стержнем проходит сквозь душу и сердце.
Хочется с
Божьей помощью проделать подобный эксперимент. Только теперь совместить житие
автора канона – святителя Андрея Критского – с жизнью каждого из нас, любого
православного христианина, проходящего ВЕЛИКОЕ испытание Великого поста. В
данном эксперименте передо мною стоят две цели – с одной стороны, рассказать о
творце канона; с другой – жизнью великого подвижника воодушевиться на
дальнейшее прохождение поста.
В первую
очередь хочется рассказать во избежание путаницы о том, что в церковной
агиографии есть двое святых под именем Андрей Критский. Нужно понимать, что это
два разных человека. Мы будем говорить в данной статье о творце Великого
покаянного канона – святителе Андрее Критском, названном еще Иерусалимским, так
как он начинал свое монашеское делание в палестинской Лавре преподобного Саввы
Освященного. День памяти вышеназванного святителя – 4 июля по старому стилю (17
июля н. ст.). Есть еще преподобномученик Андрей
Критский. Он является младшим современником святителя Андрея, подвизался также
в VIII веке. День его памяти – 17 октября по старому стилю (30 октября н. ст.).
Житие преподобномученика тоже очень примечательно. Во время иконоборческих
гонений византийского императора Константина Копронима,
когда за святые иконы людям отрезали языки, выкалывали глаза и отрубали руки и
ноги, критский монах Андрей безбоязненно и добровольно прибыл в
Константинополь, чтобы отстаивать перед императором святые образы. За это был
предан на мучения и убит. По церковному преданию мощи преподобномученика
бросили в ров с телами злодеев, где оно лежало около 12 недель нетленным. По
повелению Божию туда стали
сходиться люди, одержимые нечистыми духами, они вынули мощи и положили на
святом месте и за это получили исцеление. Преподобномученик
Андрей Критский принял смерть за Христа в 767 году.
Мы же
продолжим разговор о святителе Андрее Критском в намеченном двойном ключе,
применимом к жизни (особенно в Великий пост) каждого из нас.
Не секрет,
что многих православных христиан в храм Божий привело чудо – для каждого оно
свое, индивидуальное. Но суть в нем одна: утопая в житейском море греха,
страстей, треволнений и забот, человек вдруг ясно осознает, что сам не
справится. Ему нужен Он – Спаситель! И в этот момент утопающий ясно видит Божью
руку, протянутую к нему лично, и хватается за нее. Совершается чудо воскрешения
погибающей души, ставшего началом пути воина-христианина.
Такое чудо
было и в жизни святителя Андрея Критского. Он родился около 660 года в древнем сирийском
городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семи лет имел болезнь немоты.
И во время перехода из младенчества в отрочество с мальчиком случается чудо:
после причащения Святых Христовых Тайн он начинает говорить. И мало того – Святой
Дух дает ему особый дар к богословским наукам, духовному подвигу и
литературному творчеству.
Подобное
происходит и в жизни каждого из нас. Бог дает любому человеку особый талант,
который нужно отыскать в себе – отрыть его, чтобы послужить и Творцу, и людям.
Как писал один поэт: «Дар он есть для того, чтоб дарить. Дар он есть, так давай
– выноси!..»
У каждого
из нас есть свой определенный дар-талант, которым мы гармонично, как в мозаику,
маленьким личностным элементом входим в состав Церковного Тела-организма, где выполняем
с Божьей помощью в Нем определенную благую функцию. Только нужно обязательно
отыскать этот талант… Найдешь – ты счастливый человек,
услышавший глас Божий, Его призыв, не раскроешь – будешь всю жизнь несчастен.
Здесь
хочется вспомнить ситуацию из жития святителя Луки Войно-Ясенецкого,
обретенье мощей которого мы будем праздновать 5 марта по старому стилю (18
марта н. ст.). В юности будущий святой великолепно рисовал, но поступил в
медицинское учебное заведение, т. к. считал, что там принесет больше пользы
Богу и людям. И не ошибся!
В чем же
состоит путь отыскивания таланта и служения им Богу и людям? На этот вопрос
отвечает преподобный Иустин (Попович): «Если ты
учитель, будь святым учителем; если ты мастеровой, будь святым мастеровым; если
ты монах, будь святым монахом…» То есть в профессии стремись к идеалу,
заключенному в том, чтобы служить не себе любимому, но другим. Вот в чем
состоит «святость» человека, проходящего поприще земного служения.
Святитель
Андрей Критский это понимал. Он избрал для себя царский путь. В четырнадцать
лет отрок удаляется в Иерусалим, где в Лавре преподобного
Саввы Освященного через некоторое время принимает постриг. Жизнь ведет
добродетельную, разумную, целомудренную. Слыл за добродетельного инока и
одаренного ученого-богослова. Вскоре был назначен нотарием
(ученым юристом) при Иерусалимской Патриархии. Позже Местоблюститель
Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор, который не мог выехать на VI
Вселенский Собор, проходивший в Константинополе в 680-681 годах, по причине арабской
оккупации Иерусалима, посылает туда уже архидиакона
Андрея, назначая его специальным посланником Патриарха Иерусалимского. Напомню,
что VI Вселенский Собор осудил ересь монофелитства, главным постулатом которой
был следующий тезис: во Христе есть две природы – Божья и человеческая, но
только одна воля. В оросе (постановлении Собора)
утвержден православный догмат, что во Христе сочетаются две воли – Божья и
человеческая, но человеческая подчинена Божьей. Таким образом, святитель Андрей
Критский является одним из святых отцов VI Вселенского Собора. Его талант и
глубокие познания в области православных догматов замечает император. Святителя
определяют архидиаконом в Константинопольский храм Святой Софии, также
назначают орфанотрофом – надзирателем за сиротскими
домами. На этой должности святой прославился своею деятельной
благотворительностью и милосердием. Во времена правления императора Юстиниана
II (669–711 гг.) отца Андрея рукополагают во епископа.
Служит он в городе Гортине на острове Крит.
Великий подвижник,
молитвенник, аскет прославился здесь своими чудотворениями. Так, например, во
время засухи по его молитве пошел дождь, а сарацины, высадившиеся на Крите, не смогли завоевать город. Они со стыдом отступили,
«будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами
святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял
врагов», как пишет о критском архипастыре Андрее святитель Димитрий
Ростовский в Четьих-Минеях.
Также святой Андрей был наделен от Бога даром изгнания бесов.
И, конечно
же, проявляется его главный талант, которым он послужил Матери-Церкви – его
духовное литературное творчество. Святитель Андрей Критский в науке о
богослужении, называющейся литургикой, считается
родоначальником церковного жанра канонов. Как известно, сегодня мы очень широко
используем каноны в богослужениях – на утрене, в повечерии, в подготовке ко Святому Причащению, в келейных (домашних) молитвенных
правилах.
Перу
святого Андрея принадлежат Великий покаянный канон, трипеснцы
на Страстную седмицу, канон на Рождество Христово, стихиры на Сретение
Господне, другие песнопения. Всего авторству Андрея приписывают около 70
канонов. Продолжателями его гимнографической традиции
являются преподобный Иоанн Дамаскин, святой Косма Маиумский и другие церковные песнотворцы последующих веков.
Также святитель Андрей Критский был замечательным проповедником.
Какой вывод
мы можем сделать из жития святителя для себя? Душа человеческая, охваченная
поиском и жаждой Бога, находит Его и сочетается с Ним. В этой любви она
пытается идти путем Господних заповедей. Душа уходит в монастырь-пустыню, чтобы
«настроить» себя под руководством опытных наставников верно для слышания гласа Божьего, трудится в молитве, в богословской
науке (или на том земном поприще, которое даровал каждому из нас Создатель), в
делании добрых дел и, наконец, процветает в изобилии духоносными
плодами.
В принципе
эта «схема» духовного делания применима к каждому святому, а значит, к каждому
из нас – особенно в Великий пост. Уход в свою внутреннюю сердечную пустыню под
руководством опытного наставника – духовного отца, чтение творений святых отцов
(к примеру, святителя Игнатия (Брянчанинова)), духовно-телесный труд в молитве
и посте и участие в Таинствах Церковных – с одной стороны; земной труд на
семейно-профессиональном поприще – с другой. Поверьте: дело ваше не останется у
Бога без награды. Возделанная земля вашего жизненного пути принесет свой
драгоценный плод. И будут у вас свои «каноны».
Святитель
же Андрей Критский достойно увенчал жизненный путь. Он фактически умер на послушании-служении Церкви. Подвижник представился к Господу
в 740 году примерно в возрасте 80-ти лет, возвращаясь из Константинополя, куда
он ездил по церковным делам, на острове Милитина.
Позже мощи его были перевезены в Константинополь, где был основан монастырь в
честь святителя Андрея Критского.
На примере святого мы видим, что правильная жизнь привела к
правильной богоугодной смерти. Андрей Критский умер во время доброго дела –
служения Церкви. Так дай и нам Бог представиться непостыдно,
не нагло, но в добром служении Богу и людям, причастившись Святых Христовых
Тайн!
Всем же
православным постникам от души желаю, чтобы мы, взяв верный «старт» на первой
неделе, не растеряли приобретенный духовный опыт в
следующих седмицах Великого поста. Выражаясь
спортивной терминологией, мы должны стать уже не «спринтерами» первой седмицы
поста, но «стайерами» (бегунами на длительные дистанции) в течение последующих
постовых недель. Нужно, несколько ослабив пищевой пост (но ни в коем случае не
нарушая его!), не потерять приобретенного «пустыннического» настроения,
пребывать в молитве, в уединенности от мирских развлечений. Вместо забав
желательно взять в руки Евангелие, Псалтирь, святоотеческие
творения. Можно смотреть православные фильмы (их сейчас масса), по возможности
присутствовать на великопостных богослужениях, не
лениться делать земные поклоны – то есть углубиться в собственную душу,
продолжать во время Четыредесятницы ее исследование,
просить Бога, как говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина, чтобы Он
даровал нам зрети наши прегрешения. Дабы мы
постепенно с помощью Таинств Исповеди и Причастия уничтожали страстей-чудовищ,
живущих в нашей сердечной тьме и погибающих на свету.
У
митрополита Антония Сурожского в книге «Пастырство»
есть хорошие слова, иллюстрирующие вышеприведенные стихи из молитвы
преподобного Ефрема Сирина:
«Одна из
причин, почему грех так легко в нас действует, та, что мы боимся жить глубоко;
нам легче жить на поверхности. Мы знаем, как справляться с поверхностными
бурями, а пойти вглубь иногда очень страшно, потому что, когда идешь вглубь,
сначала входишь в область понимания, тишины, а потом начинают подниматься прямо
чудовища морские, чудища, и делается страшно. И в результате мы не доходим до
того места, где могли бы встретить свою совесть и Бога, потому что Он нас ждет
глубже, чем эта поверхность. Он нам сказывается в это поверхностной форме
заповедей и явлением того, что такое подлинный, истинный человек во Христе. А
свои глубины мы должны познать – да, дерзновенным уходом вглубь».
В этом суть
Великого поста, на мой взгляд.
Но также мы
не должны забывать и об отдыхе. Наше тело, как конь, в котором разум, душа – в
роли всадника-управляющего. Конь не будет долго двигаться, если его все время
шпорить, он упадет. Точно так же конь не сдвинется с места, если наездник
ослабит поводья. Ритмичное и долгое движение достигается гармоничным сочетанием
ослабления и натяжения уздечки.
Точно так
же и с телом. Православие – это срединный царский путь. Нельзя все время молитвенно
шпорить коня-тело. Нужно давать ему отдых: погулять на
природе, посмотреть какой-то познавательный фильм или передачу (но, конечно же,
не развлекательно-комедийные в пост), уделить время семье, детям, жене или
мужу, родственникам, посетить болящих, нуждающихся, заключенных, по мере сил
помочь им или, наконец, просто поиграть с любимцем-псом.
Все в посте
должно быть в меру и в гармонии.
Так что
будем, дорогие братья и сестры, поститься постом приятным и благоугодным
Богу.
В
заключение же хочется сказать, что в глубине этого постового путешествия внутрь
себя к Богу сокрыто величайшее сокровище, к которому мы должны стремиться. Это
сокровище – любовь! Вот истинный результат поста: «Иисус
сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и
наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого
себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22: 37–40).
Святителю
отче Андрее, моли Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
Православная жизнь
http://пензенская-епархия.рф/2018/02/22/о-святителе-андрее-критском-и-продолж/