Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М И С С И О Н Е Р С Т В О 24.11.24
«Пенза православная» – http://pravoslavie58region

«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

В Пензенском епархиальном управлении прошла коллегия отдела по делам молодежи Пензенской епархии

 

07.10.2017

 

Руководитель отдела по делам молодежи Пензенской епархии священник Илия Иванов и

секретарь Союза православной молодежи земли Пензенской Евгений Чевтаев

http://penzaeparhia.ru/photogallery/mitropolit_serafim_zajavil_o_neobhodimosti_aktivizacii_raboti_s_molodezhju

 

 

5 октября 2017 г. в актовом зале Пензенского епархиального управления состоялась коллегия отдела по делам молодежи Пензенской епархии. Коллегия проходила под председательством руководителя отдела иерея Илии Иванова.

К участию в мероприятии были приглашены помощники благочинных и помощники настоятелей по работе с молодежью, а также секретарь отдела Ю.В. Манапова и секретарь Союза православной молодежи Е.А. Чевтаев.

Собравшиеся подвели итоги и поделились своими впечатлениями от Межрегионального слета православной молодежи «Православная Сура». Были высказаны пожелания по организации подобных мероприятий в будущем. Ответственные за работу с молодежью обговорили повторение наиболее понравившихся практик слета, и получили одобрение руководителя молодежного отдела на проведение их на регулярной основе при наличии массового интереса.

Помощникам по молодежной работе были анонсированы предстоящие мероприятия. Обсуждались планы работы отдела и Союза на ближайшее будущее. Особое внимание было уделено темам организации волонтерской работы и проведению межприходских мероприятий.

 

20171005_18082820171005_18084220171005_18085320171005_180908

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/07/в-пензенском-епархиальном-управлени-46/

 

Проведена очередная беседа из цикла «Библейская этика»

 

07.10.2017

 

 

 

6 октября 2017 года в актовом зале Пензенского епархиального управления прошла очередная беседа в рамках «Библейской этики» – одного из направлений миссионерского образовательного проекта «Школа Православия».

Беседа была посвящена рассмотрению третьей заповеди блаженства – «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». В ходе полуторачасовой беседы слушатели узнали о разных подходах к пониманию того, что означают слова «кроткие» и «наследовать землю». Был проведен экскурс в историю Ветхого и Нового Завета, где примеры человеческой скромности показали пророки Моисей, Давид, Исаия, Иеремия, а также апостол Павел. Эти примеры показали, что кротость обладает внутренней динамической структурой, где связаны между собой внутренне смирение, усердие в исполнении воли Божией и своего призвания, а также скрытие в этих действиях своей индивидуальности, своих желаний, предпочтений, своего любопытства и суеты. Те люди, которые стремятся побороть в себя страсти гнева, раздражительности, обидчивости зачастую не достигают своих целей потому, что игнорируют эту структуру кротости и пытаются добиться её плодов, не посвящая себя своему служению.

Следующее заседание «Библейской этики» состоится 20 октября 2017 г., начало в 18:00.

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/07/проведена-очередная-беседа-из-цикла/

 

Вышел в свет очередной выпуск радиопрограммы «Мир Православия»

 

09.10.2017

 

 

Смешанный хор Пензенской духовной семинарии стал победителем ежегодного международного фестиваля-конкурса «Sea, sun, festival» (Море, солнце, фестиваль) города Lloret de Mar (Испания) в номинации академический вокал в молодежной возрастной категории. В мероприятии, которое проходило 17 – 22 сентября и собрало на своей площадке представителей различных сценических жанров, приняла участие делегация Пензенской епархии, состоящая из Архиерейского детского хора, студентов семинарии, руководителей и сопровождающих. Помимо победы представителей духовной школы, третье место в своей возрастной категории в номинации академический вокал занял Архиерейский детский хор Пензенской епархии.

В новом выпуске автор и ведущий программы Евгений Белохвостиков беседует с руководителем Архиерейского детского хора Мариной Никитиной, директором Духовно-просветительского центра при Пензенском епархиальном управлении Любовью Климчевой и воспитанницами Архиерейского детского хора Марией Засориной и Софией Горшковой.

Напомним, что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 70.67 УКВ) по субботам в 12.10.

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/09/вышел-в-свет-очередной-выпуск-радиопр-67/

 

Вышел в эфир очередной выпуск информационно-просветительской программы «Вопросы веры»

 

09.10.2017

 

 

В новом выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» представлены новости митрополии. В частности, освещается первый юбилей служения митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима в архиерейском сане. В 2012 году владыка стал епископом Кузнецким и Никольским, а последние 4 года управляет Пензенской епархией.

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/09/вышел-в-эфир-очередной-выпуск-информа-65/

 

«Муж борьбы»: памяти священномученика Иоанна (Поммера) посвящается

 

11.10.2017

 

Пензенская епархия приглашает православных пензенцев почтить память священномученика Иоанна (Поммера) и принять участие в праздничных богослужениях, которые совершит Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский, в храме в честь приснопоминаемого святого. Всенощное бдение начнется в 17:00 11 октября, а Божественная литургия — в 08:30 на следующий день. Схема проезда от остановки «Гидрострой» прилагается:

 

Под Пензой освятили купола храма в честь священномученика Иоанна (Поммера)

АиФ-Пенза - Аргументы и Факты

 

 

 

 

12 октября — день памяти священномученика Иоанна (Поммера). Личность и подвиг этого незаурядного церковного иерарха XX века особенно ярко проявились в борьбе с так называемой «путятинской смутой», возникшей на переломе эпох в самом центре России – Пензенской епархии. Несмотря на короткий период пребывания на пензенской кафедре, его пламенное и бесстрашное служение сподвигло каждого пензенца сделать свой нравственный выбор. События, происходившие в начале 1920-х годов в этой провинциальной российской епархии, серьёзно поставили вопрос о выборе дальнейшего пути развития не только конкретной паствы, но и всей Русской Православной Церкви.

 

Служение епископа Иоанна в Пензе не только изменило церковную историю, но и стало крупной вехой жизни самого Владыки – его опыт борьбы с внутренним расколом внутри Церкви, «путятинской смутой», стал важным и необходимым этапом к его служению в качестве главы Латвийской Церкви. Именно Пенза стала той решающей отправной точкой в его исповедническом подвиге, который, начавшись в Пензе, завершился в Риге.

17 апреля 1918 года стало судьбоносным днем в истории Пензенской Церкви: на борьбу с набравшей силу заразой – «путятинской смутой» Святейшим Патриархом Тихоном сюда был направлен один из лучших иерархов того времени – епископ Иоанн (Поммер).

«Ему было 43 года. Латыш по национальности, громадного роста, темный шатен, почти брюнет, этот человек обладал какой-то особой привлекательностью. Он был красив и даже как-то обаятелен. К тому же обладал таким тактом в обращении с людьми, таким умением сказать что-либо приятное, что через несколько дней все духовенство и все верующие города Пензы были от него в восторге. К тому же в нем чувствовалась непреклонная воля и большой дипломатический талант. Вообще личность эта была далеко не заурядная. Ясно было, что этот человек не сбежит от испуга и, во всяком случае, не сдаст своих позиций без боя». Именно епископа Иоанна патриарх Тихон назвал «мужем борьбы».

 

Начало раскола

Пенза может считаться «родоначальницей» раскола. Именно на ее примере советской властью были опробованы методы по расколу Церкви в общероссийском масштабе. В чем же дело? Кризисное состояние, характерное для Русской Православной Церкви накануне революции 1917 года, в Пензенской епархии проявилось не только в полной мере, но и в некотором роде даже более выпукло. К этому моменту внутри Пензенской епархии назрел целый ряд как социально-экономических, так и духовных проблем. Дело в том, что несмотря на видимое благополучие губерния была не только бедной сама по себе, но и обладала большим количеством сельских приходов, положение клира которых значительно ухудшилось со вступлением России в Первую мировую войну. В связи с мобилизацией населения резко сократилось число браков и крещений, упали доходы клира от кружечных сборов. В создавшихся условиях не только псаломщики, но и священники были вынуждены работать по найму у своих же прихожан.

Проблемы материального положения духовенства значительно сказывались и на кадровом воспроизводстве священнослужителей и на состоянии духовных школ. Средств на содержание последних не хватало. Учеба в Духовном училище и Пензенской семинарии часто была единственной возможностью для детей клириков получить среднее образование, но лишь малая часть выпускников шла по пути своих родителей, остальные связывали свое будущее с гражданской службой. В результате в епархии кадры священно- и церковнослужителей пополнялись не лучшими выпускниками, что, естественно, сказывалось на готовности клириков к «вызовам времени». Все это приводило к нарастанию непонимания и отчуждения прихожан от своего священства. Приход, как основная единица церковной жизни, находился в состоянии кризиса и застоя, требовалась его реорганизация на новых началах.

Но кроме проблем пензенского духовенства и духовного кризиса общества в целом, на стремительное развитие раскола повлиял и другой фактор – появление здесь Владимира Путяты. Роль личности в истории проявилась ярко и трагически именно в Пензе, как никогда в ее церковной истории. Кризис Церкви и надвигающиеся революционные события, хаос и брожение умов породили самые разные «сомнительные» личности без всяких принципов и идей, стремящихся выжить любой и хорошо чувствующих политический момент. Пензенская епархия с ее провинциальными воззрениями и церковными нестроениями стала той благодатной почвой, где и «расцвел талант» Владимира Путяты.

Владимир (Всеволод) Путята был авантюристом в рясе, изверженным из сана бывшим пензенским архиепископом. Прикрываясь революционными лозунгами, он пытался удержать свою власть правящего архиерея. В условиях прихода к власти большевиков в 1917 году Владимир Путята, ранее отстраненный от управления епархией за аморальное поведение, объявил о создании «новой свободной народной церкви».

Кто же составил основу его движения? Ответ на этот вопрос можно найти в воспоминаниях Н. П. Иванова, иподиакона епископа Иоанна Поммера, борца с обновленчеством, бывшего непосредственным очевидцем тех событий: «Это были люди переходного периода, потерявшие или просто не обретшие себе ничего взамен. Они еще ходили в праздничные дни в церковь, но не для того, чтобы помолиться, а лишь как в какой-то клуб, где можно встретить досужих приятелей, где можно было бесплатно послушать хороший хор, а иногда и способного проповедника, где можно было посидеть в ограде на лавочке и, раскуривая папиросу, посудачить и посплетничать с такими же досужими людьми о чем угодно, подвергнув критике все, что заблагорассудится. Объектом их критики обычно являлось духовенство, затем хор, затем политические события и прочее». То есть это была как раз та самая «пена», которая неизбежно возникает при всяких изменениях существующих общественно-политических отношений. Ее-то и смог привлечь из верующей среды Путята, пользуясь приёмами откровенной лжи, демагогии, критиканства, которые и привлекают к себе людей, потерявших нравственный стержень. Но это была опасная игра Владимира Путяты, закончившаяся, в конце концов, полным поражением.

Оказавшись в весьма непростой ситуации, но, не желая расставаться с властью, бывший архиерей тонко уловил политические веяния и настроения народа. В рядах духовенства началась паника, чувствовалась растерянность перед революционными событиями. И только Путята, учитывая обстановку в стране, свои силы и число своих приверженцев, зная уровень их «догматических» познаний (вернее, отсутствие таковых), стал активно развивать идею «новой народной свободной» церкви и открыто заявил о поддержке советской власти.

В феврале 1918 года в Пензу прибыл управляющий Пензенской епархией епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии Феодор (Лебедев), бывший в 1900-х годах смотрителем Краснослободского Духовного училища. «Ученый монах, каким казался видавшим его в те дни, он, по-видимому, не имел в своем характере никаких данных для решительных действий…». В условиях разворачивающегося противостояния епископ, по одной из версий, не выдержал «накала страстей» и умер от разрыва сердца.

Стратегически важным для Путяты было обладание центральным кафедральным собором. Как писал Н. П. Иванов, «Собор для Владимира был необходим как воздух. Собор сам, своими стенами должен был создавать авторитет для самочинного архиерея». К этому времени он уже имел опыт захвата церквей: Богоявленский храм (Новый Спаситель) и Воскресенскую церковь (Старый Спаситель) в Пензе были полностью под его контролем. В условиях фактического отсутствия сильного правящего архиерея и растерянности духовенства Путята с помощью крестного хода (по сути – «крестового похода») своих многочисленных приверженцев в конце марта 1918 года захватил центральный храм Пензенской епархии.

На собраниях путятинцев 18 и 25 марта было решено так же поступить со всеми остальными церквами. Успеху обновленцев способствовала и негласная поддержка местных властей: обновленческая организация «Христианский Союз» без всяких помех прошла регистрацию в Коллегии по отделению церкви от государства.

Поместный Собор всерьез обратил внимание на смуту в Пензенской епархии, и 20 апреля на его последнем заседании архиепископа Владимира лишили сана «за неподчинение и презрение канонических правил». В этот критический для Пензенской епархии момент Патриарх Тихон направил в неё одного из лучших церковных иерархов – епископа Иоанна (Поммера).

 

Живые слова

17 (30) апреля 1918 года в Пензу приехал новый архиерей – епископ Иоанн (Поммер), вокруг которого вскоре собралась активная группа священства и мирян, ставшая впоследствии его опорой. К числу таковых принадлежали ректор семинарии протоиерей Матфей Архангельский, соборный протодиакон Василий Смирнов, преподаватель женского епархиального училища А. А. Беляев (впоследствии — Августин, епископ Иваново-Вознесенский), адвокат В. А. Бессонов. Немаловажно, что ряды защитников канонической чистоты Церкви пополнялись и молодыми людьми, как, например, Николаем и Михаилом Пульхритудовыми. Таким образом, до сих пор разрозненное и растерянное духовенство увидело в епископе Иоанне достойного противника обновленцам и приступило к активным действиям.

Самым «уязвимым» местом в городе была Петропавловская церковь, соседствующая со старым и новым храмами Спасителя, захваченными последователями Путяты; однако 18 апреля, в Страстной Четверг, благодаря смелым и решительным действиям епископа Иоанна, эта церковь осталась у каноничных церковных властей. Произнесенная им проповедь на тему только что прочитанного Евангелия: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» — настолько была хороша как по содержанию, так и по красоте слога, что явилась своеобразным переломным моментом в противостоянии с путятинцами. В ней Владыка призвал свою паству, назвав верных чад Христовых крестоносцами, к самоотверженной любви: «На кресте, на котором умерла вечная Любовь, чтоб даровать жизнь миру, даровано нам обетование: смерть действует в нас, а жизнь в вас, ибо все для вас (IIКор, 4:12). Это тайна любви самоотверженной, готовой на все жертвы – в этом ея дело и ея утешение: что любовь делает под крестом, то делает к благу бедного мира…».

В числе молящихся этого прихода было много тех, кто колебался, тяготился казенщиной отправляемых богослужений и потому симпатизировал Владимиру Путяте. И вот теперь, слушая эти живые, дышащие верой и любовью слова ооанна, толпа молящихся словно ожила. Когда проповедь была окончена, в толпе послышался восторженный шепот. Это была явная идеологическая победа на духовном фронте Пензы.

 

Противостояние

Естественно, что сильный и авторитетный архипастырь был опасен как для Путяты, так и для местных властей. В Комиссариат по отделению церкви от государства поступали доносы на епископа от владимировцев с требованием удалить из пределов Пензенской епархии неугодного архиерея.

Началось открытое и ожесточенное противостояние канонической церкви в лице епископа Иоанна и раскольнической во главе с Путятой. Раскольники, пользуясь поддержкой власти, не гнушались никакими средствами. 9 мая в Пензенском Спасо-Преображенском монастыре по указанию Путяты Н. М. Рудаковым и Г. Я. Дубровиным на епископа Иоанна было совершено покушение. Однако архипастыря это не остановило: «Убийцы просчитались, но они должны были знать, что я мертвый был бы для них еще страшнее, чем живой». 27 сентября 1918 года, после того как «владимировцы» сделали попытку захватить Петропавловскую церковь во время совершения там службы епископом Иоанном, произошло столкновение между верующими, принадлежащими к разным партиям. Местные гражданские власти арестовали обоих архиереев и около месяца продержали их в одной камере.

Вот как описывает кровавые события сентября сам епископ Иоанн: «В Пензе комиссары по своему усмотрению хватали сотни заложников из числа мирного населения. Началась страшная резня. День за днем комиссар Власов во дворе тюрьмы на глазах у всех заключенных уничтожал заложников. Без суда и следствия, по порядку нумерации камер, людей выгоняли во двор, где их убивали. Во время всей операции трупы не убирались. Вместе с убитыми во дворе лежали неудачно застреленные, стоны которых разрывали души. Все заложники не были расстреляны только потому, что власовская «операция» была заторможена по причине передышки. Убийцы строго придерживались шестичасового рабочего дня. Указ из Москвы о прекращении расстрелов Власов принял с видимым неудовольствием. Освобождая заключенных, он цинично добавил: «До скорого свидания». Среди оставшихся в живых был и я. Это было очень болезненно для Власова. Через несколько дней он вновь арестовал меня с видимым намерением уничтожить. Но воля Божия была иной. Сам усердный комиссар был посажен ко мне в камеру. Он был обвинен в ряде таких преступлений, которые были нетерпимы даже у комиссаров, и в конце октября был расстрелян…».

 

Братство православных христиан

Важным моментом в этом противостоянии стало создание епископом Иоанном совершенно новой структуры управления Пензенской епархией, спасшей ее от уничтожения. Согласно Декрету об отделении Церкви от государства, 9 марта 1918 года Пензенский Епархиальный Совет и Духовная Консистория, как и другие епархиальные органы, объявлялись упраздненными. В этих условиях для каноничной епархиальной власти регистрация новых органов управления была просто жизненно необходима.

В апреле 1918 года духовенство во главе с епископом Иоанном пытается пройти процедуру регистрации органов епархиальной власти – Епархиального Управления – путем подачи ходатайства о регистрации и проекта Устава на утверждение Комиссару по отделению Церкви от Государства.

Однако Комиссариат отреагировал на это заявление однозначно, направив его и Устав в Следственную Комиссию [13]. Препятствия со стороны советской власти в признании каноничной церковной власти в лице епископа Иоанна и епархиальных структур были ожидаемы и объяснимы. Существование организационно сильной и поддерживаемой большинством верующего населения епархиальной власти шло вразрез с целями и задачами советского государства.

В то же время «путятинцами» была создана параллельная структура епархиального управления – «Христианский Союз», успешно прошедший регистрацию в органах юстиции.

И тогда 25 апреля (8 мая по н. ст.) 1918 года на собрании церковных советов города под председательством епископа Иоанна, проходившем в Введенской церкви, представители от приходов 13 церквей, не захваченных владимирцами, выразили свою готовность защищать законного архипастыря. Для объединения всех приходов и их сплочения был создан Союз (Братство) православных христиан г. Пензы. Этот Союз смог пройти регистрацию в органах власти и начал официально работать.

Опыт создания Братства оказался чрезвычайно важен в тех экстремальных условиях, он показал способность Церкви находить ответы на вызовы времени. Эта структура в условиях полной изоляции государством епархиальных органов была вполне эффективна и жизнеспособна. Благодаря широкому участию в ней именно мирян (даже руководителем юридически являлся мирянин), стало возможным легально существовать в условиях советской действительности и не обращать на себя огонь со стороны государственных органов. Размывался стереотип советской власти о возможности функционирования церковной организации только в рамках церковно-управленческих структур. Посредством собрания представителей всех православных общин Братство, хотя и ограниченно, но все же координировало жизнь епархии, а также входило в официальные сношения с властями. Так, в архивных источниках сохранилось множество документов с ходатайствами Братства об освобождении из-под ареста священнослужителей, в том числе и самого священномученика Иоанна.

В состав Братства вошли настоятели и клирики городских церквей, активные миряне, представители интеллигенции и молодежи (Николай и Михаил Пульхритудовы, Татьяна Куприянова), адвокат В.А. Бессонов. Все они были смелыми, преданными помощниками владыки Иоанна. Очень важно, что Союз был образован из представителей приходских общин, которые активно отстаивали каноническую чистоту церкви. То есть почва к объединению уже была готова. Причем, если проанализировать состав актива, то к приезду будущего священномученика Иоанна многие из них не носили священного сана – Александр Беляев (будущий священномученик Августин) – был членом приходского совета Рождественской церкви, Николай Иванов, автор «Истории Путятинской смуты» – Покровской церкви, Николай и Михаил Пульхритудовы – еще мальчики 17-18 лет, Боголюбской церкви. Таким образом, широким участием мирян выводилось (хотя бы частично) из-под удара активное духовенство города.

Чувствуя сильный отпор со стороны крепнущего объединения приходов, Путята написал на них донос, что стало для Комиссариата по отделению церкви от государства поводом для ареста сразу 14 активных церковных деятелей. А 11 ноября 1919 года сам епископ Иоанн вновь был арестован. Заявив категорический протест, владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму архиепископ был помещен в одну камеру с уголовными преступниками.

В Москве делом занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК Мартын Лацис, однако собрать достаточно компрометирующих материалов ему так и не удалось. Ровно через месяц ВЧК вынесла епископу Иоанну оправдательный приговор.

Во время его ареста Путята направляется в Москву с целью создать Высшее Церковное управление Народной Церкви и начать свою деятельность во всероссийском масштабе. Но обновленцы рано начали праздновать победу – епископ Иоанн в 1920 году был освобожден из заключения и вскоре вернулся в Пензу, продолжив управлять епархией. Борьба за пензенские церкви продолжилась.

Нужно сказать, что, несмотря на поддержку «путятинского движения» со стороны советской власти, популярность Владимира Путяты среди верующего народа и духовенства падала с катастрофической быстротой. К началу 1921 г. в лоно Православной Церкви вернулась община Старого Спасителя г. Пензы. Благодаря смелой, но тактичной политике, священномученик Иоанн смог удержать всю область от влияния раскола, ситуация внутри Пензенской Церкви стабилизировалась. А самое главное, за это время окончательно произошел перелом в сознании людей, и практически каждый сознательной верующий сделал свой выбор.

Несомненно, оказать достойное противостояние Путяте самоотверженный епископ не смог бы в одиночку: пензенская земля была богата поистине глубоко верующими, настоящими пастырями, многие из которых стали впоследствии мучениками: Александр Беляев, ближайший помощник епископа Иоанна, впоследствии священномученик Августин, ректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Матфей Архангельский, упомянутые ранее Михаил и Николай Пульхритудовы, протоиерей Николай Касаткин, протодиакон Василий Смирнов и многие другие. События в Пензенской епархии 1918–1921 годов стали той лакмусовой бумажкой, благодаря которой проявились и истинные воины за веру и Церковь, и ее предатели.

Всю любовь и преданность пензенской паствы можно увидеть в коллективном письме священномученику Иоанну по случаю десятилетнего пребывания его на Рижской кафедре: «Ваше пребывание в Пензе совпало с тем моментом, когда яростные нападки враждебных Церкви сил превратились в открытую борьбу с ее сослужителями… Вы противопоставили величайшую силу духа и необыкновенную силу воли. Эти мощные устои Вашей сильной натуры помогли Вам пережить и преодолеть все те невероятно тягостные условия жизни, которые выпали на Вашу долю за последние годы. Следуя шаг за шагом Вашему тернистому пути, нужно удивляться той духовной стойкости и необычайной выдержке, с которой Вы встречали посланные Вам судьбой испытания и страдания. Ярко и отчетливо вспоминаются все Ваши и нравственные мучения, пережитые в Пензе в годы лихолетья, и вместе с тем та духовная спайка и единение пензяков, которая служила Вам поддержкой в тяжелой борьбе за право и правду и поставила Вас перед лицом всего населения на недосягаемую высоту. Народ прекрасно сознавал и чувствовал, что в своих молениях и обращениях к Господу Владыка не забудет тех мечтаний об освобождении от гнета и насилия, которыми жила и мыслила распятая Россия, и тех праведных ее сынов, которые своими страданиями и кровью искупили вину злодеев, не ведавших того, что творят. В этом духовном созвучии была заложена громадная нравственная сила, которая связывала Вас, Ваше Высокопреосвященство, с народом узами невидимого, но крепкого родства и близости. Поэтому, где бы Вы ни находились, у пензяков всегда останется к Вам чувство великой благодарности и глубочайшей преданности и привязанности».

 

Уроки «смутной истории»

Дальнейшие пути законного архиерея Иоанна (Поммера) и бывшего архиепископа Владимира (Путяты) разошлись навсегда в 1921 году. Епископ Иоанн в июне 1921 года по вызову Патриарха Тихона и по настоятельным просьбам латвийской паствы был избран Предстоятелем Православной Церкви Латвии. Путята же, в 1921 году подав прошение в Синод о своем восстановлении в прежнем сане и получив отказ, в следующем году покинул Пензу.

Казалось бы, эта «смутная» история окончена, о ней можно было бы и забыть. Но…

Происходившие в Пензенской епархии события, самоотверженное противостояние священномученика Иоанна раскольнической «Народной Церкви», обратили на себя пристальное внимание центральных органов советской власти. К 1920 году положение в Пензенской епархии заставило партийное руководство активизировать полемику по вопросу о возможности использования церковного раскола. Особо поддерживал эту идею Нарком просвещения А. В.Луначарский, который лично встречался с В. Путятой. Реализацию замысла по разрушению церковного единства взял на себя Л.Д. Троцкий, который подчинил «религиозный вопрос» партийно-чекистскому контролю и взял общее руководство по подготовке раскола. Таким образом, обновленческий раскол в Пензенской епархии, удачно использованный в борьбе с Пензенской церковной организацией местными властями, затем был в полной мере реализован в отношении всей Русской Православной Церкви.

Такие личности, как Владимир Путята и иже с ним обновленцы всероссийского раскола, вызвали, в конечном счете, недоверие и брезгливое отношение верующего народа: внешнее сходство обновленческих и православных храмов отнюдь не означало идентичности и равнозначности совершаемого в них. Верующих, оставшихся верными Патриарху Тихону, равно возмущали и попытки обновленцев разрушить традиционный уклад церковной жизни, и их откровенное низкопоклонство перед властями. Итог для обновленцев также был закономерен: «Новая свободная церковь», едва ли просуществовав два десятилетия, бесследно исчезла из советской действительности.

Достаточно поучителен и конец этой истории: Путята, оказавшийся ненужным советской власти, был смещен из своей «Народной Церкви» и уклонился в дальнейшие расколы. Закончил свою жизнь последним нищим, прося подаяние на церковной паперти в г. Вятке (Кирове). Он имел привычку в воскресные и праздничные дни стоять на паперти среди нищих и с протянутой рукой довольно громко напоминать о себе словами: «Ради Христа подайте на пропитание!». Иногда прибавлял: «потерпевшему за правду». Так и не раскаявшись в своих церковных преступлениях и личных тяжких грехах, Путята умер в нищете в 1937-ом – в год массового уничтожения священнослужителей. Имея возможность пострадать как мученик, он умер в расколе.

И напротив, Русская Православная Церковь просияла еще одним небесным покровителем и заступником. 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн (Поммер) был подвергнут пыткам и убит неизвестными на пригородной даче в Озолкалне на Кишозере; погребен на Покровском кладбище в Риге. В похоронной процессии приняло участие не менее 100 тысяч человек. В августе 2001 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских от Латвийской Православной Церкви. Чуть позднее, 3-4 октября 2003 года, состоялось обретение и перенесение мощей священномученика Иоанна с Покровского кладбища в Рижский собор Рождества Христова.

 

Священномученик Иоанн в жизни православной Пензы сегодня

В октябре 2006 г. архиепископом Филаретом (Карагодиным) из Риги была привезена часть мощей священномученика Иоанна и торжественным крестным ходом доставлена с вокзала Пензы-I в Покровский архиерейский собор. Снова Пензенская епархия встретила своего владыку.

11-12 октября 2015 г. в Пензенской Епархии по благословению и при личном участии митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима (Домнина) впервые прошли широкие торжества, посвященные памяти священномученика Иоанна, покровителя и защитника Пензенской земли. 11 октября при участии многочисленных почитателей священномученика, гостей столицы и других регионов произошла закладка первого в Русской Православной Церкви храма в честь священномученика Иоанна, архиепископа Пензенского и Рижского. Под строительство выделен обширный пустырь в центре нового микрорайона. Приглашенный к участию в торжествах директор мемориального комплекса «Бутово» Игорь Гарькавый поделился опытом возможного создания на этом месте парка памяти. 12 октября, после торжественной литургии, Митрополит Серафим открыл Международную научно-практическую конференцию, посвященную памяти священномученика Иоанна (Поммера). В работе конференции приняли участие представители региональной и городской власти, ведущие специалисты церковной истории из г. Москвы и других регионов, студенты пензенских вузов, священнослужители и учащиеся Пензенской Духовной Семинарии. Практическим результатом конференции стало создание Просветительского центра имени священномученика Иоанна (Поммера) для широкого распространения среди соотечественников почитания новомучеников и исповедников, воспитания нравственных идеалов.

26 февраля 2017 г., в прощеное воскресенье, впервые в новом храме в честь священномученика Иоанна была совершена литургия архиерейским чином.

Новомученики – это главная наша победа, и одержана она силой креста. Этот крест, вознесенный выше всех разделений – политика святости, которая объединяет нас. Подвиг священномученика Иоанна – лучший тому пример!

Святый священномучениче отче наш Иоанне, моли Бога о нас!

 

56188037_p(2)na_dache_introp1aud4vrp91jp51mhi183a6rq1a6l3

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/11/муж-борьбы-памяти-священномученик/

 

Пензу посетила президент Международного православного Сретенского кинофестиваля монахиня София (Ищенко)

 

11.10.2017

 

Во вторник, 10 октября, в рамках проекта «Спасские вечера» Пензу посетила известный православный просветитель, директор духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля монахиня София (Ищенко). Просветительский визит включал два мероприятия, прошедшие в киноконцертном зале «Октябрь» и в Пензенской духовной семинарии.

В 14 часов состоялся семинар монахини Софии (Ищенко) «Зачем духовность детям, или Что писать о «духовном воспитании» в отчетах для руководства» в концертном зале «Октябрь».

В нем приняли участие педагоги светских и воскресных школ, педагоги дошкольных образовательных учреждений, люди, неравнодушные к вопросам истории и воспитания детей.

Монахиня София рассказала о методах духовного воспитания школьников на примере изучения жизни и духовного подвига новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. В год столетия Октябрьской революции грамотный подход к изучению темы новомученичества способен помочь найти точки соприкосновения представителям разных взглядов на исторические события прошлых лет. На семинаре использовались материалы художественных и документальных картин российских кинематографистов.

В 18 часов вечера в Пензенской духовной семинарии монахиня София встретилась со студентами бакалавриата и магистратуры духовной школы, а также преподавателями воскресных школ Пензенской епархии. Беседа развивалась в рамках свободной дискуссии, была посвящена вопросам современной православной культуры и затрагивала самые разнообразные темы общественной жизни. В заключение мероприятия монахиня София продемонстрировала зрителям короткометражный фильм «Всё отдать… Святая мученица Татьяна Гримблит» (2010), снятый студентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Федором Мелентьевым. В ходе обсуждения монахиня София обратила внимание присутствующих на проблемы грамотного представления информации о новомучениках в современном культурном пространстве.

Монахиня София (Ищенко) посещает Пензу уже не в первый раз, и каждый ее приезд оказывается радушно принят пензенской публикой. Участники встречи выразили надежду на продолжение сотрудничества и пропели матушке многолетие.

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/11/пензу-посетила-президент-международ/

 

РЕЗОНАНС

 

В Пензе монахиня София побеседовала с педагогами о духовности

 

10.10.2017

 

В Пензе монахиня София побеседовала с педагогами о духовности

Фотография © PenzaNews

 

Заместитель директора обнинского духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» монахиня София (Ищенко), посетившая Пензу во второй раз, побеседовала с местными педагогами о духовности.

Встреча, которая была анонсирована как лекция, прошла в концертном зале «Октябрь» в формате диалога.

Перед ее началом к собравшимся обратился митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

Он обратил внимание учителей основ православной культуры и преподавателей воскресных школ, собравшихся в зале, на богатый опыт монахини Софии, которая долгие годы занимается духовным просвещением в городе с богатой научной историей, что само по себе непросто.

Владыка призвал педагогов внимательно отнестись к теме встречи, так как именно вопросы духовности приобретают решающее значение в борьбе за подрастающее поколение.

Гостья сразу же попросила включить свет, чтобы видеть лица пришедших. Она предложила им включиться в беседу и дать определение понятию «Культура».

«Мне понравилось одно. Оно очень простое, до примитива, и емкое. Культура — это религия, наука и искусство у определенного народа в определенный исторический период», — сказала монахиня София.

Она сделала вывод, что в этом контексте «русская культура» является синонимом «православной».

«Это важно понимать вообще всем педагогам и еще — чиновникам образования», — пояснила замдиректора духовно-просветительского центра, добавив, что «душа по природе христианка».

По ее словам, хотя церковь в России отделена от государства, от учителей требуют заниматься духовно-нравственным воспитанием. Между тем духовное, по мнению монахини, подразумевает религиозное.

«Без религии нравственности, морали не бывает. В начале платформы является религиозное представление общества о мире, а из этих ценностей вырастают и нравственные, и даже какие-то бытовые обряды, нормы поведения и так далее», — сказала она.

Иллюстрируя эту мысль, монахиня София привела пример о том, что русская женщина не будет закрывать лицо чадрой, потому что это не предусмотрено ее религией, а мусульманка не сможет не сделать этого.

В ходе лекции, которая вызвала неподдельный интерес среди слушателей, пензенские педагоги смогли поделиться своими мнениями о принципах духовного воспитания детей и задать интересующие вопросы.

 

 

https://penzanews.ru/religion/119916-2017

 

Пензенские протестанты отметили праздник Жатвы

 

11.10.2017

 

 

 

Пензенские протестанты отметили праздник Жатвы. В этот радостный день прихожане церкви «Живая вера» принесли лучшие плоды своего урожая к алтарю, чтобы воздать славу и благодарность Господу, передает пресс-центр церкви "Живая вера".

 

 

 

 

В ходе праздничного богослужения присутствующих поздравили с Днем урожая церковный хор, поэтесса Елена Акимкина и дети воскресной школы.

«В Библии сказано, что мы всегда должны благодарить Господа. В этот день мы благодарим Его не только за тот урожай, который вырос на наших огородах, в наших садах, но также благодарим Бога за наших детей и за все духовные плоды, которые Он смог вырастить в нашей жизни. Мы очень рады этому дню и тому, что мы с Господом, потому что как написано в слове Божьем: «Без Него мы не можем делать ничего», а с Ним мы очень сильны и плодоносны во всех аспектах жизни», — рассказал полномочный представитель архиепископа РОСХВЕ в Пензенской области пастор Сергей Киреев.

 

 

После творческих выступлений член Всемирного христианского совета Олег Серов поделился проповедью слова Божьего о том, как верующим людям всегда быть плодоносными для Бога.

 

 

Вечером, уже по сложившейся традиции прошел «Праздник вкуса», который начался с концерта, где плодами своего творчества собравшихся порадовали церковные творческие коллективы, вокалисты и музыканты.

 

«Мы очень хорошо в дружеской атмосфере провели это время. Я верю, что каждый в простоте и веселии сердца радовался празднику и наслаждался творческими номерами и хочется сказать большое спасибо Наталье Серовой за организацию концерта и этого вечера», — отметила лидер прославления пензенской церкви «Живая вера» Дарья Нуждина.

 

 

 

После концерта можно было продегустировать замечательные блюда из урожая, который вырос на огородах и дачных участках прихожан церкви, а также каждый желающий смог узнать кулинарные особенности и рецепты понравившихся блюд.

 

 

«Это замечательная традиция, в ходе которой люди угощают друг друга своими заготовками, маринадами, кто–то картошкой с грибами и всем тем, что они заготовили на зиму. Люди с удовольствием делятся лучшими рецептами и это очень здорово, это объединяет церковь. Огромная благодарность всем, кто участвовал в приготовлении этого праздника, принимал участие в концерте и за все слава Богу», — рассказала организатор праздника Наталья Серова.

 

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=_-_T0vwy8rc

 

Пресс-центр церкви "Живая вера"

 

Архиерейский детский хор принял участие в Литургии на церковнославянском языке в Каталонии

 

12.10.2017

 

 

 

 

21 сентября 2017 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, в храме в честь святых Кирика и Иулитты в каталонском городе Льорет-де-Мар (Испания) была совершена Божественная литургия. Торжественное богослужение в стенах древнего храма совершили настоятель прихода Василий Стопуряк и клирики Пензенской епархии: игумен Сергий (Зайчиков) и иерей Максим Кузнецов. Ещё в Пензе было получено разрешение на проведение в эту дату богослужения в церкви. Песнопения Литургии исполнил Архиерейский детский хор г. Пензы под управлением регента Марины Никитиной.

Службы в местном православном храме совершаются лишь несколько раз в год по большим праздникам и на богослужения, пользуясь редкой возможностью, собираются не только жители Льорет-де-Мар, но и других испанских городов. Незабываемое впечатление в душах прихожан оставило русское традиционное церковное пение в исполнении детей.

По окончании богослужения члены прихода пригласили пензенецев разделить с ними праздничную трапезу у стен храма. За столом было сказано много теплых слов в адрес юных певчих. По многочисленным просьбам верующих дети подарили каталонцам небольшой концерт духовных песнопений на русском языке и преподнесли приходу памятные подарки с Пензенской земли.

 

С благословения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Пензенского и Нижнеломовского, Архиерейский детский хор Пензенской епархии посетил Испанию для участия в международном фестивале-конкурса «Sea, sun, festival» (Море, солнце, фестиваль), который прошел с 17 по 22 сентября в городе Льорет-де-Мар (Испания). Коллектив занял в конкурсе III место в номинации «Академическое пение», посетил с обзорной экскурсией Барселону, православный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в этом городе и горный бенедиктинский католический монастырь Монсеррат, а также выступил с концертом русской музыки на главной площади гЛьорет-де-Мар.

 

Дополнительные фотографии с Божественной литургии можно увидеть на сайте прихода в честь святых Кирика и Иулитты г. Льорет-де-Мар.

 

04eanRnHXBc8DBPRaUIOA89siwUka1EHo9tS3MKp0Alc9XoXT6FiP1c (1)9Z5-nqeENdc9zny3IlAb5w17Z10U0NZ7g642kq0U0qeMAdrOBa2YPtwafMXbI7818MAK9B9SXekD8BpOVzMfXreoD5I53bfoCCYEVjZSRqvusIfR_CbVwsqTkgW7SFkYuvRkH5JigER_F5ch_OwsGC6gMoI2qzKhiHsDMIh_VFW_aw3oiLXgQT58WrsJ7xE7z_ra9Qjrs-Ddb70bcJsdKIqyri0IK5yhOxaHH5QkrP8NHyFH0Q_MwP4zRlrDoNaklz5RLMNcq5ueSuq2JyIQYBmLsVpTI4RiQuhqtSisITIsQBuULZW0uiEPguI6JbcuTltgG_WU1AvSRU50OGd5IWBqh5nORXaYweFBirGfvCMwXgjlJdzWrYxCnPTfr215Iy1x4A9jH0wMyu5M54hAWm4

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/12/архиерейский-детский-хор-принял-учас/

 

В Епархиальном Управлении состоялось заседание по подготовке к Рождественским Чтениям

 

12.10.2017

 

Картинки по запросу Управление Сердобской епархии

Управление Сердобской епархии

сердобская епархия

 

 

 

12 октября в Управлении Сердобской епархии состоялась рабочая встреча по подготовке IV епархиальных Рождественских чтений в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Встречу возглавил епископ Сердобский и Спасский Митрофан. На заседании присутствовали: врио. секретаря Епархиального Управления иеромонах Амвросий (Макаров),  председатели епархиальных отделов и благочинный монастырей.

 

XXVI Международные Рождественские образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества» пройдут по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Администрации Президента России и Правительства РФ с 24 по 26 января 2018 года. Согласно Положению о Международных Чтениях, форуму предшествует региональный этап. Он включит в себя конференции, секции, круглые столы, мастер-классы, семинары, конкурсы по различным направлениям, содержание которых будет отражать основную тему церковно-общественного диалога.

IV епархиальные Рождественские чтения завершаться 15 ноября 2017 года.

На заседании были озвучены основные вопросы по подготовке, в частности были выбраны ответственные за проведение завершающего этапа чтений, выбраны темы конференций, круглых столов и утверждены положения епархиальных конкурсов «Информационная этика» и «Чудеса православия».

 

http://serdobsk-eparh.cerkov.ru/2017/10/12/v-eparxialnom-upravlenii-sostoyalos-zasedanie-po-podgotovke-k-rozhdestvenskim-chteniyam/#more-25275

 

Зареченцев приглашают участвовать в фотоконкурсе «Православие в простоте»

 

12.10.2017

 

Центр православия и воспитания «Семейный круг» приглашает зареченцев принять участие в городском конкурсе фотографий «Православие в простоте».

 

Цель его, по словам организаторов, в том, чтобы показать красоту православия, передать через фотографии его древнюю историю, переходящую в современность.

 

Фотоконкурс проводится в Заречном не в первый раз. Горожанам уже знакомы традиционные конкурсы фотографий «Рождественские узоры», «Пасхальный сувенир», «Дорога к храму».

 

В этом году в рамках конкурса «Православие в простоте» реализуется четыре номинации: «Человек – образ Божий», «Семья – малая церковь», «Спешите делать добро», «Целомудрие и мы».

Участниками могут стать как отдельные авторы, так и авторские коллективы в двух возрастных категориях: от 11 до 16 лет и от 17 и старше.

 

Желающие принять участие могут принести свои фотографии в распечатанном и электронном виде в центр «Семейный круг», расположенный по адресу: проспект 30-летия Победы, 11а, до 25 октября. После чего жюри из числа фотографов, работников культуры и духовенства Заречного определят победителей и призеров в каждой возрастной группе.

 

Итоги конкурса будут подведены на открытии выставки 4 ноября в храме Рождества Христова.

Фото: http://пензенская-епархия.рф

 

http://zarpressa.ru/news/novosti-goroda/zarechentsev-priglashayut-uchastvovat-v-fotokonkurse-pravoslavie-v-prostote/

 

В краеведческом музее города Городище состоялось праздничное мероприятие «Здравствуй, Батюшка – Покров!»

 

13.10.2017

 

 

12 октября 2017 года в краеведческом музее города Городище состоялось праздничное мероприятие «Здравствуй, Батюшка – Покров!», приуроченное к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

На мероприятие, подготовленное сотрудниками музея, были приглашены учащиеся средней общеобразовательной школы г. Городище, представители общественности города. Также на встрече присутствовал помощник благочинного Городищенского районного округа в сфере религиозного образования и катехизации иерей Александр Рысин.

Сначала сотрудница музея Нина Петровна Кажаева познакомила собравшихся старшеклассников с историей празднования на Руси Покрова Пресвятой Богородицы, особенностями праздника, народными обычаями, существовавшими на протяжении столетий в Российском государстве.

Затем выступили учащиеся, пришедшие в музей: некоторые из старшеклассниц подготовили небольшие сообщения о празднике.

Завершил праздничное мероприятие отец Александр. В своей речи священник отметил, что духовное содержание праздника указывает нам на постоянное, непрекращающееся попечение о нас Пречистой Девы, на Ее усердное заступничество за нас пред Сыном Своим и Богом. Священнослужитель рассказал историю возникновения праздника. Также собравшимся был продемонстрирован небольшой фильм, повествующий о Покрове.

 

DSC00487DSC00489DSC00495DSC00497

 

http://пензенская-епархия.рф/2017/10/13/в-краеведческом-музее-города-городищ/

 

Встреча с миссионером протоиереем Олегом Стеняевым

 

13.10.2017

 

 

В четверг, 12 октября в актовом зале музыкального колледжа р. п. Павловка, в рамках межепархиального молодежного форума, состоялась встреча молодежи и духовенства с миссионером, богословом, проповедником и публицистом протоиереем Олегом Стеняевым.

 

 

Во встрече приняли участие представители Кузнецкой епархии: председатель миссионерского отдела иерей Владимир Чепланов, настоятель Николо-Покровского храма г. Кузнецка протоиерей Андрей Спиридонов с участниками ВИА «Точка света», слушатели епархиальных богословских курсов и представители молодёжного клуба им. Евгения Родионова Вознесенского собора.

 

 

 

Отец Олег рассказал о своих миссионерских поездках в Индию и Чечню, о методах и подходах при построении миссионерской работы с различными категориями населения, ответил молодёжи и священникам на множество вопросов и дал практические советы по преодолению последствий действий тоталитарных сект.

Миссионерский отдел благодарит отца Олега за переданную в дар книгу «НОВЫЙ ЗАВЕТ Острожской библии 1581 г.», изданную ограниченным тиражом, не предназначенным для продажи.

Иерей Владимир Чепланов

 

Юрий Царёв

http://kuzneparhia.ru/2017/10/13/vstrecha-s-missionerom-protoiereem-olegom-stenyaevym/#more-49087

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг