Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
14

14.09.2014

 

Митрополититрополит Серафим: «Архиерейская хиротония была главным событием в моей жизни»

 

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в радиопрограмме «Мир Православия», и ответил на вопросы ведущего, Евгения Белохвостикова, и радиослушателей: о своем видении архиерейского служения, о регулярности совершения богослужений в отдаленных приходах, о состоянии воскресных школ и об отношении людей к огласительным беседам.

 

 Здравствуйте, владыка! Мы с Вами встречаемся накануне трех важных дат вашей жизни — годовщины священнического служения, архиерейского и дня рождения. Скажите, какая из этих дат для Вас наиболее важна и дорога?

 Здравствуйте. Да, так сложилось, что сентябрь — это очень насыщенный для меня месяц. 11 сентября 1997 года Высокопреосвященнейшим архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом я был рукоположен в сан священника в Успенском кафедральном соборе. Спустя 15 лет в городе Красноярске Святейшим Патриархом Кириллом и архиереями Русской Православной Церкви я был рукоположен в сан епископа Кузнецкого и Никольского. И завершает месяц день моего рождения.

Конечно, для любого человека все даты имеют определенное значение: и появление на свет, и то, когда ты начинаешь служить у Престола Божия, когда ты впервые в руки берешь священные предметы и начинаешь священнодействовать. Но самым главным для меня в жизни была моя архиерейская хиротония, потому что это — призыв на апостольское служение, это уже совершенно новая жизнь. Всё то, что было до этого, — было некой подготовкой к этому непростому пути, по которому я сейчас, слава Богу, иду.

 

 Владыка, я помню, как два года назад, после Вашего возвращения из Красноярска, мы с Вами беседовали, и Вы сказали, что архиерейство — это тяжелый крест и тяжкое служение. Тогда Вы судили об этом со стороны. А теперь каков Ваш взгляд — так скажем, изнутри? Оказалось тяжелее, чем думали, или наоборот легче — апостольская благодать помогает?

 Я отвечу народной мудростью: глаза страшатся, а руки делают. Тогда это было мое впечатление со стороны, и сейчас я не отказываюсь от этих слов. Но я более чем уверен, что с помощью Божией, если ты надеешься на Бога, а не на свои силы, если ты можешь молиться и посвящать этому большую часть своего времени, — то тогда всё легко и всё получается. Именно поэтому я стараюсь больше совершать богослужений, так часто, насколько это возможно не в ущерб административным делам и насколько позволяют человеческие силы.

Это помогает мне преодолеть все те тягости жизни, всё то тяжелое крестоношение, которое архиерейство само собой подразумевает. Когда Господь укрепляет, то всё возможно и не столько уж и тяжек этот крест.

 

 Примерно две трети времени Вашего архиерейства пришлось на управление Вами Кузнецкой епархией, и последняя треть — на Пензу. Скажите, сильно отличается служени епископа Кузнецкого и митрополита Пензенского?

 Я могу сказать только о своем служении. Дело в том, что в Кузнецке я был первым в новейшей истории епископом, и создавал всё сам и под себя. В Пензе мне пришлось немного подстраиваться под ту систему, которая уже была создана. Потому что я не сторонник того, что нужно всё разрушить до основания, а потом строить свое.

Если ты пришел в какой-то сложившийся коллектив, ты должен с ним научиться работать. Бывает такое, что от меня как от архиерея требуют каких-то глобальных перемен, а я уверен в том, что нам нужно сосредоточенно и очень вдумчиво изменять всё то, что происходит. Ведь все глобальные перемены, — в частности, когда священников переводят с места на место, — не всегда приносят пользу.

Внешне это может быть и польза, а внутренне для многих людей такая душевная рана, которая не восполняется. А мне, кроме административных дел, нужно заботиться еще обо всех пасомых, которые живут на территории моей епархии. Поэтому каких-то глобальных мер по изменению епархии я пока еще не вносил. И думаю, что если и буду их вносить, то они будут очень постепенными.

Конечно, еще одно отличие в том, что Пензенская епархия включает в себя областной центр. Это другой уровень, другие задачи — более глобальные. Поэтому здесь тяжелее, чем в Кузнецке.

 

 По Кузнецку не скучаете?

 Скучаю. Вы знаете, я честно скажу, для меня этот перевод был очень неожиданным. В том плане, что я не думал, что в такие молодые годы попаду в такие сложные для меня обстоятельства. А Кузнецк, невзирая на то, что я прослужил там лишь полтора года без малого, для меня стал каким-то очень родным.

 

 Все-таки сыграло роль и то, что это была первая Ваша кафедра?

 Это — во-первых, а во-вторых, мне стали родными люди в Кузнецке. Я всем им очень благодарен. Даже вчера, к примеру, когда я участвовал в областном фестивале «Трудовая доблесть», то, конечно, встреча с кузнечанами для меня была очень радостной.

 

 В феврале Вы стали вторым в истории каноническим митрополитом в Пензенской кафедре и самым молодым митрополитом в РПЦ. Что для Вас значит возведение в этот сан?

 Я честно скажу: до сих пор и то, что я стал епископом, а тем более за такое короткое время стал митрополитом (а это высшая иерархическая ступень любого епископа), для меня больше показатель не каких-то заслуг — потому, что их еще и нет, — а скорее, как обет для монаха.

Поясню. В христианстве есть обычные миряне и монахи. Мирянин старается жить по заповедям и всю жизнь стремится к тому, чтобы их исполнить, а монах уже в начале своей жизни постригается и произносит обеты. То есть для него заповеди уже исполнены, и с него спрашивается не сколько он сделает, а что он сможет сохранить из того, что обещал.

Так вот, для меня, наверное, и восприятие архиерейского сана. Хотя я не знаю, сколько Господь отведет мне служения, но, судя по тем годам, в которых я стал митрополитом, — надеюсь, что это будет продолжительное, а самое главное — плодотворное служение для моей родной земли, для моей родной епархии.

 

 Хотелось бы задать Вам несколько вопросов по наиболее актуальным направлениям епархиальной жизни. Оттолкнусь я от Вашего же выступления на последнем епархиальном собрании, где Вы коснулись, в частности, вопроса регулярности совершения богослужений. Действительно, как часто должны совершать Литургии и вечерние богослужения, и от чего это должно зависеть? От количества собравшихся?

 Есть много мнений по этому вопросу. Мое стремление — прежде всего, установить регулярность служений. Чтобы это были не какие-то эпизодические появления священника в народе, а чтобы народ четко знал: именно в этот день совершится богослужение, и все они могут прийти причаститься — это самое главное. Объехав епархию, я заметил: особенно в селах, в виду отсутствия священников, батюшки начали пользоваться тем, что нагрузка большая и вроде бы требований к ним, в связи с этим, меньше. В некоторых селах даже раз в месяц не совершается Литургия. Это преступление! Тем более преступно, когда священник требует от своих прихожан какие-то деньги, ссылаясь на то, что у него нет возможности к ним доехать, и ему нужно дать на бензин.

Я был этой ситуацией очень возмущен. Вспоминаю свое недавнее служение — не так много времени с тех пор прошло, всего 17 лет: мы никогда не задумывались над тем, как нам ехать на приход. Для этого есть рейсовые автобусы, электрички, в конце концов, есть частные такси. И не столько это отнимает средств у священников, чтобы об этом говорить или упрекать прихожан.

Я очень жестко отреагировал на такие заявления. Я считаю, что те священники, которые требуют с прихожан деньги за свой приезд, вообще не должны быть священнослужителями. Это мое четкое мнение. Я предупредил священников, что, если будут поступать на них такого рода жалобы, если они будут заниматься явным вымогательством денег, то я с такими священниками буду прощаться.

Нужно понимать, что в глазах паствы священник — это не просто отец Сергий, отец Иоанн, отец Петр, это — Церковь. И такие поступки сразу ассоциируются со всеми нами, в том числе, и с высшим Священноначалием. Поэтому те священники, которые дискредитируют себя таким вот желанием быстрой наживы, — я считаю, они не должны быть священниками.

Священник, который приезжает исполнить какую-то частную требу, не должен просить определенную таксу за это. Он должен быть благодарен за то, что его отблагодарят либо финансовыми средствами, если они есть, либо каким-то еще приношением, а иногда, может быть, и простым словом «спасибо».

Уровень жизни нашего народа очень разный, и каждый определяет для себя сам, чем он может помочь Церкви, потому что доброе слово — это тоже помощь. Безусловно, священник должен содержаться за счет средств, поступающих в приход, но, ни в коем случае это не должно быть вымогательством.

 

 Тем более, если говорить об отдаленных сельских приходах.

 Конечно. Ведь что такое сейчас отдаленный сельский приход? Это, прежде всего, полузаброшенная деревня, в которой осталось два-три дома, в которой живут люди пенсионного возраста. Поэтому говорить о том, что с них можно что-то просить — в принципе неправильно. Мы должны быть рады, что еще можем им помочь чем-либо.

 

 Хотя бы совместной молитвой?

 Конечно.

 

 То есть, священник должен составить расписание служб на каждом приходе?

 Да. Сейчас, начиная с этого месяца, мы делаем это централизованно. То есть благочинный подает мне расписание тех богослужений, которые будут совершаться на каждом приходе. Епархиальному управлению придется не просто отсматривать этот график, и вносить какие-то коррективы, но и еще проверять, действительно ли он исполняется. Другого выхода я сейчас не вижу.

 

 Этот вопрос ведь напрямую связан и с нехваткой духовенства. Скажите, исправляется у нас сейчас ситуация в этом плане?

 Да, слава Богу, за последний период мне удалось рукоположить в священный сан более 10 человек. Где-то около 5 человек у нас перешли из других епархий. И я удовлетворен перешедшими: это люди, которые желают заниматься делом, это порой очень хорошие священники.

Я думаю, что сейчас мы пришли в то состояние, когда мы можем хоть как-то функционировать. Потому что когда я сюда пришел в начале года, и передо мной стояли вопросы о Крещении и Рождестве, мы просто-напросто многим приходам вынуждены были отказать в эти великие праздники в богослужении. Бывало так, что священник служил в одном приходе, а в остальные два ездил просто освящать воду. Это ненормальное состояние.

Мы будем укреплять приходы райцентров, чтобы у них было по два-три штатных священника, которые бы в воскресные и праздничные дни разъезжали по близлежащим приходам и совершали там богослужения. Таким образом, мы добьемся того, чтобы хотя бы раз в месяц в сельских, малочисленных приходах в воскресный день совершалась служба, и еще одна в будний день. Необходимо, чтобы два-три раза в месяц богослужения обязательно совершались везде.

 

 Владыка, хотелось бы задать вопрос по поводу религиозной грамотности населения. Эта тема тоже острая: до сих пор в штыки воспринимаются огласительные беседы перед Венчанием и Крещением, до сих пор люди ищут храмы, где можно совершить Таинство и не посещать перед ними никаких занятий. Почему так?

 Проблема очень тяжелая, и ее не до конца понимают и сами священнослужители. В этом, наверное, и есть основной вопрос. Когда люди ищут те храмы, где можно совершить Таинство без огласительных бесед, — они их находят. И это проблема. Состоит она в том, что люди, которые приходят в храм, на вопрос о том, для чего они крестят своего ребенка, не могут ответить. Могут сказать: потому что ребенок не спит или не так себя ведет. И это, конечно, кощунство.

Мы не можем совершать Таинство для того, чтобы ребенок хорошо спал или потому, что так было заведено нашими предками. Все священнослужители и миряне должны понимать: Крещение ребенка является законным только потому, что родители и крестные родители будут воспитывать его в православной вере, в тех понятиях и том церковном предании, от которого формируется церковная личность. Поэтому я думаю, что 99 процентов нашего населения — имеются в виду те, кто живут по православным традициям — к сожалению, находится в состоянии такого расцерковления, которое не позволяет им воспитывать ребенка в православной вере. Поэтому был введен самый минимум огласительне беседы — для того, чтобы людям рассказать, во имя Кого они крестятся, для чего это делается, какова история Священного Писания. Конечно, за две беседы это сделать фактически невозможно, но, по крайней мере, мы хоть как-то людей подводим к тому, чтобы они задумались над этими вопросами.

Ведь Церковь – это не магия, и мы не можем сказать, что совершается Таинство лишь потому, что оно совершилось. Таинство совершается только тогда, когда есть личное желание человека. Когда есть вера самого человека, вера, с которой совершает Таинство священник, и только тогда к этому есть Божие благоволение.

Бог не является истуканом, которому принесли какую-то жертву, положили на жертвенник, и поэтому она для него приятна. Приятны для Бога сердце чистое и дух сокрушенный. Вот когда человек к этому готов, тогда он и должен креститься. Я уже не говорю о взрослых: они должны креститься только по вере.

Я уверен, что огласительные беседы, которые проводятся в настоящее время, — это только переходный период. И, в конце концов, мы дойдем до нормального учения, когда это будут не просто катехизические беседы, а целые курсы, по нескольку месяцев, когда священник будет крестить только того, кто знает Священное Писание и кто знаком с преданием Церкви.

 

 Скажите, а воскресные школы должны быть при всех храмах? И что в идеале должны из себя представлять?

 Буквально на днях я буду делать объезд пензенских храмов и лично проверять все воскресные школы, потому что вижу: в большинстве случаев это некая галочка, которая поставлена в опросном листе среди того, что нужно иметь на приходе. А нормальная воскресная школа — это полноценная приходская школа, как минимум два или три преподавателя, грамотных и церковных, причем не фанатично настроенных, а нормально воцерковленных. Занятия должны проходить в такой форме, чтобы это не было для ребенка продолжением школьных уроков в единственный выходной день.

Ребенок должен заниматься тем, что ему нравится, он должен, к примеру, рисовать, и с этим рисованием получать знания о Боге, о Законе Божием, о православной культуре, о православных традициях. Ребенок должен играть в военные игры, и при этом тоже получать знания о Законе Божием, получать знания о православном мире. Ребенок должен заниматься пением, и тоже через это познавать богослужение и Священное Писание. Мы должны создать дополнительное образование, как это было в советское время во дворцах пионеров. Воскресная школа для ребенка должна быть временем провождения досуга, которое еще и приносит им знания о Боге, приносит понимание православных традиций и основ православной культуры.

 

 А у нас сейчас есть такие образцовые воскресные школы?

 Я не могу сказать, что есть некий образец, но активное стремление к этому у многих. В частности, я хочу похвалить новые приходы: это и Петропавловский храм, и храм Владимирской иконы Божией Матери на улице Ново-Казанской, это и хорошая школа при Троицком женском монастыре, и некоторые другие можно отметить, которые в перспективе будут очень хорошими школами.

 

Ответы на вопросы радиослушателей

 

 Владыка, расскажите, какова перспектива развития у Вьясской пустыни в Лунинском районе?

 Перспектива очевидная: это место, где сохранился почти весь монастырский комплекс, за исключением зимнего храма и колокольни. Сейчас большинство корпусов занимает общеобразовательная школа, и в ближайшее время мы не планируем ее никуда переносить. Собор и один корпус уже передан нам, и там начинает возрождаться монашеская жизнь. Я уверен, что со временем там появится полноценный монастырь, тем более, что туда вернулась великая святыня Вьясская-Владимирская икона Божией Матери, во имя которой и был основан этот монастырь. Я уверен, что возвращение этой святыни — залог того, что обитель в ближайшее время будет процветать.

 

 Тем более, что сейчас в Кузнецкой епархии больше нет ни одного мужского монастыря.

 Именно. Поэтому и для владыки Нестора официальное открытие Вьясской пустыни будет приоритетным направлением, и я думаю, что в ближайшее время монастырь там появится.

* * *

 Часто бывает, что ходишь в церковь ради какого-то батюшки. Конечно, ты ходишь ради Бога, но всё равно прикрепляешься душой к какому-то священнику. И поэтому частая смена священников вызывает неудобство: приходиться из-за своего священника ходить в другой храм. Скажите, почему нельзя сделать так, чтобы один и тот же священник служил в одном только месте?

 Конечно, для всех желательно, чтобы священник служил на одном месте, потому что прихожане привыкают к тому, что это — их пастырь, они ему доверяют, могут спокойно исповедоваться, доверить душевные терзания.

 

 Это уже получается духовник.

 Да, это получается духовник. Но, с другой стороны, мы не можем, к сожалению, на данный момент, обеспечить того, чтобы священник служил на одном месте. Во-первых, иногда священник трудится на одном приходе настолько успешно, что ты со временем понимаешь: он этот приход уже перерос, для него нужно иное поле деятельности, более востребованное, нежели было прежде. Конечно, прихожанам очень тяжело расставаться со священником, но это — церковная необходимость, и ради этого мы переводим священника.

Бывают и негативные моменты, когда я, как архиерей, — а это моя священная обязанность — наблюдать за тем, что происходит в епархии, — если вижу, что происходит что-то неправильно в духовной жизни, в хозяйственной жизни прихода, и если я уверен, что на этом месте нужен совершенно другой человек, то приходится священника переводить. Это всегда делается не просто росчерком пера: сначала много над этим думаешь, много размышляешь, но иногда приходится и наказывать.

Ведь, как и в любом обществе, так и в церковном, дисциплина должна быть жесткой. Мы все должны исполнять каноны, предписания Священноначалия, постановления всех Архиерейских Соборов, потому что они собираются не ради того, чтобы внести какие-то неудобные и новые веяния, а для того, чтобы улучшить нашу церковную жизнь. Именно поэтому иногда приходится священника переводить на то место, где он будет не главным человеком, а будет просто помогать. Это, в основном, связано с настоятелями, когда они не справляются с хозяйственными делами.

Я бы хотел отметить, что в нашей Пензенской епархии довольно плохое состояние именно в хозяйственных делах приходов. Есть ряд приходов, где десятилетиями ничего абсолютно не делается. С ропотом прихожан, тех духовных чад священника, которого я перевожу, есть не менее большой ропот и на то, что в данном приходе абсолютно ничего не делается. И поэтому приходится перемещать священнослужителей.

Я не могу сказать, что всегда и всё делается правильно, бывают какие-то и ошибки. Кроме того, есть чисто стратегические задачи для нашей епархии. В частности, могу сказать, что у нас огромный кадровый голод. Катастрофически не хватает священников. Многие служат на одном, двух, а иногда и пяти приходах.

 

 Наверное, особенно, в районах?

 Да. Особенно там, где мы сейчас активно открываем храмы, а число священнослужителей не пополняется. Поэтому хочешь или не хочешь, а приходится иногда применять очень строгие меры. Потому что в данной ситуации от священника требуются огромные усилия, для того, чтобы совершать богослужения хотя бы раз в две недели, раз в месяц. А когда сталкиваешься с тем, что на приходе не совершается служба очень долго, тогда и приходится наказывать или переводить.

* * *

 В Троицком женском монастыре есть батюшка, который говорит, что не надо брать электронные карточки, паспорта, говорит, что сам сдал паспорт. Как все это понимать? Получается, что он советует против государства, а этого не стоит делать.

 Я с вами полностью согласен. Вообще хочу сказать: поймите, частное мнение священника нельзя выдавать за мнение Церкви. Я обращу на это особое внимание, и еще раз скажу священникам о том, что они должны, прежде всего, проповедовать основы христианского учения, толковать Священное Писание. А если брать вопросы частной жизни, то они очень сложны: для кого-то можно и не принимать паспортов и прочее — пожалуйста, живи так, но требовать от всех мы этого не можем. Это даже в некотором роде преступление.

Священник не может проповедовать свое личное мнение и склонять всех людей на то, что они должны отойти от государства и не пользоваться теми благами, которые государство создает. И Вы, и я можем в частном случае — если нам этот паспорт не нравится — не принимать его. Но это не дело священника — говорить: «не надо принимать паспорт» или «отказывайтесь от паспорта». Понимаете? Но, конечно, если Вы подошли к батюшке лично, посоветовались, и он Вас благословил на это дело, — пожалуйста, Вы можете так поступать.

* * *

 Объясните, что значит «малая обедня» и «большая»?

 Определения изначально неправильные, и если это где-то в храме есть, Вы сообщите — мы это исправим.

В Церкви есть понятие проскомидии и есть понятие поминовения за Литургией, что в простонародье называется малой обедней. Проскомидия — это когда за Литургией на каждое имя, которое вы записываете, из просфоры вынимается частица: когда мы берем просфору, то видим, что там есть маленькая изъятая частица, вот эта частица изымается за имя того человека, за которого подавали обедню, и она кладется рядом с Телом Христовым на дискос. А потом когда священник заканчивает Литургию, все эти частицы ссыпает в Святую Кровь с молитвой, и, таким образом, на Литургии совершается поминовение.

А так называемая обедня, поминовение за обедней, или, как мы часто говорим, большая обедня, — это, кроме того, что изымается частица, еще имя произносится за Литургией на ектенье. Либо публично это делает диакон или священник, либо он про себя его прочитывает. Вот в чем отличие большой и малой обедни.

* * *

 Входит ли в обязанности священника говорить прихожанам о том, как себя вести в храме? Или кто-то это должен делать письменно? В наш Покровский храм ходит очень много народа. Конечно, это великая радость, но есть и невоцерковленные люди, и поэтому во время Литургии хождение по храму непрерывное.

 И священнослужители, и отдельные лица должны отвечать за порядок в храме. Я вообще склонен к тому, чтобы в крупных храмах, — таких, как Покровский собор, наши монастыри, кафедральный собор, — нужно создать службу консультирования. Действительно, в большие праздники приходит много людей, и многие не знают, что делать и как себя вести в храме, как поставить свечи, где помолиться, где исповедоваться. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время мы создадим такие консультационные службы: в притворе храма будет сидеть человек, к которому можно будет обратиться по любому вопросу и он, по своей опытности, будет видеть тех людей, которые пришли в храм и не знают, что им делать, и сможет им помочь.

* * *

 Будет ли в ближайшее время православная гимназия переведена в центр города?

 Я пока не могу ответить на этот вопрос. Обещаю, что буду говорить с Правительством Пензенской области и администрацией города Пензы (потому что это муниципальная школа) о том, чтобы постараться нам перевести гимназию в центр города.

На 1 сентября я посещал гимназию. И если перевести ее в центр не получится, то епархия будет помогать гимназии как-либо расшириться. Мы поможем им с тем, чтобы гимназия стала больше похожа на школу, нежели на детский садик, в здании которого она находится. Будем делать какие-либо пристройки, в том числе и храм пристроить нужно будет, если областная власть не откликнется на наше пожелание перевести гимназию в какое-то другое место.

Но пока разговоры, что гимназию уже куда-то переводят, преждевременны.

http://penzaeparhia.ru/news/1291

 

14.09.2014

 

Новый выпуск программы «Вопросы веры» посвятили визиту в Пензу епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона

 

Новый выпуск программы Пензенской митрополии «Вопросы веры», которая выходит на телеканале «Союз», посвятили приезду епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона в г. Пензу.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению рассказал ведущему, Евгению Белохвостикову, о том, как удается уделять время своей семье, и как, получается, совмещать свою деятельность и служение.

ВИДЕО: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=9A_JEOoL8r4

ВИДЕО: http://www.youtube.com/watch?v=9A_JEOoL8r4&feature=player_embedded

 

http://penzaeparhia.ru/news/1294

 

15.09.2014

 

Новый выпуск РАДИОпрограммы «Мир Православия» посвятили визиту священника Александра Мазырина в г. Пензу

 

Новый выпуск программы «Мир Православия» на «Радио России из Пензы» посвятили визиту священника Александра Мазырина в г. Пензу.

В интервью ведущей, Юлии Андреевой, священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор ПСТГУ (г. Москва), поделился своим мнением о Владимире Путяте и об обновленческом расколе.

http://penzaeparhia.ru/radio

 

133751.p15.09.2014

 

14 сентября, начало нового церковного года – церковное новолетие

 

В этот день Православная Церковь празднует церковное новолетие – начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта.

В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565).

Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев всё возвращается к своему началу, в юлианском (то есть церковном) календаре есть еще «полный церковный год» продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также «Великим индиктионом», а на Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения Божественной Литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Основным смыслом богослужения в Новолетие (1/14 сентября) является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 16–22).

Со времени пришествия в мир Спасителя человечеству дарована Богом возможность спасения – избавления от несвободы (рабства греху), стяжания добродетелей (богоподобного совершенства) и даже обожения. Именно это должно быть целью и содержанием всей жизни христиан, а более конкретно – наступающего нового церковного года.

Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни человек должен жить как последний, за которым его ждет строгий и нелицеприятный суд Божий. Потому и наступивший год, как и любой другой, надо использовать с духовной пользой, больше заботясь о своей душе, ища «прежде Царства Божия и правды Его», веруя словам Христа, что тогда все остальное приложится нам (Мф. 6: 33).

Поэтому и в песнопениях праздника говорится, что Господь в мир пришел, ища «удобрити создание» Свое, «завещав уставы и лета, во спасение наше». Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь «приносит», то есть посвящает, новый церковный год Творцу мира, Который «нам, мудростию времена и лета положил». «Начало лета» (то есть года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это значит, что мы, верующие христиане, даем обещание посвятить весь наступающий год Богу – служить Ему, а не своим греховным желаниям. И это служение Благу, Добру должно направить нас на борьбу со грехом в себе и вокруг нас, к возрастанию в добродетелях, как и сказано в псалме: «уклонись от зла и сотвори благо». Потому Церковь просит за богослужением сподобить нас «житие начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием»; «сподобить начавшим лето (год)» и «скончати благоугодно», чтобы «многокружное лето» сие Господь благословил «благоплодием», увенчал «благословеньми»; чтобы нашим воздаянием за понесенные труды, за наше служение Добру стало познание Бога – истинного Блага – и наше «преложение (то есть изменение) к лучшим, мирное устроение», чтобы нам «славити вседетельную Его благость».

В тропаре праздника Церковь просит Бога:

 

«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны».

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/...

 

16.09.2014

 

В р.п. Лунино доставлен список с Кикской чудотворной иконы Божьей Матери, именуемой Милостивая

 

 

16 сентября в р.п. Лунино был доставлен список с Кикской чудотворной иконы Божьей Матери, именуемой Милостивая.

Образ был приобретен семьей Кузьмичевых в монастыре Киккос на о.Кипр в качестве подарка строящемуся храму Рождества Пресвятой Богородицы. В 2010 году прихожанка Молитвенного дома преп. Сергия Радонежского Кузьмичева Татьяна Степановна переехала на постоянное жительство в г.Санкт-Петербург, при этом сохранив духовную связь со своим приходом. Татьяна Степановна имела желание лично привезти святыню в родной поселок еще в июне этого года, но неожиданная кончина помешала случиться задуманному. Богом было суждено, что икона при содействии сына Татьяны Степановны Владимира Викторовича была доставлена именно в предверии престольного праздника строящегося храма Рождества Пресвятой Богородицы, что является знамением благословения Самой Пречистой, знамением ее милости к строящемуся храму. Икона будет выставлена для поклонения верующих на Всенощном бдении праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Сайт Лунинского благочиния

http://lunishrami.ortox.ru/news/guid/1161807

 

17.09.2014

 

17 сентября день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»

 

 

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены: человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая купина»

Молитва первая

 

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Молитва вторая

 

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

 

Молитва третья

 

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты – «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,— именуемая— «Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты — «Купина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты — «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покровительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христомаучи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

 

Молитва четвертая

 

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердия заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/...

 

Сотрудники ГУ МЧС РФ по Пензенской области в день иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» посетили Покровский собор17.09.2014

 

Сотрудники ГУ МЧС РФ по Пензенской области в день иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» посетили Покровский собор

 

17 сентября, в среду, в день чествования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», несколько десятков сотрудников ГУ МЧС РФ по Пензенской области начали свой рабочий день с Литургии в Покровском архиерейском соборе г. Пензы. Перед образом Неопалимой Купины издревле на Руси молились об избавлении от пожаров.

Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Иоанн Яворский, председатель Строительного отдела Пензенской епархии. Пел хор Покровского собора (регент — Лидия Яворская).

Пример свои сотрудникам подал и начальник управления Сергей Козлов, который отстоял всю службу и причастился Святых Христовых Таин.

В проповеди протоиерей Иоанн Яворский рассказал о случае в одном кузнецком селе, случившемся четыре года назад: когда вокруг бушевал лесной пожар, одна благочестивая старушка обошла свой дом с молитвой и иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» в руках, и из всего села уцелела в пожаре только ее изба. Сергей Козлов вспомнил о пожаре в Наровчатском Троице-Скановом монастыре, когда деревянная монастырская трапезная уцелела в огне после молитвы сестер перед образом Неопалимой Купины.

 

ВИДЕО: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_-_Mp3zBY6k

 

 

Напомним, икона Божией Матери «Неопалимая Купина» создана в память явления Моисею на горе Синай Господа Саваофа в виде несгораюшего куста — неопалимой купины. Этот образ считается одним из символических изображений Богоматери. Сотрудники главного управления МЧС по Пензенской области ежегодно в день иконы Божией Матери, именуемой «Неупалимая Купина» практически полным составом приходят в храм.

ФОТО – http://tv-express.ru/...

http://penzaeparhia.ru/news/1303

 

ib26317.09.2014

 

Встреча священника с пожарными

 

17 сентября Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери «Неопалимая Купинá», перед которой на Руси издревле молились Богородице об избавлении от напасти огненной стихии. В последние годы представители противопожарной службы МЧС России особо отмечают этот день. В городе Кузнецке прошла встреча руководителя епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Сергия Сидорова с пожарными.

Отец Сергий рассказал об упомянутой иконе, о библейском событии, в честь которого она была написана, об истории иконы на Руси и связанных с ней традициях. Все желающие присутствовали на молебне и получили ответы на интересующие их вопросы, касающиеся духовной жизни. В заключение встречи отец Сергий благословил огнеборцев на дальнейшую защиту мирных жителей от стихии и подарил каждому пожарному небольшую икону Божией Матери «Неопалимая Купина».

17.09.2014 Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/...

 

17.09.2014

 

Новый выпуск телепередачи «Да любите друг друга» вышел в эфир

 

Еженедельная телепередача ««Сие заповедую Вам: Да любите Друг Друга» теперь вещается три раза в день по средам, а именно  в 7:00, 12:30 и 19:00.

Онлайн версия программы: «Сие заповедую Вам: Да любите друг друга», №31 от 17 сентября 2014 года.

В сегодняшнем выпуске, подготовленном при поддержке Миссионерского отдела, передача расскажет о предстоящем православном фестивале-спарринге «Православие — сильная вера сильных людей».

Коснется и благоустройства Тихвинского Скита Шемышейского района, побывает и на одной из огласительных бесед верстающихся казаков проводимых священником Алексием Роем, напомнит обращение митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима на первом Крестном ходе в начале учебного года и многое другое.

http://missia-pe.cerkov.ru/...

 

17.09.2014

 

Вышел новый выпуск Программы «Мир вашему дому» (Кузнецк)

 

sl02

 

На православном телеканале «СОЮЗ» в эфир вышел очередной выпуск Программы «Мир вашему дому» (Кузнецк). В этом выпуске программы о святом источнике в селе Монастырское Кузнецкого района, об истории этого места и явлении там чудотворной иконы святой мученицы Параскевы.

 

17.09.2014 Максим Мальцев

ВИДЕО: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=wCjtbYkHELY

 

http://kuzneparhia.ru/...

 

Лекция священника Александра Мазырина. Черноголовка. 14 марта 2014 г.18.09.2014

 

Священник Александр Мазырин, профессор ПСТГУ:

«Важно, чтобы почитание Новомучеников шло из народных глубин»

 

В дни памяти Новомучеников и исповедников Пензенских столицу Сурского края посетил священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В интервью ведущей епархиальной телепрограммы, Юлии Андреевой, отец Александр, один из самых авторитетных специалистов по церковной истории 20-30-х годов ХХ века, рассказал о «Путятинской смуте» в Пензе, как предвестнике обновленческого раскола, о своем отношении к митрополиту Сергию (Страгородскому) и Сталину, а также о том, чему мы должны учиться у Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

 Здравствуйте, отец Александр! Рады приветствовать Вас в Пензе. Скажите, пожалуйста, впервые ли Вы в нашем городе, и какова цель Вашего визита?

 Да, я впервые в Пензе. И основная цель моего визита — это участие в Литургии, которую совершил владыка Серафим в храме Новомучеников и исповедников Пензенских, и в научно-практической конференции, посвященной их же памяти, в Пензенской духовной семинарии.

 

 А с чем ассоциируется Пенза у Вас, как у церковного историка?

 Для меня Пенза, конечно, в значительной степени ассоциируется с местом, где богоборческая власть впервые в новейшей истории применила в своей борьбе с Церковью метод разложения Церкви изнутри. Я имею в виду так называемый «Пензенский раскол» 1918-1921 годов.

Конечно, «Пензенская», или «Путятинская» смута по-особому окрашивает мое восприятие Пензенской епархии. Но такие неприятные слова, как «смута» и раскол, не должны смущать православного человека, поскольку одновременно с происками богоборцев была явлена и сила православного народа, православной веры, которая противостояла натиску путятинцев. В то время был явлен такой замечательный святой, как архиепископ Иоанн (Поммер), будущий священномученик, и многие из тех, кто его поддерживал и отстаивал чистоту веры в те сложные годы.

Потом эта схема борьбы с Церковью, опробованная в Пензенской епархии, с помощью «церковных большевиков» (каковым был и раскольник Путята, бывший пензенский архиепископ) применялась богоборцами в масштабах всей страны. А опыт противостояния этой смуте, который был получен здесь при св. Иоанне (Поммере), очень пригодился православным.

 

 Как Вы лично оцениваете те события и личность самого Владимира (Путяты)?

 Сама по себе фигура Владимира (Путяты) весьма неприятная. Это архиерей, который был уволен за крайне соблазнительное поведение, но отказался признать очевидное, признать свою вину и раскаяться. Вместо этого, опираясь на богоборцев, он попытался утвердиться в качестве «красного архиепископа», будучи лишенным сана Собором православных епископов. Это был первый опыт такого масштаба в Советской России, когда на службе у богоборцев откровенно состоял еще недавний православный епископ. Именно поэтому ситуация была крайне неприятной и опасной. Но все-таки православные люди смогли дать должный ответ этому вызову.

 

 А как, по-вашему: сам обновленческий раскол — это детище советской власти, или все же внутрицерковное течение, в большей степени?

 Именно как всероссийский раскол, в большей степени, — это детище власти. Сейчас это уже вполне очевидно, в связи с теми документами богоборческой власти, политбюро, ОГПУ, которые стали доступны историкам в 90-е годы.

Теперь мы прекрасно знаем, кто инициировал, кто давал команды, и какие использовались методы для создания этого раскола. Если бы не такое массированное вмешательство богоборческой власти в церковные дела, то обновленчество не состоялось бы в таком масштабе, как это произошло в 20-е годы.

Конечно, предпосылки для этого расколы были и до того, как к власти пришли большевики. В Церкви в начале ХХ века было много нерешенных проблем на всех уровнях церковной жизни: и сверху, на уровне епископата (что как раз показала история Путяты), и до самых церковных низов; были довольно острые проблемы, часть которых решалась, а другая — нет. И в условиях такого революционного раскола и смуты это всё и выплеснулось наружу, очень сильно все было срезонировано действиями богоборческой власти.

Однако, замечу, нельзя сводить все исключительно к проискам богоборцев. Они использовали те проблемы, которые в Церкви были. Просто эти проблемы были большевиками многократно приумножены.

 

 Отец Александр, а каково Ваше отношение к митрополиту Сергию (Старогородскому)? Какую роль он сыграл в истории Церкви?

 Митрополит, а впоследствии Патриарх Сергий — это одна из самых выдающихся фигур во всем епископате ХХ века. Он отличался и своей образованностью, и своими административными и личными талантами. Он славился, как аскет, и никто из его многочисленных оппонентов в личном плане никогда не мог ему предъявить какие-то претензии.

В то же время, владыка Сергий еще с дореволюционных времен был особым образом заметен среди высшей иерархии, как архиерей наиболее эластичный, приспособлявшийся к власти, какой бы эта власть ни была. Он умел сохранить свои позиции и во времена Распутинщины, и при Временном правительстве, и когда возникла обновленческая «Живая церковь»; он первым из митрополитов признал обновленческое ВЦУ. И впоследствии, в 27-м году, будучи во главе Московской Патриархии, он пошел на такой компромисс с советской властью, на который до него не шел ни один из высших иерархов — не Патриарх Тихон, не митрополит Петр, ни сам митрополит Сергий поначалу.

С самого начала советская власть фактически стремилась к полному порабощению Московской Патриархии, как руководящего звена Русской Церкви. Большевикам нужно было подчинение Патриархии, превращение ее в марионеточную структуру, через которую богоборческая власть сможет осуществлять свою политику в отношении Церкви.

Конечно, Церковь этому противилась: и иерархи, и простой церковный народ пытались отстоять внутреннюю независимость Церкви. Но через десять лет после революции некоторым стало казаться, что если не пойти на уступки — то Церковь будет полностью смята, останутся одни обновленцы, путятинцы и им подобные. Как раз во главе этого движения и встал митрополит Сергий: потом по его имени это течение получило наименование сергианства, как синоним стремления приспособиться к богоборческой власти с целью спасти Церковь в условиях жесточайших гонений.

Митрополит Сергий сам в сердцах говорил: «Я спасаю Церковь!» Ему возражали, что Церковь спасает Христос, но он отвечал, что спасает Ее, как организацию. Ради этой цели он готов был идти на очень соблазнительные для многих православных компромиссы.

Возникает вопрос: был ли оправдан этот компромисс в итоге? На этот счет есть разные мнения, но в общем-то факты говорят о том, что политика приспособления к власти мало что давала. Церковь продолжали гнать, причем после 1927 года еще более, чем до того момента, когда митрополит Сергий пошел на компромисс, издав свою декларацию. К концу 30-х годов Церковь была практически полностью уничтожена.

Митрополиту Сергию не удалось спасти не то что Церковь, как ту масштабную организацию, которой она была: ему не удалось даже ближайших своих помощников в абсолютном большинстве уберечь от расправы. И сам-то он чудом уцелел: на него уже тоже было заведено дело, сфабрикованы показания, что он — английский, японский и польский шпион. Всё было готово к тому, чтобы и митрополита Сергия арестовали и расстреляли. От той структуры, организации, которую пытался спасти, не осталось ничего.

Полного уничтожения Церкви, как организации, не произошло, потому что началась Великая Отечественная война, и обстановка полностью поменялась: сталинское руководство уже не могло продолжать свой курс на уничтожение Церкви. От нее сохранился крошечный остаток.

Можно ли говорить, что митрополит Сергий «спас Церковь»? Более оправданным представляется взгляд, что Церковь спас не он, а Господь. И не благодаря каким-то хитрым компромиссам и попыткам приспособиться к богоборцам, а благодаря тому стоянию в истине, подвигу до смерти, которые явили наши Новомученики. Конечно, та жертва, которая была принесена ими, не могла остаться безответной, и Господь за эту жертву так направил ход истории, что богоборческая власть при всей своей ненависти к Церкви задачу ее ликвидации решить уже никак не могла.

 

 А как Вы оцениваете личность Сталина? У Вас он больше ассоциируется с гонениями в 30-е годы или с легализацией Церкви в 43-м?

 Лично для меня он все-таки больше связан с гонениями. Потому что легализация лишь в небольшой мере вернула Церкви то, что у нее было и так, до Сталина и без него. Какая же в этом его заслуга? А вот террора такого масштаба, как при нем, в конце 30-х, Церковь и вся страна не переживали никогда. Попытки как-то это обойти молчанием, и всё сводить к периоду военному, когда политика власти изменилась, представляются неправильными.

Все-таки сталинские гонения — это апофеоз разрушения и уничтожения того, что созидалось на протяжении практически тысячи лет, с момента крещения Руси: за какие-то два десятилетия было уничтожено практически всё. С другой стороны, это страшное время — время явления святости, небывалого в истории не только Русской Церкви, а вообще Вселенской. Такого сонма святых, как тогда, из-за этих гонений, Русская Церковь не имела никогда. Поэтому события 20-30-х годов — это, в каком-то смысле, центральное явление всей нашей тысячелетней истории Русской Церкви, некий ее венец, период наивысшего духовного плодоношения. И все это связано с гонениями.

Их, конечно, нельзя ставить в заслугу Сталину, но только благодаря ему у нас явилось столько святых. Конечно, это логика неверная, но то, что Русская Церковь имеет, — она имеет в силу этих гонений. Это нужно помнить. Не подменять это какими-то внешними улучшениями в жизни Церкви, которые наступили в 40-е годы, — это все вторично. Главное — это подвиг мучеников, который в сталинские годы совершился.

 

 Скажите, отец Александр, а чем Вас так заинтересовала именно новейшая история Русской Православной Церкви?

 Это получилось само собой. Я пришел в Церковь в 90-е годы, а родился и вырос в семье офицера, в семье неверующих людей. Как многие из моего поколения, я пришел к вере волне перестройки. И в период поиска той новой основы, на которой можно строить жизнь молодому человеку, после окончания инженерно-физического института, Господь привел меня на кафедру информатики Свято-Тихоновского института.

Почему в богословском институте вдруг оказывается кафедра информатики, и какое отношения это имеет к богословию, спросите вы? Тут всё очень просто. Инициатором создания и руководителем этой кафедры был профессор Николай Евгеньевич Емельянов. Главной задачей существования кафедры информатики было (и остается по сей день) ведение базы данных за Христа пострадавших. В те годы была разработана система хранения и сбора данных о пострадавших за веру в период гонений, и меня как раз позвали принять участие в работе с этой базой данных. Таким образом, я и стал заниматься темой гонений на Церковь. А поскольку это очень сильно меня увлекло, то сразу же появилось желание: как можно больше обо всем этом узнать. Я поступил учиться в Свято-Тихоновский институт, ну, а дальше уже все шло само собой — работа на кафедре, преподавание, принятие священного сана.

 

 Вопрос, который часто приходится слышать. Изучение подвига Новомучеников — это дело благое, это увековечивание их памяти. А зачем нужно изучать историю расколов 20-30-х годов? Что бы вы ответили?

 Потому что по-другому мы никогда не поймем в полной мере, в чем состоял подвиг Новомучеников, что пришлось им пережить и преодолеть. Нам это трудно представить в нашем современном, более или менее спокойном, благополучном церковном бытии: насколько изощренной была борьба против Церкви, насколько тяжело было отличить истину от лжи и устоять в истине.

Власть пыталась уничтожить Церковь изнутри. Были, конечно, и гонения извне, была оголтелая пропаганда — как на нее реагировать, всем было более или менее понятно. А вот как различить ложь, которая разъедает духовный организм изнутри, как это увидеть и преодолеть, было понятно далеко не всем. Новомученикам необходимо было очень хорошо представлять, какие механизмы в борьбе с Церковью использовались, и как с этим бороться.

Кроме того, историю расколов нужно знать еще и потому, что история иногда повторяется. Сейчас, слава Богу, наша власть отчасти даже содействует Церкви, говорит о необходимости утверждения традиционных ценностей. Но кто может поручиться, что так будет и через десять, и через двадцать лет, что вновь Церковь никогда не окажется гонимой?

Опыт, который приобрела Русская Церковь в ХХ веке, не должен быть утрачен и забыт. Очень важно изучать те события во всей их полноте.

 

 Отец Александр, Вы входите в состав Церковно-общественного совета по увековечению памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Скажите, на Ваш взгляд, у нас достаточно делается в этом направлении?

 Конечно, недостаточно. Да и сам Совет, хотя он организован уже почти как два года назад, на самом деле, еще ни разу не собирался. В действительности мало мест, областей, епархий, где проведена всеохватывающая работа по изучению жизни Новомучеников, их подвига и истории тех лет. В Пензе, слава Богу, есть немало энтузиастов: и книги изданы, и память Новомучеников чтится, но так далеко не везде. Поэтому здесь работы непочатый край.

Очень важно, чтобы движение по изучению наследия того времени не насаждалось сверху (хотя и поддержка Священноначалия необходима). Очень важно, чтобы это шло из церковных глубин, потому что всегда в церковной истории почитание святых основывалось, в первую очередь, на почитании со стороны народных масс. Иерархия выполняла роль некоего органа, санкционирующего почитание, которое уже есть и которое невозможно игнорировать.

Очень важно, чтобы в народе знали, помнили, чувствовали связь с нашими Новомучениками. Для этого нужно об этом писать, рассказывать, доносить до людей информацию о тех, кто отстоял нашу Церковь, когда казалось, что уже нет никаких надежд на то, что Православие в России сохранится.

 

 Какие рекомендации по увековечиванию памяти Новомучеников на местном уровне Вы могли бы дать? Какие конкретные шаги посоветуете?

 Надо постараться церковным историкам, местным краеведам максимально выявить и исследовать тот архивный материал, который сохранился и который доступен. Кроме нас, этого никто делать не будет. Слава Богу, пока что соответствующие государственные структуры еще готовы идти на встречу, готовы предоставить возможность работы с этими делами. Хотя ситуация и меняется — десять-пятнадцать лет назад многие вопросы решались проще, чем сейчас, — но еще время до конца не упущено, поэтому очень важно по максимуму собрать тот материал, который нам доступен.

Еще можно попытаться собрать и крупицы живой памяти тех лет. Конечно, сейчас уже очень мало осталось живых свидетелей того времени, но, может быть, живы их дети, внуки, которые хранят в семейных архивах письма, фотографии; может быть, кто-то готов что-то вспомнить, записать то, что еще не записано. Необходимо искать таких людей и собирать эти свидетельства. С каждым годом их становится все меньше, и здесь время терять нельзя.

Весь этот материал нужно сводить воедино и писать доступным языком для церковных людей о том, что тогда было. Нужно, чтобы всё это не пропадало и доходило до сознания православного народа.

 

 Канонизация Новомучеников сейчас приостановлена. С какими трудностями это связано?

 Я не могу дать ответ, компетентный в полной мере, — я не вхожу в комиссию по канонизации, — я могу высказать лишь свое собственное мнение. Мне представляется, что в конце 90-х — начале 2000-х годов, на волне энтузиазма, который возник в связи с прославлением Собора Новомучеников и исповедников, сам подход к канонизации приобрел в чем-то излишне упрощенные формы. Это, наверное, было оправдано в тот момент, поскольку важно было задать такой импульс почитания Новомучеников для православного русского народа за счет массовой канонизации.

Но все-таки, когда одновременно прославляется больше тысячи подвижников, неизбежны какие-то фактические ошибки. Сейчас наступил момент, когда необходимо более тщательно, а может быть, и заново исследовать материалы тех, кто уже прославлен. А в отношении тех, чья канонизация готовится, может быть, стоит не спешить, как это было раньше, но подойти к делу прославления было выверенно.

Надо понимать, что грань между теми, кто есть в нашем календаре-месяцеслове, и теми, кого в нем нет, — условна. Прославлен весь Собор Новомучеников и исповедников, все беспорочно за Христа пострадавшие в те гонения, — все, чьи имена и явлены, и не явлены. Если кого-то в списке нет на данный момент, — это не значит, что он не свят. Список достаточно условен, поэтому здесь очень важно, чтобы сохранялось и приумножалось народное почитание. Если оно будет — то все недоумения, которые возникли в ходе массовой канонизации, со временем отойдут на второй план и всё встанет на свои места: Сам Господь явит Своих святых. Но если все это будет предаваться забвению, то тогда станет непонятно: а зачем всё это делалось? Если эти имена, которые мы сейчас видим в календаре, по-прежнему ничего не будут говорить абсолютному большинству наших верующих, и никак не будут находить отклик в их сердцах, — это, действительно, будет печально. Важно этого не допустить.

 

 А чему мы должны учиться у Новомучеников? Почему для нас так важна и дорога именно их память?

 Мы должны учиться у них твердости стояния в вере и истине. Несмотря ни на что, несмотря ни на какие вызовы, которые бросает нам мир.

Мир в наши дни всё дальше и дальше отходит от Христа. Только в 20-30-е годы это делалось явным образом, это было очевидно (и в чем-то Новомученикам было легче), а в наше лукавое время подмена истины осуществляется гораздо более тонко. В чем-то современным христианам, может быть, даже тяжелее, чем нашим дедам и прадедам, которые тогда отстаивали веру. Поэтому надо молиться нашим Новомученикам, чтобы Господь дал нам вразумление видеть истину и в ней стоять. Это — самое главное.

ФОТО – http://idrp.ru/afisha/lectsii-seminari/1468-mazyrin-chg

http://penzaeparhia.ru/news/1308

 

Тема передачи - Визит священника Александра Мазырина в г. Пензу. Выпуск от 18 сентября20.09.2014

 

Новый выпуск программы «Вопросы веры» посвятили визиту в Пензу священника Александра Мазырина

 

Новый выпуск программы «Вопросы веры», которая выходит на телеканале «Союз», посвятили визиту священника Александра Мазырина в г. Пензу.

В интервью ведущей, Юлии Андреевой, священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор ПСТГУ (г. Москва), поделился своим мнением об обновленческом расколе, политике властей в отношении Церкви в 20-х гг., и тому, что значит для нас подвиг Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

ВИДЕО: http://penzaeparhia.ru/video/item/330

 

http://penzaeparhia.ru/news/1315

 

Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви19.09.2014

 

Святейший Патриарх Кирилл: Миссионерская деятельность должна быть приоритетной темой в повестке дня Русской Православной Церкви

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая 19 сентября 2014 года очередное заседание Высшего Церковного Совета, заявил о необходимости активизации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в регионах.

«Последняя моя поездка на Дальний Восток вновь дала очень много материала для размышлений о состоянии нашей миссионерской работы и понимания приоритетности темы миссии в повестке дня Русской Православной Церкви», ― подчеркнул Святейший Патриарх.

Рассказывая о своей дальневосточной поездке, Предстоятель Русской Церкви отметил, что и в дореволюционное время в силу объективных причин развитие православной миссии на Дальнем Востоке было затруднено. К тому же, некоторые регионы Дальнего Востока вошли в состав России только в середине XIX века, и строительство храмов и монастырей шло здесь не так активно, как в других регионах. «А затем, когда произошла революция, эти храмы и монастыри, которых, по сути дела, не хватало даже в то время, поверглись полному уничтожению», ― сказал Святейший Патриарх.

По словам Его Святейшества, нигде в нашем Отечестве религиозная жизнь не пострадала так, как на Дальнем Востоке. Долгие годы восточнее Иркутска был только один храм во Владивостоке и один небольшой приход в Якутске. «Другими словами, люди жили без всякого окормления, я уже не говорю о научении вере», ― добавил Святейший Владыка.

Когда же в 1990-е годы открылись новые возможности и начали восстанавливаться храмы, монастыри и духовные школы, основные силы ушли на возрождение Православия в столице, областных центрах и регионах в западной и центральной части страны.

На Дальнем Востоке в это время активно действовали «нетрадиционные религиозные группы, которые начали свою работу еще нелегально в советское время и в отсутствие Русской Православной Церкви», напомнил Святейший Патриарх. В ситуации духовного вакуума эти организации очень сильно укрепились. «Все эти организации имели сильную поддержку из-за рубежа, и у них было достаточно средств, стали появляться комфортные современные культовые здания при отсутствии православных храмов», ― констатировал Предстоятель.

В настоящее время ситуация меняется к лучшему. «Сегодня у нас 17 архиереев на Дальнем Востоке, это все люди очень энергичные, целеустремленные. И за то короткое время, которое они там трудятся, уже очень многое сделано», ― отметил Святейший Патриарх.

Первосвятитель рассказал вкратце о положении дел в некоторых епархиях: «Строительство 20 новых храмов на Камчатке практически решит проблему православных храмов на полуострове, по крайней мере, при нынешней демографической ситуации и при нынешнем расселении людей. Активно развивается программа строительства 30 храмов в Хабаровской епархии. Хорошие сдвиги в Биробиджанской епархии. Она очень небольшая, но динамичная, и народ там живет активный, и владыка сделал очень многое. Прекрасные церковные школы, приходы, епархиальная больница — реабилитационный центр имени целителя Пантелеимона».

«Но сделать нужно еще очень много, ― продолжил Предстоятель. ― Поэтому я бы попросил всех руководителей синодальных отделов подумать о том, что по линии каждого отдела можно сделать для укрепления миссионерских усилий на Дальнем Востоке. Полагаю, что с нашей стороны потребуется очень детально проработанная программа».

Святейший Владыка проинформировал членов Высшего Церковного Совета о встрече с министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, высшими должностными лицами субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе и архиереями дальневосточных епархий. На встрече обсуждался комплекс религиозных, социальных и иных проблем, существующих на Дальнем Востоке. Было обращено также внимание и на положение малых народов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить к следующему заседанию Высшего Церковного Совета программный документ на основании результатов поездки на Дальний Восток и с учетом договоренностей, достигнутых на совместном заседании архиереев дальневосточных епархий и руководителей субъектов Российской Федерации в ДФО. Возглавить рабочую группу по подготовке документа, в котором должны быть отражены основные задачи и направления церковной деятельности на ближайшие годы на Дальнем Востоке, поручено председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви общества протоиерею Всеволоду Чаплину. Первостепенное внимание в документе должно быть уделено вопросам развития миссионерской деятельности.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/3750830.html

 

20.09.2014

 

Преподобномученик Пахомий Скановский

 

Преподобномученик Пахомий Скановский.

 

«Восхвалятся преподобный во славе и возрадуются на ложах своих» (Пс. 149, 5). Так говорится о святых, достигших Царства Небесного, обретших «вечный покой» и вечное блаженство. Сие достигается любовью к Богу, преданностью Ему, жизненными трудами и самоотвержением, которое у иных восходит к мученической кончине за Христа Бога нашего.

Божественный Спаситель наш говорит: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Вняв призыванию Господню, крест жизненных испытаний восприял на себя и до конца пронес кроткий послушатель, верный последователь и воин Христов преподобномученик Пахомий (Ионов).

Сей доблестный преподобномученик родился 15 января 1883 года в селе Троицком, Каменского уезда Пензенской губернии в семье благочестивого крестьянина Матфея и наречен был во святом Крещении Петром.

С детских лет возлюбив молитву и уединение, Петр, после окончания курса в сельском училище, удалился в Свято-Троицкий Сканов монастырь, где 16 ноября 1907 года определен был послушником.

Недалеко от Сканова монастыря на Плодской горе в пещерах подвизались монахи-аскеты, их которых известен архимандрит Арсений, по любви к безмолвию оставивший настоятельство обителью и удалившийся в пещеры.

Среди таких подвижников духовно возрастал и усовершался ревностный послушник Петр. 10 июля 1912 года, по благословению настоятеля монастыря, в течение двух месяцев он был в паломничестве в Киево-Печерской Лавре. В следующем, 1913 году, он принимает монашеский постриг с именем Пахомий.

6 июля 1913 года монах Пахомий рукоположен был в сан иеродиакона и определен на послушание письмоводителя. Как отмечали все в обители, был он «качеств отлично хороших, весьма способен, честен, усерден и кроток».

С 1917 года «плач, и стон, и горе» (Иез. 32, 10) объяли Землю Русскую. Слыша плач и стон, видя горе народа православного, отец Пахомий, рукоположенный уже тогда в сан иеромонаха, скорбным взором взирал на осквернение и разорение святынь народа, что именовалось «изъятием церковных ценностей», на закрытие святых обителей и церквей. После официального закрытия монастыря в 1928 году, отец Пахомий подвизался в с. Троицком, где содержал пасеку.

После того, как в 1930 году пасека была «конфискована», отец Пахомий подъял на себя подвиг духовного окормления народа Божия в условиях гонений. В то злосчастное время междуусобной брани, когда предавал «брат брата на смерть» (Мф. 10, 21), пастырь добрый иеромонах Пахомий полагал «жизнь свою за овец» (Ин. 10, И) Христовых. Подвергаясь опасности быть схваченным и убиенным, он проходил селения и совершал священническое служение. Он не боялся «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

В условиях гонений возникла катакомбная церковь, которая богоборческой властью жестоко преследовалась, что показали события в Пензе в 1931 году. В таких сложных условиях для исповедания веры находился о. Пахомий и многие верные последователи Христа Бога нашего.

В селе Пичуры, близ Свято-Троицкого Сканова монастыря, располагалось монастырское подворье.

Здесь вокруг доброго пастыря иеромонаха Пахомия собралась небольшая община. В устроенной под церковь келлие церковного старосты Цибиркиной Февронии Ивановны (схимонахини Сергии, ум. 1986г.) совершались Богослужения.

С 1932 по 1935г.г. это «малое стадо» (Лк. 12, 32) словесных овец Христовых являло свидетельство веры, мужество и образец верности Богу.

Затем сюда пришли: священник Ефрем Курдюков и вернувшийся из концлагеря бывший настоятель Сканова монастыря архимандрит Филарет (Игнашкин), который вскоре, 8 июня 1935 года, был арестован.

27 июня 1935 года последовал арест отца Пахомия. С ним были арестованы и двенадцать подвижников нелегального монастыря: иеромонах Макарий (Камнев) из с.Вьюнки; монахиня Параскева ( Шиндяпкина) из с. Н -Пичуры; монахиня Таисия (Проказова Тати ана Михайловна); Аношкин Павел Кузьмич из с.Н.-Пичуры; Мелешкин Василий Филиппович из с.Н.-Пичуры; Родчин Матфей Алексеевич из с.Н.-Пичуры; Беспалов Никифор Григорьевич из с.Казенчик; Шаронов Алексей Евдокимович из с.Казенчик; Шаронова Любовь Алексеевна из с.Казенчик; келейница прмч. Пахомия — Мещерякова Пелагия Ивановна из с.Каменки; келейница прмч. ПахомияМетальникова Мария Трофимовна из с.Каменки; Шелконогов Иван Семёнович из с.Клиновка.

До 21 сентября иеромонах Пахомий и двунадесяточисленная дружина воинов Христовых содержались в Пензенской тюрьме.

Отец Пахомий обвинялся в том, что был якобы «враждебно настроен к существующему строю, проживая нелегально в селе Пичуры, создал контрреволюционную группу из церковного и монашеского актива, проводил нелегальные сборища, распространял контрреволюционную литературу», и проводил «антисоветскую и антиколхозную пропаганду», направленную «на ослабление существующего строя, колхозного строительства».

21 сентября 1935 года особым совещанием при НКВД СССР, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР отец Пахомий был осужден к 5-ти годам концлагерей. Направлен он был в Казахстан, Карагандинскую область, в Карлаг НКВД, Бидаикское отделение.

«Но для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2, 9), и для молитвы не существует заключения. Истинный раб Божий везде свободен, и ничто не может воспрепятствовать ему пребывать с Богом. Воспевая в сердце своем со Пророком и Псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже семь» (Пс. 103, 33), отец Пахомий, будучи в заключении, духовно укреплял соузников, собратий своих, и продолжал совершать Богослужения. За это его, уже в лагере, 20 сентября 1937 года арестовывают. Решением «тройки» при УНКВД по Карагандинской области, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР, иеромонах Пахомий был приговорен к расстрелу.

7/20 сентября 1937 года иеромонах Пахомий был расстрелян.

Жизнь отца Пахомия была преподобна, и кончина его — со святыми мучениками. За сие прославил его пред человеками Бог. В 2000 году, на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, иеромонах Пахомий прославлен был в лике новомученников и исповедников Российских.

И ныне преподобномученик Пахомий Скановский предстоит на небесах пред престолом Божиим с теми, которые взошли на небеса «от великой скорби; они омыли одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7, 14) страданиями за Христа Бога. Придя «от великой скорби» земных подвигов к нескончаемой радости Вечной Жизни, преподобномученик Пахомий ходатайствует пред Богом за всех, кому еще предстоит явить свое исповедание Бога пред людьми, дабы, претерпев временные, земные скорби, сподобиться им вечной небесной радости и вместе со всеми святыми славословить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь преподобномученику Пахомию, глас 4:

 

Лоза преподобства и стебль страдальчества/

явился есй в вертограде Небёснем,/

в заточении своём благодарение Богу возсылал еси, /

страждущия люди служением и словом утешая,/

сего ради смерть твоя прията бысть паче всякаго всеплодия,/

преподобномучениче Пахомие,//

моли Христа Бога спастйся душам нашым.

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/...

 

20.09.2014

 

Торжества в Троице – Скановом женском монастыре

 

troickii_skanov_monastyr   DSC_0366

 

20 сентября, в субботу, в день памяти Преподобномученика Пахомия Скановского, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Божественную литургию в Троице — Сканово женском монастыре.

 

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Вениамин (Гришинов) руководитель информационно-аналитического отдела Сердобской епархии, протоиерей Валерий Волков благочинный Наровчатского округа, иерей Сергий Вишняков.

Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Вишняков.

За богослужением молились игумения Тавифа с сестрами обители.

Во время Литургии песнопения исполнял хор сестер обители.

 

Во время Богослужния Преосвященнейший Митрофан вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине:

 

«Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивным Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих в земле украинстей сущих. Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Лишенныя крова введи в домы, алчущия напитай, плачущия утеши, разделенныя совокупи. Не остави стадо Свое, от сродник своих во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй. Ожесточенных сердца умягчи и к Твоему познанию обрати. Мир Церкви Твоей и верным чадам ея подаждь, да единем сердцем и едиными усты прославим Тя, Господа и Спасителя нашего, во веки веков. Аминь».

 

По окончании Богослужения, игуменья Тавифа сердечно поблагодарила Преосвященнейшего епископа Митрофана за визит в обитель и преподнесла памятные подарки.

 

DSC_0356   DSC_0473

 

DSC_0360   DSC_0426

 

DSC_0347   DSC_0438

 

DSC_0374   DSC_0379

 

DSC_0483   DSC_0486

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/...

 

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг