Обзор
сообщений из 48-ми областных и районных СМИ
за
седмицу 03 –10 июля
2011 года
05.07.2011
Хочешь об этом поговорить? Вперед к православному психологу!
Вперед к православному психологу!
"Психология разгребает завалы, чтобы
человек видел мир Божий, а не разводы на стекле", - считают гости
программы "Прощеное воскресенье" (97.2 fm).
Антон Челышев:
- Мы, наконец, добрались до темы,
которую я очень ждал. «Православие и психология». Или, может, «Православие или
психология», - кому как больше нравится. У нас в очередной раз в студии ректор
Российского православного университета игумен Петр Еремеев. И профессор, доктор
психологических наук, зав. кафедрой общей психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
Борис Братусь. Отец Петр, а психологов в вашем университете готовят?
Игумен Петр Еремеев:
- Готовим психологов. И уже не
первый год. У нас есть кафедра психологии. Силами этой кафедры и выпускаем
психологов на самостоятельную профессиональную деятельность.
Антон Челышев:
- Я не представляю такое понятие,
как «православный журналист». Журналист – это человек, который ничего не должен
принимать на веру.
Елена Чинкова:
- Он может просто писать о религии.
О православии. Быть в пресс-пуле у Патриарха. А вот кто такой православный
психолог, мы действительно не понимаем.
Игумен Еремеев:
- А можно спросить? А может быть
верующий журналист?
Антон Челышев:
- Может.
Игумен Петр Еремеев:
- А верующий психолог?
Елена Чинкова:
- Думаю, да.
Игумен Петр Еремеев:
- Определенно да. Как и верующий сантехник,
экономист, президент.
Антон Челышев:
- Но сантехников вы не готовите,
насколько я знаю.
Игумен Петр Еремеев:
- Пока не готовим. Поэтому давайте
вернемся к психологии. На самом деле, что есть психология? Это, конечно, наука,
учение. Это то, что мы знаем о душе. Это изучение души, движений чувств,
стихий. И, конечно, если мы смотрим на психологию с позиции религиозного
взгляда, мы будем говорить о душе бессмертной. А не просто о неких нервных
окончаниях, от которых зависят реакции человека, которые влияют на развитие
характера его характера, на его поведение. И поэтому психология, имеющая
религиозный компонент, взгляд на жизнь христианина, мусульманина, иудея или
иного верующего человека, он будет, наверное, отличаться от позиции психолога
неверующего. Потому что основные базовые ценности верующего человека зиждутся
на уверенности в бессмертии души. И это самым серьезным образом влияет на
развитие личности, поскольку у верующего человека есть мотивация - «вечность».
А не просто могила, тупик.
Елена Чинкова:
- А не все ли равно пациенту, какой
психолог его, простите, обслуживает?
Игумен Петр Еремеев:
- Давайте спросим вас. Вам все равно
или нет?
Елена Чинкова:
- А я не ходила ни к тому, ни к
другому.
Игумен Петр Еремеев:
- Представьте, что у вас есть проблемы
психологического характера. Вы верующий журналист и человек. Вы к кому пойдете
для разрешения проблемы? К психологу-атеисту или к верующему?
Елена Чинкова:
- К профессионалу. Если у меня,
допустим, проблемы на любовном фронте, я пойду к человеку светскому, за
житейским советом.
Игумен Петр Еремеев:
- Что исключает возможность быть
профессионалом для верующего образованного психолога? Каковых сегодня весьма
немало.
Елена Чинкова:
- Он может быть консервативным,
вещать отстраненно со своей колокольни…
Игумен Петр Еремеев:
- Может, я вас удивлю, но
христианские психологи – порой самые современные и продвинутые люди из всех
верующих.
Звонок от радиослушателя Кирилла:
- Хочу объяснить разницу между
православным психологом и, например, буддистским. Очень большая будет разница.
Буддисты верят в то, что они сами могут справиться с ситуацией. То есть весь
мир крутится вокруг них. Обычный психолог вам скажет, что вы можете
настроиться, изменить свою жизнь. И все будет зависеть от вас. А православный
психолог вам обязательно скажет, что мало надеяться на себя. Гордыня,
самовлюбленность - это как раз характерно для обычного психолога.
Антон Челышев:
- Кирилл, вы бы к какому психологу
пошли?
Кирилл:
- Я пойду к православному.
Православие мне подходит для моей души.
Елена Чинкова:
- Борис Сергеевич, отличается ли
подход обычного психолога и православного? Православный может сказать «Пойди и
помолись», и на этом консультация закончится?
Борис Братусь:
- Может. Если он плохой психолог, но
разница, конечно, существует и она значительная. Обратим внимание, что любая
теория и практика психологии имеет некое пояснительное прилагательное. Есть,
например, поведенческая психология, есть гуманистическая, есть
психоаналитическая, есть экзистенциальная. На что указывает это прилагательное?
На некую основу данного направления, в частности и на представление о норме,
благе, должном, которое подразумевается психологом. Иначе говоря,
прилагательное указывает на некую антропологию - представление о человеке. И
когда мы говорим «христианский психолог», то подразумеваем психолога, который
строит свою профессиональную деятельность на христианской антропологии, на
представлении о том, что такое человек в свете учения христианства. Это не
исключает профессионализм. Поэтому если православный психолог в ответ на ваши
сложности только и говорит: "Пойди и помолись", то он просто плохой
психолог. Может, он замечательный верующий. Прекрасно. Но психолог никудышный.
Антон Челышев:
- Профессиональный православный
психолог, видя, что это сделать нужно сейчас в ситуации, когда, допустим, даме
изменил муж или наоборот, может сказать: «А ты выбей клин клином! Пойди и
подцепи кого-нибудь. Утопи свое горе в чужом теле»?
Борис Братусь:
- Православный психолог так сказать не
может. И он будет прав не только с религиозной точки зрения, но и с
психологической. Потому что речь обычно идет о каком-то очень сложном деле, в
котором надо распутываться. И из которого надо выйти. В том, что Вы говорите,
отражен некий предрассудок большинства из тех, кто обращается к психологу. Они
обращаются примерно так же, как к зубному врачу. У меня болит зуб и его надо
излечить. Вот когда он перестанет болеть, то всему делу конец, спасибо, и до
свидания, доктор. Но когда человек идет с психической болью, то здесь
значительно сложнее. Целью здесь не является укол анестезии, но восстановление
сознательного человеческого отношения к миру. Вы идете не за временным
наслаждением, но за новым, более совершенным образом себя.
Елена Чинкова:
- Как часто посоветуете ходить?
Борис Братусь:
- В зависимости от проблемы,
запроса. Нет запроса – нет работы. Психолог никому не должен ничего навязывать.
Но, с другой стороны, профессионального психолога не заменит даже добрый друг и
любящий родитель. Потому что на то он и профессиональный, что должен
разбираться во всех этих проблемах.
Елена Чинкова:
- А духовник не заменит?
Борис Братусь:
- У духовника другая плоскость,
масштаб, направление. Он опосредует наши отношения с Богом. А психолог
опосредствует наши отношения с психикой. А психика – это, строго говоря, не
душа.
Антон Челышев:
- Вот оно как! Интересно. Психология
– это не наука о душе?
Борис Братусь:
- Современная психология – нет. Она
- наука о психике. Для того, чтобы понять разницу души и психики, есть очень
простой способ, который мне подсказал один мой коллега. Если «психика» и «душа»
- синонимы, то попробуйте заменить «душу» на «психику» в расхожих выражениях.
Например, в доме создана замечательная душевная атмосфера. Заменили? Тогда
получится – у нас в доме создана замечательная психическая атмосфера. Вы
улыбнетесь – сам язык противится. Хорошо жить «душа в душу», но не «психика в
психику». Так что это не синонимы.
Звонок от радиослушателя Андрея:
- Заменит ли духовник психолога? В
большей части, если человек исповедуется часто и регулярно, то, мне кажется,
духовник находит контакт такой же, даже более, чем психолог. Потому что
очищается душа. Как вы думаете?
Борис Братусь:
- Допустим, женщина поет романс. «Но
не любил он, не любил он…. Нет, не любил он!» А перед этим она была у
духовника. И он ей сказал: «Забудь». И она покаялась. Но она приходит домой,
берет гитару и поет эту песню. Понимаете? У человека есть некие психологические
проблемы. Собственные. С детьми, с собой. И эти проблемы не сводятся и не покрываются
чисто духовными решениями. Дайте человеку свободу быть существом и
психологическим.
Игумен Петр Еремеев:
- Может, действительно, прав Борис
Сергеевич в том, что современная психология и психологи, должны отдавать вопрос
душевного, духовного развития в руки самому человеку, или если у него есть
вера, предоставляя его духовному отцу заниматься вопросами его духовной жизни.
Ведь духовник имеет своей целью дать человеку правильный ориентир в духовном
развитии. И неизменное духовное простирается в душевное. Потому что выбор нами
веры определяет поведение, предпочтение, способ определения и борьбы с
искушением. При приходах сегодня нередко работают христианские
психологи-консультанты. Очень интересная вещь. И духовники часто направляют
человека к таким психологам.
Звонок от радиослушателя Дмитрия:
- Можно ли рассчитывать на появление
на профессиональном рынке психологических услуг, скажем, психоаналитиков с
православным уклоном?
Борис Братусь:
- Это смесь кита с тигром…. Потому что
для психоаналитика, хорошего и профессионального, религия – есть невроз. Он
возникает из страха перед жизнью, перед будущим, который затем вытесняется. С
точки зрения христианского сознания, такая конструкция неприемлема... Но это не
значит, что те наработки, которые внес психоанализ, плохие и бесовские. И
невротиков среди верующих тоже хватает. Это некие факты душевной жизни. Другое
дело, как мы к этим фактам относимся. И на какое место мы их ставим.
Антон Челышев:
- Проще говоря, психоаналитик должен
быть вне рамок, идеологий. Он должен видеть, что за человек, который пришел к
нему за помощью.
Борис Братусь:
- В общем, да. Но психоаналитик
выводит его не в сферу духовного.
Антон Челышев:
- Отец Петр, вы говорите, что
существуют приходы, где есть и психологи православные. Так может, нам уже
ввести основы психологической науки, обязать всех юных богословов изучать
психологию как вторую специальность? Ведь в борьбе за человеческую душу все
средства хороши.
Игумен Петр Еремеев:
- Сегодня это и происходит. Вследствие
реформы духовного образования 90-х годов в курс семинарий и академий была
введена психология. Базовые знания о психологии. Но вместе с тем, сегодня стоит
необходимость подготовки для приходов Русской Церкви психологов-профессионалов,
консультантов, которые будут заниматься только вопросами психологии. Это должно
быть их главным занятием. Это социальные работники на приходах, которые будут
оказывать в трудные моменты помощь прихожанам.
Антон Челышев:
- Как вы готовите своих психологов?
Игумен Петр Еремеев:
- У нас базовый стандарт по
психологии. Это специалитет, бакалавриат или магистратура. И в рамках базового
стандарта мы выполняем требования Министерства образования. При этом мы имеем
возможность давать нашим студентам и основы христианского мировоззрения. Есть
учебные курсы по антропологии, христианскому учению о человеке.
Христианин-психолог наряду с атеистическим должен хорошо знать религиозный
взгляд на душу. С тем, чтобы потом уметь работать не с последствиями поступка,
а с его первопричиной.
Елена Чинкова:
- Борис Сергеевич, не боитесь
конкурентов? Или вы помогаете готовить?
Борис Братусь:
- Какая же тут конкуренция!
Наоборот, это очень важное поприще. Причем, оно важно не только для церкви. Но
и для психологии, как науки, которая переживает не самые лучшие времена,
несмотря на всю ее популярность. В частности, необходимо усиление философских,
нравственных и религиозных основ нашей науки.
Антон Челышев:
- Должен ли священнослужитель быть
психологом профессиональным? Должен ли он обладать этими знаниями, навыками и
использовать их в работе?
Борис Братусь:
- Психология, на мой взгляд,
является необходимым условием общего образования современного священника. Так
было, кстати, всегда. Психологию как отдельный предмет преподавали со времен
Киево-Могилянской Академии. Всегда. За исключением того времени, когда еще
Хрущев вывел из состава планов семинарии все общеобразовательные предметы:
химию, физику и психологию. Но священник должен знать психологию как
общеобразовательный предмет. Другое дело, надо ли быть священнику
профессиональным психологом? Я бы эти вещи разделил. У священника другой взгляд
и другая задача. Он должен видеть выше и дальше, чем психолог. А психолог пусть
занимается своим маленьким царством. Но должен заниматься этим хорошо.
Елена Чинкова:
- Как тогда в одном человеке
уживается и ученый, и верующий? Ведь нельзя ничего принимать на веру. Нужно со
всем спорить.
Борис Братусь:
- Быть верующим ученым, позволю себе
такую смелость, очень хорошо. Потому что это не значит, что ты теряешь возможность
сомнений в конкретных вещах. Это значит, что ты живешь в мире, который освещен.
И ты удваиваешь свою жизнь благодаря тому, что ты верующий. Расширяешь ее. А
наука – есть определенный способ мышления. Может и не самый лучший. Это
постоянный поиск конкретной истины путем вопросов и поисков ответов. То знание,
которое нельзя поставить под вопрос не является научным. Это некий
систематизированный, порожденный христианской цивилизацией ход мышления,
который дает определенные результаты. Не больше и не меньше.
Антон Челышев:
- К кому нужно идти первым? К
духовнику или к психологу? Люди обращаются к церкви, когда что-то плохое. К
психологу обращаются в аналогичных случаях.
Игумен Петр Еремеев:
- Нужно привести примеры, чтобы понимать,
о чем мы говорим. Если у вас заикается сын и вы верующая мать, то вы, ведь
понимаете, что здесь духовник вряд ли поможет. Он даст ребенку душевное
спокойствие, стремление в жизни. Но научить ребенка говорить правильно он не
сможет. Для этого и существуют психологи, занимающиеся детьми с такими
повреждениями, в том числе и с повреждениями психики. Или, допустим, ребенок
или взрослый, поврежденный в сознании употреблением алкоголя или наркотиков.
Сегодня масса центров по реабилитации и даже лечению зависимости. Там есть и
священник, и ряд психологов, занимающихся отдельными возрастными категориями. В
таких центрах каждый знает свое место и задачи. Священник, как пастырь,
занимается душой человека, его духовной жизнью. Он помогает ему обрести правильные
целевые установки в жизни. Помогает стать на хороший жизненный фундамент. Но
работать с физикой, психикой человека должны соответствующие специалисты. В том
числе и психологи.
Борис Братусь:
- Согласен с отцом Петром. И в этом
плане психология разгребает часто завалы для того, чтобы свет Христов прошел
внутрь, просветил. Очень часто у человека столько психологических проблем,
защит, уловок, оговорок, что свет этот не доходит. Есть такая старая аналогия
со стеклом. В чем добродетель стекла? В чем его достоинство? В том, что он
прозрачно. В том, что оно исчезает. И вы видите мир Божий, а не разводы на
стекле. И представьте себе, что многие из нас – это стекла с разводами, за
которыми не виден свет, не может пробиться.
Звонок от радиослушательницы Елены:
- Мне бы не хотелось
противопоставлять православную и светскую психологию. Мир по природе дуален. И
он был так сотворен. Бог и человек отделены друг от друга. Но православная
психология – опора идет на Бога. А светская – на самого себя. Скажите, как
найти пути, объединяющие людей в духовном, нравственном смысле? Не разъединять
их на православных и светских.
Борис Братусь:
- Хороший вопрос. Психолог, который
разделяет людей на светских, верующих и других, он поступает непрофессионально.
Тот, кто сидит перед вами, может быть кем угодно: верующим, атеистом. Но у
христианского психолога есть одно очень значимое отличие от психолога
светского. Светский сидит наедине с клиентом, в комнате их двое, а христианский
психолог не наедине. Там трое, есть еще некто третий. Самый главный. Это
соприсутствие Бога. Христа. И неважно, верующий клиент или нет. Просто если он
верующий, то это значительно облегчает работу. Причем, даже если смутно
верующий.
Игумен Петр Еремеев:
- Хочу добавить, как мы готовим
наших психологов. Выпускник нашего университета, психолог, он ведь должен уметь
работать и с верующим и с неверующим человеком. Труднее быть неверующим
психологом и помогать верующему клиенту. В нашем случае мы готовим выпускника,
чтобы он мог работать и с мусульманином, и с христианином, и с атеистом. Это
широкий кругозор, дающий возможность широкого применения своей профессиональной
компетенции.
Елена Чинкова:
- А как общество воспринимает
появление православных специалистов?
Игумен Петр Еремеев:
- Нарасхват! Выпускники востребованы
максимально. Летние школы для православных психологов, повышение квалификации
по христианской психологии – конкурс везде огромный. Потребность сегодня в
христианском взгляде на психологию невероятно велика.
Елена Чинкова:
- Мусульмане отвечают чем-то?
Игумен Петр Еремеев:
- Давайте пригласим в гости
мусульман-психологов. У них и спросим.
Антон Челышев:
- Хорошая идея. А насколько выстроен
диалог между специалистами от религии и профессионалами от психологии? Может ли
духовник отправить к психологу, если почувствует, что это нужно? И наоборот.
Игумен Петр Еремеев:
- Духовник, отпаивающий заикающегося
ребенка святой водой или омывающий погибающего наркомана крещенской водой и
только – вещи страшные. Каждый должен заниматься своим делом. Священник обязан
отправить страдающего психическим или физическим недугом человека к
профессионалу-медику. Но при этом, продолжая заботиться о душе человека. Я
очень рад, что сегодня при приходах и монастырях существует служба консультации
и психологической поддержки. Это правильная тенденция.
Борис Братусь:
- Тем более свою компетенцию и свои
ограничения должен понимать и психолог. Знаете, есть старый анекдот про
тяжелобольного, который хватает приходящего лечащего врача за полу халата и
спрашивает: «Доктор, а я буду жить?». Доктор одергивает полу и говорит: «А
смысл?». Понимаете, этот анекдот о гротескном нарушении границ компетенции.
Прямое дело врача – лечить. Потом, если он вылечил, можно и о смысле говорить.
То же самое и с психологией. Она - до определенного порога.
Антон Челышев:
- Хотелось бы поговорить, нужны ли
психологи самим священнослужителям, которые постоянно сталкиваются с огромным
количество проблем других людей. И, наверное, у них тоже какие-то завалы
образуются. А что, все мы люди!
Игумен Петр Еремеев:
- Я монах и живу по расписанию, без
лишних срывов. Слава Богу, пока вопросов к психологу у меня еще не накопилось.
Кроме как советов Бориса Сергеевича по созданию факультета психологии в нашем
университете, большего от психологов пока не требую. Но я знаю тех из
православной среды, кто нуждается в такой помощи. И священники в том числе.
Ничего зазорного в этом не вижу.
Елена ЧИНКОВА, Антон ЧЕЛЫШЕВ
http://penza.kp.ru/daily/25714/914079/
05.07.2011
Состоялось очередное заседание Комиссии Межсоборного
присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества
5 июля 2011 года в Храме Христа Спасителя
под председательством митрополита
Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось очередное заседание Комиссии по
вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия
Русской Православной Церкви.
Согласно повестке дня, члены
комиссии рассмотрели шесть проектов документов, посвященных:
отношениям Церкви с миром науки,
церковной позиции по экологии,
идентификации граждан государством,
партийной деятельности,
экономике,
соотношению церковного и светского
права.
По итогам заседания было решено
представить на рассмотрение в Президиум Межсоборного присутствия три первых из
перечисленных документа, остальные проекты — направить на доработку.
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1555194.html
07.07.2011
Удастся ли полиции закрыть в Подмосковье школу сайентологов?
Одна из приманок для родителей -
театральный кружок.
В пансионе изъяты произведения Рона Хаббарда
«Представьте такую картину:
загородный поселок…Чистый воздух наполнен ароматами цветов и трелями птиц… Трехэтажный
коттедж с каминным залом, пианино, актовым залом… » Этот пасторальный образ
рисует сайт частного детсада-школы-пансиона «Страна Чудес», что в поселке
Первомайское под Наро-Фоминском.
И вот эту сельскую идиллию
в конце учебного года внезапно нарушили полицейские. Оперативники
искали... книги. И нашли. С полсотни пособий Рона Хаббарда, основоположника
сайентологической церкви. Их передали в Российский институт культурологии на
психолингвистическую экспертизу.
Пока же Вячеслава Григорьева,
директора пансиона, хотят обвинить в незаконном предпринимательстве. По
данным УБЭПа, школа работает без лицензии не первый год. Только за последние
2,5 года директор нелегально заработал 21 миллион рублей. Но предприимчивый
«педагог» утверждает, что его детище и не претендует на звание образовательного
учреждения. В нем просто «осуществляется присмотр за детьми». Понятно, что
главное тут - именно сайентологическая подоплека «присмотра».
КНИГИ НА ПОЛКЕ СТОЯТ
...Директор «Страны Чудес» Вячеслав Григорьев
удивляется: книги Хаббарда никто и не прятал. Они находились в библиотеке. Одну
из книг нахваливают на сайте пансиона сами ребята. «Читая книгу «Дорога к
счастью», мне стало ясно, как получить счастье или приблизится к нему», - пишет
некая М. И., улыбчивая девочка с косичками (орфография и синтаксис сохранены).
«Занятие по «Дороге к счастью» многое открыло мне… я получил данные в более
лучшей форме», - туманно резюмирует мальчик.
«Рон Хаббард - известный ученый и
писатель. Я не понимаю, почему полиция проявила внимание именно к его
произведениям?» - написал он мне. Разговаривать со мной Григорьев отказался,
сославшись на совет адвокатов. Вопросы я ему посылала по электронной почте и
так же по почте получала ответы. В общем, то, что с детишками занимаются по
методикам Хаббарда, директор и не отрицает. Да и сайентологическая литература в
России не запрещена. И только специалисты, которые борются с сектами, твердят -
«учиться» в таких детсадах-школах опасно.
Почему? В этом я попыталась
разобраться, поехав в гости в «Страну Чудес».
ТОЛЬКО ЭЛИТА
- Как вы о нас узнали? -
многозначительно прищурился Григорьев. Раз с журналистами он общаться
отказался, я выдала себя за маму малыша, которому подыскиваю детсад. - Из
Интернета?!
Обязанности экскурсовода взял на
себя заместитель Григорьева - бледный молодой человек в нелепых шортах Сергей.
У входа в коттедж натягиваем бахилы. Из трех этажей под пансион отведены два.
Каминный и актовый залы, о которых пелось на сайте, остались за кадром: нам
показали лишь одну из спален и холл со стандартной икеевской мебелью, пианино и
шведской стенкой. В окно был виден надувной бассейн. В спальне без присмотра
возились ребятишки лет семи-восьми. Воспитатель, по словам Сергея, в отпуске,
вернется через неделю. Ту же картину увидели и полицейские в день обыска -
несмотря на занятия в расписании, воспитанники пансиона были предоставлены сами
себе.
Усадив нас за стол, Сергей вдруг
вперил в меня цепкий немигающий взгляд.
- Из каких семей у вас ребятишки? -
спрашиваю.
- Только элита, - гордо улыбается
Сергей. - Успешные родители, которые знают, что мы можем, и хотят именно этого.
- А что вы можете?
- У нас дети получают основы
того, как надо учиться. Для этого есть особая технология. Главный принцип -
когда ребенок не понимает какое-то слово, нужно ему его объяснить. И не идти
дальше в обучении, пока он его не усвоит. Вот, например, фраза: «Наше внимание
привлекли ропаки, ослепительно сверкающие на солнце». Поняли ее?
Я теряюсь.
- То-то же. А если я вам скажу, что
ропаки - это остроконечные льдины, все становится ясно, да ведь? На этом и
основано наше обучение. У нас дети знают гораздо больше слов, чем их ровесники,
и в школе потом учатся лучше и быстрее.
...Из спальни выбегает мальчик в
самодельном костюме не то рыцаря, не то трансформера. Несколько секунд смотрит
на нас, потом радостно выкрикивает какую-то тарабарщину на выдуманном языке и
убегает. Сергей смотрит на него с нарочитым умилением. На каникулах в пансионе
отдыхают полтора десятка воспитанников.
- А что за технология?
- Технология иностранная, широко
известна во всем мире. Ее разработала большая организация со штаб-квартирой в
Лос-Анджелесе. Мы применяем ее уже более семи лет.
- И за школьниками присматриваете?
- Не только, - юлит Сергей. - Есть
такая система - домашнее образование. Она куда эффективнее обычной. У нас дети
оканчивают школу за 7 - 8 лет. Результаты потрясающие! Экзамены можно сдать
экстерном в одной из московских школ.
Тут мне вспомнилась история Марии
Струве, бывшего директора московской школы № 1332. В прошлом году после
публикации в «Комсомолке» об учебном заведении, где педагоги учили детей по
хаббардистским методикам (подробнее), ее уволили.
По данным центра религиоведческих
исследований Св. Иринея Лионского, где давно изучают «вклад» сайентологов
в московское образование, именно к 1332-й были «прикреплены» ученики «Страны
Чудес». Опальная директриса, правда, без куска хлеба не осталась. Она преподает
вокал. Угадайте, где?
- Мария Струве - замечательный
педагог с отличной репутацией, наши дети ее любят, - горячо уверяет Сергей. Про
остальные факультативы он рассказывает неуверенно - есть ИЗО, танцы неясной
направленности, театральная студия, карате. Занятия идут пару раз в неделю. Чем
ученики занимаются в остальное время?
- 70 процентов детей по вечерам
уезжают домой, а 30 живут у нас постоянно, - поведал Сергей. - У одного
мальчика родители в Мурманске. Другой - из Сургута. Его мама собирается
переехать в Москву, а сына отправила к нам заранее. Те, кто знает наши
эксклюзивные возможности, легко оставляют детей и на полгода.
Спрашиваю про курс по «Дороге
счастья».
- Я сам его веду, - польщенно
улыбается Сергей. - Это свод этических и прочих полезных правил, никакой
религии. Мы объясняем детям, как стать успешными, как избежать дурных
поступков. Вот недавно обсуждали, что красть нехорошо. Ребята разделились на
две группы и выписывали на доске выгоды и негативные последствия кражи.
Представляете, мы обнаружили, что негатива гораздо больше!
Это важный пункт в морали
сайентологов: вести себя плохо - нерентабельно. Не совестно, а именно невыгодно
и некомфортно.
Наконец, обсуждаем цену. Обычный
график на месяц - утром привозим, вечером увозим - обойдется «всего» в 32
тысячи рублей, если дети остаются с ночевкой - до 50 тысяч.
Напоследок собеседник деликатно
интересуется, чем мы с мужем занимаемся. По легенде, я - гламурная домохозяйка,
муж - бизнесмен. Сергей расплывается в довольной улыбке. Роется в бумагах и
дает мне маленькую брошюрку «Дорога к счастью»:
- Почитайте. Хорошо, что прокуратура
не все забрала.
ДОРОГА НЕНАВИСТИ
Увиденное в «Стране Чудес» я
попросила прокомментировать в центре Св. Иринея Лионского. По мнению
специалистов, такая учеба не дает реальных знаний, а лишь приучает мозг к
определенным операциям. Не случайно мы не слышали о выдающихся ученых или
писателях, окончивших хаббардистские школы. «Прояснение слов», о котором мне
рассказал Сергей, заставляет ученика бесконечно копаться в словарных статьях.
Не можешь с ходу дать четкого определения слову - учи его наизусть, даже если
это слово «ложка».
- А потом привычные слова подменяют
сайентологическими терминами - и человек постепенно начинает мыслить, как
сектант, - объясняет Александр Дворкин, президент Российской ассоциации центров
изучения религий и сект.
Русские сайентологи отдают детей в
школы, контролируемые центром «Прикладное образование СНГ» - главной
образовательной организацией церкви. Для привлечения «свежей крови» школы
рекламируют себя и среди обычных родителей.
- Сумма в 32 тысячи, о которой вам
сказали, - только начало, - объясняет мне Татьяна Карпачева, сотрудница центра.
- Потом вам предложат сделать взнос в 50 тысяч, якобы на обустройство рабочего
места. А через какое-то время попросят написать «историю успеха» про учебу
ребенка в пансионе. Негативные отзывы оставлять нельзя. Отсюда столько лестных
комментариев на сайте школы.
|
С
этой брошюрки у детей начинается познание философии Рона Хаббарда.
|
- Брошюрка «Дорога к счастью», которую
вам дали, далеко не безобидна. Она нужна для отвода глаз: смотрите, у нас
есть вполне светский этический кодекс, - поясняет Дворкин. - Но на деле учение
сайентологов основано на ненависти. Есть такое понятие, как ПЛ - подавляющая
личность. К ним сайентологи относят 2,5 % населения, а главная их примета -
неприятие учения секты. Хаббард считал, что таким людям можно лгать, можно
лишать их собственности и даже уничтожать физически. Сайентологи еще и собирают
на всех компромат. Если вы попытаетесь устроить к ним ребенка, вам предложат
заполнить анкету, где некоторые вопросы будут очень личными. Не говоря уже о
том, что персональные данные новых знакомых они любят пробивать по базам. А
порой пользуются и услугами частных детективов. Только попробуйте потом выйти
из-под контроля - полученная сайентологами информация обернется против вас.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Уже когда материал был подготовлен к
печати, выяснилось: «Страна Чудес» из поселка Первомайское спешно перебралась
поближе к Москве - в поселок Картамазово - всего в пяти километрах от МКАД. Я
позвонила по телефону, указанному на сайте «Детского центра» (теперь заведение
Григорьева так называется), чтобы выяснить: с чего это вдруг? Вроде сайентологи
в прежнем коттедже неплохо обустроились. Но, оказывается, срок его аренды
внезапно истек. Новый коттедж - побольше - арендован на пять лет. Да и
находится на территории престижного охраняемого поселка - чужие не зайдут.
Плату пришлось поднять до 36 тысяч. А может, владельцы «Детского центра» решили
от греха подальше поменять место дислокации из-за приближающегося суда?
О том, что предприятие Григорьева
переехало, следователь Наро-Фоминского следственного отдела Евгений Репин,
ведущий дело, с удивлением узнал от меня. Равно как и то, что, по сути,
пансиона «Страна Чудес» уже не существует - теперь есть частные детский сад и
школа, объединенные в «Детский центр». Правда, следователь не растерялся:
- То, что пансион переехал из нашего
Наро-Фоминского района в другой, вряд ли поможет Григорьеву избежать наказания.
Дело Григорьева, скорее всего, будет
передано в суд не раньше сентября. Если следователям удастся собрать
доказательства, это будет первый в России случай, когда правоохранительные
органы закроют учебное заведение хаббардистов не только за незаконное предпринимательство,
но и за использование сайентологической литературы. И тогда будет создан
прецедент, позволяющий навести порядок и в других регионах: детсадов и школ
сайентологов по России немало.
А пока... Пока сайентологи
записывают детей на новый учебный год...
|
Детишки
разного возраста занимаются в одной группе.
|
СПРАВКА «КП»
Что такое сайентология?
Сайентологическое учение было создано
американским писателем-фантастом Роном Хаббардом в 1950-х гг. За более чем
полвека оно распространилось по всему миру. В числе его последователей -
влиятельные люди, в том числе и знаменитости: Том Круз, Джон Траволта, Дастин
Хоффман. Сайентологи утверждают, что стремятся к духовному совершенству. Но на
деле это мощная коммерческая организация, которая требует с последователей
крупные суммы за приобщение к истине. Главное таинство сайентологов - одитинг.
Человека вызывают на многочасовую беседу со специалистом-одитором, где его
вводят в транс и задают очень откровенные вопросы. Полученную информацию
сайентологи используют, чтобы контролировать адептов. Кроме того,
последователей убеждают рвать отношения с друзьями и близкими, если они
негативно относятся к сайентологии.
КСТАТИ
Оккупанты?
Когда я готовила этот материал,
естественно, изучала странички сайентологов в Рунете. Один из сайтов, на
котором они обмениваются советами, размещают объявления, честно
называется okkupirovat.ru. Кого и как собираются «оккупировать» адепты
церкви Рона Хаббарда - решайте сами.
На сайте - объявление о наборе в
«Детский центр» преподавателей, разделяющих философию ЛРХ (то есть Л. Рона
Хаббарда). Причем требуется не педагог, а «высокотонный человек, который
умеет находить общий язык с детьми». Жить ему бесплатно предлагается в
«высокостатном коттедже». А начинается все с игры в слова в детском саду...
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Замдиректора Института культурологии
Наталья Крюкова, изучившая находки полиции в «Стране Чудес»: Детей учат
манипулировать другими
- Все книги построены в рамках
сайентологических представлений о жизни, что не может не влиять на мышление
детей. Там активно используются специфические термины сайентологов, которые
детям надо знать наизусть. «Разъяснение слов» - любимая техника сайентологов -
нагнетает тревогу: детям начинает казаться, что они плохо знают родной язык.
Кроме того, в пособиях дается методика для психологических тренингов, где детей
учат манипулировать друг другом, уметь вызывать у окружающих определенные
реакции. Вот пример одного из тренингов: ребенок садится напротив другого и
говорит ему в лицо заведомые гадости. А тот должен искусно защищаться и
пытаться подавить противника своим красноречием. Это навыки для проповедников,
но зачем они детям?!
Мы провели первоначальный этап
исследования и теперь рекомендуем правоохранительным органам организовать более
серьезную экспертизу. Поводов для опасений много. Определение экстремизма в
нашем законодательстве до конца не прописано, не проработаны вопросы, связанные
с психологическим насилием. А в сайентологической литературе мы видим попытку
блокировать способность человека к рефлексии - а это уже можно относить к
психологическому экстремизму. Если взрослый может как-то противостоять этому,
то неопытный ребенок - вряд ли.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Книги опасны
30 июня 2011 года несколько книг
Рона Хаббарда все же были признаны экстремистскими решением суда подмосковного
города Щелково в ответ на обращение прокуратуры. Правда, образовательных
пособий в черном списке не оказалось - опасными признали эксперты труды по
теории управления и по основам сайентологии.
После того как решение суда вступит
в силу, эти книги будут запрещены на территории России. Правда, еще неизвестно,
сколько этот запрет продержится. Похожее решение в прошлом году принял суд
Сургута, усмотрев в литературе «призывы к пропаганде исключительности,
превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной и
религиозной принадлежности». Но через несколько месяцев это решение было отменено.
Говорят, вкралась процессуальная ошибка. Есть и другая версия - слишком
влиятельно в России сайентологическое лобби. Приверженцы этой церкви в
разговоре со мной называли несколько фамилий очень крупных чиновников, которые
«тоже наши».
Давайте обсудим!
Дарья ВАРЛАМОВА, Все фото с сайта baby-smile.ru
http://penza.kp.ru/daily/25716.4/914735/
07.07.2011
В День семьи жениться или молиться?
Елена и Алексей поженятся в День
семьи, любви и верности.
Три года назад в России появился новый государственный праздник - День
семьи, любви и верности
Но в Муром и прежде приезжали
православные - поклониться святым Петру и Февронии.
Кто-то просил помочь найти свою
любовь, создать и сохранить семью, а кто-то просил детей. Что самое
удивительное, молитвы помогали. Поэтому, когда накануне Дня семьи, любви и
верности по заданию редакции мы с фотографом (тоже Петром, кстати) отправились
в Муром, нас на всякий случай предупредили:
- Аккуратнее там, не
переусердствуйте…
Жениться? Пост ведь!
У муромского загса предпраздничная
суета. Всюду поздравительные баннеры и растяжки с символом праздника -
ромашкой.
- К нам приезжают из всех городов
страны, чтобы пожениться, - рассказывает заведующая муромским загсом Нина
Смирнова, которая сама как часть праздничного оформления - такая же светлая и
радостная.
- Наверное, 8 июля здесь
паломничество настоящее?
- Нет, пар даже меньше, чем обычно.
День семьи, любви и верности выпадает на пост, - говорит Нина Смирнова. - А на
пост, как известно, свадьбы играть не принято...
|
Корреспондент
«КП» на себе проверил чудодейственность святых мощей. Теперь у него сын!
|
«Сыграем свадьбу в День семьи!»
А вот Елена и Алексей как раз и
распишутся 8 июля. Их пост не испугал. Мы встретились с парой в сквере у
фонтана. Любопытно, что жених и невеста - однофамильцы. Так что у девушки не
будет никаких хлопот, связанных со сменой фамилии.
- С самого первого дня наших
отношений мы поняли, что мы - половинки одного целого, и 8 марта Алексей сделал
мне предложение. Спора насчет даты свадьбы не было, ее назначили на 8 июля. Мы
надеемся, что наш брак будет счастливым, и мы всегда будем под защитой
муромских святых, - рассказала словоохотливая Елена. Но, по многолетним
наблюдениям сотрудников загса, День семьи, любви и верности для заключения
брака нередко выбирают те люди, которые уже некоторое время прожили вместе и
имеют проблемы. Обычно это отсутствие детей.
Богатые иностранцы и наш журналист
Кстати, по одной исторической
версии, Петр и Феврония были бездетной парой, по другой - у них была дочь,
которая потом стала игуменьей монастыря в Рязани. Мне понятнее первый вариант.
Уж очень много легенд ходит про чудеса Петра и Февронии. Только бездетная пара
поймет и проникнется похожими бедами.
Мощи муромских святых сейчас хранятся
в Свято-Троицкой женской обители. А в советские времена их хранили в подсобке
Муромского историко-художественного музея. И этот сараюшко в атеистические
времена был местом настоящего паломничества. Говорили: если женщина, у которой
проблемы с зачатием, коснется мощей, она обязательно родит. Сотрудницы музея с
пониманием относились к женским бедам, да и сами бывало, пользовались помощью
святых.
Директор Муромского
историко-художественного музея Альбина Анучкина рассказала еще об одном чуде,
произошедшем с зарубежной семьей здесь совсем недавно:
- Бездетная семья то ли из Америки,
то ли из Англии приехала в Муром поклониться мощам Петра и Февронии. У них
долго не было детей, но произошло чудо, и малыши появились. Теперь эти люди
всячески помогают храму. Восстановление храма также прошло при активном участии
этой семьи. Причем меценаты не оглашают своего имени.
Я бы отнеслась скептически к этой
информации, если бы не одно «но»… Муромские чудеса не обошли стороной и нашу
редакцию. Не так давно у нашего коллеги Романа Комова после паломничества в
Свято-Троицкий Новодевичий монастырь в Муроме появился долгожданный сын
Тимофей.
|
Новодевичий
монастырь в Муроме, где хранятся мощи Петра и Февронии.
|
Ирина и Роман познакомились в
декабре 2002 года, встречались четыре года, а потом решили пожениться. После
свадьбы молодые переехали из общежития в квартиру, начали задумываться о
пополнении в семье.
- Бог никак нам ребеночка не давал,
- с грустью вспоминает Ирина - жена Романа. - Поэтому мы решили во время
отпуска в июне 2010 года съездить в Муром к святым мощам Петра и Февронии.
А 6 апреля мы всей редакцией
«обмывали ножки». Практически 9 месяцев спустя после 8 июля - Дня семьи, любви
и верности.
Вот как тут не верить?!
ХОЧЕШЬ – ВЕРЬ
Частые гости в Муроме и
знаменитости. Но, поскольку решать едут проблемы глубоко личные, то визиты эти не
афишируют. Поговаривают, что недавно к святым Петру и Февронии приезжала Анна
Семенович. Известно, что именно после посещения святого места певица встретила
свою любовь.
ДОСЛОВНО
Молитва святым благоверным князю
Петру и княгине Февронии Муромским Чудотворцам
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре
и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии
ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите
за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости
Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь
нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира
умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и
вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби
и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да
изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе
Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и
добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады
Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем
покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся
прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв
наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко
Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и
Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца,
и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Екатерина КЛЯУЗОВА. Фото Петра
СОКОЛОВА («КП» - Владимир»).
http://penza.kp.ru/daily/25716.3/914294/
08.07.2011
Святейший Патриарх Кирилл: Церковь призвана стать надежным,
честным распределителем национальных богатств
Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл считает, что Православная Церковь призвана стать надежным и честным
распределителем национальных богатств от богатых бедным.
«Церковь всегда была механизмом
распределения национального продукта, национального дохода от богатых к
бедным», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл в пятницу в слове после Божественной литургии
в Покровском соборе Марфо-Мариинской
обители.
По мнению Предстоятеля, у самой
Церкви средств мало, однако в современном обществе у нее появились новые
возможности для реализации своих задач, и в первую очередь это интеллектуальные
силы. «Наверное, если не считать начала века двадцатого, времени перед
революцией, в нашей Церкви никогда не было такого количества просвещенных
образованных людей ― архиереев, священнослужителей, мирян, которые при
этом находятся не где-то за пределами общественного бытия, но трудятся на
высоких должностях и в политике, и в деловом мире, и в общественной сфере»,
― отметил Святейший Владыка.
Поэтому, по словам Его Святейшества,
«сегодня церковные усилия должны быть правильно организованы».
Предстоятель Русской Церкви также
опроверг периодически звучащие упреки в «излишней бюрократизации церковной
жизни». Подобные обвинения раздаются в основном со стороны «людей, которые не
хотят ничего делать», тех, «кто хочет просто кормиться от храма, не задумываясь
о последствиях», полагает Святейший Патриарх.
«Конечно, сегодня существует
государственная система социальной поддержки, поэтому Церковь не является
единственной на этом поле. Строить свою работу она должна, опираясь как на собственные
силы, так и на содействие государства, в сотрудничестве с общественными
организациями; но у нее особая ответственность», ― убежден Святейший
Владыка.
Предстоятель призвал «совместно
умножать добро в нашем народе, добро в нашем обществе и через это
гуманизировать общественные отношения, делать их действительно отношениями с
человеческим лицом».
«Если бы все христиане жили так, как
заповедал Христос, сегодня мы бы жили в другом мире, в другой цивилизации»,
― заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/text/1557244.html
08.07.2011
Отношение к аборту на уровне права и политики должно принципиально
измениться, отмечает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям
Церкви и общества
В Московском Патриархате подвергли
критике законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и выразили
надежду, что его разработчики внесут поправки, направленные на снижение числа
абортов.
«Я рад, что второе чтение этого
законопроекта перенесено на осень. Не очень понятно, зачем была устроена
спешка, почему некоторые чиновники и депутаты хотели любой ценой провести этот
закон во втором и даже в третьем чтении до конца этой думской сессии», — заявил
порталу
«Интерфакс-Религия» 8 июля 2011 года председатель Синодального отдела по
взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
По его словам, обычно, когда в таких
случаях спешат, значит, чего-то боятся, в частности, реальной общественной
дискуссии.
«Не случайно этот законопроект
называют спорным. Многие врачи, политики, значительное количество верующих
Русской Православной Церкви критиковали многие его положения», — сказал
собеседник агентства.
Он указал на то, что среди крайне
спорных моментов — «попытка утвердить практику суррогатного материнства по
схеме, принятой в странах третьего мира, но незнакомой большинству уважающих
себя государств». Священник убежден, что «это предложение нуждается в
пересмотре».
Он напомнил, что при участии
представителей Церкви были разработаны поправки, касающиеся абортов. Так,
предлагалось дать широкое определение аборту, включающее в себя мини-аборт и
медикаментозный аборт, обеспечить визуализацию плода для женщины, прослушивание
сердцебиения плода при УЗИ, запретить использование зародышей человека и его
органов и тканей в косметических, фармацевтических и медицинских целях.
«Подавляющее большинство этих
поправок было отвергнуто волевым решением председателя комитета Госдумы по
охране здоровья Ольги Борзовой», — констатировал отец Всеволод. По его словам,
объяснения, которые были даны, в том числе в недавнем разговоре с ним, являются
неубедительными.
«Нам говорят, что все эти
предложения можно оформить на уровне подзаконных актов. Но разве не федеральный
закон должен давать определение аборта и устанавливать обязанность государства
защищать нерожденных детей, что предполагается, в том числе
международно-правовыми документами?» — спросил священнослужитель.
Как отметил он, после «нелегких
переговоров» были приняты фактически только две поправки. Согласной одной из
них, лечащий врач вправе отказаться от проведения аборта по убеждению и
вероисповеданию за исключением случая, когда аборт проводится при наличии
медицинских показаний и замена лечащего врача невозможно. Вторая поправка
предполагает, что искусственное прерывание беременности проводится не ранее 48
часов с момента обращения женщины в медицинское учреждение за исключением
случая, когда медицинское вмешательство неотложно.
«То, что эти предложения поддержаны,
хорошо, но нужно сделать гораздо больше. Чтобы преодолеть демографический
кризис, должно принципиально измениться отношение к аборту на уровне права и
политики. Нужно сделать все, чтобы убедить женщину отказаться от убийства
собственного ребенка и обязать к серьезному размышлению с учетом буквального
понимания того, что происходит при аборте», — подчеркнул отец Всеволод.
По его словам, «если мы не приложим
сейчас все силы к тому, чтобы ограничить аборты, все разговоры о
демографической направленности нашей политики окажутся лицемерием».
Патриархия.ru
http://www.patriarchia.ru/db/text/1556744.html
07.07.2011
Судьи отменили приговор свидетельнице Иеговы
Наталья Подложевич не разрешила переливать
кровь своему сыну, потому что верит, что после Армагеддона сын воскреснет, и
будет жить в раю на земле.
Женщина запретила переливать кровь
своему сыну и мальчик умер. Коллегия судей решила: мальчик больной и слабый и
все равно бы умер... [острая тема]
Нерадостная новость пришла
с процесса против свидетельницы Иеговы из Когалыма
Натальи Подложевич. Напомним: зимой 2010 года она запретила
переливать кровь своему 5-летнему сыну, и в результате он умер. Мы писали
об этой истории дважды: когда против сектантки
возбудили уголовное дело и когда ее осудили. Приговор был смешной:
5 тысяч рублей штрафа, и не за убийство, а за оставление в опасности.
Но организация свидетелей Иеговы все равно не смирилась: подала
на пересмотр дела сначала в городском суде Когалыма, а потом в окружном суде
Ханты-Мансийского автономного округа. И… победили.
Коллегия из трех
ханты-мансийских судей (все три – женщины) слаженно постановила: приговор
отменить. Мальчик-то, мол, все равно был больной и слабый
(Сережа Подложевич был глубоким инвалидом. – Ред.), умер бы не от этой болезни,
так от другой. Заключение экспертизы, в котором прямо было сказано: переливание
крови могло спасти мальчика, и «имеется причинно-следственная связь между
отказом матери от переливания крови и наступлением смерти ребенка» судьи просто
проигнорировали.
Теперь, скорее всего,
последует новое рассмотрение уголовного дела, на этом
будет настаивать прокуратура.
А шансы России избавиться от
липкой, будто паутина, американской секты, становятся все более призрачными.
Ульяна СКОЙБЕДА
http://penza.kp.ru/daily/25716.4/915244/