«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm
Союз
православной молодежи выпустил листовки для верующих с информацией об
особенностях поминовения усопших
08.11.2015
vk.com
7 ноября, в
Димитриевскую родительскую субботу, представители Союза православной молодежи
земли Пензенской рассказали прихожанам храмов об особенностях христианского
поминовения усопших.
Союзом
православной молодежи был разработан макет листовки, информирующей о днях
особой молитвы за почивших, а также содержащей рекомендации по поминанию и
поведению на кладбищах. Отдельный блок информации посвящен молитвам об усопших.
Листовки
были отпечатаны и распространены в храмах, где действуют молодежные объединения
Союза православной молодежи. Общий тираж издания – 4000 экземпляров.
http://пензенская-епархия.рф/?p=58503
Новый
выпуск радиопрограммы «Мир Православия» посвящен традициям поминовения усопших
09.11.2015
Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской
митрополии «Мир Православия» посвящен Димитриевской родительской субботе.
О традициях
поминовения усопших и связанных с ними предрассудками автор и ведущий передачи
Евгений Белохвостиков беседует в прямом эфире с протоиереем Алексием Горшковым,
клириком Петропавловского храма Пензы.
Напомним,
что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы»
(частота в Пензе – 70.67 УКВ) по субботам в 12.10.
http://пензенская-епархия.рф/?p=58751
Синодальный отдел религиозного образования и катехизхации
выпустил в свет пособие «Оглашение на современном этапе»
09.11.2015
Синодальный
отдел религиозного образования и катехизации выпустил в свет 2-е издание пособия
«Оглашение на современном этапе».
Издание
включает три работы, в которых рассматриваются общие, методологические и
практические вопросы проведения катехизации перед таинством Крещения.
Редакционный
совет издания возглавил председатель Синодального отдела религиозного
образования и катехизации митрополит
Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Работа
«Оглашение на современном этапе» протоиерея Александра Усатова, заглавие
которой вынесено в название всего издания, является второй переработанной
редакцией одноименного пособия, опубликованного в качестве специального
приложения к журналу «Православное образование» в 2013 году.
«В этой
работе представлен как исторический экскурс, богословские и канонические
основы, так и актуальные выдержки из общецерковных документов и авторитетных
источников, позволяющие делать выводы о целях, задачах, принципах, формах и
методах оглашения», – отмечает иеромонах Геннадий (Войтишко), куратор проекта и
руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования
и катехизации.
Две другие
работы — иерея Игоря Киреева и Антона Ракушина — посвящены более узкой теме:
проведению оглашения в соответствии с минимальными требованиями, утвержденными
священноначалием. Авторами анализируются возможности, условия, средства и
методы его успешного проведения. Также предлагается пример подробного
плана-конспекта двух огласительных бесед.
Книга
предназначена для священнослужителей, миссионеров, приходских катехизаторов и
всех, кто интересуется проблематикой в области духовно-просветительской работы
с людьми, желающими войти в лоно Церкви, и новоначальными христианами.
Издание
рекомендовано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и
допущено к распространению Издательским
Советом Русской Православной Церкви.
Пособие
«Оглашение на современном этапе» можно заказать в Синодальном отделе религиозного
образования и катехизации, позвонив по телефону +7 (495) 623-04-21.
«Православное
образование»/Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/4266592.html
Новый
выпуск программы «Вопросы веры» рассказывает о чествовании Трубчевской иконы
Божией Матери в Троице-Скановом монастыре
10.11.2015
Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской
митрополии «Вопросы веры» рассказывает о чествовании Трубчевской иконы Божией
Матери, хранящейся в Троице-Скановом женском монастыре села Сканово
Наровчатского района, которое состоялось в середине октября.
Ведущая
передачи Юлия Шевырева приводит историю появления иконы в обители и рассказы о
чудесных исцелениях по молитвам Пресвятой Богородицы.
Кроме того,
программа освещает праздничное богослужение в монастыре, которое совершили
митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Ардатовский и
Атяшевский Вениамин, епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Кузнецкий
и Никольский Нестор.
Напомним,
что телепрограмма «Вопросы веры» выходит в эфир на телеканале «Союз» по
четвергам в 3.30 и в 15.30
http://пензенская-епархия.рф/?p=58884
Вышел
в свет ноябрьский номер газеты «Пензенский православный собеседник»
10.11.2015
Ноябрьский номер ежемесячного издания Пензенской
епархии «Пензенский православный собеседник» рассказывает об арт-холле «Квартал
Луи», открытие которого состоялось 1 ноября.
Также номер
содержит рассказ о торжествах в честь 15-летия канонизации свт. Иннокентия
Пензенского и международной конференции, посвященной сохранению исторической
памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий, а также много другой
интересной и полезной информации.
http://пензенская-епархия.рф/?p=58896
В
Успенском храме поселка Победы впервые состоялось миссионерское богослужение
11.11.2015
Храм Успения Божией
Матери поселка Победы города Пензы
pravoslavie58region.ru
10 ноября,
в среду, в день памяти схимонаха Алексия, в храме Успения Божией Матери поселка
Победы города Пензы впервые состоялась миссионерская Литургия, которая отличается
от обычной тем, что в нескольких местах прерывается комментариями священника,
поясняющего смысл и значение тех или иных моментов службы.
Богослужение
возглавил благочинный Никольского округа – протоиерей Александр Овцынов. Ему
сослужили руководитель Миссионерского отдела Пензенской епархии иерей Алексий
Рой и настоятель храма Успения Божией Матери иерей Алексий Киреев.
По
традиции, священник Алексий Рой прочитал Евангельское благовествование на
русском языке.
В
завершение богослужения все желающие были приглашены на трапезу с походной
кухней.
Источник: сайт Миссионерского отдела Пензенской епархии
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=58926
Участники
Православного клуба обсудили тему Таинств в Православной Церкви
11.11.2015
10 ноября,
при храме Преподобного Сергия Радонежского г. Сердобска состоялось третье
заседание Православного просветительского клуба «Светоч».
Тема для
обсуждения – «Таинства в Православной Церкви».
Руководитель
епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
иеромонах Вениамин (Гришинов), подробно рассказал собравшимся о каждом из
Таинств.
После
доклада руководителя клуба, между всеми участниками состоялся диалог о том,
какое место, жизни каждого из них занимает Евхаристия, и что они думают по
поводу сложившейся практики подготовки к этому Таинству.
Так же, во
время заседания, верующие познакомились с богатой символикой православного
богослужения и услышали толкования на самые ответственные моменты Божественной
Литургии.
Напомним,
что заседания клуба «Светоч» проводятся каждый вторник в 15.30 в храме
Преподобного Сергия Радонежского г. Сердобска (МРБ им. А.И. Настина).
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/11/11/uchastniki-pravoslavnogo-kluba-obsudili-temu-tainstv-v-pravoslavnoj-cerkvi/#more-9668
Миссионерская
секция XIV епархиальных Рождественских чтений
11.11.2015
По
благословению Преосвященного Нестора, епископа Кузнецкого и Никольского, в
рамках XIV епархиальных Рождественских чтений «Традиции и новации: культура,
общество, личность», 11 ноября 2015 года в муниципальном общеобразовательном
учреждении гимназия № 1 под председательством руководителя миссионерского
отдела Кузнецкой епархии священника Владимира Чепланова состоялось заседание
миссионерской секции по теме «Псевдоправославие, неопятидесятничество и
неоязычество. Опыт уврачевания».
В работе
секции приняли участие специалисты городской и районной администрации,
занимающиеся вопросами межконфессиональных отношений и предотвращений
конфликтов религиозной направленности, представители прокуратур города Кузнецка
и Кузнецкого района, сотрудники МО МВД РФ “Кузнецкий”, ОМВД по городу
Кузнецку, учителя МБОУ СОШ г. Кузнецка и слушатели епархиальных богословских
курсов.
На секции
были представлены три доклада:
«Манипуляционные
миссионерские приемы неопятидесятников. Опыт противодействия». Докладчик —
председатель миссионерского отдела Пензенской епархии иерей Алексий Рой.
«Антихристианский
культ “Анастасия” в действии. Пути преодоления». Докладчик — председатель
миссионерского отдела Барышской епархии Симбирской митрополии иерей Илья
Арланов.
«Ситуация в
т.н. “Михайловской обители” – 2015 год». Докладчик — помощник председателя
миссионерского отдела Пензенской епархии Волшенков Александр Викторович.
Неформальные
по своему содержанию доклады с представленными видеосюжетами вызвали многочисленные
вопросы к докладчикам, плавно перешедшие в живое обсуждение означенной темы.
Участники
секции высказали пожелание докладчикам о дальнейшем изучении затронутых в ходе
секции проблем с изданием законченных исследований в достаточном тираже.
По
окончании работы участники миссионерской секции приняли резолюцию.
Свящ. Владимир
Чепланов
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/11/11/missionerskaya-sekciya-xiv-eparxialnyx-rozhdestvenskix-chtenij/#more-27661
В Кузнецке состоялось заседание секции «Старый
обряд в лоне Русской Православной Церкви»
12.11.2015
11 ноября
2015 года в Кузнецке в рамках XIV епархиальных Рождественских образовательных
чтений состоялось заседание секции «Старый обряд в лоне Русской Православной
Церкви».
Собрание
открыл благочинный Кузнецкого округа протоиерей Ростислав Ребровский, который
после молитвы «Царю небесный…» передал благословение Преосвященного епископа
Кузнецкого и Никольского Нестора участникам встречи. В своём приветственном
слове отец Ростислав обратил внимание слушателей на трагедию раскола Русской
Церкви XVII века, неоднократные попытки его уврачевания, в частности учреждения
единоверия. Также благочинный отметил многолетние труды и стремление Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к примирению двух ветвей русского
православия.
Далее с
докладом «История и современное единоверие» выступил настоятель
Крестовоздвиженской общины Кузнецка священноинок Варсонофий (Яшин), который
рассказал о взглядах историков и современного священноначалия на состояние
единоверия.
Затем с
докладом «Традиции и новации: культура, общество, личность» выступила Вероника
Синева, учащаяся гимназии №9 г. Кузнецка, которая заняла 1 место на епархиальных
Рождественских чтениях в этом году;
Тимофей
Артамонов, учащийся гимназии № 1, представил доклад «Заселение старообрядцами
Саратовского края и города Кузнецка»;
Юлия
Кустова, учащаяся Кузнецкого педагогического колледжа, выступила с докладом
«История знаменного пения».
Певчие
храма святых новомучеников и исповедников Российских в Строгино г. Москвы
Василий Сорокин, Даниил Бирюков и Ольга Круцких исполнили образцы
древнерусского пения. Были представлены песнопения малого знаменного,
столпового, демественного, путевого распевов.
На секции
можно было увидеть и познакомиться с древлепечатными и рукописными книгами.
В аудитории
присутствовали люди разных возрастов и поколений: студенты и люди пенсионного
возраста, которые проявили интерес к данной теме.
В заключение
встречи благочинный протоиерей Ростислав выразил стремление Церкви к
уврачеванию раскола и трепетного отношения к древнерусским обрядам и традициям.
Фото: Ю. Царёв
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/11/12/v-kuznecke-sostoyalos-zasedanie-sekcii-staryj-obryad-v-lone-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/#more-27673
Заседание
секции епархиального отдела религиозного образования и катехизации
12.11.2015
В рамках
XIV епархиальных Рождественских образовательных чтений в Кузнецком колледже
электронной техники прошло заседание секции отдела религиозного образования и
катехизации. Аудитория слушателей состояла из преподавателей, студентов старшей
группы и всех тех, кто интересуется проблемами современной педагогики.
Председатель
отдела религиозного образования протоиерей Сергий Афонюшкин представил для
обсуждения свой доклад: «Традиционные культурные составляющие как фактор
человеческого развития», в котором затронул актуальные темы православного
образования и жизни в социуме на примере опыта Церкви и святых подвижников
благочестия.
Тема любви
к своей малой родине была раскрыта во всей полноте в работе преподавателя
колледжа Валерия Владимировича Сергеева: «Использование краеведческого
компонента в патриотическом воспитании молодежи».
Студентка
Светлана Грошева рассказала о национальных традициях народов, населяющих
Кузнецкую епархию, их особенностях в семейном и бытовом укладе. Неслучайна
поэтому и заявленная дискуссионная тема: «Нации-разные, наши-все».
О
необходимости развития духовного компонента современной педагогики говорила
Елена Васильевна Сергеева. Её доклад: «Духовно-нравственный аспект профессиональной
подготовки студентов» вызвал неподдельный интерес слушающих.
В
заключение протоиерей Сергий Афонюшкин поблагодарил всех участников секционного
заседания, отметив плодотворное сотрудничество Кузнецкой епархии и
администрации колледжа, наградив участников мероприятия грамотами отдела
религиозного образования и пожелав им успехов в научном развитии.
Прот. Сергий Афонюшкин
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/11/12/zasedanie-sekcii-eparxialnogo-otdela-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii/#more-27703
Заседание
секции отдела социального служения Кузнецкой епархии
12.11.2015
12 ноября
2015 года состоялось заседание секции отдела социального служения Кузнецкой
епархии в рамках XIV епархиальных Рождественских образовательных чтений.
Перед
началом чтений был отслужен молебен на всякое доброе дело, который возглавил
руководитель социального отдела Кузнецкой епархии протоиерей Михаил Сарансков.
Отец Михаил обратился к участникам чтений с приветственным словом. Он отметил
основные направления работы секции.
Выступления
участников, посвященные духовно-нравственному воспитанию детей и подростков,
решению проблем алкоголезависмых и наркозависимых граждан, помощи
малообеспеченным гражданам, людям пожилого возраста и инвалидам, вызвали неподдельный
интерес участников заседания. Слушатели познакомились с практикой решения этих
проблем в сестричестве.
По
окончании заседания были подведены итоги работы секции. Отец Михаил отметил,
что на заседании секции были обсуждены многие насущные вопросы, касающиеся
деятельности социального отдела Кузнецкой епархии и сохранения традиционных
нравственных ценностей в жизни современного общества.
Прот. Михаил Сарансков
Максим Мальцев
http://kuzneparhia.ru/2015/11/12/zasedanie-sekcii-otdela-socialnogo-sluzheniya-kuzneckoj-eparxii/#more-27717
Вышел
в эфир новый выпуск программы Миссионерского отдела «Сие заповедую вам: да
любите друг друга»
12.11.2015
Очередной выпуск программы Миссионерского отдела
Пензенской епархии «Сие заповедую вам: да любите друг друга» рассказывает о выездном
богослужении в поселке Золотаревка Пензенского района.
Кроме того,
освещает встречу руководителя Миссионерского отдела священника Алексия Роя и
благочинного 2-го округа Пензенского района протоиерея Дионисия Соловьева с
личным составом воинской части села Леонидовки, в ходе которой духовенство
рассказало солдатом и офицерам о проблеме неоязычества.
Напомним,
что программа «Сие заповедую вам: да любите друг друга» выходит в эфир по
вторникам в 11.20 и 12.20 и четвергам в 10.50 и 16.50 на региональном
телеканале «ТВ-Пенза».
http://пензенская-епархия.рф/?p=59164
В
ОЦАД состоялось совещание по развитию магистерских программ Русской
Православной Церкви
12.11.2015
Первый
проректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев принял
участие в совещании на тему «Опыт реализации магистерских программ: современная
ситуация и перспективы», которое состоялось в Общецерковной аспирантуре и
докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия под председательством ректора ОЦАД
митрополита Волоколамского Илариона и председателя Учебного комитета Русской
Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения.
Во встрече
также приняли участие: первый заместитель председателя Учебного комитета
Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, проректор ОЦАД по научной
работе протоиерей Владимир Шмалий, проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах
Иоанн (Копейкин), проректор Московской духовной академии по научно-богословской
работе протоиерей Александр Задорнов, проректор Московской духовной академии по
лицензированию и аккредитации иерей Антоний Борисов, преподаватель
Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин,
проректор Сретенской духовной семинарии иеромонах Иоанн (Лудищев), проректор
Коломенской духовной семинарии иеромонах Иосиф (Лужнов), проректор
Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин, помощник ректора
Тобольской духовной семинарии иерей Петр Шитиков, преподаватель Московской
духовной академии, доцент Российского православного университета иерей Стефан
Домусчи, помощник проректора Сретенской духовной семинарии иеродиакон Афанасий
(Дерюгин), проректор Нижегородской духовной семинарии Д.В. Семикопов,
руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио,
исполнительный секретарь магистерских программ ОЦАД А.В. Гусев.
Совещание открылось
приветственным словом митрополита Волоколамского Илариона. В своем выступлении
ректор ОЦАД осветил основные направления деятельности магистратуры ОЦАД,
обозначил перспективы ее дальнейшего развития, а также подчеркнул необходимость
совместных усилий Учебного комитета, Общецерковной аспирантуры и духовных
семинарий по совершенствованию системы магистерского образования Русской
Православной Церкви.
Затем к
собравшимся обратился архиепископ Верейский Евгений. Владыка рассказал об
основныхэтапах развития магистерских программ Русской Церкви, а также о
трудностях в их реализации на современном этапе.
«Цель
нашего совещания – подвести промежуточные итоги, определить дальнейшие подходы
и задачи совершенствования образования в магистратурах», – отметил глава
Учебного комитета.
В
продолжение совещания состоялась дискуссия.
Источник: сайт Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв.
Кирилла и Мефодия
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=59166
Священник
Алексий Рой поделился опытом противодействия псеводоправославию в ходе работы
миссионерской секции Рождественских чтений в Кузнецке
12.11.2015
11 ноября,
в среду, по благословению епископа Кузнецкого и Никольского Нестора в рамках
XIV Рождественских чтений Кузнецкой епархии «Традиции и новации: культура,
общество, личность» в гимназии №1 под председательством руководителя
миссионерского отдела Кузнецкой епархии священника Владимира Чепланова
состоялось заседание миссионерской секции по теме «Псевдоправославие,
неопятидесятничество и неоязычество. Опыт уврачевания».
В работе
секции приняли участие специалисты городской и районной администрации,
занимающиеся вопросами межконфессиональных отношений и предотвращений
конфликтов религиозной направленности, представители прокуратур города Кузнецка
и Кузнецкого района, сотрудники МО МВД РФ “Кузнецкий”, ОМВД по городу Кузнецку,
учителя МБОУ СОШ г. Кузнецка и слушатели епархиальных богословских курсов.
На секции
были представлены три доклада: «Манипуляционные миссионерские приемы
неопятидесятников. Опыт противодействия», докладчик — председатель
Миссионерского отдела Пензенской епархии иерей Алексий Рой; «Антихристианский
культ “Анастасия” в действии. Пути преодоления», докладчик — председатель
Миссионерского отдела Барышской епархии Симбирской митрополии иерей Илья
Арланов; «Ситуация в т.н. “Михайловской обители” – 2015 год», докладчик —
помощник председателя Миссионерского отдела Пензенской епархии Волшенков
Александр Викторович.
Неформальные
по своему содержанию доклады с представленными видеосюжетами вызвали
многочисленные вопросы к докладчикам, плавно перешедшие в живое обсуждение
означенной темы.
Участники
секции высказали пожелание докладчикам о дальнейшем изучении затронутых в ходе
секции проблем с изданием законченных исследований в достаточном тираже.
По
окончании работы участники миссионерской секции приняли резолюцию.
Источник: сайт Миссионерского отдела Пензенской епархии
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=59182
Протоиерей
Николай Грошев преподнес ректору СПбДА архиепископу Амвросию икону святителя
Иннокентия Пензенского
12.11.2015
Архиепископ
Петергофский Амвросий (Ермаков Виталий Анатольевич)
spbda.ru
11 ноября,
в среду, в Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся семинар по теме «Актуальные
вопросы по внедрению Единого учебного плана в духовных учебных заведениях
Русской Православной Церкви», который проводится Учебным комитетом Русской
Православной Церкви. Встреча прошла под председательством главы Учебного
комитета архиепископа Верейского Евгения.
В начале
семинара ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский
Амвросий обратился к участникам встречи с приветственным словом.
После
приветствия владыки ректора с докладом «О системе высшего духовного образования:
состояние, перспективы развития» выступил архиепископ Евгений.
В первой
секции семинара выступили: первый заместитель Председателя Учебного комитета
протоиерей Максим Козлов с докладом «Рейтинг духовных учебных заведений»;
заместитель Председателя Учебного комитета священник Михаил Вахрушев с докладом
«Лицензионно-аккредитационные требования к духовным учебным заведениям»;
методист Учебного комитета Н.В. Леонтьева с докладом «О дальнейших мерах по
совершенствованию программного и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса».
Завершил
первую секцию семинара доклад ректора Коломенской духовной семинарии епископа
Зарайского Константина на тему «Из опыта организации работы Подготовительного
отделения».
Выступления
докладчиков продолжились во второй секции семинара. Первый проректор
Саратовской духовной семинарии игумен Варфоломей (Денисов) выступил с докладом
на тему «Формирование фонда оценочных средств на основе компетентностного
подхода к оценке качества освоения образовательной программы»; проректор по
учебной работе СПбДА протоиерей Владимир Хулап с докладом на тему «Об
организации практической подготовки студентов»; проректор по
научно-богословской работе СПбДА священник Игорь Иванов с докладом на тему «Об
организации научно-исследовательской деятельности студентов в условиях введения
нового Единого учебного плана»; преподаватель МДА Любовь Николаевна Урбанович с
докладом на тему «Педагогическая подготовка студентов духовных школ в контексте
образовательно-катехизической деятельности Русской Православной Церкви».
В
завершение семинара с докладом на тему «Инновационная деятельность Пензенской
Духовной Семинарии в контексте Единого Учебного Плана» выступил первый
проректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев.
Перед
выступлением протоиерей Николай преподнес дар от митрополита Пензенского и
Нижнеломовского Серафима архиепископу Амвросию – икону святителя Иннокентия
(Смирнова), епископа Пензенского и Саратовского, который был ректором
Санкт-Петербургской духовной семинарии в 1813-1819 гг.
Источник: пресс-служба
СПбДА
http://пензенская-епархия.рф/?p=59206
О
Церкви, государстве и истинном Отечестве
13.11.2015
СИНФО – Владимир
Легойда: Мы никогда не отказываемся от диалога
www.sinfo-mp.ru
На статью
«Отечество истинное и мнимое» (№ 204 от 30.10.2015, стр. 06).
«Всякая
литературная материя делится на три сферы: то, что автор хотел выразить, то,
что он сумел выразить, то, что он выразил, сам того не желая». Это из записных
книжек Довлатова. Справедливо, конечно, не только для литературы, но и для
кино. Оттого, как представляется, нет большого смысла обсуждать альтернативные
реакции и впечатления, считая какое-либо прочтение фильма, включая авторское,
правильным, а остальные — нет. Поэтому недавняя статья Андрея Звягинцева мне
интересна не столько как авторское изложение одной из главных тем фильма
«Левиафан» (фильм я вообще в своем рассуждении оставляю за скобками), но в
первую очередь как та самая, по словам автора, «метафизическая глина», из
которой фильм вырос. Volens nolens автор в тексте противопоставляет Церковь —
Христу, а если быть более точным: церковное (в его понимании) отношение к
государству — собственно христианскому, выраженному Христом. И вот здесь есть о
чем поговорить.
Сразу
оговорюсь, чтобы не возвращаться: христианин ценит дарованную ему Богом свободу
и не может приветствовать ее подавление или всякое унижение человеческого
достоинства, тем более физическое уничтожение человека. Социальная
несправедливость, угнетение, насилие — это очевидное зло, а злу нужно
противостоять. Это в полной мере относится к злу, творимому отдельной
личностью, обществом, государством или от имени государства. И противостоять
этому может как отдельная личность, так и общество, и само государство. Вопрос
в другом: от чего освободил человечество Христос? От подчинения государству или
от рабства греху?
Христос
победил смерть и принес в мир подлинную жизнь, которая обладает ценностью
только потому, что является вечной и неприкосновенной. Единственным источником
этой ценности (равно как и всех остальных для христианина) является Сам
Христос, подвигом Которого преодолевается главная, но заслуженная нами, людьми,
несправедливость человеческой жизни. И несправедливость эта не в насилии
государства-Левиафана, но в неизбежности смерти. Свобода — дар Божий. Но это не
только свобода выбора, которую, безусловно, нельзя насильственно отбирать у
человека, но в первую очередь свобода от греха, которую никакое государство не
может отобрать, если человек следует Христу. Сам Христос приносит не право
человека на свободу от государственной машины, но нечто гораздо большее —
свободу от смерти, от ада. «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?» —
повторяя вслед за апостолом Павлом эти слова пророка Осии, святой Иоанн
Златоуст утверждает: «Воскрес Христос, и ты (ад. — В. Л.) низвержен». Эти
пасхальные слова звучат не только сегодня, в условиях критикуемого режиссером
государства. Они разрывали покров тьмы и в советское время, когда вопрос прав и
свобод человека стоял существенно острее, чем сегодня.
Христиане
призваны к жизни во Христе. И Его победу нельзя «присвоить» или «соткать из нее
путы», как считает Андрей Звягинцев. Человек не может присвоить себе того, что
принадлежит Богу. Сколько ни убивали христиан-мучеников в минувшие эпохи,
сколько ни убивают и ни унижают невинных и праведных людей сегодня,
проигравшими, убитыми для вечности оказываются насильники и убийцы, а не их
жертвы. В этом — христианское послание свободы от смерти и греха, и для него
вторичны потуги государства-Левиафана отнять у человека достоинство. Равно как
и ограничены все усилия в любом государстве и гражданском обществе это
достоинство безусловно и навеки утвердить. Рай на земле невозможен. Это не
означает, конечно, что христианин призван мириться с несправедливостью и
подчиняться ей. Не об этом речь. А о том, что никто и никогда не способен
отнять у человека главную свободу, дарованную Богом. Христианские мученики всех
веков доказали это своим подвигом. Сотни тысяч сохранивших ценой жизни свое
достоинство быть свободными со Христом пострадали в советское время — какая уж
тут «холопская черта» русского народа, о которой говорит режиссер фильма
«Левиафан»! Это не «рабы Божьи и государевы» — это подлинные братья Христовы.
При этом мы сами, христиане, называем себя «рабами Божиими» не из-за похлебки,
а ради смирения, не дерзая назвать себя братьями и детьми Христа, т. е. во всем
подобными Богу.
Церковь не
призывает к рабскому подчинению государственной власти — здесь никак не могу
согласиться с уважаемым режиссером. Государство, по известным словам русского
философа Владимира Соловьева, предназначено не для того, чтобы земная жизнь
стала раем, но чтобы она не превратилась в ад. Вот с чем связано уважительное
отношение Церкви к государственной власти и ее безусловно важной функции.
Впрочем, в «Основах социальной концепции» Русской православной церкви
закреплено право на гражданское неповиновение власти, принуждающей верующих к
отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям.
При этом у Церкви нет и не может быть задачи находиться в политической
оппозиции к власти или, напротив, выступать против оппозиции: ведь и там и там
могут быть верующие люди, паства Церкви. Единственное, против чего Церковь
выступает последовательно и твердо, — это революционные, насильственные
изменения существующих порядков.
Звягинцев
также говорит о неизбежном нравственном выборе, который ставит перед человеком
любой «тип государственного правления», и с этим во многом можно согласиться.
Только вот альтернатива государству — анархия — лишь делает этот выбор еще
более острым. Вполне в логике Черчилля, полагавшего демократию худшей формой
правления, если не считать все остальные. Потому что причина, по которой мы
делаем выбор в пользу государства, не в наших «холопских привычках», а в падшей
природе человека. И чтобы увидеть, к чему приводит отсутствие государства,
нашему современнику даже не нужно вспоминать дела давно минувших дней,
достаточно включить новости по телевизору и посмотреть, что сегодня происходит
у наших соседей: как близких, так и отдаленных.
Христос не
призывал евреев не платить налог Риму, но это никак не умаляло Его достоинства
и не делало врагом еврейского народа, хотя именно в этом пытались уличить
Спасителя, когда спрашивали, стоит ли платить подать кесарю — языческой
оккупационной власти. И пришел Христос не для того, чтобы пробудить гражданское
сознание евреев, которое и без того вполне себе было активно антиримским. А Он
вдруг не призвал к восстанию. Известный ответ Спасителя был: «Отдавайте
кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). При этом Христос утверждал то, чего
никто не ожидал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).
Так что
«кесарево — кесарю», Богу же нужно отдать свое сердце. Того, кто действительно
это сделал, не сломит ничто, никакая несправедливость: ни отобранный дом, ни
изменившая жена, ни сама смерть. Не поколебала несправедливость и дух
праведного Иова, история которого является хоть не американским хеппи-эндом, но
вполне счастливым библейским концом. И этот конец ничуть не меньше, чем вся
трагическая история Иова, представляет собой ту «метафизическую глину»,
которая, увы, осталась неиспользованной талантливым режиссером.
По мнению
Андрея Звягинцева, «Родина — это Великий Океан». Не знаю, насколько этот образ
вписывается в христианскую культуру. Скорее, он возвращает нас к языческим
временам беспросветной тьмы, хаоса и неопределенности, отсутствия надежды. Да,
родина — это и наши близкие, друзья. Но ведь в этот же круг включены и
священники, и митрополиты, и чиновники, которые тоже есть в нашей жизни и
которые часто совсем не похожи на тех, кого мы видим в фильме. «Родина — это
то, чего больше всего жаждет душа человека», — говорит режиссер. А душа
христианина всегда болит за свое земное отечество — и всегда взыскует Отечества
Небесного, которое является нашей подлинной целью и надеждой.
«Ведомости»
В. Легойда
Источник: Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви
http://пензенская-епархия.рф/?p=59230
У
человека нельзя отобрать то, что даровано Богом
13.11.2015
Председатель Синодального
информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда
vm.ru
Москва, 6 ноября.
Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, отвечая на
статью режиссера А. Звягинцева в газете «Ведомости», заявил, что свободу,
дарованную Христом, не может отобрать у человека никакое государство.
«Человек не
может присвоить себе того, что принадлежит Богу. Сколько ни убивали
христиан-мучеников в минувшие эпохи, сколько ни убивают и ни унижают невинных и
праведных людей сегодня, проигравшими, убитыми для вечности оказываются
насильники и убийцы, а не их жертвы. В этом — христианское послание свободы от
смерти и греха, и для него вторичны потуги государства-Левиафана отнять у
человека достоинство», — говорится в статье председателя СИНФО В.Р. Легойды «О
Церкви, государстве и истинном Отечестве», опубликованной 6 ноября в газете «Ведомости».
«Это не
означает, конечно, что христианин призван мириться с несправедливостью и
подчиняться ей», — поясняет В.Р. Легойда.
Представитель
Церкви не разделяет мнения известного режиссера, что Церковь «призывает к
рабскому подчинению государственной власти».
В своей
статье В.Р. Легойда приводит слова русского философа Владимира Соловьева, что
«государство предназначено не для того, чтобы земная жизнь стала раем, но чтобы
она не превратилась в ад».
«Вот с чем
связано уважительное отношение Церкви к государственной власти и ее,
безусловно, важной функции», — добавляет он.
По словам
В.Р. Легойды, «кесарево — кесарю», Богу же нужно отдать свое сердце, и, «того,
кто действительно это сделал, не сломит ничто, никакая несправедливость: ни
отобранный дом, ни изменившая жена, ни сама смерть».
«Не
поколебала несправедливость и дух праведного Иова, история которого является
хоть не американским хеппи-эндом, но вполне счастливым библейским концом. И
этот конец ничуть не меньше, чем вся трагическая история Иова, представляет
собой ту «метафизическую глину», которая, увы, осталась неиспользованной
талантливым режиссером», — резюмирует представитель Церкви.
В. Легойда
Источник: Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви
http://пензенская-епархия.рф/?p=59233
В
Москве состоялось ежегодное совещание руководителей епархиальных отделов по
взаимоотношениям Церкви и общества
13.11.2015
elitsy.ru
11 ноября,
в среду, в Паломническом центре Московского Патриархата под руководством
председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и
обществапротоиерея Всеволода Чаплина состоялось очередное совещание
руководителей епархиальных отделов по взаимоотношениям Церкви и общества, а
также лиц, ответственных за это направление деятельности в епархиях Русской
Православной Церкви.
В совещании
приняли участие митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир,
председатель Синодального отдела Белорусского экзархата по взаимоотношениям
Церкви и общества епископ Бобруйский и Быховский Серафим, клирики и миряне
епархий России, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Казахстана, Киргизии, Туркменистана
и Узбекистана.
Пензенскую епархию на совещании
представлял протоиерей Иоанн Яворский, настоятель Покровского архиерейского
собора города Пензы, председатель Строительного отдела епархии.
Мероприятие
было приурочено к заседаниям XΙΧ Всемирного русского народного
собора. Перед участниками заседания выступили с докладами и ответили на вопросы
присутствующих протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Службы региональных
связей ОВЦО диакон Андрей Титушкин, сотрудник Юридической службы Московской
Патриархии О.М. Трайнин, директор Центра географии религий, доктор исторических
наук Р.А. Силантьев.
На
совещании были, в частности, затронуты вопросы изменений в законодательстве о
религиозных объединениях, диалога Церкви с различными государственными учреждениями,
межрелигиозного и межнационального диалога, координации деятельности епархий в
сфере церковно-государственного и церковно-общественного сотрудничества,
противодействия распространению неоязычества.
Источник: Патриархия.ru
http://пензенская-епархия.рф/?p=59237
Протоиерей
Иоанн Яворский принял участие в пленарном заседании Всемирного русского
народного собора
13.11.2015
10 ноября,
во вторник, в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялись
церемония открытия и пленарное заседание XIX Всемирного русского народного
собора на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси».
Заседание
возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
От
Пензенской епархии в мероприятии приял участие протоиерей Иоанн Яворский,
настоятель Покровского архиерейского собора Пензы, председатель Строительного
отдела епархии.
Всемирный
Русский Народный Собор является крупнейшим российским общественным форумом. Он
существует с 1993 года, на протяжении этих лет он является общественной
площадкой и местом встречи людей, которые, независимо от политических взглядов,
объединены единой целью — заботой о настоящем и будущем России, играет немалую
роль в формировании гражданского общества.
В его заседаниях
традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры
общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России,
военачальники и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и
представители других силовых ведомств РФ, преподаватели и студенты крупнейших
учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из
ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.
Фото: С. Власов
Источник: Патриархия.ru
http://пензенская-епархия.рф/?p=59259
Священник
Виталий Зорин провел лекцию для верующих на тему «Образ Богоматери»
13.11.2015
11 ноября,
в среду, в 18.00 в читальном зале для взрослого населения городской библиотеки
имени В.Г. Белинского (ул. Кирова, 69) состоялась православная лекция настоятеля
Митрофановского храма города Пензы иерея Виталия Зорина на тему «Образ
Богоматери».
Священник
поведал о рождении Богородицы, ее земной жизни и христианских праздниках –
Благовещении, Успении, Вознесении Богоматери, связанных с именем Пресвятой Богородицы.
В
православии известны и почитаются многие иконы Божией матери, однако особое
внимание было уделено Казанской – реликвии храма во имя свт. Митрофана
Воронежского.
В
завершение лекции отец Виталий ответил на интересующие слушателей вопросы.
[Показать слайдшоу]
http://пензенская-епархия.рф/?p=59245
Программа
мероприятий в рамках III региональных Рождественских образовательных чтений
«Традиции и новаторство: культура, общество, личность»
13.11.2015
Рождественские чтения
http://www.eparhia.ru/news/?ID=133975
С 15 по 19
ноября 2015 года Пензенская митрополия и правительство Пензенской области организуют
проведение III региональных Рождественских образовательных чтений «Традиции и
новаторство: культура, общество, личность».
Программа чтений:
15 ноября
Секция №1.
«Православная культура в современном личностно ориентированном пространстве»
Формат
работы секции – мастер-класс по проблемам православной педагогики (аспект учета
личностного роста ученика в образовательном процессе).
Руководитель
– Склярова Т.В., декан педагогического факультета Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук,
профессор
Место
проведения – Успенский кафедральный собор г. Пензы., ул. Захарова, 6. (храмовая
библиотека)
Время
проведения — 12.00-14.00
16 ноября
Секция №2.
« История России: традиционализм и новаторство»
Руководители:
Ягов Олег
Васильевич, декан историко-филологического факультета Педагогического института
им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета, доктор
исторических наук, профессор
Протоиерей
Николай Грошев, Первый проректор ПДС
Сухова Ольга
Александровна, доктор исторических наук, профессор кафедры «История России,
краеведение и методика преподавания истории» Пензенского государственного
университета
Комплеев
Антон Вячеславович, заместитель декана историко-филологического факультета Педагогического
института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета по
научной и инновационной работе, кандидат исторических наук, доцент
Место
проведения: историко-филологический факультет Педагогического института им. В.
Г. Белинского Пензенского государственного университета, ул. Лермонтова, 37,
корп. 11, ауд. 242
Время
проведения: 13.45-15.00
Секция №3.
«Личность в христианской традиции»
Руководители:
протоиерей
Александр Филиппов, проректор Пензенской духовной семинарии;
Гагаев
П.А., проректор Пензенской духовной семинарии, доктор педагогических наук,
профессор
Место
проведения – Пензенская духовная семинария. Ул. Перекоп, 4. (конференц-зал)
Время
проведения – 11.30 – 13.30
Секция №4.
«Православие и воинское служение в свете христианских мировоззрений»
Руководители:
Пугачев
Н.И., помощник начальника ПАИИ по воспитательной работе
Иерей
Дорофей (Постников), Пензенская епархия
Место
проведения – ПАИИ, корпус125, зал им. Н.Н.Воронова
Время
проведения – 14.30-16.00
Секция №5.
«Православие и СМИ»
Руководители
секции:
Чапнин
Сергей Валерьевич, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и
«Церковного вестника»
Белохвостиков
Евгений Петрович, председатель издательского отдела Пензенской епархии —
корреспондент ГТРК «Пенза»
Место проведения
— актовый зал ГТРК «Пенза» (Западная Поляна).
Время
проведения – 15.00- 17.30
17 ноября
Секция №6.
«Православная культура в современном личностно ориентированном пространстве»
Руководители
секции:
Слесарев
Юрий Васильевич, заведующий кафедрой «История и право» ПГТУ, к.и.н.
Иерей
Сторожев Виктор, Пензенская митрополия
Место
проведения – главный корпус ПГТУ, проезд Байдукова /ул. Гагарина 1а/11
(читальный зал)
Время
проведения – 11.00- 13.00
Секция №7. «Вопросы
народосбережения в Пензенском крае (проблемы семьи, профилактики наркомании и
др.)» Формат секции – круглый стол.
Руководители
секции:
Чижова
Ольга Викторовна, и.о. заместителя министра здравоохранения Пензенской области
иерей
Владимир Катэне, Пензенская епархия
Место
проведения — Областная психиатрическая больница имени К.Р. Евграфова (актовый
зал)
Время
проведения – 10.00 – 12.00.
Секция № 8.
«Социальная политика в регионе: взаимодействие Правительства области и
митрополии» Формат проведения секции – круглый стол, дискуссионная площадка
Руководители:
протоиерей
Александр Горшенев, Пензенская епархия;
Талабаева
Мария Михайловна, ведущий специалист отдела социальной работы Правительства
Пензенской области
Место
проведения – Пензенский Дом ветеранов, ул. Собинова, 9 (актовый зал)
Время
проведения – 12.00-14.00
Секция № 9.
«Человек в его духовном поиске в русской литературе»
Руководители:
Горланов
Г.Е., заведующий кафедрой литературы ПГУ, доктор филологических наук, профессор
Христолюбова
О.В., доцент кафедры литературы ПГУ, кандидат филологических наук
Протоиерей
Вадим Ершов, Пензенская духовная семинария, кандидат богословия;
Место
проведения – историко-филологический факультет ПГУ, ул. Лермонтова, 37 (11
корпус, 3 этаж)
Время
проведения – 13.45 — 16.00, аудитория 344
Секция №
10. «Русское искусство, русская архитектура и православная традиция»
Руководители
секции:
Королева
Л.А., заведующий кафедрой истории и философии ПГУАС, доктор исторических наук,
профессор
Протоиерей
Александр Филиппов, проректор Пензенской духовной семинарии
Место
проведения – ПГУАС, корпус 2., аудитория 2408
Время
проведения – 10.15- 12.00
Секция №
11. «Храмовое зодчество: проблемы и перспективы развития»
Руководители
секции:
Чапнин
Сергей Валерьевич, ответственный редактор журнала «Храмоздатель» и альманаха
«Дары», соучредитель Гильдии Храмоздателей (г. Москва)
Маслова
Ирина Ивановна, д.и.н., профессор ПГУАС
Аристова
Кира Георгиевна, Пензенская епархия, кандидат исторических наук, доцент
Формат
работы секции – круглый стол.
В качестве
докладчиков и почетных гостей в работе секции принимают участие Сергей
Валерьевич Чапнин, главный редактор журнала «Храмоздатель» и альманаха «Дары»;
член Международного Совета Музеев (ICOM), эксперт Совета Европы по сохранению
культурного наследия, участник российско-голландских проектов Анна Евгеньевна
Соловейчикова (г. Москва); представители Законодательного Собрания Пензенской
области, представители Правительства Пензенской области, комитет Пензенской
области по охране памятников истории и культуры, архитекторы Пензенской
области.
Место
проведения – Пензенская епархия (Воскресенский храм при Пензенском епархиальном
управлении); Советская площадь, 1
Время
проведения – 12.00- 13.30.
18 ноября
Секция №
11.«Россия как православно-аграрная цивилизация»
Руководители
секции:
иеромонах
Феодосий Юрьев, ПДС;
Мавлюдов
И.Н., заведующий кафедрой философии ПГСХА
Место
проведения – ПГСХА, ул. Ботаническая, 30 (главный корпус, аудитория 1230)
Время
проведения – 12.00 – 13.00
19 ноября
Пленарное
заседание III региональных образовательных Рождественских чтений «Традиции и
новаторство: общество, культура, личность»
Время
проведения:
13.00-15.00
– пленарное заседание
15.00-.15.30
– Праздничный концерт
Место
проведения – Областная библиотека имени М.Ю. Лермонтова (пр. Строителей)
http://пензенская-епархия.рф/?p=59294
Доклад
Святейшего Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном русском народном соборе
13.11.2015
Доклад Святейшего
Патриарха Кирилла на XIХ Всемирном русском народном соборе
www.pravkarasuk.ru
10 ноября 2015
года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на
открытии XIХ Всемирного русского народного собора «Наследие князя Владимира и
судьбы исторической Руси».
Высокие
представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры —
участники Собора!
В год
1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира мы обращаемся
к наследию, которое он нам оставил. Наследие любого человека — а тем более
такого выдающегося, как святой Владимир, — это не просто некое богатство,
физическое или духовное, переданное потомкам. Наследие всегда содержит в себе
завет, побуждает потомков к действию.
Очевидно,
что основной и самый ценный для нас смысл наследия равноапостольного князя —
это смысл религиозный: это принятая народом Руси вера Христова. Об этом мне
доводилось многократно говорить на протяжении юбилейного года. Сегодня же,
выступая на Всемирном русском народном соборе, хотел бы затронуть иное
измерение совершённого князем Владимиром выбора — измерение цивилизационное,
национальное, общественное.
В наши дни
особую остроту приобрел вопрос: какое место уготовано нам выбором веры среди
народов Земли? Часто в медийной среде звучит мнение, что выбор святого
Владимира — это «европейский выбор», а смысл Крещения Руси — в том, что «через
христианство Россия стала принадлежать Европе». Сторонники такой точки зрения
очень настойчивы в ее продвижении. Такая настойчивость свидетельствует, что
дело касается не только исторических оценок. Речь идет о настоящих и будущих
судьбах нашего народа. Ведь если святой князь Владимир совершил цивилизационный
выбор в пользу Европы, то мы должны и далее подтверждать его выбор, следуя за
европейцами.
Давайте
разберем, справедлива ли такая точки зрения и следующие из нее выводы. Скажем
сразу, что религиозный выбор и выбор цивилизации не тождественны между собой.
Христианский выбор не может быть помещен в какие-либо географические рамки,
будь то европейские или азиатские. Христианская культура несводима к одной
национальной культуре или к группе таких культур. Христос пришел спасти все
человечество. Его проповедь, Его заповеди обращены ко всем людям, живущим и в
Европе, и в Азии, в Америке, и в Африке, и где угодно.
Мы знаем, что
земная жизнь Спасителя совершалась не в Европе. Он родился и жил на Ближнем
Востоке, в том таинственном центре мира, который и географически расположен
между Азией, Европой и Африкой, и в культурном смысле с незапамятных времен
находился на перекрестке великих цивилизаций Древнего мира, вокруг которого
постоянно шли и даже сегодня идут войны, скрещиваются интересы различных сил и
центров влияния.
Восточная
Римская империя, крупнейшее христианское государство Средневековья, ставшее для
русских источником Благовестия, тоже никак не может считаться только
европейской державой.
При том,
что культурной основой Византии несомненно был греко-римский мир, и греческий
язык был языком межнационального общения, она включала в себя пространства трех
континентов. Антиохиец — Иоанн Златоуст; сириец — Иоанн Дамаскин; происходивший
из земель Междуречья (территория современного Ирака) — Даниил Столпник;
уроженец Египта Афанасий Великий; рожденный на европейском берегу Босфора
Феодор Студит, как и многие другие были выходцами из разных частей света.
Восточное
христианство не разделяло между собой Европу, Азию и Африку, не стремилось к
культурному обособлению какой-то якобы избранной, особо одаренной в культурном
плане территории или группы народов, но несло христианские дары всем окрестным
континентам. В этом проявлялся универсализм Византийской цивилизации.
Когда мы
говорим о цивилизациях как об особых культурно-исторических типах, обозначенных
еще Николаем Яковлевичем Данилевским, на первое место иногда выдвигаются их
уникальные, ни на что не похожие, подчас экзотические черты. Но цивилизация
определяется не только ими. Такими чертами может обладать и изолированное
племя, живущее на одиноком острове или в непроходимых лесных дебрях.
Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству,
когда ее наследие приобретает всемирное значение.
Однако
цивилизация, культурно-исторический тип — это явление социального, культурного,
но не сакрального характера. И хотя каждая цивилизация призвана предлагать свои
открытия и достижения для всех людей, для всего мира, она не может быть
поставлена на место Бога, не может быть объявлена создателем высшей истины.
Сама постановка вопроса в таком ключе — большое заблуждение и опасный соблазн.
Однако именно такому соблазну подвергались многие в истории; подвергаются ему
нередко и сейчас.
Отмечу, что
долгое время западная цивилизация не называла себя европейской. Вплоть до конца
XVIII века культурное сообщество народов Запада предпочитало именовать себя
христианским миром. Потом, когда христианские ценности на Западе стали
отступать под натиском секулярных идей, было отдано предпочтение другому
названию — Европа.
Совершённый
в это время выбор новой идентичности уже тогда в значительной степени оказался
альтернативой христианскому выбору. Об этой эволюции самоощущения и
самоназвания западных европейцев подробно говорит видный британский историк
Норман Дэвис.
И сегодня в
словах «европейский выбор», который иногда прилагают к судьбе русского народа,
нередко слышится подтекст исключительности, словно это выбор в сторону высшей
культуры, высшей цивилизации — и отказ от чего-то низшего, недоразвитого,
несостоятельного. Этот подтекст распространяется и на современные реалии, и на
выбор, совершённый Русью при святом Владимире.
Невозможно
отрицать, что, принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине. Однако
крещение не означает, что наши предки вошли в некое особое, элитарное
сообщество народов — в этническом, социокультурном или географическом смысле.
Такого выделения элитарной части человечества, такого толкования не приемлют ни
византийская, ни русская культура. У Христа нет избранных народов, Он любит и
ждет всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские
времена, и те, что крестились во времена князя Владимира, и те, что услышали
благую весть гораздо позже.
Однако не
случайно в рамках христианского мира стало возможным возникновение разных
цивилизаций: Византийской, Западноевропейской, Русской, Латиноамериканской. Это
произошло потому, что христианство — религия универсальная, но не
унифицирующая. Бог предоставляет каждому народу возможность раскрыть свои
дарования и не утратить национального лица. В этом равенстве различающихся
народов, в этом уважении к многообразию культур, в этом отрицании превосходства
— наше понимание христианства, в этом — особенность нашей цивилизации.
Церковное
Предание гласит, что князь Владимир предпочел принять христианство от Византии,
потому что русские посланники были восхищены красотой православного
богослужения. Но, видимо, не только эстетическое чувство определило выбор в
пользу Восточной Церкви. В этом выборе не могло не проявиться и нравственное
чувство князя, чувство национального достоинства и уважения к своему народу.
Ведь именно в восточной христианской традиции предполагалось полное сохранение
национальной независимости.
Византия и
Русь взаимодействовали как равный с равным, и это было важнейшим условием
крещения.
Давайте
представим себе картину: встретились богатейшая Византия, с ее древним
наследием, с культурными сокровищами мирового значения, и совершенно молодая
Русь, еще не создавшая никаких богатств и не совершившая почти никаких деяний,
кроме ряда смелых воинских подвигов. На первый взгляд, встретились два
совершенно несхожих народа, и именно к такому случаю можно было бы приложить
знакомую дихотомию «цивилизация — варварство». Но диалог, который возник между
Русью и Византией, не носил и следа подобной неравноценной дихотомии. Не было
речи о том, что Русь сделала «византийский выбор» и оказалась обязана следовать
в фарватере Константинополя. К нам не приехали византийские латифундисты, чтобы
приобрести землю и рабов. Византийские купцы не получили на Руси особых
привилегий. Равноправие двух сторон было подчеркнуто и скреплено браком князя
Владимира и византийской принцессы Анны.
Жители
Руси, следуя тем же самым православным христианским идеалам, что и византийцы,
сумели построить на этой основе самобытное общество со своим характером и
возможностями.
Выбор
святого князя Владимира ни в коем случае не был только «европейским выбором» и
даже только «византийским выбором». Тем более его нельзя считать отказом от
национальной культурной идентичности. Это был русский выбор, который позволил
народу раскрыть свои дарования и таланты в лоне христианства, проявить себя в служении
вселенской истине Христовой и в рамках этого служения создать собственную
цивилизацию.
В Киеве,
где погибли в 983 году, по словам Симеона Суздальского, «первые русские
граждане Небесного града» святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, и находится
фундамент Десятинной церкви — первого христианского храма древнего Киева,
воздвигнутого князем Владимиром. Эта церковь названа так в честь десятой доли
доходов, которую святой князь начал вносить сначала на строительство этого
храма, а потом на другие богоугодные дела. Его примеру последовали иные
православные христиане, и вскоре внесение десятины превратилось в нашу
национальную традицию. Десятина отдавалась не только на строительство храмов.
Она стала средством добровольного подчинения личных интересов общим целям,
стала одной из форм проявления солидарности, поддержки тех, кто в этой
поддержке нуждался.
Солидарное
общество — это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с
христианским выбором князя Владимира. Как я уже говорил, это такое общество, в
котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и
конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и
проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе
с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание
христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства,
предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту
народа.
Чтобы
проводить нравственную политику, государство должно иметь неравнодушный,
ценностно обоснованный взгляд на образование, культуру, информацию, сферу идей,
руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими,
особенно внешними источниками права. Власть в таком государстве прислушивается
к народу и помнит об ответе перед Богом.
Нравственное
государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по
цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному
неравенству. Оно поддерживает воспитательную функцию школы, включая высшую,
осуществляемую в духе идеалов солидарности и взаимопомощи в рамках национальных
традиций и морали, сформированной в том числе под влиянием традиционных
религий. Именно поэтому необходимо иметь общие, согласованные подходы к
формированию программ обучения в школе и в вузе, иметь единое образовательное
пространство.
Хотел бы
отметить значение частного, но тем не менее весьма важного влияния в
отечественной школе — это возрождение кадетского образования, где получают
путевку в жизнь как будущие воины, наследники подвигов князя Владимира, так и
молодежь, избравшая мирные специальности, но способная быть готовой к защите
Отечества, его свободы и независимости не только на поле ратной брани, но и в
условиях информационного и культурного, а лучше сказать, антикультурного
массового воздействия на сознание и чувства молодежи.
Нравственное
государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идеи солидарности,
о которых неоднократно говорилось с трибуны Всемирного русского народного
собора, требуют сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического
обсуждения.
Необходимо
преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной
«экономикой» — разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России,
но и всего мира.
Ценности
солидарного общества вместе с нами разделяют другие народы Русской цивилизации,
находящие в этих ценностях созвучие с духовными основами своих религий —
ислама, иудаизма, буддизма. Это дает нам основания утверждать, что Русская
цивилизация является не только русской и не только православно-христианской,
несмотря на решающий вклад русского народа и Русской Православной Церкви в ее
созидание. Она является общим домом и общим достоянием для народов разных
религий, вероисповеданий и культур. Прочным фундаментом этого дома стало
отрицание превосходства одних народов над другими, уважение к их равенству и
достоинству — то есть наследие, утвержденное еще святым Владимиром в его диалоге
с Византией.
Необходимость
осмысления исторических корней и базовых ценностей нашей цивилизации и их
актуализации в перспективе вызовов XXI века — это, как кажется, одна из
насущных задач отечественной гуманитарной мысли. Значительный вклад в решение
этой задачи может и должен внести Всемирный русский народный собор.
Мы видим,
что на рубеже нулевых и десятых годов Собор перерос статус общественного
форума, который служил площадкой для обмена идеями, и ныне превращается в
организацию, способную формулировать мировоззренческие ориентиры и предлагать
ответы на вопросы современности. Так, именно интеллектуальными силами ВРНС
предложены концепции гуманитарного и технологического суверенитета России, дан
глубокий анализ русской цивилизационной и этнокультурной идентичности, ведется
исследование проблематики солидарного общества.
Эта работа
имеет принципиально важное значение. Если 90-е годы проходили под знаком
разрушения и хаоса, а нулевые — под знаком восстановления разрушенного, то
теперь время задуматься о будущем. Возрастают новые поколения, для которых
распад СССР — это уже история, и которых не удовлетворишь сравнением с 90-ми
годами. Они хотят ясно видеть смысл и цель развития страны, хотят понимать, кто
мы, куда идем, к чему стремимся. Вот почему нам необходимо сегодня
прочувствовать и осмыслить единый исторический путь, который начался с Крещения
Руси, по которому шла наша Родина к победам сквозь все испытания и который
открывает нам перспективу будущего.
Эта
перспектива — хранение и строительство нашей самобытной цивилизации,
опирающейся на универсальный христианский фундамент, учитывающей национальные
начала русского народа и гармонично сочетающей их с национальными началами и
религиозными традициями близких нам народов — наших соседей и братьев. Таков
важнейший для нас урок наследия святого князя Владимира — наследия, которого мы
должны быть достойны и которое обязаны сохранить и передать грядущим
поколениям.
И да
поможет нам в этом Бог.
Источник: пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
http://пензенская-епархия.рф/?p=59306
Новый
выпуск программы «Вопросы веры» посвящен жизни и духовному подвигу сщмч. Иоанна
Рижского
13.11.2015
Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии
«Вопросы веры» посвящен строительству в Пензе первого в России храма во имя
священномученика Иоанна Рижского.
Гость
студии – церковный краевед Кира Аристова рассказывает о жизни и духовном
подвиге священномученика, а также о том, почему из всего сонма новомучеников и
исповедников российских в Пензе будет возведен храм именно в честь
священномученика Иоанна Рижского.
Напомним,
что телепрограмма «Вопросы веры» выходит в эфир на телеканале «Союз» по
четвергам в 3.30 и в 15.30.
http://пензенская-епархия.рф/?p=59321
Мы все
заинтересованы в истине по делу царских останков, и не нужно жалеть на это
времени
13.11.2015
Москва, 13
ноября. Председатель Синодального информационного отдела Московского
Патриархата В.Р. Легойда подчеркнул, что Русская Православная Церковь больше
всех заинтересована в установлении истины в процессе изучения царских останков
и призвал не устанавливать временные рамки для завершения идентификации.
«Цена
вопроса для Церкви — признание останков святыми мощами. Потому мы просто
обязаны исключить возможность, какой бы то ни было ошибки, снять все вопросы, а
вопросов пока остается много», — подчеркнул председатель СИНФО.
«В деле
исследования мы прикоснулись лишь к вершине айсберга и можем говорить лишь о
промежуточных итогах», — добавил он.
«Вопрос идентификации
останков является сложной проблемой, которая требует комплексных экспертиз», —
пояснил В.Р. Легойда.
«Результаты
генетических экспертиз чрезвычайно важны, они продолжаются, но они не могут
быть единственными, которые должны приниматься во внимание, также важна
историческая и антропологическая экспертиза», — указал представитель Церкви.
В.Р.
Легойда напомнил, что в научном сообществе существуют различные версии,
связанные с исследуемой темой, ставятся вопросы, на которые пока невозможно
ответить и нельзя игнорировать.
Председатель
СИНФО поблагодарил государственных и общественных деятелей, научное сообщество
за активную работу в деле исследования останков царской семьи и выразил надежду
на то, что совместные труды позволят разрешить эту сложнейшую загадку XX века.
«Наша
главная и общая задача — установление истины. Убежден, что мы справимся, но не
считаю правильным называть какие-то даты или, тем более, к каким-то датам
подверстывать итоги исследования», — заключил В.Р. Легойда.
Ссылка: В.Р.Легойда
http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2015/11/13/my-vse-zainteresovany-v-istine-po-delu-carskix-ostankov-i-ne-nuzhno-zhalet-na-eto-vremeni/#more-9692