Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
20

Обзор сообщений из 48-ми областных и районных СМИ

за седмицу 17 – 24 апреля 2011 года

 

 

Ректор РПУ Петр Еремеев: Журналисты должны научиться доносить до современного человека - от обывателя до интеллектуала – те высокие  ценности, которые Церковь выражает на протяжении всей своей истории. 20.04.2011

 

Зачем Церкви пиар?

 

Ректор РПУ Петр Еремеев: Журналисты должны научиться доносить до современного человека – от обывателя до интеллектуала – те высокие ценности, которые Церковь выражает на протяжении всей своей истории.

"У Церкви нет цели себя рекламировать. У нее другая задача - донесение до людей Божьего Слова о мироздании и цели жизни человеческой", - считает гость "Прощеного воскресенья" (97.2 fm) ректор РПУ игумен Петр (Еремеев).

Антон Челышев:

- В гостях у нас сегодня завкафедрой журналистики и пиара Российского православного университета Елена Жосул. Вы к нам зачастили. Мы очень рады. Вас мы пригласили потому, что говорить мы сегодня будем о продвижении православия, если уместно это словосочетание употребить. Раз в РПУ есть кафедра журналистики и пиара, значит, вопрос уместен. И ждем мы самого ректора РПУ игумена Петра Ереемеева.

Лена, как профессионал в этой сфере, вы видите необходимость в продвижении Церкви и какие-то инструменты этого продвижения?

Елена Жосул:

- Я вижу необходимость, в первую очередь, в адекватном и грамотном, профессиональном публичности представлении церковной позиции. Церковь, поскольку она сегодня занимает очень активную позицию в обществе и по многим вопросам активно высказывается, она должна быть правильно понимаема, воспринимаема людьми, которые ее видят, слышат, слушают ее священноначалие, приходят в храмы на богослужение и слушают проповеди. Здесь не должно возникать неправильных интерпретаций в донесении церковной позиции до публики. Именно поэтому сегодня Русской Православной Церкви, как любой публичной организации, безусловно, нужен пиар как связи с общественностью. Если говорить специально о продвижении и о каком-то навязывании церковной позиции в массы, в этом особой необходимости нет. Но в устранении ошибок при восприятии Церкви обществом, конечно, пиар необходим.

Елена Чинкова:

- А кто должен заниматься этим пиаром?

Е. Жосул:

- Специально обученные люди, которые занимаются медийной политикой, информационной политикой, которые отвечают за публичный образ Церкви. Православные журналисты. Хотя в классическом варианте журналистика и пиар – это две сферы деятельности, которые должны быть разделены. Но у нас ситуация сейчас такова, что очень часто эти функции в православной медиа-среде взаимосвязаны.

Звонок от радиослушателя Кирилла:

- Я считаю, что это не пиар, это посвящение. Почему журналисты должны быть православно образованы? Потому что другие журналисты пишут о том, о чем понятия не имеют. Иногда, когда читаешь журналистов, просто смешно становится. Потому что, не хочу обидеть вас, не все, есть хорошие статьи, но люди почему-то не пытаются писать о высшей математике, например. У них хватает совести, и они понимают, что в этом не разбираются. А что касается религии – пожалуйста, все всё знают.

А. Челышев:

- Вам не кажется, что отсутствие материалов о высшей математике только вредит этой высшей математике? Не знает у нас страна лучших высших математиков дня сегодняшнего, потому что о них не пишут.

Е. Чинкова:

- А про деятельность Патриарха знают все и благодаря той же «Комсомолке».

Кирилл:

- Прежде чем писать о чем-то, надо иметь понятие об этом. Если человек не понимает, о чем он пишет, тем более он атеист, то это, конечно, выглядит очень даже непрофессионально. Но я вообще еще хочу сказать, что пиар в православной прессе – это не реклама продукции. Это просвещение и заказная статья с целью, например, информировать православных о каких-то поездках православных, о храме каком-то, о сборе пожертвований.

Е. Жосул:

- Я с Кириллом, безусловно, и соглашусь во многих вопросах, и в то же время поспорю. Поспорю в первую очередь в том, что к «Комсомольской правде» лично я, как специалист по церковной медиаполитике, по тому, как Церковь представляется сегодня в СМИ, претензий предъявлять не стала бы. В «Комсомолке» и деятельность Патриарха, и нашего духовенства, и Церкви представлена достаточно доброжелательно, адекватно и честно. Но Кирилл прав в том, что очень многие журналисты сегодня пишут так, что просто за голову хватаешься. Элементарный уровень церковной грамотности у наших светских коллег сегодня отсутствует. И одна из задач кафедры – в том числе этот уровень повышать посредством различного рода образовательных программ, курсов повышения квалификации для наших светских журналистов, посвященных православию и Церкви. Какие-то самые элементарные азы. Как сегодня у нас преподается православная культура в младших классах и классах средней школы, точно так же мы будем разрабатывать специальные образовательные программы непосредственно для сотрудников СМИ, которым это интересно и которые в этой теме работают профессионально.

А. Челышев:

- Такая катехизация?

Е. Жосул:

- В определенной мере да, Конечно, у нас огромный спрос сегодня на это есть.

Звонок от радиослушательницы Светланы, Тверь:

- У меня один вопрос. Главная идея православия – это спасение. Что понимать нам, простым смертным, под этим понятием?

Игумен Петр Еремеев:

- Журналисты – тоже часто верующие люди, которые требуют спасения. Спаситель, спасаемый, спасение – все это о чем? Православие говорит о том, что каждый из нас нуждается в изменении. Поэтому «покаяние» – изменение по-русски, перемена мышления, образа поведения – имеет в своей основе понимание необходимости в изменении самого человека, в его улучшении внутреннем. Это и есть спасение. То есть избавление человека от рабства греху и достижение состояния, когда человек уже сам поступает по-христиански, живет по-честному и спасается достигая святости. И происходит это уже при жизни.

Поэтому спасение – это преодоление в себе греховной наследственности, приобретенных греховных навыков, устремлений, желаний. И посредством этого – достижение чистоты и святости. Это и есть спасение.

И ведь почему мы называем Христа Спасителем? Давайте посмотрим на то, как проходит наша духовная жизнь. Выходим мы на улицу и говорим себе: всё, соблюдаем заповеди теперь, вот прям с этой минуты. Ко всем теперь относимся доброжелательно, не крадем, не желаем чужой жены и так далее. Только решили мы жить честно и начинается... Входим в метро, хамят, толкаются, наступают на ноги…

А. Челышев:

- И тут чужая жена…

Игумен Петр Еремеев:

- И чужая жена, и чужое имущество, и желание пройти через турникеты, не оплатив за проезд. Одни испытания, а своих сил не хватает. И кричим тогда: Господи, спаси, не можем сами! Это и есть потребность в помощи в спасении от дурных навыков и пороков. Только человек понимающий, что он сам не может исправиться, называет Бога Спасителем.

А. Челышев:

- У меня небольшой диссонанс в голове. С одной стороны, отношение человека к Церкви – это нечто сугубо личное, интимное, где только я и мой духовный наставник или только я и храм. Или просто только я. А тут вдруг такие на весь свет заявления о том, что Церковь думает по тому или иному поводу. И тут же вопрос: а если представитель Церкви, священник думает иначе? Что, он теперь не имеет права высказывать позицию, отличную от официальной церковной позиции? И чем в таком случае Церковь отличается от министерства?

Игумен Петр Еремеев:

- А что такое Церковь?

Так получилось, что я жил, учился и служил в разных местах – в России и за рубежом. И общался с разными журналистами. И чаще всего с людьми из светской медийной среды. И хочу вас удивить, они тоже Церковь. Большинство известных мне журналистов, работающих на телевидении, на радио, в печатных СМИ, в масс-медиа в Интернете, люди или глубоко верующие и практикующие христиане, либо те, кто по-настоящему, будучи крещеными, ищут Бога в своем сердце и постепенно обретают Его.

Церковь – это все мы, спасаемые в Боге. Все мы, вместе, за руку идущие в Царство Божье через личное спасение, изменение себя. И каждый из нас стремится поделиться с окружающими собственным духовным опытом, собственным драгоценным приобретением живой веры. Это часто делают через свои материалы и Ваши коллеги в различных СМИ. Случается, что при этом они говорят, ссылаясь на мнение или позицию Церкви, как источника духовного опыта и знания. Так поступают не только журналисты, но верующие люди из разных профессий.

Случается нам иметь и различные мнения по вопросам жизни Церкви в современном мире. И резонно возникает вопрос – имеет ли право священник, верующий человек выражать свою личную точку зрения? Конечно, имеет. И сегодня многие священники и миряне выражают свою личную точку зрения по многим вопросам.

При этом надо понимать, что от лица Церкви, от лица всего нашего большого спасающегося сообщества людей, верующих в Бога, может выступать только Собор Церкви.

Если и говорить о некой схожести этого с партийностью или министерством, то скорее можно говорить о том, процессы, в них протекающие в чем-то похожи на жизнь Церкви. Но только не наоборот.

А. Челышев:

- Хотелось, чтобы именно так все и было. Пиар сегодня Церкви для чего нужен? Чтобы официальную позицию грамотно, правильно и до максимально широкой аудитории доносить? Или саму Церковь, само учение Христа по православному образцу сделать, привлечь к нему большее число последователей?

Игумен Петр Еремеев:

- Я думаю, что едва ли верно говорить о продвижении, о пиаре Церкви как некой институции. Потому что у Церкви нет цели себя саму продвигать, или себя саму рекламировать. Церковь имеет другую задачу и ее осуществляет. Это донесение до людей Божьего Слова о мироздании и цели жизни человеческой.

Речь должна идти о том, что журналисты от Церкви или церковные СМИ должны научиться доносить до современного человека, до разных уровней – от обывателя до интеллектуала – высокие те ценности, которые Церковь выражает на протяжении всей своей истории.

Создавая кафедру журналистики и связей с общественностью в нашем университете, мы и руководствовались задачей подготовить квалифицированные кадры в сфере журналистики, повысить квалификацию уже работающих церковных журналистов и журналистов от светских СМИ.

Е. Чинкова:

- На встрече с православными журналистами не так давно Патриарх Кирилл призывал активнее действовать в Интернете, самих священнослужителей – писать в своих блогах. Есть какие-то первые итоги этой инициативы? Удается закреплять позиции в информпространстве?

Е. Жосул:

- Церковь последние лет десять достаточно активно в Интернете присутствует. У многих священников есть свои блоги, есть масса электронных СМИ сегодня, которые развивают и выпускают церковные организации, православные. В начале 2000-х у многих были фобии, в том числе и у церковной публики, например, к Интернету. А является ли это богоугодным делом? А не является ли это чем-то недопустимым для православных? Теперь это разговоры вчерашнего дня, никакого отношения к нам сегодня уже не имеющие.

Е. Чинкова:

- А как поживает православный канал, запущенный в Интернете?

Е. Жосул:

- Он был запущен в октябре прошлого года. Официальный канал Русской Православной Церкви. За шесть месяцев его работы его посещаемость выросла, по-моему, раза в три или в четыре.

Звонок от радиослушателя Андрея:

- Я считаю, что нужно продвигать именно православие. Потому что сейчас уже почти сто лет после 1917 года – так перевернули и цифрами, и датами, и вообще слово Божье перевернули, что люди очень мало знают. Я столько открытий для себя из вашей беседы обретаю, из передач «Комсомольской правды». Очень много говорится плохого о православии, иноверного, неправославного очень много. И почему-то мир этому менее сопротивляется. Многие в православии заблуждаются, сектами многие увлекаются. Пускай будет это просвещение. Дай Бог вам здоровья. Спасибо.

Игумен Петр Еремеев:

- Спасибо за пожелание. Действительно, сам Христос говорил том, что мир во зле лежит. Что мы хотим, чтобы заповеди Божьи, по которым должен строить свою жизнь человек, были воспринимаем всеми однозначно хорошо? Увы, так никогда не будет.

Если Господь, Творец наш, говорит: не убивай, не кради, не прелюбодействуй и будешь счастлив. Но многие живут вопреки этим законам духовной жизни и до поры чувствуют себя прекрасно.  Они не готовы сегодня даже терпеть того, чтобы другие люди вместе с тем жили иными ценностями. Не готовы, потому что это потребует и от них самих перемен в жизни, а они ищут себе подобных.

Поэтому, хотим мы или не хотим, но то, что возвещает Церковь миру, говоря о правде, о высоком призвании человека, о необходимости тяжелой работы над собой, все это будет вызывать у большинства даже наших, увы, и радиослушателей, неприятие.

А. Челышев:

- Нас тут упрекнули, что мы о высшей математике не пишем, не говорим, не просвещаем народ. Не высшая, но все-таки математика. Простейшие правила. Если смешать плюс и минус, в итоге все равно отрицательное число получится. Минус победит. И так же в жизни. Если есть люди праведные, не крадущие, не убивающие и жены чужой не желающие, и рядом  с ними живут люди, которые заповедей не исполняют и при этом их никто за это не наказывает, вот их пример, пример жизни легкой, неправедной, он будет побеждать. Опять же, обращаясь к математике, только минус на минус плюс даст. Может быть, мы обратимся к Богу, к праведности во всенародном масштабе только после того, когда какое-то большое количество людей, живя неправедно, в конце концов, поймут, что мы просто друг друга уничтожаем и это не то, что нам нужно.

Игумен Петр Еремеев:

- И да, и нет. Вспомним события Великой Отечественной. Кто поднимал людей из окопов? Наших солдат разве поднимало в полный рост и под пули квалифицированное большинство? Часто поднимал один герой. Вставал командир, вставал боец и поднимал сто, двести, пятьсот, пять тысяч человек. И все шли за ним одним.

Христос замечательно сказал, что «вы – соль земли», обращаясь к ученикам на общем фоне окружающих тысяч неверующих или инаковерующих людей.

Малое число святых спасает число большее – это закон духовной жизни. Такая духовная математика. Помните, как в Ветхом Завете описывается гибель Содома и Гоморры. Какая истина там раскрывается? Оказывается, ради жизни нескольких праведников может стоять целый город полный самых отъявленных грешников. Жизнь и молитва нескольких праведников спасает целую страну. Закон духовной жизни имеет свои законы, свои пропорции.

Но Церковь, все мы должны говорить миру о том, как должен жить человек, к чему призывает нас Господь. Если христиане будут молчать, если сами будут жить не по Божьему закону, то праведность со временем иссякнет и, конечно, мир погибнет.

Потому будем проповедовать, возвещать истину и правду, и тем большее число людей прислушаются к Слову Божьему и изменят свою жизнь.

А. Челышев:

- Это если любой представитель Церкви может выйти и возвестить. А если выйти может только один официальный представитель Церкви и возвестить…

Игумен Петр Еремеев:

- Меня в Церковь привела женщина – бабушка лет семидесяти, совершенно случайным образом поговорив со мной раз и два. Не священник. Именно общение с мирянами подвигло меня стать верующим человеком. Потом уже в конце внутренне длинного для меня тогда, но короткого в календарном отношении пути я встретил священника. И он как бы завершил мое вхождение в Церковь.

О православных ценностях может, кто угодно говорить. И когда Елена Викторовна готовит журналистов к связям с общественностью от лица Церкви, она ведь готовит не только священников к этим связям с общественностью, а девочек и мальчиков, мужчин и женщин разных возрастов. Любой по-настоящему верующий человек, имеющий огонь в сердце и силу в своем слове, может обратить тысячи людей к вере в Бога.

Звонок от радиослушательницы Валентины, Волгоград:

- Современный человек просто не рассматривает даже вопрос о вере. И голова у него совершенно пуста. К нему подходят на улице, в квартиры стучатся всякие сектанты. И на пустую голову все это вываливают. А почему же христианская вера не может похоже действовать - объявления развесить, пригласить на службу?

А. Челышев:

- Скажу за пустые головы. Если человек ни в кого не верит, это еще не значит, что у него пустая голова. Если человек – доктор физико-математических наук или медицинских наук, говорят, физики, математики, медики достаточно редко верующими бывают. Но все-таки бывают. Отсутствие веры во что-то – это еще не значит отсутствие веры в принципе. Может, человек верит в науку. Это еще не говорит о пустой голове. А в остальном ваш вопрос вполне уместен.

Игумен Петр Еремеев:

- Интересный вопрос, который и Святейший Патриарх поднимает, и духовенство обсуждает. Сегодня мы переживаем время, когда количество действий Церкви в лице священнослужителей и мирян переходит в качество. Если, допустим, храм располагается в квартале, где компактно проживают 10 или 15 тысяч человек, то уже сегодня в нем можно наблюдать настоящую общинную жизнь, когда священники знают поименно своих прихожан, знают семьи, проживающие в этом районе, которые крестят своих детей здесь, венчаются здесь, приходят по нуждам и потребностям. И возникает удивительная духовная связь, формирующая христианскую общину. Тогда уже и церковные объявления на дверях в подъезды смотрятся уместно, газеты этого прихода лежат на подоконниках здесь же. И здорово, когда священники находят для себя возможным, имея соответствующую подготовку или, может быть, самодеятельно издавать при каждом приходе свои приходские газеты, приходские журналы даже, листки. Даже приходские научные конференции сегодня устраивают в отдельных городах и селах. Это же замечательно.

Мы постепенно переходим на новый уровень церковной жизни. Когда-то мы строили храмы, золотили купола и отливали колокола, этим довольствовались, но сегодня все больше внимания начинаем уделять внутренней жизни общины. И, слава Богу, что духовенство это понимает и меняет свое отношение и к своему служению, и к приходящим в храм людям.

А. Челышев:

- Но по улицам все равно не будут ходить православные священники, подходить к человеку и говорить: я не денег пришел просить, я ничего не продаю, а вот…

Игумен Петр Еремеев:

- Давайте поговорим о Библии, - как говорят некоторые сегодня на улице?

А. Челышев:

- А с другой стороны, о чем спрашивать?

Игумен Петр Еремеев:

- Открою большую тайну. Проблема в том, что священников не хватит на все улицы. Я имею в виду наше ограниченное количество. У священника сегодня на каждый день записано пять-шесть венчаний, крещений, отпеваний, причащений на дому, посещения детского дома или иного социального учреждения. Сегодня уже такое количество воцерковленных людей, нуждающихся в пастырской поддержке, что мы физически не успеваем выйти на улицу и поговорить с прохожим. Но случается общаться с людьми на улице по пути в магазин, храм или еще куда-либо. У меня никогда не выходило пройти по улице и оказаться невостребованным. Обязательно подойдут люди – или благословение возьмут, или вопрос зададут.

Даже так выходит, что нет необходимости священнику, останавливать кого-то на улице и предлагать поговорить о Боге. Его самого останавливают!

Но нас пока очень мало, увы. Другое дело, что сегодня многие миряне – просвещенные и образованные проповедуют сегодня и на работе, и по службе, и общаясь с людьми, добрым словом и отношением.

Е. Чинкова:

- Я помню, Патриарх Кирилл ранее распорядился ввести в приходское штатное расписание специальных людей по работе с молодежью.

Игумен Петр Еремеев:

- И социальных работников.

Е. Чинкова:

- В чем их задача заключается?

Игумен Петр Еремеев:

- Работа с теми, кто уже приходит в храм и с теми, кто находится на его пороге. Вместе с тем, это работа и вне храма по запросу организаций, учреждений, различных обществ. Вот их задача – работать с этими людьми, когда священника не хватает. Есть помощники и деятельные миряне. Они и идут, работают с людьми.

Е. Чинкова:

- Их услуги востребованы? Много молодежи идет?

Игумен Петр Еремеев:

- Безусловно. Их тоже не хватает – тех, кто есть сегодня.

Звонок от радиослушателя Леонида Сергеевича:

- Я человек верующий, я хочу к отцу Петру обратиться вот с какой просьбой. Дело в том, что воцерковление само по себе, на мой взгляд, уже старого человека, недостаточно. Потому что очень многие люди, вообще не читавшие Библию, этим и ограничиваются. С другой стороны, смотрите, какой пример. Я опрашивал многие десятки людей. Какой праздник наступает после Рождества? И никто почти не говорит, что это праздник Обрезания Господня. Это неграмотность. Причем Церковь, конечно, отмечает этот великий праздник. Но то, что народ этого не знает, говорит о слабости пропаганды Библии и Евангелия. Разговор об этом идет поверхностный.

А. Челышев:

- Что вы предлагаете?

Леонид Сергеевич:

- Я думаю, что здесь надо в храмах и при храмах в каких-то общественных организациях или просто собраниях говорить о Библии, вглубь уходить, а не поверхностно в ритуалы.

Игумен Петр Еремеев:

- Я с вами согласен. И сегодня во многих храмах это происходит. Кроме расписания совершения богослужений и треб на входе в церковь можно прочитать объявления о различных приходских встречах, лекториях, праздниках. Сегодня мы уже об этом говорили. И силами священства этого прихода, силами образованных прихожан, мирян, преподавателей воскресной школы устраиваются и библейские вечера, и большие просветительские программы. Все это становится постепенно нормой жизни для нашей Церкви. И, слава Богу.

Фото: Кирилл НОВОТАРСКИЙ.

Елена ЧИНКОВА

http://penza.kp.ru/daily/25672/833014/

 

Религия. Доступно. Для молодежи21.04.2011

 

Религия. Доступно. Для молодежи

 

Воспитанию молодежи в нашем городе уделяется достаточное внимание. Однако без духовных начал человека трудно «наставить на путь истинный». В рамках запланированного цикла «Молодежь и религия» 14 апреля в ДК «Современник» прошел круглый стол.

На встречу с молодыми зареченцами пришли представители духовенства: православных христиан — иерей олья (Зайцев) и мусульман — имам-мухтасиб Ислям Давыдов.

«Традиционные религии России: православие и ислам» — так звучала тема круглого стола. На протяжении выступлений духовенства рассказывалось об основе каждого вероучения, духовно-нравственных установках. Христианство и ислам не противоборствуют друг с другом, но воспитывают в своих приверженцах общечеловеческие моральные ценности. Много говорилось об истинно и формально верующих.

Молодежь задавала вопросы и получала ответы. Отец Илья развенчал раздутую шумиху в центральных СМИ по поводу женского «дресс-кода», объяснив, что священник осеволод (Чаплин) озвучил только свое мнение о том, что «откровенно» одетые женщины бывают сами виноваты в нападениях на них насильников.

В последнее время из-за множества террористических актов и их организаторов-«мусульман» к этой религии сложилось негативное отношение. Ислям Давыдов пояснил, что действия экстремистов — псевдо-мусульман, прикрывающихся исламом, — противоречат основе этого вероучения.

Главной целью мероприятия стало знакомство с традиционными религиями России. Роман, 18 лет: «Я православный. Открыл для себя много интересного за круглым столом. И буду еще больше ходить в церковь».

Галина ТАРАСОВА

http://www.gazetang.ru/zarnews/7631-religiya-dostupno-dlya-molodezhi.html

 

21.04.2011

 

Страстная седмица

 

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.

Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или предсказано, а в Новом — изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя. Постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения.

Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.

Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы.

Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершались.

Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности.

Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.

В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — переполняют душу верующего христианина.

Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы.

Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре.

При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия.

Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять?

Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой; как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве.

И еще спросим себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни.

После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это...

Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы — путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря — говения, для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни.

И как же не говеть в дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя.

Путь Страстной седмицы — оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям.

Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение.

Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы — одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу.

Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Из книги «Как провести Страстную седмицу». Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1997.

http://k-pravoslav.ru/news+article.storyid+713.htm

Автор: o.Maksim 21/04/2011 Другие новости этого автора

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг