«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
В
Пензенской духовной семинарии состоялось заседание ученого совета
12.09.2015
В
Пензенской духовной семинарии состоялось заседание ученого совета под
председательством ректора – митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима.
В
мероприятии приняли участие первый проректор семинарии протоиерей Николай
Грошев, проректоры: протоиерей Александр Филиппов, протоиерей Вадим Ершов и
секретарь ученого совета семинарии Павел Гагаев.
Собравшиеся
утвердили план работы на предстоящий учебный год и обсудили педагогическую,
научную, воспитательную и издательскую деятельность.
В ходе
заседания состоялось утверждение положения о магистратуре по направлению
«Теология».
В
завершение собрания ректор семинарии владыка Серафим поздравил коллег с началом
нового учебного года.
Фото: В. Шигуров
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=51554
В
миссионерском богослужении в селе Чертково Бессоновского района приняли участие
школьники
12.09.2015
12
сентября, в субботу, по благословению Высокопреосвященного Серафима,
митрополита Пензенского и Нижнеломовского, руководитель Миссионерского отдела
Пензенской епархии священник Алексий Рой совершил Божественную литургию в селе
Чертково Бессоновского района.
Миссионерское
богослужение в данном населенном пункте было проведено впервые с момента
разрушения храма.
На
праздничной службе в день перенесения мощей Александра Невского присутствовали
воспитанники местной школы – ученики 6 и 9 классов.
Традиционно
утренняя служба прошла с объяснениями священнодействий и молитвословий. В ходе
богослужения отец Алексий рассказал о внутреннем убранстве храма, пояснив, что такое
жертвенник, престол, как совершается проскомидия, что такое Малый вход и многое
другое.
В
завершение мероприятия представители православной молодежной группы «Скимен» и
прихожане храма прп. Серафима Саровского города Пензы, принявшие участие в
богослужении, раздали всем желающим печатные издания Пензенской епархии, а
школьникам – крестики.
Источник: сайт Миссионерского отдела Пензенской епархии
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=51530
На
базе Пензенской духовной семинарии начали работу первые курсы повышения
квалификации для педагогов воскресных школ
13.09.2015
12
сентября, в субботу, на базе Пензенской духовной семинарии начали работу первые
курсы повышения квалификации для директоров и преподавателей воскресных школ.
Лекции для
собравшихся прочла декан педагогического факультета Свято-Тихвинского
гуманитарного университета, доктор педагогических наук Татьяна Владимировна
Склярова.
Всего курсы
повышения квалификации посетили около 80 педагогов.
Данные
краткосрочные занятия продлятся до 15 сентября. По окончании лекций каждый,
прослушавший курс, получит сертификат о его прохождении.
Фото: В. Шигуров
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=51624
В
Городище пройдет I открытый чемпионат и первенство по каратэ кекусинкай,
посвященные светлой памяти святого князя Александра Невского
13.09.2015
10 октября
в городе Городище пройдет первый открытый чемпионат и первенство по каратэ
кекусинкай, посвященные светлой памяти святого благоверного князя Александра
Невского.
Мероприятие
начнется в 11.00 в физкультурно-оздоровительном комплексе «Луч».
Участие в
чемпионате и первенстве примут юноши и девушки, юниоры и юниорки, а также
мужчины и женщины.
Спортивные
состязания пройдут при поддержке Пензенской епархии, администрации
Городищенского района, Пензенской региональной общественной организации каратэ
кекусинкай, а также городищенской спортивной школы «Витязь».
http://пензенская-епархия.рф/?p=51626
Миссионер
Василий Яцкин представил кузнечанам проект «Под солнцем»
13.09.2015
Православный
миссионер Василий Леонидович Яцкин встретился со студентами Кузнецкого
многопрофильного колледжа, которые обучаются по специальности «Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения». Вниманию студентов и их педагогов был
предложен проект «Под солнцем», который включает в себя более десятка
просветительских бесед.
Аудитории,
собравшейся в малом зале кинотеатра «Комсомолец», православный миссионер
рассказал о воздействии современных «растлевающих технологий», направленных, прежде
всего, на подрастающее поколение. Свой рассказ гость из столицы иллюстрировал
видеоматериалом.
За девять
лет своей миссионерской работы Василий Яцкин с проектом «Под солнцем» успел
объездить половину России.
— Общаясь с
людьми, — рассказывает он, — я стараюсь познакомить их с кинодокументалистикой,
фильмами, которые не известны широкой публике. Таких документальных лент по
центральным каналам не увидишь. Это фильмы о воинах-патриотах, мучениках за
веру, о нашей исконной христианской культуре, которым сейчас стараются
противопоставить псевдоценности либерального Запада. На своих лекциях я провожу
сравнительный анализ голливудских и советских художественных фильмов и
мультфильмов и таким образом вскрываю приёмы, с помощью которых в общественное
сознание россиян внедряются ложные ценности.
Проект «Под
солнцем» поддержан федеральным министерством культуры и Русской Православной
Церковью. Его создатель, Василий Яцкин, надеется, что его миссионерское слово
посеет в молодых душах семена истинной веры.
Фото: В. Жирнов
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/09/13/missioner-vasilij-yackin-predstavil-kuznechanam-proekt-pod-solncem/
В Пензу привезли мощи Петра и Февронии Муромских
13.09.2015
В Пензу из
Северодонецкой епархии привезли мощи благоверных Петра и Февронии Муромских.
Они будут находиться только в одном храме - Покровском архиерейском соборе.
«Это
бесценные сокровища. Петр и Феврония - покровители супружеской жизни», -
пояснил председатель комиссии по канонизации святых Северодонецкой епархии
протоиерей Андрей Павленко.
«Примером
своей жизни эти святые показали, что если любишь и уповаешь на милость Божью,
то сможешь преодолеть все», - рассказал настоятель Покровского архиерейского
собора протоиерей Иоанн Яворский.
Одной из
первых мощи увидела жительница Каменки Любовь Назарова. Женой она стала 35 лет
назад.
«Мне
кажется, чтобы прожить в браке счастливо, супруги должны уступать друг другу
так же, как это делали святые Петр и Феврония», - отметила женщина.
Мощи
пробудут в Пензе до 21 сентября.
http://www.penzainform.ru/news/religion/2015/09/13/v_penzu_privezli_moshi_petra_i_fevronii_muromskih.html
Новый
выпуск радиопрограммы «Мир Православия» посвящен юбилею краеведа Александра
Дворжанского
14.09.2015
Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской
митрополии «Мир Православия» посвящен творческой деятельности известного
краеведа, древлехранителя Пензенской епархии Александра Дворжанского.
Ведущий и
автор программы Евгений Белохвостиков беседует с ученым-краеведом, в минувшее
воскресенье отметившим 65-летний юбилей, а также празднующим день Ангела в день
выхода радиопрограммы, совпавшей с совершаемой памятью перенесения мощей
благоверного князя Александра Невского.
В прямом
эфире «Радио России из Пензы» Александр Дворжанский вспоминает свой творческий
путь и самые юные годы биографии.
Напомним,
что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы»
(частота в Пензе – 70.67 УКВ) по субботам в 12.10.
http://пензенская-епархия.рф/?p=51982
Молебен
перед началом занятий на Богословско-катехизаторских курсах
14.09.2015
13 сентября
2015 года Преосвященный Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский, совершил
молебен на начало учебного года на Богословско-катехизических курсах в Вознесенском
кафедральном соборе города Кузнецка.
В этом году
на курсах будут заниматься более 40 слушателей. Владыка обратился с архипастырским словом к присутствующим и
преподал всем благословение.
Фото: В. Жирнов
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/09/14/moleben-pered-nachalom-zanyatij-na-bogoslovsko-katexizatorskix-kursax-2/
Вышел новый выпуск программы «Веры дивная лампада» о
единоверцах города Кузнецка
14.09.2015
Новый
выпуск программы «Веры дивная лампада», которая выходит на телеканале «Россия
1. Пенза», посвятили единоверческой общине города Кузнецка.
Ведущая
программы, шеф-редактор епархиального телевидения, журналист ГТРК «Пенза» —
Юлия Шевырева.
ВИДЕО: https://youtu.be/ITL5Ywh682o
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/09/14/vyshel-novyj-vypusk-programmy-very-divnaya-lampada-o-edinovercax-goroda-kuznecka/
Венчаться
«по традиции» или «как бы чего не вышло» – это неправильно
http://пензенская-епархия.рф/?p=52078
14.09.2015
Деление людей на мужчин и женщин
показывает, что они созданы для взаимного дополнения. Рождение христианской
семьи совершается по благословению Церкви, которая соединяет двоих в единое
целое в таинстве венчания. Что нужно знать о нем? Рассказывает протоиерей
Александр Овцынов.
– Обязательно ли супругам венчаться?
– Если оба супруга православные,
крещеные, верующие, то венчание необходимо, так как во время этого таинства муж
и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Благодать становится тем
фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи. Венчаться «по
традиции», или потому, что «красиво», или «как бы чего не вышло» – это
неправильно. Главным мотивом к венчанию должно быть стремление жить
по-христиански.
– Что необходимо, для того чтобы обвенчаться?
– Брак должен быть зарегистрирован в
загсе. Перед венчанием проводится беседа в церкви. По благочестивой традиции
перед венчанием супруги исповедуются и причащаются. Для венчания надо иметь
обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи. Необходимо присутствие
свидетелей.
– Почему обязательна печать загса?
– До 1917 года регистрация всех
рождений, венчаний и смертей велась церковью. После революции эти функции взяло
на себя государство. Церковь признает государственные законы, и поэтому, перед
тем как венчаться, жених и невеста должны зарегистрировать свой брак в загсе.
Если же люди не хотят узаконить
супружескую жизнь, то такие отношения Церковь освятить не может. Церковь не
признает то, что сегодня называется гражданским браком. Отказом от регистрации
люди говорят, что они не хотят ничем жертвовать, не хотят ничего всерьез друг другу
обещать.
– Что может препятствовать венчанию?
– Будущие муж и жена не должны иметь
обязательств жениться или выйти замуж за другого, не могут быть в кровном и
духовном родстве. Духовными родственниками считаются крестные и крестники, а
также крестные родители между собой.
Admin
http://www.zarpressa.ru/news/narodnyy-korrespondent/venchatsya-po-traditsii-ili-kak-by-chego-ne-vyshlo-eto-nepravilno/
Хор
Покровского архиерейского собора Пензы завершает работу над компакт-диском с
песнопениями всенощного бдения
15.09.2015
Хор
Покровского архиерейского собора города Пензы в преддверии празднования 250-летия
храма завершает работу над выпуском компакт-диска с песнопениями всенощного
бдения.
Всего в
музыкальный альбом включены 13 произведений.
Планируется,
что будет изготовлено порядка 500 экземпляров компакт-дисков, которые будут
передаваться в дар гостям храма, а также смогут быть приобретены прихожанами в
церковной лавке собора.
Фото: В. Шигуров
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=52035
Вышел
в эфир очередной выпуск программы Миссионерского отдела «Сие заповедую вам: да
любите друг друга»
17.09.2015
Очередной
выпуск программы Миссионерского отдела Пензенской епархии «Сие заповедую вам:
да любите друг друга» рассказывает о миссионерской поездке к святому источнику
преподобного Серафима Саровского, который находится недалеко от поселка
Чаадаевка Городищенского района.
http://пензенская-епархия.рф/?p=52078
В
рамках фестиваля русской культуры «Жар-птица» состоятся мастер-классы для
представителей Пензенской епархии
17.09.2015
Мастер-классы
для представителей Пензенской епархии состоятся в рамках первого открытого
международного фестиваля русской традиционной культуры «Жар-птица», который
пройдет в Пензе с 20 по 21 сентября 2015 года.
21 сентября
с 14.00 до 16.00 пройдет мастер-класс для регентов и певчих Пензенской епархии,
который проведет художественный руководитель ансамбля древнерусской духовной
музыки «Сирин» Андрей Котов (г. Москва). Место проведения: Успенский
кафедральный собор города Пензы.
21 сентября
с 11.30 до 13.00 пройдет мастер-класс по колокольным звонам для звонарей
Пензенской епархии, который проведет доктор искусствоведения, профессор Александр
Ярешко (г. Саратов). Место проведения: колокольня Спасского кафедрального
собора города Пензы, передвижная колокольня Благовещенской церкви.
Желающие
записаться на мастер-классы могут обратиться по телефону: 8(927)098-57-98 — священник Виктор Сторожев.
http://пензенская-епархия.рф/?p=52086
На
месте разрушенного храма Рождества Христова села Потьма Мокшанского района
состоялась Литургия
18.09.2015
Мокшанский р-н, с.
Потьма. Христорождественская церковь 2005
http://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=mok-potm-3791.htm
17
сентября, в четверг, в селе Потьма Мокшанского района на месте разрушенного
храма Рождества Христова по благословлению митрополита Пензенского и
Нижнеломовского Серафима состоялось очередное миссионерское богослужение с
пояснениями священнодействий и молитвословий.
Божественную
литургию совершил руководитель Миссионерского отдела Пензенской епархии
священник Алексий Рой.
Богослужебные
песнопения исполнил хор храма прп. Серафима Саровского города Пензы под
управлением Андрея Пастушкова.
На утренней
службе молились многие жителей села, которые также исповедовались и
причастились Святых Христовых Таин. Литургия проходила под открытым небом, и
православные верующие смогли увидеть, как духовенство осуществляет
приготовление к Евхаристии.
В проповеди
ко всем собравшимся священник Алексий Рой отметил важность евангельского
благовествования и зачитал на русском языке Евангелие от Матфея, повествующее о
неотступном прошении ханаанской женщиной Иисуса Христа за бесноватую свою дочь.
В
завершение богослужения по традиции всем желающим были розданы печатные издания
Пензенской епархии.
Однопрестольный
храм во имя Рождества Христова был построен в селе Потьма в 1845 году. В 1930-х
годах его закрыли. К настоящему времени сохранился полуразрушенный нижний ярус
отдельно стоящей колокольни и крестообразный в плане объем храма, северный и
южный выступы которого отмечены пилястровыми портиками с треугольными
фронтонами, являющимися практически единственным украшением здания, решенного в
традициях позднего классицизма.
Источник: сайт
Миссионерского отдела Пензенской епархии
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=52101
Пусть
сердце стремится к Господу!
18.09.2015
В журнале
«Православие и современность» № 33 (49) Саратовской митрополии вышла статья о священномученике
Фаддее (Успенском). В годы лихолетья Кузнецк для некоторых священнослужителей
был местом тюремного заключения. Одним из известных святителей Русской
Православной Церкви, который находился в Кузнецке под стражей, был архиепископ
Фаддей.
Мы предоставляем
аудитории нашего журнала уникальную возможность прочитать впервые
опубликованные письма священномученика архиепископа Тверского и Кашинского
Фаддея (Успенского), которые были направлены в Саратов из Твери в конце 20-х —
середине 30‑х годов и адресованы прихожанке Духосошественского храма.
Подлинники этих писем сейчас хранятся в Саратовском епархиальном архиве, а
копия одного из них экспонируется в Музее истории Саратовской митрополии.
О владыке Фаддее
Святейший патриарх Тихон называл священномученика Фаддея (Успенского)
«светочем Церкви», «чудом нашего времени». Он говорил: «Знаете ли вы, что
владыка Фаддей — святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие
светильники Церкви — явление необычайное». По свидетельству знавших владыку, в
его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским
святым.
Священномученик
Фаддей, в миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в семье
священника Нижегородской епархии. Выпускник местных духовных училища и семинарии,
он окончил в 1896 году Московскую Духовную Академию. 15 августа 1897 года был
пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. Преподавал в
различных учебных заведениях. В 1901 году защитил диссертацию на тему «Единство
книги пророка Исаии», в которой отмечал богословское единство всей книги
святого пророка, прослеживал целостность ее стиля и системы образов. За эту
работу ему была присвоена степень магистра богословия. В 1908 году он был
хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, второго викария Волынской
епархии. Арестован в ноябре 1921 года Волынской ГубЧК и выслан из Украины. В
1922 году состоялось назначение епископа Фаддея на Астраханскую кафедру с
возведением его в сан архиепископа. Вскоре он был вторично арестован и отбывал
ссылку в Зырянской автономной области.
Архиепископом
Иосифом (Петровых; †1937) имя архиепископа Астраханского Фаддея (Успенского)
было названо вторым в распоряжении, которым он назначал себе заместителей по
управлению Церковью, когда 8 декабря 1926 года после ареста митрополита Сергия
(Страгородского; †1944) сам вступил в должность заместителя Патриаршего
Местоблюстителя. Архиепископ Иосиф вскоре уже сам был выслан из Москвы в
Моденский Никольский монастырь. Первый из названных в этом распоряжении архиепископ
Корнилий (Соболев; †1933) был в ссылке и не мог выполнить возложенное на него
поручение. Поэтому в середине декабря 1926 года архиепископ Фаддей выехал
поездом из Астрахани в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на
него обязанностей по управлению Русской Церковью.
Именно тогда и
состоялось знакомство владыки Фаддея с нашим городом. Он не доехал до столицы:
по распоряжению начальника VI отделения секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова,
возглавлявшего антицерковную работу и стремившегося любыми способами ослабить
Церковь, в Саратове его сняли с поезда, задержали и отправили в уездный город
Кузнецк Саратовской губернии (ныне Пензенская область), покидать который ему
было запрещено. А заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал тогда
священномученик архиепископ Угличский Серафим (Самойлович; †1937), который
через некоторое время был арестован и расстрелян в лагере.
Митрополит Сергий,
освобожденный в марте 1927 года из тюрьмы, 27 июня 1927 года назначил владыку
Фаддея архиепископом Пятигорским. Но с этим титулом он по-прежнему пребывал в
Кузнецке и отбыть по назначению не мог. В связи с этим 27 октября 1927 года он
был назначен на Саратовскую кафедру с титулом архиепископа Саратовского и
Петровского.
Вот фрагмент его
письма конца 1927 года из Кузнецка духовным чадам в Астрахань, опубликованного
игуменом Иосифом (Марьяном): «Писать сейчас много не могу вследствие
неопределенности положения, связанных с переменой положения дел. Богу ведомо,
суждено ли мне несколько приблизиться к Астрахани, соответственно назначению в
С[аратов. — В. Т.]. Пока нужно выждать, что Бог даст. В Пятигорске оставлен
прежний арх[иепископ] Димитрий [священномученик Димитрий (Добросердов; †1937).
— В. Т.]. Назывался я по имени этого города, а видеть его не было суждено.
Как-то теперь? Пока желаю Вам от всей души хранить любовь к молитве, св.
Церкви, более и глубже внедрять в свои души слова Христовы со всем изобилием
скрытой в них радости и жизни. Да хранит Христос от колебаний! Да даст легче
избавляться от трудностей жизни!».
Но из Кузнецка в
Саратов владыке Фаддею разрешили вернуться, по всей видимости, лишь в декабре
1927 года. Это подтверждает то, что среди недавно опубликованных проповедей
владыки, произнесенных в Саратове, есть датированные: 28 ноября (11 декабря)
1927 года — на тему «Как нужно не для себя, а “в Бога богатеть”», произнесена
во Владимирской (Маминской) церкви Саратова; 13 (26) февраля 1928 года — на
тему «Плач Адама о потерянном рае», произнесена там же, и в тот же день
произнесенная на вечерне в Митрофаниевской церкви Саратова на тему «Внутренняя
связь поста с прощением обид».
То, что владыка
Фаддей вернулся из Кузнецка в Саратов в конце 1927 года, подтверждают
сохраненные среди книг Свято-Троицкого кафедрального собора две партитуры
«Многолетствования». В одной из них рукописно записаны ноты и впечатано
многолетие архиепископу Фаддею. Партитура состоит из четырех страниц. Дословный
фрагмент ее текста: «Господи, сохрани Святейшия Православныя Патриархи.
Господи, сохрани Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Петра, Митрополита
Крутицкаго [1]. Господи, сохрани Господина нашего
Высокопреосвященнейшаго Фаддея, Архиепископа Саратовскаго, и Господина
Преосвященнейшаго Петра, Епископа Сердобскаго». Вторая партитура помещена в
сборник № 32 «Русские партитуры разных церковных песнопений литургии и
всенощной и друг[их]». В отличие от первой она полностью рукописная и в ней
отсутствует упоминание имени епископа Петра, но имеется фраза «…и Господина
Преосвященнейшаго Андрея, Епископа Балашевскаго» [2].
Сейчас эти партитуры — в фондах музея Свято-Троицкого кафедрального собора [3]. Вероятно,
это многолетие звучало на отпусте утрени или Литургии при соборном служении
архиереев.
Сборник № 32 почти весь написан
рукой Федора Умникова, чему свидетельством несколько его собственноручных
подписей. Важно отметить, что эти записи находятся в сборнике далее
«Многолетствования», ближе к концу его, и являются более поздними по дате
записи: «Декабря 5-го дня 1927 года. Ф. Т. Умников», «2 января 1928 г. Ф. Умников»,
«Списано у регента М. И. Яковлева. 22 января 28 г. Ф. У.». По воспоминаниям
старейшей прихожанки Свято-Троицкого кафедрального собора Валентины Степановны
Григорьевой, «дядя Федя» Умников был редким басом-октавистом. Она хорошо помнит
и Михаила Ивановича Яковлева — он, по ее словам, был регентом в Троицком соборе
и после его открытия в 1942 году. При этом, однако, надо отметить, что
интересующая нас запись в этой партитуре была сделана другим почерком, Умников
надписал только сам номер записи — № 18.
В мемориальной записке
активного церковного деятеля Саратовской епархии юриста Александра
Александровича Соловьева о тайных архиерейских хиротониях в 1923 году и борьбе
с «живоцерковниками» в Саратовской епархии в 1917–1930 годах приводится отзыв
епископа Петра (Соколова; †1937) об архиепископе Фаддее: «…владыку Фаддея
[Успенского] он очень хвалил, говорил, что это добрый человек, с чудным
характером, что, когда он был викарием, тот заботился о нем. Надо сказать, что
владыка Фаддей [Успенский], пробыв в Саратове всего около полугода, успел
снискать к себе такую же всеобщую любовь, как и будучи в Астрахани».
Известны отдельные
фотопортреты трех архиереев, связанных с Саратовской епархией: епископа Андрея
(Комарова), архиепископа Фаддея (Успенского) и епископа Петра (Соколова). Их
объединяет еще и одно место и дата съемки: г. Кузнецк, 1927 год. Можно
отметить, что сделаны они в одном стиле, позади всех трех фигур имеется схожий
лиственный фон. В результате их сопоставления удалось выяснить, что в
действительности эти фотографии являются тремя частями одного снимка,
запечатлевшего двух викариев и будущего правящего архиерея Саратовской епархии.
На этот факт, в частности, указывают края облачений, которыми соприкасаются
архиереи в нижних углах кадров.
В Саратове владыка
Фаддей часто служил, много проповедовал [4]. Известен состав временного
Саратовского епархиального управления 1928 года [5]. Несмотря на большой риск, владыка
Фаддей совершал тайные монашеские постриги. Незадолго до его приезда, летом
1927 года, был окончательно закрыт Крестовоздвиженский женский монастырь, а
руководство монастыря во главе с игуменией Антонией (Заборской; †1942) было
арестовано, причем одним из обвинений было тайное совершение постригов
монахинь. Очевидно, владыка Фаддей не оставлял взыскующих иночества без
возможности достичь чина ангельского.
В конце 90‑х годов
прошлого века архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев; †2003)
направил в Комиссию Священного Синода по канонизации святых свидетельства двух
старых прихожанок, помнивших владыку Фаддея на Саратовской кафедре.
Так, В. А. Артемьева
вспоминает о богослужениях, которые совершал архиепископ Фаддей: «Службы
совершал долго, литургию с 10 до 3 часов дня. Служил много, все воскресные
праздничные всенощные и литургии, акафисты, праздники святых. Был отличный
проповедник, каждую службу говорил проповеди, так что дети стояли и не
уставали. Его при жизни считали святым». О диспутах с атеистами
в Саратове, в которых владыка Фаддей явил себя подлинным исповедником
Христовым, пишет А. М. Тренина:
«В доме
Красной Армии в 6 часов вечера собралось много народа разных возрастов.
Докладчик-атеист пришел раньше всех, ожидая архиерея Саратовской епархии.
Открывается дверь, входит <…> человек в священной одежде, прогремели
аплодисменты. На кафедру входит ярый коммунист и несет всякую чепуху о жизни
Христа… После него выступает с речью владыка — это и был Фаддей, который стоял
во главе всех церквей Саратовской области. В своей речи с Крестом и Евангелием
в руках он разъяснял присутствующим, Кто же такой Христос. В зале была глубокая
тишина. Из Евангелия было много прочитано о сущности Христа, о Его истине.
Много задавалось вопросов, и отец Фаддей отвечал на них и устно, и обращаясь к
Евангелию и Кресту. Когда истекло время, и закончилась беседа, докладчик-атеист
был посрамлен <…>».
Место диспута
обозначено А. М. Трениной как «Дом Красной Армии». Он располагался в здании на
углу Александровской и Малой Кострижной (ныне ул. Горького, 21) до 1932 года, а
затем переехал в бывшее здание Коммерческого собрания — «Народный дворец» (г.
Саратов, ул. Соборная, 18) и впоследствии стал Гарнизонным домом офицеров.
Последнее здание более известно в городе, и, возможно, все же указанная беседа
1928 года проходила именно там.
Об участии владыки в
подобных встречах в Астрахани пишет игумен Иосиф (Марьян): «В
1924–25 годах в Астрахани происходили публичные диспуты на тему: “Есть ли
Бог?”. В качестве оппонентов приглашались архиепископ Фаддей и обновленческий
епископ Анатолий (Соколов). Читал однажды лекцию ректор [Института красной
профессуры. — В. Т.] М. Н. Покровский. Диспут происходил в кинотеатре “Модерн”.
Апологетическая речь владыки Фаддея вызвала шумные аплодисменты. Второй диспут,
происходивший в театре “Аркадия”, был для владыки огорчителен. Доклад
[заместителя декана педагогического факультета. — В. Т.] Саратовского университета [Виктора Геннадьевича. — В. Т.]
Ильинского (1892–1970) был содержательным. Владыка записывал некоторые места из
доклада, собираясь выступить, но вслед за Ильинским выступил с докладом
“присяжный лектор” астраханских атеистов Образцов, допустивший в речи
хулиганское объяснение всемирного потопа. Владыка Фаддей встал и немедленно
вышел из ложи, за ним последовало и бывшее здесь духовенство. В президиум
диспута была передана и оглашена записка владыки, что он не намерен участвовать
в собрании, лишенном научного интереса и превращенном в арену антирелигиозных
анекдотов».
15 июня 1928 года
священномученик Фаддей был назначен архиепископом Тверским (позднее —
Калининским) и Кашинским, однако, по свидетельству жизнеописания, до ноября
1928 года он еще жил в Саратове. В Саратов же был переведен (причем с той же
кафедры) постоянный член Временного Патриаршего Священного Синода при митрополите
Сергии (Страгородском) митрополит Серафим (Александров; †1937). Жил он в
Саратове по адресу: ул. Кооперативная, дом № 108, квартира № 3. Этот деревянный
жилой дом сохранился, правда, сейчас в нем четыре квартиры, он находится
недалеко от Покровской церкви. Владыка Серафим занимал нашу кафедру более пяти
лет, затем был переведен в Казань, где был арестован, и расстрелян в Кустанае.
Жил ли в доме по указанному адресу его предшественник архиепископ Фаддей —
неизвестно.
В подробном житии,
составленном иеромонахом, ныне игуменом Дамаскином (Орловским), отмечены
многочисленные свидетельства того, что владыка Фаддей всех приходящих к нему
принимал с любовью, а также обладал дарами прозорливости и исцелений. 29
сентября 1936 года власти лишили его регистрации, и он продолжал служить в
единоверческой Успенской церкви на Волынском кладбище в заволжской части города
Твери. Только здесь по воскресным и праздничным дням он еще имел возможность
совершать богослужения, так как остальные храмы города были уже закрыты или
отняты у епархии «живоцерковниками»…
20 декабря 1937 года он был
арестован, 30 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священномученика к
расстрелу. Он был казнен на следующий день; сохранилось свидетельство, что
вместо расстрела палачи убили святого, утопив его в яме с нечистотами.
Благодаря мужеству тюремного врача и отзывчивости конвойных тюрьмы НКВД стало
возможным не только отметить место захоронения мученика, но и со временем
перезахоронить его уже в отдельном гробу. Стараниями иеромонаха Дамаскина
(Орловского) и Ю. Е. Топорковой на заброшенном кладбище в Твери было обнаружено
точное место могилы, и 26 октября 1993 года были обретены останки владыки
Фаддея, находящиеся ныне в Вознесенском кафедральном соборе Твери.
На Освященном
Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 18–23
февраля 1997 года, архиепископ Фаддей был прославлен в лике священномучеников к
общецерковному почитанию. Память ему определено совершать в день его
мученической кончины 18 (31) декабря, в день обретения его святых мощей 13 (26)
октября в Соборе Тверских святых и в Соборе святых новомучеников и исповедников
Церкви Русской.
Письма в Саратов
Письма хранятся в
Саратовском епархиальном архиве (СЕА, опись книг, ед. хр. 23. Л. 1–8). Они представляют
собой листки небольшого формата (один лист типографски разлинован), сложенные
пополам таким образом, чтобы содержащийся текст был закрыт. Письма написаны по
правилам дореформенной орфографии, в этой публикации текст их приведен к
современным нормам. Последовательность и условная датировка писем предложены
автором публикации, письма сопровождены авторскими комментариями, в начале
каждого текста помещены номера листов архивного дела.
4–4
об. «Вале Кузнецовой.
7 июня 1929 г.
+
Милая Валя! Спаси, Господи, за поздравление,
молитвы, добрую память, приношение, пасхальное яйцо; за пасхальное яйцо
благодарю и Марусю Кулявцеву, также за поздравление, прошу передать ей привет.
— Моя долгая болезнь не давала мне больше полгода писать письма. Теперь
понемногу занимаюсь, хотя еще не совсем окреп силами. Живу пока в селе, чтобы
поправиться более. По временам езжу в город служить. — Часто вспоминаю Саратов
и его молитвенные собрания, более усердных к ним. Дай Бог не ослабевать, а
расти в вере, в которой одной залог вечной радости.
Искр[енний] благожел[атель] б[ывший]
Саратовский.
P. S.
Кажется, милая Валя, в числе карточек, присланных на подпись, была и твоя, но
она пропала, и я никак не мог найти. Если будешь заказывать новую, то шлю для
нее свою подпись (прилагаемую)».
Вероятно, дата в
письме дана по юлианскому летоисчислению (по старому стилю), то есть 7 июня —
четверг 20 июня по стилю новому. В письме владыка Фаддей благодарит за
пасхальные поздравления, Пасха в 1929 году пришлась на 22 апреля / 5 мая.
Постскриптум, целиком находящийся на обороте листка, судя по всему, дописан к
письму позднее, неделю спустя, и соответствует дате следующего листка, то есть
14/27 июня этого года.
Согласно житию
священномученика Фаддея неподалеку от Твери, в селе Пречистый Бор, архиепископ
Фаддей снимал дачу и ездил туда, когда хотел поработать. В 1929 году село
Пречистый Бор было переименовано в Красный Бор, а после войны числится уже
деревней. «Многие думают, что я уезжаю на дачу отдыхать, — говорил он, — а я
уезжаю работать и ложусь здесь в три часа ночи. Нужно бы секретаря, но
секретаря у меня нет, я все делаю сам». Люди запросто подходили к нему за
советом, приходили домой, и приезжали на дачу — он с любовью принимал всех
нуждающихся в его слове.
«+Христос
Бог и Богоматерь да хранят на всех путях жизни рабу Свою Валентину и да сделают
их радостными!
1929 г.
Июня 14–27 д.
Нд. А. Ф.»
О том, что это и
есть обещанная владыкой Фаддеем «подпись к карточке», датируемая четвергом
14/27 июня 1929 года, которая бережно была сохранена Валентиной Кузнецовой и
дошла до нашего времени, свидетельствуют, во-первых, лаконичность записки,
во-вторых, идентичный предыдущему письму оттенок чернил, которыми сделана
запись. «Нд.» предположительно означает «недостойный». «А. Ф.» — Архиепископ
Фаддей.
«+Милая
Валя! Спаси, Господи, за письмо поздравительное с днем Ангела и то, в котором
сообщала ты, что письмо мое получила в праздник Рождества Предтечи Господня. —
Пишешь, что пришлось пережить много тяжелых обстоятельств, — дай Бог, чтобы
печали миновались; облегчились, чтобы радость о Господе не оскудевала в твоей
душе! — Я летом ездил в деревню, чтобы подышать, ради поддержания здоровья,
лесным воздухом. Но было очень много служб летом, и постоянно приходилось
ездить в город, так что в деревне прожил немного. А сейчас погода уже осенняя:
листья пожелтели, пооблетели, только ели и сосны зеленеют, некоторые грибы еще
попадаются. — Людей в церкви летом было иногда порядочно, а теперь становится
меньше, с наступлением холодов, вероятно, и совсем мало будет, разве в большие
праздники. — Пока прощай, милая Валя, пиши; в молитвах всегда вспоминаю. Да
хранит Господь!
Искр[енний] благожелатель в Господе
Нд. А. Ф.»
Днем святого Ангела
владыки Фаддея было 21 августа / 3 сентября, память святителя Фаддея, епископа
Едесского, Бейрутского, Апостола от 70‑ти. В письме упоминается летнее
проживание владыки в селе, продолжается тема его здоровья, что позволяет
предположить, что письмо это — ответ на два письма В. Кузнецовой, последовавшие
после получения предыдущего письма с благословением. Празднование Рождества
честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, когда она
получила письмо архиепископа Фаддея, — 24 июня / 7 июля. Условно можно
предположить время написания письма — осень 1929 года.
«+Милая
Валя! Письмо и посылку получил, спаси, Господи. Господь да поможет тебе
сохранить неизменно любовь к Нему и святой Его церкви. Без Господа жить нельзя,
как без дыхания; молитва в душе должна быть постоянным ее дыханием. — У нас на
Крещение и на воду не ходили, и даже с крестом не ходили. Только в церкви
святили воду. Пока служим, а как далее, Богу ведомо. Слава Богу, пока молимся в
церквах оставшихся. — Прощай, спешу. Господь да хранит тебя и радует!
Искр[енний] благож[елатель] б[ывший]
Сар[атовский]».
Судя по подписи,
учитывая, что владыка Фаддей титулует себя «бывшим Саратовским», это письмо
было написано не так давно от расставания с нашей кафедрой. Условная датировка
— январь 1930 года.
2–2
об.«Валентине Кузнецовой?
+
Милая Валя! Спаси,
Господи, за поздравление с днем Ангела, благожелания, добрую память, просфору,
гвоздичку высушенную — Слава Богу, что службы так поднимали твой дух. Дай Бог,
чтобы воодушевление это не ослабевало никогда, а росло всё более! Жалею, что
мало пришлось вместе помолиться, но ничто не бывает без воли Божией! Христос да
утешает, радует, наставляет!..»
Листок с
продолжением текста и подписью этого письма утрачен. Имя и фамилия на обороте
написаны не почерком владыки Фаддея. То, что возле фамилии стоит вопросительный
знак, указывает, по-видимому, на то, что передававший от владыки Фаддея В.
Кузнецовой человек не был уверен, что письмо именно ей. Слова «просфору,
гвоздичку высушенную» надписаны сверху основного текста. В письме упоминаются
краткое личное общение и совместная молитва, известно, что несколько
саратовских христиан, в том числе и В. Кузнецова, ездили в Тверь к владыке
Фаддею. Условная датировка — осень 1930 года.
«+Милая
Валя! Вероятно, сегодня, 10 февраля ст. ст., день твоего Ангела; если так, то
поздравляю, равно с наступающим Великим постом. Дай Бог тебе среди печалей
житейских радоваться и утешаться о Господе! Спаси, Господи, за поздравление с
праздником Рождества Христова; ответить до сих пор не успел, потому что не
успеют окончиться одни дела, уже наступают другие. — Как больные, о которых
писала? Уладились ли беспокойства с квартирой? Жаль, что и в церкви не часто
приходится бывать, но тем более пусть сердце стремится к Господу! — В моей
жизни особых бед по милости Божией не произошло. Здоровье кое-как держится.
Голодать не приходилось. Конечно, беспокойств немало. Некоторые церкви
закрываются. Многолюдство бывает редко. На акафистах только человек по 100. —
Прощай. Да хранит Господь!
Искр[енний] благожел[атель] в
Господе Нд. А. Ф.»
Число и месяц этого
письма известны — это 10/23 февраля. О годе же написания можно лишь допустить
предположение. Известно, что из всех лет, что владыка Фаддей занимал Тверскую
кафедру, начало Великого поста совпадало с вероятным днем святого Ангела
Валентины Кузнецовой только в 1931 году. 10/23 февраля — празднование памяти
мученицы Валентины Кесарийской (†308 год), другой возможный день св. Ангела В.
Кузнецовой — 16/29 июля.
«+Милая
Валя! Ты поздравляла меня с праздником Св. Пасхи, а я отвечаю только теперь,
потому что собралось очень много дел, и я целый месяц не мог написать ни одного
письма. — Пасха прошла, слава Богу, благополучно; людей было много, более и
прежних лет; крестного хода не было, только по алтарям ходили. Пение у нас,
слава Богу, наладилось пока; поют и полно, и не по-театральному. Прислуживающих
иногда недостает, но кое-как обходимся. Все-таки службы бывают иногда хорошие,
одушевленные. Усердствуют к церкви и некоторые девочки, охотятся подавать жезл,
класть орлецы, когда некому это сделать. Как бы хорошо было, если бы эта любовь
к церкви вложилась в душу на всю жизнь, чтобы никакие обстоятельства жизни не
отнимали любви ко Христу! — Но прощай, милая Валя; еще напиши. Да хранит Бог!
Искр[енний] благожел[атель] б[ывший]
Сарат[овский].
P. S. В. В. благодарит за
поздравление, кланяется. Сообщи, получено ли это письмо, поскорее. — Прошу
передать прилагаемое письмо Вале Гусевой, которой мамаша председательница
церковного совета в Старо-Казанской церкви (адрес: Армянская ул., д. № 28, кв.
13)».
Упомянутая владыкой
В. В. — святая мученица Вера Васильевна Трукс (1886–1942), благословленная
Святейшим Патриархом Тихоном келейница владыки Фаддея. Ее арестовали 23 декабря
1937 года — через 2 дня после ареста священномученика Фаддея. 14 сентября 1938
года Особое совещание при УНКВД приговорило мученицу к пяти годам ИТЛ. Срок
отбывала в сибирских лагерях, скончалась за несколько месяцев до окончания
срока. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором 2000 года (память — 18
декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской).
Старо-Казанская
церковь г. Саратова была закрыта в 1934 году, и здание ее было снесено, кроме
дома причта с часовней. В этом письме автор также подкрепляет просьбу передать
прилагаемое послание упоминанием своего бывшего титула.
Судя по тому, что
речь в письме идет о том, что пение наладилось, и это письмо — ответ на
поздравление с Пасхой, посещение празднования которой владыка сравнивает с
другими годами, условная датировка письма — лето 1931 года.
7–7
об.«Вале Кузнецовой.
Большая Горная 43, кв. 4
+
Милая Валя! Спаси, Господи, за
рождественское поздравление и добрую память. Поздравляю с наступающим
праздником Сретения Господня; дай Бог больше радоваться духовною радостью,
прославляя Христа, Спасителя нашего. — Очень жалею, что твои письма пропали. Я
тебе тоже писал, но не знаю, получила ли. Сообщи свой адрес; может быть, я не
так писал адрес; когда получишь это письмо (посылаю через Валю Гусеву), сообщи,
получила ли. — Я в декабре поболел гриппом, потом опять начал служить с
середины декабря. Праздники прошли довольно благополучно, и людей было немало в
церкви, в обычные же воскресенья ходит маловато. Мало ходит и на акафисты по
средам, хотя их поют люди на два кли лика. Усердствуют и девочки. — Пока
прощай. Да хранит Господь!
Искр[енний] благожел[атель] Нд. А.
Ф.
P. S. В. В. кланяется, благодарит за
привет. — Если 10 февраля день твоего Ангела, то поздравляю».
На лицевой части
письма надпись адреса сделана другим почерком, возможно, Валей Гусевой.
По-видимому, письмо написано архиепископом Фаддеем незадолго до празднования
Сретения Господня (2/15 февраля). Зачеркнутое «кли» — вероятно, владыка Фаддей
первоначально начал писать слово «клироса» и тут же поправился. Условная
датировка письма — начало 1932 года.
Судьба писем
Вспоминает митрофорный протоиерей
Василий Стрелков, настоятель Сретенского храма в Елшанке (Саратов):
— Валентина
Кузнецова была постоянной, с детства, прихожанкой Духосошественского храма.
Хорошо помню, что в соборе у нее было место, где она всегда молилась, — если
смотреть от притвора — справа, возле амвона, у иконы Божией Матери. Маленького
росточка, по нраву — очень тихая. Она и не выделялась ничем, вот разве что — не
помню случая, чтобы она ввязалась в досужие разговоры, споры, какие бывают
иногда… Кроткая была.
Будучи молодой
девушкой, она познакомилась с владыкой Фаддеем, по-видимому, когда он занял
Саратовскую кафедру в 1927 году. Она мне рассказывала, что ему сначала нельзя
было служить в Саратове, а когда он сюда приехал, в городе как такового
отдельного дома или кельи у него не было. Кто-то из саратовцев‑прихожан
ему выделил комнату в своей квартире, там он и жил. Отличительной чертой его
была очень строгая иноческая скромность, из облачения у него были один-два
подрясника да единственный клобук…
А потом, когда его
перевели в Тверь, Валентина и еще одна прихожанка нашего Духосошественского
храма, Елена Владимировна Приломова (она при мне пела в правом хоре собора в
альтах), ездили к нему в Тверь. Возили гостинцы: тогда с продуктами было
тяжело. Письма владыки Фаддея к ней в основном передавались с нарочными, через
доверенных людей, с оказией.
Почему эти письма
были отданы мне? Я служил в Духосошественском соборе с 1976 по 1990 год, и
Валентина Кузнецова знала меня хорошо. В конце 90‑х годов, незадолго до
своей кончины, Валентина подошла ко мне и передала эти листочки. Ее старого
дома, куда приносили послания владыки Фаддея, тогда уже не было. На этом месте
— 9‑я горбольница. Где она жила после ее постройки в конце 70‑х
годов, точно сказать не могу, но где-то тоже недалеко.
Я показал письма
тогда же архиепископу Александру (Тимофееву; †2003), и он отобрал несколько
писем для пересылки в Москву. Копий, к сожалению, этих писем не осталось. Точно
сказать не могу, но, возможно, в замужестве Валентина Кузнецова имела фамилию
Артемьева, и можно предположить, что ей принадлежат опубликованные выше
воспоминания о службе владыки Фаддея в Саратове. Позже я передал оставшиеся
письма новоназначенному на Саратовскую кафедру епископу, ныне Митрополиту
Лонгину, с тех пор они хранились в архиве Саратовской епархии.
В этих коротких, но
очень емких по своему содержанию письмах, которые долгие годы хранила раба
Божия Валентина, запечатлено то страшное для Церкви, для всего нашего народа
время. И, несмотря на все его тяготы и противодействия, владыка Фаддей назидал
словом и укреплял своим архипастырским подвигом твердого стояния в вере
Христовой. В строках этих писем наглядно видны искренняя любовь, доброта и
забота — те чувства, которые владыка Фаддей проявлял по отношению, как к своему
адресату, так и ко всей своей саратовской пастве.
Источники
Государственный
архив Саратовской области. Ф. Р‑521. Оп. 4. Д. 207. Л. 1–4, 25.
Дамаскин
(Орловский), иеромон.
Житие священномученика Фаддея, Архиепископа Тверского. Тверь, 1997.
Житие священномученика Фаддея, архиепископа Калининского и
Кашинского.
Иосиф (Марьян),
иг. Священномученик Фаддей (Успенский). Сайт
Успенского кафедрального собора г. Астрахани.
История иерархии
Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским
кафедрам с 862 г.
М.: ПСТГУ, 2006. С. 404–405.
Мазырин
Александр, свящ. Сто дней Русской Православной Церкви под управлением
Ярославского викария: К 80‑летию со времени пребывания в должности Заместителя
Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима
(Самойловича)
Саратовская епархия
в 1917–1930 гг. Мемориальная записка А. А. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Сер. II:
История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 109.
Ковалева И. И.,
Хайлова О. И. Проповеди священномученика Фаддея,
архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской
Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 47–64; Вестник ПСТГУ. Сер. II:
История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 97–133.
Сайт «Фотографии старого Саратова».
[1] Священномученик Петр (Полянский; †1937) с 1925 года до ложного
сообщения о его смерти в 1936 году был Местоблюстителем Патриаршего Престола.
Несмотря на длительное заключение в одиночной камере, митрополит Петр отказался
снять с себя должность Местоблюстителя и не пожелал стать осведомителем НКВД
даже в обмен на жизнь и свободу.
[2] Владыка Петр (Соколов; †1937), носивший титул епископа Сердобского, с 3
октября 1928 года стал епископом Камышинским, викарием Саратовской епархии, а
владыка Андрей (Комаров; †1955) был с 13 января 1924 года до 30 июня 1927 года
епископом Балашовским, затем епископом Ново-Торжским, викарием Тверской епархии,
а со 2 января 1928 года стал епископом Петровским, викарием Саратовской
епархии, с 3 октября того же года — Вольским. Интересно при этом, что в
партитуре № 32 титул епископа Андрея сохраняется «Балашовский».
[3] Музыку для этого «Многолетствования» в свое время написал ярославский
священник, педагог и композитор отец Василий Зиновьев (1874–1925). Он был
регентом архиерейского хора при будущем Патриархе Московском и всея Руси
Тихоне, когда он занимал Ярославскую кафедру, а также автором книги «Воскресное
всенощное бдение по напеву ярославского архиерейского хора», которая была
рекомендована как руководство всем епархиальным хорам. В настоящее время это
произведение почти не исполняется, в обиходе обычно звучит многолетие авторства
А. Д. Кастальского.
[4] Поскольку в упомянутой публикации проповедей было указано и место их
произнесения, известно, что служил владыка Фаддей в следующих саратовских
храмах: Спасо-Преображенской (ставшей крестовой) единоверческой церкви (19
февраля / 3 марта), Митрофаниевской церкви (31 марта / 13 апреля),
Богородице-Владимирской (Маминской) церкви (1/14 апреля), Митрофаниевской
церкви (11/24 мая), Спасо-Преображенской церкви (14/27 мая), в Свято-Троицком
(старом) соборе (21 мая / 3 июня), в Петропавловской церкви (на месте Волжского
сталелитейного завода) (4/17 июня), Покровской единоверческой церкви (18 июня /
1 июля). До наших дней из известных мест, где возносил свои молитвы
священномученик Фаддей, сохранился только Свято-Троицкий кафедральный собор,
остальные храмы были в советские годы уничтожены. Эти проповеди были сохранены
уже упомянутым здесь юристом А. А. Соловьевым и изъяты у него при аресте.
Подлинники их ныне хранятся в архивно-следственном деле УФСБ РФ по Саратовской
области (Д. ОФ‑26194. Т. 4.
Л. 107–189 об.).
[5] В состав временного Саратовского епархиального управления в 1928 году
входили: протоиерей Александр Лебедев — настоятель Спасо-Преображенской церкви,
протоиерей Михаил Протасов — настоятель Крестовоздвиженской церкви, протоиерей
Николай Рахинский — настоятель Князе-Владимирской церкви, протоиерей Александр
Тихов — настоятель Богородице-Владимирской церкви, священник Виктор Руднянский
— настоятель Христорождественской церкви, секретарем был Николай Васильевич Златорунский
— бывший инспектор Саратовской семинарии, и. о. псаломщика
Вознесенско-Сенновской (Митрофаниевской) церкви.
Автор благодарит
протоиерея Михаила Воробьева, иерея Максима Плякина, А. Г. Занорина, М. А. Леонова,
И. В. Воронихину, А. Г. Хачаянц, Н. Н. Лобанову за помощь в сборе информации.
Журнал
«Православие и современность» № 33 (49)
Подготовил Валерий
Теплов
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/09/18/pust-serdce-stremitsya-k-gospodu/#more-26131
Как
православие относится к йоге?
18.09.2015
На вопросы читателей
отвечает настоятель Воскресенской церкви, часовни Георгия Победоносца и
строящегося храма Рождества Христова протоиерей Александр Овцынов.
Протоиерей Александр
Овцынов, настоятель Воскресенского храма города Заречного
http://zarpressa.ru/news/narodnyy-korrespondent/zache..
Свои
вопросы батюшке вы можете задать по телефону редакции 60-01-43.
– Где в Св. Писании говорится об
излечении от святых мощей?
– Об исцелении от святых мощей известно
еще из Ветхого Завета: «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев
это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении
своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13,21).
Почитание святых мощей было подтверждено 94-м правилом Карфагенского Собора.
– Можно ли вышивать в воскресенье?
– Воскресные и праздничные дни
начинайте с посещения храма и молитвы. После можно уделить время рукоделию.
– Надо ли верить снам?
–Сны для Вас будут значить столько,
сколько значимости Вы им придадите. Церковь призывает снов не толковать.
– Можно ли носить вещи умершего
родственника?
– Можно. Не сомневайтесь и не верьте
суевериям.
– Почему у меня трещат свечи?
– Это связано с технологией
производства свечей. Никакой мистики в этом нет.
– Что делать, если ты стал жертвой
колдовства?
– Обращаться к Богу, Он всем
помогает. Живите по Его заповедям, регулярно посещайте храм для исповеди и
причастия, молитесь, поститесь, и Господь сохранит Вас от всякого зла.
– Как Православие относится к йоге?
– Любой вид йоги является восточной
религиозно-медитативной практикой. Нельзя христианину использовать
нехристианские духовные практики. Тело есть продолжение души. Если есть желание
укреплять тело, то кроме здорового христианского образа жизни занимайтесь теми
видами спорта, которые не имеют столь сомнительных корней.
Фото – thehappylife.ru
Admin
http://www.zarpressa.ru/news/narodnyy-korrespondent/kak-pravoslavie-otnositsya-k-yoge-/