Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 29.03.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

«Бутовский полигон дает опыт переживания победы над смертью». Интервью с директором Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорем Гарькавым

 

13.08.2016

 

 

Каждый православный христианин помнит о горькой странице в истории Русской Церкви – массовом преследовании священнослужителей и верующих мирян в годы репрессий. Многие из тех людей, подвергшихся гонениям за веру, ныне почитаются православными как Новомученики и исповедники Церкви Русской, а места их захоронения стали для нас священными местами паломничества. Наиболее известное из таких мест – Бутовский полигон, ныне именуемый многими православными «Русской Голгофой». Об этом месте, о тех людях, которые там захоронены, о почитании и сохранении памяти о новомучениках рассказал Игорь Владимирович Гарькавый, который уже много лет трудится над восстановлением исторической справедливости – над восстановлением Бутовского полигона.

 

– Игорь Владимирович, что значит для Вас это место – Бутовский полигон? Конечно, это «Русская Голгофа», это страшное место, но в то же время, это и место мужества русского христианского духа.

– Действительно, Бутовский полигон – это «Русская Голгофа», как сказал когда-то Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Эти слова исчерпывают опыт духовного освоения этой страшной, скорбной, но и святой земли. Мы принимаем в Бутово самых разных гостей: и православных паломников, и неправославных туристов, и просто родственников людей из разных стран мира: только на прошлой неделе приезжали люди из Швейцарии – родственники одного из расстрелянных на Бутовском полигоне. Когда мы говорим с неправославными людьми, они делятся с нами своими переживаниями, говорят: «Какое это ужасное место! Как здесь страшно!». И действительно, здесь страшно, потому что за всего лишь год и два месяца на Бутовском полигоне было уничтожено 20661 человек. Не с помощью газовой камеры или электрического стула, а выстрелами в затылок или в упор. Эта страшная бойня, этот конвейер смерти шокирует сознание, потому что человек понимает: этого быть не может, этого быть не должно! Когда на Бутовском полигоне человек начинает осознавать хрупкость своего бытия, ему становится страшно, потому что нет никаких гарантий того, что это не повторится.

Но, с другой стороны, когда на Бутовском полигоне оказывается православный паломник, когда он ходит по территории захоронений, молится в храмах и около поклонных крестов, посещает экспозиции в музее, у него появляется тихая радость, странная для людей, не знакомых с пасхальным опытом Церкви. Бутовский полигон – место пасхальное. Это не веселое место, не место развлечений, это место – страшное. Но так же страшна была и смерть Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Мы знаем, что после той смерти была победа над смертью, было воскресение Христа. И мы верим во Христа и стараемся быть сопричастниками вечной жизни и Его победы над смертью.

Бутовский полигон дает такой же опыт переживания победы над смертью, которую продемонстрировали нам в своем житии новомученики. Они были убиты и не воскресли пока еще, до дня Страшного суда, но они сохранили в себе ту вечную жизнь, свой духовный опыт – опыт своей церковной жизни. Они были частью Церкви, а Церковь – это богочеловеческий организм, Тело Христово. И новомученики, искалеченные во время пыток, застреленные сотрудниками НКВД в упор, сброшенные в братские могилы, – не были сломлены. Мы это знаем из тех архивных документов, которые стали теперь достоянием гласности. Они сохранили в себе человеческое достоинство и веру в Воскресение Христово, поэтому, кстати, главный храм на Бутовском полигоне назван в честь Воскресения Христова и Новомучеников Российских.

 

–Собор Бутовских Новомучеников возглавляет митрополит Серафим (Чичагов), который особенно дорог для пензенцев еще и тем, что он является небесным покровителем нашего правящего архиерея, митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима. Скажите, а сколько всего человек прославлено в Соборе Бутовских святых? И кто эти люди?

– Изучив архив на следственные дела – а Бутовский полигон уникален тем, что в 1990-м году были обнаружены документы – предписания на расстрел, –  мы обнаружили списки имен всех тех, кого мы поминаем, то есть 20661 человека, и из этого числа очень многие пострадали за свою веру и церковную деятельность. В приказе № 00447, с которого начинается массовая операция 1937 года, Ежов специально указывает одну из категорий населения, которые должны были подвергнуться репрессиям. Это были церковники. Так власть пыталась физически уничтожить Православную Церковь России. Это был апогей гонений: небывалый размах, небывалая жестокость, небывалая массовость казней.

И вот в это время на Бутовском полигоне за свою церковную деятельность было расстреляно 940 человек. Мы об этом узнали из архивно-следственных дел людей, расстрелянных на Бутовском полигоне, которые полностью были найдены к 2002 году в архивах Российской Федерации. Изучив каждое дело в отдельности, группа специалистов, которые работали при правительстве Москвы, выявила по составу «преступлений» 940 человек, которым вменялось в качестве обоснования их ареста и расстрела их церковная деятельность как контрреволюционная. Все они шли по 58-й статье «Контрреволюционная агитация и пропаганда», но каждый раз за этими словами скрывались разные деяния. Это семеро архиереев Русской Православной Церкви, более 600 священников, монахи, миряне, которые несли церковное послушание, регенты, певчие, экономы, т.е. старосты храмов. Эта деятельность им вменялась в вину как антисоветская, за которую их физически уничтожали.

В настоящее время идет сложный, долгий процесс канонизации, потому что комиссия по канонизации предъявляет очень высокие требования к материалам, которые сейчас находятся в распоряжении у церковных историков, чтобы удостовериться, что человек до конца пронес свой крест, никого не предав, никого не оболгав, не сломавшись и т.д. И вот такие очень высокие, иногда кажется, завышенные требования, тем не менее, привели к тому, что в настоящее время 332 человека из числа пострадавших на Бутовском полигоне прославлены в лике святых.

 

– Игорь Владимирович, возникает такой вопрос: казалось бы, храм в Бутове построен, службы новомученикам совершаются, многие из них канонизированы – их память более не попирается, можно быть спокойными. Какие же дальнейшие планы по мемориализации?

– Планов у нас очень много: гораздо больше, чем возможностей. Сейчас на повестке дня – открытие музея памяти пострадавших. Мы очень плотно работаем над созданием постоянной стационарной музейной экспозиции. В фондах нашего музея не так много предметов, но всё-таки достаточно большое количество – более 500 единиц хранения. Это вещи, которые нам приносят родственники, передают московские священники. Что-то мы сами ищем, выкупаем, ездим по деревням, разыскиваем места, где жили новомученики, договариваемся с теми, кто сейчас владеет их домами, о том, чтобы достать какую-то их мебель, артефакты, иконы… Это достаточно сложный процесс, связанный с тем, что наши ресурсы очень ограничены. Тем не менее, сейчас на повестке дня уже открытие первых трех залов нашего музея. Надеемся, что это будет осуществлено в ближайшие месяцы.

После того, как мы закончим музей памяти пострадавших, наша заветная мечта – создать в Бутово музей истории подвига новомучеников. Дело в том, что на территории спецзоны Бутово сохранилось одно здание. Оно было построено в сороковые годы, основанием для него послужили теплые конюшни, построенные еще в начале двадцатого века купцами Зимиными. Но в том виде, в котором оно сохранилось, здание представляет собой склады и гараж, который использовались органами госбезопасности в 40-50-е годы. В документах это здание называется архивом. Сейчас на очень высоком уровне решается вопрос о передаче его Церкви.

Если это здание будет передано нашему приходу, это будет огромная экспозиционная площадка, которая потребует реставрации, поскольку сейчас оно в запущенном состоянии, многие годы не эксплуатируется, частично затоплены подвалы. Но, тем не менее, это тысяча квадратных метров экспозиционных площадей. И если это удастся сделать, то на Бутовском полигоне – центральном месте почитания новомучеников – будет создан общецерковный музей памяти новомучеников, где будет раздел, посвященный, в том числе, и тем новомученикам, которые пострадали на территории Пензенской епархии, других епархий, краев, республик, областей – это будет наш общероссийский центр почитания новомучеников. Это наша заветная мечта. До ее осуществления еще очень далеко, однако, чтобы эту идею осуществить, нужно предпринимать какие-то шаги уже сейчас. Один из важных проектов – создание архива воспоминаний русского Православия в двадцатом веке.

 

– Во многих местах, в том числе и под Пензой, и рядом с уездными городами бывшей Пензенской губернии есть еще места расстрелов, захоронений репрессированных, которые пока никак не обозначены. С чего бы Вы порекомендовали начать их восстановление и мемориализацию? И к чему нужно стремиться?

– Да, сейчас известно около ста мест, подобных Бутовскому полигону, на территории бывшего Советского Союза, и в 60-70 из них установлены памятные знаки. Хотя, конечно, это только первый шаг к мемориализации, потому здесь требуется, во-первых, изучение мест. Даже если мы и знаем по каким-то косвенным признакам или из документов, что это место было местом захоронения жертв массовых репрессий, необходима локализация захоронений. Нужно найти эти могилы. Сейчас большое подспорье в этом – методы геофизического исследования земли, которые позволяют, не вскрывая поверхностного слоя, установить, где в земле находятся захоронения. В дальнейшем это могут быть археологические исследования, которые позволят точно установить, что в этом месте находятся братские могилы. Недалеко от вас, под Воронежем, на таком месте массовых расстрелов успешно ведутся изыскательские работы поисковой группы. Каждый год открываются новые братские захоронения, так что примеры такого рода имеются, но это только первый шаг.

Следующий шаг – духовное освоение этого места. Здесь нужно начинать по русской традиции с сооружения памятного креста. Так начиналась и мемориализация Бутовского полигона. В 1994 году там был установлен поклонный крест. Это позволило консолидировать людей, особенно в дни поминовения усопших, традиционные для Русской Православной Церкви, таких как Радоница, или день памяти жертв политических репрессий, официально установленный в нашем гражданском календаре 30 октября, или какая-то известная дата расстрелов.

Так или иначе, к этому месту можно будет организовывать паломничество. Туда можно будет приезжать, совершать панихиды об убиенных, и если известно, что в числе прочих там лежат и уже канонизированные Церковью новомученики, молебны им. И постепенно из этих визитов сложится и инициативная группа тех людей, для которых это место станет не просто святым, но таким, где они захотят работать и служить Богу. Будет построен храм, и дальше это место уже будет постепенно осваиваться. В Древней Руси в местах такого рода часто создавались монастыри, и сейчас подобным примером является Ганина Яма под Екатеринбургом или Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских.

Нам еще предстоит узнать все имена, изучить списки, установить, кто где похоронен, провести огромную работу по мемориализации мест памяти.

Беседовал Евгений Белохвостиков

Публикацию подготовила Евгения Некрылова

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=90080

 

В Губернаторском доме Пензы открылась фотовыставка, посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне

 

13.08.2016

 

Губернаторский дом

wikimapia.org

 

В субботу 13 августа в Губернаторском доме Пензы, отдельном корпусе Пензенской областной картинной галереи, состоялось открытие фотовыставки, посвященной 1000 — летию присутствия русского монашества на Афоне.

В рамках данной выставки посетителям были представлены фотографии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента РФ В. В. Путина на Святую Гору Афон. Также экспозиция включила в себя старинные фотографии русского Свято-Пантелеимонова монастыря, фотографии паломничества пензенцев на Афон, а также картины греческих святых, написанные воспитанниками детского православного лагеря «Путешествие на Афон».

Торжественная часть мероприятия началась приветственным словом директора Пензенской областной картинной галереи К. В. Застрожного, после чего к присутствующим обратился Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский.

После официальной части мероприятия состоялось выступление хора Успенского кафедрального собора г. Пензы под управлением регента Ольги Горшеневой. В исполнении хора прозвучали духовные песнопения, посвященные Пресвятой Богородице, покровительнице Святой Горы Афон.

Также на мероприятии присутствовали и. о. наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Пензы иеромонах Сергий (Зайчиков) и организатор выставки, ключарь Успенского кафедрального собора г. Пензы иерей Виктор Сторожев.

После концертной программы гости выставки ознакомились с представленной экспозицией.

Фото: И. Школин

[Показать слайдшоу]

 

s0013s0014s0015s0016s0017s0018s0019s0020s0021s0022s0023s0024s0025s0037s0038s0039s0040s0042s0044s0045s0047s0052s0053s0054s0055s0057s0058s0059s0060s0061s0063s0064

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=90098

 

В Покровском соборе прошла служба с участием сурдопереводчика

 

13.08.2016

 

В Покровском архиерейском соборе прошла служба с участием сурдопереводчика Натальи Высоких. Женщина передавала своим друзьям, у которых проблемы со слухом, тексты молитв и слова священника с помощью жестов.

В обществе глухих много православных верующих. Для них двери храмов открыты.

 

«Батюшка пошел нам навстречу. Всем очень понравилось на такой службе», - отметила Наталья Высоких.

Женщина постоянно сопровождает свою группу в театр, на спортивные праздники. Перед визитом в храм ей приходится готовиться, ведь церковный язык сложный, передать его с помощью жестов могут не все.

 

«Нужно заниматься, спрашивать, как правильно показать глухим то или иное слово», - отметила Наталья.

После утренней службы для глухонемых в соборе прошло таинство крещения. Правда, уже за закрытыми дверями.

 

http://www.penzainform.ru/news/social/2016/08/13/v_pokrovskom_sobore_proshla_sluzhba_s_uchastiem_surdoperevodchika.html

 

Митрополит Серафим в прямом эфире встретился со слушателями программы «Мир Православия»

 

15.08.2016

 

 

14 августа Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня – престольный праздник Спасского кафедрального собора. Этот день в течение столетий пензяками почитался как один из главных праздников года. А сейчас, когда в завершающую стадию вступает восстановление Первохрама, эта дата принимает особое значение.

Накануне праздника гостем информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Мир Православия» стал Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский, настоятель Спасского собора.

Напомним, что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 70.67 УКВ) по субботам в 12:10.

[Показать слайдшоу]

 

s0001s0002s0003s0006s0010s0011s0014s0015s0016

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=90725

 

РЕЗОНАНС

 

Митрополит Серафим: «Евгений Родионов может быть причислен к лику святых»

 

15.08.2016

 

12 августа митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим посетил общественную приемную информационно–аналитического портала «Пенза-Онлайн». Архиерей провел в редакции более двух часов. Отвечая на вопросы читателей. Их за время работы прямой линии поступило более тридцати.

 

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим

 

Перед началом мероприятия Владыка вместе с коллективом портала посмотрел фильм «Спасский собор», картина посвящена возрождению первохрама Пензы.

 

Далее заместитель директора по развитию группы компаний «Росоператор» Наталья Поршнева и начальник службы технической поддержки Сергей Скворцов рассказали управляющему Пензенской епархии о проекте «Мир Вместе». Его идея заключается в создании портала и мобильного приложения, которые позволят детям с ограниченными возможностями поведать пользователям Интернета со всех уголков мира о своей малой родине.

 

Особое внимание будет уделяться историческим местам, связанным с православной культурой. Архипастырь достойно оценил инициативу разработчиков, отметив, что церковь будет поддерживать это благое начинание.

 

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим

 

Затем Генеральный директор АО «Центр коммерциализации технологий» Дмитрий Гайнуллинандидат в депутаты Государственной думы от «Партии роста», поделился с митрополитом радостной новостью. С сентября 2016 года на базе технопарка «Рамеев» при поддержке областной администрации начнут изготавливать кресла-коляски на электроприводе. Они позволят детям-инвалидам свободно передвигаться по городу. Управление коляской будет осуществляться с помощью джостика, что значительно облегчит жизнь людям с ограниченными возможностями. Дмитрий Фаридович пригасил Владыку на тестовою апробацию колясок.

 

Ну и конечно, правящий архиерей ответил на вопросы читателей. Они касались возрождения Спасского кафедрального собора, причисления воина Евгения Родионова к лику святых, открытия новых храмов в Заводском районе и гпутнике, приезда патриарха Кирилла в Пензу, семейных ценностей и многого другого.

 

Игорь Матвеев, г. Пенза

— Владыка, в Пензе продолжается возрождение Спасского кафедрального собора. Скажите, какие работы сегодня ведутся на стройплощадке, и когда можно будет говорить о дате освящения храма?

 

Митрополит Серафим:

— Планируем назначить дату в декабре 2017 года или в январе 2018 года. Сегодня полностью идет внешняя отделка: до конца ноября она должна быть завершена. Укладывается черновая штукатурка, на нее будет положена шпатлевка, и собор будет полностью покрашен. Мы надеемся, что к концу этого сезона пензенцы смогут увидеть храм внешне таким, каким он был до революции. Кроме того, в прошлом году поставлены окна, в этом году мы закроем контур двери и, собственно говоря, уже сейчас подведено отопление.

Надеемся, что если все будет благополучно и найдутся средства, что является самым главным. Фактически у нас остается половина 2017 года, чтобы закончить внутреннею отделку. Иконостас уже заказан в Палехе — это известный завод, который занимается производством иконостасов для Русской православной церкви.

Местные меценаты откликнулись на то, чтобы сделать в том же стиле киот для чудотворной иконы Казанской божией матери. Она пока находится в Митрофаньевском храме. Последний этап – акустическая система и вентиляция. Губернатор Иван Белозерцев в Московской Патриархии сделал заявление, что строительство собора к концу 2017 года должно быть завершено. Кстати, забор вокруг собора будет снят.

 

Арина Лежнева, г. Пенза

— 26 июля 2012 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Пензенская митрополия, в состав которой вошли Пензенская и Нижнеломовская, Кузнецкая и Никольская, Сердобская и Спасская епархии. Можно ли сегодня подвести итоги этой церковной реформы?

 

Митрополит Серафим:

— Можно. Дело в том, что Русь, приняв православие от Византии, пошла немножко другим путем. Епископ стал администратором по принципу управления самой страной. Еще в 1917 году, когда состоялся поместный собор церкви, многие архиереи высказали свое недоумение этим положением и просили священноначалие разделить епархии. Ими просто невозможно было управлять. Скажем, Пензенская епархия находилась не только в пределах границы Пензенской области. Она захватывала еще часть мордовской республики. Было 900 приходов. Представляете, их все архиерей должен был посетить.

Скажу вам честно, это моя непосредственная обязанность посещать храмы и следить за тем, что там происходит. В моем непосредственном управлении 134 храма, и мне за три года не удалось посетить их все. Представьте, если бы их было 900. Фактически управление архиерея сводится к формальному подходу. Написали жалобу, а ты не знаешь ни прихода, ни суть того, как он живет и приходится просто формально отписывать. Поэтому я могу с уверенность сказать, что нынешняя епархиальная система является более совершенной, хотя прошло всего три года. Жизнь церкви активизировалась.

Если до 2012 в Пензенской и Кузнецкой епархии было около 300 приходов, то сейчас в митрополии их более 400. Это произошло благодаря тому, что архиерей стал ближе, он видит и открывает приходы там, где это нужно. В образовании епархий есть и отрицательные моменты. Пока не отрегулированы сами взаимоотношения. Владыка, который находится в областном центре, приоритетнее. Епископам в Сердобске и Кузнецке сложно решать вопросы с областной властью. Поэтому я думаю, что со временем это тоже будет урегулировано на общецерковном уровне.

 

Владимир Кузнецов, г. Пенза

— Много читал о рядовом Евгении Родионове. Он попал в Чеченский плен, где ему было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался, за что был обезглавлен. Скажите, церковь перечислит героя к лику святых?

 

Митрополит Серафим:

— Мне очень сложно говорить за всю церковь. Я постараюсь разъяснить. Подвиг Евгения Родионова сейчас популярен, многие об этом слышали. Могу сказать единственное: он может быть причислен к лику святых, если действительно найдутся явные свидетельства того, что это было совершено. Начиная с первых веков христианства, существовали доказательства мученической смерти. В Риме было все просто: существовало Римское право, и любая смерть имела свой акт. Судья, приговор и приведение.

В Чеченской компании же люди не использовали никакого права, ни римского, ни российского. Все эти смерти они фиксировали, чтобы получить вознаграждение от родственников. К сожалению, о подвиге рядового Родионова мы знаем только на основании свидетельства его матери. Она, естественно, не присутствовала при самой казни. Мама Евгения Родионова неоднократно совершала поездки в Чеченскую республику, когда там еще были военные действия. Для того чтобы привести тело сына, она лично беседовала с боевиками.

Ее избивали до полусмерти. Мать нашла тело сына и перезахоронила. Кроме этого, у нас нет никаких материалов, как произошла эта смерть, помимо рассказов полевых командиров. Свидетелей не было. Работа ведется, если найдутся свидетельства, безусловно, Евгений Родионов будет канонизирован как мученик.

 

Екатерина Селиверстова, г. Пенза.

— Ваше Высокопреосвященство, знаю, что по вашему благословению в Пензе действует детский архиерейский хор. Моя дочь хочет попасть в коллектив. Что для этого нам нужно сделать?

 

Митрополит Серафим:

— Приходите в епархию, записывайтесь, и пусть дочка ходит. Больше скажу, мы постараемся в этом году открыть на базе архиерейского дома музыкальную школу. Дети смогут не только заниматься хоровым пением, но и по желанию игрой на музыкальных инструментах.

 

Анастасия Степанова, г. Пенза.

— В 2016 году русская церковь отмечает великую дату -1000-летие присутствия русского монашества на Афоне. Скажите, какие мероприятия, посвященные данному событию, проходят в пензенской митрополии?

 

Митрополит Серафим:

— Буквально на днях в Пензенскую епархию привезены мощи с обители Афона. До 24 августа списки с чудотворных икон и частицы мощей будут находиться в Благовещенской церкви. С 13 августа в губернаторском доме будет работать выставка о жизни монастырей Афона. На Рождественских чтениях, которые состоятся в ноябре этого года, целая секция будет посвящена пребыванию русского монашества на святой горе Афон. Вот такие мероприятия проводит епархия.

 

Антон Гордеев, р.пикольск

По телевидению часто вижу, что Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает многие регионы России. Планирует ли он приехать в Пензу?

 

Митрополит Серафим:

— Как только будет достроен Спасский кафедральный собор, он приедет. Действительно, я в личном разговоре с Патриархом Кириллом неоднократно данную тему обсуждал. Хорошим поводом визита послужит освящение храма.

 

Александра Кустова, г. Пенза:

Что произойдет с Успенским кафедральным собором после открытия Спасского?

 

Митрополит Серафим:

— Статус кафедрального храма он, безусловно, утеряет. Но мы будет ходатайствовать перед Патриархом Кириллом, чтобы он назывался собором, а не простой церковью. В храме, как и сейчас, будут ежедневно проводиться богослужения.

 

Максим Гришин, г. Кузнецк

— В следующем году оканчиваю школу и собираюсь поступать в Пензенскую духовную семинарию. Есть ли подготовительные курсы, чтобы мне лучше подготовиться к вступительным испытаниям?

 

Митрополит Серафим:

— Подготовительных курсов нет. Обратитесь в Пензенскую духовную семинарию и вам помогут подготовиться к вступительным испытаниям. Будущих семинаристов мы принимает по результатам ЕГЭ. Единственное, что должно еще сопровождать поступающего в семинарию, — рекомендация священника. Семинария — это закрытое учебное заведение. Обучаться в нем довольно сложно.

Далеко не каждый человек, обладая неким набором знаний, сможет там обучаться. Семинарист — это фактически солдат. Режим армейский: подъем в семь утра, молитва, завтрак. Занятия с 9-00 до 15-00, затем самоподготовка. После обеда отводится время для подготовки к следующим занятиям. Фактически отсутствие выходных дней. У семинариста выходные дни — это гражданские праздники. А все церковные - обусловлены службой. С утра семинарист должен посещать богослужения. Есть отпуск: 12 дней после Рождества и полтора месяца летом. Это маленький подвиг самоотречения. Обучение у нас бесплатно: проживание, четырехразовое питание и форменная одежда.

 

Алексей Кирсанов, г. Пенза

— С супругой прожили тридцать лет в браке. Венчались. Сейчас разошлись. Куда обратиться, чтобы нас развенчали?

 

Митрополит Серафим:

— Советую, вам обратится туда, где бы вас свели обратно. Не существует такого момента, как развенчание. Это таинство, совершаемое один раз в жизни. Хочешь этого или нет. Обратного хода нет. В таинстве венчания важным является обет. Супруг отвечает согласием на вопрос священника. Церковь благословляет несколько раз венчаться, если есть объективные причины для развода. Прежде всего, это измена, несостоятельность как супруга, пребывание в местах заключения и вдовство. В случае наличия такой причины обратитесь в епархиальное управление и вам дадут разрешение.

 

Анна Болдырева, г. Пенза.

— Здравствуйте! Я много слышу, как говорят про Межсоборное присутствие. А что это такое?

 

Митрополит Серафим:

— Не так давно в церкви начался естественный процесс, которого она была лишена в советский период. В это время церковь была ограниченна в своих правах. Было запрещено без разрешения государства собирать какие-либо собрания. По уставу РПЦ все решения принимаются не одним человеком, а собором, где присутствуют всю Епископы или архиереи, священники, миряне. Такие встречи должны проводиться не менее одного раза в четыре года. Мы собираем архиерейский собор один раз в два года.

Стараются, чтобы работа была эффективной, а не просто обсуждали вопросы. На местах особые органы, которые анализируют проблемы, изучают вопросы, называют межсоборным присутствием. Они будут вносить на большие собрания конкретные предложения, предоставлять проекты решений. Заранее высылают документы. Межсособрное присутствие занимается подготовкой масштабных собраний.

 

Инна Соловьева, генза:

— Владыка, я слышала о программе 200 храмов, что в Москве новые храмы хотят построить. А будут новые храмы в Пензе строить? Например, в Заводском районе?

 

Митрополит Серафим:

— У нас в Пензенской митрополии тоже есть подобная программа. В городе появляются деревянные храмы. К сожалению, они выглядят невзрачно. Но они построены как временные, чтобы потом на их месте построить каменные церкви. Сейчас в проекте строительство двух приходов. Это в микрорайоне «Север» — здесь очень активно жители добивались этого.

Начато возведение деревянной церкви в микрорайоне «Семейный». Безусловно, с администрацией г. Пенза ведем переговоры, чтобы в заводском районе появился храм. У нас единственный там приход рядом с Университетом архитектуры и строительства. Он просто не вмещает всех людей. Но, к сожалению, не в моей компетенции решение этого вопроса. Церковь — не государственное заведение, она не выделяет землю для строительства.

Православные жители г. Пенза должны обращаться к представителям своей администрации и депутатам городской думы с просьбой, чтобы они предоставляли епархии места. Прихожане должны быть активнее. Откровенно говоря, храмы открывались бы чаще, если бы не строительство Спасского кафедрального собора. Бюджет собора составляет 900 миллионов.

Не все конечно возводится на средства митрополии, многое зависит от человека. Например, женщина — библиотекарь, в деревне взялась восстанавливать храм. За семь лет она это сделала. Ходила, просила, умоляла — многие жертвовали. В результате построила красивую церковь, которая вмещает 300-400 человек. Все возможно, если мы сами этого захотим.

 

 

Алексей Молебнов

 

http://www.penza-online.ru/penza-off-line/index.php?ELEMENT_ID=4438

 

Всё в жизни – по любви

 

15.08.2016

 

 

Верующие нередко заходят в Успенский кафедральный собор — помолиться у мощей святителя Иннокентия (Смирнова). Но мало кто знает, что в нашем городе — в самом его центре, на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря — есть еще одно место, где можно попросить благословения в путь и на свои труды. Это часовня, в которой покоятся останки Марии Михайловны Киселевой — пензенской подвижницы и благотворительницы XIX века.

 

Когда стоит ждать…

История жизни юной девушки Марии в родительском доме известна лишь по неприметным, общим историческим данным. Росла она в верующей, благочестивой семье и была старшей из девяти детей. Детство и отрочество ее прошли вместе с родителями в родовом имении — сельце Михайловском Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне — с. Нижняя Елюзань Пензенской области), а когда ей было восемнадцать, отец был избран губернским предводителем дворянства. Мария была практически ровесницей века — она родилась в 1798 году — и ее юность совпала с насыщенной, бурной эпохой: война с Наполеоном, невиданный патриотический подъем, восстание декабристов… Безусловно, все это наложило какой-то отпечаток на ее мировоззрение. Но, судя по всему, далеко не главный.

О том, что главным в ее жизни было что-то другое, отчасти говорит нам интересный и неразгаданный факт: замуж Мария — невеста с аристократической внешностью и блестящим происхождением — выходит только в тридцать лет. По тем временам — в настолько неприлично зрелом возрасте, что все окрестности, наверное, судачили об этом событии. Была ли она до того так поглощена заботой о младших братьях и сестрах? Думала ли избрать путь монашеский? Все это, с учетом присущих ей деятельных христианских черт характера, могло иметь место в ее жизни. Но есть и то, о чем гадать не приходится: она вышла замуж за действительно внутренне родного ей человека. За человека на семнадцать лет старше; за человека, с которым у них — возможно, уже в силу возраста — так и не было детей; за человека, которому она будет всецело предана и верна почти двадцать лет в счастливом браке и еще сорок — после его смерти. Думается, в этом и есть причина ее долгого девичьего одиночества: ее глубокая и развитая душа не могла принять ничего иного, кроме такой любви — на всю жизнь, временную и вечную. И ждать ее, как оказалось, стоило…

 

«Он был для меня вторым провидением…»

Спустя три года после свадьбы муж Марии Михайловны, статский советник Александр Григорьевич Киселев, вышел в отставку, и супруги переехали на постоянное место жительства в Пензу. Однако покой им только снился — и в этом они были совершенно похожи. «Все, знавшие Киселева (…) отмечали в нем постоянную готовность на общеполезные дела», — пишет в своем исследовании пензенский краевед А. Ф. Головина. Он устроил первую в губернии публичную библиотеку и пожертвовал для нее две тысячи книг, выстроил на собственные средства здание уездного училища в городе Спасске, был членом Комиссии обеспечения народного продовольствия, оказывая большую помощь бедствующим в голодные годы крестьянам. Жена поддерживала его во всем, и он уже задумывал строительство большой богадельни, где все было бы обустроено «усовершенствованными приспособлениями». У супружеской четы были имения, продав которые можно было приступить к реализации этих планов. Но…

Думая о будущей богадельне, Александр Григорьевич уже тяжело болел. Это был рак — редкое и малоизученное по тем временам заболевание. Усилия врачей Москвы и Петербурга, лечение в Германии продлили ему жизнь на два с половиной года, но и только. Статский советник Киселев умер в Берлине, причастившись Святых Христовых Таин из рук священника, служащего при российском посольстве. Мария Михайловна, постоянно находившаяся при супруге все время его болезни, не решилась похоронить его на чужбине. Она два месяца по не располагающей к этому теплой весенней погоде везла гроб с телом на родину. Быть рядом, быть как можно ближе — чем теперь, кроме близости родной могилы, ей утолить эту жажду общей с ним жизни? Для нее ответ был очевиден: жить с Господом, построив на молитвенную память о муже храм, и делать все то, что делал бы он, если бы был жив, даже если к этому пока еще нет навыка. «Верьте, граф, что женщина не сотворена управлять [делами], со всеми ее добрыми желаниями быть полезной, — пишет она родственнику мужа, П. Д. Киселеву, — я это чувствую вполне, и ежели по величайшему несчастию она поставлена в это положение, она не на своем месте, особенно я, которая имела умного, доброго и благороднейшего мужа, который был для меня вторым провидением, стало быть, он был главой всего. Вот четыре с половиной года я не могу привыкнуть к новому моему назначению. Все приказы его для меня свежи, и я не ленюсь заниматься делами, они нас с ним соединяют…».

Четыре года… Если бы она знала тогда, что проживет еще вдесятеро больше, почти до девяноста лет, и ей, оставив за скобками свои переживания и возрастную немощь, придется вести бесконечную переписку, заниматься строительством и благоустройством, купчими и дарственными, вникать в сельскохозяйственные проблемы, отдавать долги, ходатайствовать к сильным мира сего, а порой и обличать неправду… Достаточно прочесть с десяток ее писем в разные инстанции, чтобы понять: она до конца своих дней могла вести такой образ жизни только «по величайшему несчастию». Но при этом даже в завещании своем, за два года до смерти, писала: «Пока я пользуюсь здоровьем, зрением и рассудком, я не откажусь от продолжения того дела…». И все это — по неугасающей любви к супругу, или, как писала она сама, «чтобы оправдать его доверие ко мне» и «за счастье, которым я пользовалась при его жизни…».

 

От Назарета до Пайгармы

География пожертвований Киселевой-благотворительницы очень обширна: от Святой Земли, где был освящен храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы, построенный полностью на ее средства, до монастыря в Пайгарме, на территории нынешней Мордовии, также основанного ею. Она принимала деятельное участие в попечении о раненых во время русско-турецкой и сербско-турецких войн, за что удостоена наград Красного Креста и Сербии. Через Православное Московское миссионерское общество она посылала деньги в пользу сибирских инородческих миссий — в частности, для проповедников Евангелия на Алтае. Хорошо знали ее как благотворительницу и на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Наряду с этим Мария Михайловна совершала какие-то совершенно не масштабные, рутинные дела, не соответствовавшие, казалось бы, ее уровню «международного» мецената — зато соответствовавшие ее представлениям об удобстве людей, за благополучие которых она считала себя отчасти ответственной. Сохранился, к примеру, черновик ее отчаянного, иначе не скажешь, письма в Святейший Синод о проблеме отсутствия постоянного священника в селе Марьино Петровского уезда, где она выстроила для своих бывших крепостных крестьян трехпрестольный храм с домом для причта, выделив ему, к тому же, землю и ежегодное содержание. Помогала она и другим небольшим храмам и монастырским общинам. А когда скончался епископ Саратовский и Пензенский Иннокентий, подвижница, лично знавшая его, профинансировала строительство придела к Спасскому собору — чтобы люди, приходящие на могилу любимого архипастыря, не мерзли под снегом и дождем.

Она жалела людей, а однажды пожалела и храм. Очень старую церковь, оказавшуюся «лишней» при строительстве железной дороги, сильно обветшавшую и предназначенную к слому. Ей удалось спасти ее, полностью взяв на себя реставрацию. Обходя полуразрушенное здание перед началом восстановительных работ, она нашла в нем крест со святыми мощами и памятной надписью об освящении храма — сокровище, всеми утерянное и вверенное Господом в ее руки. Но помучиться с делами этого храма ей предстояло еще немало: никак не удавалось вернуть в него главную святыню — древний почитаемый образ Спасителя. Прежний настоятель унес его в свой Богоявленский храм и категорически отказывался отдавать — увы, по соображениям вполне приземленным. «С грустью в сердце должна высказать, что легче было мне возобновить храм с умным и верующим митрополитом во владениях султана, чем в моем родном Отечестве с архиереем Антонием, который не уважает исторических памятников, а помнит доходы любимого священника Любомудрова (…) — писала она обер-прокурору Победоносцеву. — Простите мне, что резко выразила правду, но у меня душа болит».

Но главным детищем, о котором всегда болела душа этой удивительной женщины, была Киселевская богадельня. Размеры одного только ее корпуса были таковы, что в нем разместилась в советское время областная инфекционная больница. 140 мест в просторных, светлых комнатах — во исполнение мечты и на помин души покойного Александра Григорьевича. Мария Михайловна даже в глубокой старости заботилась о нуждах этой обители сама, и только перед смертью завещала это попечение племяннице. Теперь она могла спокойно отойти в мир иной — к Богу и самому дорогому человеку.

* * *

Останки супругов Киселевых были обретены в 2002 году на территории разрушенного монастырского некрополя и перезахоронены в историческом центре города. Над могилой была возведена часовня. В день получения акта медэкспертизы останков произошло событие, которое многие считают чудом: при текущем ремонте на стене инфекционной больницы — бывшей богадельни — была обнаружена фреска «Воскресение Христово». В течение многих лет ведется сбор материалов по канонизации подвижницы. Верующие молятся о упокоении ее души и вместе с тем просят ее молитв в обителях Небесных — о даровании верности, терпения скорбей вдовства и одиночества, об обретении Бога. А как не просить об этом прожившего долгую и мудрую жизнь человека, в жизни которого все было по любви…

Использованы материалы книги: Головина А.Ф. Великая благотворительница. Пенза, 2003.

Газета «Православная вера» № 14 (562)

Автор: Елена Сапаева

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=90752

 

О выборе имени, некрещеном отце и «перекрещивании»

 

16.08.2016

 

Протоиерей Александр Овцынов

http://zarpressa.ru/news/narodnyy-korrespondent/zache..

Летом зареченцы активно идут крестить своих детей.

И по этому поводу вопросов у родителей возникает масса. На вопросы читателей «Заречья сегодня» отвечает протоиерей Александр Овцынов.

 

– Можно ли крестить ребенка, если отец не крещен?

– Можно и нужно. Жаль, что не пришел еще к Богу отец ребенка, однако если вы уже являетесь верующим человеком, то ничто не мешает вам позаботиться о духовном рождении вашего сына или дочери через таинство крещения для жизни вечной.

 

– Правда ли, что до крещения лучше никому не показывать новорожденного?

 – Здесь очевидное суеверие соединилось со столь же очевидным разумным обычаем: в первые несколько недель своей жизни младенец особенно восприимчив к инфекции, поэтому его лучше оберегать от контактов с посторонними людьми. Только и всего.

 

– Надо ли называть ребенка именем святого, о котором ничего не знаешь?

– Предпочтительно называть детей в память тех святых, кого мы знаем, кто близок нам по жизни.

Однако далеко не обо всех святых из православного календаря у нас есть какие-то сведения, не говоря уже о подробной жизни.

 

– Муж назвал дочь именем, с которым ее крестили, но мне оно разонравилось. Можно ли исправить ей имя?

– Исправлять надо не имя ребенку, а отношения с мужем.

Принесите покаяние в недостатке любви и доверия к нему, оставьте этот эпизод в прошлом и больше заботьтесь о воспитании дочери.

 

– В каких случаях можно человека перекрестить?

– Крещение, никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть совершено вторично. Церковь внимательно следит за тем, чтобы оно совершалось только один раз.

Если же по каким-то причинам человек не знает, было ли совершено над ним таинство крещения, он должен объяснить это священнику, к которому он обращается с просьбой его окрестить.

admin3

 

http://zarpressa.ru/news/narodnyy-korrespondent/o-vybore-imeni-nekreshchenom-ottse-i-perekreshchivanii/

 

Народный дом

 

17.08.2016

 

1

 

В жизни народа дореволюционной России большое значение получили так называемые народные дома – именно они стали образцами для получивших широкое распространение в советское время сельских клубов, домов культуры и домов колхозника. И изба-читальня – не изобретение послереволюционной поры: именно в народных домах, создаваемых нередко приходскими священниками, занимались народным образованием, борьбой с пьянством, обучением началам гигиены и ветеринарии, организовывали полезный досуг людей. А есть что-то подобное сейчас? И пригодится ли опыт дореволюционных народных домов в наше время?

 

Как все начиналось

«Все религии… всегда оказывают мощное воздействие на все отрасли социальной жизни и творчества народов. Так и Православная Церковь… была и будет социальным фактором жизни России. Нужно только способствовать тому, чтобы это как бы невольное, бессознательное социальное служение православия русскому народу было осознано, признано, организовано и развито» (Карташев А.В. Церковь как фактор социального оздоровления России // Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М., 1996. С. 242).Формы такого служения – служения Богу и ближним – могут быть различны, однако несомненна ценность исторически найденных и отшлифованных методов работы Русской Православной Церкви на благо общества. Одной из таких перспективных форм общественно значимой работы является «переключение» современного прихода в режим функционирования народного дома.

Исторически народный дом – это общедоступное негосударственное культурно-просветительское учреждение клубного типа, универсальный досуговый центр, ориентированный на самые широкие слои населения. В России народные дома массово создавались с конца 1880-x гг., в Восточной Сибири это приобрело актуальность после событий 1905 года. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями, местными промышленниками, муниципальными управами, обществами трезвости. В Восточной Сибири народные дома функционировали в основном благодаря усилиям представителей местной интеллигенции, духовенства, передового крестьянства.

Бытует неверное мнение о том, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии, создававшиеся с 1887 г. как образовательные учреждения и предоставлявшие вечернее образование для взрослых и внешкольное – для детей. На самом деле первый отечественный Народный дом был открыт в 1882 году в Томске.

 

2

 

Народные дома XIX — начала XX вв. объединяли все формы образовательной и досуговой деятельности. В них могли находиться библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка, музеи (чаще всего – музеи наглядных пособий). Например, при народном доме села Братск-Острожного функционировали краеведческий музей и народный театр, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии участников в гриме и сценических костюмах.

Прообразом народного дома в Восточной Сибири можно считать внебогослужебные собеседования, которые с 1885 года должны были проводиться в воскресные и праздничные дни для того, чтобы воспрепятствовать посещению крестьянами питейных заведений. Целью наставлений являлись искоренение суеверий и предрассудков, катехизация населения, задержка распространения сектантских и староверческих учений, повышение авторитета священника.

 

3

 

Еще одним предтечей народного дома можно считать религиозно-нравственные чтения, устройство которых было сопряжено с немалыми трудностями: в 1900 году в Иркутской епархии было выдано только семь разрешений консистории. Некоторые инициативные священники, например, иерей Бельской церкви Ф. Парняков, открывали народные читальни. Устройством чтений занимались также специальные уездные комиссии, взаимодействующие не только с духовной консисторией, но и с уездным полицейским управлением. В Иркутской епархии сеть таких комиссий была учреждена 30 октября 1893 года архиепископом Тихоном. Правила производства чтений, опубликованные в «Епархиальных ведомостях», предполагали разработку программы, иллюстрацию «туманными картинами» с волшебным фонарем, организацию церковных хоров, продажу и раздачу бедным книг. В первый же год существования комиссии в  Иркутске количество слушателей народных чтений составляло 200-250 человек, иногда доходя до четырехсот.

Крестьян особенно интересовали жития святых, во время войны – рассказы из военного быта и о подвигах, исторические и географические очерки. Чтение производило огромное впечатление и вызывало бурю эмоций: «При чтении повестей о страдании мучеников народ иногда умиляется до слез; когда дочитаешь.… Бывает заметно, какое это особенное настроение: несколько мгновений совсем ничего никто не говорит, потом начинают обмениваться мнениями, но делается это тихо шепотом, чтобы не помешать, не испортить настроение соседям».

 

4

 

В 1905-1917 годах создание народных домов приобрело массовый характер и получило официальную поддержку – в надежде связать революционную активность населения, популяризировать «разумные развлечения», заинтересовать молодежь и противодействовать массовому пьянству. В сибирском селе деятельность священников и сельской интеллигенции консолидирует прихожан вокруг, как правило, церковной школы, которая становится своеобразным культурно-просветительским центром, получая название Народного дома и объединяя людей разных возрастов и имущественного положения.

От театра до «приюта для опьяневших»

Наряду с искоренением невежества с начала ХХ века на школы ведомства православного исповедания и православные приходы, объединенные концепцией народного дома, возлагается необходимость борьбы с бытовым пьянством населения. Произведенные в начале ХХ в. исследования показали, что 82% алкоголиков регулярно употребляли крепкие напитки в школьном возрасте. Для упорядочения систематического преподавания сведений о вреде алкоголя решено было ввести «науку трезвости» в раздел школьной гигиены или добавить ее элементы во все предметы начальной школы. Особая роль отводилась внешкольной просветительской деятельности педагогов и священников, которая могла выражаться в организации музеев и выставок, публичных чтений и бесед, специальных курсов «науки трезвости» и обществ ревнителей трезвости.

 

5

 

В задачи обновленной церковной школы-народного дома входили популяризация гигиенических и ветеринарных знаний, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, распространение сельскохозяйственных знаний, ремесленных навыков. Например, в Иркутске, Ачинске образуются комиссии по внешкольному образованию, базой деятельности которых также становится преимущественно церковно-приходская школа.

В годы Первой мировой войны в Восточной Сибири начинается массовое сооружение специальных зданий для церковных народных домов. В Иркутской епархии существовавшие школы были приспособлены к новым условиям, в Енисейской – девять зданий было построено за счет средств епархии, намеченное сооружение еще 75 строений не осуществилось.

Законоучители и учителя в рамках функционирования народных домов вели патриотическую работу, побуждали сельское население к помощи семьям фронтовиков. Практиковалось изучение с учащимися школ мест боев и хода боевых действий. В праздничные программы традиционных школьных елок и иных торжеств к привычным декламации, пантомимам, хороводам добавились пение патриотических гимнов и военных песен, чтение стихотворений на военную тематику и т.д.

Были в деятельности сибирских народных домов и курьезные, но от этого не становившиеся менее значимыми, моменты. Так, например, в 1911 г. в подвале здания народного дома Тюмени открылся первый в городе «приют для опьяневших» (вытрезвитель), где загулявших тюменцев отпаивали рассолом, подносили нашатырь и включали граммофон – «для возвращения трезвого взгляда на явления жизни» (Иваненко А.С. Новые прогулки по Тюмени, изд. «Радуга-Т», 2008).

При новой власти

После 1917 г. идея народных домов была положительно воспринята новой властью. В 1920-1930 гг. большое распространение получают дома крестьянина, или сельские народные дома, которые должны были стать опорой политической, сельскохозяйственной и культурной работы на селе. Эти культурно-просветительные центры, как и дореволюционные народные дома, выполняли функции избы-читальни, выставки, театра и т.д.

Идеи демократизации культуры, приобщения к ее достижениям широкой народной массы через развитие сети народных домов оказались востребованы новой властью. Некоторые из народных домов приобрели в этот период также и гостиничные функции: для делегатов многочисленных совещаний и съездов из районов жилья в городе не хватало.

А что сегодня?

Некоторые современные приходы Русской Православной Церкви фактически являются народными домами, что актуализирует исторический опыт работы подобных структур.

Естественно, что задачи работы церковного народного дома сегодня трансформированы – например, нет необходимости создания публичных бесплатных библиотек или обучения грамоте всех желающих. Однако основную задачу народного дома – объединение населения (не обязательно глубоко воцерковленного) вокруг культурно-просветительского центра – нельзя не признать чрезвычайно насущной и в наши дни. Например, в Братске уникальное расположение – в виде цепи относительно изолированных друг от друга жилых районов – зеркально повторяет ситуацию разбросанности сибирских сел, что усиливает необходимость создания социальных конструкций, подобных дореволюционным народным домам.

Рассмотрим опыт храма во имя святителя Иннокентия, созданного восемь лет назад в районе Энергетик с населением не более 40 тысяч человек. На базе прихода функционирует двухуровневая воскресная школа для детей и взрослых; штатными катехизаторами прихода ведутся огласительные беседы для крещаемых; организованы группы творческого развития детей «Теремок» и «Радуга», в которых малыши осваивают декоративно-прикладное искусство и родной фольклор. Занятия проводятся по авторским программам на высоком методическом уровне. Есть также приходской хор. Открыты женская студия «Светелка» и военно-патриотический центр «Ладья», в рамках которого действуют казачий кадетский класс и летние военно-полевые сборы, где учащиеся помимо общетеоретического обучения приобретают навыки тактики и разведки, высотно-штурмовой и огневой подготовки, рукопашного боя. Помимо кадетского класса, в котором обучаются дети 11-13 лет, для подростков более старшего возраста действует группа допризывной подготовки «Бобр», для взрослых мужчин организованы занятия по русскому рукопашному бою. Имеется и группа военно-патриотического воспитания «Казачата» для мальчиков шести-десяти лет. Фольклорный ансамбль «Ладья» активно участвует в городских мероприятиях и в фестивалях.

На приходе функционирует Центр поддержки материнства, детства и семейных ценностей, занимающийся оказанием материальной и моральной помощи женщинам, оказавшимся в ситуации кризисной/незапланированной беременности, малоимущим и многодетным семьям. Центр сотрудничает с благотворительным фондом «Русская береза», занимающимся психологической, юридической и материальной помощью социально незащищенным гражданам. Примером этого сотрудничества является долговременная акция «Накорми ребенка»: организация питания детей из малоимущих семей поселков Братского района. Также осуществляется постоянный сбор одежды и обуви, предметов бытового обихода, школьно-письменных принадлежностей и т.п. для нуждающихся семей.

Также действует Свято-Александровское хуторское казачье общество, объединяющее десятки молодых семей.

При городской больнице №2 открыта молельная комната.

Энергичный, инициативный настоятель протоиерей Андрей Дорогобид фактически воссоздал у себя в приходе церковный народный дом: численность занятых в многообразных мероприятиях и структурах прихода исчисляется сотнями людей, принадлежащих к разнообразным социальным, имущественным и возрастным группам.

Организация работы современного православного прихода в форме народного дома должна способствовать не только формированию положительного отношения общества к Русской Православной Церкви, но и росту культурных запросов населения, развитию образовательной и досуговой инфраструктуры, особенно актуальной для небольших компактных поселений.

Все это является залогом востребованности дореволюционного опыта в организации работы современного православного прихода. Социальная диакония – общественное служение Русской Православной Церкви – в возрожденных исторических формах, способствующих консолидации общества на здоровых, традиционных началах, может стать важной составляющей современной архитектуры государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

И сегодня Народный дом – это место, объединяющее людей разных социальных, половозрастных групп, не обязательно глубоко воцерковленных, но связанных общим делом вокруг храма.

В основе материала – научная статья доцента кафедры истории и политологии

Братского государственного университета Н.Н. Наумовой

Опубликованная сайтом Братской епархии

Источник: информационный портал «Приходы»

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=90963

 

Разговор с христианами о христианстве

 

18.08.2016

 

 

Беседа преподавателя Московской духовной академии иеромонаха Симеона (Мазаева) о христианстве в рамках цикла лекций «Веровать разумно!»

ВИДЕО: https://youtu.be/Jabap8dMbFE

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=91132

 

19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

19.08.2016

 

 

19 августа (6 августа по ст. стилю) Православная Церковь светло празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Событие, лежащее в основе праздника, описано у трех евангелистов (Мф. 17: 1–13; Мк. 9: 2–13; Лк. 9: 28–36).

В этот день вспоминается, как незадолго до Своих Крестных страданий Господь ночью удалился на гору Фавор для молитвы, взяв с Собою трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Оставив их, Он взошел чуть выше с тем, чтобы помолиться уединенно. В то время апостолы «отягчены были сном» (Лк. 9: 32). Когда же они пробудились, то увидели Господа преобразившимся: «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Он беседовал с двумя ветхозаветными пророками – Моисеем и Илиею, которые стояли рядом со Спасителем. Пораженный увиденным Петр, воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил» (Лк. 9: 33). Внезапно, в тот же момент светлое облако покрыло гору, и раздался глас из него: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9: 35).

Объятые страхом ученики пали ниц, но Христос, коснувшись их, повелел им не пугаться. Когда же стали ученики со Спасителем спускаться с горы, Господь запретил им говорить об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9).

Преображением Своим Христос явил образ будущего Своего пришествия «на облацех», а вместе с тем и обновленный образ человечества, который осуществится в жизни будущей, в Царствии Небесном. Преображение Господне – это торжество Его Божественной славы.

Установление самого праздника произошло в IV веке и связано, по некоторым данным, с возведением равноапостольной царицей Еленой храма в честь Преображения Господня на горе Фавор.

По установившейся традиции в этот день в православных храмах совершается чин освящения плодов. В связи с этим на Руси этот праздник именуют еще Яблочным Спасом. Люди, которые живут согласно с церковной традицией, начинают вкушать яблоки только после этого праздника. Облачение духовенства и всего храма бывает белым, в воспоминание о цвете одежд Преобразившегося Спасителя.

 

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

 

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистину Отчее сияние.

 

http://пензенская-епархия.рф/?p=91144

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг