«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Подписан
договор о сотрудничестве между Пензенским отделением ИППО и Пензенской духовной
семинарией
10.02.2020
8 февраля
2020 года Председатель Регионального отделения МОО «Императорское Православное
Палестинское Общество» в Пензенской области Александр Бирюков и ректор
Пензенской духовной семинарии Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит
Пензенский и Нижнеломовский, подписали договор о
сотрудничестве.
Договор
предусматривает осуществление научно-исследовательской и культурно-просветительской
деятельности в области истории, духовности и культуры стран Ближнего Востока, в
странах Средиземноморского региона и других государствах мира. Пензенское
отделение ИППО и Пензенская духовная семинария договорились об организации и
проведении научных, просветительских и благотворительных мероприятий: лекций,
семинаров, выставок, концертов, культурных и образовательных программ, радио и
телепередач, презентаций и др.
Подписанный
договор стал результатом сотрудничества, которое сложилось в последний год.
Стороны надеются, что после подписания договора их сотрудничество получит более
системный характер и выйдет на качественно новый уровень.
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/10/подписан-договор-о-сотрудничестве-ме/
В
Пензенской духовной семинарии состоялось расширенное заседание коллегии епархиального
отдела по религиозному образованию и катехизации
12.02.2020
11 февраля
2020 года, во вторник, в конференц-зале Пензенской духовной семинарии под
председательством митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима состоялось расширенное заседание коллегии епархиального отдела по
религиозному образованию и катехизации.
В
мероприятии приняли участие протоиерей Николай Грошев, руководитель отдела
религиозного образования и катехизации Пензенской
епархии (ОРОиК ПЕ); иерей Вячеслав Шигуров, помощник председателя ОРОиК
ПЕ; Будряшова Виктория Викторовна, методист ОРОиК ПЕ; иерей Владимир Скоробогатов, руководитель
информационного отдела Пензенской епархии: Сорина Анна
Олеговна, пресс-секретарь Пензенской епархии; иерей Максим Кузнецов, сотрудник
отдела социального служения и милосердия Пензенской епархии; иерей Павел
Колесников, руководитель миссионерского отдела Пензенской епархии; иерей Илия
Иванов, руководитель отдела по делам молодежи Пензенской епархии; иеромонах
Тихон (Федяшкин), заместитель директора епархиального духовно-просветительского
центра имени святителя Иннокентия Пензенского; Климчева
Любовь Александровна, руководитель Детского архиерейского хора;
Медведева Галина Алексеевна, руководитель «Семейного православного театра»;
Аристова Кира Георгиевна, руководитель юридического отдела Пензенской епархии,
доцент Пензенской духовной семинарии; Батяева
Светлана Васильевна, помощник митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима по общим вопросам; благочинные, помощники благочинных.
Открыл
заседание коллегии Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский. В своей речи владыка отметил необходимость
консолидации работы отделов Пензенской епархии и призвал все епархиальные
подразделения к сотрудничеству.
Затем свой
доклад о работе отдела религиозного образования и катехизации
представил протоиерей Николай Грошев.
За усердные
труды на ниве церковного просвещения и православного воспитания
благодарственными грамотами отдела религиозного образования и катехизации были награждены протоиерей Александр Горшенев, иерей Владимир Скоробогатов, иерей Павел
Колесников, иерей Илия Иванов, Климчева Любовь
Александровна, Медведева Галина Алексеевна, Аристова Кира Георгиевна.
После
церемонии награждения иерей Вячеслав Шигуров,
помощник председателя отдела религиозного образования и катехизации
Пензенской епархии, рассказал о координации работы отделов и учреждений в
Пензенской епархии, о взаимодействии отделов, а также о конкурсах и
мероприятиях Пензенской епархии.
Отчет о стажировочных площадках курса «Основы православной
культуры» и направлениях работы на 2020 год представила Виктория Викторовна Будряшова, методист отдела религиозного образования и катехизации Пензенской епархии.
Продолжилось
заседание обсуждением, в ходе которого докладчики ответили на вопросы.
Фото: иерей В. Шигуров
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/12/в-пензенской-духовной-семинарии-сост-60/
Мир
Православия. Беседа о соотношении веры и преступления
12.02.2020
Несколько
лет назад в эфире информационно-просветительской программы Пензенской
митрополии «Мир Православия» была поднята тема тюремного служения Церкви. Темой
нового выпуска радиопрограммы стало соотношение веры и преступления.
Связаны ли
вера в Бога и нарушение закона или они существуют независимо друг от друга?
Является ли религия панацеей и гарантией того, что человек не ступит на
скользкую дорожку?
В ходе
беседы с протоиереем Алексием Горшковым автор и ведущий программы Евгений Белохвостиков постарается найти ответ на эти и другие
вопросы.
Напомним, что программа «Мир
Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2
FM) по субботам в 11.10.
АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2020/02/%D0%9C%D0%9F-02-08-2020.mp3
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/12/мир-православия-беседа-о-соотношении/
Вышел
в свет новый номер газеты «Пензенский православный собеседник»
12.02.2020
В февральском номере газеты «Пензенский православный
собеседник» рассказывается об участии делегации Пензенской епархии в XXVIII
Международных Рождественских образовательных чтениях, посвященных 75-летию
Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и прошедших с 26 по 29
января 2020 года в Москве.
О старейшей
прихожанке Никольского храма в Терновке Татьяне Клушиной — в статье Натальи Сизовой «Война и мир матери Татианы».
В интервью
корреспонденту газеты Наталье Сизовой известный
пензенский певец, солист Центра русской хоровой и вокальной культуры Анатолий
Николаев рассказывает об артистическом призвании, русском романсе и своем пути
к Православию.
Кроме того, газета содержит указы и
распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Пензенского и Нижнеломовского, расписание паломнических поездок, детскую
страничку «Божья коровка» и многое другое.
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/12/вышел-в-свет-новый-номер-газеты-пензе-30/
Преподаватели
Пензенской духовной семинарии приняли участие в Международной конференции в
Киеве
12.02.2020
6-7 февраля
2020 года по благословению Блаженнейшего митрополита
Киевского и всея Украины Онуфрия в Успенской
Киево-Печерской лавре прошла международная конференция «Церковь мучеников:
гонения на веру и Церковь в ХХ веке».
Форум
собрал почти 100 ученых из 17 стран. Конференция была организована совместно Киевской
духовной академией и Центром изучения наследия новомучеников
и исповедников ХХ века, решение о создании которого
было принято Синодом Украинской Православной Церкви на заседании 3 апреля 2019
года.
От
Пензенской епархии Россию представляли Аристова К.Г., к.и.н.,
доцент Пензенской духовной семинарии, начальник
юридического отдела Пензенской епархии и Маслова И.И., д.и.н., профессор
Пензенской духовной семинарии, которые выступили с докладом: «Проблема
канонического статуса Латвийской Православной Церкви в 1921 – 1935 гг. через
призму деятельности архиепископа Иоанна (Поммера)». Жизненный путь священномученика Иоанна (Поммера) связан с Киевской духовной академией, где он
обучался с 1900 по 1904 г.,
а в 1903 г.
по благословению св. праведного Иоанна Кронштадтского в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры
принял монашеский постриг.
Накануне
открытия научного форума в Крестовоздвиженском храме
Лавры состоялась презентация книги, в основу которой легли материалы
Международной научной конференции «Киевский митрополит сщмч.
Владимир (Богоявленский) и начало гонений на Православную Церковь в ХХ веке»,
которая проходила в Печерской обители за два года до этого, 7-8 февраля 2018
года, и была приурочена к 100-летию со дня убиения священномученика Владимира,
претерпевшего мученическую кончину 7 февраля 1918 года.
6 февраля
с.г., перед пленарным заседанием конференции, приуроченной к 102-й годовщине
убийства святителя, состоялся брифинг, во время которого были обозначены
главные задачи научного форума, география участников и актуальность темы
конференции для современной жизни Церкви и общества. Ведущие брифинга также
ответили на вопросы из зала.
«Новомученики, которым посвящена
конференция, это мученики, пострадавшие во время гонений большевистского режима
в ХХ веке. Это ближайшие к нам по времени люди, которые отдали свою жизнь за
веру Христову, — отметил в начале брифинга ректор Киевских духовных школ епископ
Белогородский Сильвестр. —
Мы все понимаем, что во времена советской власти, хотя официально свобода
вероисповедания будто бы была доступна всем, на самом деле все было совсем
иначе: государство делало все для того, чтобы Православная Церковь перестала
существовать на территории советской империи. Поэтому все епископы, священники,
монахи, благочестивые миряне чувствовали прессинг. Многие из них не просто это
почувствовали, а и отдали свою жизнь. Очень много
информации существует в различных архивах по этому поводу. Лишь в 1990-х годах,
после падения советской власти, возможным стало изучение наследия новомучеников».
Владыка Сильвестр также отметил, что именно благодаря исследованиям
обстоятельств жизни новомучеников стало возможным
прославление почти 1800 святых, живших и пострадавших в XX веке. В то же время,
объем неосвещенных материалов остается значительными.
Научный форум начался торжественным заседанием, которое возглавили
управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской
Антоний, председатель Учебного комитета при Синоде Украинской Православной
Церкви митрополит Нежинский и Прилукский
Климент, ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр,
проректор Киевской духовной академии и семинарии по научно-богословской работе
В.В. Бурега, координатор Центра изучения наследия новомучеников и исповедников ХХ века С.В. Шумило.
Митрополит Антоний
обратился к слушателям с вступительным словом. В частности,
иерарх рассказал, что в конференции участвуют представители 17 стран мира: это
Украина, Белоруссия, Великобритания, Германия, Грузия, Израиль, Италия, Латвия,
Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, США, Франция и Эстония.
В программу форума было включено 98 докладов (60 очных и 38 заочных) представителей как церковных научных кругов, так и светской
науки.
После
выступления митрополита Антония было зачитано приветствие организаторам,
участникам и гостям научной конференции Блаженнейшего
митрополита Онуфрия, а также приветствие митрополита
Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона.
На
пленарном заседании было представлено несколько докладов, после чего работа
конференции проходила в трех секциях: «Репрессивная политика советской власти в
отношении религии и Церкви», «Новомученики и
исповедники ХХ века: подвиг и наследие», «Православные иерархи и духовенство в
годы коммунистических гонений на веру».
7 февраля
участники конференции приняли участие в праздничном богослужении по случаю дня
памяти сщмч. Владимира (Богоявленского).
После
Божественной литургии и праздничной трапезы ученые продолжили работу в секциях
«Мученичество и исповедничество в истории Церкви:
память и осмысление» и «Православная Церковь в СССР в период атеистических
гонений ХХ века», а также провели дискуссию о результатах мероприятия.
ВИДЕО: https://youtu.be/C0AUzESRb1o
По материалам официального сайта Московского Патриархата
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/12/преподаватели-пензенской-духовной-с-3/
В
Минске подписан договор о сотрудничестве с Пензенской духовной семинарией
12.02.2020
3 февраля в
Минске состоялось торжественное подписание договора о сотрудничестве между
Минской духовной академией и Пензенской духовной семинарией.
Развитие
международного научного сотрудничества является для Пензенской духовной
семинарии, как высшего учебного заведения, одной из приоритетных задач.
При
подписании соглашения архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной
академии, выразил благодарность митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому
Серафиму, ректору Пензенской духовной семинарии, и выразил уверенность в
необходимости развития сотрудничества: «Можно
сказать, что Пенза находится далеко… Но у нас начали
складываться добрые отношения в последние годы с Пензенской духовной
семинарией. Наши преподаватели имеют возможность приезжать в Пензу, выступать с
лекциями, наши студенты имеют определенный интерес к научным мероприятиям,
которые проводятся на базе Пензенской духовной семинарии.
Важно отметить, что Пензенская
духовная семинария – не какое-то рядовое учебное заведение. По результатам
последних проверок учебного комитета Русской Православной Церкви, в рейтинге
духовных школ среди семинарий эта духовная школа занимает первое место».
После
подписания договора о сотрудничестве между Минской духовной академией и
Пензенской духовной семинарией доцент семинарии Кира Аристова выступила с
презентацией полного собрания трудов, проповедей, духовного и политического
наследия архиепископа Иоанна Рижского.
Пензенская
епархия выражает благодарность руководству Минской духовной академии за
подписание соглашения и развитие научного сотрудничества.
Подробнее в
источнике по следующей ссылке.
ВИДЕО: https://youtu.be/SeAz7xm-l_w
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/12/в-минске-подписан-договор-о-сотруднич/
В
Республике Беларусь представили двухтомное издание, посвященное священномученику Иоанну (Поммеру)
12.02.2020
2–4 февраля
2020 года по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского
Серафима в Республике Беларусь состоялись презентации двухтомного издания,
посвященного выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви XX столетия, священномученику Иоанну (Поммеру)
(1876–1934), архиепископу Рижскому.
Первая
презентация издания на белорусской земле состоялась 2 февраля 2020 года в Минской
духовной семинарии в Жировичах. Открывая мероприятие,
проректор по научной работе Минской духовной семинарии доцент А. В. Слесарев представил собравшимся автора, редактора и
составителя обоих томов книги, доцента Пензенской духовной семинарии К. Г. Аристову
и рецензента изданий, профессора Пензенской духовной семинарии И. И. Маслову. В
начале встречи представители Пензенской епархии от лица митрополита Пензенского
и Нижнеломовского Серафима преподнесли в дар Минской
духовной семинарии икону святителя Иннокентия Пензенского.
Выступая
перед студентами Минской духовной семинарии и посетителями мероприятия, К. Г.
Аристова рассказала собравшимся о жизни и непростом
архипастырском служении священномученика Иоанна. Кира Георгиевна сообщила о
дальнейшей работе по увековечению памяти владыки и ответила на многочисленные
вопросы аудитории. Подводя итог мероприятия, А.В. Слесарев
поблагодарил Киру Георгиевну за интересное выступление и поделился своими
мыслями относительно важности развития традиций памяти о новомучениках
и исповедниках ХХ века. По благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима в дар библиотеке Минской духовной
семинарии было передано несколько комплектов издания о священномученике
Иоанне (Поммере).
3 февраля
2020 года презентация книг о священномученике Иоанне
(Поммере) продолжилась в Минской духовной академии.
Встреча
началась торжественным подписанием договора о сотрудничестве между Минской
духовной академией и Пензенской духовной семинарией. Затем К.Г. Аристова
выступила с презентацией издания и ответила на вопросы слушателей. В дар
Минской духовной академии в знак продолжения сотрудничества от Пензенской
епархии Кира Георгиевна передала представленную книгу.
Модератором
встречи выступил Александр Валерьевич Слесарев,
проректор по научной работе Минской духовной академии. На встрече
присутствовали ректор, преподаватели и студенты Минской духовной академии.
Завершилась
поездка на белорусскую землю презентацией книг 4 февраля в
Духовно-просветительском центре Полоцкой епархии.
Выступая
перед собравшимися, Кира Аристова рассказала о жизни и
подвиге священномученика Иоанна. «Я желаю научиться у священномученика
бесстрашной борьбе за правду Божию и правду жизни», — отметила Кира Георгиевна
и передала представленные книги в фонд Духовно-просветительского центра
Полоцкой епархии.
После
презентации председатель организации ОО «Белорусское общество инвалидов»
Надежда Юзефович поблагодарила за труды редактора и составителя книг и
преподнесла подарок, сделанный руками общества инвалидов, посещающих воскресную
школу для взрослых в Духовно-просветительском центре.
В Полоцке
также была организована обширная экскурсия с посещением древнего Спасо-Евфросиниевского монастыря, где покоятся нетленные
мощи прп. Евфросинии Полоцкой.
Жизненный
путь священномученика Иоанна связан с белорусским краем, где он в 1912 году
начал служение в качестве епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Позже
святитель проявил себя в противостоянии расколу обновленческого типа на
территории Пензенской губернии. В 1921 году епископ Иоанн получил назначение на
служение в Латвии, где последовательно отстаивал церковные интересы и проводил
линию на сохранение канонического единства Русской Православной Церкви. В ночь
с 11 на 12 октября 1934 г.
неизвестные подвергли святителя страшным пыткам и после выстрела в висок
предали огню. Преступление до сего дня остается нераскрытым. Решением
Священного Синода Русской Православной Церкви в 2001 году архиепископ Рижский и
Латвийский Иоанн (Поммер) причтен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Пензенская
епархия выражает благодарность руководству Минских духовных академии и
семинарии за организацию презентаций двухтомного издания.
Презентация
пензенского издания проходит за рубежом уже во второй раз, что характеризует
его как актуальное и востребованное Церковью.
Характеристика двухтомного издания:
Исследование проведено в
ознаменование 100-летней годовщины назначения епископа Иоанна
на Пензенскую кафедру и в память о христианах-пензенцах,
пострадавших за веру в годы гонений.
Том 1. Монография церковных
краеведов С.В. Зелева и К.Г. Аристовой «Архиепископ
Иоанн (По́ммер). Пензенский период служения
(1918–1921)».
Данный труд представляет собой
документальное повествование о пензенском периоде служения архиепископа Иоанна (По́ммера) –
выдающегося иерарха-мученика Русской Православной Церкви ХХ столетия.
Основываясь на большом массиве епархиальных документов, следственных материалов
и воспоминаний, авторы постарались отразить трехлетний период пребывания владыки Иоанна в мятежной Пензе – период крайне сложный и важный в
его жизни, составить отчетливый портрет святителя, отметить его редкие духовные
качества и дарования. Особую ценность книги составляют судьбы людей из
окружения архиепископа Иоанна, их переписка с
владыкой, а также сведения о деятельности созданного им Братства православных
христиан.
Том 2. Священномученик
Иоанн (По́ммер). На страстном пути Иова:
Избранные труды и документальные свидетельства / Редактор и составитель К.Г.
Аристова.
Предлагаемая читателю книга представляет
собой собрание избранных трудов священномученика Иоанна (По́ммера),
как российского, так и латвийского периода его служения. Материалы раскрывают
не только исторический контекст его исповеднического подвига, но и уникальность
личности, одновременно и церковного иерарха, и политика. Публикуемый материал
подробно прокомментирован и иллюстрирован.
Впервые данное издание было
представлено сигнальными экземплярами и подарено главе Латвийской Православной
Церкви митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру (Кудряшову) в ходе
архипастырского визита митрополитом Пензенским и Нижнеломовским
Серафимом в г. Ригу на торжества в честь
священномученика Иоанна (По́ммера) 12 октября 2018 г.
Подробнее в источниках:
В Минской духовной академии состоялась
презентация двухтомника, посвящённого сщмч. Иоанну
Рижскому
В Минской духовной семинарии
состоялась презентация книг о жизни священномученика Иоанна (Поммера)
В Минской духовной академии состоялась
презентация книг о священномученике архиепископе
Иоанне (Поммере)
В Полоцкой епархии состоялась презентация книг о священномученике архиепископе Иоанне (Поммере)
Фото: сайт Минской духовной семинарии, сайт Полоцкой епархии
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/12/в-республике-беларусь-презентовали-д/
Новый
выпуск программы Вопросы веры рассказывает о студенческом объединении «Татьянин
день»
13.02.2020
Очередной
выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы»
посвящен Дню православной молодежи и рассказывает о студенческом объединении
«Татьянин день», действующем под эгидой Союза православной молодежи земли
Пензенской.
Традиционно
в выпуске — детская рубрика «Истоки», в которой Анастасия Левичева
и Серафим Яворский расскажут о главном празднике февраля — Сретении Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа.
ВИДЕО: https://youtu.be/Tn282gyKR4M
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/13/новый-выпуск-программы-вопросы-веры-р-2/
«Свет
Православия». О роли и миссии святого пророка Иоанна
Крестителя
13.02.2020
Вышел в
свет очередной выпуск программы 11 канала «Свет Православия». Новый выпуск
телепрограммы посвящен роли святого пророка Иоанна
Крестителя в его подготовке людей к пришествию в мир Спасителя.
О том, для
чего Христу нужен был Иоанн Предтеча расскажет ведущий
телепрограммы — иерей Павел Колесников, председатель миссионерского отдела
Пензенской епархии.
ВИДЕО: https://youtu.be/SvNk2ZjFqvY
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/13/свет-православия-о-роли-и-миссии-свя/
Что
такое Сретение Господне и в чем смысл этого праздника?
14.02.2020
ФОТО: ТАСС / Овчинников
Александр
15 февраля
все православные отметят Сретение Господне. Это один из двенадцати
двунадесятых, то есть самых значительных праздников православного года. В этот
день православная церковь отмечает важное событие, рассказывающее о земной
жизни Иисуса Христа. Но в чем важность этого события – не всем и не сразу
понятно.
«Слово «Сретение» в переводе со
славянского означает «встреча», – говорит ректор Свято-Филаретовского
православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Этот
праздник отсылает нас к евангельскому рассказу о том, как младенец Иисус на
сороковой день после своего рождения был принесен родителями в Иерусалимский
храм, как того требовал ветхозаветный закон. Принесен
для того, чтобы в воспоминание об освобождении народа божьего из египетского
рабства быть выкупленным подобно всем первенцам израильским. Чтобы милость Бога
была на нем и на доме его». На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет
белых голубков. Это и есть жертва Богу.
На ступенях
храма святому семейству встретился праведный старец Симеон.
Удивительна история его жизни, которая известна из апокрифических источников. Симеон был одним из семидесяти двух ученых-переводчиков,
которым царь Птолемей дал задание перевести священное писание на греческий
язык. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился
в словах пророка «Се Дева во чреве приимет
и родит Сына». Он решил, что надо исправить «дева» на «жена». Но ему явился
ангел, который предрек, что Симеон не умрет, пока не
убедится в истинности писания и не увидит своими глазами Спасителя мира,
которого родит Дева. По преданию, в ожидании этого события святой Симеон прожил целых триста лет.
И вот, по
внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая
Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса. Он тут же узнал
будущего Спасителя, взял на руки младенца (поэтому он и называется Симеон Богоприимец). Вторым
участником встречи была праведная пророчица Анна. Она всю жизнь, как и другие
праведники того времени, ждала исполнения пророчества о пришествии Мессии.
Именно Симеон и Анна – свидетели перехода от эпохи
Ветхого завета к эпохе Нового завета.
Фото: Википедия/общественное достояние
«Евангелие
замечательно открывает нам именно дух встречи. Так случилось, что в этот день
встретились Ветхий и Новый Заветы, и соединились друг с другом, и как бы
оттолкнулись друг от друга. Младенец был исполнением Закона и пророчеств о
пришествии Бога к своему народу, к людям, которые его ждут», – поясняет
отец Георгий.
«Конечно,
мы не можем настаивать на буквальности передачи этого события, ведь
Евангельская притча – не репортаж, задача евангелиста – прежде всего, донести
духовный смысл происходящего», – продолжает священник.
Почему же
этот праздник так торжественно отмечается? Все дело в том, что духовный смысл
праздника состоит во встрече человека с Богом. Той встрече, которая, как
правило, бывает в жизни всех верующих людей.
«В жизни каждого человека должна
произойти эта встреча с Богом, без которой невозможна ни подлинная встреча с
другим человеком, ни встреча с самим собой», – говорит Георгий Кочетков.
Старец Симеон сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас
духовный смысл праздника Сретения: «Вот, лежит Сей на
падение и на восстание многих». «В этих пророческих словах открываются два пути
жизни каждого: принять Христа или его отвергнуть. И нет третьего пути», –
сказала корреспонденту «МИР 24» культуролог, педагог Центра «Рождество»
Анастасия Абрамова.
«Каждый человек сам выбирает, идти
навстречу Богу или топтаться на месте, или вовсе повернуться к нему спиной. Так
относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни – с
верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью».
Часто в
житейских разговорах и даже в статьях о Сретении можно встретить расхожее представление, будто это день, когда зима
встречается с весною. «Происходит самая настоящая подмена христианского,
духовного смысла праздника сезонно-календарными мотивами. Этого надо избегать»,
– говорит Анастасия Абрамова.
Самая
главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека происходит его
собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает
человека. «Каждый человек хочет жить не просто по законам и предписаниям, пусть
и спущенным прямо от Бога. Он хочет жить творчески, так, чтобы радовалась его
совесть, чтобы сила веры, свободы и любви, открытость к людям была и в его
сердце и передавалась другим, чтобы и из него, как говорит сам Христос, потекли
«реки воды живой», – говорит Георгий Кочетков. Вот такое преображение и
происходит с человеком, когда он всей душой открывается навстречу Богу. И
начинает прислушиваться к его воле, понимать, чего Господь хочет от него. Если
же у человека еще не произошла его встреча с Богом, то каждый в силах
приблизить ее, пойти навстречу с верой и надеждой.
Фото: Сорокин Донат/ТАСС
Так же и по отношению к ближним, к тем, кто нас окружает. «Мы редко живем в радостном
напряжении встречи и общения, подменяя их контактами: профессиональными,
личными. А часто – и корыстными интересами, оправдывая это скудостью
своих средств, своей жизни, – говорит Георгий Кочетков. – Мы
забываем, что эта скудость – в нас. Это наше сердце узко, заскорузло, это
нам трудно вместить наших ближних. Это мы больше думаем
о себе и своем, а потом удивляемся, почему мы малоинтересны другим. Это мы
хотим, чтобы нас благодарили, чтобы нас ценили, чтобы с нами общались, забывая,
что общение есть подвиг и что человек, находящийся в постоянном общении в своем
здешнем, земном бытии, – настоящий подвижник».
https://mir24.tv/articles/16348269/sretene-gospodne-vstrecha-cheloveka-s-bogom
15
февраля – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
14.02.2020
15 февраля
(2 февраля по ст.ст.) Православная Церковь светло празднует Сретение Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа – один из двунадесятых праздников.
Само слово
«сретение» на современный русский язык переводится как «встреча». Это
неслучайно, так как праздник установлен в воспоминание
евангельского события – встречи Богомладенца со старцем
Симеоном (Лк. 2:22-40).
Праздник
этот один из древнейших в христианской Церкви и является непереходящим,
то есть празднуется всегда в один и тот же день – сороковой день после
Рождества Христова. Именно тогда Богомладенец Христос
был принесен Пресвятой Девой и Иосифом Обручником в
Иерусалимский храм для совершения священного обряда. Согласно закону Моисееву,
каждый первородный младенец (первенец) должен был быть посвящен Богу. При этом
полагалось принести благодарственную и очистительную жертву. Совершалось все
это в память об исходе евреев из Египта и избавлении от смерти Израильских
первенцев. Пресвятая Дева не нуждалась в очищении, как родившая Господа неискусомужно, но по глубокому смирению своему пришла
исполнить установленный закон и в качестве очистительной жертвы принесла двух
голубков.
Одновременно
с ними по вразумлению Святого Духа в Иерусалимском храме пребывал и праведный
старец Симеон, которому к тому моменту уже
исполнилось 360 лет. Еще при египетском царе Птолемее он входил в число
семидесяти ученнейших мужей-толковников, трудившихся
над Септуагинтой — переводом Священного Писания с
еврейского языка на греческий. В процессе работы праведный Симеон, дойдя до
фрагмента книги пророка Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14),
счел его ошибочным, усомнившись, что дева может родить, и решил исправить
текст: вместо слова «Дева» написать «жена». Но явившийся ангел Господень
остановил его и возвестил, что Симеон не умрет, пока
не узрит Христа и лично не убедится в истинности каждого слова пророчества
Исайи.
В ожидании
обещанной встречи со Спасителем мира праведный Симеон достиг глубокой старости. Узрев в Иерусалимском
храме Богомладенца Христа, почтенный старец тотчас же
узнал в Нем долгожданного Мессию, возрадовался и, взяв Его на руки, промолвил:
«Ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси
уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение
языком, и славу людей Твоих, Израиля» (Лк. 2:29-32). Эти слова впоследствии
стали молитвословием и получили в Церкви наименование «Песни Симеона Богоприимца».
Обратившись
затем к Богородице, праведный Симеон
произнес пророчество о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,
и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк.
2:35).
В
ознаменование события этой встречи Святая Церковь величает праведного Симеона «Богоприимцем» и чтит его
память на следующий день после Сретения Господня. Вместе с
праведным Симеоном в храме
встретила Спасителя и пророчица Анна, славя Воплотившегося Господа и возвещая о
Нем всему Иерусалиму.
Сретение
Господне знаменует собой встречу двух Заветов, Ветхого и Нового. Последние
праведники Ветхого Завета, старец Симеон и пророчица
Анна, удостоились встречи с Заветом Новым в лице Младенца Христа.
Тропарь
Сретения Господня
глас 1
Радуйся,
Благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия Солнце
правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты,
старче праведный, приемый во
объятия Свободителя душ наших, дарующаго
нам воскресение.
https://пензенская-епархия.рф/2020/02/14/15-февраля-сретение-господа-бога-и-спа-5/
День
Сретения – точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы
14.02.2020
Иерей Дмитрий Пятунин Колышлей
Пятунин Дмитрий
15 февраля
- Сретение Господне. Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу
Сретения: «Сегодня Сретение. А что это такое?»
С этим
вопросом мы обратились к иерею Дмитрию Пятунину, настоятелю храма св. Николая
Чудотворца поселка Колышлей.
-Сретение
Господне — один из Двунадесятых праздников
христианской Церкви, в переводе с церковнославянского «сретение» — «встреча».
День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. 15
февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение
произошло через 40 дней после Рождества Христова.У иудеев того времени было две традиции, связанных с
рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в
Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все
восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную
жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной,
вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца
голубиных». Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на
сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу.
Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память
исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового
рабства.
И вот Мария
и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным
Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма.
Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два
голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед
иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате
непорочного зачатия. После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось
к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек
в Иерусалиме. Его звали Симеон. Праведник взял
Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба
Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо
видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем
всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лк
2:29-32).
Епископ
Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий
Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место
христианству…». Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот из-за Него будут
спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой
оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).
-Каждый
человек в своей жизни встречается с Богом. Вера — наша путеводительница
к Богу и вечному блаженству. Как подготовить себя к этой встрече?
-Споры в
народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие
помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было
пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых
принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце.
Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется
«Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.
Каждый
человек в своей жизни рано или поздно встречается с Богом. Многие, к сожалению,
этого не замечают, многие пытаются спрятаться от этой встречи. Иногда бывает и
так, что человек многие годы даже в храм ходит, называет себя верующим, но при
этом истинная встреча в его жизни не произошла. Ибо встреча с Богом должна
изменить человека. Человек должен пересмотреть свою жизнь и начать поступать
так, как будет подсказывать совесть. Но, к сожалению, эта встреча часто не
меняет нас.
Дорогие
братья и сестры, для каждого человека встреча с Богом должна быть радостью,
истинным обретением вечности, спасением. И мне сегодня хотелось бы пожелать,
чтобы встреча с Богом принесла плоды в сердце каждого из нас. Матерь Божья, чью
память мы сегодня также совершаем, всегда помогает человеку, укрепляет нас в
нашем служении Богу. Будем стараться всегда обращаться к Ней, будем стараться
прислушиваться к голосу своего сердца, отвечать на призыв Божий, и, конечно, по
мере наших сил и возможностей будем подражать святым людям и приносить Богу
истинную жертву. Всегда будем благодарить Господа за то, что имеем – за детей,
внуков наших, за те все блага, что дает нам Бог. И самое главное, дорогие
братья и сестры, будем стараться жизнь свою воспринимать как служение Богу и
как жертву, которую человек должен принести Своему Творцу.
В жизни
каждого человека будет завершающая встреча с Богом — встреча на пороге жизни
будущего века; независимо от того, желаем ли мы её или нет, готовимся к ней или
нет, она неизбежна для всех и для каждого. На земле дано нам время, силы,
средства и возможности встречаться с Богом, чтобы эта последняя встреча была не
страшной, а радостной и блаженной. Блаженны те, которые услышат в момент этой
встречи глас Божий: «Придите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.
25:34). И горе тем, которые услышат другие слова: «Идите от Меня, проклятые...» (Мф. 25.41).
Святой
праведный Симеон, взявший ныне на руки Владыку и
Спасителя и потому названный Симеоном Богоприимцем, подвигнул нас к размышлению о наших встречах
с Богом. Он своей жизнью учит нас, что нужно для того, чтобы и наша встреча с
Богом была радостной, мирной и благодатной. Всю свою долгую жизнь он был
исполнен веры в грядущего Спасителя, ею жил и укреплялся.
Вера — наша
путеводительница к Богу и вечному блаженству. Пусть
же верой и христианским упованием освещается путь каждого верующего человека,
пусть это упование приведёт нас через все волны житейского моря к тихой
пристани, к нашему сладчайшему Господу Иисусу Христу.
Ольга Павлова.
http://www.trudchest.ru/news-16-6753.html