Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 09.12.22
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

Покров Пресвятой Богородицы

 

10.10.2020

 

С покровом Пресвятой Богородицы анимация

Открытка с покровом Богородицы

 

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит, нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…».

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

 

«Се убо, егда слышахпомышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

 

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

 

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

 

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

 

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

 

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

 

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

 

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

 

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

 

При создании статьи использовались материалы журнала «Фома»

 

Жемчужина Кузнецкой епархии – Покровский Шиханский женский монастырь

 

 

Юрий Царёв

http://kuzneparhia.ru/2020/10/10/pokrov-presvyatoj-bogorodicy/#more-73088

 

В день памяти Сергия Радонежского в приход села Вирга вернули икону великого святого

 

13.10.2020

 

Село Вирга Нижнеломовского района

С Вирга Нижнеломовского района Пензенской области

 

8 октября — день памяти великого русского святого — Сергия Радонежского. Особое торжество — в селе Вирга Нижнеломовского района Пензенской области. Когда-то здесь был храм, посвященный преподобному Сергию. И теперь его икону, спасенную сельчанами при разрушении церкви, вернули приходу. Икона преподобного Сергия — сегодня в центре каждого православного храма в России. Но виргинская — особая: она вернулась в церковь спустя почти девять десятилетий. В 1934 в селе сломали Сергиевскую церковь, сейчас на ее месте — памятный крест. 18-летняя Варвара Савченкова спасла при разгроме икону преподобного Сергия. В последние годы святыню берегли в семье ее внука. А теперь возвращают в приходскую церковь.

«Эту церковь сломали коммунары потьминские. Они ее сломали и увезли сруб в Головинщину, раньше Вирга была в Головинщинском районе. И сгорела она там. А кто что мог, когда ломали, спасал. И бабушка икону принесла домой, она у нас долго стояла, и все-таки мы решили ее отдать в церковь», — рассказала жительница села Вирга Татьяна Капитурова.

 

 

Икону отреставрировали. И в день памяти преподобного Сергия после Литургии и водосвятного молебна заново освятили. Иконография образа необычна. Преподобный изображен с неким храмом, который, возможно, передает черты разрушенной церкви в Вирге. Клеймо на окладе гласит, что он изготовлен в 1858 году. «При ее реставрации мы обнаружили, что этот оклад, который на ней находится — он подарен, видимо благопопечителями или помещиками, потому что на окладе отражаются все те элементы, которые находятся на самой прорисованной иконе», — сообщил настоятель Михайло-Архангельского храма села Вирга священник Сергий Беляков.

Икона преподобного Сергия Радонежского — не единственная православная достопримечательность Вирги. В окрестностях села — три святых источника, и на одном из них, Никольском, оборудована купальня. В лесу за селом столетие назад был Покрово-Николаевский женский монастырь. Тогда же в селе служил священник Феодор Каллистов, в прошлом году прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

«Нам очень приятно, что люди сохранили эту икону. Приглашаем всех жителей Пензенской области по трассе М-5 посетить село Виргу, храм, приложиться к чтимой иконе, которая чудом сохранилась. Потому что все иконы уже кто раздал, кто продал — а эта икона сохранилась. Приход и отец Сергий ее восстановили, и на сегодняшний день она пребывает в этом храме», — добавил Благочинный Нижнеломовского округа Пензенской епархии иеромонах Феодор (Володин).

 

Мимо Вирги проезжают многие паломники — те, кто направляется в Наровчат, Нижний Ломов, Вадинск, на Салолейку. Вполне возможно, что теперь в их маршруте появится новая точка.

 

ВИДЕО: https://youtu.be/OlZuRkOlvbo

Источник: ГТРК «Пенза»

 

https://пензенская-епархия.рф/2020/10/13/в-день-памяти-сергия-радонежского-в-пр/

 

В Пензе продолжаются съемки фильма о священномученике Иоанне Рижском

 

14.10.2020

 

 

Съёмочная группа документального фильма с рабочим названием «Священномученик Иоанн (Поммер): на страстном пути» вновь работает в пределах Пензенской митрополии. Это уже вторая командировка творческого коллектива в Сурский край. Предыдущая была в конце августа.

В октябре съёмки были организованы в Наровчатском тюремном замке, Успенском кафедральном соборе в Пензе, Введенском храме и других местах. Некоторые из них связаны с жизнью и подвигом священномученика Иоанна лишь косвенно, но предельно точно передают атмосферу, в которой ему выпало служить. Как и в августе, существенная часть работы – постановочные сцены. Однако, учитывая, что фильм документальный, основной упор сделан на рассказе об исторических документах и подлинных артефактах, ярче всего повествующих о личности Иоанна (Поммера) и его соратников.

Международный проект объединяет творческие усилия профессионалов из Пензы, Санкт-Петербурга, Москвы и Риги.

Автор сценария и режиссер – журналист Васильев Николай Михайлович (Санкт-Петербург), известный своими работами на исторические, культурные и религиозные темы.

Научный консультант – кандидат исторических наук, доцент Пензенской духовной семинарии Аристова Кира Георгиевна.

В образе священномученика Иоанна (По́ммера) – протоиерей Алексий Ладыгин, кандидат богословия, помощник настоятеля Богоявленского храма г. Пензы.

Совместный проект Пензенской епархии и Латвийской Православной Церкви, реализуемый по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и Рижского и Всея Латвии Александра под эгидой телеканала «Союз» стал возможен благодаря государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. В Латвии съемки планируются при участии студии документальных фильмов Латвийской Православной Церкви (Нина и Валентин Маргевичисорежиссура).

 

IMG_5801IMG_20201010_134216IMG_1515IMG_1505IMG_1520IMG_1531IMG_1485Image-12017.11.21_PDS_Chetki_00122017.11.21_PDS_Chetki_0029

 

https://пензенская-епархия.рф/2020/10/14/в-пензе-продолжаются-съемки-фильма-о-с/

 

Вопросы веры. Новости Пензенской митрополии

 

15.10.2020

 

 

 

В новом выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» представлены новости митрополии. В частности, в выпуске рассказывается о торжествах, прошедших в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Успенском кафедральном соборе Пензы. В этот день митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим отметил 8-ю годовщину своей архиерейской хиротонии.

Также в телепередаче рассказывается о визите в Пензенскую митрополию первого викария Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по городу Москве, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия.

Кроме того, в выпуске освещается служение Высокопреосвященнейшего владыки Серафима и другие значимые события из жизни митрополии.

ВИДЕО: https://youtu.be/lbsgOob3JZc

 

https://пензенская-епархия.рф/2020/10/15/вопросы-веры-новости-пензенской-митр-7-3/

 

Что делают в день рождения умершего человека? Традиции

 

16.10.2020

 

Что делают в день рождения умершего человека? Традиции

 

Я всегда отправлялся на кладбище к умершим родственникам в их день рождения, считая абсолютно нормальным навестить их в указанную дату. Однако потом узнал, что работники церкви не одобряют таких поступков, а некоторые и вовсе высказываются крайне негативно. Но что тогда делать в день рождения умершего и стоит ли вообще что-то делать?

Если вы человек верующий, то будет очень кстати посетить храм и помолиться за душу своего родственника или знакомого. Можно заказать панихиду. Главным будет то, что вы вспомнили о человеке, ваш мысленный посыл непременно дойдёт до него. Так считают эзотерики.

Удивительно, но в отличие от тех священнослужителей, которые попадались мне, некоторые советуют-таки посетить могилу и возложить на неё цветы. В том случае, если душа умершего вас никак не беспокоит, достаточно будет просто несколько минут побыть на кладбище, прибраться там.

В противном случае стоит прочитать молитвы о упокоении души. Особенно это важно, если вы сталкивались с призраком, либо часто видитесь во снах. Это может говорить о том, что ваш родственник застрял между мирами и не может найти покой. Тогда и день рождения для него будет особой датой.

После этого можно раздать продукты питания нуждающимся. Многие склоняются к поминальному обеду, однако гораздо важнее делать добрые дела от имени усопшего, это зачтётся ему в загробном мире. Старайтесь избегать банальных сладостей, которые раздаются детям и вызывают кариес. Будет разумнее купить хлеб, мясо или хотя бы колбасу и раздать лицам без определённого места жительства, безработным, нищим.

Во все времена церковь была пристанищем вышеуказанных категорий граждан и там им оказывалась помощь. Каждый желающий почтить память родственника подкармливал тех, кто не может позаботиться о себе и таким образом проблема голода решалась. Сейчас всё немного изменилось, но полагаю было бы здорово вернуть традицию.

Пожертвование так же будет отличным ходом. Посмотрите, быть может прямо сейчас у кого-то случилась неприятная ситуация вроде пожара. Быть может, прямо в этот день люди собирают помощь. Поделитесь доступной для вас суммой, обязательно скажите, что хотите помочь от имени вашего умершего родственника, который сегодня справлял бы свой день рождения. Попросите людей выразить мысленную благодарность ему за ваш поступок.

 

Как правильно отмечать день рождения умершего человека

Отмечать день рождения умершего далеко не одно и то же, что отмечать день рождения живого. Однако очень много людей, будто не видят разницы. Важно знать, что церковь настоятельно не рекомендует совершать следующие действия в указанную дату:

Собирать застолья ни к чему. Это не поминки после похорон, от которых сейчас, кстати, тоже многие отказываются. Мероприятие не увеселительное, поэтому шумная компания совершенно неуместна.

Употребление алкоголя вообще оскорбляет память человека, а уж пить в его день рождения и вовсе выглядит бесчеловечно.

Торт, конечно, покупать не нужно, а вот зажечь свечу обязательно. Поставьте её перед собой и вспомните человека добрым словом. Ему важно то, что вы его не забываете.

Ну и хочется повторить главное - меня напугали, будто посещение могилы в день рождения умершего является грехом, однако я уделил много времени поиску информации и общению с людьми близкими к церкви, и никто не подтвердил эти страшилки. Такой визит не содержит ничего предосудительного, особенно если речь идёт о близком родственнике.

 

https://zen.yandex.ru/media/besarte/chto-delaiut-v-den-rojdeniia-umershego-cheloveka-tradicii-5f880d15f12cd832da3039d7

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг