Обзор
сообщений из 48-ми областных и районных СМИ
за
седмицу 12 – 19 июня
2011 года
13.06.2011
Рай без удобств: Что нашли в тайге тысячи последователей созданной 20
лет назад секты Виссариона
Бывший сержант милиции Сергей Тороп предстает
в образе Христа.
В 1991 году бывший сержант милиции
Сергей Тороп объявил себя сыном Божьим и стал
проповедовать под именем Виссарион.
Прошло 20 лет. За эти годы
рассыпалось «Белое братство», пропало «Аум Синрике», исчезли десятки разнообразных сект. И лишь община
Виссариона («Церковь последнего завета») не только не
распалась, но и укрепила свои позиции. Теперь ее представители даже побеждают
на выборах в местные органы власти. Над этой загадкой бьются и маститые
религиоведы, и православные священники. Спецкор «Комсомолки» Борис Клин
отправился в Сибирь, где в глухих деревнях поселились виссарионовцы.
Многие столичные сектоведы
уверены: у поступающих в общину Виссариона
отбирают деньги за проданное жилье, скудно кормят и изнуряют работами на
лесоповале. Как в ГУЛАГе. А вот сибиряки убеждены в
сказочном богатстве почитателей «сына бога».
- О, ребята там капитально
устроились, дома будь здоров какие отгрохали! -
говорили мне попутчики. Путь к виссарионовцам
неблизкий: самолетом до Красноярска, потом поездом до районного центра.
Курагино, а там на машине...
- Ну, сам подумай, они же не только
мяса не едят, они ведь не пьют и даже не курят, и ежу понятно: денег у них
хватает - тратить ведь в тайге их негде, - так уже жители Курагина объясняли
мне модель процветания соседей. - К тому же и народ там сплошь культурный, все
с высшим образованием, генералы имеются, у них даже бывший заместитель министра
Белоруссии там живет. Вот только в каком ведомстве он служил, точно неизвестно.
- Есть тут и лица, занимавшие посты
в органах власти зарубежных государств, - деликатно отвечают в районной
администрации.
Ни лагерных бараков, ни шикарных
особняков я не увидел. Вот Петропавловка. В свое время она стала первым оплотом
общины Виссариона. В основном - старые избы,
некоторые покосились. Кое-где стоят скромные дачные домики. Видно, что свежие,
но архитектура напоминает подмосковные садоводческие товарищества советских
времен. Как в них можно провести суровую сибирскую зиму, непонятно. Небольшие
срубы размером 2х3 или 3х3 метра - у людей бани и то больше...
|
Последователь
Виссариона Филипп Шмик
был сотрудником крупной нефтяной компании, а стал огородником и депутатом
райсовета.
|
Фиксированного членства в общине Виссариона нет, материально она не помогает, но и ничего не
отнимает. Уплата десятины - дело добровольное. Жильем последователи «Церкви
последнего завета» обеспечивают себя сами: покупают либо строят. Есть и
двухэтажные дома. Но новичкам объясняют: даже если накопленные в прежней жизни
средства позволяют возвести такие хоромы, подумайте - их ведь придется
отапливать. А газа нет, топят дровами. Готовят там на печи. Машина дров стоит 6
- 7 тысяч рублей. На зиму надо минимум 4 машины. А если хочешь мыться почаще, то надо и на баню заготовить. Электричество есть, но
обходится недешево. С работой - туго. Хорошо, если устроишься в сельсовет или в
школу. Да и там заработок не выше 15 000 рублей. Деньги приходится экономить.
Но о суровой жизни сибирской деревни мы еще поговорим.
«Виссарион был художником, а не алкоголиком»
- Я был знаком с Виссарионом,
когда он еще был милиционером, сержантом ППС Сергеем Торопом,
- рассказывает священник Алексий Решетников. - Я даже был свидетелем на его
свадьбе с первой женой Любой. Мы с ним познакомились в
богемной компании художников.
Он тогда писал картины, очень хотел
вступить в Союз художников, но образования специального не было, и его не
приняли. Хотя он даже портреты начальства писал. Серега всегда хотел жить
хорошо, во дворце, и, похоже, его мечта сбылась... А вот разговоры о том, что
он пил, был алкоголиком, - это вранье.
Недавно пути их снова пересеклись.
Отца Алексия назначили настоятелем православного храма в Черемшанке, где
большинство жителей - виссарионовцы.
- Приходили от него, обещали, что
меня поглотят силы тьмы. - Так отец Алексий описывает реакцию своего старого приятеля.
- Пока не поглотили. Не сбываются его пророчества.
Кстати, с предсказаниями Виссарион осторожен. Официально
дат конца света не объявлял.
Православные очень жалеют о
«загубленных» Виссарионом душах. Священник Виктор Псечнюк из поселка Каратуз, где
тоже живут виссарионовцы, написал книгу и подробно
описал все заблуждения лже-Христа. А несколько лет
назад даже провел диспут с Виссарионом.
- Это было довольно забавно, -
вспоминает отец Виктор. - Он «вспоминал» события 2000-летней давности, стал
перечислять апостолов и говорит: «А Симон Канонит и Симон Зилот пришли позже». Но Симон Канонит и Симон Зилот - одно лицо, Канонит -
по-еврейски, а Зилот - по-гречески. Иностранных
языков Виссарион, кстати, не знает. А ведь Христос
две тысячи лет назад отвечал каждому человеку на его наречии...
Сетует священник и на аморальное
поведение виссарионовцев.
- До 2000 года они строгие посты
держали, верность супругов проповедовали, венчание у них было, - поясняет отец
Виктор. - Но потом Виссарион развелся со своей первой
женой и женился на молоденькой девочке, начал учить свободной любви. Думаю,
чтобы оправдать свои грехи. Сейчас у них есть семьи, где по две жены.
А картины Виссарион
пишет и сейчас. Репродукции висят в его храмах, а в Болгарии издан шикарный
альбом.
|
Три
раза в год виссарионовцы собираются у горы Сухой
послушать своего «учителя».
|
Как виссарионовцы взяли власть
В 1994 году Виссарион
призвал своих приверженцев переселяться в район озера Тиберкуль.
Мол, сюда он перенес всю благодать из Иерусалима. И люди поехали. Стали
селиться в Курагинском районе Красноярского края. Осели в Петропавловке, Черемшанке и еще почти в 30
деревеньках.
Многие староверы, жившие в
Черемшанке, сами тогда подались дальше в тайгу - им соседство с иноверцами
неприятно. Теперь тут большинство - последователи «Церкви последнего завета».
Первым председателем сельсовета - виссарионовцем стал
Филипп Шмик. Из поволжских немцев. При нем в деревне
появилась мобильная связь, даже раньше, чем в райцентре. Об этом Шмик сказал мне не без гордости. Сейчас он депутат
райсовета. Должность неоплачиваемая.
- Депутатство для меня - возможность
самореализации, хочется улучшить ситуацию и здесь, и в районе, - объясняет Шмик. - И представляю я не общину Виссариона,
а территорию. За меня разные люди голосовали.
Шмик признается, что пока как депутату
удалось сделать немногое. И начинает рассуждать о делах государства. Например о том, что землей должен распоряжаться
муниципалитет, а не районная власть, до которой от Черемшанки 90 км по тайге.
- Вот люди буренку завели, а
заявление о выделении земли под покос надо писать в район! - возмущается Шмик. До буренки ему дела нет, виссарионовцы
коров не держат, религия не позволяет. Вот коз можно.
- Цена земли здесь - от 25 000
рублей. Представляете?! - продолжает горячиться депутат. - У меня соседи
староверы, сын вернулся из армии, женился, надо строиться. Ему предлагают
купить землю на аукционе, стартовая цена 105 000 при доходах 50 000 в год.
У районных властей к виссарионовцам претензий нет.
- У людей есть вера, есть земля, они
ее облагораживают, - говорит глава Курагинского
района Евгений Дмитриев. - Ведь до их приезда были умирающие деревни, а они
вдохнули в них жизнь.
Образ жизни последователей Виссариона Дмитриева не беспокоит:
- Отказ от курения, алкоголя,
умеренность в питании, культура поведения - это все достойно уважения. Уровень
преступности там ниже, чем в других поселках, а рождаемость выше. Действуют они
в рамках законодательства. О массовых мероприятиях уведомляют, как и полагается,
и о приезде иностранных делегаций тоже. И вообще, есть уважение, лояльность к
власти.
Кстати, на федеральных выборах виссарионовцы проголосовали за «Единую Россию». В
сельсоветах действительно заседают последователи «Церкви последнего завета» и два
из них возглавляют. Есть у них один депутат райсовета. Но районное начальство в
толерантности виссарионовцев не сомневается. Лучшее
тому доказательство - православный храм в центре Черемшанки. А ведь сельсовет
вполне мог бы воспрепятствовать его строительству. Вообще виссарионовцы
- сектанты нетипичные. Иноверцам не мешают. Вербовать новых адептов не
пытаются. Даже об учении говорить особо не любят. Расспрашиваешь - советуют
книги его почитать, там все точно, без ошибок...
Кстати, сам Виссарион
и его ближайшие помощники с российскими журналистами общаться не желают.
Дескать, все равно переврут. Даже присутствовать во время обрядов «Церкви
последнего завета» не позволили. А ведь, казалось бы, такая реклама! Да еще и
бесплатно.
|
Бизнес виссарионовцев: вот такие особняки из кедра они
изготавливают в тайге и отправляют на фурах столичным миллионерам.
|
Что ищут там, в краю чужом?
За 20 лет в сибирскую тайгу приехали
свыше 4000 человек. Абсолютное большинство - люди с высшим образованием.
Горожане. Инженеры, музыканты, военные, чиновники, артисты, художники. И вдруг
оказались в месте, где стиральные машины доступны далеко не каждому - они и в
райцентре появились не так давно, где нет теплых туалетов, зато летом есть
мошка, а зимой -50, и в таких условиях приходится бегать «до ветра». Неужели
они поверили в новое воплощение Христа, путающегося в евангельских событиях?
Уверовали в бывшего сержанта милиции, разговаривающего с дубом и вороной, как
пишут его апостолы, но с иностранцами - только через переводчика? Да ведь Виссарион даже чудес никаких не совершил! Мертвых не
воскрешал, воду в вино не превращал...
- Образованные люди и даже ученые
тоже способны на иррациональные поступки. - Так это противоречие объясняет
преподаватель сектоведения Московской духовной
академии Роман Конь. - Просто в нашей стране долгое время был культ науки, и
многие о таких качествах ученых даже не задумываются. А чудеса Виссарион считает «погремушками», которыми внеземные
цивилизации увлекают людей в тупик.
У ведущего научного сотрудника
Института Европы РАН религиоведа Романа Лункина есть
своя теория: «Учение Виссариона вообще не следует
рассматривать с точки зрения христианства. Там гораздо больше общего с учением
Рериха. Виссарион для своей паствы - носитель
эзотерического знания, доступного только посвященным, и если его слова
расходятся с Евангелием, то для его поклонников это означает лишь одно:
церковники скрыли истину, а учитель ее открывает».
Виссарионовцы очень вдохновенно рассказывают о
том, как пришли к своей вере. Латыш Олдас был большим
начальником в горисполкоме курортного города Юрмала, того самого, где проходит
популярный музыкальный фестиваль. Он уже почти 17 лет в Петропавловке.
- Я как-то шел октябрьским вечером,
было пустынно и тоскливо, и тут увидел людей - они толпились у входа в зал,
шумели, и тут появился учитель, и все как-то сразу успокоились. - Так ему
запомнилась первая встреча с Виссарионом. В Юрмале
осталась жена с двумя детьми, а Олдас в Петропавловке
женился на архитекторе из Киева Оксане.
Депутату Шмику
60 лет. В прошлом инженер-нефтяник, работал в крупной компании. Жил в Самаре.
Летел он однажды в Канаду на стажировку, в самолете прочитал брошюру Виссариона и круто изменил жизнь: «Меня хотели перевести в
Москву, уже ждала двух-уровневая квартира в столице,
а я поехал сюда с женой и детьми». Так и живет в Черемшанке с 1996 года. У сына
лесопилка, где Шмик и работает. Это приносит 500 -
600 рублей в день.
Но, несмотря на романтические
истории, особой религиозности среди последователей Виссариона
я не заметил.
- Сейчас многое изменилось, раньше
чаще была возможность общаться с Виссарионом наедине,
- рассказывает Филипп Шмик. - А теперь только в дни
праздников, три раза в год. Он живет уединенно, на горе. Хотя можно задать ему
вопросы по воскресеньям, во время таинства слияния. Но я с августа не
пользовался такой возможностью. Вопросов у меня нет.
Вопросов к учителю нет и у
27-летнего сына черемшанского кузнеца Ивана. Он в
слиянии участвовал два месяца назад. А с учением ему все ясно: человек всегда
виноват сам, и меняться надо самому, а не менять окружающих...
И Олдас
тоже каждую неделю на гору не ходит. Был вроде месяца три назад. Хотя и
уверяет, что учитель подпитывает энергией.
Приказано выжить
Мне же показалось, что энергию они
получают из другого источника. В Черемшанку уезжали, да и продолжают уезжать,
хотя и меньше, чем раньше, люди ближе к 40 годам. Утомленные службой, семейными
склоками и ссорами. И всем прочим, что принято называть кризисом среднего
возраста.
А в тайге на кризисы времени нет.
Пахать надо. В прямом смысле слова. Того же депутата Шмика
я застал в огороде. Он пахал при помощи мотокультиватора.
Огород тут не разновидность субботнего фитнеса на даче. Без урожая зимой станет
голодно. И не оттого, что виссарионовцы -
вегетарианцы. Огороды сажают и православные, и староверы. Картошку в магазине
не купишь. Не продается, у всех своя.
Работать приходится руками. И
оказывается, изнеженные горожане способны стать прекрасными плотниками. Их
мастерством восхищаются и чиновники районной администрации, и православные
священники. Я же им полюбовался по дороге в Черемшанку. Там вдоль грунтовки
стояли будущие коттеджи из огромных кедровых бревен. Местным жителям такие дома
не по карману. Покупают их москвичи и вывозят на фурах в Подмосковье. Такой дом
лет сто простоит.
Виссарионовцы делают сувениры для туристов -
поделки из камня, бижутерию. А уж их топоры из дамасской стали - мечта любого
местного мужика, даже если сталь и не дамасская. Кузницу организовал кандидат
технических наук из Ижевска. Трудится с сыновьями. Они еще и ножи булатные
куют.
Бывшие жители больших городов сами
теперь выращивают лен и ткут одежду в древнерусском стиле.
Словом, совсем другая жизнь. Мужчины
и женщины возвращаются к своим естественным ролям. В тайге нет и не может быть
равенства, и тем более превосходства женщины над мужчиной. Это в большом городе
гордая женщина может зарабатывать больше мужчины и чувствовать себя
независимой. В тайге же мужчина и дров нарубит больше, чем она, и огород
вскопает лучше и больше, просто оттого, что он сильнее физически. Потому и
разводы тут случаются редко.
В тайге нет начальников, выносящих
мозг. И плетущих интриги сослуживцев. Есть земля, огород, лес - в нем ягоды и
грибы. Энцефалитные клещи, которые страшнее волков и медведей. И все надо
решать самому. Где еды добыть, дров, как выжить. Дурные мысли в голову не
лезут, в душе гармония. Остальные секты лишь отнимали имущество, а взамен
давали набор новых обрядов и бессмысленное поклонение лидеру. Традиционные
религии еще и отравляли жизнь своим бесстыдным политиканством. И только Виссарион предложил еще и настоящую борьбу за жизнь. Не в
режиме дурацкого телевизионного шоу с поеданием
тараканов, не экстремальный туризм. Нет, все всерьез. И, по сути, получилась
пушкинская «обитель дальняя трудов и чистых нег». Куда и замышлял свой побег
усталый раб в поисках покоя и воли. Рай какой-то получается. Все так прекрасно
и гладко. Но так же не бывает в жизни, - не давала мне покоя мысль.
И вот тут-то священник Виктор Пасечнюк рассказывает о встрече с человеком,
разочаровавшемся в черемшанском рае.
- Он мне сказал: «Я искал общество,
где не будет лицемерия, лести, злобы. Приехал и увидел тут то же самое», -
вспоминает отец Виктор. - А я ему ответил: «Я рад, что вы бросили секту, но
того, что вы хотели найти, не увидите нигде - ни в православном монастыре,
нигде. Это только в Царствии небесном».
А вы что думаете?
Борис КЛИН
http://penza.kp.ru/daily/25701/903720/
14.06.2011
Комиссия Межсоборного присутствия
подготовила проект Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов
14 июня 2011 года в Высоко-Петровском
монастыре в Москве состоялось очередное заседание комиссии по вопросам
духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного
присутствия Русской Православной Церкви.
Заседание возглавили сопредседатели
Комиссии ректор Киевских
духовных школ архиепископ Бориспольский
Антоний и председатель Отдела
религиозного образования и катехизации Русской Православной
Церкви епископ
Зарайский Меркурий.
В мероприятии
приняли участие члены Комиссии: председатель Учебного
комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ
Верейский Евгений; ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ
Гатчинский Амвросий; секретарь Комиссии, первый заместитель
председателя Учебного комитета архимандрит
Кирилл (Говорун); ректор Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета
протоиерей Владимир Воробьев; секретарь Комиссии
иеромонах Димитрий (Першин) и др.
С докладом о проекте Церковного
образовательного стандарта по подготовке катехизаторов
выступил епископ Зарайский Меркурий. Данный проект, наряду с Указаниями по
организации ведения катехизической деятельности Русской Православной Церкви и
Положением о катехизаторах Русской Православной
Церкви, доработан согласно поступившим из епархий замечаниям и вынесен на
окончательное обсуждение в президиум Межсоборного
присутствия.
Также на заседании обсуждались
вопросы развития инфраструктуры научных исследований в Русской Православной
Церкви и организации общецерковного
научно-исследовательского института богословия и библеистики.
На прошедшем в прошлом году заседании комиссии Межсоборного
присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения была
разработана интегральная концепция религиозного образования, состоящая из трех
частей: религиозное образование и катехизация, духовное образование,
организация научно-богословской деятельности.
Основной доклад по последнему
направлению представил секретарь комиссии архимандрит Кирилл (Говорун). В его
выступлении, в частности, были озвучены задачи, которые сегодня ставят перед
собой организаторы общецерковного
научно-исследовательского института богословия и библеистики.
В их число вошли, например, развитие инфраструктуры научных исследований
Русской Православной Церкви, собственно организация научно-исследовательского
института и ряд задач, касающихся практической деятельности будущего института.
Кроме того, на заседании Комиссии
поднималась тема подготовки преподавательских кадров для системы духовного
образования.
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1541161.html
17.06.2011
Представители всех епархий Белорусского экзархата обсудили деятельность
деструктивных религиозных движений на территории страны
16 июня 2011 года по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета в
приходском доме Свято-Духова кафедрального собора г.
Минска состоялось совещание православных сектоведов
Белоруссии. В его работе приняли участие представители всех епархий Белорусского экзархата.
Православные сектоведы
обсудили деятельность деструктивных религиозных движений на территории
республики, а также обменялись сведениями об актуальных методах и формах
работы.
В разных епархиях Белорусской
Православной Церкви созданы центры по изучению новых религиозных движений. В Минской епархии с 1997 года действует
Информационно-консультативный центр им. преподобного Иосифа, игумена Волоцкого,
занимающийся проблемами нетрадиционной религиозности. Центр осуществляет сбор информации
по истории и современному состоянию сект, культов и новых религиозных движений
на территории Беларуси. Центром создана систематизированная база данных о
деятельности сект в Беларуси и в мире.
На сайте
Центра Иосифа Волоцкого собрана обширная электронная библиотека, насчитывающая
более 700 электронных книг по практическому и
теоретическому сектоведению на русском, немецком и
английском языках.
Sobor.by/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1543603.html