Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

Митрополит Серафим: «У задумок и планов появились видимые результаты и итоги»

 

16.01.2016

 

Традиционно, в Рождественские дни митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим стал гостем ГТРК «Пенза». В беседе с корреспондентом телерадиокомпании, председателем Издательского отдела Пензенской епархии Евгением Белохвостиковым Его Высокопреосвященство рассказал об итогах работы 2015 года, и о планах на текущий год.

 

– Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Прежде всего, позвольте поздравить Вас с великим праздником Рождества Христова.

– Спасибо!

 

– Владыка, в эти дни исполняется два года, как Вы были избраны управляющим Пензенской епархией, и уже традицией стало подводить некие итоги. Что для Вас лично является итогом этого года, а, может быть, и обоих лет?

– Наверное, то, что у задумок и планов, которые я перед собой ставил, появились видимые результаты и видимые итоги.

Прежде всего, конечно, хотелось бы поблагодарить Бога за то, что в этом году мы довольно плодотворно работали вместе со всеми священнослужителями, провели массу различных мероприятий и церковно-просветительского характера, и связанных с открытием новых приходов, и с миссионерским служением на Пензенской земле. Пожалуй, самым отрадным для меня за период служения в последнем году стало то, что мы совершили ряд Литургий в тех храмах, которые не открыты, и даже, наверное, не смогут быть полностью отреставрированы и принимать прихожан в ближайшие годы. Это храмы в Марфино, Юлово Мокшанского района, в селе Максимовка Каменского района. Но за короткий промежуток времени сами местные жители во главе с нашими священниками смогли провести уборку этих храмов, минимально их подготовить для служения Божественной литургии, и в некоторых храмах спустя 70-80 лет были совершены Литургии, на которых собрались фактически все жители села.

А для епархии самое главное – чтобы продолжалось строительство Спасского кафедрального собора: пусть даже не теми темпами, которые мы намечали, в виду различных объективных причин, в том числе финансово-экономического состояния нашей страны. Конечно, мы должны сказать, что число жертвователей сократилось, потому что, наверное, люди не имеют таких возможностей. Но при всем том стройка, ни на один день в году не была прекращена, и мы мало-помалу подходим к завершению строительных работ. Надеюсь, что спустя год-два мы сможем увидеть Спасский кафедральный собор во всей его красе. Это и вызывает внутренне удовлетворение и стремление работать дальше.

 

– Действительно, в Пензенской области открывается и строится много церквей. В 2015 году, сколько примерно было открыто новых храмов?

– В ушедшем году открыто десять новых приходов, семь из них зарегистрированы и три находятся на стадии регистрации. В самом городе Пензе, в микрорайоне Кривозерье, построен новый храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, тысячелетие преставления которого отмечала вся полнота Православной Церкви в 2015-м.

Кроме того, я благодарен администрации города Пензы за то, что нам выделен еще участок в районе Севера. Это тоже является для нас прорывом, потому что жители микрорайона Север неоднократно обращались в епархию и ко мне лично с тем, чтобы у них был открыт храм. Я думаю, в ближайшие три-четыре месяца мы приступим к строительству сначала временного храма, а затем и к возведению полноценной церкви в этом месте.

Также выделен участок в Терновке, точнее, в «Сурском квартале», который относится к Пензенскому району. Для Терновки это сейчас тоже очень актуально, потому что фактически на такой огромный район у нас сейчас только один храм Святителя Николая. Нам нужно, я думаю, стремиться к тому, чтобы хотя бы еще два-три прихода в Терновке открыть, как это сделано сейчас, например, в Арбеково.

 

– Владыка, Вы упомянули о селах, в которых действительно не так много осталось жителей, чтобы построить или даже восстановить старый храм. Какой выход находите в этих ситуациях?

– Мы прекрасно понимаем, что, наверное, большинство этих сел через пять-десять лет вообще вымрут. Но, слава Богу, осталось очень много помещений, в том числе бывших администраций, бывших домов культуры или школ, которые никак не задействованы, и мы, скажем так, арендуем эти помещения у муниципалитетов, чтобы совершать регулярные богослужения.

Я считаю, что это очень важно. Я за прошедший год совершил поездки по четырем районам нашей области, осмотрел многие села, оценил возможности к открытию храмов. И, слава Богу, сейчас ведутся работы в селе Синодское Шемышейского района по восстановлению храма – там довольно-таки хороший старинный храм. Думаю, что к Пасхе мы осилим там начать богослужение.

В селе Колышлейка Пензенского района мы нашли здание администрации, в котором уже проводятся богослужения. Кроме того, начаты богослужения в таких селах, как Долгоруково – оно достаточно большое и перспективное, мы знаем, что это село будет существовать. Я был очень рад совершить там первое богослужение летом, и сейчас это хороший, крепкий приход.

Что касается многих других сел, то мы изыскиваем возможности к тому, чтобы там открывать новые приходы. В основном это приспособленные помещения – так называемые молитвенные дома. Но самое главное – это служит окормлению десятков и сотен людей, проживающих в этих селах.

 

– Но ведь есть случаи, когда село или почти вымерло, или храм вообще стоит в чистом поле. Возникает тяжелый вопрос: что делать с храмами в тех местах, где вообще нет населения?

– Мы идем к тому, чтобы разработать программу по спасению этих храмов. Конечно, мы их не можем восстановить полностью, но мы должны все сделать для того, чтобы они были законсервированы, чтобы, по крайней мере, была какая-то крыша и заделаны окна и двери, чтобы туда не проникали ни люди, ни скот, чтобы их не разрушали до конца.

Перспектив у этих храмов, конечно, очень мало, но, может быть, стоит остановить их разрушение даже для того, чтобы сохранить какую-то народную память. Ведь у нас есть очень благочестивый обычай: в родительские субботы, где бы люди ни жили, в Москве, Санкт-Петербурге и даже за границей, многие стремятся посетить те древние погосты, которые находятся рядом с уже утраченным селом или храмом, и такой приход людей в эти приходы достаточно многочисленный. Может быть, можно будет ввести традицию в таких храмах именно в эти дни совершать богослужения, когда на Троицкую родительскую субботу либо в дни радуницы люди приезжают, чтобы почтить своих родственников, и это хотя бы на какое-то время продолжит жизнь приходов.

Есть у меня еще один проект: я хотел бы в ближайшее время обратиться к администрациям наших районов, поскольку сейчас часто возникают различные коттеджные поселки рядом с крупными центрами, и люди, которые не желают жить в многоэтажных жомах, перебираются в эти поселки и уютно себя там чувствуют. В основном это – освоение новых земель. Но почему бы, если рядом с городом было когда-то село и находится храм, не выделять под строительство таких поселков именно эти территории, чтобы храмы вновь оживали? Не знаю, насколько это перспективно, но, думаю, один-два таких проекта вполне можно реализовать.

 

– Увеличивается количество приходов, но растет ли число духовенства? Я помню, два года назад на Рождество и Крещение настолько острой была нехватка кадров, что даже на двунадесятые праздники не во всех приходах удалось совершить богослужения. Удалось ли это исправить?

– За два года это довольно сложно исправить, но хочу констатировать, что, по крайней мере, в эти рождественские праздники мы уже можем большинстве приходов нашей епархии (а это почти сто сорок приходов семи районов Пензенской области) обеспечить, чтобы в большие праздники проводились везде богослужения. Конечно, количество духовенства увеличилось ненамного, примерно на тридцать человек, а нужно хотя бы еще столько же, но, думаю, со временем темпы решения этой задачи будут снижаться. Ведь в первый год служения я старался больше привлечь людей и изыскивал все возможности, которые есть, но они не безграничны. А наша духовная школа не вполне способна закрыть все эти кадровые дыры. Выпускников не так много – 5-7 человек в год.

Но при всем том, думаю, что в течение еще трех четырех лет мы уже сможем говорить о более качественной работе наших пастырей. Потому что, честно говоря, когда я пришел на Пензенскую кафедру два года назад, мне было немного совестно от священников требовать чего-то большего, потому что большинство из них служили по три-четыре раза в неделю. Кроме того, у каждого пастыря есть семья, о которой тоже нужно заботиться, воспитывать детей, уделять внимание супруге и делать многое другое, поэтому я считал, что их служение и так – большой подвижнический труд. Но сейчас, когда священников, безусловно, становится больше, темпы работы не должны ослабевать, и я считаю, что с появлением новых священнослужителей мы сможем выйти на качественно другой уровень.

 

– Рождество Христово – традиционно один из самых любимых праздников для воспитанников воскресных школ. Уже чуть ли не с начала учебного года делаются вертепы, учатся колядки, проводятся прочие мероприятия. Вы упомянули недавно на епархиальном собрании о том, что в Пензенской епархии менее 50 воскресных школ. Этого не достаточно?

– Конечно, недостаточно. Я уверен, что воскресная школа должна существовать при любом приходе, даже самом малочисленном, и если в составе воскресной школы будет пять-шесть человек – это тоже воскресная школа (хотя, по нынешним стандартам, который установил Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, мы не можем называть это воскресной школой, но все же это группа, и она должна существовать, причем совершенно на различных уровнях). В воскресной школе не обязательно должны быть только дети, это могут быть подростки, взрослые люди и даже люди преклонного возраста.

Не открою большого секрета, что наши люди с религиозной точки зрения малообразованны. Говоря о качественном пастырском служении, я имел в виду именно это: чтобы пастырь занимался не только соблюдением и исполнением тех запросов, которые человек от него просит, но и просветительской деятельностью. Священнослужитель – это не просто совершитель Таинств, это, прежде всего, проповедник Евангелия и веры. Поэтому стремление к увеличению количества духовенства, прежде всего, в том, чтобы оно было не количественно больше, а качественно больше, чтобы это все были люди искренние, образованные, которые могут повести, увлечь, повлиять на ситуацию.

Ведь преподавание в воскресной школе – довольно сложный процесс: попробуйте заманить туда ребенка, который в течение шести дней обучается в общеобразовательной школе, тем более, с теми нагрузками, которые сейчас в школе существуют. У него остается единственный выходной, и разве он будет его посвящать учебе? Поэтому я требую от священнослужителей, чтобы время в воскресных школах было организовано таким образом, чтобы было как можно меньше лекционных занятий и как можно больше развития детей через игры, рукоделие, спорт, патриотическое воспитание. Ведь очень важно человеку, чтобы он желал туда идти, а куда же он пойдет, если его вновь заставят сесть за парту и заниматься тем же, что он делал в течение шести дней? Поэтому здесь нужно выработать совершенно иные подходы, более грамотные, и для этого нужны люди творческие.

 

– 2016-й год в Русской Православной Церкви пройдет под знаком тысячелетия русского монашества на Афоне. И Вы упомянули о том, что, в связи с этим, будет уделено особое внимание пензенским монашеским обителям. Что это значит, в чем нуждаются наши монастыри?

– Во-первых, о наших монастырях мало кто знает. Если это не место паломничества, то, например, находящийся в центре города Троицкий женский монастырь для многих – обычный приход. А чем он живет, что в его жизни является приоритетом, и чего он избегает – думаю, будет интересно узнать более широкому кругу людей. Кроме того, Троицкий монастырь – это одна из самых богатейших историй, и ее мы, безусловно, должны донести до нашего народа, вспомнить о том, кто захоронен на территории монастыря, кто были архитекторы, которые построили эти дивные храмы.

То же самое – со Спасо-Преображенским монастырем: не менее богатая история, не менее богатый некрополь, который, кстати, совершенно забыт, и мы знаем, что на этой территории продолжают сохраняться цеха уже несуществующего завода.

Кроме того, хотелось бы привлечь внимание к монашеству вообще. В православной среде особое отношение к монастырям, и прихожане очень любят посещать наши обители и молиться в них, но они очень мало знают о внутренней жизни монастыря, о том, что побудило людей к тому, чтобы уйти в монастырь. Я думаю, что ряд таких духовно-просветительских передач, публикаций, конференций, открытых разговоров со студентами и интеллигенцией очень важно сделать. И в чисто паломническом плане необходимо открыть новые маршруты для того, чтобы паломники знали наши пензенские святыни. Большинство из нас стремится на Афон, в Иерусалим, к всероссийским святыням, а то, что находится рядом с нами, мы порой не замечаем. Поэтому тысячелетие русского присутствия на Афоне мы должны отметить именно таким образом.

 

– И, конечно, о еще одном местном юбилее, пусть не таком грандиозном, я хотел бы спросить. На Рождество исполняется 150 лет со дня основания журнала «Пензенские епархиальные ведомости», и 25 лет со дня его возрождения, по благословению приснопамятного архиепископа Серафима. В XIX веке это был первый и единственный пензенский журнал, в 90-е годы – единственное средство массовой информации Пензенской епархии. Сейчас и журналов много, и у епархии есть своя телепрограмма, своя радиопрограмма, газета, сайт. Как Вы видите, какое место у журнала среди этих СМИ, и вообще, зачем он существует – не просто же ради традиции?

– Любое официальное издание очень важно, невзирая на то, что появляются совершенно новые средства информации, более совершенные и доступные. Я все же считаю, что любое печатное издание, как и любая книга – нечто более живое. И, конечно, наши «Пензенские епархиальные ведомости» продолжают традицию дореволюционных поколений, которые очень много внимания уделяли местной истории, местным подвижникам благочестия. Я считаю, что это очень важно, и надеюсь, что в этом году мы на День православной книги достойно проведем празднование юбилея журнала. 150 лет – для местного издания, первого в своем роде – большой юбилей, и нам следует провести торжества на серьезном уровне, показав, что первый журнал Пензенского края не утратил своей актуальности и по сей день.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67274

 

В Пензе начал работу второй открытый губернский фестиваль православной культуры «Спасские вечера»

 

16.01.2016

 

 

16 января, в субботу, в 12.00, в Лермонтовском сквере города Пензы начал работу второй открытый губернский фестиваль православной культуры, посвященный возрождению Спасского кафедрального собора, «Спасские вечера».

Открыл мероприятие митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Во время приветственного слова Высокопреосвященнейший Владыка отметил вклад властей и жителей города Пензы в строительство собора и поблагодарил за посильные пожертвования. Он наградил патриаршей медалью святого равноапостольного князя Владимира генерального директора ООО «Гражданпроект» Шляхина Юрия  Евгеньевича. Также собравшихся поприветствовали вице-губернатор Пензенской области Савин Валерий Александрович и Председатель Законодательного Собрания Пензенской области, секретарь пензенского отделения партии «Единая Россия» Лидин Валерий Кузьмич. После чего стартовала концертная программа, в которой принял участие сводный хор Пензенской епархии под управлением иерея Владимира Ольхова.

После официальной церемонии открытия фестиваля правящий архиерей, представители власти, духовенство и все гости фестиваля приняли участие в акции «Рождественская ель», где присутствующие, сделав пожертвование и написав желание на елочной игрушке, украсили рождественскую ель у Спасского кафедрального собора.

По завершению акции состоялся благотворительный аукцион с розыгрышем лотов. Далее высокопоставленные гости осмотрели творческие площадки, организованные в Лермонтовском сквере.

Фото: Г. Авдалян.

[Показать слайдшоу]

 

IMG_9743IMG_9744IMG_9746IMG_9762IMG_9764IMG_9765IMG_9772IMG_9775IMG_9784IMG_9786IMG_9789IMG_9796DSC_2756DSC_2811DSC_2827DSC_2828DSC_2833DSC_2870

ВИДЕО: https://youtu.be/IBtZaREt5VE

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67286

 

В Пензе состоялся второй открытый фестиваль православной культуры «Спасские вечера»

 

16.01.2016

 

 

В рождественские дни Спасский кафедральный собор стал центром притяжения горожан и гостей города Пензы. 16 января в сквере им. М. Ю. Лермонтова прошел второй открытый фестиваль православной культуры «Спасские вечера», который был организован Пензенской епархией при содействии правительства и общественных организаций города и области.

На площади перед строящимся собором расположилась рождественская ярмарка с яствами и поделками: расписными деревянными игрушками, изделиями из бумажной лозы и др. Все желающие смогли прокатиться на санях, а также на собачьей упряжке.

Рядом с колокольней была установлена рождественская ель и концертная площадка, где всем желающим было предложено принять участие в благотворительном аукционе, лотами в котором были различные детские поделки, картины пензенских художников, а также рождественский гусь, выращенный воспитанниками Пензенской православной духовной семинарии.

После благотворительной части началось народное гулянье. Рождественское настроение на главной сцене фестиваля создавали известные фольклорные коллективы города. Все желающие могли не только услышать традиционные народные напевы, но и поучаствовать в хороводах и народных играх.

На территории Благовещенского храма был организован мастер-класс по колокольному звону. Его провел звонарь Спасского кафедрального собора Аркадий Царан.

На рождественской ярмарке можно было полакомиться свежей выпечкой, горячими напитками и сладостями. Каждый желающий мог отведать имбирные пряники и расписать их сахарной глазурью.

Особый интерес у посетителей вызвало рождественское фотоателье, где на фоне вертепа можно было сделать фотографию в ретро-костюмах всей семьей.

Пока взрослые выбирали сувениры, дети с интересом участвовали в творческих мастер-классах, водили хороводы, и участвовали в традиционных русских народных играх.

Напомним, что фестиваль православной культуры Спасские вечера, посвященный возрождению Спасского кафедрального собора, проходит в Пензе во второй раз. В качестве организаторов выступают Пензенская епархия русской Православной Церкви, правительство и Законодательное собрание Пензенской области, региональное министерство образования, управление культуры и архива Пензенской области и др.

Фото: А. Дубровин, И. Клопов.

[Показать слайдшоу]

 

 12.12.323456789101112131415.JPGIMG_9800IMG_9811IMG_9814IMG_9816IMG_9819IMG_9820IMG_9823IMG_9828IMG_9832IMG_9833IMG_9837IMG_9842IMG_9845IMG_9857IMG_9860IMG_9863IMG_9874IMG_9876IMG_9878IMG_9892IMG_9893IMG_9895IMG_9897IMG_9900IMG_9903IMG_9905IMG_9908IMG_9918IMG_9919IMG_9921IMG_9922IMG_9931IMG_9933IMG_9944IMG_9951IMG_9956IMG_9963IMG_9965IMG_9969IMG_9973IMG_9974IMG_9976IMG_9977IMG_9979IMG_9984IMG_9988IMG_9989

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67313

 

Очередной выпуск телепрограммы «Вопросы веры» посвящен архиепископу Серафиму (Тихонову)

 

16.01.2016

 

 

Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» рассказывает об архиепископе Серафиме (Тихонове).

Гость студии – Александр Дворжанский, древлехранитель Пензенской епархии, один из авторов книги «Святитель пламенеющий», посвященной архиепископу Серафиму (Тихонову).

Напомним, что телепрограмма «Вопросы веры» выходит в эфир на телеканале «Союз» по четвергам в 3.30 и в 15.30.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67361

 

В рамках фестиваля «Спасские вечера» на строительство первохрама Пензы собрано более 320 тысяч рублей пожертвований

 

18.01.2016

 

Спасский Кафедральный собор. Возрождение

soborpenza.cerkov.ru

 

В фестивале приняли участие жители Пензы и гости нашего города. 320 тысяч 750 рублей собрано организаторами в рамках второго открытого губернского фестиваля православной культуры «Спасские вечера», посвященного возрождению Спасского кафедрального собора и приуроченного к 195-летию освящения главного престола во имя Всемилостивого Спаса.

Все средства, пожертвованные жителями города на строительство первохрама, планируется направить на отделочные работы.

Напомним, что второй открытый фестиваль православной культуры «Спасские вечера» состоялся в Лермонтовском сквере Пензы в минувшую субботу, 16 января.

В качестве организаторов выступили Пензенская епархия Русской Православной Церкви, правительство и Законодательное собрание Пензенской области, региональное министерство образования, управление культуры и архива Пензенской области и др.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67532

 

О крещенской воде

 

18.01.2016

 

Считается, что именно в этот день, 19 января (по новому стилю), тридцатилетний Иисус Христос вошел в воды Иордана

discussiya.com

 

Двунадесятому празднику Крещения Господня (Богоявления) предшествует день строгого поста, именуемый Крещенским сочельником. В этот день и в сам праздник Крещения в храмах Православной Церкви принято совершать чин освящения воды, называемый «Великим» в силу особой торжественности обряда и в воспоминание евангельского события освящения водного естества Самим Спасителем. Освященная таким чином вода называется крещенской водой или «великой агиасмой», что в переводе с греческого языка означает «великая святыня», и отличается от воды, освященной малым чином, который совершается неоднократно в течение всего года.

Так как и в сам праздник Крещения Господня и накануне его, в Крещенский сочельник, водоосвящение совершается одним и тем же великим чином, то вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Крещенская вода используется для освящения икон, облачений, крестов, утвари, жилищ, для выпечки просфор. Православные христиане в течение всего года после праздника хранят великую агиасму дома, в святом углу, рядом с иконами. Ее принято употреблять натощак вместе с просфорой с особым благоговением. Принимаемая с верой и молитвой, такая вода очищает от духовной скверны и даже исцеляет телесные болезни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она долгое время сохраняется свежей и неиспорченной.

Православная Церковь благословляет принимать великую агиасму в качестве духовного утешения тем, кто по каким-то причинам не может быть допущен к Святому Причащению. До XVII века у славян был широко распространен особый чин причащения Богоявленской воды.

В России в день Крещения Господня освящение воды проводится и непосредственно на водоёмах в специально пробитых во льду прорубях-«иорданях», по сложившейся народной традиции предназначенных для окунания.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67533

 

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

19.01.2016

 

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

www.logoslovo.ru

 

19 января (6 января по ст.ст.) Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление). Празднество это установлено в память евангельского события, когда Господь наш Иисус Христос, по достижении Им 30-летнего возраста, принял Святое Крещение в водах реки Иордан (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34).

В то время проповедовал крещение своанн Предтеча, призывая приходящий к нему народ к покаянию. Когда в один из дней на Иордан пришел Сам Христос, чтобы креститься, св. Иоанн узнал Спасителя мира и сам хотел просить у Него крещения: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Но Христос настоял на этом, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15), освятить воду Своим Крещением и подать миру образ и пример Крещения. Так Он подтвердил святость и величие самого таинства, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

При совершении обряда над крестившимся Спасителем отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса. В это же время раздался глас Божий с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), что засвидетельствовало предназначение Иисуса как Мессии. Так при реке Иордан миру явилась Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Посему Крещение Господне именуется также праздником Богоявления.

После свершившегося Сын Божий удалился в пустыню ради сорокадневного поста и молитвы. С тех пор Святое Крещение стало одним из Таинств Церкви.

 

Тропарь, глас 1-й:

 

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67706

 

Представители Союза православной молодежи рассказали о значении и применении святой воды

 

20.01.2016

 

pokrovmaster.ru

 

В дни великого освящения воды представители Союза православной молодежи земли Пензенской рассказали прихожанам пензенских храмов о значении и применении святой воды, а также суевериях, связанных с ней.

Мероприятие прошло в рамках акции «Есть такой праздник!», инициированной Синодальным отделом по делам молодежи.

На приходах Пензенской епархии молодые люди раздавали информационные листовки о святой воде, в которых также содержится молитва на принятие просфоры и святой воды.

Макет был разработан активистами Союза православной молодежи Земли Пензенской. Общий тираж — 5 000 листовок.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67875

 

Богоявление Господне

 

20.01.2016

 

На Крещенье всякий православный человек если не на службе, то хотя бы на водосвятном молебне старается побывать, а если не получится – то обязательно найдёт время в течение дня прийти в храм за святой водой

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Святость воды, очевидно, для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповреждённой. Ещё в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что её принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т. д.

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает её пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и таким образом распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

Крещение – один из главных праздников Православной Церкви. При Крещении Господа в Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трёх Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице: по совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.

В Богоявленскую ночь, перед заутреней, Небо открывается. О чём открытому Небу помолишься, то и сбудется. Кто в Святки родился, должен в Крещенье в Иордани (проруби) искупаться.

День тёплый – хлеб будет густой, богатый урожай даст. О том же говорят туман над прорубью, снег крупными хлопьями. И, наоборот, день ясный, морозный – к неурожаю. Иными словами, ясная и холодная погода – к засушливому и, значит, неурожайному лету; пасмурная, влажная – к обильному урожаю. Метель в Крещенье – значит, и на Святой неделе такая же метель завоет.

19 января 2016 года было пасмурным и сырым, с утра с востока шёл снег. Что ж, будем ждать богатого урожая и при этом помнить, что «…и насаждающий, и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий».

Людмила САЛЯЕВА.

 

http://www.kurant-mayak.ru/news-3-3752.html

 

Вышел в эфир очередной выпуск телепрограммы «Сие заповедую вам: да любите друг друга»

 

20.01.2016

 

 

Очередной выпуск программы Миссионерского отдела «Сие заповедую вам: да любите друг друга» посвящен празднованию Рождества Христова.

В передаче рассказывается о торжествах, которые проходили в Пензенской епархии и о том, как православные верующие города Пензы отмечали великий праздник.

Также в новом выпуске можно увидеть работу благотворительного рождественского марафона «Дари Добро» православной молодежи «Скимен» Серафимовского храма города Пензы.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=67926

 

Митрополит Серафим наградил организаторов и активных участников фестиваля «Спасские вечера»

 

21.01.2016

 

 

21 января, в четверг, по итогам проведения второго открытого губернского фестиваля православной культуры «Спасские вечера», посвященного возрождению Спасского кафедрального собора и приуроченного к 195-летию освящения главного престола во имя Всемилостивого Спаса, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим наградил основных организаторов и активных участников мероприятия, представителей власти и руководителей коллективов.

Всего в числе награжденных оказались около 30 человек.

 

Напомним, что второй открытый губернский фестиваль православной культуры «Спасские вечера» состоялся в Лермонтовском сквере Пензы в субботу, 16 января. В качестве организаторов выступили Пензенская епархия Русской православной Церкви, правительство и Законодательное собрание Пензенской области, региональное министерство образования, управление культуры и архива Пензенской области и др.

Фото И. Клопов

[Показать слайдшоу]

 

IMG_0393IMG_0395IMG_0398IMG_0407IMG_0409IMG_0414IMG_0417IMG_0424IMG_0432IMG_0436IMG_0448IMG_0449

ВИДЕО: https://youtu.be/CoOnq7glwR0

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=68020

 

ПОКЛОНИТЬСЯ СВЯТЫНЕ. Ковчег с частицами святых мощей угодников Божиих прибыл в Вознесенский кафедральный собор Кузнецка

 

21.01.2016

 

 

В четверг, 21 января, в Вознесенский кафедральный собор Кузнецка доставлен ковчег с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского, преподобного Иова Почаевского, преподобного Амфилохия Почаевского, великомученика Димитрия Солунского, блаженной Матроны Московской, Вифлеемских убиенных младенцев.

Ключарь храма и благочинный Кузнецкого округа протоиерей Ростислав Ребровский в сослужении духовенства совершил молебен и произнёс проповедь.

Поклониться святым мощам можно будет в Вознесенском кафедральном соборе до 28 января.

Фото: Ю. Царёв

 

IMG_4369_MG_4379_MG_4382_MG_4389_MG_4413_MG_4398_MG_4395_MG_4399_MG_4402_MG_4409_MG_4411

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2016/01/21/poklonitsya-svyatyne-kovcheg-s-chasticami-moshhej-ugodnikov-bozhiix-pribyl-v-v-voznesenskij-kafedralnyj-sobor-kuznecka/

 

ИЗ ПОЧТЫ САЙТА

 

КРЕЩЕНСКИЕ КУПАНИЯ

 

22.01.2016

 

www.blamag.ru

 

Протоиерей Владимир (Гамарис).

 

Помолиться Богу, набрать святой воды великой агиасмы, вспомнить о Крещении Господнем, о Богоявлении Пресвятой Троицы на реке Иордан, о своём крещении, обещании Богу благочестивой христианской жизни при крещении и о своих грехах? Нет, к сожалению, настойчиво, требовательно добиваться стали КУПАНИЙ и бассейнов.

Примерно лет 10 назад стал повсеместно складываться новый, доселе неизвестный Церкви обычай окунаться в воду на Праздник Крещения. В настольной книге Булгакова как-то неясно, вскользь упомянуто суеверие, бытовавшее в дремучих лесах отдаленных регионов Российской империи, что хорошо и пользительно на Крещение окунаться в святую воду. На что совершенно резонно приводятся в книге церковные правила, запрещающие это и даже накладывающие прещения.

К сожалению, этот обычай стал символом не воцерковления, а скорее расцерковления, когда на Праздник Крещения Господня отнюдь не с молитвами, а с пьяными нецензурными криками и гиканьем КУПАЮТСЯ.

Мне этот новый обычай не нравится.

 

Вот что пишет об этом Епископ Евтихий:

ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ КРЕЩЕНСКИХ КУПАНИЙ

 

Да, я против крещенских купаний. Почему?

 

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

 

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать.

 

Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову:

«В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

 (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

 

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.

 

Подготовил Сергей ВАСИЛЬЕВ

 

murzik@sura.ru

 

ИЗ ПОЧТЫ САЙТА

 

О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ

 

22.01.2016

 

www.nanya.ru

 

Архимандрит Спиридон (Ходанич)

Становится ли вся вода святой на Крещение или только та, которую освятил священник? Считается, что даже вода из крана в этот день святая... Так ли это?

– Действительно, этот вопрос животрепещущий и интересующий очень многих по причине всегдашних расхождений во мнениях, как священнослужителей (!!!), так и мирян.

Наиболее правильным будет обратиться к чинопоследованию великого освящения воды Святых Богоявлений и вникнуть в смысл слов. В первом же тропаре мы увидим, что Церковь призывает нас прийти и принять Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явившегося Христа. Можно ли получить эти дары, не желая посетить Церковь и оправдывая свою лень тем, что вода святая и в водопроводе? Думаю, ответ очевиден. В чинопоследовании также есть слова, которые многие интерпретируют на свой лад, а именно, что в этот день освящается вод естество, но нигде, заметьте, не говорится, что освящается всех вод естество. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?

Ведь даже вода, остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике, ст. 199).  

Традиция почитания святой воды, набранной в день Богоявления, известна с IV века. Святитель Иоанн Златоуст в своей речи на день Крещения Господня в 387 году сказал, что в праздник Богоявления все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят целый год, так как в этот день совершилось освящение ее. Снова возникает вопрос: неужели ни у кого из древних не было в доме воды, дабы ее и считать святой, а нужно было черпать и приносить домой? Нигде мы не найдем такой практики.

Если же вникнуть во все молитвы и особые прошения в чине освящения воды на Крещение, становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке. Думаю, на Ваш вопрос я ответил, хотя уверен, что у многих возникнут возражения.

"Великая Агиасма, т. е. Богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь Православной Церкви и имеет широкое литургическое употребление. Великую Агиасму пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Святых Таин. Современный Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак Агиасму и антидор (см. чин исповеди, послеисповедное увещание; архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. С. 371, 478).

В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем, чтобы вкусить великой Агиасмы натощак.

 

То, что произошло в Вадинске http://www.vestivad.ru/news-15-2709.html это, в лучшем случае, просто безграмотность, а в худшем – целенаправленная десакрализация (также, как и скульптура, на фоне которой можно сфотографироватьтся и пожать святому руку, как электронный звонарь, как виртуальные свечи и т.д.)

 

Подготовил Сергей ВАСИЛЬЕВ

 

murzik@sura.ru

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг