Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

ИНТЕРНЕТ

 

Миссионер

 

Картинки по запросу миссионерство

 

Что значит миссионерство?

Православие и мир

 

Значение слова Миссионер по Ефремовой:

Миссионер - Лицо, посылаемый религиозной организацией или церковью для проповеди религии и просветительской деятельности среди населения с иным вероисповеданием.

 

Значение слова Миссионер по Ожегову:

Миссионер - Духовное лицо, посылаемое церковью для распространения христианской религии среди инаковерующих (Maxime в эпоху колониализма)

 

Значение слова Миссионер по словарю Ушакова:

МИССИОНЕР, миссионера, м. (от латин. missio - посылка, отправление). Лицо, посылаемое (к колониальным и зависимым народам) для религиозной пропаганды или насильственного обращения в религию господствующей церкви и фактически являющееся политическим агентом пославшего его правительства и церкви. Католические миссионеры в Китае. Православные миссионеры среди народов Северной Сибири.

 

Значение слова Миссионер по словарю Брокгауза и Ефрона:

Миссионер — еженедельный журнал, издававшийся в 1874—79 гг. православным миссионерским обществом, под ред. свящ. В. С. Маркова.

 

http://tolkslovar.ru/m5609.html

 

ИНТЕРНЕТ

 

Доклад Сотрудника Миссионерского Отдела игумена Евмения (Перистого) на Миссионерской Секции Юбилейных X. V. Рождественских чтений

 

Картинки по запросу игумен евмений перистый

Игумен Евмений (Перистый)

Имхонет

 

Миссионерская деятельность. Опыт и проблемы

«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня». Исайя 6:8

 

Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

В этом году миссионерская секция Рождественских чтений посвящена смотру миссионерских программ. Поэтому нашу сегодняшнюю работу мы построим так: сначала прослушаем доклады о существующих миссионерских программах, а затем обсудим острые проблемы миссионерства на современном этапе, и, непременно, рассмотрим возможные варианты их разрешений.

 

Конкурс миссионерских программ

Что такое миссионерская программа? Каким критериям она должна соответствовать? Представленные сегодня программы должны соответствовать трем критериям:

- Христоцентричность

- Методическое обоснование

- Задействована группа миссионеров.

 

Сайт «Календарь миссионерских событий»

В этом году Миссионерский Отдел представляет информационный портал «Календарь Миссионерских событий»,, на котором будут отображаться события миссионерской жизни нашей Церкви. Мы приглашаем всех вас принять участие в работе сайта. Если вы хотите, чтобы на ваши миссионерские мероприятия приходило как можно больше людей, присылайте на сайт информацию о текущих событиях и подписывайтесь на новости рассылки.

 

Что такое миссионерство?

Итак, мы, православные миссионеры, осознаем свою ответственность за то, чтобы Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа достигла каждого человека в нашей стране и за ее пределами, ответственность за то, чтобы Евангелие, Благая весть о Христе и о спасении, которое даровано в Нем, неверующие люди получили из рук православных христиан.

Давайте, прежде всего, определимся, что в дальнейшем мы будем называть этим термином? И чем миссионерство отличается от катехизации и богословского образования?

Миссионерство — это проповедь людям, которые или ничего не слышали о Христе, или же их представления о вере искажены ложным образом христианства; это движение по непроторенному пути, как пишет Апостол Павел: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим.15:20)

Катехизация и богословское образование предназначены для уже обращенных, уверовавших людей. Иногда в церковном сознании происходит смешение этих понятий. И если задача катехизаторов, в большей степени, наполнять знаниями о Боге сознание, разум людей, то задача миссионеров — вдохновлять и раскрывать сердца навстречу Благой Вести. Миссионер — это тот, кто приходит к неверующим людям и возжигает светильники живым огнем интереса к вопросам веры.

 

Общая картина миссионерской ситуации

Мир сегодня меняется очень быстро, и Церковь нередко не успевает за изменяющимся миром, не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая из уст церковных людей, будет услышана.

Для успешного миссионерства нам важно внимательно наблюдать и грамотно соотносить стиль и язык нашей проповеди с современной жизнью. Наша Церковь достаточно консервативна, и это совершенно оправдано в вопросах, касающихся догматики или нравственной жизни. Но если мы наш консерватизм распространим и на миссионерскую жизнь, на формы и методы донесения Евангелия, тогда мы действительно можем не успеть за временем. Любое новое по форме начинание может казаться «не укорененным в традиции». Но главное в благовести не форма, а суть, содержание. Поэтому любая миссионерская инновация: проповедь на рок-концертах, разные миссионерские программы, Программа дистанционного обучения в тюрьмах, являясь новыми по форме, должны оставаться православными по своей сути.

В годы монархии, в советское время, в годы господства государственной идеологии над умами и сердцами людей, для большинства было нормой, что «кто-то сверху» определял, во что и как нужно верить. Нам необходимо помнить, что мы проповедуем не тем людям, которые живут в парадигме Святой Руси. Мы призваны Богом нести Евангелие на постсоветской территории, где общество еще не оправилось от тоталитаризма и навязывания идеологии сверху. Сегодня авторитарный формат, проповедь «с высот духовности» крайне неэфффективна! Нашей миссионерской парадигмой должен стать личностно-ориентированный подход, уважение выбора человеком того или иного мировоззрения, того или иного вероучения.

Наша задача — свидетельствовать людям о Христе, дать пищу для размышления и рассказать о том, во что и как мы веруем, почему наш мировоззренческий выбор сделан в пользу православного христианства. Принцип личного свидетельства должен доминировать над позицией «я научу вас, как правильно жить».

 

Цели и задачи современной миссии

Хочется сказать отдельно о целях и задачах современной миссии. На сегодняшний день самым серьезным, исчерпывающим документом, вдохновляющим и определяющим социальную активность православного миссионера, является «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Этот документ является фундаментальным основанием нашего миссионерского служения, и особая его значимость в его современности и своевременности.

Сегодня мне хотелось бы, основываясь на основных положениях «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», коснуться тех или иных текущих задач, а также препятствий, стоящих на пути их реализации, и, безусловно, поговорить о возможных путях преодоления этих препятствий.

В «Миссионерской Концепции», в частности, сказано: «Православная миссия в ее богословском понимании, есть проекция Святой Троицы на все творение. Откровением для нас стало то, что Бог — есть любовь». Итак, откровение о Божьей любви должно стать основанием нашего благовестия.

Божий народ в Священном Писании призывается быть не в хвосте, а во главе: «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу…» (Втор. 28:13). Церковь призвана быть тем, кто образует и формирует мышление современного человека. И наша миссионерская задача — влиять на то, чтобы мышление людей изменилось на основании Благой Вести. Как говорит русская пословица «Коня можно привести на водопой, но нельзя заставить пить». Мы понимаем, что нельзя заставить веровать насильно, но мы призваны зажигать сердца верой.

Миссионерство осуществимо только силою Духа Святого, силою Божьей любви, силою внутренней убежденности.

Опыт предшествующих поколений православных миссионеров должен быть переосмыслен с учетом реалий XXI века. Из этого опыта мы можем взять миссионерские стратегии, но слепо копировать образцы миссионерства XIX века было бы методологически неверно.

Мы призваны говорить на языке сегодняшнего дня. Богатый славянизмами язык семинарской гомилетики для целей миссии не подходит. Как говорит апостол Павел: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20−22).

И поэтому миссионер — это человек, который не только хорошо знает Богословие, но и хорошо знает реалии той социальной группы людей, которым он призван проповедовать.

 

Целостный подход к миссионерству

Миссионерство предполагает обращение к личности человека во всей полноте: к разуму, сердцу, совести и воле.

Во-первых, мы обращаемся к разуму, потому что убеждены, что вера основывается на осознанном понимании и принятии Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Мы пропове­дуем «Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор. 2:2). Все, чему мы учим, должно иметь библейское основа­ние, мы должны аргументировать наши слова Священным Писанием. От современного человека невозможно требовать слепого прыжка веры. Наша задача — подготовить для шага веры необходимое основание посредством доводов разума.

Во-вторых, мы обращаемся к сердцу. Наше послание не просто требует согласия интеллекта с выдвигаемыми нами предположениями; скорее, оно призывает людей к отношениям любви к Богу.

Духовное не исключает, а даже наоборот, раскрывает в Боге и преображает эмоциональное. Действие призывающей благодати Святого Духа не ограничивается просвещением нашего разума и снабжением знаниями о вере. Миссионеру необходимо осте­регаться равным образом как непосвященного богословия (т.е. разума без сердца), так и небогословской посвященности (т.е. сердца без разума).

Евангелие обращается и к разуму, и к чувствам. Оно спо­собно окрасить богатейшими духовными переживаниями разумность тех, для кого важнее осознание, и дополнить необходимым пониманием ис­тины о Боге души тех, кому привычнее переживания.

В-третьих, мы стараемся затронуть совесть. Как писал апостол Павел: «отвергнувши скрытные, постыдные де­ла, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а, от­крывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2Кор. 4:2). У каждого человека есть совесть, находящаяся где-то глубоко внутри нас способ­ность различать, что хорошо, а что плохо. Когда Дух Святой обличает человека в грехе, Он, как правило, говорит с его совестью. Так что совесть людей помогает нам в нашем миссионерском служении.

В-четвертых, мы стараемся обращаться к воле. Хотя ни­кто не может прийти к Отцу, пока Бог не призовет его, как сказал Христос: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (М­ф. 11:27); уже в следующем стихе Иисус говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успо­кою вас» (Мф. 11:28). Другими словами, Он призывал к осознанному выбору. Миссионерство, обращенное к воле, предполагает определенные конкретные шаги навстречу Христу, а миссионеры призваны ответить уверовавшему на вопрос: «что делать дальше?»

 

Кто такой миссионер?

Миссионером невозможно быть по назначению. Быть миссионером — это призвание, исходящее из жажды донести Евангелие в те уголки земли, где оно еще не звучало.

Миссионер — человек двух реальностей: необходимо, чтобы он был укоренен в реальности Церкви, и в тоже время хорошо ориентировался в реалиях окружающего мира, понимал психологию и особенности людей, к которым его посылает Господь. Его проповедь должна звучать на понятном для людей языке, с учетом особенностей их культуры и менталитета.

Потрясающий образ посланника Божьего явлен в пророке Иеремии, который возвещал от лица Господня. В какой-то момент люди стали отвергать, не принимать, а затем и гнать его. В молитве он делится с Богом переживаниями своего сердца: «Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: „не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его“; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:7−9).

Именно таков характер миссионера! Он говорит, возвещает, проповедует, потому что огонь, который горит в нем, невозможно погасить.

 

Миссионерский приход

К сожалению, в нашем приходском мышлении зачастую господствует антимиссионерская атмосфера: «Бог сам кого надо приведет, а мы будем служить: Литургию, молебен, панихиду». Безусловно, Бог приводит людей в церковь, но существует нужда в приглашении. И нам надо учиться грамотно приглашать людей и грамотно аргументировать свое приглашение.

Воцерковленные прихожане иногда достаточно настороженно относятся к новопришедшим, в особенности к молодежи, еще не успевшей войти во вкус внешнего благочестия. Очень важно, чтобы атмосфера в наших храмах благоприятствовала приходу новых людей, чтобы люди церковные не отталкивали вновь пришедших и не пытались как можно быстрее перевоспитать их, а принимали такими, какие они есть.

К сожалению, в православных храмах и среди активных мирян новоприщежшие нередко сталкиваются не с благовестием о всепрощающей любви Божьей, а со зловестием — то есть с проповедью опасности всяких ИНН, антихристов, массонов и т. д. У иных - искаженный образ Бога: Бог как вселенский Каратель, космический Инквизитор, Который подсчитывает всякие мелкие грехи и ошибки для того, чтобы собрать на человека компромат на Страшный Суд.

Наша задача проповедовать прежде всего то, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Наша задача возвещать всем, что спасение — это то, что Господь дает по благодати, по Своей неизреченной милости и любви, что во Христе из рабского состояния мы переходим в состояние сыновства.

Мы призваны проповедовать Бога любви, Бога Отца. Проповедь Отцовства Бога — это ответ на состояние безотцовщины, которое сегодня является одной из болезненных ран современного общества. На 100 браков, заключаемых сегодня в России, по статистике 80 разводов. Это значит, что только двое из десяти мальчишек сегодня имеют отцовское покровительство, отцовское воспитание. Сегодня мы призваны проповедовать (но для этого мы сами должны глубоко верить в это), что если у наших слушателей не было отношений с земными отцами, Бог может стать их любящим Отцом, возвещать послание о любви Бога Отца.

 

Миссионерская приветливость и терпимость

Многие наши миссионеры свое служение представляют, прежде всего, не как миссию, а как контрмиссию. Более того, ведь мы не только по отношению к инославным иногда применяем очень резкие, непозволительные для христианина высказывания. Эти высказывания мы иногда применяем и к единоверным братьям, внутри Церкви Христовой.

Действительно, нам необходимо дать православный ответ на те или иные запросы времени, православную оценку тем или иным инославным христианским группам. Но те, кто полностью сконцентрировался на поиске врагов Православия, нередко входят во вкус, и вместо того, чтобы свидетельствовать о Христе, занимаются противодействием и борьбой, сначала с сектами, затем с инославными христианами, а потом уже и среди своих собратьев по вере видят врагов, с которыми начинают вести решительную борьбу.

Давайте задумаемся и поисследуем, почему многим инославным миссионерам удается привлекать огромное количество людей. Почему они в разных странах с нуля, даже на территории традиционно православных стран, могут создавать свои церкви, различные религиозные организации, и масса народа откликается на их призыв; на каких принципах строится их миссионерская работа?

У людей, в глазах которых мы дискредитируем инославных христиан, появляется вопрос: «А где в Православной Церкви мы можем на доступном и понятном языке послушать о Христе, о Евангелии и о том, как применить эти знания в жизни?» И если у нас нет ответов на эти вопросы, то давайте займемся созиданием таких пространств при приходах, создадим самые различные служения, образовательные группы и кружки.

Эффективному миссионерству в первую очередь сопутствует доброжелательное отношение к оппонентам. Запретами и критикой вряд ли можно достичь сердец тех людей, кто там оказался. И если в воскресные школы при храмах дети и молодежь идут без охоты, то нужно изменить методику работы, посмотреть, что интересного молодые люди находят в неправославных общинах, и взять это на вооружение. Тогда у людей, которые попали туда, будет альтернатива, им будет, куда пойти для общения и получения ответов на свои вопросы. Ведь, заметьте, к инославным христианам или в секты попадают те люди, которые не охвачены нашей православной миссией. В работе с такими людьми уместен миссионерский подход старца Силуана Афонского, о котором, я думаю, все вы знаете: сначала подчеркни то хорошее, что уже есть в этих людях, а потом восполни это тем, чего им недостает.

Опытные миссионеры понимают, что лучше не зацикливаться на борьбе, а обратить взоры на огромное количество еще не просвещенных верой во Христа людей — потенциальных прихожан православных храмов. Наша задача — собой явить им полноту христианства.

 

Отношение к православным миссионерам внутри Церкви

Печальным явлением, сильно затрудняющим работу православных миссионеров, является встречающаяся иногда внутрицерковная оппозиция миссионерскому делу. Сегодня православного миссионера принимают с радостью в большинстве аудиторий. И когда мы говорим на доступном языке, создаем атмосферу взаимопонимания и доверия, мы видим реальные плоды даже после одной-единственной миссионерской встречи. Тем удивительнее, что в родной церковной среде мы зачастую встречаемся с агрессивными оппозиционными силами, которые находят в нашем миссионерстве происки враждебных сил, в наших словах — ереси, «осужденные всеми вселенскими соборами», а в нашей миссионерской открытости другим людям — «компромисс с мировым злом». И когда начинается эта борьба во внутрицерковном или открытом информационном пространстве, то у миссионеров на нее уходит гораздо больше сил, чем на саму миссионерскую работу.

Если в том или ином приходе появляется живой, миссионерски активный человек, бывает, что приходская среда в лице священников или консервативно настроенных мирян пытается такого человека вытолкнуть, заставить замолчать, чтобы жизнь шла привычным ходом.

Некоторые ревнители не по разуму настолько активны в своем антимиссионерском рвении, в поиске врагов, что забывают евангельский принцип: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:15−17).

И вместо того, чтобы разобраться один на один, на миссионерски активных пастырей и мирян выплескивается неконструктивная критика на различных околоцерковных заседаниях и интернетовских форумах. Перед неверующим миром мы выступаем не как единая, цельная команда миссионеров, а как кучка разрозненных людей, каждый из которых транслирует свою личную, но не соборную версию церковности, носителями которой мы призваны являться.

Войны внутрицерковных компроматов, в конечном итоге, дискредитируют авторитет Церкви. Святой Апостол Павел говорит: «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными» (1Кор. 6:5−6).

Господь наш Иисус Христос предостерегает нас от преждевременного ригоризма: «…чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13:29−30). И Гамалиил, учитель Савла, будущего апостола Павла, обеспокоенный тем, что христианство стало распространяться по всему миру, мудро рассудил: «ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38−39).

Прежде всего, во внутрицерковном пространстве необходимо беречь, лелеять, взращивать и поддерживать тех миссионеров, которые уже есть. Чрезмерным контролем, недоверием или же отсутствием заинтересованности в добровольцах-миссионерах фактически убивается всякое желание продолжать свое дело.

 

Миссия мирян

Есть еще одна очень хорошая идея в «Миссионерской Концепции»: «необходимо готовить клир и мирян из местного населения для миссионерской работы».

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что «человек может стать верующим, только увидя в глазах другого человека свет вечной жизни». Поэтому наша задача быть этим светом, и взращивать людей, которые действительно смогли бы быть теми, кто зажигает огонь в сердцах.

Нам, священнослужителям, нужно больше доверять мирянам. Когда человек что-то создает, когда он находится в творческом поиске, он экспериментирует, пробует, рискует… И если в это время его жестко контролирует церковное начальство, люди, которые не всегда по сути своей являются миссионерами, для которых иногда главная задача: «как бы чего не вышло, как бы наш приход не обвинили в прелести, в ереси или сектантстве», то в этой атмосфере очень трудно что-то созидать и творить.

На сегодняшний день в Интернете опубликованы, наверное, все святоотеческие толкования на Священное Писание, огромное количество библейских переводов, книг по литургике и апологетике. Издана масса литературы. Но от этого не на много увеличился приток в Церковь сознательно уверовавших людей. Задача миссии на сегодняшний день — не заполонить прилавки и Интернет православной литературой, а найти или взрастить людей, которые могли бы грамотно, вдохновенно и адекватно рассказывать о православном христианстве вживую. А это означает также обучение определенным навыкам и способам, необходимым для успешного миссионерства.

Кроме издания святоотеческой и библейской литературы, сегодня приобретает важное значение издание методической литературы для миссионеров, в которой важно дать ответ на вопрос о том, как доносить Евангелие, литературы, имеющей практический характер, с учетом знания законов социальной психологии и навыками ораторского мастерства.

 

Миссионерское богослужение и язык проповеди

В «Миссионерской Концепции» рекомендуется в нашем обиходе, помимо традиционных Богослужений, совершать миссионерские Богослужения на понятном языке.

Ну, чего греха таить: то, как произносятся богослужебные тексты в некоторых наших храмах, понимать на слух может только человек, имеющий большой опыт церковной жизни. Безусловно настаивая на церковнославянском языке богослужения, мы рискуем в ближайшем будущем потерять смысловое, миссионерское наполнение нашего Богослужения.

Конечно, о повсеместном изменении богослужебного языка не может быть и речи, но миссионерское Богослужение должно совершаться на языке, который понятен, но в тоже время не искажает и не умаляет красоты нашей литургической традиции. И сегодня стоит просить благословения владыки Иоанна, а в дальнейшем епархиальных преосвященных архиереев, чтобы иногда, хотя бы раз в месяц, в тех храмах, где ведется миссионерская работа, совершались миссионерские Богослужения: с открытыми царскими вратами, на понятном языке, с прочтением тайных молитв вслух, чтобы мирянам была доступна вся смысловая составляющая Богослужения.

Существуют самые разные переводы Богослужения, в частности, замечательный перевод архиепископа Ионафана, который достаточно богословски глубок и взвешен. Достаточно грамотные и выверенные переводы иеромонаха Амвросия (Тимрота) размещены на сайте http://www.wertograd.narod.ru

 

Миссионерская команда

Сегодня Богом и нашей Церковью от индивидуального миссионерства необходимо переходить к миссионерству командному. Один человек не может явить атмосферу любви, но это по силам миссионерской команде, людям, находящимся в отношениях глубокой духовной близости с Богом и друг с другом. Когда не один, а несколько человек приходят в незнакомую аудиторию, являют отношения Лиц Святой Троицы, люди видят, насколько у них высокая степень любви и принятия друг друга, какая у них уважительность друг ко другу, и у неверующих возникает желание присоединится к ним.

Если же проповедует один миссионер и зажигательно говорит об Отце, Сыне и Святом Духе, о Церкви, о вере, то вполне резонно возникает вопрос: куда после этой проповеди уверовавшему идти дальше? Лучше, если после зажигательной проповеди человек приходит в общину верующих во Христа: если нет одного знакомого человека, его может заменить другой.

 

Привлечение молодежи

Молодежь — это будущее церкви, и если она уделяет работе с молодежью недостаточно внимания, то рискует остаться без будущего.

Важным моментом «Миссионерской Концепции» является тезис о привлечении детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни в ответственном молитвенном предстоянии перед Богом.

Церковное возрождение перестроечного времени пошло по пути поисков духоносного старца, на которого можно переложить ответственность за свою духовную жизнь. Но сегодня наша Церковь призывает всех нас к личному осознанному воцерковлению, к личному движению навстречу Тому, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. Необходимо создавать различные прицерковные пространства — приходские дома, в которых наша молодежь будет чувствовать себя как в Родном Доме: естественно, свободно, тепло.

Необходимо, чтобы различные формы миссионерского взаимодействия с молодежью при каждом храме были не просто легализованы, но активно поддержаны настоятелем и активными мирянами, чтобы у блюстителей благочестия не возникало вопросов «Почему они так одеваются? Почему они поют про Христа под гитару, вместо того, чтобы петь исключительно литургические песнопения?».

Необходимо особый акцент сделать на том, чтобы приводить ко Христу реальных лидеров молодежи, людей, которые могли бы повести за собой остальных.

 

Христоцентричность проповеди

Еще раз хочется сделать акцент на Христоцентричности нашей проповеди и деятельности, на свидетельстве о Церкви как о радости жизни во Христе, на осознании того, что личность не растворяется в Церкви, но охраняется ею, и человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте.

У православного миссионера должно быть понимание необходимости не только внешней миссии, но и внутренней. Ведь огромное количество людей в перестроечные годы влилось в Церковь без глубокого, серьезного осознания смысла и сути Благой Вести. У многих прихожан сегодня «предания старины глубокой» затмевают основание нашей веры — Христа. Сегодня в Церкви большое количество людей достаточно хорошо знакомы с русско-византийской храмовой культурой, но при этом не все они не являются носителями христианского, укорененного в Священном Писании, мировоззрения. В сознании многих современных прихожан Христос является одной из множества фигур православного иконостаса, но отнюдь не Целью, не Смыслом и не Центральной Фигурой их духовной жизни.

 

Значение Таинств

В «Миссионерской Концепции» также указано на необходимость делать особый акцент на значении таинств в жизни православного христианина.

Важным событием церковной жизни прошедшего года стал прошедший по благословению Святейшего Патриарха 27 декабря 2006 года в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре круглый стол на тему: «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Отрадно то, что многие известные московские духовники, такие, как о. Валерьян Кречетов, о. Димитрий Смирнов, о. Аркадий Шатов, о. Алексий Уминский выступили за то, чтобы не ставить излишних препятствий для доступа ко Святой Чаше, что допуск ко Христу в Евхаристии для регулярно причащающихся людей не стоит обуславливать строгим трехдневным постом и длинным молитвенным вычитыванием, за то, чтобы отделить таинство Исповеди от таинства Причастия, чтобы Исповедь существовала как отдельное таинство, к которому подходят по необходимости, как это происходит в Элладской Православной Церкви, чтобы Исповедь, в конечном итоге, носила характер серьезного духовного переосмысления и покаяния.

Однако есть еще один важный аспект, касающийся Таинства Евхаристии. Многие прихожане включены в практику причащения как в самодостаточный процесс, но при этом понимание «причастия» в их сознании частично или полностью не соотносится с Личностью Иисуса Христа.

«Надо бы причаститься», «Благословили причащаться», «Как часто нужно причащаться?»… Невольно из нашей лексики, сначала по умолчанию, а потом и фактически уходит Имя и Личность Того, ради Кого и вокруг Кого совершается Богослужение. Как, кстати, и в наименовании «православный». Ведь сначала ученики Христа именовались христианами, потом, для растождествления с еретиками, стали называться «православными христианами», потом — ушло существительное, осталось одно прилагательное… Невольно именно об этой ситуации (а не «вычитанных» или «невычитанных» молитвах) думается как о том, что, по ап. Павлу, многие причащаются «не рассуждая Тела и Крови ХРИСТОВОЙ».

К сожалению, в нашей приходской практике еще достаточно слаб акцент на познание Бога как Личности, на поиск Личной Встречи с Ним (о чем так глубоко и много говорил владыка Антоний Сурожский), на создание православных групп по изучению Слова Божия, где люди искали бы Бога вместе.

Имеет ли смысл «причастие» как процесс, если человек не является христианином по убеждениям, не осознает, хотя бы приблизительно, смысла Голгофской Жертвы Христа, не соотносит то, что находится в Чаше, с Личностью Богочеловека? Думаю, стОит у рядовых прихожан с самым разным сроком воцерковления ПОСПРАШИВАТЬ: «Чего Вы будете причащаться?», «Зачем?», «Почему это важно для вас?»

Нередко проповедь в наших храмах (если она есть) строится вокруг памяти того или иного святого, вокруг чудотворных икон, а не вокруг Личности нашего Бога, у Чаши с Телом и Кровью Которого собираются в храме. И в таком случае получается, что Евхаристическое и Смысловое пространство (проповедь) как бы о разном…

Полагаю, что для нынешней церковной ситуации вокруг Таинства Причастия вполне актуальны слова ветхозаветного пророка «Я милости хочу, а не жертвы, и БОГОВЕДЕНИЯ более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Когда Боговедение, когда Господь Иисус Христос, поиск личных отношений с Ним, будут в церковном сознании на ПЕРВОМ месте, тогда вопросы церковной дисциплины будут решаться просто — ответь сам себе на вопросы: «Чего ты ищешь в причастии? Жаждешь ли ты личной встречи со Христом? Готово ли твое сердце к этому? Что еще необходимо сделать для того, чтобы встреча состоялась?»

 

Являются ли миссионерскими православные СМИ?

Современные информационные технологии являются пространством миссионерского служения Церкви, ибо с их помощью Благая Весть о Рождестве, проповеди, страданиях, смерти и Воскресении Христовом может достигать современного человека. Но исполняют ли сегодня православные СМИ свою миссионерскую функцию?

Степень влияния православных СМИ на нецерковное население ничтожно мала. Более того, они не миссионерские по своей сути, поскольку ориентированы на очень узкий круг глубоко церковных людей. Православные СМИ на сегодняшний день рассогласованы и в большей степени конкурируют, нежели сотрудничают друг с другом.

Наша проповедь все больше похожа на проповедь в рамках закрытого клуба любителей высокого богословия или закрытого клуба любителей церковной архитектуры и колокольного звона. Сегодня церковные СМИ в большей степени несут информацию о внешней церковной деятельности и очень редко информацию как Благую Весть. Но ведь Господь заповедал нам, прежде всего посредством слова нести в мир Христа и Его Царство. И любое событие, любая информация, любая новость должна рассматриваться именно в этом контексте.

 

Предложения:

Что хотелось бы предложить, чтобы улучшить православное миссионерское служение как на территории столицы, так и в целом по стране.

I. Православные миссионеры почти не знают друг друга. Иногда в те или иные миссионерские проекты вкладывается огромные силы и средства, например, во всякого рода праздничные концерты, встречи, в курсы катехизации, но общедоступной информации очень-очень мало. К X. V. Рождественским Чтениям Миссионерским Отделом создан информационный сайт, который будет информировать обо всех проходящих в Москве и по всей стране православных миссионерских, просветительских и катехизических мероприятиях. Теперь информацию о ваших миссионерских мероприятиях вы можете размещать в сети и она станет доступна для подписчиков сайта.

I. I. Мне кажется хорошей идеей, чтобы в дальнейшем Миссионерский Отдел оказывал поддержку православным миссионерам тем, что лицензировал, номинировал, награждал те или иные миссионерские начинания, чтобы в своих епархиях они имели определенный миссионерский статус. Миссионеры могли бы в качестве аргументации своего служения опираться на факт признания своей программы или своей деятельности Миссионерским Отделом.

III. Предлагаю также ввести процедуру защиты тех или иных миссионерских проектов в Миссионерском Отделе, и делать это чаще, чем раз в год, отдельно от Рождественских Чтений. Необходимо, чтобы православные миссионеры чувствовали свою принадлежность к сообществу миссионеров, координация деятельности которых будет осуществляться Миссионерским Отделом под началом архиепископа Иоанна.

I. V. Думаю, что со временем появится необходимость в создании Объединения или Лиги Православных Миссионеров при Миссионерском Отделе как неформального объединения миссионерски активных священников и мирян для того, чтобы миссионеры встречались, знакомились друг с другом, обсуждали общие текущие проблемы, и, может быть, развенчивали мифы друг относительно друга.

V. Миссионерский Отдел может подготовить к изданию материалы по практическому миссионерству для распространения их по епархиям с целью обмена опытом. Стоит подумать над созданием банка миссионерских фильмов, к которым составить методическое пособие, состоявшее из грамотно поставленных вопросов для обсуждения.

***

Хотелось бы активным миссионерам пожелать успехов и ободрить вас всех словами пророка Исайи, который обращает ко всем нам такие слова: «О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте!» (Ис. 62:6).

 

http://www.reshma.nov.ru/texts/evmeny_doklad_miss_xv.htm

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг