«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Вышел
в свет очередной выпуск радиопрограммы «Мир Православия»
13.08.2018
Приближается
начало учебного года, а это значит, что информационно-просветительская
программа Пензенской митрополии «Мир Православия» продолжает рассказывать
слушателям о том, как подготовиться к этой дате.
В новом выпуске радиопередачи автор и ведущий
Евгений Белохвостиков беседует с Юрием Каленовым,
директором православной гимназии имени святителя Иннокентия Пензенского.
Традиционно
в выпуске – рубрика «Седмица» с обзором новостей Пензенской митрополии.
Напомним, что программа «Мир
Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 70.67
УКВ) по субботам в 12.10.
http://пензенская-епархия.рф/2018/08/13/вышел-в-свет-очередной-выпуск-радиоп-107/
Вышел
в свет новый номер газеты «Пензенский православный собеседник»
14.08.2018
В августовском номере газеты «Пензенский православный
собеседник» рассказывается о визите в Пензу управляющего делами Московской
Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.
Одним из пунктов его рабочего визита стало посещение стройплощадки Спасского
кафедрального собора. Владыка Варсонофий осмотрел
прилегающую к храму территорию, помещения основного здания, дал, в целом,
положительную оценку качеству строительства.
В рубрике
«Память» вниманию читателей представлена статья Юлии Комлевой «Короткая
пронзительная жизнь цесаревича», приуроченная к 100-летию убийства Царской
семьи.
Также из
номера вы узнаете о том, что такое выездное богослужение и легко ли быть
волонтером.
Кроме того,
газета содержит указы и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима,
митрополита Пензенского и Нижнеломовского, расписание паломнических поездок,
детскую страничку «Божья коровка» и многое другое.
http://пензенская-епархия.рф/2018/08/14/вышел-в-свет-новый-номер-газеты-пензе-17/
Пензенская-Казанская икона Божией
Матери
16.08.2018
Пензенская-Казанская икона — одна из главных святынь
Сурского края. Считается, что ею благословил первопоселенцев крепости над рекой
Пензой царь Алексей Михайлович в 1663
г. Возможно, выбор образа был обусловлен тем, что эти
земли входили в административное подчинение приказа Казанского дворца.
Основоположник
пензенского краеведения протоиерей Яков Бурлуцкий,
исследователь истории чтимых икон Пензенской губернии, приводит такое предание:
«Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы
отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в
Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана,
Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой,
толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению
предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая
пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь».
Бурлуцкий,
ссылаясь на рукопись из библиотеки Спасского собора, приводит три рассказа о
чудесах, связанных с Казанской иконой.
Первое из
этих событий знакомо каждому православному пензенцу:
это спасение крепости во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 г. Тогда ногайские
татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян,
но взять город не смогли.
«Жители
города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь
и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля
с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства, — пишет
Яков Бурлуцкий. — Но ожидаемая помощь не приходила; а
защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.
Тогда
пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею
массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город
весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление;
но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители
собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее
чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением
на небе утренней зари молящихся известили, что варвары
уже начали генеральный приступ к городу.
Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со
крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось
молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое
воплем многим младенцев, юных и старых.
И вдруг лик
Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы.
Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св.
Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево
Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою
и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери
просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся
забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут
от Пензы, оправдала эту надежду.
Побораемые невидимою силою, они устремились от
города в беспорядке, с великою поспешностию забирая
пленных и повозки.
Вышедшие после из плена рассказывали признание самих
варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на
город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву,
выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев,
одного плешивого, а другого брадатого (граждане
заключили, что то были угодники Божии – Николай
Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был
придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и
бежали».
Также
протоиерей Иаков Бурлуцкий упоминает об исцелении от
слепоты солдатской дочери из Пешей слободы, во время молебна перед Казанской
иконой; о помещице села Блохино Настасье Танеевой,
которая, после того как в ее дом была принесена икона и перед ней совершен
молебен, встала со смертного одра; о том, как один пензенский мещанин,
незадолго до Пугачевского бунта, выздоровел на Успение, после мысленной молитвы
перед образом.
Божией
Матери молились о том, чтобы пугачевцы их не казнили,
два пензенских бургомистра, Борис Елисаров и Петр
Андреев Какушкин, и были спасены. Воевода Ефим Чемесов,
помолившись Матери Божией, 4
августа 1774 г.
окончательно разбил бунтовщиков. И после этого, пишет Бурлуцкий,
«благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день
избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение
нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией
Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго
нашествия»». Эти слова были начертаны над Царскими вратами в Спасском соборе
XVIII в.
* * *
Многочисленные
случаи исцеления по предстательству Божией Матери фиксировались и в XIX в.
Елизавета Вигель, дочь
одного из первых пензенских губернаторов Филиппа Лаврентьевича Вигеля, рассказала Бурлуцкому о
чудесном выздоровлении ее отца: «Больной лежал
недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что
жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра
Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного
Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне
принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы.
Образ был
принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его;
больной икал, как обыкновенно бывает пред смертию.
Началось молебствие с водоосвящением. По освящении
воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор, и жена
подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю,
неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, —
и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную
за облегчение болезни и скоро выздоровел».
* * *
Главка
«Казанская икона в Пензе» есть и в книге Евгения Поселянина «Богоматерь.
Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1909 г. Автор, один из самых
известных православных писателей начала ХХ в., целиком и полностью опирается на
исследование Бурлуцкого, не сообщая ничего нового. Его
труд для нас важнее как свидетельство того, что к этому времени Пензенский-Казанский образ имел
уже общероссийскую известность.
Вплоть до 1923 г. Казанская икона
хранилась в Спасском кафедральном соборе. Перед ней молились все императоры,
посещавшие Пензу, все пензенские архипастыри, несколько поколений горожан.
В годы
Гражданской войны с иконы исчезла драгоценная риза — в ее похищении молва
обвиняла лишенного сана пензенского архиепископа Владимира (Путяту).
После того, как собор был закрыт, Казанскую икону, по всей видимости, перенесли
в Рождественский храм (на углу современных улиц Горького и Кирова), а в 1925 г. — в Петропавловский
храм на улице Московской: эти храмы последовательно были кафедральными соборами
раскольников-обновленцев. В 1931
г. Петропавловская церковь также была закрыта, и до 1937 г., предположительно,
святыня хранилась в Успенском соборе на Мироносицком
кладбище. А затем, после закрытия и этого храма, оказалась в Митрофановской церкви, оставшейся единственной действующей
в городе.
Есть
предание о том, что и Митрофановский храм хотели
закрыть и отдать военным. Они начали разбирать иконостас, поставили в угол
Казанскую икону, но на следующее утро снова увидели ее на своем месте в киоте. После этого новые хозяева от храма
отказались, и его вернули прихожанам.
* * *
В советские
годы икона пользовалась любовью и уважением не только верующих, но даже
представителей атеистической власти. Георг Мясников, второй секретарь обкома
партии, 12 июня 1976 г.
записал в дневнике: «Остановились у Митрофаньевской
церкви. Воспользовался случаем и впервые вошел в эту церковь. Попросил показать
икону Казанской Божьей Матери, которую прислал во вновь построенный город Пензу
царь Алексей Михайлович в 1660-х годах. Лик древний. Лицо матери в окладе и
лицо младенца, отдаленное от матери тем же окладом. При свечах смутно
различаются общие контуры. Услужливый представитель двадцатки (скорее всего,
узнал!), зажег электричество. Лик как-то высветился. Очень впечатляют глаза
Богородицы. Умели древние мастера только выражением глаз создать настроение.
Женщина говорит, что он [лик] иногда белым бывает. Стоишь и думаешь: сколько
поколений пензяков искало в этом взгляде ответа на
вечные вопросы. Они ушли — облик матери остался. Икона уже этим святая!»
Епископ
Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев, на
кафедре в 1970-1978 гг.) ввел традицию совершать воскресными вечерами чтение
акафиста перед Казанской иконой. Позже их неукоснительно, каждую неделю, читал
его приемник, архиепископ Серафим (Тихонов). Ко дню чествования Пензенской-Казанской традиционно
стали приурочивать епархиальные собрания духовенства.
В 1989-1990
гг., стараниями владыки Серафима, образ был восстановлен московскими
реставраторами. Через несколько лет для него была
создана новая риза.
С 1984 г., в течение тридцати
лет, вплоть до самой своей кончины, настоятелем (последние год с небольшим —
почетным настоятелем) Митрофановского храма был
митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014). Он любил рассказывать о
бесконечном потоке чудес, которые происходили по молитвам перед Пензенской-Казанской: будь то
выздоровление неизлечимо больных, оправдание невинно осужденных, возвращение
неразумных на путь истинный.
..1 октября
1999 г.
с посещения Митрофановского храма начал свой визит в
Пензу Святейший Патриарх Алексий II, он отслужил перед Казанской иконой
молебен.
16 августа 2004 г., согласно Указу
Святейшего Алексия, было установлено общецерковное
почитание Пензенской-Казанской
иконы Богородицы. С 2006 г.
она упоминается в официальном календаре Московской Патриархии под 8/21 июля, а
с 2012 г. – под 4/17 августа.
В августе 2003 г. протодиакон
Александр Горшенёв составил тропарь и кондак, а в 2004 г. – и акафист Божией Матери, в честь Пензенской-Казанской Ее иконы. Правда, по стечению
обстоятельств, тогда же на десятилетие был оставлен благочестивый обычай чтения
акафистов перед святыней по воскресеньям. Возродил его в январе 2014 г. уже митрополит
Серафим (Домнин).
http://пензенская-епархия.рф/2018/08/16/пензенская-казанская-икона-божией-ма-2/