Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.04.24
Обзор сообщений пензенских областных и районных СМИ

Обзор сообщений пензенских областных и районных СМИ

за седмицу 09 – 16 декабря 2012 года

 

10.12.2012

 

21.12.12 конец света

 

Рамзан Кадыров назвал верящих в конец света вероотступниками

Глава Чечни поручил разобраться с ними муфтияту республики

 

Глава Чечни выразил свое отношение к муссируемым слухам о надвигающемся на планету конце света, который якобы предрекает календарь майя.

- Я не понимаю, как могут мусульмане верить этому? Люди скупают свечи, говорят, что света не будет. Неужели никто из них не знает, что если настанет конец света, то никакие свечки им не понадобятся? Тот человек, который верит в подобные слухи, по мусульманским канонам считается вероотступником,- прокомментировал Рамзан Кадыров кривотолки о грядущем 21 декабря всемирном апокалипсисе.

Простым заявлением, кстати, глава Чечни не ограничился. Рамзан Кадыров распорядился, чтоб этим вопросом вплотную занялись священнослужители.

Как сообщают в пресс-службе главы Чечни, Рамзан Кадыров поручил муфтияту провести разъяснительную работу с населением.

- Люди не должны заблуждаться по этому поводу. У меня тоже много раз спрашивали об этом. Ни я, ни кто-либо другой, не может знать, когда наступит конец света,- отметил Рамзан Кадыров. - В Коране описано наступление конца света. В нем есть описание всех современных открытий учеными. Даже о запуске спутника упоминается в Священной книге. Поэтому подобные суждения являются греховными. Только Всевышнему известно, когда наступит этот день.

В муфтияте Чечни уже отреагировали на поручение главы республики. Как рассказали корреспонденту "КП" в пресс-службе Духовного управления мусульман Чечни, в мечетях республики людям объясняют, что никакого Армагеддона 21 декабря не будет. Передачи на соответствующие темы крутят по телевидению Чечни. Преподаватели ислама в школах и детских садах рассказывают своим маленьким подопечным, о том, что "лишь Аллах ведает, когда ждать настоящий конец света".

Алексей ДРОБОТОВ

http://penza.kp.ru/daily/25999/2926979/

 

11.12.2012

Староверы вернулись из джунглей в Россию. А она им выставила счет

 

Иногда, чтобы вернуться на Родину, нужно совершить кругосветное путешествие. Крестьянская семья старообрядцев Мурачевых вернулась домой из Южной Америки, выполнив завет деда [фотогалерея]

 

 

Журналисты «КП» решили их навестить, чтобы узнать, как обжились за два года пребывания в России ее новые граждане.

«Законсервированная» вера

Зима в калужское село Огорь пришла по русской традиции внезапно, «как снег на голову». Наша машина аккуратно ползает по заснеженным безлюдным улицам, апокалиптично накрытым плотным туманом. Село привольно разбросано по местным черноземам изолированными хуторками и автономными улицами. Наконец дорога упирается в глубокие тракторные колеи.

- Дальше не проедете, парни, - растолковывает нам говорливый дедок. - Вы же к староверам приехали? Я им на днях соляру для трактора возил, дак еле прорвался. Ставьте здесь машину, ничего с ней не случится.

Мы разгружаем гостинцы - два пятилитровых баллона с растительным маслом, мешок сахара, пакеты с мукой, инструменты. В рюкзачке хрустят упаковки с лекарствами - полный противопростудный набор. Даже в аптеке удивились: куда столько? Но нас староверы просили привезти именно лекарства, а про то, что с едой у них, мягко говоря, небогато, мы узнали от сторонних людей, сами сказать они постеснялись. Почему? Наверное, потому, что «дома и солома едома». Для людей, выросших в Южном полушарии, наши сопливые зимы во много раз страшнее голода и запросто могут свести в могилу.

Вот она - конечная точка кругосветного путешествия семьи Мурачевых. Русская изба-пятистенка, старая, но крепкая. У калитки нас встречает снеговик, слепленный детьми, не видавшими снега. Мы мнемся возле дома, не решаемся заходить, стесняемся чего-то. Знаем, что староверы - люди особые, закрытые в своих общинах.

«Наши» принадлежат к достаточно редкому «часовенному», или «стариковскому», согласию. В период гонений, еще при Николае I, они вынужденно отказались от священства. Духовные репрессии выковали особую породу людей и особые законы быта. Гостей, например, поят и кормят из специальной посуды, чтобы свою «не обмирщать». Через эту закрытость, граничащую с отстраненностью, и выживали староверческие, древлеправославные семьи. При этом сохраняли и веру, и обычаи, и чистейший, архаичный русский язык, не отполированный телевизионными дикторами и не искалеченный феней. Правда, происходила эта «консервация», как правило, за пределами России. Староверческие общины раскидало по всему земному шару. Но в людях на генном уровне и в наказах предков осталась тоскливая тяга к родной земле, на которой большинство из них никогда не было. Семья Мурачевых со своей многочисленной родней приехала в свою неизвестную Россию из Боливии.

 

 От сурового дальневосточного климата привыкшая к теплу семья Мурачевых бежала в Калужскую область.

От сурового дальневосточного климата привыкшая к теплу семья Мурачевых бежала в Калужскую область.

Фото: авторы СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Переселенцы-староверы вернулись из Боливии в Россию

 

Бразильские скитания

Против ожиданий, встретили нас очень ласково. Из школы только пришли старшие девочки - в длинных старинных сарафанах с мокрыми от снега подолами и яркими современными рюкзачками. А глава семьи, Терентий, едва закончил пахать поле и пришел к обеду. Он пашет даже ночью - боится, что земля промерзнет. Боится, что весной не успеет засеяться. Первый урожай проса, выращенный на калужской земле, вышел никудышным. С затянувшимся переездом поздно к земле подступились...

- Дедушка рассказывал, что наша семья из России выехала в 33-м году, - встречает нас в холодных сенях Терентий. - Он часто говорил, что, разрешали бы Богу молиться, они бы и не ушли, перетерпели бы и голод, и лишения. Но уже даже в подполье невозможно было молиться - сгоняли в бараки. Решили временно уйти в Китай. Но, как говорил дедушка: «Все идет не так, как хочешь, а как Бог повелит».

Проходим в хату. Небольшая кухня с большой русской печкой. Рядом пристроилась уже современная плита Bosch. На ней и готовят - газ дешевле, чем дрова. С другой стороны - кровать, в углу - образа, убранные белоснежными рушниками. К кухне примыкает комната побольше, со сдвинутыми кроватями. Дети спят вместе, практически под одним одеялом. Бани пока нет, мытье - целая проблема, но в доме изумительная чистота, прикрытая домоткаными половиками.

Хозяйка Ксения наливает чай и ставит на стол свежеиспеченные пирожки с повидлом. Староверы, едва переехали, стали печь хлеб сами. И чиновники, и односельчане быстро распробовали домашний хлебушек. Стали печь на продажу, и у семьи получился хоть какой-то приработок. Самая младшая Мурачева, двухлетняя Нила, с нескрываемым любопытством рассматривает незнакомцев, тиская обреченно прижавшего уши кота. Терентий рассказывает нам витиеватую историю своей семьи. В Китае его предки осели почти на 20 лет. Однако после гражданской войны в Поднебесной и прихода к власти коммунистов уже почти забытые притеснения староверов пошли по второму кругу. В 1951 году Красный Крест вывез большую общину русских староверов в Бразилию.

- Наши родители привыкли на земле растить без всяких удобрений, - объясняет Терентий. - В Бразилии земля такая, что без удобрений хорошо не вырастишь. А в Боливии подвид земли такой же, как в России, можно работать без химии. Поехали туда и прожили в Боливии почти 29 лет. Расчищали под пашню джунгли. И с Божьей помощью начали потихоньку обустраиваться. Выращивали в основном сою, построили дома, баня была, большой амбар, техника - «Катерпиллар», «Джон Дир»... Но постепенно нас начали разными законами ограничивать. Особенно когда там президентом стал индеец. А он не любит белых людей. Чуть революция там не случилась.

- Там много расистов, - подтверждает старший сын Терентия Дионисий, по образованию - бухгалтер со знанием испанского и португальского языков. - У нас забрали практически 600 гектаров. На камионах (грузовиках. - Прим. авт.) приезжают с палками. Если хозяина поля застанут, не знаю, выживет ли. Но как-то Бог миловал нас. С адвокатом ходили, вроде на месяц успокоятся, потом снова приезжают захватывают.

 

Такое же письмо пришло супруге Терентия Ксении. Еще одно, с требованием вернуть 120 тысяч, адресовано старшему сыну Дионисию.

Такое же письмо пришло супруге Терентия Ксении. Еще одно, с требованием вернуть 120 тысяч, адресовано старшему сыну Дионисию.

 

Зов предков

- В Россию из-за этого решили уехать?

- Да мы с малых лет мечтали, - присоединяется к разговору хозяйка Ксения. - Папа из Сан-Паулу привозил русские книжки все время - и сказки, и учебники. Читали с удовольствием.

- Мы до четвертого класса там, на русском языке учились, - говорит Дионисий. - И между собой в деревне всегда по-русски разговаривали. Даже запрещали по-испански общаться в своей деревне.

- Дед всегда говорил: «Никогда бы я не жил в этих грязных краях. Там Родина, Господь на те края, на добрую сторону, семена рассеял, а ветки сюды бросил. Будет воззвание к вам. Когда оно будет, не медлите ничем, вы из России ушли в одних рубашках, так же и возвращайтесь. Будет очень трудно, но вернитесь». Так завещал дедушка.

И воззвание пришло. В виде программы по переселению соотечественников. В Бразилию приехали чиновники из Москвы, собрали многочисленную русскую диаспору, позвали домой.

 

Не вся семья староверов решилась на переезд в далекую заснеженную Россию из тропической Боливии.

Не вся семья староверов решилась на переезд в далекую заснеженную Россию из тропической Боливии.

Фото: семейный архив СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Переселенцы-староверы вернулись из Боливии в Россию

 

Хождение по мукам

Терентий усаживается на табуретку, оправляет чистую рубаху-косоворотку - один из отличительных признаков староверов всех толков - и начинает монолог, в котором архаичное слово, кажется, искажает время: - На совещание переселенцев ездили мои братья Ульян и Фадей. В общем, старший брат решил, что это воззвание - обман: «Сам не поеду и вас не пущу». Может, поэтому нас в консульстве отправили в Бразилию делать документы, что-то было не в порядке у нас. Пришлось там страдать два года, трудиться работниками, чтобы прожить неголодно, пока нам не сделали бразильские паспорта. С ними по программе приехали на Дальний Восток. Под Уссурийском нас поселили в общежитии-пятиэтажке. Власти к нам отнеслись хорошо, российские документы быстро оформили. Ничего не надо было добиваться, нас возили на автобусе и не чинили бюрократических препон. Потом приехал, глава уссурийский, спрашивал, где мы хотим дома поставить. Нам в логу предлагали, а мы на пригорке хотели, по привычке бразильской и боливийской. Договорились, промерили, где скважину пробить, обещали и свет, и воду, и дорогу провести. Но потом не понимаю, что получилось. Вот, сказали, два дома есть старых, разбирайте и ставьте. Но мы же общиной приехали, десять семей, и по нашей вере мы должны вместе жить. Да и люди местные говорили: «У вас дома там посожгут». А потом еще братья на нас осерчали, что мы стали в школу сдавать детей. Государство и им говорило, чтобы дети учиться пошли, а они ни в какую. Они собрались и уехали под Дальнереченск.

Мы туда не поехали, там минус 46 градусов было, влажность. 60 километров до них дороги вообще нет, у меня хозяйка после операции, ей нужен спокой. Там она не оздоровит. А брат Иосиф в это время в Обнинске счастья пытал. Позвал меня. Пошли к местному министру сельского хозяйства. Нам предложили это место, всем тут очень понравилось. Вроде и в деревне, а вроде и нет. Земля хорошая. В сельсовете сказали, что и домики есть, только без документов. Брат остался решать бумажные вопросы, а я за семьей на Восток отправился. Там восемь семей остались под Дальнереченском. Тяжко им. А здесь министр нам дал трактор. Но это, конечно, пока только огороды вспахать. Маленький он. 300 - 400 гектаров не посеешь на нем, максимум 30. Жаловаться нам грех, мы понимаем, что у властей в области много разных дел. Мы привычны к работе, к земле. Здесь земля хорошая. Только техники нет, это нас и беспокоит очень. Надо же не только трактор с приборами, надо и комбайн. Без него зерно не соберешь...

- Как местные к вам отнеслись?

- Вообще обижаться не на что. В деревне и одежу приносили, и картошку, и огурцов, и капусты. Сердечно благодарим всех, кто нам в России помогает. Кто-то немножко и денежек прислал, будет, на что обувь купить.

Хозяйка наливает нам по тарелке ухи. Начался Рождественский пост, один из четырех, которые держат староверы. Рыба из Днепра. На прошлой неделе неизвестный мужчина из Киева заехал с двумя сумками рыбы. Прослышал где-то, решил помочь. И таких людей оказалось множество, хотя, судя по СМИ, единственное, чем славится русский народ, - черствость и равнодушие.

- Сразу нигде хорошо не бывает, - вздыхает Ксения. - Мы и в Боливии много перестрадали. Здесь хоть русский народ - братья, сестры - все помогают. А там на тебя внимания никто не обратит. Выжил, не выжил, живи, как хочешь, выскребайся. Никак не могу понять, о чем думали и думают до сих пор двое братьев со своими семьями, которые там остались. Они там до сих пор считают, что многие из нас сгинули, остальные голодуют, мерзнут. Мы говорим: слава Богу, здесь с русскими не замрешь*.

 

 В Латинской Америке дети переселенцев никогда не видели снега.

В Латинской Америке дети переселенцев никогда не видели снега.
Фото: семейный архив  СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Переселенцы-староверы вернулись из Боливии в Россию

 

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

«С русскими не замрешь*», а с чиновниками – запросто!

Возвращаясь в Москву через аномальные снегопады, мы грешным делом думали, что мытарства семьи Мурачевых почти что закончились. Как бы ни так. На днях семья получила строгую бумагу из УФМС по Приморскому краю с требованием в 20-дневный срок вернуть все подъемные назад. Сумма просто оглушительная - 600 тысяч рублей. Приморье - «земли вселения категории А», там возвращенцам положены подъемные. Которые им и выдали. Однако по закону переселенцы должны провести на новом месте минимум два года, а они и года не прожили под Уссурийском. Вот только Мурачевым про эту тонкость сказать, видимо, позабыли. А они, судя по всему, в умные бумаги не вникали - не ожидали подвоха в воззвании родной земли.

Внимание!

Если вы хотите помочь семье Мурачевых:

Счет Яндекс.Деньги с пометкой «Староверам» - 410011404336636.

Счета в Сбербанке:

Адрес: 249340, г.Жиздра, ул.Кирова, 27ОН 8759144

Банк получателя: Отделение НО8608

Корреспондентский счет: 30101810100000000612

Инн: 7707083893

Кпп: 402302001

Бик: 042908612

Отделение номер 5568 Сбербанка России.

Получатель Терентий Мурачев.

Счет No. 42307.810.2.2212.0027347

Обратите внимание, что отчества нет и Мурачев пишется через е а не через ё.

Также деньги или посылку можно отправить через любое почтовое отделение:

249357, П/О Огорь, деревня Гололобовка, улица Малая Гололобовка д. 35.

Жиздринский район, Калужская область. Терентий Мурачев.

ЦИФРЫ

По Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, домой вернулись:

в 2010 году - 13 тысяч человек;

в 2011 году - 32 тысячи человек;

в 2012 году - 49 400 человек.

ЗВОНОК В ФМС

Начальник Управления Федеральной миграционной службы по Калужской области Михаил МОСКАЛЕНКО:

- К сожалению, в этой ситуации мы бессильны. Когда Мурачевы к нам приехали, мы им активно помогали. У них и визы были неправильно оформлены, и много других бумажных сложностей было. Все решили без лишней бюрократии. Но в Приморье они, судя по всему, въезжали по категории А. То есть там им выдавали подъемные. И если эти деньги сейчас не вернуть, то приморское управление будет с ними судиться. Такова процедура. Им бы надо напрямую директору ФМС написать. Мурачевы же из России не уехали, здесь жить остались. Может быть, в порядке исключения удастся что-нибудь придумать.

*Не замрешь - то же, что не пропадешь (архаичный русск. яз.).

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Переселенцы-староверы вернулись из Боливии в Россию

Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

http://www.kp.md/daily/25999/2926764/

 

Святейший Патриарх Кирилл: В этом году в Послании Президента акцент сделан на самое главное — на человеческую личность12.12.2012

 

Святейший Патриарх Кирилл: В этом году в Послании Президента акцент сделан на самое главное – на человеческую личность

 

12 декабря 2012 года начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ставропольскую митрополию. В аэропорту «Шпаковское» краевого центра состоялась краткая беседа Его Святейшества с корреспондентами СМИ.

Журналистов интересовало, в частности, какие аспекты ежегодного Послания, с которым Президент России обратился сегодня к Федеральному Собранию, вызвали особое внимание Его Святейшества.

Отвечая на это вопрос, Предстоятель Русской Церкви сказал:

«Кажется, мне удалось услышать все президентские послания в истории новой России, и должен сказать, что нынешнее Послание отличается от всего того, что я слышал ранее.

Обычно президенты делают акцент на экономике, на внутренней или внешней политике. Но в нынешнем Послании акцент был сделан на самое главное — на человека, на человеческую личность, на формирование духовного, культурного, нравственного облика россиянина, на воспитание наших людей в духе патриотизма, верности своему Отечеству.

На мой взгляд, это стратегический взгляд в будущее. Можно построить замечательную инфраструктуру (которая, как известно, у нас далека от совершенства), можно развить экономические отношения, построить новые фабрики и заводы, создать новые механизмы; но для кого будет создаваться экономика, если не будет решен самый главный вопрос: сохранит ли наш человек все те ценности — духовные, нравственные, культурные, — которые достались ему из прошлого? Речь идет, конечно, о сохранении нашей национальной или многонациональной российской идентичности. И я хотел бы поблагодарить Президента за то, что впервые на таком высоком уровне были обозначены эти наиважнейшие стратегические приоритеты в развитии нашего государства и нашего общества».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/2646803.html

 

Протоиерей Всеволод Чаплин ведет авторскую программу "Время доверия" на радио КП

Протоиерей Всеволод Чаплин ведет авторскую программу "Время доверия" на радио КП

Фото: Иван ВИСЛОВ

14.12.2012

 

Отец Всеволод Чаплин о расчеловечивании, ювенальной юстиции и крепких отношениях

 

Как избавиться от инфантилизма нынешней молодежи, не разрушая при этом семью

 

В прямом эфире радио КП в программе «Время доверия» с Всеволодом Чаплиным» обсуждаем, как воспитывать детей в современном мире, где так много соблазнов.

 

Чаплин:

- Сегодня у микрофона протоиерей Всеволод Чаплин и наша гостья Ирина Яковлевна Медведева, детский психолог, член правления Российского детского фонда. Знаете, какую тему сегодня хотелось бы обсудить? Мать и дети в современном мире - непростом мире, в котором действительно получается так, что поколения разобщены, родительский авторитет подрывается, в том числе некоторыми авторитетными и значимыми общественными структурами, некоторыми лидерами общественного мнения. Есть даже  специальные пропагандистские программы и приемы, которые пытаются объяснить взрослеющему человеку, что родители - это отсталые люди, темные люди, жестокие люди, которые не знают, что ему на самом деле нужно, стреноживают его свободу и т.д. Вот в этих условиях какова должна быть миссия матери, как помогать ребенку сориентироваться в сложном мире? Есть ли вызовы материнству и отцовству как входящим в природу человека явлениям? Вот об этом сегодня хотелось бы поговорить.

На прошлой неделе в Москве состоялся 2-й Форум православных женщин, объединивший очень разных участниц православного женского движения, людей из разных стран, разных поколений, разных социальных групп. И в заявлении Форума было сказано следующее: «В наши дни роль женщины неоценима и максимально востребована во всех сферах государственной и общественной жизни. Сегодня она не только супруга и мать. Огромно влияние женщин в системе образования, где их большинство, как и среди медицинских работников, которые трудятся в условиях тяжелых физических и психологических нагрузок. Женщины в основном работают у нас и в социальной сфере». То есть отмечается в документе общественная роль женщины, которая возрастает. Не может не возрастать, потому что любой человек сегодня имеет доступ и к рычагам государственного управления, и к информационному обмену.

Но в то же время сказано в документе и следующее: «Мы решительно отвергаем призывы представителей так называемой прогрессивной общественности к разрушению традиционных для России ценностей православной веры, культуры и семьи в обмен на чужестранные идеи о «гендерном равноправии» и «феминизме». Опыт плодотворного участия женщин-россиянок в международном женском движении в начале ХХ века убедительно доказал, что совмещение семейного труда и внесемейной активности вовсе не означает отказа от традиционных для женщин России духовно-нравственных ценностей православия».

Вот такие два месседжа были озвучены этим форумом. Ирина Яковлевна, как вы считаете, общественная активность, профессиональная активность, гражданская активность женщины мешает ее деятельности, как матери или нет? Вы очень активный человек, я знаю, вы выступаете на разных конференциях, на ток-шоу, в интернете, в печати. Есть напряжение между этими двумя видами служения?

Медведева:

- Честно говоря, конечно, есть. Но поскольку сейчас такая военная пора, на войне уже не думаешь, надо же отстоять всех детей. Что толку одного своего ребенка пытаться сохранить? Хотя это невозможно, в золотой клетке семьи ребенка очень недолго можно удерживать. Поэтому даже из эгоистических соображений, чтобы своего ребенка спасти, надо спасать всех сейчас. Так что в военных условиях не приходится рассуждать.

Конечно, я была бы гораздо больше рада, если бы впереди нашего противостояния всякому злу, направленному на детей, на разрушение семьи, были мужчины.

Чаплин:

- Вы очень важную тему сейчас подняли. Есть некая правда, по-моему, в рассуждениях людей, которые в современном мире, в современном обществе подчеркивают, что нужно детям поскорее эмансипироваться, отходить от материнской опеки, потому, что инфантильных людей, в том числе инфантильных мужчин (да и женщин тоже), сейчас очень и очень много. Мы недавно общались с великим католическим мыслителем, одним из немногих живущих в наши дни легендарных творцов социальной доктрины, социального учения Католической церкви кардиналом Полем Пупаром. Так вот, он отметил такую интересную вещь, как инфантильность священников. Окончив семинарию, священник на Западе (да и у нас отчасти тоже) оказывается в 25 лет пастырем. На самом деле он ребенок. Вот инфантилизм, может быть, связанный, кстати, с излишней материнской опекой, - это одна из проблем общества. С другой стороны, под видом борьбы с инфантилизмом пытаются просто разрушить традиционную семью до основания, сказав, что лет в 12-14 подросток уже должен полностью порывать с родителями, бунтовать против них. И не дай Бог родители что-то ему скажут - их тут же надо если не лишать родительских прав, то, по крайней мере, жестко ограничивать проявление родительской власти. Вот где эта грань между залюбливанием ребенка, после которого он в свои 20 лет остается инфантилом, и подталкиванием со стороны общества юного человека к тому, чтобы он чувствовал в родителях врагов?

Медведева:

- Я вам сразу хочу сказать, что этот подростковый протест – это на самом деле признак инфантильного поведения. Это демонстративно отторжение родителей, демонстративное представление себя как уже самостоятельного человека, это и есть инфантильное поведение. Мы же знаем, что это признак подросткового возраста. Настоящему взрослеющему человеку, наоборот, все больше и больше необходимо (правда, уже на другом уровне, не как беспомощному ребенку, а как взрослеющему человеку) нужна более глубокая, чем раньше, и более высокая связь с родителями.

Чаплин:

- А кто придумал такую теорию, что связь поколений должна обязательно разрываться с формальным взрослением, с наступлением совершеннолетия, с началом жизни самостоятельной семьи или даже просто с устройством на работу? Более глубокая связь поколений, о которой вы говорите, которая всегда была в традиционной семье.

Медведева:

- Всегда была и остается во многих традиционных семьях.

Чаплин:

- Кто придумал идею о том, что это плохая связь, что не должно быть многоуровневой и многопоколенческой семьи?

Медведева:

- Я думаю, что это придумали те, кто вообще разрушал традицию.

Чаплин:

- А кому это нужно?

Медведева:

- Батюшка, вам же виднее. Нужно это врагу роду человеческого. А уж каких он в какие времена находит агентов, для того чтобы делать свои черные дела, это вопрос времени.

Чаплин:

- Есть определенный вектор если не идеологии, то по крайней мере политики, психологии, который направлен на то, чтобы объявить традиционную семью чем-то плохим, закабаляющим людей. Некоторые общественные движения говорят о семье как об институте подавления человеческой свободы. Такая тенденция, между прочим, не нова, это все у нас было в районе 17-го года, и это было в начале ХХ века в целом ряде европейских стран. Сейчас в значительной степени эти идеи тоже проталкиваются через некоторые общественные механизмы, через общественную дискуссию. Вот кто не любит такую полноценную семью? И почему так происходит? Это оттого, что у людей у самих была плохая семья, или им лень создавать семью, или просто у них какой-то протест против традиционной морали? В чем причина - не политизированная, внешняя, а настоящая причина такого нападения на традиционную семью?

Медведева:

- Когда я в Западной Европе бывала в командировках и старалась понять, кто работает в ювенальных службах, то есть кто профессионально занимается разрушением семьи, разделением детей и родителей, должна вам признаться, что в этой сфере очень много извращенцев.

Чаплин:

- Мы обсудим еще тему ювенальной юстиции, это действительно серьезная тема.

Медведева:

- Это связано с тем, что мы говорим, с отношением к матери, отношением к родителям. Там очень много людей извращенных.

Чаплин:

- Подталкивают подростка, ребенка к тому, чтобы он считал, что родители – враги. Есть что-то, что с ними связано и ограничивает его свободу, а вот придет добрый дядя из социальной службы, из ювенальной службы и поможет иметь столько мороженого, сколько хочешь, столько возможности пользоваться Интернетом, сколько хочешь, столько возможностей болтаться по улице до 2 ночи, общаться с людьми противоположного пола.

Медведева:

- То есть это облегчает расчеловечивание.

Чаплин:

- А почему безнравственность, с вашей точки зрения, и расчеловечивание – это близкие вещи?

Медведева:

- Потому что расчеловеченным человеком легче управлять, а человек, который позволяет собой управлять любым силам, в том числе и злым, этот человек уже безнравственный.

Я вам хочу рассказать очень важную вещь. Потому что у нас очень многие вопросы возникают, такие, на которые мы не можем ответить. Однажды я слышала блистательный ответ. У нас в гостях были два историка, один немецкий, другой американский. Оба они были ближайшими помощниками (один в Америке, другой в Германии) очень известного американского оппозиционера, историка, экономиста, политического деятеля, который неоднократно баллотировался в американские президенты, Линдона Ларуша. Это было 12 лет назад примерно, мы тогда еще не понимали, что доллары это зеленая бумага, которая наводнила весь мир. Они говорили с моим мужем по-английски, он свободно владел английским, а я только понимала, что они ему рассказывали, что все это псевдоэкономика, что доллар обеспечен максимум на 4%, что когда все это лопнет, этот мыльный пузырь, то те страны, которые привязаны к доллару, будут просто под обломками этой рухнувшей псевдоэкономики. Я видела, что мой муж очень нервничает. Особенно он нервничал, когда они без запинки употребляли словосочетание «мировое правительство». Он считал, как московский интеллигент, достаточно либерально воспитанный в профессорской семье, что такие словосочетания употребляют только какие-то полусумасшедшие патриоты на митингах, а тут два интеллигентных иностранца, два профессора-историка говорили про мировое правительство. И вот я видела, как он ерзает, как он уже не может их слушать. И, наконец, он не выдержал и сказал: знаете, что я закончил мехмат, я математик, я воспитан в формальной логике, вы мне, пожалуйста, логически объясните, зачем вашему так называемому мировому правительству все это нужно устраивать, ведь они и сами, логически рассуждая, окажутся под обломками. И вот я хорошо помню реакцию. Американец сосредоточился и задумался. Немец ответил с такой быстротой, с которой отличник отвечает таблицу умножения. Он не задумался ни на минуту. Он сказал: вы напрасно ищете человеческую логику у разных извращенцев и сатанистов. У них не человеческая логика, поэтому она вам непонятна.

Чаплин:

- Интересный ответ.

Медведева:

- И я почувствовала, что это правда.

Чаплин:

- Часто люди, которые нацелены на разрушение традиционных форм жизни, вроде бы не понимают даже, что их самих или их потомков все это может накрыть.

Медведева:

- То есть,у них нет экстраполяции, они на шаг даже собственную судьбу не планируют.

Чаплин:

- Давайте послушаем музыку. Хор православного приюта «Отрада» при Малоярославецком Никольском Черноостровском монастыре исполняет песню «Волхвы» на английском языке.

Ирина Яковлевна, как вы считаете, для поддержания отношений между поколениями, для того, чтобы семейный очаг был действительно очагом, а не угасающей кучкой поленьев, совместные праздники важны?

Медведева:

- Очень важны. И очень важна совместная подготовка к этим праздникам. Потому что дети очень любят быть хорошими, очень любят, когда их хвалят взрослые за помощь. А подготовка к празднику это как раз прекрасный повод задействовать ребенка в этой помощи. Вместе с ним праздничный пирог делать, вместе с ним убрать квартиру, вместе с ним нарядить елку, вместе с ним придумать подарки.

Чаплин:

- И потом это же самое передают будущие семьи своим будущим детям.

Медведева:

- Конечно. Это очень важно. Совместный труд очень важен.

Чаплин:

- Не случайно культура и традиции, которые передаются из поколения в поколение, укрепляют семью. Потому что девочка, которая помнит свою мать, свою бабушку, традиции, связанные с семейным празднованием того или иного события, потом все это воспроизводит в своей семье. И вместе с традицией передаются очень важные вещи. Ценности, в том числе вечные ценности, которые я как верующий человек считаю данными Богом. И опыт, и мудрость поколений и веков, которые вовсе не стоит сразу отбрасывать, отождествляя с каким-то ретроградством. Потому что в этой мудрости рецепты того, как ту же семью надо устроить.

Мы начали с вопроса о том, мешает ли профессиональная деятельность, гражданская деятельность, общественная деятельность матери исполнять свои обязанности. Не получается так, что сегодня общество или какие-то части этого общества, структуры этого общества подталкивают мать и отца к тому, чтобы ребенка передать на воспитание в некие воспитательные сообщества? Это в лучшем случае детский сад, в худшем случае это какие-то интернаты, еще какие-то структуры, которые могут взять ребенка на 5 дней в неделю или даже на всю неделю. Не получается так, что матери настойчиво подсказывают мысль о том, что ребенка достаточно увидеть раз в неделю, а все остальное время им займутся более грамотные и более эффективные люди, только деньги плати?

Медведева:

- Постоянно подталкивают. Причем еще очень любят говорить, что иначе ребенок, дескать, не научится общаться. Хотя я как детский психолог с очень большой практикой хочу сказать, что ребенку дошкольного возраста, для того чтобы уметь общаться со сверстниками, вполне хватает одного, двух, трех друзей по песочнице во дворе около дома. Поэтому, если мать может быть с ребенком, его совершенно не нужно отдавать в детский сад. Это всё глупости какие-то. А когда женщине, с одной стороны, говорят, как это полезно, с другой стороны, ей уже и поднадоело дома, она рада, когда у нее есть основания, у нее есть база научная, для того чтобы его отдать. Потому что ей вроде бы компетентные люди говорят, что надо, там специалисты, там научат, главное, там детский коллектив. Не нужен ребенку большой коллектив, это не от хорошей жизни его приходится отдавать в детский сад, где 30 человек в группе. Это ужасно просто для маленького ребенка.

Чаплин:

- В советские годы детские сады были тотальным явлением, почти все дети ходили в детский сад. Сейчас не хватает мест в детских садах. Хотя есть достаточное количество женщин, которые могут находиться дома, большинство женщин все-таки работает.

Медведева:

- Большинство работают, но мой опыт показывает, что те женщины, которые остались дома, они, в конце концов, это оценивают, они понимают, что воспитание ребенка это тоже творчество, это очень интересно, это самый прекрасный для женщины труд.

Чаплин:

- Сегодня я обсуждал с журналистами тему ювенальной юстиции. Об этой теме сейчас много говорят. Архиерейский собор нашей Церкви будет в качестве одной из основных тем обсуждать тему изменения в семейном праве и проблему ювенальной юстиции. Почему это происходит? Мы постоянно слышим о том, что где-то отбирают детей у родителей. Только что происходила известная история в Финляндии. Насколько я знаю, уже практически принято решение о том, чтобы детей у родителей изъяли, чтобы не было возможности у родителей даже общаться с этими детьми. У нас подобные истории тоже происходили. Так что тема не случайно является одной из четырех общественно значимых тем для этого Архиерейского собора. И эту тему не выдумали епископы, собирающиеся на Собор, эту тему не выдумал церковный аппарат. О ней постоянно сигнализируют люди, пишут письма на имя Патриарха. Я знаю, вы одна из деятельниц православного родительского движения, которые выступают против крайностей системы, в которой с легкостью можно отнять детей у родителей.

В связи со всем этим поднимается еще и такая тема. Понятно, что в определенном возрасте детей нужно ограждать, иногда даже физически, от опасных для их жизни и здоровья, в том числе нравственного здоровья, поступков. То есть, например, не выпускать из дома в 2 ночи на встречу с каким-то сомнительным человеком.

Медведева:

- Даже не с сомнительным не надо выпускать в 2 часа ночи.

Чаплин:

- От того, чтобы сунуть пальцы в розетку, от того, чтобы объесться конфетами до состояния тяжелого отравления, нужно иногда ребенка ограждать. Но есть такое понятие среди западных сторонников максимальной свободы детей – evolving rights of the child, развивающиеся, эволюционирующие права ребенка. В этом понятии, между прочим, есть, как мне кажется, своя сермяжная правда, что называется. Понятно, что у родителей должно быть одно отношение к 3-5-летнему человеку и другое отношение к 13-15-летнему человеку. Последние имеют немного другую степень свободы. Пытаться воспитывать их путем порки, наверное, не очень получится, да уже и поздно. Где передать или, по крайней мере, осознать опыт того, как нужно подходить к детям разного возраста, чтобы не было искушения, с одной стороны, дать 7-летнему человеку абсолютную свободу, которая его погубит, а с другой стороны, не пытаться воспитывать 17-летнего как 5-летнего?

Медведева:

- Я много лет, поскольку занимаюсь практической детской психологией, имею дело с родителями. Знаете, очень часто родителям поставишь на место голову, и с ребенком уже делать нечего. Так вот, даже среди самых бездарных родителей я не видела никогда таких, которые бы не понимали этой разницы. Да, бывают, конечно, слишком назойливые мамы. Это называется гиперопекой, когда они нависают даже над взрослым ребенком и всячески его контролируют. Но и такие мамы, если им чуть-чуть подсказать, соображают, что надо немного изменить отношение к своему уже повзрослевшему сыну.

Что касается наказаний. Ребенка дошкольного возраста иногда даже необходимо наказывать физически, потому, что не все это знают, но поскольку я специалист, я это знаю хорошо, кора головного мозга развивается лет до 20. Кора головного мозга это то, что отвечает за сознание, в частности, за словесное понимание. Так вот, когда маленький ребенок, у которого кора головного мозга еще незрелая, недоразвитая, расшалится, то есть у него растормозится как раз подкорка, он просто не слышит словесного запрета, он его не понимает. Поэтому его часто необходимо остановить физически.

Что касается уже повзрослевшего ребенка, конечно, нелепо, казалось бы, бить подростка. Но вы знаете, в сегодняшней реальности, когда подростки многие, как принято говорить, отвязные, когда их провоцируют на грубость по отношению к родителям, когда им внушают, что родители это главные враги, я бы на месте отца такого подростка, если отец слышит, что ребенок материт свою мать, а, то и замахивается на нее, я бы на месте отца ему врезала, как следует. Я считаю, что тут уже не будешь размышлять о возрастных особенностях. Он хам. Так что в сегодняшней реальности и эти вещи не всегда так жестко надо соблюдать – дошкольнику, дескать, можно дать по попке, а подростка не смей тронуть. Смотря, какой подросток. Лучше отец ему даст, чем потом ему даст колония.

Чаплин:

- Давайте еще музыку послушаем. Есть такой фестиваль поэтического рока «Даждь». Это фестиваль, который собирает людей, поющих, в том числе песни, связанные с духовными смыслами, с христианскими смыслами. Вот одна из песен с этого фестиваля. Олег Стерх, «Радоваться небу».

Ирина Яковлевна, сегодня кто-то воспитывает матерей? Понятно, что могут воспитывать их собственные матери, иногда хорошо воспитывать, иногда плохо. А какая-то система в школе, в общественных организациях, в интернете есть? Или каждый учится путем проб и ошибок?

Медведева:

- Конечно, есть какие-то системные занятия, какие-то школы для родителей, университеты для родителей. Но должна сказать правду, очень часто можно на все это ответить, что лучше бы не учили. Потому что даже мои коллеги-психологи такие глупости говорят родителям, причем очень вредоносные глупости. Что не надо на ребенка ни в коем случае давить, пусть он делает все, что хочет, пусть он делает свой выбор, он совершенно свободен. Какую-то чушь несут про то, что в Японии до 5 лет ребенок не слышит слова «нельзя». И все это повторяют и передают друг другу.

Чаплин:

- Это правда или миф?

Медведева:

- Конечно миф. В Японии строжайшее воспитание детей. В Японии вообще нет понятия права, тем более права ребенка, там сплошные обязанности.

Чаплин:

- Послушаем звонок. Мария у нас на связи.

- У меня вопрос про мотивацию. Два мальчика, одному 11 лет, другому 6 лет. Со старшим - в кружки, на бальные танцы, тхэквондо. В итоге в 10 лет он говорит: мне ничего неинтересно, я ничего не хочу. То есть все это хотели мы, чтобы ребенок этим занимался. Младший ребенок в 6 лет говорит: мама, посмотрели Олимпиаду, я хочу заниматься прыжками в воду. Я так обрадовалась, что ребенок сам изъявил желание. Мы с октября начали заниматься. Становится тяжело, вид спорта нелегкий. И теперь он мне тоже говорит: мама, ты знаешь, я не хочу. У меня такое внутреннее желание, сейчас я сдамся. И что? Либо я так же буду его тянуть, как старшего, а лет в 10-11 мы поймем, что ни к чему не приходим. Хотелось бы профессионального совета, как поступить.

Медведева:

- Мне кажется, что если у детей нормальное физическое развитие, гораздо полезнее, в том числе и для дальнейшего физического развития, чтобы они побольше играли во дворе. Особенно если они не хотят больше заниматься спортом. Во дворе это происходит как-то само собой, ребенок двигается. Но самое главное, что это гениальный тренинг общения. Потому что во дворе ребенок включен в разные системы связей. Он то в одной команде, то в другой, он то водит, то прячется, он то командует, то подчиняется, то бегает и прыгает, то ему надо еще и подумать. Так что вместо спортивных секций, я считаю, надо детей снова возвращать во двор. Дворы наши, к сожалению, сейчас опустели.

Чаплин:

- Иногда в них небезопасно.

Медведева:

- Надо лучше позаботиться о том, чтобы было безопасно во дворе, чем оставлять двор алкоголикам и бандитам. Это очень важно. Это не только большая радость для детей, но это важнейшая вещь, которую никакая секция и никакие психологические тренинги общения заменить не могут.

Чаплин:

- Вы очень хорошо сказали, Ирина Яковлевна, что есть какие-то формы, механизмы, пути, которые естественным образом человека воспитывают. Дети естественным образом во дворе или где-то еще учатся общению. Им не нужно навязывать какую-то заготовленную схему. Родители сами учатся воспитывать детей. В семьях естественным образом происходит передача опыта. А почему это так? Это в природу заложено?

Медведева:

- Конечно, в генетическую память заложено.

Чаплин:

- Это существует вне зависимости от любых придумок - психологических, или педагогических, или политических, или социальных? Нам пытаются все время сказать через разные общественные механизмы: не доверяйтесь чувствам и тому, что заведено в семье, следуйте какой-то доктрине, следуйте каким-то механизмам, которые придуманы умными людьми, следуйте рекомендациям этих умных людей, не воспроизводите того, что естественно хочется воспроизвести. Это естественное развитие событий, оно действительно настолько крепко, что предохраняет от различных проблем?

Медведева:

- Я хочу сказать, что вы абсолютно правы, сегодня родителям (в основном матерям, потому что отцы не очень участвуют, как правило, в воспитании детей) внушают, что они ничего не понимают в детях.

Чаплин:

- С этого и начинаются некоторые психологические тренинги, некоторые рассказы о модных практиках. «Вы идиоты, - пытаются сказать людям, - вы ничего не понимаете».

Медведева:

- Вы не только не умеете их воспитывать, вы не умеете их любить, а мы вас научим их любить.

Чаплин:

- Без нас вы никто, говорят родителям.

Медведева:

- Да. И вот так обретают власть над людьми, которые на самом деле, если у них все нормально с головой и душой, если это не психически больные, не тяжело умственно отсталые, их инстинкт ведет правильно. Я уж не говорю о тех моделях поведения (вы тоже справедливо говорили об этом сегодня), которые они получили, когда были детьми, от своих мам, бабушек, тетушек, от мам своих подруг, к которым они приходили в гости. Но вообще-то, интуиция материнская настолько велика, что никакой специалист, даже самый лучший, с самыми добрыми намерениями, не может с ней сравняться. А уж когда нарочито разрушают нормальные отношения матери к ребенку и матери с ребенком, это вообще просто ужас. И все это делается под видом прав ребенка: надо соблюдать права ребенка, а вы ничего в этом не понимаете, вы его недолюбили, поэтому он у вас такой непослушный.

Чаплин:

- Или перелюбили.

Медведева:

- Да. Мы знаем, что у Натальи Захаровой во Франции отняли трехлетнюю дочку с вердиктом «удушающая материнская любовь».

Чаплин:

- Все-таки это инстинкт, как у животного, или это что-то большее?

Медведева:

- Конечно, это что-то большее. Женщина выполняет задание своего Творца. И в это задание, конечно, входит правильное воспитание ребенка. И в нее это заложено на самом деле. Я хочу сказать всем родителям, чтобы они больше доверяли своей интуиции, чтобы они не слушали всяких «специалистов». Сейчас все должны решать у нас специалисты, даже то, что прекрасно понимает безграмотная деревенская старуха. На все теперь есть эксперты, даже на то, как любить ребенка.

Чаплин:

- Деньги-то надо зарабатывать.

Медведева:

- Я понимаю все это. Тут дело не только в этом. Действительно есть что-то вне человеческой логики, как правильно сказал этот немецкий историк 12 лет назад. Это не человеческая логика. Я должна вам признаться, что моя дочь, поехав на 3-м курсе на практику (она училась на филфаке, и ее отправили на практику в одну европейскую страну), она через 2 месяца приехала другим человеком. Потому что она пошла там, как это принято, на прием к психологу, и психолог ей объяснила, что все ее проблемы только от матери, которая ее подавляла. Я долго не могла ее привести в порядок после этого похода к психологу иностранному.

Чаплин:

- Еще один очень важный вопрос, который многих, наверное, волнует. Тенденция к максимальному раскрепощению ребенка в школе, в семье. Тенденция очень модная. Может быть, сейчас она ослабла, потому что видно, что она не приносит ни тотального счастья, ни построения идеального общества. Но в последние несколько десятилетий эта тенденция активно развивалась через авторитетных, имеющих определенное влияние в обществе психологов и педагогов, через некоторые структуры. Тенденция к раскрепощению ребенка. Что вы о ней думаете? Нам очень часто пытались за последние десятилетия привить такую мысль, что если человек освобождается от опеки (родительской, школьной, общественной, моральной, любой другой), ему будет хорошо, он правильно придумает, как ему дальше жить. Кстати, при этом ссылались на те самые инстинкты или естественную интуицию, которые вроде бы должны вести человека в правильном направлении. В одном случае поддерживают раскрепощение и высвобождение естественных устремлений человека, а в другом случае их пытаются заменить чем-то.

Если говорить о раскрепощении ребенка, раскрепощенный ребенок счастлив или нет? Мы понимаем, что несчастлив полностью забитый ребенок (такое тоже бывает), а вот раскрепощенный ребенок счастлив или нет?

Медведева:

- Я как раз сейчас это все время наблюдаю и хочу сказать, что сегодня даже очень опытные специалисты, детские психоневрологи, психологи ошибаются в диагнозе. Потому что иногда ко мне приводят ребенка на консультацию, я смотрю на него и хочу сказать матери: вы знаете, вы ошиблись адресом, вам уже надо идти к психиатру и укладывать его в стационар. Но я этого не делаю. Я по довольно большому опыту знаю, что надо спросить у мамы, как она этого ребенка воспитывает. Сегодня это раскрепощение, а на самом деле приведение ребенка к состоянию полной распущенности, оно вызывает такую психопатизацию, что абсолютно нормальный ребенок может выглядеть не просто как душевнобольной, а как больной, которого пора укладывать в острое отделение сумасшедшего дома.

Чаплин:

- А в чем это проявляется?

Медведева:

- Больше всего это проявляется в том, что теперь модно называть гиперактивностью. У него так называемое полевое поведение. Скажем, 5-6-летний ребенок, он должен, придя в игровую комнату, организовать сюжетную игру, а он бегает, как будто ему 1,5 года, и что попадает на секунду в поле его внимания, на том он на эту секунду заостряет свой взор, что-то хватает, потом тут же бросает, переключается на другое. Это называется полевое поведение. Он очень агрессивен. То есть он ведет себя ужасно, ведет себя часто как буйный психический больной.

Чаплин:

- Его поощряют к этому родители, система воспитания?

Медведева:

- Родители, наслушавшись умных специалистов, считают, что это и есть раскрепощение, о котором вы только что сказали. Так вот, я хочу сказать, что ребенок на самом деле не гиперактивный. Гиперактивность это симптом тяжелого психического заболевания. Но, к счастью, этот диагноз в 90% случаев сегодня ложный. На самом деле ребенок бессознательно нарывается на родительскую власть. Он начинает так волноваться, потому что…

Чаплин:

- Знаете, человеку свойственно пытаться все время раздвигать границы дозволенного, чтобы понять, а где предел этого дозволенного.

Медведева:

- Маленький ребенок не очень это понимает. Поэтому взрослые ему должны показать, где границы. И когда взрослые перестают это делать, то есть когда они перестают пользоваться своей естественной и самой прекрасной в мире властью, потому что эта власть любовная, ребенок испытывает бессознательное волнение, потому что в его генетической памяти заложено чувство иерархичности. Когда этой иерархичности нет, он бессознательно нарывается на родительскую власть вот этим буйным поведением, он хочет хотя бы так вызвать власть родителей, пусть власть негативную, недовольную.

Чаплин:

- Это ребенок, который больше ни с кем не общается? Если человек так себя ведет, его сверстники могут остановить во дворе или в школе. Или он замкнут только в кругу родительской абсолютной свободы?

Медведева:

- Когда он идет в школу, за это родительское попустительство ему очень жестоко мстят сверстники, потому что они не терпят этого.

Чаплин:

- Вообще столкновение с реальной жизнью может очень сильно обломать, говоря современным языком, этого человека.

Медведева:

- Родители ужасные вещи делают, когда они всё позволяют.

Чаплин:

- Спасибо вам за участие в нашем эфире. Важные вещи мы сегодня обсудили. Я надеюсь, что они будут полезны и родителям, и педагогам, и самим юным слушателям. Всем мира, радости, помощи Божьей в добрых делах. Услышимся вновь.

Медведева:

- Всего доброго.

http://penza.kp.ru/radio/stenography/55203/

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг