Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 16.07.18
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

Крестный ход на святой Спасский источник

 

15.08.2015

 

Михайло-Архангельский храм пос. Евлашево Кузнецкого района

arhangelamihaila.cerkov.ru

 

14 августа, в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Всемилостивого Спаса, прихожане Михайло-Архангельского храма совершили крестный ход на святой Спасский источник села Евлашево Кузнецкого благочиния. Настоятель храма иерей Алексий Родионов вместе с паствой, совершая крестный ход, молился о селе, окроплял улицы и дома святой водой.

Крестные ходы на источник запланированы 19 и 29 августа — праздники Преображения Господня и Нерукотворного Образа (Убруса). Михайло-Архангельский Приход приглашает всех желающих принять участие в крестном ходе ко святому Спасскому источнику.

 

DSCN7040-1024x768DSCN7041-1024x768DSCN7042-1024x768DSCN7043-1024x768DSCN7047-1024x768

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/08/15/krestnyj-xod-na-svyatoj-spasskij-istochnik/

 

Принесение чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в Иссинское благочиние

 

16.08.2015

 

 

С 12 по 15 августа в Иссинском благочинии пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед», а также частицы мощей угодников Божиих, покровителей воинства и казачества, доставленных из Самарской области.

Святыни побывали в молитвенном доме Иоанна Кронштадского секетовка, храме Воскресения Христова с.Уварово, Преображенском храме р.п.Исса, молитвенном доме апостолов Петра и Павла с.Украинцево, храме Владимирской иконы Божией Матери с.Булычево, Свято-Преображенском храме с.Никольская Пестровка. В каждом приходе совершались молебны с акафистом.

Сайт Иссинского благочиния

 

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2015/08/16/prinesenie-chudotvornoj-ikony-bozhiej-materi-izbavitelnica-ot-bed-v-issinskoe-blagochinie/

 

В разрушенном храме Архистратига Божия Михаила села Синодское Шемышейского района состоялось миссионерское богослужение

 

16.08.2015

 

 

15 августа, в субботу, в разрушенном храме Архистратига Божия Михаила в селе Синодское Шемышейского района состоялось миссионерское богослужение.

Божественные литургии на местах разрушенных храмов – возле установленных Поклонных Крестов на территории Пензенской епархии совершаются председателем Миссионерского отдела священником Алексием Роем по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима.

За Богослужением пел хор храма прп. Серафима Саровского города Пензы под управлением Татьяны Макаевой.

На службе присутствовали жители села, которые смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

По окончании Божественной Литургии священник Алексий Рой раздал молящимся буклеты с информацией о том, как правильно подготовится к принятию Святых Христовых Таин и Таинству Покаяния. А также священник Алексий представил новый выпуск епархиальной газеты «Пензенский православный собеседник» и печатное издание Миссионерского отдела «Православие в жизни казачества».

Источник: сайт Миссионерского отдела Пензенской епархии

[Показать слайдшоу]

 

DSC00521-1024x678DSC0064-1024x678DSC0053-1024x678DSC0065-1024x678DSC0067-1024x678DSC0078-1024x678DSC0093-1024x678DSC0099-1024x678DSC0100-1024x678DSC00681-1024x678DSC00691-1024x678DSC00831-1024x678

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=47618

 

Исполнилось 15 лет со дня канонизации святителя Иннокентия (Смирнова) и трех Новомучеников Пензенских

 

16.08.2015

 

 

16 августа, в воскресенье, исполнилось 15 лет со дня завершения работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, на котором были приняты решения, в том числе, о канонизации святителя Иннокентия Пензенского и (в составе Собора Новомучеников и исповедников Российских) священномучеников епископа Феодора (Смирнова), иереев Василия Смирнова и Гавриила Архангельского.

Определение о канонизации было принято 14 августа. В перечне прославляемых вторым, между митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем) и архимандритом Макарием (Глухаревым), указан «епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов, 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству». Память святому определено было праздновать 10/23 октября – в день его кончины.

В тот же день был прославлен Собор Новомучеников и исповедников Российских ХХ века и, в его составе, трое священнослужителей от Пензенской епархии: епископ Феодор, иереи Василий и Гавриил, расстрелянные 4 сентября 1937 г. в Пензе.

Канонизация первых пензенских святых стала возможна благодаря историческим изысканиям краеведа Александра Дворжанского, проведенным по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова). 22-23 октября 2000 г. мощи святителя Иннокентия Пензенского были подняты из могилы перед архиерейским домом и перенесены в Успенский кафедральный собор.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=47662

 

17 августа – день чествования Пензенской-Казанской иконы Божией Матери

 

17.08.2015

 

 

Пензенская-Казанская икона — одна из главных святынь Сурского края. Считается, что ею благословил первопоселенцев крепости над рекой Пензой царь Алексей Михайлович в 1663 г. Возможно, выбор образа был обусловлен тем, что эти земли входили в административное подчинение приказа Казанского дворца.

Основоположник пензенского краеведения протоиерей Яков Бурлуцкий, исследователь истории чтимых икон Пензенской губернии, приводит такое предание: «Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь».

Бурлуцкий, ссылаясь на рукопись из библиотеки Спасского собора, приводит три рассказа о чудесах, связанных с Казанской иконой.

Первое из этих событий знакомо каждому православному пензенцу: это спасение крепости во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 г. Тогда ногайские татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян, но взять город не смогли.

«Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства, — пишет Яков Бурлуцкий. — Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.

Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.

И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали».

Также протоиерей Иаков Бурлуцкий упоминает об исцелении от слепоты солдатской дочери из Пешей слободы, во время молебна перед Казанской иконой; о помещице села Блохино Настасье Танеевой, которая, после того как в ее дом была принесена икона и перед ней совершен молебен, встала со смертного одра; о том, как один пензенский мещанин, незадолго до Пугачевского бунта, выздоровел на Успение, после мысленной молитвы перед образом.

Божией Матери молились о том, чтобы пугачевцы их не казнили, два пензенских бургомистра, Борис Елисаров и Петр Андреев Какушкин, и были спасены. Воевода Ефим Чемесов, помолившись Матери Божией, 4 августа 1774 г. окончательно разбил бунтовщиков. И после этого, пишет Бурлуцкий, «благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия»». Эти слова были начертаны над Царскими вратами в Спасском соборе XVIII в.

* * *

Многочисленные случаи исцеления по предстательству Божией Матери фиксировались и в XIX в. Елизавета Вигель, дочь одного из первых пензенских губернаторов Филиппа Лаврентьевича Вигеля, рассказала Бурлуцкому о чудесном выздоровлении ее отца: «Больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы.

Образ был принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает пред смертию. Началось молебствие с водоосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор, и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, — и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел».

* * *

Главка «Казанская икона в Пензе» есть и в книге Евгения Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1909 г. Автор, один из самых известных православных писателей начала ХХ в., целиком и полностью опирается на исследование Бурлуцкого, не сообщая ничего нового. Его труд для нас важнее как свидетельство того, что к этому времени Пензенский-Казанский образ имел уже общероссийскую известность.

Вплоть до 1923 г. Казанская икона хранилась в Спасском кафедральном соборе. Перед ней молились все императоры, посещавшие Пензу, все пензенские архипастыри, несколько поколений горожан.

В годы Гражданской войны с иконы исчезла драгоценная риза — в ее похищении молва обвиняла лишенного сана пензенского архиепископа Владимира (Путяту). После того, как собор был закрыт, Казанскую икону, по всей видимости, перенесли в Рождественский храм (на углу современных улиц Горького и Кирова), а в 1925 г. — в Петропавловский храм на улице Московской: эти храмы последовательно были кафедральными соборами раскольников-обновленцев. В 1931 г. Петропавловская церковь также была закрыта, и до 1937 г., предположительно, святыня хранилась в Успенском соборе на Мироносицком кладбище. А затем, после закрытия и этого храма, оказалась в Митрофановской церкви, оставшейся единственной действующей в городе.

Есть предание о том, что и Митрофановский храм хотели закрыть и отдать военным. Они начали разбирать иконостас, поставили в угол Казанскую икону, но на следующее утро снова увидели ее на своем месте в киоте. После этого новые хозяева от храма отказались, и его вернули прихожанам.

* * *

В советские годы икона пользовалась любовью и уважением не только верующих, но даже представителей атеистической власти. Георг Мясников, второй секретарь обкома партии, 12 июня 1976 г. записал в дневнике: «Остановились у Митрофаньевской церкви. Воспользовался случаем и впервые вошел в эту церковь. Попросил показать икону Казанской Божьей Матери, которую прислал во вновь построенный город Пензу царь Алексей Михайлович в 1660-х годах. Лик древний. Лицо матери в окладе и лицо младенца, отдаленное от матери тем же окладом. При свечах смутно различаются общие контуры. Услужливый представитель двадцатки (скорее всего, узнал!), зажег электричество. Лик как-то высветился. Очень впечатляют глаза Богородицы. Умели древние мастера только выражением глаз создать настроение. Женщина говорит, что он [лик] иногда белым бывает. Стоишь и думаешь: сколько поколений пензяков искало в этом взгляде ответа на вечные вопросы. Они ушли — облик матери остался. Икона уже этим святая!».

Епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев, на кафедре в 1970-1978 гг.) ввел традицию совершать воскресными вечерами чтение акафиста перед Казанской иконой. Позже их неукоснительно, каждую неделю, читал его приемник, архиепископ Серафим II (Тихонов). Ко дню чествования Пензенской-Казанской традиционно стали приурочивать епархиальные собрания духовенства.

В 1989-1990 гг., стараниями владыки Серафима (Тихонова), образ был восстановлен московскими реставраторами. Через несколько лет для него была создана новая риза.

С 1984 г., в течение тридцати лет, вплоть до самой своей кончины, настоятелем (последние год с небольшим — почетным настоятелем) Митрофановского храма был митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014). Он любил рассказывать о бесконечном потоке чудес, которые происходили по молитвам перед Пензенской-Казанской: будь то выздоровление неизлечимо больных, оправдание невинно осужденных, возвращение неразумных на путь истинный.

1 октября 1999 г. с посещения Митрофановского храма начал свой визит в Пензу Святейший Патриарх Алексий II, он отслужил перед Казанской иконой молебен.

16 августа 2004 г., согласно Указу Святейшего Алексия, было установлено общецерковное почитание Пензенской-Казанской иконы Богородицы. С 2006 г. она упоминается в официальном календаре Московской Патриархии под 8/21 июля, а с 2012 г. – под 4/17 августа.

В августе 2003 г. протодиакон Александр Горшенёв составил тропарь и кондак, а в 2004 г. – и акафист Божией Матери, в честь Пензенской-Казанской Ее иконы. Правда, по стечению обстоятельств, тогда же на десятилетие был оставлен благочестивый обычай чтения акафистов перед святыней по воскресеньям. Возродил его в январе 2014 г. уже митрополит Серафим III.

ФОТО – Александр НАЗАРОВ

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=47854

 

Новый выпуск программы «Вопросы веры» рассказывает о ходе строительства Спасского кафедрального собора

 

17.08.2015

 

 

Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» посвящен строительству в Пензе Спасского кафедрального собора.

Ведущая передачи Юлия Андреева беседует с председателем Строительного отдела Пензенской епархии протоиереем Иоанном Яворским, который подробно рассказывает о ходе строительства и подготовке первохрама к наступлению холодов.

Напомним, что телепрограмма «Вопросы веры» выходит в эфир на телеканале «Союз» по четвергам в 3.30 и в 15.30.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=47865

 

Вышел в свет августовский номер журнала «Пензенские епархиальные ведомости»

 

17.08.2015

 

 

Августовский номер журнала «Пензенские епархиальные ведомости» содержит интервью с историком Виктором Кондрашиным на тему наследия князя Владимира, а также статью краеведа Евгения Белохвостикова «Святитель Иннокентий Пензенский и А.Ф. Лабзин».

Традиционно в номере – новости из жизни епархий Пензенской митрополии, а также информация об указах и хиротониях.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=48023

 

Новый выпуск радиопрограммы «Мир Православия» освещает предстоящий детский Крестный ход

 

17.08.2015

 

 

Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Мир Православия» посвящен новому учебному году.

В прямом эфире «Радио России из Пензы» ведущий программы Евгений Белохвостиков беседует с протоиереем Николаем Грошевым, председателем Отдела религиозного образования и катехизации Пензенской епархии, первым проректором Пензенской духовной семинарии.

Гость студии освещает предстоящий детский Крестный ход, который пройдет 30 августа от ДК Железнодорожников (бывший Богоявленский собор города Пензы) до строящегося Спасского кафедрального собора, а также рассказывает о работе воскресных школ епархии в целом.

Напомним, что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 70.67 УКВ) по субботам в 12.10.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=48071

 

В Лунинский район прибыла «Избавительница от бед»

 

17.08.2015

 

15 августа в Лунинский район прибыл казачий крестный ход с иконой Божьей Матери «Избавительница от бед».

Икона Божьей Матери «Избавительница от бед» прославлена многими чудесами и исцелениями. Этот образ является списком с иконы, находящейся в селе Ташла. Оно расположено в Самарской области, неподалеку от города Тольятти. Сюда за телесным и духовным исцелением едут люди со всей России. Ведь именно в местном Свято-Троицком храме хранится чудотворная икона Божьей Матери, название которой говорит само за себя – «Избавительница от бед». Еще ее называют Ташлинская.

История обретения иконы очень интересна и загадочна. 21 октября (по новому стилю) 1917 года келейница Екатерина Чугунова, уроженка села Ташла, во сне увидела Божию Матерь. Святая указала женщине место, где хранится ее чудотворный образ. Наутро Екатерина, взяв с собой двух подруг – Феодосию Атякшеву и Параскеву Гавриленкову, отправилась в указанное место.

В пути Катерину вновь сопровождало видение – два ангела бережно несли икону, от которой исходило яркое сияние. Видение исчезло, как только женщины добрались до нужного места. Однако Феодосия и Параскева ничего не видели.

На глазах у столпившегося вокруг народа Параскева Гавриленкова откопала икону в ташлинском овраге. Как только женщина достала святой образ, из ямки тотчас же забил родник. После этого икону отнесли в храм и освятили.

Однако любое чудо может вызвать недоверие. Не все поверили в силу иконы. Поэтому спустя некоторое время она исчезла из храма. Нашли ее в святом источнике. Она плавала ликом вверх. И вновь далась в руки лишь Параскеве. Святой образ был возвращен в храм.

Слух о чудесной иконе быстро разнесся по всей губернии и даже далеко за ее пределы. Вереницы людей шли поклониться святыне. С тех самых пор началась чреда чудесных исцелений, которая не прекращается и по сей день. Икона «Избавительница от бед» помогает излечиться от любого, даже самого страшного недуга. Нет такой болезни, которую она не смогла бы исцелить.

Известны случаи, когда парализованные выходили из храма на своих ногах. Больные СПИДом выздоравливали, обратившись за помощью к Ташлинской Божией Матери. Бездетным женщинам икона помогала в скором времени зачать ребенка. Всех случаев чудесного исцеления просто не перечислить.

В р.п. Лунино крестный ход начнется 15 августа в 15.00 от нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и завершится в Молитвенном доме преподобного Сергия, где будет совершен молебен с акафистом Пресвятой Богородицы при участии казачьего хора.

16 августа крестный ход пройдет от ж/д переезда перед опытной станцией до храма Всех Святых, начало в 16.00.

Все жители поселка приглашаются к участию в крестных ходах.

 

http://surapravda.ru/news-7-3150.html

 

«Служение Богу – сбывшаяся мечта» (интервью митрополита Серафима руководителю информационной службы Информационно-издательского отдела Саратовской епархии Инне Стромиловой)

 

18.08.2015

 

 

Епархиальная типография, рабочие места в которой отданы инвалидам — выпускникам специализированных детских домов, богадельня для одиноких пожилых людей при монастыре, сотрудничество с кризисным центром для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, архиерейский детский хор, а также семинария и масштабное строительство по всей епархии… Наш сегодняшний собеседник, Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, — архиерей с совсем небольшим «стажем» — чуть более года. Но жизнь в Пензенской епархии, которую он возглавляет, очень насыщенна. Каким чудом, получается, делать сразу столько дел одновременно? Что и как ведет человека к священству, к монашескому постригу? Как сбываются мечты?

 

— Владыка, Вы помните свое первое религиозное переживание? Каким оно было?

— Я не могу сказать, что моя семья была религиозна, и, наверное, единственным человеком, который соблюдал посты, часто ходил в храм, была бабушка, как и во многих других семьях советского периода. Крестили меня в три с половиной года тайно, так как мама была партийным работником. Меня и к Причастию водили, но все происходило неосознанно, поэтому я ничего особенного не помню. Зато помню, как мама из командировки привезла Евангелие на русском языке. Причем это издание было, как я сейчас понимаю, нецерковное. И вот ребенком я очень много читал Евангелие и очень мало, конечно, что понимал, но для меня это была действительно первая встреча с вечным.

Вскоре после этого начинается активное открытие храмов, появляется церковь и рядом с моим домом. Это было в период юношества, когда происходил поиск себя и личностное становление, поэтому не только я, но и многие мои сверстники были этим воодушевлены.

Особенно, конечно, я вспоминаю первое богослужение… 1992 год, 8 ноября, в переданный под храм клуб, где только-только со стен убрали советские лозунги и портреты партийных деятелей и только-только соорудили временный иконостас, приехал архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим совершить в честь престольного праздника — дня великомученика Димитрия Солунского — богослужение. Это было, конечно, незабываемо! Множество сослужащих священников, красота пения… В то время такое в храмах редко можно было услышать.

Сейчас, уже, будучи архиереем, я вижу, что очень часто толчком к открытию прихода и развитию приходской жизни является как раз первое большое богослужение с хорошим хором.

 

— А каким образом из этих детских и юношеских впечатлений у Вас сформировалось желание служить Богу у алтаря?

— Когда я стал посещать храм, даже алтарником быть не мечтал, и по-детски завидовал бабушкам, которые следили за свечами на подсвечниках. Зайти в алтарь для меня было, как на Марс полететь. Но когда я там все-таки оказался и увидел собственными глазами совершение Таинства, это произвело колоссальное впечатление, и появилось желание быть священнослужителем.

К тому же на приходе у нас был настоятелем иеромонах, он заботился о духовном становлении своих прихожан, не скупился на то, чтобы дарить хорошую литературу, организовывал совместные паломнические поездки и по-настоящему радел о том, чтобы мы потихоньку совершенствовались. И всем этим желание поступить в семинарию и стать священнослужителем подкреплялось, безусловно.

И никаких других желаний у меня не возникало. После воцерковления для меня потеряли смысл некоторые вроде бы важные вещи. Например, я совершенно сознательно не посещал школу в первую и последнюю седмицы Великого поста, в Светлую седмицу, и на меня никто не мог повлиять. Я сейчас понимаю, что это, конечно, плохо и неправильно, но очень показательно. Понимаете, я стал воцерковляться очень увлеченно, безоглядно. И еще ни разу не пожалел о выбранном пути. Это такое воплощение мечты.

 

— А кроме этого иеромонаха были ли другие священники или прихожане, которые каким-то образом повлияли на Ваше становление, как христианина и которым хотелось подражать?

— Слава Богу, я еще застал наших благочестивых бабушек, которые вынесли, что называется, Церковь на своих плечах в годы лихолетья. Их искренняя вера и безмерное упование на Бога всегда давали хорошую, добрую поддержку в жизни. Я, конечно, хотел бы отметить своего благочестивого предшественника — архиепископа Серафима (Тихонова), который для меня был и остается идеалом архипастыря. Сейчас, уже находясь на его месте, понимаю, что он в какой-то мере был человеком уникальным. Во-первых, у него была феноменальная память. При нашей первой встрече, когда я еще мальчишкой был, он меня расспросил о моей семье, о том, как я пришел к Богу, и потом в дальнейшем, уже после рукоположения, он всегда помнил все мельчайшие подробности обо мне. Ты ему что-то говоришь, а он всегда махнет рукой и скажет: «Да помню я все, зачем ты напоминаешь?». Я чувствовал, что он меня прекрасно знает, чувствовал его постоянную заботу, причем именно о духовном становлении моем. Вот эта уникальность личности владыки Серафима и его отношение к службам, к христианской жизни как таковой для меня ярчайший пример. И уже в дальнейшем, будучи священником, я очень часто себя укорял: он бы, наверное, не пропустил такую-то или такую-то службу или он никогда бы так не поступил. До сих пор мне его пример очень и очень помогает.

 

— Владыка, Вы учились в Саратовской семинарии в 1995–2000-х годах; это были времена, сложные и для страны, и для духовных школ в частности. Какой самый главный урок Вы вынесли из этого периода своей жизни?

— Я семинарии очень благодарен, потому что в буквальном смысле она стала для меня матерью-кормилицей. Почему? Когда ребенок в семье один, то вся любовь и забота родителей, бабушек, тетушек, дядей достается ему, и это накладывает свой отпечаток. В эти, как Вы правильно говорите, тяжелые для всей страны годы я попал из теплой домашней атмосферы в довольно-таки строгое, так скажем, не очень сытое общество, и это меня сформировало как человека. Слава Богу, в семинарии с нами были замечательные люди, которые привили любовь и к богослужениям, и к чтению не только духовной, но и классической художественной литературы, что тоже немаловажно.

Мне очень приятно вспоминать многих преподавателей, которые искренне трудились и многое нам дали. Нынешнего протоиерея, а тогда протодиакона, отца Михаила Беликова, который преподавал литургику. Он — настоящий мастер своего дела, как в знании богослужения, так и в преподавании. Вспоминается отец Геннадий Беляков, ныне уже покойный, который преподавал нам Новый Завет и очень мудро нас окормлял. Моя неизменная любовь к истории была укреплена сначала отцом Александром Поповым, инспектором семинарии, а затем архимандритом Никоном (Лысенко), иеромонахом Никодимом (Чибисовым), нынешним Митрополитом Челябинским. Можно перечислять очень многих, всем им я очень-очень признателен, потому что именно в Саратовской духовной семинарии я сформировался как служитель Церкви, приобрел иной взгляд на церковную жизнь и на богослужение.

А учиться нам действительно было тяжело. Окончание нашего первого курса было связано с первым выпуском возрожденной семинарии и с приходом нового ректора — Владыки Александра (Тимофеева). И вот становление семинарии, передача Церкви зданий общежития, консистории тоже для нас стало своеобразным уроком того, как нужно строить церковную жизнь в целом во всей епархии, к чему стремиться, куда направлять свои силы, — такое деятельное богословие.

 

— Развеялось «романтическое» представление о священническом служении? Вас постигали разочарования?

— Нет, скорее, это была такая правильная огранка. Я, когда пришел в семинарию, был еще довольно-таки молод и видел все немного в розовом цвете. А семинария из вот такого чурбака сделала хорошее, ровненькое поленце. Ну, в первую очередь, надо было вписаться в большой мужской коллектив. Мы жили тогда в очень стесненных условиях, не как нынешние семинаристы — по 4–5 человек и даже меньше. Мое первое общежитие — 12 человек в комнате, потом нас еще уплотнили, и в одной комнате было за тридцать человек, где-то так… Спали на двухэтажных кроватях — настоящая такая казарма. Ребята пришли все совершенно разные, с разной степенью воцерковленности. Кто-то был сугубо церковным, кто-то только-только переступил порог храма. Но, знаете, вот эта уплотненность и стесненность очень здорово сказывались на формировании нашей дружбы, настоящего братства.

Сейчас наши студенты ни в чем не нуждаются: их обувают, одевают, кормят — только учись. А у нас тогда все было гораздо сложнее с питанием, с теми же конспектами. Когда Саратовская семинария организовалась, была сформирована неплохая библиотека, но вот именно конспекты отсутствовали, и мы занимались по каким-то, перепечатанным еще в 50–60 х годах. В них уже что-то устарело фактически, да и написаны они были очень сжато. Интернета, само собой, никакого не было тогда у нас. Но все это хорошо формировало личность будущего священника, и я очень благодарен своей духовной школе.

 

— Владыка, чем тогдашнее поколение семинаристов отличается от нынешнего, если судить уже по Пензенской семинарии? Принципиальные различия есть?

— Думаю, различий много, и я не буду скрывать проблем, они — на поверхности. Во-первых, в мое время семинарий было очень мало, мы поступали сразу из 10–15 епархий, поэтому конкурс был солидный, и поступить было сложно. Это влияло и на серьезность подготовки, и на отношение к учебе после поступления. Сегодня почти в каждой епархии есть семинария, мы набираем по 15–20 человек, в основном берем всех абитуриентов, если нет явных препятствий к обучению в семинарии.

Во-вторых, все та же проблема отцов и детей: мы всегда как-то недопонимаем молодое поколение. У нас в большинстве была действительно искренняя тяга к знаниям, к открытиям для себя богословских наук. И не потому, что нужно выучиться, а потому, что действительно было желание познать. Сейчас, к сожалению, у своих семинаристов я нечасто это вижу. Не говорю, что студенты наши плохие, но они — дети своего времени, взрощенные в потребительском обществе. Думаю, со мной согласятся многие преподаватели духовных школ, администрация — ревности о Боге в них сегодня меньше. Возможно, сейчас немножко другой этап, и нам самим, администрации семинарии, стоит перестроиться на чуть иной лад. Наши студенты, как говорится, штучный товар. Священник — это призвание, это, прежде всего, жизнь, это горение. И задача не только самому гореть, но и уметь зажечь всех тех, кто вокруг тебя. А для этого нужна искренняя вера, стремление к тому, чтобы не просто как сектантский проповедник завлечь в церковь побольше народа, а действительно желание открыть каждому Истину и Слово жизни.

Поэтому наиглавнейшая задача духовной школы — научить наших студентов любить богослужение, потому что иначе народ, никогда твоей богословской образованности не оценит. Мы сейчас даем возможность людям, которые уже имеют семью и работу, но желают стать священниками, обучаться на экстернате с последующим принятием священного сана. Я буду прилагать все усилия к тому, чтобы семинария развивалась и становилась центром духовной жизни нашего региона. Потому что очень важно, чтобы будущие священнослужители с самой семинарской скамьи чувствовали свою востребованность в Церкви, видели изнутри приходскую жизнь, как она есть. Мы стараемся, чтобы студенты посещали успешные приходы, знакомились с сельскими священниками, особенно с теми, у которых много детей. Семинаристы не должны бояться, пусть увидят, что и прокормиться можно, и радость в детях обрести, и приход дружный построить.

 

— Да, на то, какими вырастут будущие семинаристы, влияет вся церковная жизнь. Вот Вы получили епархию и наверняка увидели некоторые нерешенные вопросы и задачи. Какие направления работы Вы для себя сразу наметили? С чего начали?

— По своей наивности, когда я принимал эту епархию, думал, что все здесь знаю, ведь аж при двух Преосвященных — Филарете и Вениамине — был секретарем епархии. Но когда пришел на кафедру, столкнулся с вопросами, которые раньше совершенно меня не касались. Я архиерей очень молодой, опыта у меня даже священнического было мало, поэтому, конечно, сначала это множество проблем и нерешенных вопросов повергло меня в состояние большого смущения. Не знал, за что сначала взяться. На территории епархии ведется немало строек, и в том числе глобальное строительство кафедрального собора. Это, конечно, отнимает очень много моего времени, потому что приходится заниматься теми делами, которые, собственно говоря, не вполне свойственны архиерею.

Приоритетными для себя считаю службу и общение с паствой. Поэтому богослужения в кафедральном соборе — в основном только в субботу вечером, остальные дни — это поездки по епархии. Кроме того, уже занялся немного иной работой, правда, не все сразу получается. Я сейчас вместе с секретарем епархии, с благочинным езжу по населенным пунктам области. Прежде всего, осматриваю еще не восстановленные храмы, встречаюсь с администрацией, чтобы вместе изыскать какие-то возможности хоть в минимальной степени возродить церковную жизнь: пусть раз или два раза в год в этих храмах даже без крыши, без окон совершать богослужения. И вот в Мокшанском районе такой храм подготовили к богослужению и совершили первую службу. Надеюсь, теперь здесь зародится приход.

Кроме того, конечно, есть населенные пункты, образованные в советское время, где приходов никогда не было. И пусть там немного жителей — 200–300 человек, а может быть, даже и меньше этого, но мы будем стараться найти помещение, которое можно приспособить для совершения богослужений хотя бы несколько раз в месяц.

Слава Богу, мне очень повезло — в социальной и молодежной среде у меня немало сподвижников, которые еще и до меня многое делали в Пензе. Просто сейчас мы это объединили и создали несколько очень хороших проектов помощи инвалидам.

У нас в городе есть замечательная девушка Мария Алексеевна Львова-Белова, которая создала образовательную программу «Квартал Луи». Суть ее заключается в том, что выпускники детского дома для детей-инвалидов могут получить полное среднее образование и даже продолжить обучение по индивидуальной образовательной траектории (колледж, институт, специализированные курсы). Мы подключились к этому проекту, дали рабочие места в нашей епархиальной типографии и оборудовали специальный дом для их проживания.

 

— А сколько человек в этой типографии трудятся?

— Сейчас шесть, но мы только первый год этим занимаемся. Планы, конечно, грандиозные: хотим создать целый такой городок. Я надеюсь, что все-таки со временем найдутся меценаты, потому что сейчас все на нескольких энтузиастах держится, а дело это нужное, ведь инвалиды после выпуска из специализированных детских домов попадают прямиком в дома для инвалидов, не имея возможности ни на работу устроиться, ни жить самостоятельно.

При епархии также создан целый центр для людей с ограниченными возможностями. Они у нас сейчас даже театральные постановки готовят и занимаются окормлением таких же детей, которые воспитываются в семьях здесь, в Пензе. В храме святителя Митрофана Воронежского, где Мария Львова-Белова является социальным работником и поет на клиросе, мы иногда проводим Литургию для детей-инвалидов: ведь им очень тяжело находиться в храме, когда многолюдно, особенно если человек на коляске, даже при наличии пандусов и прочего необходимого оборудования.

 

— Какие еще интересные проекты в епархии существуют?

— При том же храме святителя Митрофана сейчас готовится совместный проект с благотворительным фондом поддержки, семьи, материнства и детства «Покров», который возглавляет супруга одного из наших клириков Анна Юрьевна Кузнецова. Духовенство храма окормляет уже созданный фондом кризисный центр помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И сейчас мы поделились частью земли рядом с храмом святителя Митрофана для того, чтобы там построить целый комплекс для этого центра. Я думаю, что в ближайшее время произведем там закладку фундамента и начнем строительство. Это просто необходимо, ведь кризисный центр предусматривает не только возможность молодым мамам пожить в нем и переждать, пока ребенок немного подрастет: там созданы условия для того, чтобы женщин научить шить, стричь, освоить другие профессии. Работники центра даже помогают, потом трудоустроиться.

Анна Юрьевна сама мать пятерых детей, член совета женщин при губернаторе Пензенской области, помощник председателя комиссии по межконфессиональному взаимодействию и содействию защиты свободы совести областной Общественной палаты, добилась того, что уже во многих женских консультациях появились православные психологи, работающие с теми женщинами, которые пришли на аборт. Если я не ошибаюсь, в прошлом году удалось спасти, таким образом, более полутора тысяч детей. Сейчас мы нашли законодательную возможность определять таких психологов и в частные клиники.

На мой взгляд, это самые приоритетные направления епархиальной работы. И вот еще недавно мы открыли богадельню при Пензенском Троицком женском монастыре для одиноких стариков, о которых вообще мало кто заботится сегодня. Одна благочестивая благотворительница построила для этого двухэтажное здание со всеми удобствами, где созданы комфортные условия. Для лежачих людей установлены специализированные кровати, чтобы не было пролежней.

 

— Владыка, но ведь это очень большие средства!

— Слава Богу, у многих людей есть искреннее стремление к тому, чтобы что-то в своей жизни успеть исправить, поэтому они откликаются и оказывают помощь. Немного епархия помогает, немного сам монастырь — и так наше общее дело существует.

 

— Я знаю, что в епархии есть и еще одно интересное начинание — архиерейский детский хор. Совершенно ясно, что добиться высокого исполнительского уровня этого хора очень сложно: вкладываешь-вкладываешь, а дети просто вырастают, на их место приходят другие, и все сначала. Какова главная цель создания хора?

— Главных целей три. Первая, и наиглавнейшая цель — это создание епархиальной музыкальной школы, где будет не только хоровой класс, но и инструменты. Я надеюсь, со временем мы изыщем средства для того, чтобы бесплатно обучать детей музыке. Вторая, далеко идущая вперед задача — с ранних лет в детях, которые действительно имеют талант к пению, к музыке, заложить навыки именно церковного пения. Они подрастут, пойдут получать дальнейшее образование в музыкальном училище или даже в регентской школе, а потом вернутся в наши храмовые хоры. Я считаю, сейчас огромная беда в том, что у нас в храмах поют профессионалы. Не хочу никого обидеть, они действительно профессионалы в музыке, но к церковному пению большинство из них имеет очень стороннее отношение. А ведь при всей внешней красоте исполнения они должны еще собой олицетворять ангельское пение. Они могут изобразить что-то очень хорошо, но только лишь изобразить. А когда это не проходит через сердце… Вот это профанирование ангельского пения, по-другому не могу сказать, для Церкви губительно. Поймите правильно мое рассуждение. Священник, хор, прихожанин — это все единая связь. Я знаю таких людей, которые по 10–20 лет поют в хоре, но вообще не знают и не понимают, о чем. Это, конечно, беда еще и регента, для которого цель спевки — добиться, чтобы четко выговорили слова и в ноты попадали. В идеале, на мой взгляд, руководитель хора — это в какой-то мере его духовный наставник, то есть тот, кто приводит к Богу. Таких мало. Если человек сам не заинтересуется, если для него это простой заработок, он будет плохим проводником той гармонии, которая должна быть на клиросе.

И поэтому я считаю, что мало-помалу, но мы должны заниматься тем, чтобы детей воцерковлять. Да, мы никогда не добьемся от архиерейского детского хора великих результатов, он не будет лауреатом каких-то премий и конкурсов, но из этих 40 человек, которые сейчас собраны, кто-то станет нашими певчими. И они уже придут со знанием, поскольку дети на спевках действительно разбирают каждое песнопение, знают, о чем поют. И я думаю, если на место повзрослевших станут приходить все новые и новые дети, если этот поток не будет иссякать, то мы со временем многое сможем изменить.

Ведь еще 20 лет назад на священника на улице смотрели как на диковинку. А сегодня? Епархиальное управление почти в шаговой доступности от монастыря, от некоторых храмов, и я иногда на службу хожу пешком. И знаете, уже нет таких изумленных взглядов, хотя идет даже не просто священник. Почти каждый второй кланяется, каждый третий берет благословение, и это показатель того, что люди к Церкви стали гораздо ближе, чем были раньше. Поэтому я считаю не совсем верно рассуждать так: надо открывать православную гимназию, чтобы у меня потом появились семинаристы в семинарии, или создам хор, чтобы потом появились в храмовых хорах хорошие певчие. Нет. Я буду открывать гимназию для того, чтобы у нас появлялись воцерковленные врачи, воцерковленные учителя, дворники воцерковленные, в конце концов, и все остальные. А когда в церковном хоре находишь не 90% тех, кто пришли подзаработать, а, наоборот, 90% воцерковленных, то это уже совсем другое дело. И люди, пришедшие подзаработать, попадают уже в совершенно иную атмосферу, и, возможно, сами начнут воцерковляться. А не наоборот, как зачастую сейчас происходит. Вот этим мы должны заниматься.

 

— У вас в Пензе с 2011 года существует Союз православных женщин. Сегодня время от времени звучат рассуждения о роли современной женщины в Церкви. Действительно ли есть, по Вашему мнению, эта особая роль, и о чем свидетельствует ее поиск?

— Наверное, все эти разговоры в какой-то мере дань духу времени. Роль христианки в Русской Православной Церкви русской женщиной уже определена, и ее уже никогда не переоценишь. Эта роль неоценима, потому что именно христианка сохранила Церковь. Вы посмотрите, как сейчас радуешься, если на приходе есть 20–30% мужчин. В основном-то женщины самых разных возрастов. Сколько христианок возрождали храмы из небытия! Они порой вообще ничего не имеют, а просто идут со склоненной головой к чиновникам, к бизнесменам, едут в столицу, не гнушаются неделями жить и ждать, когда там какой-нибудь богатый человек их примет. И восстанавливают храмы, причем как восстанавливают! Этому же можно позавидовать. И таких примеров тысячи просто во всей Русской Православной Церкви.

Какой еще роли искать?! Конечно, понятно, что священнослужитель — это важный человек в Церкви. Но почти все остальное именно на этих женских плечах. Посмотрите: пение, чтение, прихожане в храме, работа за церковной лавкой — везде же женщины.

 

— А чем ваш Союз православных женщин занимается?

— В основном это социальная работа: помощь инвалидам, домам ребенка. Члены Союза помогают людям подготовиться к крещению, что-то объясняют, читают вместе с ними правило ко Причащению. Сами организуют небольшие благотворительные акции и участвуют в них. Глава этого объединения — председатель приходского совета храма в честь Успения Божией Матери в поселке Победа города Пензы. Там непростой район, так как активно действует большая псевдоправославная секта, и наша задача людей от влияния этой секты оградить и вместе с тем создать такую атмосферу, которая привлекала бы к нашему храму.

 

— Владыка, Вы только год с небольшим на кафедре, как сами оцениваете результаты трудов?

— Пока больше видится огромная перспектива и множество важного, что нужно сделать. Но я благодарен Богу за то, что за этот период мы смогли хоть немного преодолеть кадровый голод, благодарен тем священникам и тем воспитанникам академии, которые по моей просьбе пришли на служение в нашу епархию. Для меня это очень важно, потому что хоть и говорят, что один в поле воин, если по-русски скроен, но все-таки, конечно, без команды, без единомышленников очень и очень сложно. И, мне кажется, за этот год удалось в общем-то сформировать такую команду.

 

— Возникает ли у Вас желание быть простым священником или монахом в какой-нибудь тихой обители, и на что Вы опираетесь, если возникает какая-то сложная ситуация?

— Слава Богу, руки пока не опускаются, но это не моя заслуга, просто Господь дал такой характер, что я всегда и даже в самых плохих ситуациях стараюсь искать положительные моменты. А то, что отдых нам только снится, — это действительно так. Но, наверное, каждому свое, да и монахом в тихой обители тоже не очень просто быть, если быть настоящим монахом.

А когда просто хочется уединиться, то, не утаиваю, я это делаю — выделяю день или два, чтобы побыть на природе немножко… Первый год у меня вообще был без выходных, и в какой-то момент я понял, что достиг критического уровня усталости и что не справляюсь просто-напросто с теми задачами, которые сам себе ставлю. Мне тогда один умный человек сказал: «Ты что, думаешь, что все переделаешь?». И я понял, что он прав.

И, слава Богу, мой предшественник создал такие условия, что я живу на опушке леса и имею возможность вечернее время проводить в тихом уединении, где поют соловьи и лягушки квакают.

 

— Владыка, а в такие тихие вечера, о чем Вы чаще всего думаете?

— Опять же, обо всем. Даже в выходные дни не получается совсем отключиться. В основном вечера проходят в записках: перед тобой блокнот, завтра нужно сделать то-то и то-то, кого нужно вызвать на прием, кому направить письмо, с кем нужно переговорить…

 

— Это, наверное, и называется служением?

— Когда-то в свое время я услышал рассказ тогда еще Митрополита Смоленского Кирилла о том, как Владыка Никодим ему рекомендовал всегда находиться в труде, чтобы не было никаких лишних дум и искушений. И я убедился: если находишься всегда в таком ритме, то действительно меньше каких-то моментов, которые тебя отвлекают от молитвы, от богослужения. Все-таки я считаю, что какой бы ты пост ни занимал, все равно ты, прежде всего монах и должен помнить о своих обетах, которые давал, и о той присяге, которую принес Церкви.

Источник: информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии «Православие и современность»

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=48073

 

19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

19.08.2015

 

 

Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в народе именуемый Яблочным Спасом, установлен Православной Церковью 19 (6 по ст.ст.) августа в память евангельского события (Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36).

Незадолго до Своих Крестных страданий Господь удалился для уединенной молитвы на гору Фавор, взяв с Собою трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы Спасителя апостолы «отягчены были сном» (Лк. 9: 32), но по пробуждении своем увидели Господа преобразившимся: «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Два мужа, в которых ученики узнали ветхозаветных пророков Моисея и Илию, стояли рядом со Спасителем и беседовали с Ним.

Пораженный чудом Петр воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил» (Лк. 9: 33). В тот же момент светлое облако покрыло гору, и раздался глас из него: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9: 35).

Объятые страхом ученики пали ниц, но Христос, коснувшись их, повелел им не пугаться и встать. Когда же стали они спускаться с горы, Господь запретил им говорить об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9).

Преображением Своим Христос явил образ будущего Своего пришествия «на облацех», а вместе с тем и обновленный образ человечества, который осуществится в жизни будущей, в Царствии Небесном.

Установление же самого праздника произошло в IV веке и связано с возведением равноапостольной царицей Еленой храма в честь Преображения Господня на горе Фавор.

По установившейся традиции в этот день в православных храмах совершается чин освящения плодов.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=48249

 

Вышел в эфир новый выпуск телепрограммы «Сие заповедую вам: да любите друг друга»

 

20.08.2015

 

 

Новый выпуск программы Миссионерского отдела Пензенской епархии «Сие заповедую вам: да любите друг друга» представляет вниманию зрителей продолжение беседы с руководителем Миссионерского отдела священником Алексием Роем о нетрадиционных религиозных организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Пензенской области.

В том числе разговор идет о том, как не попасть в секту. Также передача освещает открытие летних сборов пензенских казаков Волжского войскового казачьего общества в районе «Согласие» города Пензы и показывает миссионерскую Литургию в селе Скворечное Каменского района.

Напомним, программа «Сие заповедую вам: да любите друг друга» выходит по вторникам 11.20 и 12.20 и четвергам в 10.50 и 16.50 на региональном телеканале «ТВ-Пенза».

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=48394

 

20 августа – обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского

 

20.08.2015

 

icon_mitrofan_voronezskii_shigri

 

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил.

Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/08/20/20-avgusta-obretenie-moshhej-svt-mitrofana-ep-voronezhskogo/#more-7781

 

В селе Русский Ишим впервые состоялась Божественная литургия

 

21.08.2015

 

 

20 августа, в четверг, по благословению Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Пензенского и Нижнеломовского, руководитель Миссионерского отдела Пензенской епархии священник Алексий Рой впервые совершил Божественную литургию в селе Русский Ишим Городищенского района.

На территории данного села никогда не было храмов, и вполне возможно, что по промыслу Божиему на месте, где было совершено богослужение, вначале появится Поклонный Крест, а впоследствии будет построена и церковь.

За богослужением причастились Святых Христовых Таин некоторые жители села, которые пришли на службу семьями, однако, не все желающие были оповещены о предстоящем событии.

Отец Алексий выразил надежду на то, что в следующий раз Божественную литургию посетят больше жителей села, и отметил, что подрастающее поколение не осталось равнодушным и приняло активное участие в богослужении, помогая батюшке собрать и упаковать привезенные с собой вещи. Ребята интересовались Православием и задавали руководителю Миссионерского отдела различные вопросы.

После службы всем были розданы газеты, выпускаемые Пензенской епархией, — «Пензенский православный собеседник» и «Православие в жизни казачества».

Источник: сайт Миссионерского отдела Пензенской епархии

[Показать слайдшоу]

 

DSC0380-1024x678DSC0382-1024x678DSC0385-1024x678DSC0386-1024x678DSC0388-1024x678DSC0391-1024x678DSC0403-1024x678DSC0407-1024x678DSC0409-1024x678DSC0410-1024x678DSC0414-1024x678DSC04051-1024x678

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=48503

 

Новый выпуск телепрограммы «Свет Православия» посвящен теме водосвятия

 

21.08.2015

 

 

Новый выпуск программы 11 канала «Свет Православия» посвящен теме водосвятия.

Ведущий передачи священник Виктор Сторожев, ключарь Успенского кафедрального собора Пензы, рассказывает телезрителям о том, какие виды освящения воды существуют в православной традиции и для чего они нужны.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=48547

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг