Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ

 

 

При Успенском кафедральном соборе в г. Пензе

 

объявляют набор слушателей на 2019/2020 годы

 

Приглашаются все желающие узнать о православии и получить знания по следующим предметам:

 

Священное писание Ветхого и Нового Завета, литургика, церковнославянский язык, догматическое и деятельное богословие, история древней Церкви, история Русской Православной Церкви, патрология, богословие иконы

 

Срок обучения - 4 года

 

Занятия проводятся 2 раза в неделю в административном здании Успенского кафедрального собора

 

Обучение бесплатное

 

Организационное собрание состоится в ВС 8 сентября в 14-00

в административном здании Успенского кафедрального собора

 

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛ. 8-927-09-44-080, 8-903-32-31-595

 

«Целитель души и тела»

 

10.08.2019

 

 

 

9 августа, в день торжества великомученика и целителя Пантелеимона, настоятель Преображенского храма р.п. Исса протоиерей Сергий Афонюшкин, совершил Божественную Литургию с молебным пением святому врачу.

В проповеди священник отметил силу духа угодника Божьего, его христианское мужество, любовь и помощь ближним.

 

Сайт Иссинского благочиния

 

 

Юрий Царёв

http://kuzneparhia.ru/2019/08/10/celitel-dushi-i-tela/#more-68286

 

В день празднования Смоленской иконы Божией Матери состоялся традиционный Крестный ход в Кузнецком благочинии

 

10.08.2019

 

 

 

10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, состоялся традиционный Крестный ход в Кузнецком благочинии.

В связи с неблагоприятными погодными условиями, Крестный ход прошел не до Смоленского родника, как это было в предыдущие года, а до храма в честь мученика Евгения Мелетинского села Чибирлей Кузнецкого района.

Священнослужители и миряне с иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») прошли от Вознесенского собора до центральной площади города. Отсюда они часть пути ехали на автобусах, а через сёла Пионер и Чибирлей следовали пешком с молитвенными песнопениями. Жители сёл присоединялись к шествию.

В храме был совершён водосвятный молебен и пропето величание Пресвятой Богородице. По окончании молебна благочинный Кузнецкого округа протоиерей Ростислав Ребровский обратился к участникам Крестного хода, поблагодарил за участие в молитвенном шествии и окропил всех святой водой.

 

Фото: Наталья Калмыкова

 

 

Максим Мальцев

http://kuzneparhia.ru/2019/08/10/v-den-prazdnovaniya-smolenskoj-ikony-bozhiej-materi-sostoyalsya-tradicionnyj-krestnyj-xod-v-kuzneckom-blagochinii/#more-68325

 

В библиотеках областного центра прошел православный кинолекторий

 

10.08.2019

 

 

8–9 августа 2019 года в городской библиотеке № 2 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина и в городской библиотеке № 1 (ул. Кронштадтская, 13) города Пензы состоялись мероприятия, посвященные 220-летию Пензенской епархии и 125-летию Пензенского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. С горожанами встретились сотрудник Пензенской епархии Ярослав Хижняк и клирик Петропавловского храма города Пензы иерей Дмитрий Фадеев.

 

 

Пензенцам был показан фильм «ДУХОВНАЯ эпоха земли Пензенской», посвященный истории Пензенской епархии, а также рассказывающий об одной из древнейших общественных организаций в России – Императорском Православном Палестинском Обществе, его современном положении и роли в духовной жизни нашей страны. Кроме того, в ходе встречи были затронуты различные аспекты православного паломничества, как части миссии.

 

Источник: Официальный сайт Пензенского отделения Императорского Православного Палестинского Общества

 

11226644420120102_07481720120102_075023

 

https://пензенская-епархия.рф/2019/08/10/в-библиотеках-областного-центра-прош/

 

В Малой Сердобе прошли катехизаторские беседы с казаками

 

11.08.2019

 

 

В период с 29.06.19 по 9.08.19 в течение семи пятниц председатель Миссионерского отдела Сердобской епархии священник Сергий Месяц провел 7 катехизических бесед с казаками Малосердобинского казачьего общества.

 

 

Беседы проходили по основным темам православной веры: «О Боге и Священном Писании», «О творении», «О храме и правилах поведения в нем», «О тайне Боговоплощения», «О Таинствах Церкви», «О заповедях Божиих». Священник раздал Святое Евангелие не имеющим его, и ответил на возникшие вопросы. В конце завершающей беседы иерей Сергий призвал казаков к молитве, посещению храма, Исповеди и Причастию.

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2019/08/11/v-maloj-serdobe-proshli-katexizatorskie-besedy-s-kazakami/

 

Радиопрограмма «Мир Православия». Беседа о грехе, болезни, исцелении

 

12.08.2019

 

 

 

В пятницу 9 августа Православная Церковь чествовала память святого великомученика и целителя Пантелеимона, одного из самых любимых и почитаемых в народе святых.

Есть ли прямая связь между болезнями и грехами, почему Господь попускает болезни, кому традиционно мы молимся об исцелении?

На эти и другие вопросы ответит автор и ведущий информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Мир Православия» Евгений Белохвостиков совместно с протоиереем Алексием Горшковым, клириком Петропавловского храма г. Пензы.

Традиционно в выпуске – рубрика «Седмица» с обзором новостей Пензенской митрополии.

 

Напомним, что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2 FM) по субботам в 11.10.

 

АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2019/08/%D0%9C%D0%9F-08-10-2019.mp3

 

https://пензенская-епархия.рф/2019/08/12/радиопрограмма-мир-православия-бесе-2/

 

«Вопросы веры». Новости Пензенской митрополии

 

15.08.2019

 

 

 

В новом выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» представлены новости митрополии. В частности, в выпуске рассказывается о прошедших в Петропавловском храме города Пензы торжествах по случаю престольного праздника.

Также вниманию телезрителей предлагается сюжет о состоявшейся в Пензе благотворительной акции по раздаче новой женской одежды, которая прошла в Епархиальном духовно-просветительском центре имени святителя Иннокентия Пензенского (ул. Октябрьская, 2).

 

Кроме того, в выпуске освещаются другие значимые события из жизни митрополии.

 

ВИДЕО: https://youtu.be/kxQf6m1aZxU

 

https://пензенская-епархия.рф/2019/08/15/вопросы-веры-новости-пензенской-ми-2/

 

Заметки наивного журналиста. Почём продалась РПЦ?

 

15.08.2019

 

Заметки наивного журналиста. Почём продалась РПЦ?

 

«Единая Россия» показывает кадры с митинга, где толпа согнанных по указке бюджетников. РПЦ показывает картинку с какого-нибудь крещенского купания, где несметная толпа по очереди прыгает в прорубь, осенив себя крестным знамением. В чем разница?

Товарищи в рясах, похоже, пребывают в искреннем заблуждении, что для ряда людей они являются неким духовным авторитетом. Они утверждают: процентов 70-75 россиян считают себя православными. Называют, может быть.

Давайте спросим, какой процент россиян причащался за последние, скажем, три года? Далее, какой процент из них обращался к местному пресвитеру за советом чуть сложнее, чем «кому молиться, чтоб у снохи зуб не болел?» И, самый интересный, контрольный вопрос. Кто из них хоть раз искренне раскаивался в грехе чревоугодия? Ну, вот реально, кто хоть раз переживал, что слишком много жрал, если это не было связано с подсчетом калорий? Вот и получаем искомый ноль процентов плюс/минус ноль же.

Почему мы утверждаем, что попы этого не видят? А потому, что иначе не позволяли бы себе с телеэкранов нести то, что они несут. Вот, например, последний перл от некоего отца Артемия Владимирова:

«В Вестминстерском аббатстве похоронены многие именитые люди. Я вот недавно беседовал с Чарльзом Дарвином. Я не являюсь поклонником обезьяньей теории, поэтому мне как священнику было интересно поговорить. «Чарльз, как тебе там? — обращался я к надгробию. — Что ты скажешь сейчас, как тебе кажется, есть ли какие-то промежуточные звенья между видами — между зеброй и жирафом?» — рассказал протоиерей. — Вы думаете, что я услышал? «Батюшка, не соблазняйся моей теорией, не от большого ума я эту гипотезу выдвинул, в которой сейчас раскаиваюсь. Ни к медведю, ни к свинье лично ты не имеешь никакого отношения!»

Работа священника по идее может быть похожа на работу менеджера по продажам. Продажник в своей проповеди вещает: «Поверьте, что станете моложе и здоровее с гербалайфом». Священник говорит: «Поверьте, что обрящете спасение и жизнь вечную со Христом». И если удастся убедить, то люди отдадут тебе — в первом случае свои деньги, во втором свое сердце.

Не надо обманываться. Если федеральный канал, пусть и про-православный, позволяет себе пускать в эфир такое мракобесие, это не означает, что весь коллектив федерального канала пора подселять в палату к районному прокурору и Наполеону. Это означает, что кому-то это нужно.

Ну а кому это надо — очевидно. Тем же, кто предлагает ввести четырехдневную рабочую неделю, тем же, с чьего одобрения какой-то (деенерал перед строем солдат поливает грязью философа Канта, тем же, кто оправдывает ядерную войну тем, что после нее только русские попадут в рай.

Многие склонны видеть в подобных перформансах лишь способ заполнить эфир, вытеснив из него по-настоящему важные вопросы. Это не так. Власть шлет нам вполне конкретный месседж: «Любой абсурд, любой маразм мы можем росчерком пера превратить в официальную правду». Это — устрашение, едва ли не прямым текстом произнесенная угроза.

Эти факты никак не мешают церкви мечтать. Полагаем, никто не станет спорить, что православие мечтает вернуть себе статус государственной идеологии. Но найдутся ли слова, которые смогут увлечь людей? После всего вот этого? На самом деле, таких слов предостаточно. Например, православный философ Фёдор Степун в 1930-е годы писал следующее:

«Со временем, безусловно, коммунизм рухнет, и государственно-партийная бюрократия будет порождать из своей среды новую буржуазию. Но эта буржуазия не будет похожа, ни на русское купечество, ни на западноевропейскую буржуазию. Новый постсоветский буржуй будут напоминать то пропагандистское чучело буржуя, которое рисовала советская агитация».

Недурно, правда? Мы это к тому, что православие — не только юродивые батюшки, обслуживающие режим. И сегодня среди представителей церкви есть люди выдающегося ума. Попробуйте послушать вместо Артемия Владимирова, скажем, Георгия Митрофанова, а вместо Дмитрия Смирнова — Льва Шихлярова. К тому же, если Бог существует — то Он не перестает существовать, если в районной церкви подняли расценки на крещение. Да и вопрос государственной идеологии — это не вопрос веры, это вопрос понимания места страны и народа в мире.

Но надо сделать первый шаг — назвать мракобесие московских коллег мракобесием. На это не решается никто. Священники боятся епископата. Провинциальный епископат — московского. А эти — Патриарха. Веруют и трепещут.

Не поймите неправильно, автор отнюдь не радеет за огосударствление церкви, нет. Но автору грустно, что богатейшее культурное и философское наследие, которое скрывает в себе русская православная традиция, подменяется тем шапито, которое мы наблюдаем сегодня.

А церковь сегодня — лучшая иллюстрация еще одной пророческой фразы: «Что может быть страшнее ЧК? Только ЧК во имя Божие».

 

Михаил Чернецов

 

https://penza-online.ru/kultura/zametki-naivnogo-zhurnalista-pochem-prodalas-rpts

 

Пензенская-Казанская икона Божией Матери

 

16.08.2019

 

ФОТО – А.С.Назаров

http://pravoslavie58region.ru

 

Пензенская-Казанская икона — одна из главных святынь Сурского края. Считается, что ею благословил первопоселенцев крепости над рекой Пензой царь Алексей Михайлович в 1663 г. Возможно, выбор образа был обусловлен тем, что эти земли входили в административное подчинение приказа Казанского дворца.

Основоположник пензенского краеведения протоиерей Яков Бурлуцкий, исследователь истории чтимых икон Пензенской губернии, приводит такое предание: «Для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь».

Бурлуцкий, ссылаясь на рукопись из библиотеки Спасского собора, приводит три рассказа о чудесах, связанных с Казанской иконой.

Первое из этих событий знакомо каждому православному пензенцу: это спасение крепости во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 г. Тогда ногайские татары захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян, но взять город не смогли.

«Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства, — пишет Яков Бурлуцкий. — Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчайшая меди и железа. Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.

Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.

И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали».

Также протоиерей Иаков Бурлуцкий упоминает об исцелении от слепоты солдатской дочери из Пешей слободы, во время молебна перед Казанской иконой; о помещице села Блохино Настасье Танеевой, которая, после того как в ее дом была принесена икона и перед ней совершен молебен, встала со смертного одра; о том, как один пензенский мещанин, незадолго до Пугачевского бунта, выздоровел на Успение, после мысленной молитвы перед образом.

Божией Матери молились о том, чтобы пугачевцы их не казнили, два пензенских бургомистра, Борис Елисаров и Петр Андреев Какушкин, и были спасены. Воевода Ефим Чемесов, помолившись Матери Божией, 4 августа 1774 г. окончательно разбил бунтовщиков. И после этого, пишет Бурлуцкий, «благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ Твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия»». Эти слова были начертаны над Царскими вратами в Спасском соборе XVIII в.

* * *

Многочисленные случаи исцеления по предстательству Божией Матери фиксировались и в XIX в. Елизавета Вигель, дочь одного из первых пензенских губернаторов Филиппа Лаврентьевича Вигеля, рассказала Бурлуцкому о чудесном выздоровлении ее отца: «Больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго. Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы.

Образ был принесен. Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает пред смертию. Началось молебствие с водоосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул. Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор, и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, — и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел».

* * *

Главка «Казанская икона в Пензе» есть и в книге Евгения Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1909 г. Автор, один из самых известных православных писателей начала ХХ в., целиком и полностью опирается на исследование Бурлуцкого, не сообщая ничего нового. Его труд для нас важнее как свидетельство того, что к этому времени Пензенский-Казанский образ имел уже общероссийскую известность.

Вплоть до 1923 г. Казанская икона хранилась в Спасском кафедральном соборе. Перед ней молились все императоры, посещавшие Пензу, все пензенские архипастыри, несколько поколений горожан.

В годы Гражданской войны с иконы исчезла драгоценная риза — в ее похищении молва обвиняла лишенного сана пензенского архиепископа Владимира (Путяту). После того, как собор был закрыт, Казанскую икону, по всей видимости, перенесли в Рождественский храм (на углу современных улиц Горького и Кирова), а в 1925 г. — в Петропавловский храм на улице Московской: эти храмы последовательно были кафедральными соборами раскольников-обновленцев. В 1931 г. Петропавловская церковь также была закрыта, и до 1937 г., предположительно, святыня хранилась в Успенском соборе на Мироносицком кладбище. А затем, после закрытия и этого храма, оказалась в Митрофановской церкви, оставшейся единственной действующей в городе.

Есть предание о том, что и Митрофановский храм хотели закрыть и отдать военным. Они начали разбирать иконостас, поставили в угол Казанскую икону, но на следующее утро снова увидели ее на своем месте в киоте. После этого новые хозяева от храма отказались, и его вернули прихожанам.

* * *

В советские годы икона пользовалась любовью и уважением не только верующих, но даже представителей атеистической власти. Георг Мясников, второй секретарь обкома партии, 12 июня 1976 г. записал в дневнике: «Остановились у Митрофаньевской церкви. Воспользовался случаем и впервые вошел в эту церковь. Попросил показать икону Казанской Божьей Матери, которую прислал во вновь построенный город Пензу царь Алексей Михайлович в 1660-х годах. Лик древний. Лицо матери в окладе и лицо младенца, отдаленное от матери тем же окладом. При свечах смутно различаются общие контуры. Услужливый представитель двадцатки (скорее всего, узнал!), зажег электричество. Лик как-то высветился. Очень впечатляют глаза Богородицы. Умели древние мастера только выражением глаз создать настроение. Женщина говорит, что он [лик] иногда белым бывает. Стоишь и думаешь: сколько поколений пензяков искало в этом взгляде ответа на вечные вопросы. Они ушли — облик матери остался. Икона уже этим святая!»

Епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев, на кафедре в 1970-1978 гг.) ввел традицию совершать воскресными вечерами чтение акафиста перед Казанской иконой. Позже их неукоснительно, каждую неделю, читал его приемник, архиепископ Серафим (Тихонов). Ко дню чествования Пензенской-Казанской традиционно стали приурочивать епархиальные собрания духовенства.

В 1989-1990 гг., стараниями владыки Серафима, образ был восстановлен московскими реставраторами. Через несколько лет для него была создана новая риза.

С 1984 г., в течение тридцати лет, вплоть до самой своей кончины, настоятелем (последние год с небольшим — почетным настоятелем) Митрофановского храма был митрофорный протоиерей Николай Тарасов (1927-2014). Он любил рассказывать о бесконечном потоке чудес, которые происходили по молитвам перед Пензенской-Казанской: будь то выздоровление неизлечимо больных, оправдание невинно осужденных, возвращение неразумных на путь истинный.
..1 октября 1999 г. с посещения Митрофановского храма начал свой визит в Пензу Святейший Патриарх Алексий II, он отслужил перед Казанской иконой молебен.

 

16 августа 2004 г., согласно Указу Святейшего Алексия, было установлено общецерковное почитание Пензенской-Казанской иконы Богородицы. С 2006 г. она упоминается в официальном календаре Московской Патриархии под 8/21 июля, а с 2012 г. – под 4/17 августа.

 

В августе 2003 г. протодиакон Александр Горшенёв составил тропарь и кондак, а в 2004 г. – и акафист Божией Матери, в честь Пензенской-Казанской Ее иконы. Правда, по стечению обстоятельств, тогда же на десятилетие был оставлен благочестивый обычай чтения акафистов перед святыней по воскресеньям. Возродил его в январе 2014 г. уже митрополит Серафим (Домнин).

 

https://пензенская-епархия.рф/2019/08/16/пензенская-казанская-икона-божией-ма-3/

 

 

Чудеса исцеления в Троице-Скановом монастыре

 

16.08.2019

 

В Троице-Скановом женском монастыре нас встретила мать Ефросинья - именно ей игуменья Иннокентия поручила стать нашим экскурсоводом. Несмотря на внешнюю молодость, в монастыре Ефросинья уже 15 лет.

От ответа на вопрос, почему вдруг девушка из обычной мирской семьи выбрала монашеский путь, она уклонилась, заметив, что у каждой из почти 50 населяющих монастырь сестер (несколько монахинь живут на подворье) своя дорога к Богу.

 

МОЛИТВА ЗА МОЛИТВОЙ

«Человек приходит сюда, когда ощущает в сердце божий призыв, - объясняет матушка Ефросинья. - Испытывает себя трудником, через какое-то время решает, стоит ли ему принимать монашеский постриг или все же вернуться в светскую жизнь. Бывает, в год два-три человека приходят, бывает - пять…

А вообще последнее слово - за игуменьей, и ее решения можно ждать и три года, и десять лет. Насильно сюда никого не запирают, но после пострига монахиня уже не имеет права покидать монастырь».

Заодно нас посвящают в историю монастыря. Когда-то он был мужским и возник в начале ХVII века. Точную дату, к сожалению, установить уже невозможно, так как в 1676 году пожар уничтожил все документы. В начале 1930-х годов монастырь был закрыт и разорен.

Возрождение святого места началось в 1985 году силами женщин-монахинь. В 1990-м монастырь был возвращен Русской православной церкви и стал женским.

Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть свое хозяйство: поле под картофель и зерновые, огород, сад и ягодный участок, пасека, молочная ферма, птичник. Делают здесь и свои молочные продукты. Их разрешено употреблять в пищу по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. А вот мяса монахини не едят, но могут в разрешенные дни позволить себе рыбу. Наверное, от режима питания да чудесной природы вокруг у сестер такие чистые лица и подтянутые фигуры.

В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины, в их числе и игуменья, которой то и дело приходится куда-то отъезжать по монастырским делам.

«Пожилые сестры - а старшей уже под 90 - живут в богадельне, - говорит матушка Ефросинья. - Многим из них сил хватает лишь на то, чтобы молиться, особенно тем, кто уже принял ангельский чин, великую схиму - это высшая степень монашества. Для монаха самое главное - молитва, а если мы будем только трудиться, то монастырь превратится в колхоз».

На колокольню (высотой 57 метров) каждое утро в 5 часов, чтобы пробудить насельниц, взбирается та сестра, которая ночью молилась. В половине шестого начинается монашеское правило и длится до половины восьмого. В восемь - божественная литургия, где можно исповедоваться и причаститься. Затем послушание, оно у каждого - свое. Например, в обители есть несколько мастерских: рукодельная, травная, мыльная, переплетная. Свои послушницы в трапезной, в просфорной, в ризнице, на скотном дворе, в богадельне…

Первая трапеза только около 11 часов, вторая - в половине четвертого. Вечернее богослужение с половины пятого до 8 часов также заканчивается общей храмовой молитвой. Никакого телевидения, радио и Интернета. Если игуменья посчитает нужным, она сама сообщит о происходящем в мире. Например, о каком-то стихийном бедствии, чтобы сестры помолились за спасение людских душ.

 

ОТ БЕСПЛОДИЯ И РАКА

В монастырь паломники едут со всей России и из-за рубежа. Многие только для того, чтобы прикоснуться к чудотворной иконе Трубчевской Богоматери (написана в 1765 году). Она не раз спасала обитель от пожаров и дважды избавляла Наровчат от холеры.

«Со временем мы стали замечать, что очень много происходит чудес, - рассказывает Ефросинья. - Одна наша сестра страдала от туберкулеза - в ее легких уже были каверны. Сестры усердно молились за нее перед иконой, и очередное обследование показало: легкие стали чистыми. А совсем недавно молодой человек из Рузаевки рассказал, что после посещения монастыря излечился от 4-й степени рака легких.

Недавно из Мордовии была пара. У них долго не было детей, но они помолились перед иконой и в тот же месяц зачали ребенка. Или вот жительница Мокшана была очень обеспокоена тем, что ее почти 4-летняя дочь не могла говорить. Священник помазал девочку маслом из лампады, а мать усердно молилась пред чудотворной Трубчевской иконой, и вскоре девочка начала говорить».

Рассказали нам и про другие случаи. Например, жительница Нижнего Ломова находилась в коме. Врачи сказали, что более ничего не могут сделать. И тогда отец женщины с внучкой приехали в Сканов монастырь и стали усердно молиться перед Трубчевской иконой, прося помощи Царицы Небесной. В тот же день к умиравшей вернулось сознание, и вскоре она поправилась!

«Свое чудо икона недавно явила и нашей матушке Иннокентии, - рассказывает матушка Ефросинья. - Она задумалась над тем, что хорошо бы расписать собор, но не знала, угодно ли этой Пресвятой Богородице. Да и с финансированием были проблемы. Молилась перед иконой Трубчевской Богоматери, прося, что если ей угодно, пусть поможет. И вскоре один благодетель пожертвовал обители точно такую сумму, которая требовалась».

Недалеко от монастыря синеет купол единственного в мире храма Трубчевской иконы, где служба проводится раз в год - 16 октября, в день празднования чудотворного образа. Факт, достойный того, чтобы быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса!

 

ИЗ ПЕЩЕРЫ ВЫШЕЛ СЕДЫМ

Решили мы заглянуть и в знаменитый Сканов подземный монастырь. В настоящее время известно о пяти входах в него. Главный располагается почти на самой вершине Плодской горы, у подножия которой бьет родник. Протяженность пещер составляет 590 метров, но это не считая заваленных при советской власти ходов.

Спелеологические экспедиции установили, что пещеры полностью рукотворные и выкопаны монахами вручную с помощью лопат и заступов. Пещерный комплекс подобен катакомбам Киево-Печерской и Псково-Печерской лавр, однако по протяженности он оставляет конкурентов позади. Поговаривают, что некогда на самом нижнем ярусе комплекса располагалось озеро, по берегам которого стояли фигуры из нефрита!

В пещерный монастырь удалялись подвижники, желавшие полного отречения от мира. Последним пещерником, пострадавшим за веру, стал монах Тихон, который в 1928 году был зверски убит топором неизвестными. После исчезновения монахов почти все входы в пещеры были взорваны.

В послевоенные годы двое работников совхоза «Наровчатский» обнаружили узкий лаз и решили прогуляться с фонариком по пещерному комплексу. Фонарик был один на двоих, и вскоре он погас. Искателям приключений пришлось долго идти на ощупь. За это время они будто бы слышали из тьмы то голоса, а то и вовсе пение монахов. Лишь почувствовав свежую струю воздуха, бедолаги смогли найти выход наружу. Один из «исследователей» от пережитого страха поседел.

Корреспонденты «МЛ» - тоже люди любознательные. Включив в телефонах фонарики, мы решили немного прогуляться по подземному лабиринту. Главное наблюдение: в пещерах такая тьма, что даже довольно яркий свет от гаджетов не дает полной картины окружающего тоннеля, ибо путь идет в сплошных поворотах и поднимается то вверх, то по ступеням вниз. Лазы в другие ярусы находятся в труднодоступных местах - либо за поворотом вверху стены над головой, либо в провале трещины резко вниз.

Температура воздуха внутри пещер постоянная, но в каждом ярусе своя: в верхнем - 11-12, во втором - 8-9, в третьем - 6-7 градусов тепла. Воздух совершенно чист и свеж, никаких намеков на затхлость и сырость.

Сделав несколько поворотов, мы повернули обратно. Почему? В какой-то момент показалось, будто в спину нам несутся странные звуки, отчего по спине побежали мурашки. Впрочем, оказавшись под яркими солнечными лучами, над своими страхами мы лишь посмеялись - место-то намоленное и бояться тут нечего!

«Молодой ленинец», № 32, 6 августа 2019 г.

 

https://www.penzainform.ru/press/ml/2019/08/16/chudesa_istceleniya_v_troitce-skanovom_monastire.html

 

 

 

 

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг