Обзор
сообщений 50-ти областных и районных СМИ
за
седмицу 04 – 11 декабря
2011 года
04.12.2011
Святейший Патриарх Кирилл: Политические разногласия не должны
разрушать единства народной жизни
«Сегодняшний день, отмеченный всенародными
выборами, в каком-то смысле начало пути, потому что стране нашей предстоит
очень многое сделать. И от того, сделаем мы это или не сделаем, будет зависеть
само существование России — не больше и не меньше», — заявил
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове
после Литургии
в Донском монастыре 4 декабря 2011 года.
«Россия может существовать только
как великое многонациональное государство, или она не сможет существовать, — убежден Предстоятель Русской Церкви. — Сегодня народ наш
делает выбор, и дай Бог, чтобы он стал началом пути, ведущего к славе — Божией
славе, отображаемой в вере людей, в их жизни и в славе
Отечества нашего».
«Мы с вами добровольно избрали
политическую систему, которая предполагает борьбу, конкуренцию людей,
объединившихся в политические партии. Систему, которая предполагает некое
разделение народа и общества, — продолжил Святейший Владыка. — У меня нет, и не
может быть никаких рекомендаций и рецептов политического характера, но как
пастырь я говорю от слова Божия. Удивительным образом — случайно, но ничего
случайного не бывает — в соответствии с Уставом Церкви сегодня читалось
послание апостола Павла Ефесянам, в котором находим
такие слова: "Умоляю вас сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3). И сегодня, обращаясь к народу России с этого
места, овеянного славой святителя Тихона, я говорю: сохраняйте единство духа в
союзе мира, ибо, по слову Божию, не удержится царство,
которое разделится само в себе (см. Мк. 3:24)».
«Пусть наши разделения, наши
политические пристрастия, наши политические взгляды и убеждения никогда не
разрушат единства народной жизни, от которого зависит процветание и каждого из
нас, и всех нас вместе как народа, и страны нашей», — заключил Святейший
Патриарх Кирилл.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/text/1801190.html
05.12.2011
Взрыв Храма Христа Спасителя отложили из-за девочек-второклассниц
Илья Ильф снял кадры, ставшие
историческими.
80 лет назад взорвали главную
святыню России.
Ажиотаж вокруг приезда Пояса Богородицы
в России вызвал и интерес к Храму Христа Спасителя – за неделю его посетили
более миллиона человек. Возможно, хоть после этого храм станет «намоленым» именно за отсутствие этой теплой ауры,
характерной для старинных соборов и недолюбливают многие этот помпезный храм.
А с чего ему быть намоленным – ведь новострой. Его
предшественник простоял чуть меньше века: 10 сентября 1839 года состоялась
торжественная закладка первого камня, а 5 декабря 1931 года прогремел взрыв,
район накрыло облако каменной пыли, цвета запекшейся крови.
|
Такой вид открывался из окна
квартиры Ильи Ильфа на Xрам
Фото: Илья Ильф
|
|
«Девочки, где ваши мамы?»
Взрыв был назначен на полдень субботы.
Жильцов окрестных домов предупредили заранее, попросили покинуть дома: мало ли
чего. Но телевидения тогда не было. А по «сарафанному радио» информация о
взрыве распространялась иногда и в качестве слухов.
В общем, покинули дома не все.
Кто-то даже, наоборот, занял самые удобные места, чтобы посмотреть на
историческое событие.
|
Взорванный остов xрама Фото: арxив проекта "ОлдМос"
|
|
Вот такую историю буквально на днях
рассказали мне в Музее архитектуры имени Щусева. В конце прошлого века у них,
уже, будучи пенсионеркой, в архиве работала замечательная женщина – Велта Асфольдовна Пличе.
Её детство прошло на Волхонке – окна
квартиры выходили на Храм. И вот в день взрыва маленькая Велта,
позвав подружек, удобно устроилась на подоконнике окна в ванной: открыли окна,
свесили ножки, приготовились…
За несколько минут до взрыва их
заметили милиционеры. Засвистели в свитки, отчаянно замахали руками минерам,
закричали «Остановить! Дети там, дети!»
Конечно, девочек с окна прогнали. Сперва долго выясняли, где их мамы, а потом сдали на поруки
соседям. Из-за этого взрыв немного отложили – девчонок вполне могло снести на
улицу взрывной волной или поранить вылетевшими стёклами.
|
Перед взрывом с куполов сняли все
золото Фото: арxив
проекта "ОлдМос"
|
|
Клубы кровавой пыли
После первого взрыва Храм лишь дрогнул.
А прилегающий квартал буквально подпрыгнул. Рухнули стены лишь после второго
взрыва.
- Над храмом поднялось многоэтажное
облако пыли, цвета запекшейся крови – рассказывала потом коллегам Велта Асфольдовна – Эта пыль
стояла в районе неделю. Она осела везде: на стенах,
окнах, скамейках, витала в воздухе.
Спустя десять лет уже подросшая
москвичка ушла на войну. Медсестрой. В одну из ночей ей вдруг приснилось это
кровавое пыльное облако. Она долго шла сквозь него, куда-то торопилась, что-то
или кого-то искала.
Потрясенная, девушка пересказала
наутро свой сон старшим коллегам.
- Запомни дату, девочка,– сказал
кто-то из взрослых.
Девочка запомнила. А через какое-то
время из дома пришло письмо: в нём писали, что у Велты
больше нет дома.
В ту ночь, когда ей снилось то
кровавое облако, в их дом попала авиабомба. Это был один из самыx близкиx снарядов, разорвавшиxся за историю войны около Кремля. Дом был снесён
им наполовину. В том числе и подъезд Велты.
|
Руины Xрама
Фото: арxив проекта "ОлдМос"
|
|
Ильф с фотоаппаратом
Документальных фото, запечатлевших
момент сноса, не очень много. Всё-таки, фотоаппарат тогда был редкостью – уж
очень дорогое это было удовольствие.
Многие из снимков, доживших до наших
дней, принадлежат Илье Ильфу, соавтору «Золотого телёнка».
Ильф, будучи журналистом, в начале
тридцатых увлекся фотографией. А жил Ильф напротив Храма, в Соймоновском
проезде.
|
Ильф запечатлел исторический
момент - Xрам за
год до сноса, идиллическая картина
Фото: Илья Ильф
|
|
Выходит, что Храм был прекрасной натурой
для начинающего фотографа. Ильф снял и сам момент взрыва.
|
Взрыв Фото: Илья Ильф
|
|
|
Руины Xрама - высотой в несколько этажей Фото: Илья
Ильф
|
|
«В хозяйстве всё пригодится»
Где обрели вторую жизнь детали
храма:
- мраморные плиты, на которых были высечены
имена героев войны 1812 года, пошли на строительство скамеек станции
«Новокузнецкая», стены из красного мрамора – частично использованы на «Кропоткинской» и «Охотном ряду»
- песчаник использовали при
строительстве здания Госплана, ставшего позднее Госдумой- 20 пудов золота с
куполов ушло в Хозяйственный отдел ОГПУ
- горельефы, изображающие сцены
битв, ушли в Донской монастырь
- колокола – в оркестровой яме
Большого театра
- часть плит использована в качестве
ступеней Третьяковской галереи
- часть главного иконостаса была
переправлена в Ватикан, ранее он был подарен Сталиным вдове президента США
Элеоноре Рузвельт, а она потом выставила его на аукцион. Боковой иконостас
Храма под видом битого камня выкупили крестьяне из деревни Белый Раст – его им продали как стройматериалы.
Там же находится икона Дмитрия Солунского, и икона Пресвятой Богородицы: все уверены, что
обе иконы попали в местный храм из Храма Христа Спасителя.
- мраморной крошкой, полученной из
осколков фасадов, посыпали парковые дорожки
|
Снос отметили демонстрацией Фото:
арxив проекта "ОлдМос"
|
|
Свидетельство очевидца:
Кинооператор Владислав Микоши: «Ангелы падали в грязь».
"Меня вызвал наш директор
Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал,
понизив голос:
- Мы тебе поручаем снимать, как
разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.
И я никак не мог понять, для чего
это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:
- Зачем? Что, Исаакий
тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?
Услышал в ответ:
- Ты не задавай таких вопросов.
Исполняй, что тебе сказано и поменьше болтай!
Тогда всё, что я должен был снимать,
было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала
уникальная живописная рукопись на стенах Собора. Через широко распахнутые двери
выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения.
Их сбрасывали с высоты на Землю - в
грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки,
головы, крылья..."
|
Перед сносом Xрам заботливо обнесли забором Фото: арxив проекта "ОлдМос"
|
|
Свидетельства СМИ:
Снесли Храм не моментально:
распоряжение о его сносе опубликовали «Известия» 2 июня 1931 года.
Несколько месяцев его разбирали
вручную – снимали золото с куполов, распродавали, как лом и стройматериалы то,
что можно было отбить, или отколотить.
Цитата из СМИ:
"Вчера была снесена большая
часть здания бывшего храма на площади Дворца Советов". Управляющий трестом
"Дворецстрой" тов. Линковский
сообщил нам следующее:
"Ровно в 12 часов дня раздался
первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания.
Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть
часа и остальные.
Последующими взрывами были обрушены
внутренние стены и часть наружных. Остатки здания
будут снесены через несколько дней. Перед взрывами была проведена большая
подготовительная работа.
В частности, вокруг здания были
установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания
почвы: были устроены специальные "козырьки", предохранявшие от
возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая.
Материал здания (кирпич,
облицовочный камень) остался в большей своей части неповрежденным; он будет
использован на различных постройках. На днях "Дворецстрой"
приступает к вывозке кирпича и облицовочного камня с площади Дворца Советов.
Предполагается закончить всю эту
работу в 2 месяца. В начале февраля будущего года площадь Дворца Советов будет
очищена".
"Вечерняя Москва", 6
декабря 1931
|
Что-то разворовали, часть
горельефов увезли в Донской монастырь Фото: арxив проекта "ОлдМос"
|
|
На деле руины
на месте взрыва пролежали еще полтора года.
Александра МАЯНЦЕВА
Фото: Илья Ильф
http://penza.kp.ru/daily/25798.5/2780173/
10.12.2011
Казалось бы, выбор одежды – дело сугубо личное. Так считает,
например, подрастающее поколение, для которого внешний вид – один из основных
способов самовыражения.
Казалось бы, выбор одежды — дело
сугубо личное. Так считает, например, подрастающее поколение, для которого
внешний вид — один из основных способов самовыражения. Попытки втиснуть моду в
узкие, «партикулярные», как говорили раньше, рамки вызывает у человека,
особенно молодого, настолько бурный протест, что некоторые эксперты видят в
этом чуть ли не главную причину революций. И, тем не менее, в выборе одежды
должна быть система. Так считает дизайнер одежды Татьяна Филиппова. Правильный вкус
она старается привить и студентам Пензенского колледжа культуры и искусств, где
преподает.
— Нельзя полностью одеваться так,
как ты хочешь, — уверена Татьяна Филиппова. — Почему? Потому что, к сожалению,
не у всех у нас развито чувство меры. Тем более что исторически сложилось
влияние общества на моду. Ведь в любой стране есть национальные виды одежды, и
они влияют на внешний вид населения. Эти национальные «нотки» проскальзывают в
одежде.
По мнению Филипповой, тому, что
женщины в России, особенно в провинции, порой одеваются очень броско, есть
историческое объяснение. С самых стародавних времен так повелось, что слабый
пол в нашей стране мог заявить о себе только с помощью одежды. Женщина в России
слишком долго не имела равных с мужчиной прав. Проблема в
другом.
— Рынок открылся, и, благодаря
этому, появилось очень много разнообразной одежды. Но
ведь все это одежда западная, — подчеркивает Филиппова. — А нам, я считаю, в
нашей моде нужно проявлять свое, исконно российское. Если бы в эту рыночную
одежду добавляли какую-то свою «изюминку», это был бы «дресс-код» России.
Татьяна Филиппова шьет одежду для
себя и своих друзей, начиная с 14-летнего возраста. Перед ее придирчивым
взглядом прошла мода нескольких поколений советских людей. Девяностые годы
«смыли» всю эту моду может быть и бурной, но очень мутной волной.
— Носили тогда все подряд, —
вспоминает Филиппова. — Красоты в «мальвинах» и
малиновых пиджаках было немного. Мы можем навесить на себя все подряд, все
украшения, какие у нас есть. Но ведь это будет ужасно! Даже самое прекрасное
украшение нужно уметь показать. То же самое и с одеждой. Одежде нужно
соответствовать, чтобы это было красиво.
Нынешнему молодому поколению Татьяна
Филиппова по-хорошему завидует. Способов выразить себя через одежду сейчас очень много. Но дизайнер призывает модников и модниц 2000-х
не повторять ошибок их старших братьев и сестер, которые шли на самые отчаянные
эксперименты, лишь бы выглядеть «как из-за бугра». Вываренные «в ста котлах»
джинсы и обрезанные школьные куртки с заклепками вспоминаются сейчас как
страшный сон. Между прочим, побывавшие в российской провинции немцы и французы
восхищаются отечественным ткачеством, вышивкой, кружевоплетением, словом, всем
тем, что в Европе сейчас днем с огнем не сыщешь.
Поборник национальных традиций в одежде дизайнер Филиппова напоминает всем
любителям пофорсить: «На чужую одежу плохая надежа».
Анна Хитрова.
Фото И. Тонкова.
http://www.npenza.ru/inp_statia.php?adr_st=arhiv_nom/2011/049/24