Обзор
сообщений из 48-ми областных и районных СМИ
за
седмицу 15 – 22 мая
2011 года
16.05.2011
Участники редакционной группы, работавшей над изданием
Словаря-указателя к Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, удостоены
Патриарших наград
Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл наградил участников редакционной группы Издательства Московской
Патриархии, работавшей над изданием Словаря-указателя к Священному Писанию
Ветхого и Нового Завета в пяти томах.
Патриаршими грамотами награждены:
протоиерей Владимир Ригин,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в г. Москве;
протоиерей Игорь Бондарев,
настоятель храма Преображения Господня в селе Спас Волоколамского района
Московской области;
редактор и переводчик М.С. Касьян;
редактор и переводчик С.Ю. Касьян.
Ордена святого благоверного князя
Даниила Московского III степени удостоен О.И. Фаризов, генеральный директор
Международного центра по изучению и развитию совместных предприятий,
обеспечивший поддержку проекта.
Церемония награждения состоится 29
мая в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в г. Москве. Начало
в 10.00.
В 2010 году Издательство Московской
Патриархии завершило
многолетнюю работу по изданию «Симфонии, или Словаря-указателя к Священному
Писанию Ветхого и Нового Завета».
Симфония, или Конкорданс (в пер. —
«созвучие», «согласие») — это собрание в алфавитном порядке всех одинаковых слов
(с соответствующими контекстами), встречающихся в Священном Писании, с
указанием места, где они находятся (названиями книг, номерами глав и стихов).
Подборки таких параллельных мест из священных книг начали делать еще святые
отцы Церкви, однако из-за сложности задачи они ограничивались частными
решениями — сводкой мест, комментирующих отдельные догматические или
нравственные вопросы.
Первые полные конкордансы к
Священному Писанию начали появляться в Европе в Средние века. В России такие
симфонии появились относительно поздно и лишь на отдельные книги Библии, в
первую очередь новозаветные, позже — и на некоторые ветхозаветные (и по сей
день полной симфонии на славянский текст Писания не существует: из 50-ти
ветхозаветных книг конкордансы составлены к 31-й).
С появлением русского Синодального
перевода появились симфонии и к этому тексту, например «Симфония на Ветхий и
Новый Завет» (СПб., издание А.П. Лопухина, 1900), а также «Симфония на Новый и
Ветхий Завет с общими миссионерскими параллелями» (СПб., 1906; сост. диакон
Иоанн Смолин). Уже в советское время с изданием Библии в новой орфографии (1956 г.) возникла
потребность и в новой симфонии. Однако приступить к этой работе Издательский
отдел Московской Патриархии получил возможность только в 1970-х годах. Проект
был задуман как приложение к юбилейному изданию русской Библии, выпущенному в
1988 году к 1000-летию Крещения Руси. Но по объективным причинам, главная из
которых — отсутствие в то время в распоряжении составителей современных
технических средств, к знаменательной дате удалось выпустить лишь первый том.
На первых этапах работы над проектом осуществлялось формирование словника с
подбором цитат из русского Синодального перевода Библии, а затем — нахождение
соответствующих мест в библейском тексте. Постатейная алфавитно-контекстная
роспись библейских книг первоначально производилась вручную, поэтому в двух
первых томах «Симфонии», как в словнике, так и в цитатах, были пропуски.
Переход в 1995 году на компьютерную обработку лексикографических материалов позволил
значительно ускорить работу над многотомником, а использование специальных
библейских поисково-аналитических программ позволило постепенно выявить и
устранить указанные пропуски; в заключительной второй части пятого тома все они
ныне восполнены в разделе «Дополнения и исправления».
Новую «Симфонию на Ветхий и Новый
Завет» отличает полнота и энциклопедичность подачи информации. Завершенное
издание содержит не только полный корпус библейских цитат ко всем словам
русской Библии, но и элементы энциклопедического Библейского словаря с краткими
пояснительными статьями ко всем личным именам, географическим и этническим
названиям, важнейшим богословским и церковно-историческим понятиям и реалиям, а
также устаревшим и малопонятным современному читателю словам и словосочетаниям.
К каждому комментируемому слову даны его древнееврейские, древнегреческие,
латинские и церковнославянские параллели из соответствующих текстов Священного
Писания. Кроме того, к каждому имени собственному приложена краткая
этимологическая справка. Новое издание позволит священнику быстро находить
нужные ссылки при составлении проповедей, исследователю поможет в
текстологическом анализе Писания, а редактору — в поиске проверяемых цитат.
Издательство
Московской Патриархии/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1481959.html
16.05.2011
В Издательском Совете Русской Православной Церкви обсудили
вопросы состояния церковных библиотек и классификации книг православной
тематики
12 мая в Каминном зале Издательского Совета
Русской Православной Церкви состоялось очередное заседание рабочей группы
Издательского Совета по формированию библиотечного фонда и разработке системы
классификации религиозных изданий в соответствии с требованиями библиотечных
стандартов.
В заседании приняли участие: архиепископ Екатеринбургский
и Верхотурский Викентий — председатель рабочей группы, директор Синодальной библиотеки имени
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Борис
Даниленко, старший библиограф Синодальной библиотеки протоиерей Александр
Троицкий, заведующий библиотекой Московской духовной
академии игумен Дионисий (Шленов), помощник председателя Издательского
Совета Русской Православной Церкви иеродиакон Юрий (Филиппов), руководитель
секретариата информационных технологий Издательского Совета С.В. Буянов,
руководитель издательства «Даръ» Г.М. Гупало, сотрудник библиотеки
Санкт-Петербургской духовной академии Н.Ю. Дубов, научный сотрудник сектора
библиотечного наполнения Издательского Совета А.С. Тагоченков, сотрудники
Российской государственной библиотеки.
Архиепископ Викентий во
вступительном слове обозначил основные вопросы, на которых следует
сосредоточиться в дальнейшей деятельности рабочей группы. «Работу церковных
библиотек затрудняет то, что в них нет единой системы учета книг, а
существующие способы систематизации нередко несовместимы между собой. Необходим
полный список библиотек с характеристикой состава фондов и комплексное
обследование библиотек Русской Православной Церкви. Нужна классификация
изданий, совместимая со светской», — отметил, в частности, владыка.
Руководитель секретариата
информационных технологий С.В. Буянов в своём отчете по созданию электронной
библиотеки Русской Православной Церкви рассказал о наиболее актуальных
направлениях работы.
Во-первых, по его словам, важным
является исследование библиотечной сферы. В ближайшее время необходимо
доработать анкету для опроса церковных библиотек, которые нередко развивались
стихийно и хаотично.
Во-вторых, важна стандартизация и
унификация библиографических описаний изданий. Необходимы единые правила
описания православных авторов, имеющих сан или прославленных в лике святых.
Должна быть обеспечена возможность обмена данными, как между православными
библиотеками, так и между православными и светскими, поэтому нужно учитывать
представление сведений в каталогах светских библиотек.
В-третьих, необходима общая система
классификации книг православной тематики. Сейчас во многих библиотеках
существует своя система. «Поэтому нужно собрать существующие классификаторы, —
отметил С.В. Буянов, — сформировать на их основе алфавитно-предметный указатель
и исходя из него формировать структуру будущей классификации».
Участники заседания обсудили
поднятые вопросы современного состояния библиотек Русской Православной Церкви,
стандартизации библиографического описания и создания электронной библиотеки.
Издательский
Совет/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1481843.html
17.05.2011
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
призвал к ужесточению наказаний за преступления против детей
17 мая 2011 года в Москве состоялось
заседание Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия»,
посвященное теме «Преступления против детей: каким должно быть наказание от
имени государства и каким должно быть мнение общества». Основной темой дискуссии
было противодействие сексуальному насилию против несовершеннолетних.
Среди выступавших был председатель Отдела Московского
Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Священник считает, что большинство
народа России поддержит такие меры, как увеличение сроков заключения для
педофилов и распространителей детской порнографии, закрепление невозможности их
условно-досрочного освобождения, введение жесткого наказания за хранение
детской порнографии и пользование ею, публикация для всеобщего доступа сведений
о лицах, совершивших перечисленные действия.
Отец Всеволод также призвал
разделить Интернет на две зоны. Первая из которых была бы доступна только для
людей, входящих в сеть под своим реальным именем, и считалась бы безопасным
местом, а вторая ― зона анонимности ― была бы объявлена опасной
зоной, в которой не должны присутствовать уважающие себя и друг друга люди,
крупные информационные ресурсы, дети и подростки.
«В обществе, ― сказал
выступавший, ― широко известно о преступлениях против половой
неприкосновенности детей, в том числе о преступлениях, которые остались
безнаказанными или были "наказаны" так, что преступник вскоре смог
вернуться к тем же преступлениям. Широко известно, где распространяется детская
порнография. Все эти явления должны стать совершенно немыслимыми. Люди, которые
их совершили, должны быть исключены из жизни общества. Об этом не первый год
говорят Церковь, многие политики, врачи, учителя, правоохранители. Прекрасно,
что теперь об этом говорит президент. Впрочем, не надо ждать, что все за нас
сделает высшее государственное руководство. Ничего не получится у одного
государства без поддержки общества. Вот почему должны быть объединены и
поддержаны государством общественные инициативы, направленные на выявление,
изобличение и предотвращение преступлений против половой неприкосновенности
детей и подростков».
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/150885.html
17.05.2011
Михаил Веллер: "В России нужно вводить сухой закон!"
Писатель прокомментировал ситуацию в
Тверской области, где священник ликвидировал приход из-за пьянства прихожан.
Вопиющая история с ликвидацией
прихода в Тверской области из-за пьянства местного населения не оставила
равнодушными деятелей отечественной культуры. Не скрывает своего возмущения
писатель Михаил Веллер:
- Неслыханная ситуация! -
эмоционально отозвался писатель в интервью корреспонденту "КП". - И
она наводит на мысль о глубоком разложении нашего общества. Конечно, нужно
решать социальные проблемы - например, обеспечивать жителей провинции
нормальной работой. Но по-моему, государству уже надо задуматься о введении для
туземцев сухого закона. Церкви, впрочем, тоже нужно действовать. Это как раз
тот случай, когда от нее все ждут жестких мер. Это не та ситуация, когда нужно
подставлять вторую щеку. Наоборот - нужно, как Христос с треском изгонять таких
прихожан из храмов.
ВОПРОС ДНЯ
Можно ли в России победить пьянство?
Всеволод ЧАПЛИН, глава Синодального отдела по взаимоотношению церкви и
общества Московского патриархата:
- Можно и нужно! Для этого следует
запретить торговлю алкоголем, в том числе пивом, в ларьках, а также ночную
торговлю спиртным. А еще - важно дать молодым настоящее дело, которое увлечет
их не меньше, чем покорение космоса в ХХ веке.
Татьяна ДОГИЛЕВА, актриса:
- Массовое пьянство победить можно с
помощью чисто экономических мер. Но это не позволят сделать водочные короли,
которые имеют огромное влияние.
Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:
- Можно. Но для этого нужно поменять
весь нынешний политический и моральный уклад жизни в России. Как людям не пить,
если у миллиардеров денег девать некуда, а в больницах нет даже бинтов?
Алексей МИТРОФАНОВ, политик:
- Невозможно, да и не нужно. В
России сухой закон вводили при царе в 1914 году и при Горбачеве в 1985-м. Оба
раза все закончилось крушением государства. Бороться с пьянством необходимо, но
аккуратно: здесь ларек убрать, тут священнику с конкретным пьяницей беседу
провести.
Владимир ВИНОКУР, юморист:
- Священника осуждаю, он проявил
малодушие и неверие. Что до пьянства, то не надо делать из этого большую
проблему. Народ у нас пьет не больше, чем в других странах, поэтому никакой
огромной беды я здесь не вижу.
Отец СЕРАФИМ, священник прихода храма в честь Успенья Божьей Матери,
Йошкар-Ола:
- Бог силен во всем, но полагаться
только на него – неправильно. Человек должен сам иметь желание бросить пить. А
мы организовали Крестный ход с целью просить помощи у Всевышнего в борьбе с
пьянством и алкоголизмом.
Эдуард ЛИМОНОВ, писатель:
- Повальное пьянство в России -
свидетельство стагнации, в которой пребывает общество. Чтобы люди не пили,
нужна какая-то захватывающая национальная идея, которую народ бросится
реализовывать.
Александр ГОФМАН, психиатр-нарколог, профессор Московского НИИ
психиатрии:
- Нужно резко ограничить
производство и продажу алкоголя. Ввести талоны на спиртное, ограничить продажу
сахара - основного ингредиента для самогона. Но главное - нужна политическая
воля, потому что эти решения будут крайне непопулярны.
Маттиас ШЕПП, главный редактор московского бюро немецкого журнала
"Шпигель":
- Можно! Я не верю, что алкоголизм -
в русских генах. Надо в школах и вузах постоянно говорить о его вреде. Плюс
поднять цены на крепкие алкогольные напитки. В Москве по сравнению с 90-ми
ситуация гораздо легче. Раньше мне в министерствах и на встречах с
какими-нибудь силовиками уже в полдень предлагали водку и коньяк. И
противостоять напору было весьма сложно.
Дмитрий САМСОНОВ, слушатель радио «КП»:
- Надо, прежде всего, поменять в
обществе отношение к пьянству. А у нас что? Если человек не пьет, так его все
больным считают...
ЕЛЕНА, читательница сайта KP.RU, Москва:
- Если бы захотели, то можно было бы
победить. Но этого явно не хотят. Страшную войну выиграли, а вот эту - ну
никак...
Сергей ПАВЛОВ Фото: Рамиль ГАЛИ
http://penza.kp.ru/daily/25686/891167/
18.05.2011
В.Р. Легойда: Необходимо донести до каждого человека, в том
числе молодого, адекватную информацию о ценностях веры и нормах церковной жизни
40% россиян считают, что отношение
молодежи к Русской Православной Церкви улучшилось. Об ухудшении отношения
заявили 11% процентов опрошенных. Таковы результаты Всероссийского
репрезентативного опроса, проведенного службой «Среда» (полевые работы:
ФОМ-«Пента») весной 2011 г.
в 100 городах и селах 44 субъектов Российской Федерации среди граждан старше
18-ти лет.
Респондентам был задан вопрос: «Как
Вы считаете, изменилось ли отношение молодежи к Русской Православной Церкви за
последние несколько лет, и если ДА, то отношение стало лучше или хуже?»
Ответ «стало лучше» более характерен
для женщин (45%), чем мужчин (33%). Чаще давали положительный ответ пенсионеры;
в то же время респонденты моложе 35-ти лет говорили об улучшении отношения
молодежи к Церкви несколько реже, чем более старшие граждане.
Положительно настроены россияне,
профессионально занимающиеся умственной деятельностью. «Отношение молодежи к
Церкви улучшилось», полагает почти половина респондентов, занятых в сфере науки
и образования.
Православные респонденты чаще
согласны с тем, что отношение молодежи к Церкви изменилось в положительную
сторону. Среди православных, положительно ответивших на вопрос, преобладают те,
кто участвует или готов участвовать в приходской жизни.
Граждане, оптимистично оценивающие
ситуацию, несколько чаще живут в Центральном федеральном округе (45%), причем
столица не составляет исключение: москвичи чаще, чем жители других населенных
пунктов, говорят о том, что молодежь в последнее время стала позитивнее
относиться к Русской Православной Церкви.
26% россиян считают, что отношение
молодежи к Церкви за последнее время не изменилось. Чаще всего так думают
студенты и учащиеся (39%), жители крупных городов (от 250 до 1 млн. человек
(39%), жители Южного и Северокавказского (39%) и Дальневосточного округов
(39%).
Всего лишь 11% опрошенных высказали
мнение, что молодежь стала хуже относится к Русской Православной Церкви. По
числу граждан, пессимистично смотрящих на ситуацию, лидирует Дальневосточный
округ (30%). Чаще, чем остальные, говорят об ухудшении отношения молодежи к
Русской Православной Церкви респонденты, получающие 3 тысячи и менее рублей в
месяц, а также граждане, не имеющие детей. Наоборот, многодетные россияне, у
которых в семье трое и более детей, реже давали отрицательный ответ.
Не имеют конкретной позиции по
данному вопросу 23% опрошенных. Чаще прочих затруднение с ответом возникало у
рабочих (28%), респондентов, занятых в промышленном производстве (30%), и
мусульман (34%). При этом мусульмане и граждане, поддерживающие КПРФ, реже, чем
остальные, говорили о том, что отношение молодежи к Церкви ухудшилось.
Как оказалось, уровень образования в
целом не влияет на результаты ответов: россияне, имеющие за плечами лишь
среднюю школу, отвечали так же, как и те, у кого есть диплом об окончании
высшего учебного заведения.
Итоги опроса прокомментировал председатель
Синодального
информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда:
«Этот опрос интересен в первую
очередь тем, что он показывает взгляд старшего поколения на отношение молодежи
к Церкви. С одной стороны, на мой взгляд, те 40% респондентов, кто считает, что
это отношение улучшилось, в какой-то степени выражают в своих ответах и
собственное отношение к Православию. То есть и у этих 40% опрошенных их личное
отношение к Русской Православной Церкви хуже не стало. С другой стороны, эта
группа людей, говоря о молодежи, основывается и на определенных фактах,
наблюдениях за молодежной средой, которые позволяют прийти к таким выводам.
В свою очередь, я как человек, в
течение 15 лет работающий со студенчеством, могу сказать, что интерес молодых
людей к религии и Церкви довольно стабилен. Большое число вузовской молодежи
воспринимает веру всерьез. И это прекрасно, это значит, что студентам,
приходящим к вере, открывается интеллектуальная кладовая христианства, они не
проходят мимо этого богатого источника. С этим процессом лично я связываю
большие надежды, поскольку, на мой взгляд, в отношениях Церкви и академического
сообщества сегодня существуют определенные проблемы, связанные с незнанием
некоторыми нашими учеными этой христианской интеллектуальной оставляющей.
В то же время я не считаю, что
отношение молодежи к Церкви, религии и вере беспроблемно. Проблемы во многом
связаны с определенными возрастными характеристиками. Ряд молодых людей
по-прежнему воспринимает Церковь как «одно большое нельзя». С одной стороны,
этот стереотип очень устойчив, но с другой — он не описывает реальное положение
вещей. И задача Церкви, конечно, в первую очередь состоит в том, чтобы донести
сегодня до каждого человека, в том числе и молодежи, адекватную информацию о
ценностях веры и нормах церковной жизни».
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1486612.html
19.05.2011
В Петербурге издан сборник свидетельств солдат о
Божьей помощи в бою
В Петербурге 21 мая состоится
презентация сборника "Из смерти в жизнь…", который состоит из
рассказов и свидетельств о Божьей помощи в бою солдат и офицеров, воевавших в
Афганистане и на Кавказе.
"В сборнике о своем личном опыте
чудесного спасения с Божьей помощью из абсолютно безнадежных с точки зрения
канонов военной науки ситуаций рассказывают заслуженные офицеры вооруженных сил
Советского Союза и России", - сообщил "Интерфаксу"
пресс-секретарь игумена Валаамского монастыря Панкратия Михаил Шишков.
По его словам, даже в советской
стране тотального атеизма офицеры-спецназовцы провозили через границу с
Афганистаном в партбилетах свои православные крестики, а вертолетчики зашивали
иконки в воротники летных комбинезонов.
"В местах
временной дислокации руками самих бойцов, часто из подручных материалов,
возведены десятки православных часовен и храмов", - добавил собеседник
информагентства.
http://www.penza-press.ru/lenta-novostei/2011/05/19/20324494