Обзор
сообщений 50-ти областных и районных СМИ
за
седмицу 11 – 18 декабря
2011 года
12.12.2011
Богословское видение прав
человека, политические традиции и реалии. Доклад
протоиерея Всеволода Чаплина на международной конференции "Христианское понимание
прав человека: сложные вопросы"
Нельзя не порадоваться тому, что и
на востоке, и на западе Европы вновь разворачивается дискуссия о философских и
богословских основаниях прав человека и их границ, свидетельством чему является
настоящая встреча. Убежден, что эта дискуссия не только не закончена, но как
раз начинается. Вряд ли можно серьезно относиться к попытке заявить, что
понимание прав, свободы и достоинства человека, закрепившееся за несколько
десятилетий в одной из политических традиций и одной из политических систем,
может быть названо окончательным, общепринятым и не подлежащим дальнейшему
обсуждению. Чем более поливариантным становится развитие мира, тем больше будет
почвы для дискуссий, подобных нашей, и для практических выводов из них.
Дискуссия поднимает вопросы общественного устройства
В православном сознании всегда
присутствовала идея ценности человека как облеченного образом Божиим. Впрочем,
онтологическая ценность человека не отменяет реалистичного взгляда на земной
мир как подверженный греху, а на личность - как страдающую от греха и
нуждающуюся в спасении. Православие не разделяет "просвещенческого"
учения о человеке как о существе, в свободном состоянии всегда стремящемся ко благу, а о социуме - как направленном, опять же в
свободном состоянии, к "прогрессу". Православные христиане не
являются социальными оптимистами. Они очень серьезно воспринимают пророчества
Апокалипсиса о том, что человечество, все более удаляющееся от Бога и
предоставленное самому себе, будет умножать зло, которое, в конце концов,
достигнет крайнего предела, за чем последуют
Армагеддон и второе пришествие Христово.
Человек и общество сами по себе не
могут достичь нравственного идеала. Для этого им нужна благодать Божия,
подаваемая в истинной Церкви. Личность и социум не могут быть нравственными без
воспитания и научения, без поддержки обществом добра
и ограничения зла, в том числе зла такого, которое является грехом с точки
зрения Церкви, но признается "нормальным явлением" в современном
праве. Не случайно возникает немало споров между православными христианами и
теми, кто в угоду политкорректности пытается лишить их права называть грехом и
злом такие явления, как гомосексуализм, аборты, внебрачные половые связи,
кощунство, богоборчество, осквернение святынь и так далее. Для истинного
христианина, в отличие от секулярного антропоцентриста, круг неправедных, греховных деяний отнюдь
не ограничивается преступлениями против другой личности или общества. Для нас
грех - это нарушение заповедей Божиих, неизменных как Сам
Господь. Даже если эти заповеди никак не отражаются в светском праве или
общественных обычаях, православные христиане настаивают на необходимости их
соблюдения и человеком, и социумом. Да, многие грехи было бы странно
ограничивать через употребление власти закона и государства. Но они могут и
должны врачеваться внутри семьи, церковной общины, гражданских объединений.
Церковь призвана публично обличать греховные деяния,
побуждая людей к покаянию и исправлению.
Права человека
неразрывно связаны с обязанностями и гражданской ответственностью, без которых
самореализация личности рискует превратиться в эгоистическое, потребительское
отношение к ближнему, к труду прошлых поколений и жизненным интересам поколений
будущих. Не
случайно взаимосвязь прав и обязанностей так ясно подчеркивалась в российской
политической традиции.
Большинство прав человека, известных
в современном законодательстве, в том числе экономические, социальные и
культурные права, вполне созвучны православному представлению об условиях,
необходимых для нестесненной жизни человеческой личности. Многие даже могут
подумать, что, признавая одни и те же права, православные и люди других
мировоззрений способны объединиться вокруг "общечеловеческих
ценностей". Однако следует особо рассмотреть вопрос об иерархии ценностей,
в которой, в отличие от секулярных гуманистов,
православные христиане отнюдь не ставят на первое место земную жизнь человека и
все, что с ней связано.
Ценности веры, святынь, Отечества
для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека, даже
право на жизнь. Именно поэтому в периоды военных испытаний и архиереи, и
старцы-отшельники призывали народ к вооруженному сопротивлению иноземным и
особенно иноверным захватчикам. А во времена богоборческих гонений Церковь
легко отдавала гонителям свои богатства, не имевшие богослужебного
употребления, но призывала людей к сопротивлению до смерти при изъятии
священных предметов, к которым не должна прикасаться рука обычного человека.
Итак, в христианской традиции есть
вещи более важные, чем земная жизнь - сначала своя, потом чужая (особенно если
речь идет об агрессоре). Это вера - ибо лучше умереть, чем утратить ее. Это святыни - ибо ни при каких условиях
христианин не должен обрекать их на поругание. Это жизнь и благо ближнего -
своей семьи, своей общины, своего народа, вообще всякого человека, который
терпит бедствие и страдание. Антропоцентрическая политико-правовая система,
защищающая только земные интересы человека и общества, вряд ли когда-нибудь
будет полностью одобрена истинным христианством именно потому, что в ней
ценности веры и Отечества, за которые способен умереть христианин, ставятся
много ниже ценности выживания человека в этом мире, а также комфорта, достатка,
здоровья, успеха. Неудивительно, что в ходе нашей полемики с секулярными правозащитниками иерархии ценностей
сталкиваются: мы говорим, что защита святынь от кощунства важнее свободы слова
и творчества - нам возражают. Нам говорят, что ради жизни солдат и боевиков в
Чечне можно было поступиться целостностью России - но мы не согласны с этим.
Хотелось бы надеяться, что
современный мир по крайней мере научится равно уважать
и гармонизировать разные иерархии ценностей, отказавшись от попытки установить
монополию антропоцентризма на закон и на общественное устройство.
Куда идти Западу?
С моей точки
зрения, западная богословская и философская мысль уже много веков назад пошла
по ошибочному пути, разделив религиозную и "мирскую" сферы. Слова блаженного Августина о
"граде Божием" и "граде человеческом" были утрированно
восприняты западными богословами. Доктрина "двух мечей", от которой
недалеко было до противопоставления религиозных и "светских"
установлений, постепенно сформировала представления о якобы неизбежном
конфликте между религиозной жизнью и жизнью государства и общества. В свое
время Римско-Католическая Церковь попыталась разрешить этот мнимый конфликт
через подчинение светской сферы сфере религиозной. На смену такому подходу и в
целом укладывающемуся в него принципу "чья власть, того и вера"
пришло стремление радикально разделить религиозную и светскую сферы,
религиозные и светские установления, лишив религию какого-либо права на
определение параметров общественного устройства.
Впрочем, сегодня эта традиция
находится перед лицом новых вызовов. Прежде всего, это вызов взаимного
непонимания со значительной частью Европы, относящейся к православному миру, а
также многими верующими Католической Церкви и рядом евангелических движений (в
первую очередь американских), не склонных отделять религию от общественной
жизни. Во-вторых, это вызов ислама, для которого разделение религии, закона и
государства звучит так же абсурдно, как отделение солнца от света. В-третьих,
это вызов отсутствия в ряде народов жизненных сил, необходимых для обеспечения
своего будущего в условиях непростых мировых процессов. Низкая рождаемость,
концентрация на потреблении, личном комфорте и здоровье (ныне ограничиваемая
экономическим кризисом), отсутствие религиозно-нравственного императива могут
очень быстро привести народы, некогда посылавшие рыцарей в крестовые походы, в
безгласные жертвы внешней экспансии.
Выходов из такого положения может
быть несколько, кроме одного - оставить все как есть, потому что "как
есть" уже стало достоянием прошлого.
Первый - дальнейшая экспансия секуляризма, осуществляемая военными, политическими,
пропагандистскими, "образовательными" методами. До определенного
времени она может иметь успех, но очевидно, что все большее количество людей и
сообществ будет активно с ней не соглашаться и ей противодействовать. Подобная
экспансия все сильнее будет превращаться в стремление к доминированию
меньшинства над большинством, то есть либеральный тоталитаризм, обеспеченный
принуждением к толерантности и политкорректности, средствами электронного
контроля над личностью, а также деньгами и оружием, которых западный мир
накопил немало. Однако логика истории показывает: экономические и военные
преимущества никогда не бывают вечными и всегда периодически переходят из рук в
руки. Тем более что и оружие, и деньги, и пропагандистский аппарат окажутся
бессмысленными, если Запад потеряет человеческий ресурс, пожертвовав им в угоду
эгоизму, комфорту и потреблению.
Второй путь - развивать западную
политическую систему, обращая внимание на традиции, не склонные разделять
религиозную и общественную жизнь. Речь идет не только об исламских принципах,
но и о православном учении о симфонии Церкви,
государства и народа. Сегодня многие на Западе, вопреки жесткой реакции ультрасекуляристов, допускают, что приверженцы упомянутых
взглядов на роль религии в обществе могут устраивать жизнь своих общин согласно
своей воле и по своим правилам - в том числе создавая свои субсоциумы
в западных странах. Впрочем, Запад мог бы рано или поздно спросить себя: не
стоит ли ему самому присмотреться к работающим моделям общества, основанным не
на постоянном соперничестве ветвей власти, политических сил и социальных групп,
а на гармоническом единстве власти, народа и одной или нескольких религиозных
общин? Самое же главное - нынешний Запад все еще может вспомнить собственную
славную христианскую традицию в лучших ее проявлениях. Это не только поможет
найти в прошлом путь в будущее, но и достичь общности и взаимопонимания с
хранителями древнейшей церковной традиции - православными христианами.
http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=documents&div=1154
ФОТО – Протоиерей Всеволод Чаплин. http://zdorovoteka.ru/news/107927
14.12.2011
В Москве пройдут Дни православной культуры
По благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 16 декабря 2011 года по 15 января
2012 года в Москве пройдут Дни православной культуры. Мероприятие проводится
Советом попечителей Храма
Христа Спасителя при поддержке Московской Патриархии и Правительства г. Москвы.
Организатор мероприятия —
Благотворительный фонд «Русская икона» и Центр изящных искусств на Волхонке.
Основным событием Дней православной
культуры станет проводимая в Центре изящных искусств комплекса Храма Христа
Спасителя (ул. Волхонка, 15) выставка уникальных старинных православных
икон из частных коллекций, в ходе которой будут
представлены свыше 300 икон различных эпох — от XV до ХХ вв.
Выставка и связанные с ней
мероприятия Дней православной культуры бесплатны для посещения и будут
проводиться ежедневно с 10 до 20 часов. Вход в Центр изящных искусств со
стороны улицы Волхонка.
16 декабря в 10.00 в Центре изящных
искусств состоится пресс-конференция, посвященная открытию Дней православной
культуры.
В пресс-конференции планируется
участие председателя Патриаршего
совета по культуре архимандрита
Тихона (Шевкунова), ответственного секретаря
Совета попечителей Храма Христа Спасителя, руководителя Департамента
межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными
организациями г. Москвы Ю.В. Артюха
и руководителя Департамента культуры г. Москвы С.А. Капкова.
По вопросам участия СМИ в
пресс-конференции и мероприятиях Дней православной культуры обращаться по
телефону (915) 242-37-30, директор фонда «Русская икона» А.П. Бойцов.
Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1828241.html
15.12.2011
В.В. Путин: Деятельность религиозных
конфессий в российских вузах будет только приветствоваться
15 декабря 2011 года председатель
Правительства Российской Федерации В.В. Путин ответил на
вопросы телезрителей и радиослушателей в прямом эфире телеканалов «Россия-1»,
«Россия-24», радиостанций «Маяк», «Вести-FM»
и «Радио России». Среди тех, кто обратился к премьер-министру России, был протоиерей Максим Козлов,
настоятель домового
храма св. вмц. Татианы при МГУ им. М.В.
Ломоносова.
Отметив высокий уровень
церковно-государственных отношений, достигнутый в последние годы в Российской
Федерации, отец Максим вместе с тем констатировал, что Церковь недостаточно
представлена в системе высшего образования. «В колониях и аналогичных
учреждениях у нас больше тысячи храмов и молитвенных
комнат, а при вузах — меньше 50. При всем уважении к нашим заключенным, будущее
нашей Родины, наверное, больше связано со студенчеством, и хотелось бы
надеяться, что в этой области, где мы можем вместе (с государством — Ред.)
воспитывать и образовывать, будут прорывы», — сказал священник и попросил
премьер-министра обозначить свою позицию по данному вопросу.
Отец Максим также выразил надежду,
что государственное телевидение будет уделять больше внимания религиозной
проблематике, а главное, представителям тех профессий, без которых немыслимо
будущее страны. «Пусть говорят побольше хорошего об
учителях, врачах, библиотекарях и музейных работниках. Пусть уже не бизнесмен,
бармен и шоумен будут главными лицами на телевидении, а люди, на которых Россия
стоит», — заключил настоятель университетского храма.
Отвечая на вопрос священника,
премьер-министр отметил, что является последовательным сторонником сохранения и
укрепления светского характера российского государства. Вместе с тем В.В. Путин
выразил убеждение, что у государства и традиционных религиозных общин общие
задачи, связанные с преодолением нравственного кризиса современного российского
общества.
«Мы утратили определенные ценности
советского периода, связанные с "Моральным кодексом строителя
коммунизма". Но если мы заглянем в этот "Моральный кодекс строителя коммунизма", это на самом деле выдержки из
Библии, и ничего нового человечество не придумало. Наши традиционные конфессии
— и буддисты, и христиане, и иудеи, и мусульмане — в целом придерживаются, в
том, что касается базовых ценностей — нравственных, моральных ценностей, —
одних и тех же позиций. Безусловно, это то, что нам надлежит вместе укреплять.
Других ценностных ориентиров у нас нет, и вряд ли в ближайшее время они
появятся», — заявил В.В. Путин.
Премьер-министр подчеркнул, что
развитие системы высшего и среднего специального образования находится в сфере
особого внимания российского правительства, причем речь идет не
только о росте объемов финансирования, но и о внедрении новых подходов,
нацеленных на поддержку перспективных проектов.
«Что же касается
деятельности религиозных конфессий в учебных заведениях, повторяю еще раз, и
мое личное мнение заключается в том, что мы должны поддерживать и сохранять
светский характер нашего государства. Но, конечно, деятельность религиозных
конфессий в учебных заведениях, так же, как и в армии и в местах лишения
свободы, не запрещена и будет только приветствоваться», — заключил глава
правительства России.
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1831627.html
ФОТО – http://www.spb.aif.ru/city/news/85681